Книга Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах - читать онлайн бесплатно, автор Александр Семенович Фридман. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах
Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах

Основная проблема, препятствующая эффективному освоению деловыми людьми методик управления стрессом, заключается в том, что профессионалы, работающие в мире бизнеса, чаще всего убеждены, что для успешной карьеры нужно одно – хорошие специальные знания. Так, например, юристы в большинстве своем убеждены, что залогом успеха является хорошее знание права, и в результате большинство практикующих юристов превосходно знают действующее законодательство, судебную практику, умеют писать качественные процессуальные документы, но при этом совершенно не умеют управлять своим состоянием и нивелировать стресс, хотя именно два последних фактора, с нашей точки зрения, являются основой как для успешной карьеры, так и для счастливой и гармоничной жизни. Та же самая ошибка характерна для профессиональных управленцев, большое внимание уделяющих изучению современных технологий планирования, управления персоналом, коммуникаций и ведения переговоров и т. п., но абсолютно беспомощных во всем, что касается управления собственным состоянием в стрессовых ситуациях.

Складывается парадоксальная ситуация. В спорте и в силовых структурах вопросам работы над собой и управлению стрессом уделяется повышенное внимание, но в мире «белых воротничков» эти проблемы полностью игнорируются. Считается совершенно нормальным, что профессиональный спортсмен посещает психолога, который обучает его сохранению ментального и эмоционального баланса в процессе подготовки и участия в соревнованиях, позволяя постоянно находиться на пике эффективности. Но представим, что на занятия с психологом регулярно ходит менеджер или юрист, – будет ли это адекватно воспринято обывателем (особенно российским)? Мы в этом не уверены. При этом ключевые приемы, позволяющие длительное время находиться на высочайшем уровне производительности, энергичности и т. д., идентичны и в спорте, и в бизнесе.

Многие считают, что если вы беретесь за освоение системы управления стрессом, то рано или поздно наступит тот долгожданный момент, когда вы распрощаетесь со стрессом навсегда. Это не так! Избавиться от стресса невозможно. Во-первых, мы «живем не на облаке – живем с людьми», а социальное взаимодействие – прямой источник стресса, исключить который невозможно. Во-вторых, даже если полностью изолировать себя от социума и жить отшельником, бóльшую часть своих стрессов вы заберете с собой. Причина очень проста: как правило, стресс провоцируют не те происшествия, которые случаются с нами в повседневной жизни, а наша психическая деятельность по поводу этих событий – наши мысли, прогнозы, эмоции и многое другое.

Действительная цель предлагаемой в этой книге системы – сформировать навыки осознанного управления уровнем стресса. При этом стресс не стоит совершенно сводить на нет. Исследования показали[11], что низкий уровень стресса (как, впрочем, и высокий) существенно снижает уровень мотивации. Жизнь становится монотонной и безрадостной, продуктивность деятельности резко падает. Поэтому для здоровой мотивации, направленной на достижение высоких показателей в работе, необходим оптимальный (умеренный) уровень стресса.

Давайте вкратце познакомимся с нашей системой управления стрессом. Для удобства мы разбили процесс ее освоения на три уровня:

1. базовый уровень управления стрессом;

2. продвинутый уровень управления стрессом;

3. высший уровень управления стрессом.


Освоив базовый уровень, вы сможете эффективно снижать уровень так называемого внезапного стресса, а также существенно повысите уверенность в себе.

Продвинутый уровень позволит увеличить стрессоустойчивость организма как системы. Это достигается путем интеграции компонентов здорового образа жизни, а также освоения методик работы со стрессом, позволяющих проработать стрессовые ситуации, которые происходили в прошлом, воздействуют на вас в настоящем или прогнозируются в будущем. На этом уровне мы также предложим вам эффективные способы оптимизации времени, психологические техники работы с ленью и прокрастинацией. Отдельным блоком в рамках продвинутого уровня выделены методики принятия решений и управления мыслительными процессами.

Высший уровень управления стрессом является опциональным. Мы уверены, что изучения первых двух вполне достаточно для того, чтобы существенно снизить уровень стресса. Однако если ваша цель – обрести тотальный контроль над таким явлением, как стресс, мы предлагаем освоить и этот высший уровень нашей системы. По большому счету, освоение высшего уровня не заканчивается никогда – это бесконечный путь самосовершенствования и обретения мастерства управления стрессом. Основные его темы – работа с ценностями и эмоциями, техники аутотренинга и медитации.

Хотим отметить, что все психологические техники, предложенные в этой книге, универсальны и позволяют эффективно работать с любыми стрессовыми ситуациями.

1.2. Профессиональный стресс: причины и проявление

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на напряженные ситуации, возникающие в процессе выполнения трудовых обязанностей. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на работу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.

Что вызывает стресс у современного делового человека?

Подробный перечень стрессоров мы приведем в следующей главе, здесь же кратко опишем несколько наиболее распространенных источников стресса, выявленных в ходе нашего исследования и упомянутых практически всеми опрашиваемыми.

Постоянная нехватка времени

Действительно, объем работы нередко настолько велик, что его просто невозможно выполнить в установленный срок. При этом в процессе движения вверх по карьерной лестнице становится очевидным, что сложность задач возрастает, а количество часов в сутках остается неизменным. Нехватка времени усугубляется тем, что многие люди не владеют в должной мере навыками эффективного делегирования части своих функций и вынуждены бóльшую часть работы «тащить на себе».

Страх, что допущенная ошибка вызовет претензии клиента или недовольство начальства

Этот страх может быть как осознанным, так и вовсе не осознаваться. Часто он «маскируется» и проявляется вовне как прокрастинация (постоянное откладывание дел на потом).

Ситуация усложняется тем, что в практической деятельности почти невозможно что-то гарантировать с вероятностью 100 %, а, следовательно, нет однозначно правильных или неправильных решений. «Два юриста – три мнения», – шутят профессионалы.

Так, например, уровень неопределенности в практической, а особенно – в судебной российской юриспруденции, колоссально высок, поскольку здесь, как в некоторых других областях, ярко проявляет себя человеческий фактор. «Корректность» стратегии достижения цели, разработанная юристом, оценивается не с точки зрения объективных законов природы (как, допустим, в медицине), а субъективным усмотрением конкретных лиц, к примеру, судей, у которых может быть свое понимание права, резко отличающееся от понимания автора концепции[12].

Таким образом, система, с которой взаимодействует человек, крайне сложна и многообразна, подобная непредсказуемость не может не приводить к стрессу, заниженной самооценке и постепенному развитию синдрома хронической усталости.

Конфликт ценностей

В 1990-х годах в России фактически произошел передел собственности, явившийся следствием того, что на смену старой элите пришла новая, возникло правовое поле нового типа. Стоит признать, что реалии были таковы, что право собственности приобреталось по-разному, в том числе и теми путями, о которых высказывался мэр города Москвы Сергей Собянин: «Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными жульническим путем».

При этом юриспруденция, являясь своеобразной «надстройкой» и инструментом управляющей элиты, не могла не претерпеть изменений, соответствующих интересам и морально-ценностным ориентирам новой элиты. Другими словами, произошло приспособление управляемой системы к управляющей.

Ценности, декларируемые в современном бизнес-сообществе, зачастую далеки от гуманистических и социально одобряемых. Здесь напрашивается аналогия с военным временем и перечнем присущих ему приоритетов, известных еще со времен Никколо Макиавелли,[13] – агрессией, эгоизмом, враждебностью и цинизмом. Кроме того, в последнее время практически в каждой области профессиональной деятельности нарастает тенденция доминирования материальных ценностей; как следствие, любой профессионал все больше и больше воспринимает свою работу как чистый бизнес, направленный исключительно на зарабатывание денег.

Для предпринимателя, топ-менеджера или юриста все это усугубляется еще и тем, что в наше время степень общего недоверия к судебной системе возрастает, а идея конвенциального правосудия[14] терпит крах, сталкиваясь с суровой реальностью, когда стороны прибегают к обману или «альтернативным способам» воздействия на суд, используя его как союзника в военных действиях.

При всем при этом руководитель, менеджер, бизнес-консультант или юрист остается человеком. У него, как и у каждого из нас, есть своя система ценностей, свой внутренний «моральный кодекс». При сильном несоответствии внутренних ценностей человека приоритетам, диктуемым системой, возникает внутренний конфликт и, как следствие, – сильный стресс.

Коррупция

Если говорить о российских реалиях, достаточно сильным источником стресса является так называемый коррупционный фактор. Причем стресс вызывает не коррупция сама по себе, а порождаемая ею неопределенность, когда ни знания, ни правовая позиция, ни использование эффективных правовых стратегий не могут помочь в достижении намеченной цели.

Коррупция способствует усилению неуверенности в себе и, как следствие, увеличению уровня стресса. Кроме того, в коррупции происходит обесценивание профессионализма. То, что вы делаете, может не сработать, а то, что сработает, вы не можете использовать по морально-этическим соображениям (либо по причине отсутствия у вас таких возможностей).

Все это не может не вызывать постоянного ощущения незащищенности, граничащего с безысходностью.

С точки зрения теории стресса, факторы, вызывающие профессиональный стресс у делового человека, можно условно разделить на объективные (те, которые мало зависят от личностных особенностей) и субъективные (те, развитие которых зависит от человека).

К объективным факторам относят тяжелые, неблагоприятные условия работы, чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства и неблагоприятную окружающую среду.

Тяжелые условия работы обладают следующими особенностями: высокий и (или) неравномерный темп деятельности, требующий постоянного переключения с одного дела на другое; перманентная нехватка времени; ненормированный рабочий день, повышенный уровень ответственности и пр.

Под чрезвычайными обстоятельствами обычно понимаются непредвиденные события, возникновение которых невозможно или крайне сложно предсказать или спрогнозировать. Если говорить предметно, это и внезапные изменения ситуации, поведения и настроения подчиненных или руководства, изменение позиции клиента на переговорах, непредсказуемые действия государственных органов и тому подобное. Юрист часто сталкивается с «внезапным» появлением в процессе новых документов и резкой сменой тактики со стороны оппонентов, а также использование другой стороной непроцессуальных методов работы. Подобные события могут выбить из колеи даже крепкого профессионала и запустить у него реакцию острого стресса.

Третий объективный фактор, окружающая среда, включает в себя не только неблагоприятную экологическую обстановку, но и комфортность условий работы специалиста – количество людей в кабинете, уровень шума и тому подобное.

С. Г. Караханян в книге «Система профессиональной компетентности адвоката»[15] выделяет следующие объективные особенности работы представителей этой профессии, весьма характерные для каждого, кто работает сегодня в мире бизнеса:

1. Высокая общая утомляемость, физические и психические перегрузки, связанные с ненормированным рабочим днем, отсутствием четких режимных разграничений между рабочим временем и временем отдыха, общим превышением физиологической нормы рабочего времени.

2. Систематические перегрузки или, напротив, пассивность отдельных функциональных блоков организма: утомление зрения, гиподинамия, длительная фиксация тела в одной позе, недостаток кислорода из-за продолжительного нахождения в помещении.

3. Необходимость психологического переключения при ведении одновременно нескольких дел.

4. Эмоциональные перегрузки, обусловленные тем, что деятельность адвоката связана с разрешением конфликтных и проблемных ситуаций клиентов, в силу чего в общении нередко преобладает негативный эмоциональный фон.

5. Необходимость постоянно поддерживать имидж. Деятельность делового человека протекает в условиях публичности, поэтому, в отличие от многих других профессий, в которых облик профессионала не играет важной роли, для него этим обеспечивается не только его привлекательность для клиентов, но и успешность основных профессиональных действий.



Субъективные факторы стресса можно разделить на межличностные (коммуникационные) и внутриличностные.

Стрессовое напряжение, порожденное межличностным взаимодействием, как правило, возникает при общении с клиентами, коллегами и начальством (а для юристов – еще и с оппонентами, судьями и аппаратом судов).

Внутриличностные факторы, в свою очередь, подразделяются на личностные, профессиональные, и соматические (связанные с плохим здоровьем человека).

Личностные причины стрессов носят неспецифический характер и, как правило, лежат вне профессии: обычно это низкая самооценка, страх неудачи, недостаточная мотивация, неуверенность в себе и в своем будущем.

Профессиональные факторы стресса обычно обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (так называемый стресс новичков), а также ощущением несоответствия между осуществляемой деятельностью и получаемым за нее вознаграждением.

Вполне естественно, что состояние здоровья человека может вызвать сильное беспокойство. К стрессам, в частности, приводят хронические заболевания, которые требуют повышенных усилий для их компенсации. Да и сам по себе хронический недуг снижает эффективность деятельности, что может отразиться на авторитете и социальном статусе человека. Острые заболевания также служат источником переживаний – как напрямую, за счет сомато-психических связей (человек постоянно сосредоточен на симптомах заболевания), так и косвенно, на время «выключая» работника из трудового процесса, что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству.

1.3. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания

Термин «эмоциональное выгорание» (англ. burn-out) был введен в науку американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для обозначения психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены эмоциональному утомлению и опустошению. Это касается психологов, педагогов, врачей, работников торговли и, конечно же, деловых людей, менеджеров, юристов. Было обнаружено, что высокий уровень хронического стресса в десятки раз повышает динамику развития этого синдрома. Именно поэтому комплексная работа со стрессом является одним из важнейших факторов в работе с синдромом эмоционального выгорания (СЭВ).

Порой работа, физическая или интеллектуальная, требует значительного напряжения сил. Неизбежно возникают кризисные ситуации, и человек временами замечает за собой раздражительность, отсутствие желаний, расстройство сна (неспособность быстро заснуть, либо, наоборот, продолжительный, но не приносящий бодрости сон). Когда ситуация так или иначе разрешается, тревожные проявления постепенно исчезают: достаточно нескольких выходных дней, активного отдыха или занятий спортом, – организм обладает большим резервом для самовосстановления.

Специфика современного бизнеса такова, что многие из нас часто вынуждены работать сверхурочно – например, участвуя в сложном проекте, готовя крупную сделку или оказавшись вовлеченными в корпоративный конфликт. Делам «не видно ни конца, ни края», и человек не может по-настоящему отдохнуть: с самого утра и до глубокой ночи он напряжен, озабочен, испытывает негативные эмоции. В какой-то момент он становится настолько перегруженным, что ощущает полное опустошение.

Изначально Фрейденбергер наблюдал за волонтерами, работавшими в социальной сфере под эгидой местной церкви. Он обнаружил любопытный факт: сначала эти люди были в полном восторге от своей деятельности, но впоследствии ощущение эйфории исчезало, и, в конечном счете, человек «выгорал» до состояния «кучки пепла». У всех исследуемых была выявлена идентичная симптоматика: эмоциональное истощение, хроническая усталость; при одной только мысли о том, что завтра нужно идти на работу, возникало чувство апатии. Помимо этого, исследуемые часто и подолгу болели.

Глубинные перемены были отмечены и в области их эмоционального состояния. Волонтеры больше не испытывали прежних чувств; произошло то, что ученый назвал дегуманизацией: у волонтеров изменился сам подход к людям, которые обращались к ним за помощью. Изначально это было любящее, внимательное отношение, которое со временем превратилось в циничное и отвергающее. Параллельно ухудшились отношения с коллегами, возникло чувство вины и желание прекратить заниматься волонтерской деятельностью. Люди разочаровывались в том, что делали, переставали двигаться вперед и видеть перспективу.

Вот слова одного из волонтеров: «Когда я перестал испытывать прежние чувства, у меня не осталось сил, чтобы любить, чтобы слушать, и другие люди стали для меня обузой. Такое ощущение, что я больше не могу им соответствовать, их требования для меня чрезмерны…» Исследования показали, что сходная динамика характерна для любой профессии, связанной с активной коммуникацией.

Фрейденбергер разработал шкалу оценки степени эмоционального выгорания, описывающую последовательную смену состояний.

На нижних ступенях ситуация не вызывает опасений и обычно характеризуется наличием навязчивого желания утвердить себя в той или иной сфере деятельности («Я могу что-то сделать!» – говорит себе человек), а также неотступным стремлением заявить о себе, нередко в соперничестве с другими.

Со временем появляется первый тревожный симптом – небрежное отношение к собственным потребностям. Человек больше не уделяет себе должного внимания, реже занимается спортом (а то и вовсе забрасывает физические упражнения), у него остается все меньше времени для себя и близких, он начинает избегать общения.

Следующий этап развития эмоционального выгорания характеризуется тем, что человек начинает игнорировать конфликты и сложности. Он не замечает проблемы на работе и дома, не обращает внимание на отсутствие взаимопонимания с друзьями и близкими. Фактически, человек отступает. Он становится похож на дерево, которому подрубили корневую систему: мы по-прежнему видим раскидистую крону и зеленую листву, но внутри уже начались необратимые процессы.

Через некоторое время запускаются процессы утраты чувств по отношению к себе. Человек больше не ощущает себя личностью, не выделяет себя из круговорота повседневных забот: отныне он всего лишь машина, робот и уже не может остановиться… Постепенно на смену равнодушию приходит внутренняя пустота и, если процесс не остановить, развивается серьезная депрессия.

На финальной стадии эмоционального выгорания человек полностью сломлен. Он зачастую серьезно заболевает – как психически, так и телесно, у него возникают мысли о суициде.

Считается, что синдром эмоционального выгорания – это комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения, однако основополагающим фактором выступает именно эмоциональный компонент. Последствия эмоционального истощения могут проявляться как в виде психосоматических нарушений[16], так и в виде сугубо психологических (когнитивных, волевых, мотивационных) изменений личности.

У людей, испытывающих синдром эмоционального выгорания, наблюдаются хроническая усталость, дефицит памяти и внимания, проблемы со сном, разнообразные личностные изменения. В отдельных случаях может развиться тревожное, депрессивное расстройство, а также зависимость от психотропных веществ. Человек может жаловаться на головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, проблемы в работе сердечно-сосудистой системы (тахикардия, аритмия, гипертония и пр.).

Принято выделять отдельные группы симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания. Остановимся на них подробнее.

• Физические (физиологические) симптомы: утомление, истощение, изменение веса, бессонница, снижение выносливости, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь, артериальная гипертензия.

• Психоэмоциональные симптомы: апатия, пессимизм, отчуждение и черствость в работе и личной жизни, ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины и одиночества, утрата идеалов или профессиональных перспектив.

• Когнитивные (познавательные) симптомы: равнодушие ко всему новому, к альтернативным подходам в решении профессиональных задач; склонность к рутинной деятельности; выбор стандартных, схематичных решений; избегание творческого подхода.

• Поведенческие симптомы: низкая социальная активность; безразличие к еде или, напротив, повышенный аппетит; злоупотребление табаком, алкоголем, лекарственными препаратами; импульсивное поведение; формальное выполнение обязанностей, снижение интереса к занятиям, которые прежде приносили радость.


В. В. Бойко, автор методики в области диагностики СЭВ, считает, что эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.

Обычно психологи и врачи, наряду с общей рекомендацией избегать стрессовых воздействий, дают следующие базовые советы, способные существенно снизить интенсивность развития СЭВ:

1. Старайтесь не работать сверхурочно. Сотрудникам, которые взваливают на себя кучу дел, труднее восполнить эмоциональный дефицит, накапливающийся в течение трудового дня.

2. Отмечайте похвалой своих сотрудников и следите за психологическим климатом в коллективе (для руководителей). Напряженная атмосфера, конфликтные ситуации, невнимание со стороны начальства и отсутствие обратной связи в значительной мере усугубляют синдром эмоционального выгорания.

3. Не останавливайтесь на достигнутом. Речь идет не только об учебе и повышении квалификации, но и о любой познавательной или творческой деятельности, расширяющей кругозор. В преодолении СЭВ очень важно умение осознать, что именно с вами происходит, и начать действовать, а это, как известно, путь к положительным изменениям.

4. Найдите себе занятие по душе. Любое увлечение, будь то настольный теннис или роспись по шелку, позволяет отвлечься от текущих проблем и восстановить силы после трудового дня.

5. Расширяйте свой круг общения. Экстравертам проще следовать этой рекомендации, и у них медленнее, чем у интровертов, формируются защитные механизмы в виде обособления и дегуманизации. Общение, вовлекая человека во взаимодействие с другими людьми, помогает уйти от собственных проблем или переживать их не столь остро.


Деловому человеку крайне важно уметь вовремя распознать признаки эмоционального выгорания, тем более что наличие стресса играет в их формировании далеко не последнюю роль.

Можно выделить три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

1. Истощение. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой и отказывается от реализации актуальных базовых потребностей ради достижения профессиональных целей. Он, что называется, «работает на износ», забывая о собственных нуждах. В результате наступает первый признак эмоционального выгорания – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Отдых лишь отчасти компенсирует эти симптомы, но они снова возникают при возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.