Книга Сверяй ежесекундно - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Васильевич Ковальчук. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сверяй ежесекундно
Сверяй ежесекундно
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сверяй ежесекундно


И никогда пусть их уста


Не славят имени Христа!



Ну, как вам этот славный план


По растлеванью христиан?


Ответить нам с тобой придется:


«Ну, как им это? Удается?»



***

          «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стих 24).


Чей я раб? Этот вопрос должен задавать себе каждый человек, тем более, православный христианин. Кто мой хозяин? Кошелек, с помощью которого сатана, требующий поклонения себе, может дать сладострастному человеку комфорт, власть, унижение ближних, великолепные, обильные кушанья и сладчайшие напитки, пуховые перины и морской пляж, красавиц-блудниц и… все материальные богатства мира, и его славу. Или Великий и Вечный Бог, дарующий Царствие Небесное за верность Себе и Его Заповедям? Как можно усидеть на двух стульях?

Отношения раба и господина предполагают полное и безусловное служение первого второму. Ни один господин не потерпит, чтобы его раб двурушничал. «И нашим, и вашим» – это двоедушие, а значит, лицемерие.

Несомненно, история знает случаи, когда у одного раба был не один хозяин. Но абсолютный хозяин у такого раба все равно один. И рано или поздно перед рабом встанет дилемма: кого из господ ему любить и кому принадлежать, а кого ненавидеть и от кого бежать.

Возможно, кто-то из читателей скажет, что он и Бога любит, и о себе любимом не забывает, что вообще рабовладение – далекое и позорное прошлое человечества и т.п. Кто-то заявит, что он сам по себе и ничей он не раб. Но давайте зададимся вопросом: сколько времени каждый из нас в сутки посвящает Богу, а сколько маммоне? Есть ветхозаветное понятие – «десятина». Некоторые христиане, возможно, даже многие, считают, что это относится только к деньгам. Мол, из того, что я зарабатываю, я должен отдать Церкви десять процентов. Это так. Но не одними деньгами отдается эта десятая часть благ. Десятину можно и нужно отдавать Богу в виде чтения и исследования Библии, святых отцов, жития святых и другой богоугодной литературы. В виде работы на Матушку Церковь. Почему бы не прийти в Храм и не предложить свое послушничество? Скажем, в виде мытья полов, приготовления пищи для верующих в церковные праздники, обустройства территории Храма и т.п. Почему бы не поразмышлять о содержании Святого Писания и не поделиться своими, пусть даже спорными мыслями, возбуждая интерес к такому чтению у других? Может быть, стоит написать книгу и вынести свои мысли на обсуждение людьми? То есть, для начала, хотя бы задаться вопросом: выходит ли у меня каждые сутки моей жизни отдавать Богу 2,4 часа? Хотя бы. И посчитать, сколько времени уходит из этих суток на мечты о богатстве, зарабатывание денег, обсуждение того, кто и сколько имеет, крадет, берет взятки и «гребет деньги лопатой».

Ну и на что именно уходит больше нашего времени? На второе или на первое? Нетрудно понять, кому именно мы служим и о ком более радеем.

«Золотой середины» в нашем служении тому или иному хозяину не существует, хотя мир и будет нам об этом твердить. Мы не можем быть одинаково и одновременно полностью посвящены служению Господу и деньгам. Ведь мирское и Небесное понятия взаимоисключающие. Не надо обманываться, что мы не рабы. Каждый из нас, без исключения, раб. Не только Бога или денег. Вы – раб: Божий, или своего желудка, девушки, друга, похоти, желаний и т.д. Список того, что «или», бесконечен. И все эти идолы противостоят Богу.

И немного юмора. Проиллюстрирую служение человека одному из идолов на примере притчи.


Притча о чревоугодии



Знакомьтесь: я – чревоугодник,


«Невинной слабости» невольник,


Не в силах жор свой превозмочь,


Я объедаюсь день и ночь!



Я едоман, фанатик пищи,


Такой, что еле держит днище,


Победа я над духом тела,


Я – раб, а господин мой – чрево!



Не тело у меня, нет, – туша!


Я заложу за пищу душу,


В мороз и в лютую жару


Я только жру, и жру, и жру!



За день никто из вас не съест,


Что я съедаю за присест,


Ведь мой желудок – мой кумир,


Еда мне заменяет мир!



Я жертва жирового плена,


Нагнуться – тяжкая проблема!


Живот, свисая до колен,


Собою заслоняет член.



Я – чревобес, гортанобес,


Не контролируя свой вес,


Я ночью сыр и колбасу


Желудку в жертву принесу.



Одышка, тяжесть, запах, пот,


Всему виновник – только рот!


Кто меня сможет полюбить?


А может, еще начать пить?


***


«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.» (Евангелие от Матфея, Глава 6, Стихи 25-34).


В советское время любили говаривать, что человек – царь природы. Отчасти это так. Но над этим царем есть Царь царей и без Него ничего не можем, даже дышать. Человек – это Божий образ, которого на земле Бог сделал если не царем, то господином над другими живыми существами. Сын Божий приводит в пример птиц, которых наш Небесный Отец питает, хотя, в понимании людей, они не работают. Взрослые птицы питают себя и своих птенцов и не имеют сколь-либо значительных запасов пищи. В отличие от богатящихся людей, имеющих порой колоссальные «сбережения» в виде собранных на земле богатств на миллионы и миллиарды рублей и долларов. И очень часто приобретенных нечестно.

Все наши заботы и попечения без Божией помощи эфемерны. Без Него все будет тщетно. Мы не можем ни росту себе прибавить, ни жизнь продлить даже на минуту. Всех и каждого питает рука Бога.

Значит ли это, что человек не должен ничего делать для своего пропитания и ходить в обносках? Конечно, нет. Каждый из нас должен в поте лица своего добывать себе и еду, и одежду (уповая на Бога и молясь Ему). Речь идет о чрезмерной заботе.

Ведь, как говорится, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Птицы небесные тоже не сидят в гнездах и не ждут, пока в них с неба упадет все нужное им для жизни. Они отправляются на поиски этой пищи (то есть работают). Так же и пчелы. Так же и другие животные – травоядные и хищные. Мышь ищет зернышко, чтобы покушать, кот выслеживает мышь, чтобы напитать себя и котят, а леопард должен нагнать косулю, чтобы не протянуть с голодухи ноги самому и маленьким детенышам.

Итак, Иисус Христос обличает лишь излишнее попечение человека о пище и одежде. Если на сей день Бог, несмотря на твои старания, не послал тебе разносолов и царских одежд, не дал заработать миллионы, а даровал простую пищу, обычную одежду и небольшие деньги, значит, это то, что тебе нужно.

Бесконечное попечение о себе любимом: вкусность и обилие яств, расточительность, пышность одежд, раболепство перед модой, желание постоянно облачаться во что-то новое (нередко при этом осуждая ближнего за то, что он ходит в одном и том же, хотя у него просто нет возможности одеться по-иному) – вот что недопустимо.

Вы скажете, что чрезмерная забота как раз и ведет к приобретению богатств, к успеху? Именно так. И Бог, видя это устремление таких душ, попускает стать таким людям богатыми. Но ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а служить Богу и маммоне одновременно не можем. Если твоя цель – обогатиться, ты идешь к ней, сметая на пути все препятствия. Разоряя конкурентов, подкупая чиновников и т.д. А попроси у такого человека вчерашний однокашник или бедный родственник в долг, даст? Сомневаюсь, поскольку имею несколько примеров грубого отказа даже близким друзьям и родным братьям со стороны таких увлеченных погоней за золотым тельцом. Да еще и с циничной присказкой: «Бог в помочь!»

Но вы заметили, что успеха добивается именно тот, кто всецело поглощен своей целью? Каждая его мысль, каждая клеточка его организма дышит этим веком и духом мира. Он расчетлив, догадлив, умен, решителен в достижении своей цели. И ему помогают… бесы. Это, конечно, мое личное мнение и кто-то возмутится таким утверждением, но лично я полностью уверен в том, что скопивший миллионы и миллиарды в какой-то момент своей жизни осознанно или нет, но заключает некую сделку с сатаной. Ту, по условиям которой, сатана дает ему то, что он так страстно хочет (незаметно подсыпая при этом в душу такого человека своих мерзостей), а человек взамен обязуется отдавать этот долг сатане после смерти. «Ну, – говорят такому человеку после смерти бесы, – ты при жизни получил все, что хотела душа твоя, а теперь придется отдавать!» Примерно так. А если я не прав, то, как же быть с изречением Господа: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Марка. Глава 10. Стих 25). Или как быть с притчей о богаче и нищем Лазаре (Евангелие от Луки. Глава 16. Стихи 19-31)? А ведь в этой притче есть такие слова: «…И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…».

Глава 3


«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 1-2).


Кто из вас, дорогие читатели, задумывался, сколько раз в день мы осуждаем других людей? Я задумывался, но не считал. Много. Десятки раз. А там, где суд, там и семь смертных грехов.

«И чего он с утра пораньше сверлит, гад, спать не дает?!» Хоп, тут и гнев.

«Смотри, машину какую купил. И откуда деньги взял? Ведь он же по документам безработный. Наворовал, как пить дать!» Гнев плюс зависть, а может, и сребролюбие.

«Ишь расфуфырилась как, накрасилась, а оделась-то как проститутка прям!» – Гнев, блуд мысленный…

Одна моя молодая знакомая, вдова, живущая впроголодь, рассказывала, что случайно затопила живущую внизу бабулю. Так та на суде орала, что она рожает детей на продажу мужикам. Просила разобраться с девушкой как следует и посадить ее за торговлю грудными детьми. На самом же деле, вдова согласилась поучаствовать в программе суррогатного материнства и выносила ребенка для одной бездетной пары. Но как это объяснить бабуле?

Вот так и живем. Судим, порою, даже не зная, насколько мы не правы.

А если даже и правы, что с того. Кто дал нам такое право – судить другого человека? Мы знаем все? Имеем возможность просмотреть запись жизни этого человека? Способны учесть все смягчающие и отягчающие его вину обстоятельства? А есть ли эта вина вообще? Может, она только в нашей голове?

Друзья, давайте серьезно задумаемся над осуждением, сплетнями, распространением непроверенной о человеке информации, и станем осекать себя всякий раз, когда приходит искушение осудить. Ведь это грех, в котором нужно каяться и который подлежит раскрытию на исповеди. А то, в чем мы не каемся, лежит в нашей душе черным грузом всю жизнь и идет с нами вослед после смерти. А там Суд Божий и… мера за все наши суды неправедные.

Хочу представить вашему вниманию свой стих на эту тему.


Брат мой, друг мой, ты что меня судишь?


Я же Богом пока не судим!


А ты сам-то безгрешен будешь?


Не боишься предстать пред Ним?



Честен, праведен, скромен, смирен?


И все Заповеди ты точь-в-точь


Соблюдаешь и день, и ночь,


Помня, что обратишься ты в тлен?



Осуждать, как же просто это,


Мимоходом, в курилке где-то,


Иногда за столом накрытым,


Перешептываясь или открыто.



И, как правило, за спиной.


Вот такой он, мол, и сякой…


Но Христос, Тот, Который грядет,


Говорил, что Земля прейдет,



И что Небо прейдет с нею тоже,


Но слова Его не прейдут,


Пока все не исполнится… Боже,


Как же люди себя ведут!



И я с ними, Твой раб недостойный,


Весь в грязи, словно кот помойный,


Бормоча себе злобно под нос:


«А сосед-то дом матери снес,



И хоромы какие поднял,


Не иначе, на то, что украл!»


Не суди, и судим не будешь,


А коль это призришь и осудишь,



Ставь вопрос сразу перед собой:


«Я сужу, а кто сам я такой?»


И молись: «И отмерь мне, Владыко,


Моей мерою, но… не великой!»


***


«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 3-5).


Сучок и бревно – предметы в глазу явно инородные. Точно так же, как и большие и малые грехи в душе человека. Поэтому Господь наш Иисус Христос так иносказательно, но оттого не менее блестяще обличает такого лицемера, который замечает чужие грехи, но не видит свои собственные.

Что же, а, вернее, кто, заставляет человека видеть чужие изъяны и несовершенства и закрывать глаза на свои собственные? Бесы! Помните? Они всегда рядом и подсказывают нам, как себя вести! И именно от них так стремится оградить нас Господь, призывая бодрствовать. А притчу о фарисее и мытаре помните? Я приведу тут ее текст целиком:

«Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!»

Сказываю вам, – говорит Господь, – что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится

Полагаю, излишне объяснять, кто из этих двоих молившихся видел сучки в глазах других, а в своем не замечал бревна.

И здесь мы приходим опять к первому смертному греху, благодаря которому между Богом и человеком возникает пропасть, – гордыне!

Как вы думаете, почему мытарь ушел более оправданным? Полагаю, потому что, несмотря на все свои грехи, показал Богу понимание своей грешной сущности и смирение. А фарисей, напротив, продемонстрировал гордыню. Тот самый страшный грех, благодаря которому Бог изгнал своего любимого некогда ангела по имени Денница, более известного под именем дьявол или сатана. Почему? Потому что тот так возгордился своей близостью к Отцу-Вседержителю, что захотел стать равным Ему.

Кто-то скажет, что это сейчас не актуально. Но ведь Иисус Христос говорит, что Небо и Земля прейдут, а слова Его не прейдут!

Что, сейчас стало меньше «замов», подсиживающих своих руководителей? Такие люди обычно говорят примерно одно и то же: «да кто он такой, чтобы я ему подчинялся?» И, как змея, ждут своего часа, чтобы напасть: подставить, предать.

И такие люди есть везде, в любом коллективе: в армии, полиции, коммерческой компании… и даже в банде.

Или некоторые «святоши», самочинно считающие себя воцерковленными людьми. Такие, порой, хвастаются, что они постоянно исповедуются, причащаются, молятся, постятся. Они любят учить, любят, когда им заглядывают в рот и воздают славу. Смотришь на такого и иногда искренне умиляешься, а потом с ужасом осознаешь, что перед тобою лицемер чистой воды, который даже не пытается применять слова Святого Евангелия в жизни.

«Знаешь, почему у тебя такие проблемы в жизни? – вопрошает такой «праведник», ведя с тобой душеспасительную беседу, словно он твой духовный отец. – Это потому, что ты забросил воспитание собственного сына. А вот я…» – и следом идет нравоучительная лекция во славу себе любимому и светоносному.

А то, что сам «учитель» имеет внебрачных детей, которых не признает и из-за этого проклинаем их матерями (своими бывшими любовницами), почему-то упомянуть забывает.

Я никого не осуждаю, но такое поведение воистину лицемерие. Подводя итоги сказанному, следует, тем не менее, отметить, что, столкнувшись с таким поведением ближнего, легко можно самому впасть в осуждение.

Известно, что Бог действует в нашем материальном мире, в том числе, и через других людей. И я бы посоветовал, услышав от другого замечание или даже обвинение вас в грехах (мнимых или реальных), не отторгать сразу сказанное и не обижаться. Ведь, возможно, это сам Бог устами этого небезгрешного и горделивого человека призывает вас прислушаться, а, так ли тот неправ. Другое дело, что у него самого бревно в глазу, но не надо его в этом уличать. Потому что, скорее всего, это ни к чему, кроме вашей с ним ссоры, не приведет.

И помните, мои возлюбленные читатели, что вера без любви, как и без дел, мертва. Вот и притча в тему:


Когда у веры нет любви


Очень плохо атеисту стало одному,


Посоветовали люди в Храм пойти ему.


И, призрев свой атеизм, слушая совет,


Посетил он Божий Храм, чтоб увидеть Свет.



Подошла к нему бабуля: – Ты не там стоишь!


Сбоку зашипел дедуля: – Не туда глядишь!


И одергивают сзади: – Ты не так одет!


Шепчут спереди: – Глядите, крестика-то нет!



Тут «всезнающая» тетка начала учить:


– Книжку надо бы тебе сначала прикупить,


В Церкви как себя вести надо почитать,


А потом уж в Божий Храм заходить опять!



Вышел человек из Храма, горько зарыдал.


– Что ты плачешь, Мое чадо? – вдруг он услыхал.


И подняв свое лицо, Спасителя узрел:


– Не пускают меня в Храм, а я так хотел!



И обнял его Господь, ласково смотря:


– В этот Храм не пропускают даже и Меня!


***


«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стих 6).


Смысл этих слов Господа состоит в том, что на свете были, есть и будут люди, которых Он уподобляет псам и свиньям. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, под именем псов Господь подразумевает тех, которые живут в неисцелимом нечестии, безо всякой надежды на исправление, а под именем свиней – всегда живущих невоздержно. И те, и другие, недостойны слушать учение Христа. Такая трактовка подтверждается и словами святого Апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием…» (Первое Послание к Коринфянам, Глава 2, Стих 14).

Доводилось ли вам сталкиваться с людьми, которые, узнав, в чем состоит суть учения Христа, поднимали его на смех, дерзко, не обращая внимание ни на какие доводы, отвергали его? А были ли те, кто изо всех сил пытался «вразумить» вас, говорил, что на дворе двадцать первый век, а вы все со своими «поповскими россказнями с ума сходите»?

Уверен, что таковые люди на жизненном пути вам встречались. А что делали вы? Не знаю, как вы, мои дорогие читатели – православные христиане, а я старался убедить такого человека в его неправоте и в истинности учения Христа. В некоторых случаях, годами. Но, тщетно. Тогда я решил, что, возможно, когда-нибудь этот человек сам придет к вере. Может, его подвигнет к этому болезнь или несчастье, или еще какое-либо событие. Возможно. На все воля Божия. Но, по моему разумению, если в человеке изначально есть хотя бы уважение к вере в Бога, то его можно привести в лоно Церкви Христовой. А если он от рождения, по своей природе не может слышать о вере, а не то, что ее познать, то пусть лучше пребывает в неведении.

Как утверждают святые отцы: «и свинья не знает, что такое бисер, а, если не знает, то пусть и не видит, чтобы не попрала того, чего не знает».

Поэтому не совершайте моей ошибки. Не навязывайте учение Христа там, где оно заведомо не найдет отклика в душах. Иначе «псы» или «свиньи» еще больше ополчатся и на Святое Благовествование, и на вас самих.

Кто-то может сказать, что святыня не может быть попрана, ведь она – святыня и оттого непобедима. Настоящая святыня действительно непобедима, но псы и свиньи ее просто не воспримут. Поэтому и бисер может быть попран – потому что попал к свиньям.

А что такое: «обратившись, не растерзали вас», спросите вы. «Растерзать» – это не всегда в прямом смысле. Хотя, бывает, что и в прямом. Если бы вы попытались проповедовать учение Христа в комсомольской школе или на партийных курсах в тридцатые годы прошлого столетия, то вас могли растерзать и в буквальном смысле.

Но в большинстве случаев «псы» и «свиньи» будут просто над вами потешаться, поносить и считать умалишенными. Они будут говорить вам, что «это опиум для народа» или «спешу тебя разочаровать – Бога нет» и глумливо похохатывать.

В заключении хочу привести слова святого блаженного Феофилакта Болгарского. По-моему, лучше и не скажешь.

«Псы – неверные, а свиньи – хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак, не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых жемчужных слов богословия нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас, как поступают так называемые философы. Ибо, коль скоро услышат, что распялся Бог, они начинают терзать нас своими умствованиями, говоря, что это невозможно, и в своем высокоумии взнося хулы на Вышнего».


***


«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.» (Евангелие от Матфея, Глава 7, Стихи 7-11).


«…без Меня не можете делать ничего» (Евангелие от Иоанна, Глава 15, Стих 5); «…не бойся, только веруй» (Евангелие от Марка, Глава 5, Стих 36); «…Я есмь путь, и истина, и жизнь…» (Евангелие от Иоанна, Глава 14, Стих 6).

Мы должны просить. Просить в молитвах у Подателя жизни все, что нам нужно, всегда, беспрестанно. Но делать это с великой верой в то, что Отец наш Небесный рано или поздно даст нам просимое у Него. Мы, грешные, порой сами не знаем нужно ли нам то, о чем мы просим. Но Владыка знает лучше нас. И если нам просимое не полезно (ведь Он видит будущее и знает все), то мы это не получим. К примеру, молим мы, чтобы Господь дал денег. И, хотя говорят, что этого делать нельзя, тем не менее, продолжаем. Но Господь видит, что, получив просимое, человек, который ленив и склонен к пьянству, употребит деньги не на пользу себе. Допустим, бросит работу, начнет пьянствовать, все растранжирит и закончится все это очень плохо. И поэтому не дает, сколько бы ни просили. Потому что этот человек просит дать ему «камень» или «змею». Если же просимое полезно для человека, то и это иногда долго не дается Богом. Но если вам, читатель, это действительно нужно, просите. И получите. Может быть, не в то время и не там, где думали, но обязательно получите (если, конечно, не разуверитесь, и не бросите молиться о получении этого).