Книга Церковь и политический идеал - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Михайлович Величко. Cтраница 19
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Церковь и политический идеал
Церковь и политический идеал
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Церковь и политический идеал

199

Там же. С. 734—735.

200

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 1. М., 1894. С. 407.

201

Коркунов H.M. Лекции по общей теории права. С. 93, 94.

202

«Но, конечно, не осуществление христианства или чеголибо земного замечаем мы в этом царстве террора, в этой Французской революции, завершением которой он является, – писал Томас Карлейль (1795—1881). – Скорее, мы видим разрушение всего, что может быть разрушено… Как деятельны революционные комитеты! Арест за арестом следует быстро, непрерывно, сопровождаемые смертью… Гильотина и «рота Марата» в вязаных колпаках работают без отдыха, гильотинируют маленьких детей и стариков. Как ни быстро работает машина, она не справляется с массой работы; палач и его помощник выбились из сил и объявляют, что человеческие мускулы не в силах больше выдержать. Приходится прибегнуть к расстрелам… Когда Демулен предложил свой Комитет милосердия, в 12 парижских тюрьмах сидело 5 тысяч человек. С тех пор число это постепенно возрастало и дошло уже до 12 тысяч… Наверное, никакое человеческое жилье или тюрьма не сравнялась бы в отношении грязи и отвратительного ужаса с этими двенадцатью арестными домами… А тюрьмы все более и более наполняются, и все быстрее работает гильотина. По всем большим дорогам тянутся партии арестованных, направляемых в Париж» (Карлейль Т. Французская революция: История. М., 1991. С. 481, 486, 487, 518, 519).

203

Новгородцев П.И. Общественный идеал в сфере современных исканий // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103. С. 333.

204

См. об этом: Целлер Э. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали // Новые идеи в философии. Сборник № 14. Этика I. СПб., 1914. С. 30.

205

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 96.

206

Между… абсолютной идеей и самой высокой из достигнутых степеней ее воплощения всегда будет несоответствие, но это должно служить не к безусловному отрицанию достигнутой ступени и не к сомнениям в возможности прогресса, а к усовершенствованию данного и к исканиям высшего» (Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права: (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма: Сб. ст. / Под ред. П.И. Новгородцева. М., 1902. С. 288—289).

207

Там же. С. 290.

208

Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. С. 293—294.

209

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 66—67.

210

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: В 4 вып. Вып. 1. М., 1911. С. 35. Аналогичную критику новой доктрины «естественного» права высказывал и такой «непозитивист», как А.С. Ященко (1877 – 1934). См.: Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства // Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства СПб., 1999. С. 118.

211

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. С. 65.

212

Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права: В 3 т. Т. I. СПб., 1911. С. 133.

213

Там же. С. 133.

214

Там же. С. 135—136.

215

Тихомиров Л.А. Государственность и религия // Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 127.

216

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. С. 37.

217

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. С. 112.

218

Шершеневич Г.Ф. История философии права. С. 18—19.

219

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. С. 35.

220

Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 23—24.

221

Там же. С. 27.

222

Цит. по: Эспинас А. История экономических учений. С. 169.

223

Там же. С. 165.

224

Козловски П. Принципы этической экономии. СПб., 1999. С. 268.

225

Котляревский С.А. Гражданская религия у Руссо // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 102 (II). С. 192.

226

Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1997. С. 13.

227

«Поскольку католицизм был выжжен… надо было придумать какуюнибудь новую религию. Неподкупный Робеспьер, законодатель свободного народа, хочет быть, как в древности, также священнослужителем и пророком. Он облачился в заказанный для этого случая голубой камзол, белый шелковый жилет, вышитый серебром, черные шелковые брюки, белые чулки и башмаки с золотыми пряжками. Как председатель Конвента, он заставил его декретировать признание Верховного Существа и бессмертия души. Эти утешительные принципы объявлены указом как основа рациональной республиканской религии» (Карлейль Т. Французская революция: История. С. 516).

228

Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М., 1892. С. 247.

229

«Не официальные носители христианства, а вожаки прогрессивного политического течения, похоронившего в своих мощных волнах пережитки феодального режима, освободили человеческую совесть от смрадной атмосферы, где живая вера замирала в порабощенной душе; это они, устранив религию из гражданского оборота, оказали величайшую услугу христианству. Это течение, написавшее на своих знаменах кровавыми буквами: свобода, равенство, братство, быстро стало достоянием всего культурного Запада» (Соколов В.К. Свобода совести и веротерпимость // Вестник права. 1905. № 5. С. 8, 17). С ним принципиально согласен С.А. Котляревский: «Если будущее представляет развитие и углубление демократического принципа, то и религия будущей демократии едва ли может быть религией определенной формы или установленной догмы» (Котляревский С.А. Предпосылки демократии // Вопросы философии и психологии. Кн. 77 (II). 1905. С. 125—126).

230

«Либерализм есть половинчатое ее (свободы. – А.В.) понимание, совершенно произвольно ограничивающее власть свободы», – писал С.И. Гессен (Гессен С.И. Политическая свобода и социализм // Гессен С.И. Соч. С. 124).

231

Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. С. 223.

232

Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // На разные темы: Сб. ст. Спб., 1902. С. 534.

233

Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // На разные темы: Сб. ст. Спб., 1902. С. 537, 541.

234

Там же. С. 553—554.

235

Поррит Э. Современная Англия: Права и обязанности ее граждан. М., 1897. С. 163, 231—232.

236

Дайси А.В. Основы государственного права Англии: Введение в изучение английской конституции. М., 1907. С. 230, 231, 250. См. также: Виноградов П.Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств: В 2 т. Т. 1. СПб., 1905. С. 222—235.

237

Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. С. 294—295.

238

Гамбаров Ю.С. Право // Энциклопедический словарь тва «Бр. А. и И. Гранат и К». Т. XXXIII. 7е изд. М., б/г. С. 223—225.

239

Там же. С. 224—225.

240

Лоуэлль А.Л. Государственный строй Англии: В 2 т. Т. 1. М., 1915. С. 500—511.

241

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 1. М., 1894. С. 147.

242

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 3. М., 1898. С. 175—177.

243

Там же. Т. 1. С. 147—148.

244

Перечислим самые важные из них, как это считал Б.Н. Чичерин: I) решения принимаются не на основании твердого знания, а исходя из того, кто сумеет больше расположить публику к себе; 2) верховная власть вверяется наименее образованной части общества; 3) демократия представляет собой безграничное господство духа партий; 4) лучшие люди устраняются от политической жизни; 5) государственные тяготы и повинности ложатся главным образом на плечи обеспеченных слоев общества, что нарушает принцип социальной справедливости; 6) не знает никаких сдержек, поскольку «демократии нечего бояться, ибо она составляет большинство… Этот деспотизм не ограничивается одною политической областью; он охватывает все и проникает повсюду… Демократический деспотизм – самый ужасный на свете; 7) шаткость всех общественных отношений; 8) демократическое правительство становится “чистым игралищем партий”» (Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. С. 177—184).

245

Корф С.А. Демократизм в истории и науке // Право. 1906. № 20. С. 1807—1808.

246

Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И. Соч. М., 1995. С. 322—323.

247

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. С. 147.

248

Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. С. 205.

249

Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1895. С. 17—19.

250

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 3. С. 195.

251

Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 3. С. 210.

252

Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 277.

253

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 103, 105.

254

См.: Эспинас А. История экономических учений. С. 112.

255

Там же. С. 112, 114.

256

Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Т. 1. С. 97, 141, 144.

257

Обязательное условие (лат.).

258

Прудон П.Ж. Что такое собственность, или исследование о принципе права и власти // Прудон П.Ж. Соч. М., 1998. С. 41.

259

Там же.

260

Прудон П.Ж. Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти // Прудон П.Ж. Соч. М., 1998. С. 164.

261

Там же. С. 41.

262

Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Т. 1. С. 139—140.

263

Милль Дж. Cm. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев, 1896. С. 776—777.

264

Там же. С. 783—784.

265

Там же. С. 784.

266

Милль Дж. Cm. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев, 1896. С. 790.

267

Там же. С. 787.

268

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 174.

269

Чернов В.М. Конструктивный социализм. С. 216.

270

Гессен С.И. Политическая свобода и социализм. С. 133.

271

Булгаков С.Н. Христианство и социализм. С. 214—215.

272

С.Н. Булгаков имеет в виду заповедь «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» из книги Бытия Ветхого Завета (Быт. 3: 19).

273

Булгаков С.Н. Христианство и социализм. С. 211, 212, 213.

274

«В XIX в., – писал Фромм, – казалось, будто всеобщее избирательное право решит все проблемы демократии. Один из лидеров чартистского движения сказал в 1838 г.: “Всеобщее избирательное право сразу же изменило бы весь характер общества: на место бдительности, сомнений и подозрительности пришла бы братская любовь, взаимная заинтересованность и всеобщее доверие”. В 1842 г. он говорил: “…через шесть месяцев после принятия чартистской программы каждый мужчина, женщина и ребенок в стране будут хорошо накормлены, хорошо обеспечены жильем и одеждой”. С тех пор все великие демократические системы установили всеобщее избирательное право для мужчин и, за исключением Швейцарии, для женщин, но даже в богатейшей стране мира 1/3 населения все еще была “плохо накормлена, плохо обеспечена жильем и одеждой”, говоря словами Франклина Д. Рузвельта» (Фромм Э. Здоровое общество // Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 425 – 426).

275

Кропоткин П.А. Политические права // Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. М., 1999. С. 70. Аналогичные мысли высказывал и другой «отец анархизма» – М. Бакунин (Бакунин М. Речи на Конгрессе Лиги мира и свободы // Бакунин М. Избранные сочинения. Т. III. Пг.—М, 1920. С. 116), Бакунин полагал, что «будущая социальная организация непременно должна быть реализована по направлению снизу вверх, посредством свободной ассоциации или федерации рабочих, начиная с союзов, коммун, областей, наций и кончая великой международной федерацией. И только тогда осуществится целесообразный, жизнеспособный строй, тот строй, в котором интересы личности, ее свобода и счастье не будут больше противоречить интересам общества» (Бакунин М. Парижская Коммуна и понятие государственности» // Бакунин М. Избранные сочинения. Т. IV. Пг.—М., 1920. С. 259).

276

Еллинек Г. Общее учение о государстве. Т. 1. СПб., 1908. С. 531.

277

Там же С. 531.

278

Еллинек Г. Право меньшинства. М., 1906. С. 21.

279

Фромм Э. Здоровое общество. С. 426.

280

Еллинек Г. Право меньшинства. С. 35.

281

Милль Дж. Cm. О свободе. СПб., 1906. С. 128.

282

Гессен В. М. О двухпалатной системе // Право. 1906. № 31. С. 2523.

283

Еллинек Г. Право меньшинства. С. 37.

284

Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. С. 102.

285

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С. 540.

286

Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103. С. 336.

287

Еллинек Г. Право меньшинства. С. 59.

288

Гессен С. И. Правовое государство и социализм. С. 384, 406.

289

Чернов В. М. Конструктивный социализм. С. 596.

290

Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Т. 2. М., 1883. С. 456.

291

Грот Н.Я. О душе в связи с современными учениями о силе. Одесса, 1886. С. 47.

292

Там же. С. 70. Ср.: Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма: Сб. ст. / Под ред. П.И. Новгородцева. С. 2.

293

Вот довольно характерное высказывание: «Рабочий класс не имеет осуществить никаких идеалов, он имеет только освободить те элементы нового общества, которые уже развились в недрах умирающего буржуазного общества» (Цит. по: Чернов В. М. Конструктивный социализм. С. 15).

294

«Всякая религия, – писал С.Н. Булгаков, – имеет свой Jenseits – верование в то, что некогда исполнятся ее чаяния, утолится религиозная жажда, осуществится религиозный идеал. Такой Jenseits имеет и теория прогресса в представлениях о будущих судьбах человечества, свободного, гордого и счастливого. Но, отрицая веру в сверхопытное знание, она хочет вселить убеждение в несомненном наступлении этого будущего царства научным путем, хочет его научно предусмотреть и предсказать, подобно тому, как астроном предсказывает лунное затмение» (Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. С. 10—11).

295

Коркунов Н.М. История философии права. С. 455, 462.

296

Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М., 1894. С. 8.

297

Чичерин Б.Н. Метафизика есть ли наука? // Чичерин Б.Н. Вопросы философии: Сб. ст. М., 1904. С. 16.

298

Чичерин Б.Н. Метафизика есть ли наука? // Чичерин Б.Н. Вопросы философии: Сб. ст. М., 1904. С. 17—18.

299

Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 10, 11.

300

Там же. С. 15.

301

Там же. С. 1.

302

Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях. С. 170.

303

Там же. С. 171—172.

304

Детерминизм утопических воззрений подчеркивал и Г.В. Флоровский. См., напр.: Там же. С. 88.

305

Чернов В.М. Конструктивный социализм. С. 21.

306

Говорил об этом не только П.И. Новгородцев, как мы указывали выше, но и В.М. Чернов: «Проблема конструктивного социализма есть великая культурноисторическая проблема воспитания личности для социализма» (Там же. С. 22).

307

Гессен С.И. Правовое государство и социализм. С. 267.

308

Шафаревич И.Р. Россия и мировая катастрофа // Шафаревич И.Р. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1994. С. 378.

309

Вышеславцев Б.Г. Кризис индустриальной культуры. С. 188—189, 198.

310

Левицкий С.А. Трагедия свободы // Левицкий С.А. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1995. С. 351.

311

Там же. С. 352—353. Ср.: «Вся гонка, ненасытность и жажда наслаждений нашего времени – лишь следствия и проявления реакций, вызванных тем, что личных ценностей ищут в той сфере, в которой их вообще не бывает: то, что успехи в технике прямо оцениваются как успехи в области культуры, что в области духа методы часто рассматриваются как нечто священное и считаются более важными, чем содержания и их результаты, что жажда денег значительно превосходит жажду вещей, способом приобретения которых они являются, – все это свидетельствует о постепенном вытеснении целей средствами и путями» (Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 491).

312

Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. С. 193, 194.

313

Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. С. 251.

314

Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. С. 88.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги