…Жест “коза” (рога) существовал долгое время как магический знак для защиты от сглаза и злых духов. Особенно был распрастранет в Испании и странах Латинской Америки. Первым, кто показал этот жест на рок-концерте был Ронни Джеймс Дио – солист групп Rainbow и Black Sabbath —Фанаты переняли его и теперь “коза” очень популярна среди рокеров и металлистов.
…Сказка “Волк и семеро козлят” в Румынии известна под названием “Коза и три козлёнка” в изложении Иона Крянгэ. Поэтому при съёмках совместного советско-румынско-французского музыкального фильма “Мама” по мотивам этих сказок число козлят выбрали среднее арифметическое – пятеро.
…До самой революции в глуши можно было увидеть бродячую труппу нищих или полунищих: поводыря с ученым медведем, показывавшим разные “штуки”, “козу” – человека, на голове которого было укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и “барабанщика”, часто из отставных солдат, барабанным боем призывавшего “публику”. Оказаться на положении “отставного барабанщика при козе”, то есть потерять и эту работу, считалось пределом бедствия.
"Этот мир устроен не нами,…"
(необходимое отступление)
"Этот мир устроен не мной…" – так поется в песне. И это правда. Мир, в котором мы живем и его природа, частью которой мы является, возникла и существует по неизменным законам, которые люди даже еще и не все открыли. Эти законы определяют жизнь природы и нашу с вами – всех вместе и каждого в отдельности. Незнание законов природы или навязывание природе собственных человеческих измышлений, выдаваемых за новые законы, всегда приводит к беде. К сожалению, об этом не все помнят, а потом, с трудом и не всегда успешно, если такое вообще удаётся, ликвидируют свои ошибки. Но разговор о не них, а о том как же это так: мы – сапиенсы – как бы разумные – преразумные, таких замечательных, интересных животных – едим? На первый взгляд – несправедливо! Они же тоже жить хотят!
Существует давнишнее и многосотлетнее убеждение, что можно без этого обойтись. Например, есть целые религиозные учения, в которых запрещается есть пищу животного происхождения, и ничего – сторонники этого учения не вымирают от голода. Например, монахи, которые " не вкушают убоины…" Или вегетарианцы, то есть те, кто не ест мяса, высклицают: "Человек не должен поедать трупы животных" ! Ну, вот давайте и разберемся кто чего должен, а чего не должен, справедливо или не справедливо, когда хозяин выращивает свинью или барана, а потом подает его на стол с различными гарнирами и приправами. Спросите об этом любого животновода, любого фермера и он ответит убежденно:
– Справедливо!
И приведет свои доказательства, которые я повторю, однако, начну издалека. 26 апреля 1986 года произошла страшная катастрофа – разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. В окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Благодяря героизму ликвидаторов аварии отдавших свои жизни, ради спасения человечества – и это не просто слова – катастрофа случилась планетарного масштаба, к счастью, удалось избежать более страшных последствий. Однако, огромная территория оказалась зараженной радиактивностью. Более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны вокруг взорвовшегося блока эвакуировали. По утверждению ученых, человеку там жить нельзя из за опасности радиоционного заражения и лучевой болезни. Сколько лет? А кто его знает! У некоторых радиоктивных элементов период распада – 300 лет.
Люди ушли, а животные остались. И, как выясняется, живут и по своему благоденствуют в образовавшимся после аварии мире без людей. Больше того, как это, на первый взгляд не удивительно, но природа и животный мир расцвели и наполнились живностью. Из соседних районов в зону отчуждения пришли медведи, рыси, волки и лоси. В реке заплескались рыба. Нет, это не благотворное влияние радиации, она как и прежде – смертельна для всего живого и для диких зверей в первую очередь. Расцвет природы – результат отсутствия человека. Человек снял свой, говоря языком науки, страшный прессинг и природа ожила.
Ученые, ведущие непрерывный контроль за всем, что происходит в зоне отчуждения, с удивлением убедились, что в ней под влиянием страшного заражения монстры и мутанты не рождаются, а разнообразная живность от фазанов и зайцев, до кабанов и лошадей, включительно, не вырождается и не умирает от лучевой болезни. Почему? Разве на них не действет радиация? Наверняка действует! И еще как! Вот только последствия заражения не успевают проявиться, поскольку век животного на воле в природе – много короче, чем в неволе у человека. Например, редкий кролик ухитриться не попасть в зубы к лисе или волку в течении года – от силы двух, а рекорд долголетия кролика в клетке у человека 19 лет. Давно доказано: домашние животные живут в разы дольше, чем их дикие собратья.
– И живут совсем по-другому! – добавил мой знакомый фермер, у которого на подворье какой живности только нет. – Я – человек, кормлю, пою, обмываю, согреваю, защищаю, охраняю, лечу свиней, коров, кур, индюшек, овец, коз и прочию животину – днем и ночью. По 16-18 часов в сутки. Здесь всё моим трудом и тяжким потом существует и неплохо живет. Домашнее животное не знает никаких забот – только ешь, пей, да размножайся. Живет оно дольше и несравнимо комфортабельней, чем в природе. Вот за мои труды и за свою барскую жизнь со мною, оно в срок и расплачивается тем, что у него есть – молоком, шерстью, мясом…
У моего друга и земляка замечательного поэта Виталия Калашникова есть такое стихотворение:
Приехали гости – пойду зарублю петуха.
В таз рухнет осенний букет, перепачканный кровью,
Я сплюну с досады, ругнусь, чтоб никто не слыхал,
И к речке сойду по тропе, занесенной листвою.
Неужто навеки жизнь будет не жизнь, а живот?
Я вновь задохнусь от внезапно нахлынувшей злобы.
Неужто наш дух никогда эту цепь не порвет,
Которой он связан, как пес, с конурою утробы?
Ведь я до сих пор разволнован грехом пустяковым.
Но что же мне делать, не смог я придумать опять.
Делянку щипать? Чтобы снова шипели чертковы:
«Не стыдно ли вам комара на щеке убивать?»
И трону я травы рукою, и вновь удивлюсь,
Что в мяте и доннике сердце стучит молодое,
И если ты скажешь, что это – мой собственный пульс,
Отвечу: «Конечно». Но мне станет скучно с тобою.
В одном интервью, на вопрос "Почему именно это место – нижнее течение Дона – Вы считаете своей Родиной? " Виталий ответил совершенно неожиданно: – Потому что я тут везде. Здесь лежат мои предки – из них трава выросла. Траву ели коровы, на их молоке я возрос. Выросла пшеница – это мои деды меня собой кормят! Вон меня комар кусает, а комара проглотит сазан, а я сазана в Дону поймаю… и так далее… Родина – потому, что это я и всё, что вокруг меня здесь живет и вертится!" Так про какую же неразрывную цепь написал он своем стихотворении?
Есть незыблимый закон живой природы – так называемая, пищевая цепочка и она существует неизменно: травоядные – хищники – всеядные – человек.С точки зрения науки, нашим желудкам требуются не шашлыки и котлеты, а биологические сотавляющие – белки, жиры и углеводы разнообразные аминокислоты и микроэлементы, из которых шашлыки, котлеты и вообще вся еда состоит. Это необходимо нам для того, чтобы мы думали, трудились, жили, наконец. Что делать, если в природе, все эта, с точки зрения науки – органическая химия, пребывает в виде барана или свиньи. Можно ее заменить? Наверно можно. Не умирает же человек, который есть одну растительную пищу. Но первый вопрос "на засыпку": а растительная пища – уж такая, уж совсем не живая? Вы уверены? А вот цветоводы опытным путем доказывают, что цветы чувствуют и различают хорошее или плохое к ним отношение. Радуются, когда приходит любимая хозяйка – чувствительные электронные датчики это фиксируют. Стало быть, всё – живое.
Мы едим животных! Так ведь и они нас. "В мяте и в доннике сердце стучит молодое…" Человек умирает, погребенный в землю распадается на молекулы и атомы, которые питают растения, растениями питаются животные. Это круговорот. Он и называется жизнь. Грубо говоря, не живое – не растет и не размножается т.е не живет!
"Безравственно есть мясо!" Нравственность это другая категория, к биологии отношения не имеет. Безнравственно мучить животное. Это, безуслово, верно! И за всякое мучительтво должно следовать наказание. Причем, обязательное, неотвратимое и жесткое, поскольку животное, в отличие от человека, свободы воли и выбора не имеет и защитить себя, в большинстве случаев от человека, не может.
Работа с животными, в том числе и охота на диких животных (именно работа, а не удовольствие), – удел профессионалов. Для людей в таком деле случайных – достаточно тяжелое нравственное испытание. Не зря, и прежде в деревнях и станицах забоем скота занимались не все подряд и не кто попало, а мастера, причем, из поколения в поколение. Для них это была привычная рутинная работа – отюда, например, русские профессиональные фамилия Бойцов, Мясников, украинская Бойчук, еврейская Резник… Иначе, – "душевный напряг"…
Мой любимый крестник в пятилетнем возрасте жил с дедом и бабушкой на даче. Я приехал к ним в гости.
– Вот хорошо! – обрадовалась бабушка.– Поможешь цыплят прибрать.
– А дед что ж? Он же фронтовик, разведчик!
– Нет уж – тут попросили соседи его курицу зарубить, так он так разволновался, чуть палец себе не отрубил.
– Купили весной десяток цыплят, чтобы Ромке на даче веселее было – он за ними как наседка ходит. Поит кормит – "Цыпки мои цыпки!" А за пять то месяцов цыпки то эти как кони стали! Куда их в городе девать! А дачный сезон кончился!
Когда дед увел Ромку гулять " партизанскими тропами" с заходом на деревенскую конюшню, мы быстренько управились с бройлерами, ошипали и убрали в холодильник, чтобы не дай Бог Ромка не увидел и не догадался.
И то он, вернувшись, сразу спросил:
– А где мои цыпки?
Пришлось врать, что, мол, цыпки улетели в теплые страны. Стая кур мимо пролетала, вот и наши с ними на юг подались…
– Что ж они со мной не попращались? – надул губы Ромка.
– Так некогда было. За стаей торопились. Они же сами то дороги не знают. Вот и помчались, с тобой не попращавшись…
Ромка успокоился, и нам показалось, что история с цыпками забудется. Но под Новый год, когда мы с ним наряжали ёлку, он вертя в руках какую то ватную елочную птичку, вздохнул:
– Где то теперь мои цыпки? Скучают обо мне, наверно. Ну ничего, весной прилетят. Теперь уже скоро.
… И стало мне как то неловко. Как то нехорошо на душе. Цыпок то этих с дачи, дед с бабкой есть не смогли – соседям отдали. Я от них тоже отказался.
Весь мир обошла фотография с плачущим матадором Альваро Мунеро, который во время корриды не смог заколоть шпагой быка. Бык остановился и не стал нападать. Они посмотрели друг на друга и человек отбросил оружие. На фотографии, сидит сжавших в комок сильный, красивый, храбрый, плачущий человек, а бык стоит перед ним, понимает и сочувствует… Ну что ж тут поделать, что мы часть биологической пищевой цепочки. Так предписано природой.
" Неужто наш дух никогда эту цепь не порвет,
Которой он связан, как пес, с конурою утробы?"
Вероятно, пока люди живы – никогда. Разница в другом. Одни едят, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть… Стало быть, ничем от иных биологических видов не отличаются, хотя вроде бы внешне – сапиенсы, что в переводе с латыни, как мы помним, предполагает – разумные....
Второй вопрос "на засыпку" – зачем есть мясо?)
1. Мясо содержит метионин. Незаменимая аминокислота! Можно вводить в свой рацион и орехи и бобы, но это всё равно не будет полноценной заменой.
2. Мясо очень полезно для хрящей. Особенно студень и холодец. Натуральный желатин, который содержится в холодце, восстанавливает соединительные ткани и омолаживает кожу. Очень полезен при артрозе.
3. В мясе содержится витамин B12, которого нет ни в одном продукте растительного происхождения. Он необходим для нервной системы. Если человек вегетарианец, то он обязательно должен пить препарат, в состав которого входит этот витамин, иначе может развиться анемия.
4. У людей, которые едят мясо, кости гораздо крепче, чем у людей, которые его не употребляют. Недостаток цинка в организме может привести к такому заболеванию как остеопороз. В рационе обязательно должна быть печень, а также говядина и свинина.
5. Белки разлагаются на аминокислоты, которые в свою очередь влияют на процессы, происходящие в организме. За счёт белка строятся наши мышцы. Белки помогают пище правильно усваиваться, и придают сил.
6. В мясе содержится железо, а это значит, что употребление его в пищу снижает риск заболеть анемией.
7. Бесспорно, мясо очень полезно для мышц и связок. А это очень важно, так как благодаря им мы стоим на ногах и двигаемся!
Конечно, свой рацион питания нужно составлять так, чтобы всё было в меру. Избыток белка вреден. Норма – это 0,8 г белка на 1 кг веса в сутки.
Правильно готовить мясо тоже очень важно. Лучше для организма варёное или запечённое. Есть мясо нужно с овощами. Это способствует лучшему усвоению его в организме.
Люди не травоядные и не хищники. Они всеядны. Пищеварительная система человека предназначена как для продуктов растительного происхождения, так и для продуктов из мяса. Мы так устроены. Это нормально, и всякое отклонение от нормы – опасно.
Глава четвертая
Уж как я ль мою коровушку люблю…
«Дела у мальчика плохи
Опять принес он двойку
Его грозятся в пастухи отдать
Или на стройку»
Э. Успенский
"Вот будешь плохо учиться – в пастухи пойдешь" – говорили в пору моего детства какому нибудь городскому лодырю, второгоднику и двоечнику взрослые, живущие в городе и смутно представляющие, что такое настоящий пастух. По информации, полученной в основном из мультфильмов им представлялось, что ничего проще, чем коров пасти и быть не может. Любой дурак справится. Ходи с кнутом, а еще лучше на дудочке играй, пока вокруг по зеленой травушке-муравушке ходят веселые буренки… Самая разлюбезная работа для лодыря.
Однако, пойти-то в пастухи лодырь, может и пойдет, но вряд ли пастух из него получится. Пастух – не только особая профессия, это еще и призвание. Считается, что начинающему пастуху легче всего идти к стаду коров. Но мнение это явно упрощенное и бытует оно у тех, кто не только в подпасках не бегал, но скорее всего и корову то видел только по телевизору.
Корова обладает такими особенностями организма и характера, что человек случайный, никогда не работавший пастухом, может принести стаду немало вреда, а если еще, не дай Бог, корову потеряет – допустит, чтобы теленка волк задрал или еще что по своей лени и нерадению натворит и погубит главную крестьянскую ценность – корову кормилицу, за такое в старые времена не только деньгами, головой отвечали! Могли бы "добрые поселяне под горячую руку" забить такого "пастыря" до смерти.
Пастух – служба отвественная и далеко не каждому дано быть пастухом, не говоря уж о том, что на пастуха нужно учиться. Сколько? Всю жизнь.
"У коровы молоко на языке" – первая половина старой пословицы. Человеку современному городскому пословица мало понятна. А означает она, что корова может есть – срывать траву – только восемь часов. После чего останавливается, ложится и начинает пережевывать жвачку. Чем больше травы она съест за восемь часов, тем больше будет удой. А, чтобы есть корове было удобно, травостой должен быть от 10 до 25 сантиметров высоты. Если травостой выше – то корова должна будет задирать голову и быстро устанет, если ниже – усталость наступает еще раньше. .
После того, как корова "загрузится и отработает" полную норму жевания, она должна напиться. Выпивает корова за раз до 50 литров. Значит: в конце каждого пропаса должен быть водопой. А чтобы корова отдыхала спокойно, она должна лежать со всеми, привычными ей удобствами: лучше всего в тени, без оводов и прочих летающих кровососов. Но и это еще не всё.
Корова – животное стадное – держится внутри своеобразной семьи, не превышающей 12-15 голов. Внутри этого сообщества – строгая иерархия, строгое распределение мест и мешать этому распределению нельзя – коровы начнут ссориться! Внутри коровьей "артели" есть "вожаки" и есть "шестерки", есть "торопыги" и есть "копуши". Одна корова бежит, другая в это в время лежит, а стадо должно равномерно проедать траву и, потихоньку, продвигаться в сторону водопоя… Потому многое зависит от пастуха!
Насколько? В 1983 году в Швейцарии на состязании пастухов одно и тоже стадо, при разных пастухах, давало разные результаты – у победителя в стаде надой был в семь раз больше, чем у пастуха, занявшего последнее место. Поэтому – вторая часть старой пословицы: "У коровы молоко на языке, а у пастуха в ногах". Не случайно в той же Швейцарии пастухи носят «ранцевые компьютеры», которые, кстати могут воспроизводить музыку пастушьего рожка, поскольку в этом звуковом диапазоне корова лучше всего слышит.
Это только кажется, что пастух ничего не делает. Встаньте-ка на его, место хоть на полчасика – набегаетесь! А стадо так разбредется, что его и за день не собрать! Пастух знает все луга, все прогоны, знает, где какая трава растет. Он умеет выстроить "коровье войско", потому что знает всех коров "в лицо", и утром, принимая коров, никогда не пустит в стадо больную. Пастух мгновенно реагирует на каждое движение в стаде и гасит в нем конфликты. Он так "ставит коров", чтобы никто никого не объедал и все были сыты.
Я у настоящего класссического пастуха, кроме рожка или сигнального рога, есть еще один особый инструмент – пастуший кнут. Обычно пастух перебрасывает его через плечо и длинный "хвост" кнута тянется за ним. Кнут – инструмент управления, а не наказания! Длиной кнут 7 м 50 см. Кстати, это радиус арены всех цирков в мире (диаметр, соотвественно, 13 метров). Настоящий пастух умеет таким кнутом щелкать так громко и звонко, что звук напоминает выстерел из ружья. Особым взмахом пастух придает кнуту волновое движение, и как определили физики, в результате этого движения кончик кнута проходит звуковой барьер, отсюда и хлопок!
Пастух должен быть «легок на ногу», поскольку проходит в день до тридцати километров. «Созерцателем» по характеру, чтобы суметь перенести длительное одиночество. И должен быть храбрым человеком, с прекрасное реакцией – чтобы и быка укротить, а случись такая беда – и от волков кнутом отбиться.
Должен быть здоров! В лугах больному помогать – некому! Помощники подпаски – это так, им еще учиться и учиться, их дело бегать по краям стада – не давать стаду роазбредаться. (Кстати, с этой работой пастушьи собаки справляются лучше людей). Не случайно говорится: «Скотину водить – не разиня рот ходить»
Уж как я мою коровушку люблю.
Уж как я то ей крапивушки нажну.
Кушай в волюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Буренушка моя.
Уж как я мою коровушку люблю.
Сытно пойло я коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя,
Что бы сливочек буренушка дала
Я умею доить корову! Это, наверное, одно из первых взрослых умений, которым я овладел в дошкольном возрасте. Разумеется, меня этому учили. Ну и что, если я был мальчик! Вопреки, рассказу М.Шолохова "Бабий бунт", который стал известной опереттой, казаки всегда коров доить умели! А по утверждению, моей бабушки, да я и сам в этом убеждался, на Верхнем Дону во многих семьях, где еще держат скот, коров и до сих пор доят мужчины. Это давная традиция.В недавнем прошлом сельский труд был строго разделен. Хлеборобство, сады, виноградники и все, что связано со скотиной – занятие мужчин, на долю женщины – огород, птица, все домоводство, включая прядение, ткачество, шитье и вышивка, стирка, глажка, стряпня и, разумеется, дети.
В тогдашнем хозяйстве многое женщине было не под силу – ну-ко поворочать сабан – трехлемешный плуг, который тянут три запряжки волов, а табуны водить, а отары пасти? Да и с коровой… Когда она в хозяйстве одна – куда не шло – жещина справиться, а ежели дойных коров пятнадцать-двадцать? Доить в хорошем хозяйстве принято трижды в день. Какой силы и умения руки нужны?! Да и одну то корову, после первого отела, как правило, раздаивал мужчина.
Ну, а уж привязать гирьку к коровьему хвосту, чтобы она хвостом не махала, не стал бы даже какой-нибудь дед Щукарь, а только тот, кто никогда своих коров не имел и даже не видел как коров доят. Эта история придумана – для смеху. Хотя моя бабушка, например, слушая рассказ по радио не смеялась, а плевалась:
– Выдумают Бог знает чего, морочат городским голову, которые порошковое молоко из бутылок пьют, а скотины сами то никогда и не держали!…
Конечно, я не раз видел, как моя бабушка доила корову – у нее ловко получалось. Мне тоже хотелось подоить, и пока не попробовал – казалось, что это очень легко и просто:дергай за соски и молоко в подставленное ведро само польется, как из крана!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов