banner banner banner
Привычка создавать: мотивация для начинающих бизнес и не только
Привычка создавать: мотивация для начинающих бизнес и не только
Оценить:
 Рейтинг: 0

Привычка создавать: мотивация для начинающих бизнес и не только

Привычка создавать: мотивация для начинающих бизнес и не только
Евгения Зябкина

Начинать страшно? Бизнес в одиночку не построить? С чего начать свое дело? Данная книга – мотивация для тех, кто желает что-то создать, будь это монетизация хобби, небольшой бизнес или федеральная сеть. Прочтя книгу, вы узнаете, как преодолеть собственные сомнения и страхи, как выбрать дело по душе, какие ошибки являются наиболее частыми на старте и после открытия своего проекта. Вы познакомитесь с вариантами развития компании на различных рынках, основными каналами продвижения и поймете, как выстроить свою бизнес-империю. Ведь мечты должны сбываться!

Евгения Зябкина

Привычка создавать: мотивация для начинающих бизнес и не только

Все, чего мы хотим, находится на расстоянии шага.

Шаг 1.

Глава I. Мечты.

Если вы что-то хотите, это не значит, что вам это дадут.

Иногда нужно брать самим.

Фильм "Тренер Картер".

Этот мир ненавидел меня. Я была абсолютно в этом уверена. Почему? Потому, что я ненавидела его в стократ сильнее. Ненависть мира ко мне была лишь слабым отблеском моей собственной ненависти и не было вокруг ничего, что не исторгало бы из меня негатив. Жара? Дорога? Небо? Машины? Мужчины? Особенно мужчины!

Я тащилась по пыльной бесконечной дороге и аккомпанировала себе шарканьем ног, которые я напрочь отказывалась поднимать, ибо зачем? Такие вещи, как время, бесконечность, скоротечность или любой другой непонятный эпитет, также были объектами моей ненависти. Но больше всего я ненавидела в этот момент саму себя за то, что тащилась вперед.

Почему бы не лечь? Или сесть? Ну или хотя бы остановиться? Занимательная мысль.

Тащилась я уже не первый километр. Жара стояла душная, как и принято в степи. Но, при этом, хрустящая и золотая, как и положено осенью. Это меня тоже раздражало. Незачем быть таким хрупким и ярким миру, который казался мне бездной ненависти. Шла я не с пустыми руками. Я тащила пару банок с консервированными помидорами, которые моя любящая мама дала мне на случай зомби-апокалипсиса, не иначе… Задумка была не самая плохая, если бы, например, у меня был частный самолет, или, на крайний случай, машина, или хотя бы отец, который мог бы погрузить эти помидоры в машину и привезти их до арендованной мною на краю вселенной квартиры, куда, собственно, я и направлялась, сменив пять перекладных видов транспорта по пути. Так что я ненавидела мужчин, отцов, машины, самолеты и помидоры вместе взятые, а каждое новое авто, проезжающее мимо меня, тонущей в придорожной пыли, вызывало такую волну злобы, что поневоле поверишь в то, что проклятий не существует. Ибо если бы они существовали, то мир бы горел у меня под ногами…

Но тут спасательная мысль, начинающаяся со слов «Да пошло оно все!» заставила меня резко остановиться и сесть попой на сухую и пыльную землю. Рядом с несчастными помидорами. Ибо какое уж тут счастье…

Надо сказать, именно это событие разделило мою жизнь на «до» и «после». Я сидела в золотистом и хрупком мареве, яростно оберегая свою ненависть. И ждала. Ждала. Ждала.

Солнце садилось. День по-осеннему тихо скрадывался. Тянуло холодом. Помидоры стояли рядом, не собираясь вскакивать и идти. То и дело грузно пролетали машины, отплевываясь мелким гравием. Я была уверена, что-то должно было произойти. Что-то… Кто-то! Обязан был прийти ко мне на помощь. Взять на себя часть моей ноши. Решить мои проблемы. Кто-то должен был прийти на помощь мне! Ведь я ждала помощи! Я ее хотела! Желала всем моим естеством! И вдруг я поняла… Никто не придет. Нет, может, и придет, но вовсе не затем, чтобы пронести мои помидоры оставшихся пару километров. И не затем, чтобы взвалить на себя мою ношу. И не затем, чтобы выслушать меня и утешить. Что бы ни ждало меня в приближающихся сумерках, это не будет помощью. Просто потому, что помощь не придет.

Мысль была такой злой, кощунственной и не укладывающейся в сознании, что этого хватило, чтобы я встала. Не то, чтобы я встала, преисполнившись любовью к этому миру и помидорам. Но я поднялась. Я осознала, что если не ждать помощи, то ждать просто нечего. Можно сидеть. Можно не сидеть. Но, и в том, и в другом случае, это будет мой путь наедине со вселенной и помидорами. Сидеть я уже пробовала, так что оставалось только идти. Идти, чтобы просто узнать, а смогу ли. Я смогла.

Тот путь тогда был смешным. Он не был ни труден, ни тернист. Я могла преодолеть его с меньшими муками, быстрее и легче. Но именно тогда я поняла, почему мы так часто стоим на самом пороге деяния и боимся сделать шаг. Мы ждем. Осознанно или нет – не важно. Мы ждем Совета, Помощи, Знака, Символа, Наставника, Учителя или Всевышнего, готового сопроводить нас на нашем пути. Мы ждем с самой святой и искренней верой ребенка, которому рассказывают сказку о Царевне, спасенной отважным Рыцарем и об Иванушке-дурачке, которого, что ни день, выручает любящая, умная и красивая супруга… Но что, если никто не придет? Что, если сказки лгут и любой путь преодолевается только нами, ибо это НАШ ПУТЬ?



В моей работе есть одна фраза, которая всегда возвращает меня в тот самый день, где были я и помидоры. Эта незамысловатая фраза звучит так «Я не могу сам…»

Я слышала эту фразу в тысячах разных интерпретаций «Моя дочка экономический заканчивает, так мы с ней и откроем салон красоты», «Нет, я сама не смогу! У меня муж сейчас освободится, я подожду», «Мы с друганами бизнес мутим, они, правда, еще не уволились с постоянной работы, но, вообще, завтра должны», «Мы уже начали дело. Я сейчас посмотрю, как пойдет и сразу напишу заявление об увольнении».

За каждой из этих фраз целая история и бесконечная плеяда отговорок, страхов и сомнений. Порой преодолеть их практически невозможно, так как они сопоставимы с нашей верой в чудеса. С нашей глубоко укоренившейся уверенностью, что есть кто-то более опытный, более знающий, более компетентный, более взрослый, чем мы. И не важно кто это: Государство, Коуч, Принц-на-белом-коне или Муж/Жена. Расставаться с убеждениями всегда сложно. Но, порой, необходимо. И в этом ничто не помогает так активно, как сухие факты.



Факт:

По статистике на февраль 2024 год в России зарегистрировано 6 347 771 субъектов малого и среднего предпринимательства (данные www.ofd.nalog.ru). Из них 6 114 610 – это микробизнес. То есть 96,33% предпринимательства в России (индивидуальные предприниматели и юридические лица) это компании, среднесписочная численность которых составляет 1,19 человека.



Статистика – вещь очень упрямая. И статистика, будучи официальной или практической, однозначна: гораздо чаще терпит крах тот бизнес, который начинается двумя и более людьми. Почему? По той же причине, по которой паника чаще присуща толпе, а не конкретному индивидууму. Например, у семейной пары, которая начинает бизнес сообща, гораздо больше шансов развестись на основании этого факта, чем создать успешный start-up. Сомнительно?



Факт:

5% – средняя «выживаемость» start-up в мире.

Более 60% браков в России заканчиваются разводом. На каждые 800 000-950 000 ежегодных браков в России приходится примерно 600 000 разводов (статистика актуальна на период с 1991 по 2022 год).



Почему так происходит? Почему, на самом деле, в России бизнесы, создаваемые группой людей (даже близкими и родными) гораздо менее устойчивы, чем бизнесы, создаваемые в одиночку?

Причин крайне много, но к основным можно причислить следующие:

1. Отсутствие правильных критериев «партнера» для бизнеса.

Особенностью России является отсутствие семейной преемственности в бизнесе. Да и откуда этой преемственности взяться, если большинство предпринимателей и по сей день являются бизнесменами первого поколения. А если прибавить к этому тот факт, что действительно опытных предпринимателей в России не много, то и понять, какими качествами должен обладать опытный предприниматель, многие из нас просто не могут. Откуда взять эту информацию? Из интернета? Именно по этой причине любой начинающий предприниматель выбирает себе «партнера» для бизнеса исходя из личных предпочтений или из общего представления о том, что будущий «партнер» обладает некими качествами, не свойственными самому предпринимателю. Просто вдумайтесь в эту фразу: мы берем себе в партнеры того, кто, по нашему мнению, обладает критериями, которыми мы просто не обладаем.

Это кажется очень логичным. Ну честно. Логично же взять на троеборье в команду человека, который не умеет бегать, но круто стреляет? Логично взять в партнеры по управлению рестораном того, кто никогда не стоял на кухне, зато считает как Бог? А няня для вашего первенца, которая не имеет педагогического образования, опыта работы с детьми и своих собственных детей, зато терпеливая и усидчивая – отлично же? Круто взять в пеший поход на месяц по горам того, кто классно поет и играет на гитаре, но не умеет карабкаться по скалам и не имеет своего снаряжения? Или нет? Именно по той причине, что большинство из нас считает такое решение логичным, в следующее мгновение мы оказываемся на отвесной скале с «партнером» на шее и с грифом гитары в…

Окей, с этим разобрались. Но тогда кого ищем? На самом деле партнерство в бизнесе напоминает совместное путешествие. Оно может быть очень разным. По горам или по морю. С большим багажом или с маленьким. Коротким или длинным. Но для того, чтобы оно прошло относительно легко, каждый из участников должен иметь схожую «физическую форму» и «ожидания» от вашего приключения. Иначе никак. Почему? Потому, что вам вдвоем придется пройти каждую часть пути. Не бывает так, что в бизнесе можно пропустить какой-то участок. Что кто-то другой преодолеет за вас эту вершину. Если вершина у вас на пути, то вам вместе (вдвоем) придется на нее подняться. Ну или не подняться. И, в конечном счете, скорость вашего совместного путешествия будет зависеть от скорости каждого конкретного участника. И если кто-то из вас сдастся, то на партнера ляжет не только его груз. Партнер будет вынужден тащить в гору вас обоих. Ну и гитару или пару банок консервированных помидоров. Тут уж как пойдет. Ваш партнер на это готов?

Но подбор партнера «по физическим показателям» кажется каким-то аморальным на старте. Ну честно. Как лошадь выбираешь. Впрочем, лошадь принято выбирать по сотне разных критериев как раз потому, что она полноправный участник процесса. Скачешь ли ты на ней или вспахиваешь поле, тебе важно иметь возможность на нее положиться, ведь от ее и твоих усилий зависит совместный результат. Вряд ли кто-то захочет совершить длительное путешествие на травмированной или необъезженной лошади. А можно ли лошади «доверить» вспахивать поле, пока ты заготавливаешь для нее солому на зиму? Нет? Ой, а ведь так логично звучит.

Все это приводит нас к совсем неутешительному, но простому и понятному результату: партнер выбирается исходя из сопоставимости его опыта с вашим. Этот опыт может быть чуть больше или меньше, этот опыт может быть в смежной сфере, а не в сфере, которой вы планируете заниматься, этого опыта может не быть вовсе. Но наличие этого опыта или его отсутствие должны быть сопоставимы с вашими. Вспомните урок физкультуры. Если все тренируются, то сильного игрока могут поставить в команду к новичкам, чтобы их «подтянуть». Но если вы играете на чемпионате страны, то в команде лучших игроков только лучшие. А худшие смотрят с трибун. Иначе не выиграть.

Если вы хотите потренироваться в бизнесе, вполне можете выбрать «партнера» исходя из того, что он гораздо круче, и больше знает, чем вы. Но если вы хотите зарабатывать и строить свою империю… В целом, все понятно.

2. Хороший человек или профессия.

Еще одним интересным «критерием» по выбору партнера в бизнесе является поиск партнера по личным предпочтениям. «Мы с ним понимаем друг друга с полуслова», «Мы очень давно знакомы, я в нем абсолютно уверен», «Он щедрый, деньги для него не главное, он меня не кинет», «Я всю его семью знаю, он точно ничего плохого не сделает». Все эти критерии, безусловно, важны. И, как правило, они все говорят о том, что вы понятия не имеете, какими профессиональными навыками обладает данный «потенциальный партнер». Не имея возможности оценить человека с учетом его компетенций, вы стараетесь оценить его при помощи иных критериев, сугубо личных.

Если в ходе оценки вашего партнера вы не перечислили ни одного профессионального критерия, задайте себе вопрос: «А вы вообще знаете, каковы профессиональные компетенции вашего будущего партнера по бизнесу?» Вы знаете круг обязанностей этого человека? Его круг знакомств? Деловые навыки? Вы видели этого человека в рабочем процессе? В процессе переговоров «на высоком уровне»? В процессе принятия решений здесь и сейчас, быстро? Нет? Тогда найдите время, чтобы понять кто все же перед вами.

Считаете, неудобно просить потенциального партнера об этом на старте? Что он о вас подумает? Это же невежливо? Если вы считаете это неудобным, то как вы спросите его о том, куда пропала пара миллионов ваших совместных доходов в бизнесе?

Согласна, вопросительных знаков очень много. Но на практике я постоянно сталкиваюсь с людьми, которые теряют бизнес просто потому, что полагаются на партнера, чей опыт им совершенно не известен. Людям кажется, если они давно знакомы, если работают в одной компании, если пересекаются на бизнес-ланчах, то это говорит об их совместном опыте. Но это не так. Между совместными приемами пищи и тратой миллионов на таргетированную рекламу инновационного продукта целая жизнь.

3. Стерпится – слюбится.

Еще один антикритерий при выборе идеального партнера для бизнеса: игнорировать откровенные недостатки человека на старте. Вы нашли партнера. Все с ним обсудили. Вас устраивает его опыт и профессиональные компетенции. Но партнер любит непристойно пошутить и часто в совместной компании ведет себя так, что вам неловко. Ой, ну ничего страшного. Он одумается. Он поймет. Это вообще не очень важно. Да и привыкнуть можно.

Партнер постоянно опаздывает? Часто отменяет встречи? Ну, можно понять, он ведь так занят.