Книга Матиаш I Корвин. PR и ритуалы при венгерском королевском дворе - читать онлайн бесплатно, автор Михаил Петрович Бочаров. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Матиаш I Корвин. PR и ритуалы при венгерском королевском дворе
Матиаш I Корвин. PR и ритуалы при венгерском королевском дворе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Матиаш I Корвин. PR и ритуалы при венгерском королевском дворе

Во время его отсутствия его мать вела дела в Будаваре. Она ускорила подготовку к войне с большим рвением. Она купила лошадей, провиант и вино и отправила их в лагерь.

Ее усилия и пример короля возымели большой эффект. Бойцы собрали армии, и корабли с ними заполонили Дунай.

«В этой стране, – сообщает венецианский посол, – на памяти человеческой никогда не было такого воинственного настроения и никогда не было такой значительной армии, которая собрана отчасти любовью, отчасти чувством страха»[7].

Матиаш на время поселился в Сегеде, а 9 сентября в сопровождении кардинала-легата отправился в Петерварад. Он послал Силадьи вперед с приказом выступить против Сендро.

При известии о приближении венгерской армии турки были готовы отступить вглубь Сербии, но за ними была послана венгерская дивизия, которая заставила их драться и разбила их.

Король, разбивший лагерь в Сент-Деметре, а затем отправившийся в Нандорфехервар, строил большие военные планы. И чтобы получить средства на сражения, он решился на смелый шаг. Он ввел налог на всю страну, надеясь, что это послужит предлогом и оправданием успеха его компании.

Но его враги, теперь, когда они могли обвинить его в открытом нарушении закона, снова воспряли духом. Гараи и Уйлаки отговорили Силадьи во второй раз. Поскольку они очень хорошо знали, что больше не могут свергнуть с трона Матиаша без внешней поддержки, они усердно работали, чтобы привлечь к своим планам императора Фридриха III или Дьёрдя Подебрада.

Матиаш, как только ему стало известно об этом факте измены и оскорбления, был полон решимости действовать самым решительным образом.

Его не мог удержать тот факт, что его благодетель, брат его матери, был тем, кого он должен был наказать. Его долг как правителя, интересы укрепления его престола и мира на родине требовали, чтобы он не обращал внимания на эти моральные аспекты.

8 октября Нандорфехервар принял Михая Силадьи. И король угрожал использовать всю строгость закона, чтобы наказать его.

Невероятно, чтобы он принял серьезное решение казнить своего старшего родственника через суд. Но у него было честолюбие: потрясти врагов, вселить уверенность в друзей, убедить всех, что руль отечественного корабля держит сильная рука, не дрогнувшая среди опасности и бури.

Вот почему он какое-то время проявлял безжалостность. Но когда вмешался папский легат, он с радостью воспользовался возможностью выслушать слова своего сердца под предлогом поклонения словам Святого Престола.

Силадьи сохранили жизнь. Он отправил его в замок Вилагош, чтобы держать его под охраной.

И король все же добился своего. Письмо, состоящее из нескольких строк, в котором он сообщал властям страны, что наказал дядю «по некоторым разумным причинам», произвело повсюду глубокое впечатление.

Массы не строят свои суждения о достоинствах своих правителей на основании длинного ряда фактов, тщательно взвешенных на шкале принципов. Как правило, они формируются на основе впечатления, которое тот или иной акт производит на воображение.

Такова была процедура Матиаша: всякого, кто безжалостно разрывая узы родства и благодарности, кто шел рядом с ним после его матери, его карающая рука достигала, как если бы он был чужим или старым врагом.

К чувству удовлетворения, наполняющему подчиненных переживанием того, что даже сильных настигает возмездие, присоединялась утешительная мысль о том, что грубая рука правителя способна и готова защитить более слабого от бесчинств более сильного.

Матиаш благодаря своему царствованию добился благосклонности и популярности у народа. Теперь он был окружен славой сильного и справедливого правителя. Он боролся с тяжестью власти.

Привилегия народной власти состоит в том, что она может пробудить дух самопожертвования.

Это было доказано сейчас.

2.2. Первые политические и экономические реформы (1466–1467)

Через несколько недель после пленения Силадьи Матиаш объявил о созыве национального собрания с намерением решить другие важные вопросы, внести поправки в законы о национальной обороне и, таким образом, получить власть, необходимую ему для защиты своего трона и страны.

А собравшиеся в Сегеде в первой половине декабря 1466 года депутаты предоставили все, в чем они отказывали на двух последних парламентах.

Организация набора рекрутов была решена таким образом, что дворяне без крепостных были обязаны поставить одного солдата, а собственники – одного солдата на каждые двадцать своих крепостных. Раз в год, сроком на три месяца, король может призвать их под ружье и вывести за пределы страны, вдобавок к этому он имеет право призвать все ордена выступить индивидуально в случае крайней необходимости, которые затем обязаны служить рядом с королем, пока существует эта необходимость.

Таким образом, силы страны были переданы в свободное распоряжение короля.

И вдобавок к этому достижению, Матиаш мог также насладиться триумфом другого рода.

Доблестный король Боснии Тамаш Остоя, узнав о первых действиях правительства Матиаша, послал к нему посланника и предложил свое сотрудничество в запланированной кампании против турок. Затем он заявил, что готов лично явиться в суд.

Год назад легат папы был вынужден посетить его на боснийской территории, чтобы вести с ним переговоры, теперь он сам приехал в Сегед. И здесь он признал суверенитет венгерской короны не только над Боснией, но и над Сербией. Он представил прошение о присвоении его сыну, князю Иштвану, женившемуся на дочери князя Лазаря, сербского княжеского достоинства.

Матиаш прислушался к его просьбе. В то же время он принял вотчину короля Боснии и осуществил право вотчины над Сербией, принадлежность этих двух провинций к венгерской короне, таким образом, через долгое время снова нашла выражение в торжественной форме.

Не прошло и года после избрания Матиаша, а его правление уже пустило глубокие корни, и когда разразилась первая сильная буря, он смог бросить вызов своей силе. После пленения Михая Силадьи враждебно настроенные лорды открыто предложили императору венгерскую корону. До этого Фридрих III не занимал враждебной позиции по отношению к новому венгерскому королю. Он ничего не сделал для возведения на престол польского Казимира. И после того, как Матиаш не скрывал своей готовности, в случае необходимости форсировать возвращение короны силой: император не отверг посланников, которых он отправил в Неметуйхей по этому делу. В начавшихся переговорах главным интересом было использование как можно большего выкупа. А так как Матиаш на это не скупился, то договоренность была достигнута во второй половине ноября 1467 г.

3. Внутренняя политика

Однако именно тогда могущественные венгерские вельможи умоляли Фридриха самому занять национальный трон, уверяли, что ему помогут силой, и от него не потребуются жертвы. На самом деле они считали, что Матиаш добровольно уйдет и займется личной жизнью с «надлежащей заботой». В таких условиях император не мог устоять перед соблазнами своего стремления к власти. Его уверенность в успехе предприятия укрепила смена папского престола.

В то время как Каликст III был жив, он не мог и подумать о том, чтобы лишить Матиаша Хуньяди владений его страны. Он очень хорошо знал, что Святой Престол примет решительные меры, чтобы помешать такой попытке. Но энергичный папа умер 6 августа (1458 г.). Под именем Пия III возвысился Пикколомини Эней Сильвия, который в течение многих лет был доверенным секретарем императора и влиятельным советником, затем с его покровительством он завоевал епископство Триеста и пурпур кардинала.

Таким образом, Фридрих III мог похвастаться надеждой, что он также может рассчитывать на поддержку римской курии в своих усилиях по завоеванию венгерского престола. Он принял приглашение венгерской партии оппозиционных лордов.

Матиаш узнал об этих переговорах и движениях вскоре после закрытия парламента в Сегеде. Он был полон решимости защитить свой трон последним усилием. Прежде всего, нужно было выяснить, на кого можно рассчитывать. По этой причине он пригласил крупных представителей власти в Буду.

Они появились в большом количестве в конце января (1459 г.). Все первосвященники, за исключением трансильванского епископа, по числу двенадцать. Из чинов светских сеньоров: палатин, окружной судья, воеводы Трансильвании, бан Хорватии, несколько сеньоров и знатных дворян, всего тридцать шесть человек.

Их ответом на отставку короля была торжественная клятва, которой они освятили свою верность и привязанность:

«Да поможет нам и спасет нас Бог, преславная мать его Дева Мария, святой апостол Петр, три святых волхва, все святые и избранники Божии, как верно прикрепляемся мы к нашему величественному королю Матиашу на всю жизнь, повинуемся и поклоняемся ему как правителю Венгрии, от него мы не станем ни на чью сторону, никого другого не примем нашим королем при его жизни, мы будем помогать ему против мятежников и соперников, по силе нашей, мы будем верно служить ему в его и дела страны в меру наших сил, даже с советом!»[8].

С другой стороны, Матиаш, чтобы рассеять опасения, которые также были подняты среди его сторонников его заявлениями о своей воле, также связал себя клятвой:

«Да поможет и защитит нас всемогущий Бог, его мать Мария, три святых волхва, все святые и избранники Божии, как мы храним наших верных в их правах и обычаях, мы защищаем их от мятежников и тех, кто берет власть, и в той мере, в какой интересы страны потребовали бы модификации старых прав, мы сделаем это только с их ведома и согласия!»[9]

Это произошло 10 февраля. Семь дней спустя враги Матиаша собрались в Неметуйваре. К старым, Гараи, Уйлаки и Банфи, присоединились новые: среди них братья Канижай, один из которых два года назад разделил плен Матиаша. Но всего их было двадцать.

Несмотря на их малочисленность и отсутствие у них права говорить и действовать от имени нации, император Фридрих III был провозглашен королем Венгрии. Что оправдывалось тем, что страна «со времени смерти короля Ласло осталась без коронованного правителя, как бы без головы; поэтому, если она и дальше останется без могущественного коронованного короля, она может оказаться в еще большей опасности!»[10].

Затем Фридрих III принял титул венгерского короля. Полагаясь на снисходительные заявления своих сторонников по партии, он готовился не к походу, а к коронационным церемониям. Он даже пригласил «Вайду Матиаша» «как можно скорее выказать ему свое уважение, как и подобает верному подданному»[11].

Матиаш, с другой стороны, в своем письме, адресованном правителям страны, изображал его не только как узурпатора, но и как врага «венгерской нации и языка», заявив, что лично войдет в лагерь, чтобы защитить «венгерское имя». Поэтому он приказал поднять народное восстание на Юрьев день.

Но император этого не ожидал. Он послал свою королевскую бригаду под командованием одного из храбрых лейтенантов своего отца, мачо-бана Симона Надя, к австрийской границе.

7 апреля Матиаш встретил армии императора и партизанских лордов в Кёрменде. Столкнувшись, Фридрих III потерпел поражение.

В полном стыде и отчаянии он сам обратился к Матиашу с просьбой уничтожить его трусливых солдат в качестве наказания. Король, хотя и был глубоко опечален плохой новостью, отправил обратно в лагерь свое послание: «Искупить ошибку победой!» А через несколько дней во втором сражении бригада Симона Великого одержала блестящую победу.

В то же время партия императора понесла серьезные потери в связи со смертью своего лидера Ласло Гараи. Его вдова поспешила присягнуть Матиашу. Его примеру последовали жители Канижи, а затем и сам Миклош Уйлаки, чему способствовала мудрая щедрость, которую Матиаш проявлял к тем, кто к нему вернулся.

4. Борьба с Османской империей (ил. 4–1)

Столь благоприятное развитие событий увенчалось благоприятным поведением Пия II, принесшее императору долгую череду разочарований.

Ибо папа, как только он занял свое место, торжественно объявил, что он принимает великие планы своего предшественника, при содействии христианских правителей он начинает наступательную кампанию против османов. И он пригласил князей в Мантую на конгресс под его собственным председательством.

Естественно, свои надежды он возлагал, прежде всего, на храбрость, которую хорошо знал у венгерского народа, и на энтузиазм своего молодого короля. Поскольку он узнал из отчетов своего старого друга кардинала Карвахаля, что движения, поддерживаемые партизанскими лордами, отвлекали Матиаша от действий против турок, он был готов бросить вес церковного авторитета на чашу весов в свою пользу. Он уполномочил своего эмиссара сдерживать врагов венгерского короля, «будь то его подданные или чужеземцы и обладали каким-либо высоким достоинством», под угрозой Божьего гнева и наказаний церкви, от их преступного убийства.

Позже он отозвал этот приказ, чтобы отчаяние императора не привело его к срыву Мантуанского конгресса, но он предоставил легату сосредоточить свои усилия на примирении императора и венгерского короля. И он всегда сохранял расположение к Матиашу. Он прислал ему освященное знамя. Не имея возможности получить деньги из папской казны, которая оказалась в плачевном состоянии, он занял 20 000 золотых под высокие проценты, чтобы отправить их в Венгрию.

Он также заявил о своем родстве и уважении к личности Матиаша, отправив одного из своих молодых племянников к венгерскому королевскому двору в надежде подготовить его к военной карьере, и в своих письмах увещевал его верно следовать приказам Матиаша. «Хотя, так сказать, по возрасту королевское величество немного старше вас, его опыт уже позволяет ему мудро выбирать путь, по которому вам следует идти»[12].

Таковы были взгляды и настроения папы, Карвахаль с повышенным энтузиазмом посвятил все свои силы укреплению престола Матиаша. В конце апреля (1459 г.) он отправился в Неметуйхей, чтобы убедить императора отказаться от претензий на венгерскую корону.

По случаю первой аудиенции он обратился к нему так:

«Учтите, Ваше Величество, что турки уже уничтожили бы многие христианские страны, если бы венгры не устояли. А нынешняя распря грозит христианству окончательной деградацией. Поэтому я хотел бы знать причины, побудившие ваше величество вести войну против венгерского короля. Если они законны, я готов крестовыми походами даже Венгрию завоевать для вашего величества»[13].

Император попросил время обдумать ответ. На следующий день он представил свои причины. Он сформулировал их следующим образом:

Матиаш не был избран королем на законных основаниях, но его дядя провел выборы силой. Кроме того, по древнему обычаю венгерский престол принадлежит тому, у кого святая корона, вдобавок к этому невыносима свобода, которую Матиаш предоставляет господам из своей партии, наконец, он опасается, что Венгрия будет оккупирована кем-то другим, что нанесет большой вред христианству.

Кардинал ответил:

«Любовь и уважение, которые я питаю к Вашему Величеству, обязывают меня честно излагать свое мнение. Король Матиаш избран законно, соблюдая все необходимые формальности, в присутствии бесчисленного множества джентльменов, о чем может свидетельствовать представитель Венецианской республики. Народ возвел его на престол по своей воле, а не силой. Хотя иные вельможи предъявляют на него жалобы и хотят лишить его престола: Вашему Величеству не следовало их слушать; уместно было бы сначала разобраться, правда ли все, в чем их обвиняют? Ваше Величество также не может утверждать, что законным правителем является тот, кто держит корону. Ваше величество уж точно не позволит кому-то забрать себе императорскую корону, так пусть и считается императором. И Вашему Величеству не нужно бояться, что кто-то другой возьмет под свой контроль Венгрию. После этого умоляю Ваше Величество не причинять вреда этому королю, которого папа, его святейшество, был бы вынужден защищать силою оружия, если бы надобность того пожелала; потому что его удаление имело бы неблагоприятные последствия для христианства»[14]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Kubinyi, András (2008). Matthias Rex. Balassi Kiadó. ISBN 978-963-506-767-1, p. 149.

2

Čeferin, Aleksandra King Matjaž. Thezaurus.com: Slovenian Language and Cultural Resources. Institute for Slovenian Studies of Victoria (28 April 2008).

3

Šmitek, Zmago. “Kralj Matjaž: mavrični sij ljudskega junaka” [King Matjaž: The Iridescent Lustre of a Folk Hero] (PDF). Acta Histriae [словен., итал., and англ.]. 17 (1–2): 132.

4

Matthias and his Legacy: Cultural and Political Encounters between East and West (англ.) / Bárány, Attila; Györkös, Attila. University of Debrecen, 2008. ISBN 978-963-473-276-1.

5

Birnbaum, Marianna D. The Orb and the Pen: Janus Pannonius, Matthias Corvinus and the Buda Court (англ.). Balassi Kiadó, 1996. ISBN 963-506-087-4.

6

Matthias Corvinus, the King: Tradition and Renewal in the Hungarian Royal Court 1458–1490 (англ.) / Farbaky, Péter; Spekner, Enikő; Szende, Katalin; Végh, András. Budapest History Museum, 2008. ISBN 978-963-9340-69-5.

7

Matthias Corvinus, the King: Tradition and Renewal in the Hungarian Royal Court 1458–1490 (англ.) / Farbaky, Péter; Spekner, Enikő; Szende, Katalin; Végh, András. Budapest History Museum, 2008.

8

Bartl, Čičaj, Kohútova, Letz, 2002, p. 51.

9

Там же.

10

Bartl, Čičaj, Kohútova, Letz, 2002, p. 51.

11

Там же.

12

Klaniczay, Tibor; Jankovics, József. Matthias Corvinus and the Humanism in Central Europe (англ.). Balassi Kiadó, 1994. ISBN 963-7873-72-4.

13

Там же.

14

Matthias Corvinus and His Time: Europe in Transition from the Middle Ages to Modern Times between Vienna and Constantinople] (нем.). David Brown Book Company, 2011. ISBN 978-3-7001-6891-1.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги