Книга Кормильцы, помощники, спасатели....(Книга о домашних животных) - читать онлайн бесплатно, автор Борис Александрович Алмазов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Кормильцы, помощники, спасатели....(Книга о домашних животных)
Кормильцы, помощники, спасатели....(Книга о домашних животных)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Кормильцы, помощники, спасатели....(Книга о домашних животных)

Борис Алмазов

Кормильцы, помощники, спасатели....(Книга о домашних животных)

Предисловие

Приручить и одомашнить

Ты всегда будешь в ответе за того, кого ты приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Вот так дословно написано Антуаном де Сент-Экзюпери в сказке Маленький принц, а потом как только эту фразу не пересказывали. Уж очень она всем понравилась. И нам она пригодится: в смысле – каждый ответственен за все что он делает, особенно, если речь идет о живых существах. Однако уточним, что же означает «приручить» и в чем его отличие от понятия "одомашнить".

Короли и султаны держали у себя во дворцах и замках прирученных гепардов, русские цари и помещики в усадьбах – прирученных медведей. С разной степенью успешности энтузиасты приручали и поселяли рядом с собою в городских квартирах львов и тигров… Правда, как правило, это кончалось весьма плачевно.

Хозяева подобных животных очень любят говорить про своих питомцев: «Не бойтесь, они совсем ручные» – то есть на людей, как их дикие родственники, он не бросаются и не пытаются съесть. Хотя настоящие профессиональные цирковые дрессировщики постоянно повторяют, что не опасных хищников не бывает, что рано или поздно повадки дикого зверя проявятся. Приручёнными могут быть волки, хорьки, ежи, крысы, разнообразные птицы от попугаев до воробьев, да кто угодно…. Собственно, тут никаких секретов нет – требуется только терпение да умение. Но одно дело прирученный зверь, а другое одомашненный, то есть, специально выведенный и выращенный человеком для своих человеческих нужд. По латыни одомашнивание называется доместика́ция (от лат. domesticus – «домашний»).

Скажем, приручил человек лисенка, или совенка и они живут в одном доме с человеком, наверно считают человека каким то странным лисом или неправильной совой, может даже жалеют его – потому что у человека хвоста нет, мышей он не ест и по ночам не летает. Но все другие лисы и совы – каким и были такими и остались – дикими, и новая, так сказать, разновидность домашнего животного, то есть, приспособленного к нуждам или прихотям человека не появляется.

Как выясняется, приручить можно почти всех животных. Причем, достигнуть невероятных успехов. Например, разноцветные декоративные крапы, которых в Китае разводят в парковых прудах, настолько приручены, что не только звонят в колокольчик подвешанный над прудом, когда есть захотят, но помнят свои имена, которыми их назвали люди и узнают своих хозяев. Говорят, что если позвать, то из стаи карпов на зов хозяина приплывает именно тот, кого он окликнет по имени, стало быть, этот карп приручен…

Однако, приручением, случай с карпами не ограничен. Сами карпы в результате направленной работы – выведены из сазанов. Грубо говоря, карпы – одомашненные сазаны. Говорят, что карпы откликаются на свое имя, (которое они, безусловно, воспринимают как определенный повторяющийся набор звуков, а не по содержанию, коим это имя наполенено. "Шустрик" не знает почему он шустрик, а "Радужный" что такое радуга) – это результат дрессировки. Из чего следует, что домашние карпы какой то минимальной дрессировке поддаются. Как впрочем, с разным успехом и большинство прирученных животных. Как говориться: "Можно и зайца научить спички зажигать". Однако, приручить вовсе не значит одомашнить.

Прирученное и даже приспособленное к работе, животное, например слон, строго говоря, одомашненным, не является. Слон издавна живет с человеком, более того, без слонов нельзя представить не только историю, скажем, Древнего Рима, но и современных стран – среди которых самая "слоновая " – Лаос. Не зря его прежде называли страной миллиона слонов. Ну, миллион, не миллион, а еще сравнительно недавно, в середине ХХ века, во время войны в Лаосе погибло более 60 тысяч слонов и это официальная статистика. И сейчас в Лаосе слонов берегут, слонам поклоняются, однако, новых – веведенных человеком слоновьих пород нет. Стало быть, слон только приручен, однако, не одомашнен, поскольку новых видов слонов – слонов домашних человеком не выведено. Как и прежде в семействе слоновых три (ранее выделялось только два) современных вида, относящихся к двум родам: африканские слоны (саванные и лесные) и индийский слон. Причем, индийские слоны, традиционно, приручаются и дрессируются, а вот африканские, которые больше индийских и числом их больше, чем индийских – не очень.... Попытки были и даже им сопутствовал некоторый успех, но результат, по отношению к затраченнвым усилиям, оказался ничтожен. Да и при современном развитии техники необходимость в слоновьей силе отпадает…

Понятно, что без приручения дикого животного, длительный, может быть, многосотлетний процесс одомашнивания или доместика́ции, то есть, целенаправленный отбор нужных человеку качеств – невозможен. Но домашним, с полным основанием, называют только выведенное человеком и приспособленное для нужд человека, фактически, новое животное. Причем, бывает что в естественной природной среде еще остаются и живут его дикие родственники. Например, есть дикие кабаны, они как и прежде живут в лесах, и есть их ближайшие родственники – домашние свиньи, разных пород, выведенные человеком. Домашние могут сбежать, одичать и вернуться на волю – в дикую природу, как знаменитые американские одичавшие свиньи рейзорбеки. Домашние свиньи могут смешиваться с дикими кабанами и приносить полноценное жизнеспособное потомство.

А бывает, что в природе исходной формы – предка современного домашнего животного, уже и не осталось, например, предка современных лошадей – европейского тарпана или предка коров – тура.

Случается, что дальние родственники дикие и домашние друг друга даже и опознать не могут. Например, домашние овцы и горные муфланы, от которых домашние овцы ведут свое происхождение.

Однако, ведь вот что удивительно: из миллионов, существующих на земле животных за тысячи лет, человечеству удалось одомашнить очень мало. По самому полному счету – не более двадцати. Собаку, Кошку, Корову, (включая различных экзотических быков – бантенгов, яков, и пр.), Овцу, Козу, Осла, Лошадь, Верблюда, Ламу, Северного оленя, Кролика, Морскую свинку.....и, пожалуй, всё.

С десяток птиц: гуся, утку, курицу, индюшку, цесарку, фазана, павлина, канарейку, голубя…

Чуть не написал воробья, ан нет, хоть он, воробей, именуется домашним и даже делятся на две разновидности – городской и деревенский – на самом то деле он – дикий. Не прирученный, так сказать, вольный и вольнолюбивый! Как, например, страус, который прекрасно живет в неволе – есть даже страусиные фермы, однако, живущий на этих фермах страус – не домашняя птица.

Ловят добычу прирученные беркуты. Ловят рыбу, прирученные бакланы. Прирученные, выдрессированные, но не одомашненные! Поскольку донашние породы этих птиц не выведены.

Насекомых и того меньше – всего два: пчела и тутовой шелкопряд. И больше никого! Да и то, про них правильнее сказать, что люди научились использовать природные способности этих насекомых.

Выведенны из диких сазанов карпы и прудовые золотые караси. А такие же как наши аквариумные рыбки в своих родных местах, скажем, на Амазонке, живут в прудах и реках, прекрасно обходясь без человеческого общества. И хотя уже много поколений авариумных рыбок живет в аквариумах в домашних условиях, от своих диких сородичей они ничем не отличаются.

Домашние животные, без человека, в большинстве своем, жить не могут и как правило, погибают, но из этого правила бывают исключения. Случается, что приспособившись к новым "диким" условиям существования – домашние животные, проделывают обратный путь – «дичают», как например, мустанги – потомки лошадей завезенных испанцами в Америку, или брамби – одичавшие кони Австралии. Да что далеко ходить – в Крыму и на островах в дельте Волги живут одичавшие потомки кавалерийских лошадей времен Великой Отечественной войны.

У поэта Бориса Слуцкого есть очень грустное стихотворение «Лошади в океане», о том, как немецкая подводная лодка торпедировала пароход, на котором перевозили высокопородных лошадей. «Люди сели в лодки…», а коней выпустили в океан и они плыли, плыли, пока не утонули… В основе стихотворения – бывший в действительности случай. Однако, у это истории другой финал. Лошади, может в большинстве, а может и все, всё таки доплыли до пустынного, необитаемого острова. Здесь в изобилии росла трава и кони выжили. Но происходило это все в достаточно холодных краях. Когда лет через десять при аэрофотосъемке обнаружили на необитаемом острове конский табун – снарядили за конями экспедицию – кони то перевозились на корабле дорогие… Увы! Те лошади, которые выжили в суровых условиях на острове, напоминали своих элитных предков весьма отдаленно. Потомки тех, выпущенных в океан, высокопородных лошадей, прекрасно приспособились к местным условиям, но потеряли все, многолетним трудом селекционеров выведенные, качества: стали меньше ростом и покрылись густой длинной шерстью. Стало ясно, что былые стати и кондиции в них не возродить. Они утрачены безвозвратно.

Некоторые животные тонкую грань между домашним состоянием – диким и наоборот – проходят легко – например, северные олени, которых «по выслуге» лет каюры – погонщики и пастухи просто отпускают обратно в оленье стадо и через короткое время олени преспокойно забывают все чему научились, когда служили человеку и ходили, запряженные в нарты.

Одичавшие домашние животные, конечно, не возвращаются уж совсем то к формам своих далеких предков, но достаточно быстро приспосабливаются к изменившимся условиям и прекрасно обходятся без человека. Недавно стал знаменит домашний баран, отбившийся от отары и несколько лет бродивший по горам и долинам сам по себе – на воле. Как же его волки не съели, от них же в горах, вроде бы, спасения нет?! А вот не съели! За несколько лет нестриженный баран покрылся такой длинной и густой шерстью, что волки не могли её прокусить. Спасаясь он нападавших, баран опускал голову и ложился, поджимая ноги, ну просто как черепаха или ёжик и ни с какого боку волкам его было не ухватить!

***

Почему одомашненных животных так мало? А что если это только те, которые сами пришли к человеку? Как в сказке Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»? Потому, ещё неизвестно кто-кого приручил: мы – животных или они нас.

Но прежде чем мы начнем разговор об удивительных, замечательных домашних животных – наших кормильцах, поильцах, а зачастую, спасителях – усвоим одну очень важную истину: – как бы мы не любили их – мы должны помнить, что они, живущие века с нами, с людьми, – другие! Они, так сказать, по другому устроены. Они по другому видят, слышат, чувствуют и живут по своим природным законам. Не нужно навязывать им наш челевечий образ жизни, не стоит видить в них, уж совсем человеческие чувства и толковать их поведение не в соотвествии с их природой, а по нашим людским представлениям.

Для того, чтобы проиллюстрировать эту мысль – расскажу весьма поучительную историю. Некий горожанин, притащил из заморских краев к себе в квартиру игуану. (нынче мода на экзотических животных). Игуана свободно разгуливала по квартире и в один злосчастный вечер укусила своего хозяина за ногу. После чего, стала неотвязно ходить за ним следом и как, ему показалось, постоянно смотрела на него с чувством глубокого раскаяния. Об этом владелец игуаны, рассказал своему гостю – вот, мол, зверюга, а какая совестливая. Страдает, жаждет прощения… Но гость оказался зоологом и объяснил хозяину, как всё обстоит на самом деле – совсем не так как он истолковывает. Привезенная игуана охотится кусая жертву и впрыскивая в нее яд, (который, к счастью, на человека не действует), а потом ходит за жертвой неотступно, ожидая, когда жертва помрет и ее можно будет съесть!

Это я к тому говорю, что если вы любите свою собаку, кошку, морскую свинку козу, да какое угодно животное, оно вам будет платить тем же только в том случае, если ваши чувства будут проявлятся не так – как вы можете их проявить, а так как этому животному понятно, а этому нужно учиться – иначе не миновать беды. Скажем, в травматологические пункты частенько попадают дети, которых совершенно домашние соседские собаки укусили, чаще всего, за лицо.

– Совершенно домашняя собачка, милая… Что это на нее нашло? – удивляются взрослые: – Надо же! С ума сошла! Необходимо эту собаченку усыпить!

На самом то деле виноват ребенок, вернее, его родители, которые позволили ребенку подойти к незнакомой, хотя и совершенно домашней, собаке слишком близко и заглянуть животному в глаза. А это у собак – нарушение допустимой дистанции безопасности, как ее понимает собака, и прямой взгляд в глаза – сигнал угрозы и нападения, вот пес и огрызнулся – защищаясь!

Мне было лет пять, когда нашему дворовому псу, грызшему в этот момент кость, я придвинул миску с водой – попить, чтобы он не грыз кость, так сказать, всухомятку, а он меня тяпнул за колено. Было обидно и больно. Я рыдал, но бабушка, перевязывая мою коленку объяснила, что пёс, наверняка, подумал, что я хочу отнять у него косточку и просто меня отпугнул. На всю жизнь мне наука!

Любить домашних животных, значит, понимать их поведение – этому повсящена целая наука – эталогия. Кстати, она изучает и поведение человека тоже – животные ведь, как сказал поэт, "братья наши меньшие".

Современный российский горожанин, в большинстве, за всю жизнь с коровой или верблюдом, (хотя коровье молоко пьет и под одеялом из верблюжей шерсти спит), я уж не говорю про ламу или альпаку – так и не встретиться. Ну, пусть про них хоть в книжке прочитает. А если повстречается потом с яком или индюком, гусем или овцой, то будет о них уже кое что знать, а потому и поведет себя с ними правильно. Они ведь удивительно интересные, но в отличие от умных машин, компьетеров, ракет и прочей техники – живые. То есть, им, подобно людям, бывает и страшно, и больно, и одиноко. Они способны радоваться, любить, играть, и даже шутить и веселиться. Потому обращаться с ними как с бесчувственными машинами – роботами нельзя. Однако, и так как с людьми вести себя тоже нельзя, потому что они, хотя и домашние, но – другие, что постоянно следуеть помнить.

Вот с этого и начнем разговор о наших кормильцах, поильцах, спасателях, помощниках и защитниках. И первой в этом ряду будет, разумеется, собака, ибо она, по общему убеждению ученых, стала первым другом человека и во многом повлияла и до сих пор влияет на развитие всего человечества. Впрочем, как и все животные, кто раньше, кто позже, пришедшие на службу к человеку.

Глава первая

Друг первый – самый верный

Значительная часть археологов, историков, палеонтологов, этнографов и антропологов, не говоря уже о зоологах, считают, что именно благодаря собакам человек завоевал господствующее положение на планете. Когда, примерно, тридцать – сорок тысяч лет назад предки современных людей – кроманьонцы пришли из Африки на территорию Европы, здесь уже жили люди другого биологического вида – неандертальцы, тоже вышедшие из Африки, но на много тысячелетий раньше кроманьонцев. Они были сильнее и лучше чем кроманьонцы приспособлены к тогдашнему суровому климату. Но все таки неандертальцы исчезли, возможно растворились в поколениях кроманьонцев подарив нам, примерно, 2% генов. Так что, хотя мы – потомки кроманьонцев, а все таки, немножко и неандертальцы тоже….

Предположительно, одним из обстоятельств выживания кроманьонцев, стала их большая, в сравнении с неандертальцами, удачливость на охоте. А происходило это потому что, как предполагают ученые, у наших предков уже были собаки. Они помогали выслеживать зверя, загонять его, а кроме того, сторожили стоянки и пещеры перволюдей, предупреждали их о приближении опасных зверей и врагов.

Американский палеоантрополог из Университета штата Пенсильвания, писательница Пэт Шимпан считает, что кроманьонцы одержали верх над homo неандертальцами благодаря приручению волка – предка собаки. У неандертальцев тоже имелись достаточно сложные орудия труда, не менее развитая про тем временам культура и даже искусство – они рисовали на стенах пещер, играли на древнейших музыкальных инструментах, однако, одомашнить дикого зверя, чтобы он помогал догонять добычу и отпугивал хищников, они не смогли. Когда кроманьонцы и предки собак (примерно 40 тысяч лет назад) стали охотиться вместе – они заняли господствующее положение в пищевой цепи.

Откуда же взялись эти наши вековечные друзья – собаки? Есть в Австралии дикая собака динго, но исследователи считают, что это не отдельный вид и уж никак не предок современных собак, а в далекой древности одичавшие собаки, которые до этого были одомашнены и выведены человеком. Единодушное мнение, что предками собак были волки.…и шакалы – добавляет замечательный австрийский ученый зоолог Конрад Лоренц – именно этим и объясняется многообразие собачьих пород от крошечного тойтерьера до гигантов – сенбернара и алапая.

Сразу оговорюсь: книг про собак так много, что они могут составить огромные библиотеки. Есть целая профессия – кинолог, которая никакого отношения к кино не имеет, а изучает собак. Это слово составлено из двух латинского "канис" – собака (например, Канарские острова – в точном переводе "собачьи") и греческого логос – "слово" или шире "знание, изучение". Например, этнолог – изучающий народы, геолог – изучающий Землю. и т.п. Поэтому, рассказать все о собаках наверно невозможно, я и не берусь, моя задача – разбудить Ваш интерес, а уж что потом Вам самим решать…

Так вот именно волки первыми из всех диких животных приручены человеком…

Но возникает вопрос – кто кого приручил – человек волка или волк человека? Скорее всего, шел встречный процесс. Древние люди столетиями жили в одних и тех же пещерах. Их стоянки обрастали горами отходов. Вероятно, именно отходы – кости и потроха, которые человек не употреблял в пищу и выбрасывал, оказывались вполне съедобны для волков. А та легкость, с которой эта пища добывалась (достаточно волку преодолеть страх перед человеком, приблизиться к его жилью и пожалуйста – стол накрыт – ешь не хочу) делало жизнь рядом с человеком сытой и привлекательной, оттого по прошествии времени этот дармовой стол и стал для них домом.

Не сразу, возникло, между людьми и волками взаимное доверие. Но по прошествии неизвестно какого догого времени, человеческие детеныши уже без страха играли с волчатами, постепенно отбирая себе в друзья, подходивших по качествам. Археологи считают, что процесс приручения волков (и шакалов) происходил одновременно в разных частях нашей планеты. Однако, к этой благостной картине есть целый ряд вопросов, на которые до сих пор однозначный ответ не получен, а стало быть, и появление первого и главного друга человека – собаки происходило совсем непросто, а может быть и совсем не так, как мы себе до нынешнего времени представляем.

Вопрос первый и самый простой: современное человечество тонет в производимых им отходах, в том числе и пищевых. На городских помойках, пасутся и даже живут здесь не только крысы, но, временами, и лисы, и медведи, и волки и прочее дикое зверьё.… А что же они не одомашниваются? Этот вопрос из серии: почему ни шимпанзе, ни горилла, и какая –нибудь другая обезьяна нынче в человека не превращается?

Такие вопросы, свидетельствуют о нашей гордыне и нежелании учиться, мол, и так все ясно. Но ведь основоположник теории эволюции Дарвин никогда не утверждал, что человек произошел, так сказать, прямо и непосредственно от шимпанзе. Современная наука говорит только о том, что у человека и, скажем, у современных обезьян имелся общий предок, но миллионы лет назад наши пути разошлись. Причем, здесь одной теории эволюции в процессе приспособления биологического вида к изменившимся условиям – недостаточно. Должны быть еще какие то изменения (мутации) и они происходили на уровне генов, которые во времена Дарвина еще не были открыты, науки генетики не существовало.

Безусловно, у волков, шакалов и собак – общие предки, но затем, по прошествии достаточно долгого времени, произошел прямо таки революционный, фантастический перелом в поведении, и в осознании себя – теперь уже не волка, а собаки, которая стала, вероятно, считать себя частью человеческой стаи, а волков – врагами.

Зоологи предпологают, что это изменение произошло в результате какой то мутации, (то есть в изменении на генном уровне), которая стала наследоваться и обусловила появление нового животного – собаки. Добавлю: скелеты " древней первособаки" найдены, и по ним ясно видно , что это уже и не волки, и не шакалы – в них явственно проступают признаки нового животного – собаки, хотя от всех пород современных собак есть отличия.

Так началось одомашнивание, то есть целенаправленный отбор и выведение животных с необходимыми человеку качествами. Этот процесс длится всю историю человечества, и, наверное, никогда не закончится. Больше того, он и остановиться не может, потому что создание новой породы любого домашнего животного – работа долгая, бывает, что многосотленяя, а потерять все старательно выводиные качества новой породы – очень легко. А можно и такого навыводить, что впору плакать и непонятно, что с этим новым, искусственно выведенным, животным делать… Но об этом речь впереди.

Эта книга, в некотором роде – предупреждение и повторение старой истины "Семь раз отмерь – один раз отрежь" – в смысле сначала думай, рассчитывай и только потом " по рассуждении здравом" начинай действовать. Иначе можно больших бед натворить.

То что наши собаки – волкам родня, свидетельствует то, что они скрещиваются. Скажем, волки и немецкие овчарки – близкая волкам порода, и получается жизнеспособное животное, которое, правда, непонятно как называть. Пока именуют "собаволки" или "волкособы", а чехи именую их "волчки".

– Ну, как же! Знаем, знаем…– скажет образованный читатель, – Например , знаменитый Белый клык, у которого, как известно, мать была волчицей…. То есть он был наполовину волком, или как, только что сказано, волкособом….

Заметьте, Белый клык – литературный персонаж, то есть созданный талантом и фантазией писателя, тем же самым способом, что и другие литературные герои от Гамлета и Евгения Онегина до Буратино, включительно. Литературные герои существуют на страницах книг, зримо воплощаются в театре, в кино и на телеэкране, однако, в реальной жизни все обстоит много сложнее, если не сказать, совсем по другому…

Начнем издалека. В наших городах, особенно в последние десятилетия расплодились стаи беспризорных собак. Постоянно в средствах массовой информации сообщается о случаях нападения этих собак на людей и повторяются призывы к наказанию нерадивых хозяев, которые выбрасывают надоевших домашних собак на улицу. Я под этими призывали подписываюсь обеими руками, более того, считаю, что наказывать нужно как можно жестче, поскольку выброшенная на улицу домашняя собака, на самом то деле, не становится частью уличной собачьей стаи, а, как правило, погибает.

Обратите внимание, как собаки из уличной стаи похожи друг на друга даже в разных городах. Это означает, что стихийно сформировалась особая порода бродячих или уличных собак, которая издавна живет в городе. В дикой природе в тайге, горах или пустыне уличные собаки не живут. Город, большой поселок – ареал обитания этой породы. Она обитает только рядом с человеком. Их стаи давно освоили территорию города или района и чужаков не принимают. Составляют стаю не бедные и несчастные потеряшки, а самостоятельная порода, возникшая возможно несколько сотен лет назад (примерно в XVI веке) Уличные собаки – часть дикой природы, приспособившейся жить среди людей, как например, бич городов – разносчики самых разнообразных инфекций – крысы, городские вороны, дикие голуби и даже чайки, оккупирующие нынче городские свалки.

Горожане, в большинстве своем, представления не имеют о жизни этих, повторяю, диких животных. Пуская шипение в адрес нерадивых городских властей, ужасаясь случаям нападения уличных собак на людей, они продолжают подкармливать «бедных собачек», потому что «жалко», не подозревая, о законе собачьего размножения, о том, что сытая стая приносит потомства во много раз больше, чем пребывающая на скудном рационе. Что, если питания недостаточно, стая уменьшается не потому, что умирает с голоду, просто, самки реже щенятся и таким образом, регулируется соотношение количества едоков и продовольственной базы.

О том, что какая –нибудь домашняя собачонка прибьется к уличной стае, найдет себе «дружка» и будет счастлива – сценарий мультфильма для маленьких детей. Ничего этого происходит. И если бегает в стае бродячих собак какая – нибудь болонка или даже овчарка – это недавняя потеряшка и бегать ей не долго. Собачья стая живет по законам стаи – чужаков не принимает. Мир дикой природы жесток и вчерашнюю обитательницу городской квартиры ее новые «дружки» либо уморят голодом, не подпуская к еде, либо быстренько порвут или придушат и схарчат… Это другой мир и переход из дикой природы в одомашненное состояние и обратно очень не прост. Вот тут особенно показателен пример выведения волкособа.