Книга Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Евдокимович Рубаник. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России
Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Проблемы истории права и государства. Книга 1. Проблемы истории права и государства Древнего мира. Проблемы истории государства и права России

* * *

История человечества состоит из двух больших исторических периодов: первобытного общества и государственно организованного (цивилизованного) общества. Государство – атрибут последнего, но оно зародилось в недрах первобытного общества, потому не случайно внимание теоретиков, историков государства и права приковано в том числе и к процессам, которые происходили в обществе догосударственного периода. Об этих сторонах жизни народов того времени сохранилось очень мало исторических сведений, потому всё, что известно сегодня о возникновении государства, представляет собой не более чем историческую реконструкцию данного процесса. Степень её точности не поддается проверке, потому точнее было бы говорить о наиболее общих закономерностях её формирования.

Данная тема посвящена освещению процесса государство-и правообразования в странах древневосточных цивилизаций, где, согласно данным современной исторической науки, и возникли первые ростки человеческой цивилизации. Задачами здесь является попробовать реконструировать процесс возникновения и развития государственной организации в странах Древнего Востока, обнаружив при этом как общие черты, так и особенности его, объяснить, чем они были обусловлены, ответить на вопрос о сущности и основном назначении государства и права в древневосточном обществе, особенности формы государственной организации, права.

Чем «государственное» общество отличается от общества догосударственного? Многочисленными специальными исследованиями установлено, что и феномен публичной власти, и различные формы социального контроля возникают и развиваются уже в период родового строя, где власть выступает в виде собраний «народа», родовых старейшин, вождей, колдунов, жрецов, «священных» царей, тайных мужских союзов. Такая власть сохраняется внутри родового общества длительное время и не может быть быстро заменена на власть государственную, которая возникает из родоплеменной. Классовая теория исторического процесса полагала, что более или менее «демократичный» родовой строй («свобода, равенство и братство древних родов», по Л. Моргану) был разрушен захватившим господство классом собственников, выделившимся из общества. Подводя итог своему исследованию о древнем обществе, Л. Морган замечал: «Собственность и должность были почвой, на которой выросла аристократия… С наступлением цивилизации роста собственности приняло такие огромные размеры, ее формы стали такими разнообразными, ее приложение так расширилось, а ее использование в интересах владельцев такое искусно, что она сделалась силой, непреодолимой для народа»[6].

Какими же основными факторами была вызвана трансформация родового общества в государственно организованное? Как свидетельствуют данные науки, эти факторы могут, с одной стороны, быть достаточно разнообразными, а, с другой, – играть разную по важности роль в тех или иных обществах. Так, на Востоке, где сложился т. н. «азиатский тип» государства, к таковым факторам должна быть отнесена централизация при организация общественных, в первую очередь, ирригационных работ, без проведения которых люди здесь не смогли бы выжить; в античных обществах важнейшим фактором выступали нараставшие внутри их социальные противоречия и конфликты; для Европы в период раннего Средневековья ключевую роль играла военная функция – справедливости ради, однако, следует заметить, что эта функция играла колоссальную роль во всех известных обществах и практически на всех основных этапах их развития. Общим выступает и то, что повсеместно, когда институты родоплеменного общества не могли управиться с возникшими проблемами в организации социального управления, они очень быстро сменялись институтами государственными. Нередко случалось так, что элементы родовой организации «вживлялись» в государственную организацию, становились её неотъемлемыми элементами: например, это имело место у кочевых степных народов (доисламских арабов, тюрков, монголов и др.), у которых родовые ячейки являлись наиболее часто встречающимся начальным элементом и военной, и управленческой структур.

Наиболее ранние государственные формы стали возникать на Востоке, преимущественно в южной части Азии и частично в Северной Африке. В передней Азии, в долине рек Тигр и Евфрат, находились Вавилония и Ассирия (раньше Шумер и Аккад), здесь же по соседству были расположены Хетское государство, Финикия, еврейские царства, Урарту и другие самые давние государства; в Африке, в долине Нила, находился древний Египет. В процессе образования они прошли общий для стран этого региона путь плавного перерастания первобытного родоплеменного общества в государство. Здесь проявились как описанные выше общие закономерности государственно-образующих процессов, так и отдельные, специфические для этих стран особенности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Ливий Тит. От основания города. Кн. 10. – [См.: https://www.litmir.me/br/?b=138473& p=2–18.11.2018].

2

Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») – совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

3

По А. Дж. Тойнби, «цивилизация» – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков, два из которых остаются неизменными: 1) религия и формы её организации; 2) территория.

4

Раннее государство, его альтернативы и аналоги: Сб. статей. / Под ред. Л. Е. Гринина, Д. М. Бондаренко, Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева. Волгоград: Учитель, 2006. С. 85–86.

5

Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М.: КомКнига, 2007. С. 23.

6

Морган Л. Древнее общество. М.: Научно-исследовательская ассоциация Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1937. – [См.: http://padaread.com/?book=36215&pg=3.–28.10.2018].

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги