Валентина Комлева, Ольга Жуликова
Обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан: опыт Испании
© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2020
Введение
Высшее образование является не только главным компонентом национального развития, но и условием глобальной конкурентоспособности стран. Мы наблюдаем растущую конкуренцию за привлечение талантливых студентов, преподавателей, ученых. На этом фоне обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан является одной из ключевых задач образовательной политики многих стран мира, о чем свидетельствуют документы государственного уровня. В контексте реализации федерального проекта «Экспорт образования» актуальность исследуемой проблематики обусловлена необходимостью бенчмаркинга лучших практик привлечения иностранных граждан в высшие учебные заведения страны. Одной из стран, успешно привлекающих иностранных студентов, является Испания, занимающая ведущие международные позиции по интернационализации высшего образования и вузовской среды. Создание условий обучения, привлекательных для иностранных студентов, тесно связано с обеспечением не только доступа к обучению, но и его доступности. В связи с этим актуализируется необходимость выявления наиболее эффективных мер повышения доступности высшего образования как важнейшей части механизма экспорта образования и решения государственно значимых задач.
Кроме того, в последние годы наметилась тенденция активизации российско-испанского сотрудничества, особенно в области образования и науки. Интерес обеих сторон к углублению академических связей значителен, что требует специальных знаний, навыков, понимания разнообразия форматов взаимодействия, которые стали бы по-настоящему эффективными. Российские и испанские вузы реализуют международные образовательные программы в области бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Университеты России проявляют интерес к поиску партнеров в Испании, а испанские университеты ищут партнеров в России. Официальные испанские структуры, такие как Конфедерация ректоров испанских вузов (CRUE), а также Испанская служба координации интернационализации образования Министерства науки, инноваций и университетов Королевства Испания (SEPIE), неоднократно подчеркивали перспективность углубления связей в области образования с Российской Федерацией. Осмысление формирования и реализации научно-образовательной политики Испании, успешно обеспечивающей доступность образовательных услуг и прием иностранных студентов, поможет углубить российско-испанское образовательное сотрудничество. Как показывает развитие ситуации в условиях пандемии COVID-19, проблемы, с которыми столкнулись российские и испанские университеты, обеспечивая доступность обучения для иностранных граждан, весьма схожи. Поэтому взаимный обмен опытом будет полезен для обеих сторон.
Наше исследование проводилось несколько лет. Оно начиналось в весьма благоприятных условиях высокой международной мобильности студентов, снижения барьеров и рамок для международного сотрудничества в образовании, сближения политики стран и развития межкультурной коммуникации. Завершение исследования пришлось на период ограничений вследствие распространения COVID-19 и обострения международной обстановки. Поэтому текст монографии содержит выводы, полученные как в относительно стабильный период, так и в контексте новой, изменившейся реальности.
Монография публикуется по результатам НИР «Обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан: опыт России и Испании», выполненной в соответствии с государственным заданием в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
1. Факторы доступности высшего образования: российский и испанский подходы
Доступность высшего образования как объект научного осмысления достаточно давно находится в поле зрения российских и зарубежных ученых. На международном уровне понятие доступности высшего образования определяется в Лиссабонской конвенции о признании квалификаций 1997 г. как «право лиц, обладающих соответствующей квалификацией, представлять свою кандидатуру и быть рассмотренным с целью приема в высшее учебное заведение»[1]. С нашей точки зрения, это не столько доступность, сколько доступ, т. е. возможность реализации права на образование, возможность его получения. Доступность же следует рассматривать как результат реализованного права, результат использованной возможности, т. е. полученное образование. Таким образом, доступность высшего образования именно для иностранных граждан трактуется нами как реализованная возможность иностранного гражданина воспользоваться академическими, финансовыми, территориальными, социокультурными, организационными и иными условиями, которые предоставляет принимающая страна и университет для обучения и получения образования. В ряде подходов доступность трактуется не как результат, а как принцип высшего образования. Мы не находим противоречий между нашей трактовкой доступности как принципа и считаем, что такой принцип только усилит реализацию возможности получить образование. Данные позиции были выработаны нами на основе анализа опыта разных стран по повышению доступности и привлекательности своего высшего образования (США, Великобритания, Франция, Германия, Китай, Испания, Россия), изложенного в ряде публикаций[2], на основе критического осмысления результатов разных научных исследований и личного опыта реализации международных образовательных программ. Теоретические основы современных представлений о доступности высшего образования заложены еще в концепциях Э. Дюркгейма[3] и К. Манн-гейма[4] (в контексте социальных функций образовательных институтов); П.Бурдье[5] (в контексте развития социального капитала, формирования статусной иерархии и социальных практик реализации образовательных потребностей). Доступность высшего образования стала предметом анализа авторов коллективного труда «Доступность высшего образования в России» и других российских авторов, таких как Блинова Т. Н.[6], Дмитриева Ю.А.[7], Егоршин А.П.[8], Загвязинский В.И.[9], Клячко Т.Л.[10], Ро-щина Я.М.[11], Сухочев В.И.[12], Лукьянова Е.Л. и Омельченко Е.Л., Стучевская О. И. и др.[13]. Среди испанских авторов вопросы доступности высшего образования для иностранных граждан исследовались Mauricio Mareco Sempertegui, Valeria Torrez[14], Zubillaga del Rho А[15], и др. На основе этих работ и авторского анализа эмпирической реальности были выработаны основные позиции и понятия нашего исследования.
Основные факторы доступности, выявленные разными учеными, примерно схожи. Речь идет об экономической, социокультурной, территориальной, организационно-академической доступности[16]. Весьма интересное исследование было проведено Университетом Комплутенсе Мадрида[17]. Были выявлены следующие группы факторов доступности высшего образования.
Институциональный фактор. Существует ряд институциональных условий и причин (качество обучения в средних общеобразовательных заведениях, формы зачисления в вуз и размеры конкурса на выбранную специальность, система экзаменов и конкурсный отбор), которые определяют доступность высшего образования для представителей различных социальных групп. Прежде всего это качество обучения в средних общеобразовательных заведениях, которое обусловлено социально-экономическим статусом семьи и коррелирует с проблемой социального неравенства. Отсюда важной задачей является реализация принципа равного доступа к образованию для всех социальных групп и слоев. Другое институциональное условие – это система экзаменов и конкурсный отбор. Само по себе это условие направлено на реализацию принципа равенства шансов, но в итоге в ряде престижных университетов спрос превышает предложение и происходит сильная селекция студентов, что затрудняет реализацию принципа равенства. Испанские авторы относят к институциональным факторам и характеристики учебного заведения (юридический статус (частное или государственное), престижность, качество образования, место расположения, размер и др.). В российских исследованиях мы находим те же подходы, но дополнительно к институциональным условиям доступа относят, например, особенности довузовской подготовки[18].
Информационный фактор. Доступность национальных систем высшего образования связана с информированием потенциальных студентов о возможностях обучения. В Испании отмечается, что подавляющее большинство выпускников не видят для себя проблемы в поиске информации об учебном заведении, в котором они собираются учиться дальше, и о формах подготовки к вступительным экзаменам, но по некоторым специальностям, таким как архитектура, инженерное направление, выпускникам сложнее найти программу вступительных испытаний[19]. Информированием именно иностранных граждан занимаются вузы и специальные структуры, поддерживаемые государством. В России наблюдается такая же ситуация.
Территориальный фактор. Территориальные барьеры препятствуют жителям сельских районов и небольших поселений получать образование. При этом даже обычные общеобразовательные школы в крупных городах нередко имеют больший образовательный потенциал, располагают более квалифицированным персоналом и развитой материально-технической базой, чем районные и сельские школы, что соответственно позволяет получить более качественное образование и лучшие стартовые позиции для поступления в университеты. Таким образом, территориальные различия усугубляют неравенство доступа к образованию. Испанскими учеными было выявлено: 1) по причине отсутствия равных возможностей для обучения в вузах возникают замкнутые территориальные образовательные системы, которые фактически осуществляют воспроизводство региональных элит; 2) чем выше уровень урбанизации поселения, тем значительнее шансы поступления в вуз. Российские авторы также проводили исследования влияния территориального фактора на доступность образования, их результаты весьма схожи с выводами испанских коллег. Дополнительно российские ученые пришли к выводу, что значимыми в контексте доступности высшего образования являются не только размер населенного пункта, но и степень удаленности от городов, где расположены университеты и другие учебные заведения, а также невысокие доходы семей на сельских территориях и в малых городах (многие абитуриенты и их родители вынуждены ограничиваться при выборе вуза списком тех учебных заведений, которые расположены в их городе или максимально близко к нему[20]).
Демографический фактор. По мнению испанских ученых, на доступность высшего образования влияют численность населения студенческого возраста на определенной территории (что связано со спросом на высшее образование), полнота семей и уровень образования семьи, гендер (в переводе с испанского «aspecto privado» – половая переменная) и связанное с этим неравенство полов в профессиональной деятельности. Российскими авторами также отмечаются такие факторы доступности[21].
Экономический фактор. Испанские исследователи разделяют этот фактор на два вида: экономико-социальный и личный (частный). В первом случает выделяют инвестиционный потенциал общества в высшем образовании и социальные инвестиции в образовательные учреждения (государственные расходы на образовательный сектор). Во втором случае говорят о расходах, которые несет непосредственно сам студент и его семья (например, такие расходы, как взнос за обучение (matracula), расходы на книги, на обслуживание университета, на альтернативную стоимость (El costo de oportunidad)[22], которая будет зависеть от ситуации на рынке труда. В итоге, например, один год обучения для испанцев в медицинском университете Барселоны стоит примерно 2700 евро, а на юге Испании, в Малаге, – около 750 евро[23]. Как следствие обучение в университете зависит от доходов семьи, состояния рынка труда и соответственно риска снижения доходов и потери работы. Российские исследования выявляют такие же зависимости. Исследования доступности как социально-экономической категории показывают, что к группе экономических факторов относятся уровень дохода семьи, платность высшего образования (непосредственно оплата обучения, стоимость обучения плюс сопутствующие расходы на получение высшего образования). С учетом этого на доступность влияют количество бюджетных мест в вузах, количество мест в общежитиях, наличие и размер стипендий, наличие программ, льгот для различных групп населения, соотношение государственных и негосударственных вузов[24]. Иностранные студенты особенно тщательно анализируют стоимость жизни в принимающей стране.
Социальный и семейный фактор. Испанские исследователи связывают доступность образования с уровнем образования родителей, их профессией и количеством детей в семье. Эти аспекты влияют на передачу ценностей детям, на заинтересованность детей в высшем образовании. Также оказывают влияние религия, язык, на котором говорят в семье. Российские исследователи делают такие же выводы[25] и иногда называют рассматриваемый фактор социокультурным капиталом семьи.
Индивидуальный фактор. В его структуру входят умственные способности индивида, его академическая успеваемость, психологические особенности, которые мотивируют человека продолжать образование в высшем учебном заведении. В российских исследованиях также определяется влияние этого фактора. В частности, Е.А.Аникина относит к индивидуальным (персональным) характеристикам, влияющим на доступность, уровень здоровья, религию, пол, национальность, ценности, нормы.
Среди испанских авторов существует и другой подход к группировке факторов доступности, схожий по ряду позиций с рассмотренным выше. На доступность высшего образования влияют[26]:
– характеристики спроса на высшее образование (иностранные студенты также обращают внимание, насколько востребован тот или иной университет у местных граждан);
– финансовая и экономическая ситуация в стране (стабильная экономика в стране повышает ее привлекательность для иностранных студентов, так как снижается риск финансовых проблем);
– предложение образовательных программ (программы на английском языке повышают спрос на образование у иностранных студентов);
– развитие науки и технологий (оборудованные современной техникой университеты привлекают больше иностранных студентов);
– будущие перспективы (статистика трудоустройства при наличии высшего образования в конкретном вузе).
Есть и более обобщенная группировка факторов, и, на наш взгляд, она не только более обобщенная, но и более системная, показывает тот кумулятивный эффект, который получается от взаимного влияния всех факторов доступности. В ней выделяется всего три группы факторов доступности: 1) равенство и справедливость; 2) качество и актуальность (значимость); 3) финансовые ресурсы и расходы.
Значимость указанных факторов особенно обострилась в условиях пандемии COVID-19, они играют важную роль в реализации права на образование для граждан всего мира.
2. Политика Испании по повышению доступности высшего образования и привлечению иностранных студентов
Европейский фактор в доступности высшего образования в Испании
Л. Э. Рамбли и Л. Ховард отмечают, что «европейский контекст (с момента вступления Испании в Европейский союз в 1986 г.) является важным фактором в разработке национальной политики и стратегии интернационализации в Испании»[27]. Традиционно в испанских университетах практически не существовало культуры активных стратегий привлечения студентов, в том числе иностранных. Испанская университетская система исторически была мало восприимчива к принятию иностранных студентов, которые поступали чаще всего через среднее образование и часто сталкивались с бюрократическими процедурами для подтверждения среднего образования, полученного в стране их проживания.
Ситуация изменилась в 1990-х годах, после присоединения Испании к программе Erasmus и открытия частных университетов. Внедрение программы Erasmus заставило испанские университеты оказывать приемные и консультационные услуги для иностранных студентов в рамках программ мобильности, а также открывать для них свои классы. Этот процесс был ускорен в последние несколько десятилетий и особенно после вступления в силу в 2007 г. Декрета об адаптации испанского университета к европейскому пространству высшего образования[28]. Специализированные совещания и конференции, такие как Европейская ассоциация международного образования (EAIE)[29], позволили повысить уровень квалификации вузов Испании, сравнить маркетинговые стратегии других европейских стран, которые имели традиции привлечения иностранных студентов (такие как Великобритания, Нидерланды, Скандинавские страны). В 1990 г. были утверждены первые лицензии частных университетов в Испании, которые инициировали и активизировали прием иностранных студентов и аспирантов. Однако работа была ограничена из-за тех же бюрократических трудностей, с которыми сталкивались и государственные университеты при получении дипломов, виз и т. д.
Адаптация испанских университетов к европейской системе высшего образования стала поворотным моментом в маркетинге, частично приравнивая испанскую структуру степеней к остальным европейским странам и по сути к большинству стран мира. Впервые в 2007 г. магистратура была признана в качестве официального диплома. Несмотря на то что модель 4+1 (4 года бакалавриата + 1 год для степени магистра) по сравнению с наиболее распространенной в Европе моделью 3+2 препятствовала привлечению европейских студентов, все же предложение магистратуры в Испании повысило привлекательность высшего образования и число иностранных студентов в Испании.
Согласно отчету Министерства образования Испании, в течение 2014-2015 гг. почти 86 тыс. иностранных студентов выбрали испанские университеты для проведения своих исследований[30]. Наиболее значительную группу составляли и продолжают составлять студенты из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, хотя растет и число студентов из Европы и Азии, из Ближнего Востока и Северной Африки. С 2007 г. некоторые испанские университеты стали более активно участвовать в международных организациях и выставках с целью привлечь иностранных студентов.
Кроме того, начиная с 2001 г. университеты вынуждены были конкурировать и за привлечение местных студентов, так как они отказывались от обязательного обучения в университете своего округа проживания. Некоторые из самых новаторских университетов в этой области разработали профессиональную маркетинговую политику и политику привлечения. Государственные учреждения, такие как Министерство образования, Министерство иностранных дел, региональные правительства или даже некоторые муниципалитеты, начали разрабатывать инициативы в области коллегиальной пропаганды на некоторых наиболее важных выставках в этом секторе. Создание в 2010 г. университетской платформы, главной целью которой было продвижение испанской университетской системы в мире, является результатом активных стратегий интернационализации.
Другой инициативой является то, что руководители испанских университетов провели через CRUE (Конференция ректоров испанских университетов) форумы, специализирующиеся на интернационализации[31]. В некоторых регионах до сих пор осуществляются совместные информационно-пропагандистские инициативы.
Новые инициативы исходили от групп университетов по регионам, как в случае альянса четырех университетов (A4U), который объединяет четыре самых динамичных университета в Мадриде и Барселоне и с момента его создания в 2008 г. разрабатывает эффективные стратегии повышения доступности высшего образования в этих университетах. Например, одно заключенное соглашение между A4U и Российской академией народного хозяйства и государственной службы открыло возможности академической мобильности сразу в четырех испанских университетах.
Но, несмотря на все эти инициативы, международный охват студентов оставался более чем дискретным, если учитывать потенциал испанского языка в мире. В докладе ОЭСР Education at a Glance говорилось, что в 2016 г. Испания набирала 2,5 % иностранных студентов в магистратуре и докторантуре, в то время как США – 26 %, Великобритания – 15, Франция – 11, Германия – 10 %.
В последние годы произошли изменения, которые способствуют гораздо большему привлечению иностранных студентов. Во-первых, была открыта возможность организации трехлетних степеней по модели большинства европейских стран: постепенно разрешается сосуществование модели 4+1 с новой моделью 3+2. Во-вторых, университеты смягчают доступ и требования для иностранных студентов. Например, студенты из государств – членов Европейского союза могут использовать аккредитацию своих средних школ и вступительные экзамены в университеты своих стран в качестве вступительных документов в испанские университеты наравне с местными студентами. Для неевропейских студентов создаются гораздо более гибкие системы доступа. Это позволяет увеличить приток студентов не только «credit mobility» (Erasmus, Exchange и т. д.), но и «degree mobility» как для исследователей, так и для соискателей научной степени.
Последствия экономического кризиса в Испании снизили экономическую отдачу, которую получают государственные университеты, и это побудило их лидеров искать новые пути получения дохода. Впервые некоторые университеты стали рассматривать интернационализацию не только как национальную и международную стратегию позиционирования, но и как способ получения дополнительных экономических доходов.
Испанские университеты осознали необходимость создания сильной программы стипендий для привлечения талантливых студентов. Первым шагом в этом направлении стал доклад Министерства образования «О стратегии интернационализации испанских университетов на 2015-2020 гг.». Некоторые университеты приступили к осуществлению стратегий международных программ повышения квалификации и аспирантуры, особенно частных университетов, бизнес-школ и некоторых государственных университетов.
Стратегический подход и интернационализация
Ключевыми документами, показывающими значимость повышения доступности высшего образования для иностранных граждан в Королевстве Испания, являются «Стратегия Европа-2020»[32] и Стратегия интернационализации высшего образования в Испании от 2017 г.[33] Интернационализация – главное условие, при котором Испания рассчитывала достичь высоких показателей доступности своего образования для иностранных граждан. С точки зрения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «интернационализация – это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Понятие интернационализации в сфере высшего образования в международной практике традиционно включает два аспекта: «внутреннюю» интернационализацию (internationalization at home) и «внешнюю» интернационализацию, или образование за границей, меж-страновое образование, трансграничное образование»[34]. Правительство Испании привержено процессу интернационализации на основе двух четких предпосылок: необходимости тесного сотрудничества между всеми вовлеченными субъектами и признания огромного потенциала испанской университетской системы.
Следует отметить, что для Испании иностранные студенты не только источник обмена знаниями, способ продвижения имиджа своей страны, но и серьезные доходы. В 2018 г. в исследовании «Экономическое влияние иностранных студентов на Испанию», опубликованном в 2018 г. Cristina Grasset и Barbara GarcHa Menedez[35] (при поддержке Министерства образования, культуры и спорта), было оценено прямое и косвенное влияние иностранных студентов на экономику страны. При этом все иностранные студенты были классифицированы на группы: 1) участники программы Erasmus; 2) студенты, приезжающие изучать культуру и испанский язык; 3) студенты, выбирающие Испанию в качестве зарубежной страны получения образования. Прямое воздействие на экономику было оценено в 134138022 евро в год[36].
В 2010 г. Министерство образования Испании разработало Стратегию университета-2015[37], которая обозначила основные направления интернационализации. В 2012 г. в рамках европейского пространства высшего образования была принята Стратегия мобильности-2020[38]. В то же время Европейский союз утвердил в 2013 г. Стратегию интернационализации высшего образования (Европейская комиссия, 2013 г.[39]). В этих стратегиях государствам-членам предлагается разрабатывать национальные стратегии и цели с конкретными мерами и измеримыми показателями, согласующимися с целями и действиями на европейском уровне.
В октябре 2013 г. Генеральный секретариат университетов учредил рабочую группу по интернационализации университетов для разработки стратегии интернационализации с участием других министерств, курирующих такие сферы, как занятость и социальное обеспечение, иностранные дела и международное сотрудничество, исследования и разработки, промышленность, а также автономных сообществ и других участников испанской университетской системы, таких как Конференция ректоров университетов и университетов, сеть университетов – корпоративных фондов и других ассоциаций и государственных учреждений, компетентных в вопросах интернационализации. В сентябре 2014 г. была представлена для обсуждения всеми национальными и зарубежными участниками и экспертами Итоговая стратегия. Официально она была утверждена в октябре 2014 г., а в декабре 2014 г. представлена Генеральной конференции по университетской политике и Совету университетов. На международном уровне Испания является одной из 21 страны Европейского союза и одной из 47 стран мира, входящих в EEES, которые имеют формальную стратегию интернационализации (European Commission/EACEA/Eurydice, 2015)[40]