Книга Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Евдокимович Рубаник
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России
Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России


Владимир Евдокимович Рубаник, Артемий Анатольевич Рожнов

Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России

© Рубаник В. Е., Рожнов А. А., 2019

© Издательство «Прометей», 2019

Часть 1. Проблемы истории государства и права зарубежных стран: древний мир

Предисловие

В том-то и состоит нравственная польза и плодотворность познания дел людских, истории, что разнообразные примеры созерцаешь, словно на блестящем памятнике: отсюда можно взять для себя и для государства образцы, достойные подражания, тут же найдешь нечто позорное, гнусное, чего нужно избегать.

Тит Ливий[1]

История государства и права, представляя собой одну из наиболее объёмных юридических дисциплин по масштабам используемого материала, имеет предметом своего изучения общие и особенные черты зарождения, становления, эволюции и последующих изменений в обычно-правовых установлениях и писаных законах у различных народов мира на всех известных этапах истории общества – в период Древнего мира, в Средние века, в Новое и Новейшее время. Под этим углом зрения История государства и права является взору как история государственно-правовой эволюции разных народов и наций, как наука об историческом опыте создания права в его широком социальном содержании и назначении; она подвергает научному анализу опыт создания и конструирования определённых общечеловеческих правовых обычаев, традиций, установлений, предписаний, не потерявших своего цивилизационного значения и сегодня. Такой анализ приобрёл особую актуальность в настоящее время, когда современный глобализируемый мир оказался перед необходимостью решения целого ряда принципиально новых проблем, корни которых, как оказалось, уходят в глубокое прошлое. В данном свете одной из ключевых задач истории государства и права выступает выявление предпосылок, причин, характерных черт и основных тенденций в развитии государственно-правовых явлений на основе обращения к историческому опыту разных народов и государств.

Предлагаемое учебно-научное издание, предназначенное для использования в ходе учебного процесса в аспирантуре, а также в магистратуре, подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» и соответствующими регламентирующими документами по этому вопросу, действующими в Финансовом университет при Правительстве РФ. В этой работе излагаются накопленные современной историко-правовой наукой опыт и выявляются ключевые дискуссионные проблемы в вопросе приращения научного знания относительно развития государства и права в Древнем мире, в Средние века, в Новое и в Новейшее время.

Первая часть учебно-научного издания охватывает проблемные аспекты, обнаруживающие себя в современном историко-правовом знании в части зарождения, становления и эволюции государства и права зарубежных стран в Древнем мире и в истории России. Последующие части, соответственно, будут посвящены государственно-правовому развитию Античного мира, процессам эволюции государства и права в Средние века, в Новое и Новейшее время.

При изложении материала авторы в меру своих сил и возможностей пытались не дублировать структуру и композицию имеющихся других учебников и учебных пособий по дисциплине – тем не менее, работа без опоры на труды многоуважаемых предшественников была бы просто немыслимой, в связи с чем слова искренней признательности и благодарности хотелось бы адресовать В. И. Авдиеву, К. И. Батыру, Г. М. Бонгард-Левину, М. М. Борисевичу, Л. С. Васильеву, В. Г. Графскому, Г. Г. Демиденко, Н. И. Ильинскому, И. А. Исаеву, С. П. Карпову, И. Ю. Козлихину, Л. Л. Кофанову, Н. А. Крашенинниковой, О. А. Кудинову, В. И. Кузищину, Л. Е. Лаптевой, В. И. Лафитскому, Д. И. Луковской, Н. В. Михайловой, Р. С. Мулукаеву, Р. Т. Мухаеву, М. Н. Прудникову, A. И. Рогожину, В. А. Савельеву, В. В. Сажиной, А. Ю. Саломатину, И. П. Сафроновой, А. А. Сванидзе, А. В. Севастьянову, С. Д. Сказкину, B. В. Согрину, Н. Н. Страхову, Л. Р. Сюкияйнену, Д. Е. Тагунову, В. А. Томсинову, З. В. Удальцовой, С. Ф. Ударцеву, С. Л. Утченко, Э. Д. Фролову, Е. М. Штаерман, В. В. Штокмар, некоторым другим учёным.

Предлагаемое учебно-научное издание имеет несколько весьма существенных отличий от существующих других подобного рода трудов. Во-первых, в нём приводится довольно значительный объём дискуссионного материала, спорных тезисов, интересных и поучительных фактов, долженствующих побудить аспиранта к самостоятельным размышлениям, независимому анализу, формированию аргументированной собственной точки зрения и позиции по тем или иным вопросам. Во-вторых, по ряду тем в данной работе предложены вопросы к размышлению, задачи, казусы, тестовые задания, направленные на углубление знаний обучающихся. В-третьих, каждая излагаемая тема снабжена обширным системным списком апробированных источников, а также как проверенной временем, так и новейшей литературы, множественными ссылками на интернет-ресурсы – в этом плане авторы надеются, что настоящее учебно-научное издание станет добротным помощником в совместной работе научных руководителей и аспирантов по изучению проблем истории государства и права во всём их многообразии.

Безусловно, при любом, даже претендующем на наибольшую полноту изложении, с течением времени неизменно отыщутся новые, ранее неизвестные науке факты и сведения, обогащающие уже известный историко-правовой материал, дающий возможность уточнить, добавить и обновить содержание учебников. В этом свете, возможно, замысел авторов в данной его интерпретации оказался не в полной мере реализованным – поэтому они будут признательны всем, кто найдёт возможность высказать свои замечания, пожелания, советы, рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование изложения научного и учебного материала.

Тема 1. Введение в курс проблем истории государства и права зарубежных стран

Основные вопросы темы

1. Объект и предмет Истории государства и права зарубежных стран как науки и как учебной дисциплины. Основные цели и задачи изучения истории государства и права зарубежных стран.

2. Главные подходы к научному исследованию и изучению проблем истории государства и права зарубежных стран.

3. Методология, методы истории государства и права зарубежных стран как науки и как учебной дисциплины.

4. Научная периодизация истории государства и права зарубежных стран.

5. Современные научные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии социально-экономического строя общества, государства и права.

* * *

Опорные концептуальные положения и проблемные аспекты темы

Предмет и объект изучения Истории государства и права зарубежных стран как науки и как учебной дисциплины; её место в системе юридических наук.

Историко-правовое знание и проблема достоверности научных представлений о праве и государстве. Смена общенаучных и историко-правовых парадигм[2]. Социально-экономическая, духовно-мировоззренческая, государственно-правовая эволюция общества и развитие историзма как её отражение.

История государства и права зарубежных стран как предмет научного изучения. Методологические основы современной историко-правовой науки. Формационный, позитивистский, цивилизационный и другие подходы к изучению истории государства и права зарубежных стран.

Методы научного познания истории государства и права зарубежных стран: формально-юридический, историко-сравнительный, диалектический, социологический, логический, системного анализа, синхронный, диахронный, метод актуализации, историческая реконструкция и др.

Принципы и основные модели периодизации истории государства и права зарубежных стран. Терминологические особенности и содержание понятий «древняя история государства и права», «средневековая история государства и права», «новая история государства и права», «новейшая история государства и права». Общее и особенное в изучении истории государства и права России и зарубежных стран. Научно-теоретическое и практически-прикладное значение истории государства и права зарубежных стран как науки и как учебной дисциплины.

Основные проблемы и ключевые подходы к изучению истории возникновения права и государства. Развитие исторических представлений и современные научные дискуссии о происхождении права и государства. Обще и особенное в процессах возникновения права и государства в различных регионах мира.

Отличия в государственно-правовой традиции Западной (античной) и Восточной (древневосточных) цивилизаций; их преломление в контексте последующего социально-экономического и культурно-духовного развития. Традиционное обществ: понятие и ключевые характеристики. Дискуссии об общем и особенном в государственно-правовом развитии в рамках восточной и западной цивилизаций. Концепция западноевропейской модернизации.

Ранние формы права. Специфика правового регулирования на догосударственной и раннегосударственной стадиях общественного развития.

Историко-типологический подход к государству. Типология и исторические типы государства. Многообразие подходов к проблеме типологии государства: формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин); цивилизационный (А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер, М. Вебер, П. Сорокин); по политическому режиму (Р. З. Лившиц); по отношению государства к религии (теократические, клерикальные, светские); по их идеологии (социалистические, либеральные, консервативные, националистические, идеолархические государства); миро-системная теория типологии государства (И. Валленстайн, Ю. А. Франк); стадиальная концепция типологизации (Ю. Семенов).

Культурно-исторические типы государств и их смена. Развитие научных представлений об исторических типах государства и появлении обусловленной конкретными потребностями общественной жизни надобности в новом типе государства.

Характерные черты основных исторических типов государств: патриархального, патримониального, теократического, деспотического. Историко-хронологический подход к характеристике каждого из типов государства. Переходные (промежуточные) типы государства. Обратные процессы в ходе смены типов государства.

Взаимосвязи и соотношение основных исторических типов государства и общественно-экономических формаций. Исторические формы связи между идеологией, государством и правом. Современные научные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии социально-экономического строя общества, права и государства.

* * *

История государства и права зарубежных стран как наука являет собой систему достоверных научных знаний о возникновении и развитии государства и права в зарубежных странах, сформированную в результате целенаправленной деятельности людей и соответствующих исследовательских учреждений. То есть в самом общем и простом определении, предметом истории государства и права зарубежных стран выступает изучение исторического развития таких явлений общественной жизни, как государство и право; в то же время сами по себе государство и право не допускают простого, односложного определения, и могут быть объяснены только через сопоставление их с другими формами общественной организации и человеческой культуры.


Основные формы догосударственной организации человечества: человеческое стадо (праобщина) → родовая община (неолит) → соседская (семейная) община → племя → союзы племён → суперсоюзы племён (протогосударство).

Конкретно-историческое сочетание тех или иных государственных институтов и правовых форм общественной жизни в тот или иной период времени образуют особую структуру, которая может быть определена как государственно-правовой уклад, внешняя форма и содержание которого отражают цивилизационную специфику народа и уровень его социального, культурного развития, да и весь ход его государственно-политической истории в целом.

Основная её цель – обнаружить исторические закономерности и тенденции развития государства и права как взаимозависимых, взаимоувязанных и взаимодействующих социальных явлений, их специфику в сравнении с закономерностями и тенденциями развития как других отдельных элементов общества, так и общества в целом.

Из вышесказанного вытекает, что предметом изучения истории государства и права зарубежных стран являются конкретные процессы зарождения, становления и эволюции государственно-правовых институтов и явлений, которые развиваются в хронологической последовательности и сконцентрированы в определённом историческом и географическом пространстве (зарубежные страны).

С позиций формационного подхода определённым уровням социально-экономического развития человеческого общества (базису) отвечает определённый тип государства и права (надстройка). Совокупность базиса и надстройки и образуют формацию (строй), то есть определенный этап в историческом развитии общества, которое прежде всего определяется социально-экономическим фактором (базисом).

Согласно формационному подходу (марксистскому – по имени немецкого учёного Карла Маркса (1818–1883) периодизация исторического развития классового общества и истории государства и права имеет следующий вид:

I период – рабовладельческая формация, рабовладельческое государство и право: IV тыс. до н. э. – сер. I тыс. н. э. (от образования первых государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.) – Древний мир;

II период – феодальная формация, феодальное государство и право: сер. I тыс. н. э. – XVII – XVIII вв. (от падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. до английской революции XVII в.) – Средние века;

III период – буржуазная (капиталистическая) формация), буржуазное государство и право: XVII – XVII вв. – нач. XX в. (от Английской революции XVII в. или Французской революции XVIII в. до начала Первой мировой войны (1914 г.) – Новое время;

IV период – социалистическая (коммунистическая) формация, социалистическое государство и право: с 1917 г. (от Великой Октябрьской социалистической революции в России до настоящего времени) – Новейшее время.

В наше время устои вышеприведенной периодизации покачнулись; предприняты попытки эту чёткую схему – государство и право рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического общества со свойственными им конкретно-историческими периодами – заменить другими категориями.

Достаточно распространённой в последние времена является периодизация, основанная на так называемом цивилизационном критерии. Сторонники этого подхода, в основе которого лежит категория «цивилизация»[3], считают, что тип общества, государства и права и периоды их существования предопределены той или иной цивилизацией, которая определяется взаимодействием разных факторов: духовно-культурных, в частности и религиозных, так и объективно-материальных – социально-экономических, географических и др.

Анализируя эти два подхода, приходим к выводу, что в обоих из них есть свои позитивные и слабые стороны. При цивилизационном подходе наблюдается нечёткость в определении самого понятия «цивилизация», где как общество, так и государство характеризуются преимущественно по внешним культурно-духовным признакам, зачастую трудно уловимым, вследствие чего становится достаточно сложно провести чёткое разделение на отдельные периоды.

Слабой стороной формационного подхода выступает абсолютизация экономического влияния на сущность государства, потому в формационную схему не укладывается история государства и права стран Востока, которые отличались не только связанной с устойчивой многоукладностью специфической системой производственных отношений, получившей название «азиатской», но и чрезвычайно глубоким воздействием на все стороны общественной и государственной жизни традиций, религиозной идеологии, и других подобных факторов.

Используя позитивные стороны обоих подходов, сложился и третий подход относительно периодизации истории государства и права зарубежных стран, сторонники которого историю государственно-организованного общества делят на две большие эпохи, которые обусловили сущность и соответствующие формы государства и права:

1. Эпоха кастово-сословного общества, где государство по своей сути является выразителем интересов узких классовых группировок (рабовладельческое и феодальное государства), а право этого периода – это право-привилегия господствующих классов, которое юридически закрепляло существующее социальное неравенство.

2. Эпоха гражданского общества, формирование которого начинается с первых буржуазных революций. На этом историческом этапе государство начинает выражать интересы всего социума, в праве закрепляется принцип социального равенства людей, которые впервые за всю многовековую историю человечества, независимо от своего социального происхождения и положения, становятся юридически (но это ещё не означало фактически) равноправными участниками общественной жизни.

Основным критерием распределения на эти две большие исторические эпохи выступает социально-экономическое состояние общества. В то же время следует отметить, что их хронологические пределы не являются одинаковыми для всех зарубежных стран, и это обусловлено уже цивилизационными чертами (социально-политическими и духовными) того или другого общества. Признание существования двух больших цивилизаций – западной и восточной – со своими специфическими путями развития предусматривает необходимость осуществить периодизацию государства и права зарубежных стран в рамках этих двух цивилизаций.

Таким образом, можно указать, что в истории государства и права:

а) стран Восточной цивилизации выделяются:

I период: IV тыс. до н. э. – конец XIX – нач. ХХ в.;

II период: конец XIX – нач. ХХ в. – продолжается до настоящего времени.

б) стран Западной цивилизации:

I период: I тыс. до н. э. – середина XVII – XVIII вв.;

II период: сер. XVII – XVIII вв. – продолжается до настоящего времени.

Хронологические рамки:

• первого периода обеих цивилизаций определены временем возникновения государства и права в сословно-кастовых обществах (рабовладельческих и феодальных) и временем прекращения их существования;

• второго периода – началом становления в зарубежных странах государства и права гражданского общества (буржуазного государства), связанного с западными буржуазными революциями середины XVII в. и конца XVIII в. (Англия, США, Франция), буржуазными преобразованиями и революциями в Азии во второй половине XIX (реформы 1860-х гг. в Японии) – начале ХХ в. (Иран, Турция, Китай). Эволюция государства и права гражданского общества продолжается, потому конечные пределы второго периода, по нашему мнению, определить ещё сложно.

В свою очередь, в пределах этих больших цивилизаций можно выделить т. н. «локальные» цивилизации, например, древневосточную, дальневосточную, арабскую (мусульманскую) – для восточной цивилизации и античную (южноевропейскую), восточноевропейскую, западноевропейскую, американскую – для западной цивилизации.

Некоторые учёные предлагают выделять три стадии развития государства: 1) раннее государство; 2) развитое государство; 3) зрелое государство[4].


Л. Е. Гринин даёт следующее определение государства: «Государство – это понятие, с помощью которого описывается система специальных (специализированных) институтов, органов и правил, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь общества; данная система в то же время есть отделённая от населения организация власти, управления и обеспечения порядка, которая должна обладать следующими характеристиками: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определённой территории и круга лиц; в) возможностью принуждать к выполнению своих требований, а также изменять отношения и нормы»[5].

Таким образом, история государства и права зарубежных стран по своему научному содержанию и задачам входит в сферу как исторической науки, так и правоведения. Но в зависимости от социального объекта, на который направленное познание (государство и право – социальные явления, формы человеческого бытия), она является юридической научной дисциплиной; по методам, с помощью которых они изучаются – преимущественно исторической. Собственный предмет научного изучения история государства и права зарубежных стран приобретает, когда рассматривает право и государственную организацию в процессе их исторического взаимодействия.

История государства и права зарубежных стран, рассматриваемая в качестве учебной дисциплины, является концентрированным выражением содержания науки – в то же время она, в сравнении с наукой, имеет свои определённые особенности.

Во-первых, она, как и наука, является системой достоверных научных знаний о возникновении и развитии государства и права в зарубежных странах, но представляет их не в полном, а в концентрированном объеме, который определяется соответствующими документами по организации учебной работы. Согласно им, на изучение этой дисциплины отводится определенное количество часов, которые в свою очередь распределяются в определённых пропорциях на аудиторные часы и часы самостоятельной работы. Исходя из того, что структура и содержание учебной дисциплины должны формироваться не в соответствии с логикой функционирования той или другой науки, а согласно логике формирования у обучающихся, прежде всего профессиональных качеств, осуществляется и отбор учебного материала.

Во-вторых, задачи учебной дисциплины существенно уже, чем те, которые стоят перед наукой. Учебная дисциплина нацелена на то, чтобы студенты, аспиранты накопили определённую сумму знаний по проблемам возникновения, развития и функционирования государственных и правовых институтов в зарубежных странах, приобрели определенные навыки и умения анализа, оценки фактов, событий и явлений прошлого, их использования в современных условиях. То есть цель, задачи, которые стоят перед дисциплиной, имеют прежде всего учебный характер.

В-третьих, наличие в учебной дисциплине более жестких, чем в науке, междисциплинарных связей. Это вытекает из того, что будущий учёный-юрист должен усвоить знания по всем предметам комплексно, а не по отдельности – поэтому в структурно-логической схеме преподавания дисциплин между ними предусмотрены взаимосвязь и преемственность.

Следовательно, История государства и права зарубежных стран является фундаментальной историко-правовой учебной дисциплиной, изучение которой направлено на приобретение аспирантами расширенных и углубленных знаний по истории возникновения и развития государства и права как социальных явлений, необходимых для понимания современных государственно-правовых процессов как в мире, так и в России.

* * *

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое история государства и права как процесс и как наука?

2. Что изучает история государства и права?

3. Каково место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических учебных дисциплин?

4. Какие методы использует историко-правовая наука?

5. Что такое исторический факт?

6. Что такое исторический источник?

7. Перечислите существующие варианты периодизации истории государства и права зарубежных стран.

Контрольные задания

Выполните тестовую проверку полученных знаний, выбрав правильный ответ из числа указанных ниже:

1. Проблемно-хронологический метод изучения истории государства и права заключается в…

a) изучении последовательности исторических событий во времени b) описании исторических событий и явлений c) сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени d) классификации исторических явлений, событий, объектов

2. Системный метод изучения истории государства и права заключается в…

a) раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития b) последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события c) описании исторических событий и явлений d) классификации исторических явлений, событий, объектов

3. Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события – это метод…

a) ретроспективный b) системный c) типологический d) идеографический

4. Сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени – это метод…

a) сравнительный b) ретроспективный c) типологический d) идеографический

* * *

Источники и литература

А. Источники:

1. Gumilevica: гипотезы, теории, мировоззрения [Электронный ресурс] // URL: http://gumilevica.kulichki.net/