banner banner banner
Практическая мирология
Практическая мирология
Оценить:
 Рейтинг: 0

Практическая мирология


маленькой буквы. В итоге возникает несколько иной образ Мира: есть большой Мир, и есть малые миры внутри большого Мира, которые подобны большому Миру, являются мироподобными частями Мира» [48].

Согласно «гипотезе мироподобия», сформулированной В. И. Моисеевым, мир в целом обладает мироподобными частями – такими частями, которые подобны ему.

Как мироподобный, российский социум можно рассматривать в аспектах пространства, времени, материи (энергии), сущих и законов.

1.4.1.1. Пространство

В графике «СД-модель Л. Болотовой» (рис.1) отразилась новая, имеющая значимость в Мироздании, целостность российской нации – энергоинформационная структура (мир) более высокого (по сравнению с индивидуальным) уровня иерархии жизни, топология которой определяет национальную (общенациональную) идентичность россиян (заданную русским языком в их именах-отчествах).

График «СД-модель Л. Болотовой» определяет пространство российского этноса через спектр мировых линий.

На планете Земля российский социум занимает определённую территорию – это наша страна – Россия.

Частями России являются её города, сёла и регионы.

1.4.1.2. Время

И. И. Шашков пишет:

«Каждый социальный объект… в своей полноте должен обладать собственным временем… Соответственно и социальные объекты… должны обладать собственным временем» [30].

«…Наличие всякой конечной сущности подразумевает наличие охватывающей её бесконечности, в свою очередь бесконечность актуализируется через конечные сущности» [30].

Города, сёла и регионы РФ – это некие конечные сущности, через которые актуализируется бесконечность.

Существует понятие из синергетики, объединяющее пространство и время на определённой территории – это «темпомир» территории.

График «СД-модель Л. Болотовой» – отражает живое – то целое, которое обладает новым – эмерджентным качеством, отсутствующим у элементов.

Это новое эмержентное качество – время, в котором живёт социум.

Время проявляется как процесс усложнения («прямое» время) или упрощения («встречное» время) параметров элементов энергоинформационной структуры социума.

«В идеале два пути – от полноты к частичности и наоборот – единятся между собой» [30].

Единение двух путей означает, что наряду с процессом усложнения спектра действенных в социуме стереотипов поведения его представителей, существует противоположный процесс.

Однако только преобладание потока, следующего «прямому» времени (к усложнению параметров), означает для социума «прорыв в будущее».

По-разному протекают процессы единения двух путей на различных территориях.

«Темпомир» той или иной территории представляется живым – обладающим эмерджентным качеством – организмом.

Это своего рода полнота – актуальная бесконечность, в которой, согласно учению А. Ф. Лосева, возможно становление времени.

Трёхмерный фронт реального физического пространства можно увидеть через графики энергоинформационных структур, выстроенных по результатам исследования базы данных выпускников Президентской Программы подготовки управленческих кадров по Тверскому региону (рис. 2, 3, 4).

Подобного рода энергоинформационные структуры будут качественно отличаться для различных территорий наличием флуктуаций по позициям тех либо других чисел.

Поэтому различные места наполнены различным колоритом.

По этому поводу В. Б. Кудрин пишет:

«…реальное физическое пространство можно рассматривать как трёхмерный фронт формирующегося числового пространства. Отсюда проистекает не только его неоднородность во времени, но и морфологическая неоднородность различных „мест“ в пространстве: каждая область пространства наполнена своим неповторимым колоритом» [38].

1.4.1.3. Материя – поле

О материи социума как об энергии потока времени можно говорить, глядя на графики, представленные на рис. 2, 3, 4.

Л. В. Лесков дал определение социокультурного поля:

«Чтобы описание социокультурной динамики с помощью полевой модели стало достаточно полным, необходимо ввести поле…, источником которого являются сами человеческие массы, живые люди с их традициями, исторической памятью, национальными обычаями, типом метальности… Это поле… опирается на собственную систему архетипов, образованную комплексом национальных традиций… Пространство, на котором действует социокультурное поле, – это многомерное пространство всей духовно-материальной культуры. …на стадии постиндустриальной трансформации на первый план выходят взаимодействия с информационным космосом, включая межличностные отношения» [43].

По оси абсцисс графика «СД-модель Л. Болотовой» в числовой форме представлена характерная для нашего малого – русскоговорящего – мира система архетипов, отражающая историческую память россиян и их ментальность.

Взаимодействия с информационным космосом, включающие межличностные отношения, изменяют форму и энергию социокультурного поля.

Форма и энергия социокультурного поля видоизменяются в зависимости от принятых тем либо другим человеком решений и действий.

1.4.1.4. Сущее – протокод

Фундаментальные закономерности социальных онтологий отражает протокод.

В книге «Интегралика: от представления о полноте к интегрально-квантовой картине мира» протокод определяется как код, который однозначно задаёт форму, задаёт «синтаксис», правила построения фундаментальных кодов при спуске от него в ту или иную область бытия, в тот или иной мир, но при этом опирается на краевую, фундаментальную «семантику», характерную для этого мира.

Под задачей формирования (выявления) «социального протокода» подразумевается создание универсального языка (системы кодов), подходящего для описания любых социальных структур и способствующего более глубокому пониманию самых разнообразных социальных процессов.

«Кодирование предполагает трансформацию синтаксиса при сохранении семантики. Например, слова мы трансформируем в цифры, но значение сообщения при этом сохраняется. …Форма письменной и устной речи удерживает самосознание народа, позволяет ему чувствовать общность и родство… вместе с кодированием происходит „сжатие“ или „квантование“ полноты жизни» [30].

Форму письменной и устной речи определяет язык, на котором пишет и говорит народ.

Русский язык для нашего малого – русскоговорящего – мира является протокодом – системой, удерживающей самосознание народа и позволяющей его представителям чувствовать общность и родство.

Однако для понимания самых разнообразных социальных процессов должен быть ещё какой-то код, отражающий живую форму бытия.

«…если мы используем слово „код“ как важную философско-методологическую метафору, то частные лингвистические понятия должны превратиться в важнейшие философские категории. Так, если мы говорим о каком-либо жизненном коде (культурном, биологическом или социальном), то „синтаксис“ подразумевает уже не просто систему знаков, но живую форму бытия» [30].

1.4.1.5. Законы

Законы социума – это правила и традиции, принятые в обществе и способствующие формированию личностей.

По В. В. Налимову, личность современного человека является набором многих в общем случае разнонаправленных субличностей.

К сожалению, законы и традиции общества потребления, резонирующие с личностью (либо с отдельными её субличностями), не способствуют усложнению внутреннего мира индивидуальностей, а, значит, не ведут россиян в «темпомир» будущего.

Проводником законов социума является культура, к сожалению, сегодня находящаяся в глубоком кризисе.

Нужна новая – созидающая мировоззрение и животворящая на основе новой картины мира – культура.