Таким образом, процесс профессионального развития, формирования личности профессионала со своими позицией, целями и программами действий, отношением к результатам деятельности и другими специфическими свойствами является следствием преломления субъектом законов развития человека, изменения психологического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант.
Однако в условиях жестко детерминированных требований (нормативов) деятельности личности ее психика приобретает и проявляет не только многообразие форм и способов приспособления, самоорганизации, но и конструктивную личностную активность в поиске и выработке механизмов и приемов регуляции деятельности, нахождении наиболее оптимальных и индивидуально своеобразных путей и процедур организации психической активности для достижения требуемых результатов. Типовые задачи и типовые требования человек обеспечивает индивидуально удобным, субъективно привлекательным и творчески найденным образом [1]. Тем самым подтверждается гипотеза Б. Ф. Ломова о том, что реализация любой деятельности осуществляется не путем локального соответствия (соизмерения) отдельно взятых психических процессов (свойств) профессиональным требованиям, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом индивидуальных особенностей.
Результаты изучения проблемы формирования личности профессионала и ее профессиональной пригодности и, в частности, динамический характер этого процесса, качественные особенности филогенетического и, главным образом, онтогенетического развития человека, а также роль в нем трудовой деятельности позволили всю совокупность проблем формирования профессионала определить термином «профессиогенез» [6, 7, 12]. Основные черты профес-сиогенетического подхода заключаются в том, что он основан на изучении закономерностей социального и психического развития субъекта труда на этапах профессионального пути; в нем предусматриваются возможности активного управления процессом формирования профессиональной пригодности и развития личности профессионала; он ориентирован не только на изучение особенностей развития личности и становления профессионала, но и на психологический анализ существующих видов деятельности, механизмов психической регуляции процессов адаптации к ней и согласования ресурсных возможностей человека и требований профессии, а также на прогнозирование психологических особенностей перспективных видов деятельности и профессий [6, 9].
В профессиогенезе центральным вопросом является становление субъекта труда, его профессионализация, которую следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как процесс развития личности, который отражает законы онто- и филогенеза, проявляется в возрастной периодизации, зависит от уровня активности конкретного субъекта труда и характера деятельности. Психологическое развитие заключается в формировании, прежде всего, профессиональных способностей, профессионально важных качеств, мотивов труда, соответствующих требованиям деятельности. Во-вторых, как процесс социализации субъекта, то есть усвоение индивидом социальных норм, преобразования социального опыта в собственные профессионально ориентированные установки и ценности, принятие социальной роли и общественной задачи и т. д. В-третьих, как профессиональное самоопределение, самореализация субъекта на жизненном пути, в ходе которых профессионализация обуславливается процессами самопознания, саморегуляции и самоконтроля личности, а также влиянием жизненного опыта, стиля жизни и т. д. Развитие и профессионализация на жизненном пути отражаются в возрастных периодах, в стадиях жизнедеятельности человека, а также зависят от жизненных противоречий между требованиями общества и стремлением самой личности к развитию и самореализаци и т. д. В-четвертых, профессионализация характеризует и отражает форму активности личности, которая рассматривается в соотнесении с деятельностью и выступает как динамическое условие становления личности и ее собственного движения [5,20].
Психология изучает роль и место системы субъективного отражения действительности в деятельности индивида. «С одной стороны, она рассматривает деятельность как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой стороны, она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности, то есть рассматривает психическое как фактор деятельности» [18, с. 205]. Известно, что способ включения в деятельность, изменение и выявление своей позиции по ходу ее осуществления являются особыми качествами субъекта. Они проявляются в процессе того, как личность становится субъектом деятельности.
В работе Д. Н. Завалишиной представлен довольно обстоятельный анализ реализации принципа субъекта в исследованиях разных видов трудовой деятельности. Автор отмечает, что в прикладной психологии «преобладает понимание субъекта как «специфического качества», психологическая структура которого обусловлена преобразующей действительность функцией конкретного вида труда, особенностями его предмета, средств и ориентирована на обеспечение эффективности этого труда [13, с. 50–51]. Такое понимание субъекта трудовой (профессиональной) деятельности очень точно сформулировано Е. А. Климовым: «В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личность, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, целям, средствам и условиям деятельности (трудовой)» [14, с. 107]. Такого определения субъекта, включающего понятия «специальных (профессиональных) способностей», «профессиональной мотивации», «профессионально важных качеств», придерживается большинство психологов труда. Именно такое понимание сущности субъекта труда, отражающее психологическую специфичность (специализированность) структурно-функциональных свойств и качеств человека, предопределяет один из ведущих методологических принципов изучения проблемы профессиональной пригодности.
Положение о субъекте деятельности реализует гипотезу Б. Ф. Ломова [17] о том, что обеспечение любых профессиональных требований осуществляется не путем локального соизмерения с ними отдельно взятых способностей, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности переводятся субъектом на язык своих возможностей с учетом индивидуальных особенностей, при этом субъект обнаруживает потенциальные возможности и активность, выходящие за пределы требований. Отсюда следует, что требования профессиональной пригодности к конкретной деятельности (как уровень достижения субъекта и как его личностно-профессиональное свойство) должны оцениваться характеристиками целостной личности, системной оценкой свойств субъекта деятельности.
Существенное значение для развития исследований в области психологии профессиональной пригодности, помимо изложенных выше методологических и теоретических подходов и концепций, имеют положения субъектно-деятельностного подхода, основанного на научных идеях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и развитого в трудах К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, Е. А. Климова и других исследователей. Согласно этого подхода человек в результате включения в процесс трудовой деятельности и других видов целенаправленной и осознаваемой активности (учеба, игра, общение) приобретает специфические свойства и качества самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, согласования внешних и внутренних условий и средств активности, координации всех психических процессов, состояний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности и, в частности, профессиональной деятельности.
Важнейшими положениями субъектно-деятельностного подхода являются: 1) неразрывная связь и взаимовлияние человека и деятельности, в которую он включен; 2) творческий и самостоятельный характер деятельности, которую он выполняет; 3) понимание деятельности как целенаправленной, сознательной, практически преобразующей активности человека по отношению к внешнему миру и к самому себе; 4) развитие субъекта в деятельности и изменение самой деятельности. Таким образом, согласно субъектно-деятельностному подходу человек, его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей.
Характеризуя труд человека как «функциональную систему», а самого человека – как субъекта труда, инициатора активности, Е. А. Климов [14] предложил для изучения уровня его сформированности следующие психологические признаки субъекта труда.
Первый признак характеризует осознание человеком социальной ценности результата труда, а уровень осознания определяется на основании: а) степени представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда; б) характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества; в) эмоциональных проявлений субъекта деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.
Второй признак — сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах (социальная и профессиональная ответственность, чувство долга). Уровень представленности данного признака определяется на основании: а) оценки характера осознания необходимости и ответственности за выполнение работы; б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его осознания.
Третий признак — сознательное применение орудий труда, средств достижения профессиональных целей, которое рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим характеристикам: а) степень теоретической подготовленности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда); б) степень сформированности профессиональных навыков и умений; в) адекватность эмоциональных проявлений уровню готовности субъекта труда.
Четвертый признак — осознание профессиональной значимости межличностных отношений, оценка уровня которых осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности, а также с учётом характера эмоциональных переживаний отношения к людям труда, к ценностям, которые они создают.
Перечисленные психологические признаки в субъектнодеятельностном подходе раскрываются через систему психологических регуляторов активности субъекта, таких как: «образ объекта» (представления, глубина познания и чувственное отражение предметов и явлений трудового воздействия), «образ субъекта» (представление о самом себе как участнике трудового процесса), «образ субъект-объектных и субъект-субъек-тных отношений» (представления о межличностных отношениях и групповых процессах в различных звеньях трудового сообщества).
Использование положений субъектно-деятельностного подхода при изучении профессиональной пригодности было реализовано в структурно-динамической концепции прогнозирования пригодности к лётной деятельности, сущность которой заключается в изучении и учёте закономерностей профессионального становления личности и, в частности, процессов структуризации и факторизации профессионально важных психологических качеств в связи с особенностями деятельности на разных этапах подготовки специалистов [10]. По результатам психологического обследования свыше 650 человек (курсанты лётных училищ в течение четырёхлетнего обучения) были построены «психометрические профили», в которых представлены информативные показатели и оценки профессионально важных качеств (ПВК) и проведён анализ двадцати трёх наиболее типичных конфигураций профилей.
Применение аппарата корреляционного и многомерного факторного анализа позволило установить, что разработанный на основе представлений о структурно-функциональных и динамических закономерностях психического развития субъекта труда метод оценки ПВК (в виде психометрического профиля) позволяет отразить не только степень развития этих качеств, но и их соотношения, характерные для определённых групп курсантов и этапов обучения. Изучение структуры психометрических профилей курсантов на протяжении всего периода обучения позволило выявить ряд закономерностей их развития, которые проявляются: 1) в увеличении степени структурированности ПВК (усиление связей между отдельными качествами и их функциональная группировка); 2) в интеграции отдельных видов профилей в типичные структуры, объединяющие большие массивы курсантов (уменьшение в два раза количества малочисленных профилей и увеличение профилей, характерных для больших групп); 3) в изменении конфигурации профиля (повышение уровня развития тех или иных качеств в ходе обучения). Взаимосвязь особенностей структуры психометрического профиля на каждом этапе обучения (теоретический, тренажёрный, полёты с инструктором, самостоятельные полёты) с текущей успешностью лётного обучения проявляется в различиях темпа структуризации профилей и уровня развития отдельных ПВК у лиц, хорошо и слабо подготовленных. Процесс профессионализации сопровождается не только развитием структуры личностных свойств и качеств, но и специфической их интеграцией, формированием профессионально ориентированной личности.
Формирование профессиональной пригодности, становление профессионала неразрывно связано с самоопределением личности, то есть с её самореализацией, самоутверждением, самосовершенствованием. Это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции, особенно в проблемных ситуациях, обусловленный проявлением внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности. Ключом к пониманию феномена самоопределения является внутренняя обусловленность активности человека, через которую преломляются внешние воздействия. И в этом плане самоопределение выступает как самодетерминация и саморегуляция процессов развития профессиональной пригодности.
Самоопределение целесообразно рассматривать и в контексте самосознания, самопознания и «Я-концепции», то есть осознание и понимание своих свойств, своего отношения с окружающим миром(то есть «жизненного смысла») и, в частности, отношения к своей профессии, конкретной деятельности, которое определяет возможности личностного и профессионального развития, становления личности профессионала и формирования пригодности субъекта труда.
Уровень самосознания достаточно полно реализуется в «Я-концепции», которая включает в себя три компонента: когнитивный (или «Я»-образ), эмоциональный (или самооценка) и поведенческий. Содержание и сопоставление образа «Я в профессии» и образа профессионала (его эталонной модели) можно рассматривать не только как фактор (индикатор) регуляции развития субъекта труда, но и как критерий ориентированности личности, её проникновения в мир выбранной профессии.
Можно сказать, что профессиональное самоопределение личности находится в причинно-следственных отношениях с процессом развития личности профессионала. Оно является личностным механизмом формирования и проявления профессиональной пригодности. В свою очередь, профессиональное самоопределение детерминируется, регулируется и проявляется в виде различных функций, которые отражают соотношение конкретной личности с разными сторонами ее внутреннего мира и окружающей действительности. В этой связи изучение и учёт особенностей профессионального самоопределения личности способствует пониманию процессов регуляции формирования профессиональной пригодности и становления профессионала.
Таким образом, профессиональная пригодность как системная категория определяется совокупностью деятельностно-ориентированных взаимосвязанных свойств и качеств человека, формирующих структурно-функциональные характеристики субъекта труда. Это системное свойство имеет свою иерархию показателей – его системообразующими факторами являются параметры уровня пригодности к выполнению определённых трудовых задач с заданной эффективностью и качеством, а субъективной мерой – удовлетворённость процессом и результатом труда. Системность этого свойства обуславливается также отражением в нём как «внутренних» свойств человека, предопределяющих и регулирующих процесс достижения успеха в деятельности, так и «внешних» свойств, характеризующих наличный потенциал субъекта труда (его знания, навыки, умения, опыт и др.), обеспечивающих выполнение конкретной деятельности.
Психологические аспекты проблемы профессиональной пригодности определяются возможностью её рассмотрения как процесса формирования особого свойства человека – пригодности к труду, как регулятора развития личности профессионала, его становления и реализации, как результата, достижения определённого уровня развития этого свойства, конкретной степени соответствия требованиям деятельности.
Результаты теоретико-экспериментальных исследований на основе изложенных методологических принципов и положений свидетельствуют о том, что проблема определения и формирования профессиональной пригодности связана с закономерностями профессионализации субъекта труда и психического развития личности, а также является процедурой динамической, реализующейся на различных этапах профессионального пути, социально и экономически значимой в современном обществе.
Литература1. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал, 1980. № 4. С. 11–28.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
3. Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал, 1980. № 2. С. 52–60.
4. Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе (Личность и её жизненный путь) / Под ред. Б. Ф. Ломова и К. А. Абульхановой-Славской. М.: Наука, 1990. С. 7—17.
5. Бодров В. А. Перспективы диагностики профессиональной пригодности с позиций психологии профессионализации и психического развития // Теория и практика профориентации и профконсультирования. Вып. 3. Калуга: ГКПИ, 1996. С. 277–294.
6. Бодров В. А. Психологические проблемы профессиогенеза в операторской деятельности // Проблемы психологии и эргономики. Тверь-Ярославль, 1999, № 2. С. 38–44.
7. Бодров В. А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А. В. Брушлинского и А. В. Карпова. Институт психологии РАН, М. – Ярославль, 2001. С. 54–72.
8. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЕ, 2001.
9. Бодров В. А. Теоретические и методологические принципы изучения проблемы профессиональной пригодности // Современная психология: состояние и перспективы исследований / Отв. ред. А. В. Брушлинский и А. Л. Журавлев. Ч. 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 110–123. Исследование структуры и динамики развития лётных способностей // Психологический журнал, 1994, № 3. С. 65–77.
10. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330–346.
11. Галактионов А. И., Вавилов В. А. Анализ и организация операторской деятельности // Психологический журнал, 1992, № 3. С. 14–24.
12. Завалишина Д. Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под. ред. В. А. Барабанщикова и А. В. Карпова. Вып. 2. Москва-Ярославль: «Аверс-Пресс», 2002. С. 42–64.
13. Климов Е. А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
15. Ломов Б. Ф. О системном подходе к инженерной психологии // Вопросы психологии, 1975, № 2. С. 31–45.
16. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал, 1981, № 1. С. 3–17.
17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
18. Ломов Б. Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал, 1989, № 4. С. 19–33.
19. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
20. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Курск: КГПИ, 1991.
Профессиональная ориентация в системе формирования субъекта труда
И. А. Волошина
Значение профессиональной ориентации молодежи и периодической переориентации людей зрелого возраста на этапах профессионального пути определяется ее ролью в научно-практическом управлении социальными процессами в обществе и, в частности, необходимостью соотнесения и удовлетворения потребности государства в трудовых ресурсах, в подготовке специалистов определенного профиля и индивидуальных интересов, профессиональной направленности и способностей конкретного человека. Кроме того, возможное несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов [9].
На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие уточнения дальнейшего направления своего самоопределения, выбора новых профессиональных целей. Огромное количество профессий и специальностей, исчисляемое многими десятками тысяч, отсутствие необходимых знаний о содержании труда в этом необозримом мире профессий, трудности самооценки каждым человеком своих личных качеств и тем более сопоставления их с требованиями профессий к человеку делают задачу правильного выбора профессии, разумного построения своего трудового пути для подавляющего большинства фактически непосильной, а во многих случаях личные профессиональные планы становятся недостаточно обоснованными. Хорошо известны последствия такого положения – отсутствие интереса к труду, смена профессии, утрата веры в свои силы.
Многообразие и неопределенность возможных исходов из нестандартных ситуаций жизненного и профессионального пути обусловливает желательность или даже необходимость заранее предвосхитить всю трудовую жизнь человека. Именно этим обстоятельством определяется личная значимость правильного выбора профессии.
Часто употребляемое выражение «выбор профессии», как бы указывающий на некий одномоментный акт, маскирует два важных обстоятельства. Первое – каждый отдельный выбор на профессиональном пути является обязательно процессом, то есть цепочкой взаимосвязанных этапов (ориентировка в обстановке, перебор и оценка возможных вариантов дальнейших действий и их последствий, формулировка и обоснование того или иного решения и т. д.). Второе – неизбежность многих выборов на многолетнем жизненном и профессиональном пути, и именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.
Как отмечает С. А. Боровикова [3], психология развития отождествляет начало профессионального самоопределения (первый этап) с детской игрой, когда ребенок принимает на-себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения. Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями. Третий этап – подростковый и большая часть юношеского возраста – предварительный выбор профессии, когда разные виды профессиональной деятельности «сортируются» и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей подростка. И, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, включающее определение уровня квалификации, объема и уровня подготовки и, в конечном итоге, выбор профессии или специальности.
Выбор профессии является одним из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека, которое зависит от индивидуально значимой совокупности факторов. Среди объективно существующих факторов можно выделить потребности общества в тех или иных специалистах, характер социального окружения (родители, учителя, сверстники и т. п.), информация о мире профессий и т. д. Объективно существующие факторы выбора профессии являются лишь возможностью, а то, какие из них и в какой комбинации окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от конкретной личности. Большое значение имеет субъективный образ ситуации выбора, который может существенно отличаться от объективной картины [4].
Среди основных, личностных факторов, определяющих процесс выбора профессии, обычно выделяют следующие:
а) познавательные, профессиональные интересы и склонности;