199
Там же. С. 734—735.
200
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 1. М., 1894. С. 407.
201
Коркунов H.M. Лекции по общей теории права. С. 93, 94.
202
«Но, конечно, не осуществление христианства или чеголибо земного замечаем мы в этом царстве террора, в этой Французской революции, завершением которой он является, – писал Томас Карлейль (1795—1881). – Скорее, мы видим разрушение всего, что может быть разрушено… Как деятельны революционные комитеты! Арест за арестом следует быстро, непрерывно, сопровождаемые смертью… Гильотина и «рота Марата» в вязаных колпаках работают без отдыха, гильотинируют маленьких детей и стариков. Как ни быстро работает машина, она не справляется с массой работы; палач и его помощник выбились из сил и объявляют, что человеческие мускулы не в силах больше выдержать. Приходится прибегнуть к расстрелам… Когда Демулен предложил свой Комитет милосердия, в 12 парижских тюрьмах сидело 5 тысяч человек. С тех пор число это постепенно возрастало и дошло уже до 12 тысяч… Наверное, никакое человеческое жилье или тюрьма не сравнялась бы в отношении грязи и отвратительного ужаса с этими двенадцатью арестными домами… А тюрьмы все более и более наполняются, и все быстрее работает гильотина. По всем большим дорогам тянутся партии арестованных, направляемых в Париж» (Карлейль Т. Французская революция: История. М., 1991. С. 481, 486, 487, 518, 519).
203
Новгородцев П.И. Общественный идеал в сфере современных исканий // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103. С. 333.
204
См. об этом: Целлер Э. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали // Новые идеи в философии. Сборник № 14. Этика I. СПб., 1914. С. 30.
205
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. С. 96.
206
Между… абсолютной идеей и самой высокой из достигнутых степеней ее воплощения всегда будет несоответствие, но это должно служить не к безусловному отрицанию достигнутой ступени и не к сомнениям в возможности прогресса, а к усовершенствованию данного и к исканиям высшего» (Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права: (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма: Сб. ст. / Под ред. П.И. Новгородцева. М., 1902. С. 288—289).
207
Там же. С. 290.
208
Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. С. 293—294.
209
Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С. 66—67.
210
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: В 4 вып. Вып. 1. М., 1911. С. 35. Аналогичную критику новой доктрины «естественного» права высказывал и такой «непозитивист», как А.С. Ященко (1877 – 1934). См.: Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства // Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства СПб., 1999. С. 118.
211
Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. С. 65.
212
Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права: В 3 т. Т. I. СПб., 1911. С. 133.
213
Там же. С. 133.
214
Там же. С. 135—136.
215
Тихомиров Л.А. Государственность и религия // Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 127.
216
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. С. 37.
217
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. С. 112.
218
Шершеневич Г.Ф. История философии права. С. 18—19.
219
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1. С. 35.
220
Алексеев Н.Н. Основы философии права. С. 23—24.
221
Там же. С. 27.
222
Цит. по: Эспинас А. История экономических учений. С. 169.
223
Там же. С. 165.
224
Козловски П. Принципы этической экономии. СПб., 1999. С. 268.
225
Котляревский С.А. Гражданская религия у Руссо // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 102 (II). С. 192.
226
Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1997. С. 13.
227
«Поскольку католицизм был выжжен… надо было придумать какуюнибудь новую религию. Неподкупный Робеспьер, законодатель свободного народа, хочет быть, как в древности, также священнослужителем и пророком. Он облачился в заказанный для этого случая голубой камзол, белый шелковый жилет, вышитый серебром, черные шелковые брюки, белые чулки и башмаки с золотыми пряжками. Как председатель Конвента, он заставил его декретировать признание Верховного Существа и бессмертия души. Эти утешительные принципы объявлены указом как основа рациональной республиканской религии» (Карлейль Т. Французская революция: История. С. 516).
228
Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М., 1892. С. 247.
229
«Не официальные носители христианства, а вожаки прогрессивного политического течения, похоронившего в своих мощных волнах пережитки феодального режима, освободили человеческую совесть от смрадной атмосферы, где живая вера замирала в порабощенной душе; это они, устранив религию из гражданского оборота, оказали величайшую услугу христианству. Это течение, написавшее на своих знаменах кровавыми буквами: свобода, равенство, братство, быстро стало достоянием всего культурного Запада» (Соколов В.К. Свобода совести и веротерпимость // Вестник права. 1905. № 5. С. 8, 17). С ним принципиально согласен С.А. Котляревский: «Если будущее представляет развитие и углубление демократического принципа, то и религия будущей демократии едва ли может быть религией определенной формы или установленной догмы» (Котляревский С.А. Предпосылки демократии // Вопросы философии и психологии. Кн. 77 (II). 1905. С. 125—126).
230
«Либерализм есть половинчатое ее (свободы. – А.В.) понимание, совершенно произвольно ограничивающее власть свободы», – писал С.И. Гессен (Гессен С.И. Политическая свобода и социализм // Гессен С.И. Соч. С. 124).
231
Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. С. 223.
232
Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // На разные темы: Сб. ст. Спб., 1902. С. 534.
233
Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // На разные темы: Сб. ст. Спб., 1902. С. 537, 541.
234
Там же. С. 553—554.
235
Поррит Э. Современная Англия: Права и обязанности ее граждан. М., 1897. С. 163, 231—232.
236
Дайси А.В. Основы государственного права Англии: Введение в изучение английской конституции. М., 1907. С. 230, 231, 250. См. также: Виноградов П.Г. Государственный строй Англии // Политический строй современных государств: В 2 т. Т. 1. СПб., 1905. С. 222—235.
237
Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. С. 294—295.
238
Гамбаров Ю.С. Право // Энциклопедический словарь тва «Бр. А. и И. Гранат и К». Т. XXXIII. 7е изд. М., б/г. С. 223—225.
239
Там же. С. 224—225.
240
Лоуэлль А.Л. Государственный строй Англии: В 2 т. Т. 1. М., 1915. С. 500—511.
241
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки: В 3 т. Т. 1. М., 1894. С. 147.
242
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 3. М., 1898. С. 175—177.
243
Там же. Т. 1. С. 147—148.
244
Перечислим самые важные из них, как это считал Б.Н. Чичерин: I) решения принимаются не на основании твердого знания, а исходя из того, кто сумеет больше расположить публику к себе; 2) верховная власть вверяется наименее образованной части общества; 3) демократия представляет собой безграничное господство духа партий; 4) лучшие люди устраняются от политической жизни; 5) государственные тяготы и повинности ложатся главным образом на плечи обеспеченных слоев общества, что нарушает принцип социальной справедливости; 6) не знает никаких сдержек, поскольку «демократии нечего бояться, ибо она составляет большинство… Этот деспотизм не ограничивается одною политической областью; он охватывает все и проникает повсюду… Демократический деспотизм – самый ужасный на свете; 7) шаткость всех общественных отношений; 8) демократическое правительство становится “чистым игралищем партий”» (Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. С. 177—184).
245
Корф С.А. Демократизм в истории и науке // Право. 1906. № 20. С. 1807—1808.
246
Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И. Соч. М., 1995. С. 322—323.
247
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 1. С. 147.
248
Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. С. 205.
249
Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1895. С. 17—19.
250
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 3. С. 195.
251
Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Т. 3. С. 210.
252
Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 277.
253
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 103, 105.
254
См.: Эспинас А. История экономических учений. С. 112.
255
Там же. С. 112, 114.
256
Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Т. 1. С. 97, 141, 144.
257
Обязательное условие (лат.).
258
Прудон П.Ж. Что такое собственность, или исследование о принципе права и власти // Прудон П.Ж. Соч. М., 1998. С. 41.
259
Там же.
260
Прудон П.Ж. Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти // Прудон П.Ж. Соч. М., 1998. С. 164.
261
Там же. С. 41.
262
Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Т. 1. С. 139—140.
263
Милль Дж. Cm. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев, 1896. С. 776—777.
264
Там же. С. 783—784.
265
Там же. С. 784.
266
Милль Дж. Cm. Основания политической экономии с некоторыми применениями к общественной философии. Киев, 1896. С. 790.
267
Там же. С. 787.
268
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 174.
269
Чернов В.М. Конструктивный социализм. С. 216.
270
Гессен С.И. Политическая свобода и социализм. С. 133.
271
Булгаков С.Н. Христианство и социализм. С. 214—215.
272
С.Н. Булгаков имеет в виду заповедь «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» из книги Бытия Ветхого Завета (Быт. 3: 19).
273
Булгаков С.Н. Христианство и социализм. С. 211, 212, 213.
274
«В XIX в., – писал Фромм, – казалось, будто всеобщее избирательное право решит все проблемы демократии. Один из лидеров чартистского движения сказал в 1838 г.: “Всеобщее избирательное право сразу же изменило бы весь характер общества: на место бдительности, сомнений и подозрительности пришла бы братская любовь, взаимная заинтересованность и всеобщее доверие”. В 1842 г. он говорил: “…через шесть месяцев после принятия чартистской программы каждый мужчина, женщина и ребенок в стране будут хорошо накормлены, хорошо обеспечены жильем и одеждой”. С тех пор все великие демократические системы установили всеобщее избирательное право для мужчин и, за исключением Швейцарии, для женщин, но даже в богатейшей стране мира 1/3 населения все еще была “плохо накормлена, плохо обеспечена жильем и одеждой”, говоря словами Франклина Д. Рузвельта» (Фромм Э. Здоровое общество // Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 425 – 426).
275
Кропоткин П.А. Политические права // Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. М., 1999. С. 70. Аналогичные мысли высказывал и другой «отец анархизма» – М. Бакунин (Бакунин М. Речи на Конгрессе Лиги мира и свободы // Бакунин М. Избранные сочинения. Т. III. Пг.—М, 1920. С. 116), Бакунин полагал, что «будущая социальная организация непременно должна быть реализована по направлению снизу вверх, посредством свободной ассоциации или федерации рабочих, начиная с союзов, коммун, областей, наций и кончая великой международной федерацией. И только тогда осуществится целесообразный, жизнеспособный строй, тот строй, в котором интересы личности, ее свобода и счастье не будут больше противоречить интересам общества» (Бакунин М. Парижская Коммуна и понятие государственности» // Бакунин М. Избранные сочинения. Т. IV. Пг.—М., 1920. С. 259).
276
Еллинек Г. Общее учение о государстве. Т. 1. СПб., 1908. С. 531.
277
Там же С. 531.
278
Еллинек Г. Право меньшинства. М., 1906. С. 21.
279
Фромм Э. Здоровое общество. С. 426.
280
Еллинек Г. Право меньшинства. С. 35.
281
Милль Дж. Cm. О свободе. СПб., 1906. С. 128.
282
Гессен В. М. О двухпалатной системе // Право. 1906. № 31. С. 2523.
283
Еллинек Г. Право меньшинства. С. 37.
284
Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. С. 102.
285
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С. 540.
286
Новгородцев П.И. Общественный идеал в свете современных исканий // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103. С. 336.
287
Еллинек Г. Право меньшинства. С. 59.
288
Гессен С. И. Правовое государство и социализм. С. 384, 406.
289
Чернов В. М. Конструктивный социализм. С. 596.
290
Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Т. 2. М., 1883. С. 456.
291
Грот Н.Я. О душе в связи с современными учениями о силе. Одесса, 1886. С. 47.
292
Там же. С. 70. Ср.: Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма: Сб. ст. / Под ред. П.И. Новгородцева. С. 2.
293
Вот довольно характерное высказывание: «Рабочий класс не имеет осуществить никаких идеалов, он имеет только освободить те элементы нового общества, которые уже развились в недрах умирающего буржуазного общества» (Цит. по: Чернов В. М. Конструктивный социализм. С. 15).
294
«Всякая религия, – писал С.Н. Булгаков, – имеет свой Jenseits – верование в то, что некогда исполнятся ее чаяния, утолится религиозная жажда, осуществится религиозный идеал. Такой Jenseits имеет и теория прогресса в представлениях о будущих судьбах человечества, свободного, гордого и счастливого. Но, отрицая веру в сверхопытное знание, она хочет вселить убеждение в несомненном наступлении этого будущего царства научным путем, хочет его научно предусмотреть и предсказать, подобно тому, как астроном предсказывает лунное затмение» (Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. С. 10—11).
295
Коркунов Н.М. История философии права. С. 455, 462.
296
Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. М., 1894. С. 8.
297
Чичерин Б.Н. Метафизика есть ли наука? // Чичерин Б.Н. Вопросы философии: Сб. ст. М., 1904. С. 16.
298
Чичерин Б.Н. Метафизика есть ли наука? // Чичерин Б.Н. Вопросы философии: Сб. ст. М., 1904. С. 17—18.
299
Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1. С. 10, 11.
300
Там же. С. 15.
301
Там же. С. 1.
302
Курц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях. С. 170.
303
Там же. С. 171—172.
304
Детерминизм утопических воззрений подчеркивал и Г.В. Флоровский. См., напр.: Там же. С. 88.
305
Чернов В.М. Конструктивный социализм. С. 21.
306
Говорил об этом не только П.И. Новгородцев, как мы указывали выше, но и В.М. Чернов: «Проблема конструктивного социализма есть великая культурноисторическая проблема воспитания личности для социализма» (Там же. С. 22).
307
Гессен С.И. Правовое государство и социализм. С. 267.
308
Шафаревич И.Р. Россия и мировая катастрофа // Шафаревич И.Р. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1994. С. 378.
309
Вышеславцев Б.Г. Кризис индустриальной культуры. С. 188—189, 198.
310
Левицкий С.А. Трагедия свободы // Левицкий С.А. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1995. С. 351.
311
Там же. С. 352—353. Ср.: «Вся гонка, ненасытность и жажда наслаждений нашего времени – лишь следствия и проявления реакций, вызванных тем, что личных ценностей ищут в той сфере, в которой их вообще не бывает: то, что успехи в технике прямо оцениваются как успехи в области культуры, что в области духа методы часто рассматриваются как нечто священное и считаются более важными, чем содержания и их результаты, что жажда денег значительно превосходит жажду вещей, способом приобретения которых они являются, – все это свидетельствует о постепенном вытеснении целей средствами и путями» (Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. М., 1996. С. 491).
312
Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. С. 193, 194.
313
Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. С. 251.
314
Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. С. 88.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги