5. Красным цветом сделайте «самомотивационные» заметки. Например, сколько тысяч шагов прошел, был ли в бассейне, сколько потребил калорий и т. п.
В течение всего дня вы будете создавать очень наглядный, материальный и, самое главное, персонализированный – ваш, личный, уникальный – портрет своих достижений и результатов. Это не сравнится ни с какой расстановкой галочек в электронных списках задач.
Используйте именно одну четырехцветную ручку, а не четыре отдельные ручки разных цветов. Во-первых, четыре ручки легко растерять. Во-вторых, сам процесс переключения стержней создает очень приятный «якорь» на работу с задачами. «Выбор зеленого цвета – приятный щелчок – вычеркивание сделанной задачи» – это гораздо более материальное, ощутимое самоподкрепление, чем любые электронные действия.
Эта техника не отменяет электронные календари и списки задач, о которых мы будем говорить в главах «Рабочий день» и «Планирование». Многоцветная работа со списком задач на бумаге – это инструмент самонастройки и самомотивации.
Дела, «почти» доведенные до концаВ жизни многих людей проявляется удивительный феномен – незавершения, «недожимания» больших дел на самой последней стадии, совсем незадолго до результата.
Например, по статистике лишь несколько процентов аспирантов защищают в итоге кандидатскую диссертацию. Представьте, десятки тысяч человек, три года учившихся в аспирантуре, преподававших, сдававших кандидатские экзамены, почти стали кандидатами наук. Однако «почти кандидат наук» на визитке и в резюме писать не принято… Огромные усилия, тысячи часов времени слиты в унитаз из-за того, что слон почти съеден.
Множество менеджеров по продажам почти заключают сделку, чуть-чуть недожав какой-нибудь нюанс, зачастую уже в механической, договорной части работы. Исполнители работ часто почти завершают работу, поэтому почти получают акт сдачи-приемки, и их компания месяцами пребывает в состоянии почти получившей деньги за проект, а менеджеры – в состоянии почти полученных бонусов.
Этот эффект работает и на уровне страны. К лучшей в истории Олимпиаде в Сочи в крайне сжатые сроки, в сложнейших природных условиях строится дорога – чудо инженерии, скоростная и двухполосная… почти на всем своем протяжении: буквально за несколько километров до Красной Поляны две полосы сужаются до одной.
Феномен «почти» объясним. Чем ближе к защите кандидатской, или подписанию акта сдачи-приемки большого проекта, или долгожданному «ремонт закончен!», тем меньше у нас сил и энтузиазма. При этом в конце большого «слона» обычно остаются самые неприятные, муторные, бюрократические, скучные действия. Но без них дело будет сделано «почти».
Приступая к большому слону, очень четко формулируйте, что будет настоящим результатом, без «почти». И готовьтесь распределять свои силы и вознаграждения, промежуточные радости таким образом, чтобы как следует поддержать себя именно на финальном участке пути.
Очень ценным опытом «дожимания большого дела до конца» была для меня продажа первого бизнеса. Собственно продажа заняла двое суток. В первый день в разговоре со стратегическим инвестором обсудили идею сделки; на следующий день инвестор со своим финансовым директором побывали у меня в компании на экскурсии, посмотрели бизнес-процессы, клиентскую базу, благодарственные письма клиентов и т. п. Дальше мы перешли в ресторан, где обсудили и согласовали цену. Представляете себе мои ощущения, когда в блокнотике я увидел цифру, превышающую заработки за всю предыдущую бизнес-жизнь.
А дальше было три месяца многочисленных бумажных бюрократических действий утомительных юридических и финансовых согласований – в большинстве своем не имеющих никакого отношения к бизнес-смыслу, но неизбежных при такого рода сделках. Передается ли в рамках сделки вот эта конкретная торговая марка? А что с тем юрлицом? Этим опционом? Тем платежом?.. Множество вопросов, которые возникают при покупке частного бизнеса крупной корпорацией.
Во время возни со всей этой бюрократической катавасией руки регулярно опускались, хотелось плюнуть и все бросить. Но удерживала мысль: «Восемь лет ведения бизнеса… из них четыре года подготовки бизнеса к продаже стратегическому инвестору – внедрения бизнес-процессов, ISO, прохождения аудитов… – из них год плотного общения с потенциальными инвесторами… И что же, сейчас спустить все это в унитаз из-за того, что юристы инвестора придрались еще к нескольким пунктам и их надо опять пересогласовывать? Никогда!»
Еще через месяц первый транш оплаты по сделке «зашел» на мой банковский счет.
Жесткий график «ресурсных занятий»Выстраивая стратегию самомотивации, важно не просто вознаграждать себя за отдельные выполненные дела или завершенные проекты. Очень важно находить время на «ресурсные занятия», которые в целом делают вашу жизнь насыщенной и осмысленной, придают вам энергию.
Один мой одноклассник по бизнес-школе, англичанин, активно работающий с Россией, как-то сказал: «Что меня удивляет в моих русских партнерах: большинство из них такие трудоголики, что отпуск планируют вокруг работы. У них расписание сначала забивается важными деловыми событиями, а потом среди этих событий они пытаются встроить отпуск. Я делаю наоборот – планирую на год вперед отпуска, а вокруг них – все остальное».
Мне это наблюдение показалось интересным. Я знаю нескольких вполне «трудоголичных» в самом хорошем смысле слова руководителей, которые планируют отпуска весьма заблаговременно, берут билеты и отели с большими скидками и т. д., тем не менее нельзя сказать, что они планируют жизнь начиная с отпуска.
Однако в мысли моего одноклассника есть здравое зерно. Стоит уменьшить риски выгорания, потери вкуса и интереса к жизни, когда никакие «слоны и лягушки» уже не помогут себя замотивировать.
Для этого полезно включить в ваш недельный, месячный, годовой график достаточное количество ресурсных занятий. Ресурсные занятия – это ваши хобби, походы в нравящиеся вам места, общение с приятными людьми и т. п. Ведь часто нехватка ресурсных занятий в нашей жизни происходит не от нехватки времени, а от того, что мы забыли, не спланировали, поленились…
Полезно завести «длинный список» ресурсных занятий. Это занятия, которые в принципе хотелось бы попробовать. Друзья искупались с дельфинами и говорят, что это здорово. Коллега рассказал, как ездил с друзьями на танке и ел блюда полевой кухни. Записывайте эти идеи и возвращайтесь к ним, расширяйте свой арсенал ресурсных занятий. Самые ценные ресурсные занятия станут опорными – на них вы будете планово выделять время при любых условиях.
Я очень люблю классическую музыку, особенно живые концерты на лучших московских площадках: в консерватории, филармонии и т. д. Для меня это одно из самых вдохновляющих, глобально подзаряжающих ресурсных занятий. Однако случалось месяц, два, три не посещать такие концерты. Забыл, замотался… увидел интересный концерт – но на этот день запланирована командировка…. Два-три концерта классической музыки в месяц занимают совсем немного времени, но из-за организационной неряшливости я, бывало, подолгу жил без них.
В какой-то момент я поставил повторяющуюся встречу в календаре Outlook на 25-е число каждого месяца: «Запланировать концерты на следующий месяц». Планирование клиентских встреч на следующий месяц у меня обычно происходит с 25-го по 30-е число. Таким образом, я стал сначала планировать концерты на следующий месяц, ставить их в график, отправлять помощнику ссылки для покупки билетов. И лишь после этого предлагать время встреч и стратегических сессий клиентам.
Результат не заставил себя ждать – мой «концертный ритм» стал гораздо более ровным и насыщенным.
РекомендацииПолезные программы и приложения
Заставить себя ежедневно выполнять правильные действия по основным «слонам» поможет приложение Streaks. В него можно внести несколько желаемых привычек и частоту действий по ним. Есть предустановленные варианты привычек, например здоровое питание, чтение, бег и т. п. Можно отслеживать свой прогресс во внедрении привычек.
Другое приложение для внедрения привычек – ControlYourSelf. За следование привычке начисляются баллы, за пропуски – снимаются. Балльная система позволяет держать себя в тонусе.
Приложение QualityTime позволяет создать несколько профилей для разных режимов использования смартфона: работа, учеба, досуг и т. п. В зависимости от включенного профиля приложение может блокировать соцсети, развлекательные ресурсы, уведомления и т. п.
ТМ-книга
Глеб Архангельский, Ольга Стрелкова. Удаленка: экспресс-курс по работе из дома. – Москва: Бомбора, 2020.
Современные онлайн-технологии расширяют наши возможности работать из любой точки планеты, предлагать свои компетенции и услуги заказчикам, находящимся в тысячах километрах от нас. Но работа онлайн требует гораздо более высоких навыков самомотивации и самоорганизации, чем классический офисный труд «с 9 до 18».
Как оставаться собранным и эффективным вне офиса? Как превратить мессенджеры в надежных помощников? Как управлять командой онлайн, не давая сотрудникам расслабиться? Как получать от аутсорсеров максимум результата за минимальные деньги в сжатые сроки? Что такое эффективное онлайн-обучение и успешное онлайн-мероприятие? Все эти вопросы разобраны в книге на базе многолетнего опыта авторов, с многочисленными практическими примерами.
Бесплатные материалы
Пройдите бесплатный онлайн-тест на http://gleb.school/tmtest – проверьте ваши навыки в области удаленной работы. С каждым годом они становятся всё более критичной частью компетенций современного профессионала.
http://gleb.school/tmtest
Освойте методы настройки на выполнение сложных и неприятных задач для сокращения времени работы над ними.
• Используйте «якоря» для настройки на различные задачи и отдых.
• Применяйте «метод швейцарского сыра» при раскачке.
• Ежедневно съедайте минимум одну «лягушку».
• Дробите «слонов» на «бифштексы», приближающие к достижению «слона».
• Поощряйте себя «промежуточными радостями».
• Заведите таблицу ежедневных дел со списком наград за исполнение.
• Используйте бумажный план дня и четырехцветную ручку для самонастройки.
• Не останавливайтесь, доведя крупные дела «почти» до конца.
• Встройте ресурсные занятия в ваш график и сделайте их приоритетными.
3. Цели: как приблизить мечты к реальности
– Батюшка, скажите, а я правильно живу?
– Правильно, сын мой. Но зря.
Пожалуй, как никакой другой народ, мы, русские, умеем мечтать. Широтой и глобальностью мышления Господь нас наделил в избытке. Мы дали миру множество великих произведений искусства и больших, красивых идей.
Гораздо сложнее обстоят у нас дела с воплощением мечты в реальность. Вспомним Васисуалия Лоханкина из «Золотого теленка», лежавшего на диване и с удовольствием размышлявшего о своей великой роли в русской революции. Легко и приятно мечтать; гораздо труднее ежедневно делать практические шаги для реализации мечты.
Мы уже научились эффективно управлять нашей энергией и мотивацией на локальном уровне, на уровне каждодневных задач. Теперь пора задуматься о том, что дает нам энергию на глобальном уровне: о наших мечтах и желаниях. Чтобы эти мечты сбывались, необходимо сначала превратить их в цели. Нас, к сожалению, не учили ставить цели и достигать их. В наших школах и вузах нет курса управления жизнью и целеполагания. Придется осваивать это искусство самим.
Управление собой как компаниейИдея ставить цели не очевидна для многих наших соотечественников. Очень многие люди на постсоветском пространстве не управляют своей жизнью, а плывут по течению. В английскую школу пошел потому, что родители велели, на юриста выучился потому, что это считалось «престижным», работаю «где сложилось», женился на той, «какая под руку попалась»… Грустная картина.
Стивен Кови, известный американский специалист по управлению временем, различает реактивный и проактивный подходы к жизни. Реактивный – реагирование на внешние обстоятельства, жизнь «как сложилось» и «как получилось». Проактивный – выстраивание своей жизни по своему желанию, активное влияние на события и обстоятельства. Именно проактивности в подходе к жизни нам зачастую не хватает.
У нас найдется миллион убедительных объяснений того, почему наша мечта до сих пор не стала реальностью. Масса неблагоприятных внешних обстоятельств будет в этом виновата. Но что пользы в том, что у нас есть оправдания? Мечта ведь от этого не приблизилась.
Попробуйте рассматривать себя не как «специалиста такого-то отдела» или «менеджера такой-то службы», забудьте на некоторое время о том, что вы – часть большой системы, зависящая от начальства, клиентов, множества правил и т. п. Посмотрите на себя как на персональную корпорацию, Акционерное общество «Я». У этой корпорации есть все те же элементы управления, что и у любой фирмы, например:
• личное стратегическое планирование – постановка долгосрочных целей;
• маркетинг – изучение рынка труда;
• личная бухгалтерия – учет и планирование денег и т. д.
При разговоре о личном тайм-менеджменте мы будем время от времени использовать эту аналогию. Все, что вы знаете о менеджменте, вы можете прилагать не только к непосредственным должностным обязанностям, но и к налаживанию управления вашей личной корпорацией.
И самое главное, при таком подходе к самоменеджменту ваша стратегия жизни, ваша линия поведения в окружающем пространстве не стратегия пассивного «винтика», которому не обеспечили тех или иных условий, платят недостаточную зарплату, не поменяли компьютер на более быстрый и т. д. Стратегия успешного человека – это стратегия автономной корпорации, которая сама строит свою стратегию, заключает договоры с другими корпорациями (например, с вашей компанией-работодателем), активно планирует и осуществляет свое движение по жизни.
Управляя «персональной корпорацией», помните: как и в управлении фирмой, в управлении собой не существует «правильных ответов» и «единственно верных решений». На рынке множество фирм, придерживающихся прямо противоположных принципов и методов – и при этом одинаково успешных. Так и в личном тайм-менеджменте – важен «индивидуальный пошив», заточка всех методов под специфику вашей личности и области деятельности.
Успешные и счастливые люди, люди самореализующиеся, люди, многого достигшие в жизни, могут вести ежедневник тем или иным способом, контролировать задачи лично или с помощью секретаря, быть сторонниками большей планомерности либо, наоборот, более гибкого реагирования на обстоятельства и т. д. Техника у всех разная. Но что объединяет этих людей, что у них есть обязательно, так это четкое понимание своих целей. И главное – готовность активно воплощать свое понимание в жизнь, невзирая на «объективные внешние обстоятельства».
Интересна история человека, посвятившего всю свою жизнь достижению одной большой цели. В 1919 году молодой ученый Александр Любищев поставил себе цель жизни: разработать периодическую систему биологических объектов. То есть сделать в биологии то, что Менделеев сделал в химии.
Подсчитав количество нужного времени, Любищев понял, что на изучение всех необходимых дисциплин, постановку опытов, проведение исследований потребуется более 120 лет. Возник выбор: отказаться от цели, «наступить на горло собственной песне»? Или – уплотнить время жизни, научиться успевать больше?
Любищев решил найти общий язык со временем. Более пятидесяти лет он вел хронометраж, планировал свою работу, сам для себя писал отчеты по использованию времени, которые иногда рассылал друзьям. Говорят, что в 76 лет он успевал гораздо больше, чем молодые коллеги.
В 1974 году известный писатель Даниил Гранин написал о нем книгу – «Эта странная жизнь»[2]. Многие люди после этой книги задумались о взаимоотношениях человека и времени. Переписывались, обменивались опытом, разрабатывали техники планирования времени. Некоторые представители этой «отечественной школы тайм-менеджмента» стали одними из первых участников Тайм-менеджерского сообщества.
Стоит заметить, что Любищев не стал «машиной для экономии времени». Планирование помогало ему тратить время так, как он хотел. В том числе не только на работу. В своей книге Даниил Гранин пишет:
«…В чем другом, но в смысле занятости и поколение автора, да и следующие поколения не щадили себя. Днем – завод, вечером – институт; они и заочники, и вечерники, и экстерны; они выкладывались честно, сполна.
Однако стоило автору безо всяких эмоций сравнить факты, и стало видно, насколько Любищев за те же годы и прочел больше книг, чем автор, и чаще бывал в театре, и прослушал больше музыки, и больше написал, наработал. И при всем этом – насколько лучше он понимал и глубже осмысливал то, что происходило…»
Достигнуть своей цели Любищев не успел – поставленная им задача не решена до сих пор, а возможно, и принципиально неразрешима. Но его большая цель и его система хронометража и планирования помогли ему решить самую сложную для любого человека задачу. Найти общий язык с необратимой, неумолимо текущей рекой времени.
«Родные» цели и видение будущегоМы проактивно планируем будущее нашей «личной корпорации», выражаем свои мечты в форме долгосрочных целей. Не ждем милостей от природы, а берем их сами. Для этого нужно четко понимать, чего же мы хотим от жизни. Это далеко не так просто сделать, как кажется.
Попробуйте представить себе один день из вашей жизни через три-пять лет. Пока не ограничивайте себя тем, что вы «должны» или что вы считаете «возможным». Лучше описать это видение будущего письменно, в форме эссе в одну-две страницы размером. В этом эссе можно осветить примерно следующий круг вопросов:
• С чего начался ваш день?
• Самое яркое впечатление дня.
• Какие люди вас окружают, о чем они говорят?
• Как и над чем вы работали?
• Каких результатов достигли?
• Какие проблемы удалось решить?
• Как вы отдыхали?
• Главное событие дня.
Возможно, это эссе родится не за один день. Не торопитесь, не тяните ростки – пусть прорастают сами, постепенно. В следующие дни заглядывайте в это эссе. Правьте, добавляйте. Работайте со своей мечтой – и она обязательно материализуется.
Анализируя эссе первых учеников ТМ-школы, мы сформулировали понятие «родные» цели. Например, врач из небольшого города пишет о том, как создаст медицинский центр. Видно, что эта цель выстрадана, глубоко осмыслена, человек реально понимает, зачем это нужно людям и зачем это нужно ему. Но часто встречаются эссе, которые мы называем «ксерокопиями страницы глянцевого журнала». «Выхожу из своего белоснежного “Порше”, прихожу в свой белоснежный офис, менеджеры в белоснежных рубашках бегут выполнять мои ценные указания…»
Я ничего не имею против белоснежного «Порше» – если это действительно «родная» цель, если человеку греют душу хорошие машины. Но часто бывает, что такого рода цели навязаны. Рекламой, окружением, родственниками, социальными стереотипами, системой образования и т. п. Ежедневно нам внушают, чего должен хотеть «правильный» успешный человек. Хотя настоящие успешные люди начинали свой путь к успеху вовсе не с покупки пиджака от Армани.
Для того чтобы управлять своей жизнью проактивно, чтобы найти «родные» цели, нужно сначала отсеять эту шелуху, навязанные извне штампы. Как сказала директор рекламного отдела производственной компании после ТМ-тренинга: «Я поняла, что бегаю, как паровозик, но расписание не я составила! Чувствую, что пора определиться с расписанием!»
Найти свои «родные» цели не всегда просто. Но это совершенно необходимо. Иначе вы потратите годы жизни на погоню за морковками, которые подвесил перед вами кто-то другой.
Рассказывает Елена Набатова, руководитель компании «Саттва-консалтинг», Алма-Ата: «На семинаре по тайм-менеджменту у меня была ученица – женщина, всю жизнь проработавшая стюардессой и не получавшая никакого удовольствия от этого занятия. Когда я спросила, чем ей было интересно заниматься в детстве, оказалось, что она неплохо рисовала.
Стали разбираться, как можно с помощью этого зарабатывать деньги – проводить выставки и т. п. Для человека была удивительной сама мысль, что любимое дело может быть и источником средств к существованию.
Через полгода мы случайно встретились. Она сказала: “Лена, я вам бесконечно благодарна – вы подарили мне себя. Приглашаю вас на мою персональную выставку, я уже полгода художник. Занимаюсь любимым делом и зарабатываю при этом неплохие деньги”».
«Мемуарник» и определение ценностей«Один день из моей жизни в будущем» дал нам эмоциональную картину желаемого будущего. Следующим шагом попробуйте определить ваши базовые ценности, на основе которых можно будет формулировать долгосрочные цели.
Простой и технологичный инструмент для выявления личных ценностей изобрел участник Тайм-менеджерского сообщества Виталий Королев, консультант по вопросам корпоративного управления и наследования бизнеса. «Мемуарник» (от слова «мемуары») ведется следующим образом.
• Ежедневно вечером выделите три-пять минут спокойного времени.
• Запишите в ежедневник или в отдельную тетрадь Главное событие дня (ГСД). Именно событие, эмоционально значимое для вас. Это не обязательно главный результат дня, не обязательно главное достижение. Самым ярким событием может оказаться, например, пятиминутный разговор с другом. Событие может быть и позитивным, и негативным. Представьте, что из всей вашей библиотеки на необитаемый остров вам разрешили взять одну книгу – какую вы выберете? Так и здесь – какое одно событие дня вы бы «взяли на необитаемый остров»?
• В конце недели выпишите Главное событие недели – одно из семи ГСД или какое-то отдельное новое событие. В конце месяца – Главное событие месяца. В конце года – Главное событие года.
Рядом с событиями формулируйте ту вашу ценность, на основе которой именно это событие вы сделали главным. Например, событие – «Приезд дочери от бабушки», ценность – «Семья, дети». Нет единственно верного для всех списка ценностей, у каждого они различны. Кто-то, например, будет чаще записывать в колонку ценностей «новизну, яркость впечатлений», а кто-то, наоборот, «стабильность, предсказуемость». Люди разные, ценности разные – важно определить те, которые актуальны именно для вас.
«Мемуарник» позволит вам достаточно быстро сформировать список ваших ключевых ценностей. Кроме того, он побудит вас каждый день уделять несколько минут вопросу о главном. Это позволит не терять ключевые ценности вашей жизни в суете текущих дел.
В ОАО «Омскбанк» на ТМ-тренинге мне рассказали о «корпоративном мемуарнике». Каждый сотрудник может внести на специальную страничку на корпоративном портале свое главное событие дня. Все желающие принимают участие в голосовании, которым определяется главное событие дня для банка в целом.
Личная эпитафия и миссияМы сделали первый шаг в материализации мечты с помощью «одного дня из моей жизни в будущем» и определили ключевые ценности нашей «персональной корпорации» с помощью «мемуарника». Следующий шаг – формулирование личной миссии.
Компания, решившая наладить стратегическое планирование, обычно начинает это делать с формулирования миссии. Кто-то из западных бизнес-консультантов хорошо сказал:
• Цели – это то, что мы берем от жизни, завоевываем, получаем.
• Миссия – то, что мы отдаем, приносим в этот мир.
Вспомним изначальный смысл слова «миссионер» – странный человек, который бросает насиженное место, семью, привычную работу и едет в далекую враждебную страну бескорыстно нести идею, которая представляется ему верной.
На Ломоносовском фарфоровом заводе на мой вопрос «Какая у вас миссия?» топ-менеджеры попытались вспомнить формулировки, а потом отослали меня к корпоративному сайту. Но миссия, написанная на сайте, – это еще не миссия. Миссия – это то, что осознает и может ясно изложить любой сотрудник. На вопрос «Что будет, если на завод упадет бомба? Изменится ли в мире что-нибудь принципиально?» ответили сразу и четко: «Прервется уникальная культурная традиция императорского фарфора, заложенная еще в XVIII веке Ломоносовым». «Так это и есть ваша миссия, и не нужно вспоминать формулировки с сайта. Вы даете миру или стране то, чего никто другой не может дать, – в этом и есть миссия». Обратите внимание: в мире много компаний и заводов, делающих хороший фарфор. Но та культурная и производственная традиция, которую несет Ломоносовский фарфоровый завод, никаким другим заводом воспроизведена быть не может.