Ради приказа. – В чем же была мудрость приказа?
Надобно показать хоть немного из ее тайн.
Карканье и вопль черного ворона
постоянно требуют жизни в этом мире,
Как Иблис, который от Господа Чистого и Единственного
потребовал жизни тела вплоть до Воскрешения.
Сказал он: «Дай мне отсрочку до Дня Воздаяния!»[109 - Отсылка к сходным айатам: «Он сказал: “Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены”» [Коран, 7: 13 (14); 15: 36 (36)].]
О если бы он сказал: «Мы раскаиваемся, о наш Господь!»[110 - Отсылка к айату в рассказе об Адаме и Иблисе, об изгнании Адама из рая: «Они сказали: “Господи наш! Мы обители самих себя, и если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток”» [Коран, 7: 22 (23)].]
770 Жизнь без раскаяния вся как агония,
не быть в присутствии Истинного – готова [похитить тебя] смерть.
Обе они – и жизнь и смерть, с Истинным приятны,
а без Господа и живая вода станет огнем.
И это также было последствием проклятия,
что в таком присутствии стал он искать жизни.
От Господа требовать чего-то помимо Господа
есть [лишь] помысел о приросте и потеря всего.
Особенно [желание в присутствии Господа] жизни, которая погружена
в отчуждение [от Него],
[это как] лисьи хитрости в присутствии льва.
775 [Говорит Иблис: ] «Дай мне побольше жизни, чтобы я еще больше унизился,
увеличь мою отсрочку, чтобы я стал еще ничтожней», —
Дабы стал он мишенью проклятия;
плох тот, кто ищет проклятия.
Жизнь приятная есть воспитание души в близости [к Господу];
жизнь ворона – ради поедания навоза.
[Говорит ворон]: «Дай мне побольше жизни, чтобы ел я экскременты,
дай мне это навечно, ибо я так подл!»
Когда бы не был тот гнилоустый поедателем экскрементов,
сказал бы он: «Избавь меня от вороньего нрава!»
Сокровенная молитва
780 О Ты, заменивший прах на золото,
сделавший другой прах отцом людей!
Твое дело – замена сущностей и одаривание,
мое же дело – прегрешения, забывчивость и ошибки.
Мои прегрешения и забывчивость преврати в знание;
я весь – негодование, преврати же меня в терпение и кротость.
О Ты, кто превращает в хлеб прах солончака,
о Ты, кто мертвый хлеб превращает в [живую] душу!
О Ты, кто изумленную душу делает проводником,
о Ты, кто делает заблудшего человека пророком!
785 Ты возносишь частицу земли до небес,
увеличиваешь [количество] звезд на земле.
Ко всякому, кто сотворит живую воду из [элементов] этого мира,
скорее, чем к другим, придет смерть[111 - Большинство комментаторов видят здесь указание на хадис: «Берегитесь общения с мертвецом!» (????? ? ?????? ??????) [Шахиди. Т. 9. С. 125].].
Глаз сердца, созерцающий небосвод,
увидел, что там каждый миг творится алхимия:
Превращение сущностей и всеохватный эликсир
Кроят подходящее рубище тела без шитья.
С того дня, как ты стал существовать,
ты был огнем, ветром или прахом.