Один шакал подошел к нему: «О такой-то!
Ты обманул или ты [и впрямь] стал [одним] из радующихся сердцем?
Ты обманул, чтобы на минбар[114 - Минбар – возвышение, кафедра для проповедника в мечети, которая находится справа от михраба.] вскочить,
чтобы похвальбой этому народу сожаления внушить.
Много ты постарался, но не испытал никакого жара
и тогда при помощи обмана совершил бесстыдство».
730 Жар принадлежит святым (аулийа) и пророкам,
бесстыдство же – прибежище всяких плутов,
Которые расположение людей к себе привлекают,
[говоря]: «Мы счастливы», – а внутри они несчастны.
[О том, как] каждое утро, умащая жиром с кожи курдюка себе губы и усы, хвастун выходил к товарищам, [говоря]: «Я ел то и это»
Кожу от курдюка нашел некий приниженный муж,
каждое утро он натирал жиром усы.
Шел он к богатым, мол: «Я
жирную пищу ел в собрании».
Руку он на усы клал, извещая
намеком, мол, посмотрите на усы,
735 Ибо вот свидетельство правдивости моих слов
и вот признак того, что я жирно и сладко поел.
Живот же его говорил в ответ безмолвно:
«Да погубит Аллах обман лжецов!
Твоя похвальба нас в огонь помещает;
пусть эти твои жирные усы будут вырваны!
Если бы не было твоей отвратительной похвальбы, о нищий,
какой-нибудь щедрый человек простер бы милость на нас.
А если бы ты явил [свой] недостаток и не жульничал,
какой-нибудь лекарь от него лекарство сделал бы».
740 Сказал Истинный: «Не маши вкривь ушами и хвостом;
поможет правдивым их правдивость»[115 - Аллюзия на айат: «Сказал Аллах: „Это – день, когда поможет правдивым их правдивость. Им – сады, где внизу текут реки, – вечно пребывающими они будут там”» [Коран, 5: 119 (119)].].
Сказал: «Скорчившись не спи[116 - Шахиди предполагает здесь аллюзию на один из хадисов, предостерегающих от сна ничком [Шахиди. Т. 7. С. 114].], о тот, у кого бывает поллюция;
что у тебя есть, покажи и стой прямо[117 - Отсылка к айату: «Стой же прямо, как тебе велено, и те, кто обратились с тобой, и не выходите за границы, – ведь Он видит, что вы делаете!» [Коран, 11: 114 (112)].]».
А если не рассказываешь о своем недостатке, тогда молчи,
выставлением напоказ и плутовством себя не убивай.
Если ты нашел монету, не открывай рот:
на пути есть пробирные камни.
Для пробирных камней тоже
есть испытания их состояний.
745 Сказал Бог: «От рождения и до смерти
они подвергаются искушению каждый год два раза[118 - Аллюзия на айат: «Разве они не видят, что подвергаются искушению каждый год раз или два раза?» [Коран, 9: 127 (126)].]»,
Испытание за испытанием, о отец,
смотри же, не покупай себя за меньшее испытание!
[О том, как] пребывал в безопасности Бал‘ам [сын] Ба‘ура[119 - Бал‘ам б. Ба‘ур – вероотступник, живший во времена Мусы (см. примеч. к б. 3298 первого дафтара).], так как много раз его Господь подвергал испытаниям и из них он вышел с честью
Бал‘ам, [сын] Ба‘ура, и проклятый Иблис
последним испытанием были унижены.
Он через притязания к счастью стремится,
но желудок его презирает его усы,
Мол: «То, что он скрывает, Ты обнаружь!
Спалил он нас, о Боже, опозорь же его!»
750 Все части его тела – его враги,
ибо он похваляется весной, а для них – зима.