Генрих Сапгир
Собрание сочинений. Том 3. Глаза на затылке
Генрих Сапгир
Глаза на затылке
Том 3
Новое литературное обозрение
Москва
2024
УДК 821.161.1
ББК 84(2=411.2)6
С19
Руководитель редакционной коллегии – Ю. Б. Орлицкий
Генрих Сапгир
Собрание сочинений. Том 3: Глаза на затылке / Генрих Сапгир. – М.: Новое литературное обозрение, 2024.
Новое собрание сочинений Генриха Сапгира – попытка не просто собрать вместе большую часть написанного замечательным русским поэтом и прозаиком второй половины ХX века, но и создать некоторый интегральный образ этого уникального (даже для данного периода нашей словесности) универсального литератора. Он не только с равным удовольствием писал для взрослых и для детей, но и словно воплощал в слове ларионовско-гончаровскую концепцию «всёчества»: соединения всех известных до этого идей, манер и техник современного письма, одновременно радикально авангардных и предельно укорененных в самой глубинной национальной традиции и ведущего постоянный провокативный диалог с нею. В третьем томе собрания «Глаза на затылке» Генрих Сапгир предстает как прямой наследник авангардной традиции, поэт, не чуждый самым смелым художественным экспериментам на границах стиха и прозы, вербального и визуального, звука и смысла.
В оформлении обложки использован фрагмент фотографии Г. Сапгира. Фотограф И. Пальмин. Москва, 1975 г.
ISBN 978-5-4448-2370-5
© Г. В. Сапгир, наследники, 2024
© М. Г. Павловец, состав, послесловие, 2024
© Н. Агапова, дизайн обложки, 2024
© ООО «Новое литературное обозрение», 2024
ЛЮСТИХИ
(1965–1966)
ТЫ
1Я и зеркалоПервоклассникиСнег и тыПраздники2Руки —РодноеГубы —ИноеОказалосьЛегкоА казалось3 На снегуТеплоЛежатьЗвездыИ тыЗаслонила4ТомленьеИ…леньеИ…леньеНе спешиЗавтра5Руки пахнутМиндалемЦеловал6– Уйдем?– Да.– Когда?– Сейчас!Разговор глаз7ПрижаласьИ сразуА еще говорятТо да сеЖалость8– Да?– Нет– Нет?– Нет!– Нет?!– Да9СнегСледыДосадаСтыдПудраУтро10И тот – другИ этот – другПсы!Шакалы!Осьминоги!Под глазамиТемные круги11ПолудружбаПолужалостьВозмужалостьЯ помню чудное мгновеньеи т. д.Пушкин12МгновеньеТыШли годыМгновеньеТыЛИДА
13Пальцы и нежностьПальцы и шеяВисокЗа ухом – завиток14Ты знаешьЗнаешьНоНе сознаешьЧто знаешьПогасиСознаниеУзнайЧтоЗнаешь15НежностьОсторожностьСложностьНеизбежность!Невозможность!!О-о-о!!!16ОбнимаюДержуПрижимаюМою!Всё равноПустьЛишь бы17МореПесокНаискосок —Я и тыЕщеЯ и тыОнТыЕще тыА где же я?18Мое Да —Свое мнениеИ всегдаСомнениеТы гордаТем не менее19ВзятьДоказатьКому?Не тебеСебе самому20ЛидаОбидаЛидаНе надоДеревья садаСвобода21Сложим —ЧасыУмножим —МинутыИ этаСюда жеНе самаяСтрашнаяИ даже22Не думатьИ думатьПодуматьЧто думать?И думать23Свет погасТы пришлаЯ узналЧто тоже былИз письма(из письма)24Еще не знаюУже тридцать шестьИ это естьИ такоеА главное: хочу покояПростиНепростЭТО НИЧТО
25Т СвечаА Касается лучаН СосокЕ СтупняЦ МизинецТАНЕЦ26МоимГубамЗнакомПодъемОт подъемаДо коленаИ вышеИ выше27Не разнимая…Шепот…ЗадыхаясьНе даетГубами —ТамГлубжеГде28– Не хочуСуетливо…Одеяло– Не могуЕмуКакое делоДышитУстало29Как машКак машКак маш– Ина!– Ина!– Ина!КАК МАШИНАМгновение повремени
Гёте30– Ну!– Что милый?– Ох!– Мой Фауст что?– ОстановисьМ-м-м-гно-О31– Сними всё!– И ты!ТемнотыНе надоСвет —Нам!32СпинаТакНапряженаЧтоСкорее онЧем она33– Хочешь пить?– ДаА ты?– Принеси воды– Что жТы не пьешь?34Мы лежа бежалиМы сидя лежалиМы стоя летелиВот как мы хотели!35ЭтоНичто —ТоСамоеЧто36И тутВсёИ тамВсёИ это ВсёЕще не ВСЁОНО
37УйдемНе разнимая рукВдвоемНо ты —В своемА я –В своем38ВзглядаНе поймуРада?Не поймуНадо?Не поймуНе надоНе пойму39ЧулкиКресло– Тебе известно?Скажи честно– Да мне известноЧто я прекрасна40Нельзя говоритьПотому чтоНельзя говоритьЯ говорю чтоИ себе не надо41Лицо —ЗлобойТы!Не понималаЗахохоталаВдруг —РукиР у к иР У К И42ИзменяемИзвиняемИзвиняемИ виним43ГлядиГлазаВблизиВыдала себя!Выдала!Лицо идола44Все тебе —Мои руки и ногиМоя головаЧерта с два!45СмотритПятномКурюДрожитДа-а-а…46Не бойсяЭто ОНОНе пугайся —Кого?Ты ведь ждалТы же знаешь47– ЧтоТы?Что ты что тыЛучше не спрашивайПривыкай понемножку48ЛяжемЛжемВстанемМолчимТак и живемБУДЬ НЕ СОБОЙ
49ЯйцоЛЮ-В себеВ немЧьеЛицо?50Это ты дорогая?НетДругаяЭто онаНетНо похожа наМожет быть этоВойна?51РассветПоказываетОбъясняетНет!Не понимаетЗакрой глаза моиЛадонью52Если бы ночьПеретасовала всехС кем бы ты оказалась?А я?Ты бы жалелаИли смеялась?А я?53– ХочуТебя!(ХотимСебя)Но в этомПризнатьсяБоятсяПризнаться54Если бы я –Я и она!Если бы мне —Все что во мне!Если бы намЗнать —Это нам!55НепричесанаИзмятаПапиросаТелефонУлыбаласьОдеялоЗабываяГрустный сон56ХочешьДобраСебеНе ходиТудаГдеОдиночество57СлучайностьБанальностьГлупостьНелепостьЧем дальшеТем большеМученийИ фальши58ДуматьПредполагаяВспоминать —ВаннаЖелать —ДругаяСтранно59ХочешьВернуть?БудьНе собойКем-нибудь60Все для негоА самой?– Мой!ИЗ ЦИКЛА «СТИХИ ИЗ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ»
(1966)
1. ЭМОЦИЯ
! ! !?………….? ? ?………….? ? ?!?……………………………………………………..? ! ? ! ? ? ! ? !2. ОТВЕТ
?? ?? ? ?? ? ? ?? ? ? ? ?? ? ? ? ? ??! ?! ?!?!?!?!?…3. ПОДТЕКСТ
…!(…………………………..?)…?(………………………….!)….(………………………..-……………….?!)4. СПОР
..!??!??!!10. БОГ
……………………………………………………………………………………????????????????????????????????????????????????????????????????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!11. УТОПИЯ
! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !! ! ! ! ! ! !15. СОН
. . . . . . . .. .. .. .. .. .. ..… … …. . . . . . .…... . . . .………………..………………... . .?!РАЗНОГЛАСИЯ
. . . . . . . . . . . . . .! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?. . . . . . . . . . . . . . .?. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . !! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?КИПАРИСЫ ВО ДВОРЕ
(1974)
Что есть Будда? —
Спросил ученик
Кипарисы во дворе —
Ответил Учитель
«Я чувствую что ничего не чувствую…»
Я чувствую что ничего не чувствуюЯ ощущаю что ничего не ощущаюЯ вижу что ничего не вижуЯ слышу что ничего не слышуЯ утверждаю что ничего не утверждаюЯ понимаю что ничего не понимаюИ – в семь утра когда солнце еще не грелоЮра Соболев художник хромой с палочкойзагляделся на толстую тетку несущую банкусметаны упал и разлил молоко сильно ушиб локоть —Я знаю что ничего не знаю«Ах говорят деревья и раскачивают ветвями в разные…»
Ах говорят деревья и раскачивают ветвями в разные стороныИ всё что в них есть говорит ах и раскачивает ветвями в разные стороныИ всё что не есть деревья говорит ах и раскачивает ветвями в разные стороныИ все люди и птицы и насекомые говорят ах и раскачивают ветвями в разные стороныА главное всё во мне говорит ах и раскачивает ветвями в разные стороны«Я в последнее время мало читаю стихов…»
Я в последнее время мало читаю стиховЯ себя упрекаю что мало читаю стиховНу какой ты поэт если мало читаешь стиховИ лежу я на гальке у моряМне удобно и не удобноВетер меня обдуваетИ солнце ползет по спинеВетер солнце сдуваетНо оно утверждается сноваИ ползает и ползает по спинеСловно жгучая сороконожкаДело в том что стихи не стихи«На сером одиноком пляже…»
На сером одиноком пляжеГде торчит бревно обглоданное моремБегали три черные собачкиБыло ветренно Штормило ПахлоТухлой рыбой от рыбозаводаИ я понял: это – блаженствоЯ закрыл лицо обеими рукамиНо в меня обрушивался грохотВоли с восторженным щенячьим лаемЯ тогда зажал глаза и ушиНа всё во мне кричало: блаженство блаженствЯ открылся и пошел прочь от моряБудто я – не я а местный жительНе в диковинку мне море за калиткойИ совсем другие у меня заботы«Шелковинка…»
ШелковинкаКоторая бьется от ветраНа перилах моего балконаЭтоОгромная лесная чащаВся вздымающаяся от ветраНа перилах моего балконаА огромная лесная чащаВся вздымающаяся от ветраНад моей головой и вокругЭтоШелковинкаКоторая бьется от ветраНад моей головой и вокруг«Я разбудил соловья…»
Я разбудил соловьяКоторый живет в самшитовой роще под нашим балкономНе свистом – я вообще не умею свистетьА просто настроив все мысли свои на особенный ладЯ разбудил соловьяИ весь пронизан свежей трельюПроснулся я от соловья«Что-то сказала птичка…»
Что-то сказала птичка«Чик-чирик» перевел человекА если беда случитсяОт этих рискованных словЧирик – чиркнет спичкаЧик – и сгорит ЗемляПо-моему птичка спелаЧто-то вроде «чив-чив»Я говорю приблизительноЯ не знаю что значит «чив-чив»И странная наша реальностьИ все эти звуки слова«Просвечивают солнцем облака…»
Просвечивают солнцем облакаШирокой полосой темнеет мореДалеко – серебристая полоскаА дальше снова – мутное виденьеСкорее облака чем мореСкорее море чем облака«В нашей столовой…»
В нашей столовойЧеловек с лицом как смятый блинПальцемПроталкивает в рот блинКуда деликатнее ест кошкаНекоторое времяОна делает вид что совершенно не голоднаЗатем осторожно подцепляет когтемКусок трескиКак вилкойНо глядя на человекаКоторый проталкивает в рот пищуПальцемЯ ощутилПрикосновение истины«Когда я остаюсь наедине с собой…»
Когда я остаюсь наедине с собойКогда я впору сам себеИ не жмет ни в плечах и ни в бедрахЯ ощущаю радостную пустотуИ она оборачивается полной свободойЯ опрокидываюсь в самого себяЯ обнимаю самого себяЯ купаюсь в самом себеИ мне совсем не тесно и не скучноВ космосе скроенном по моему размеруЯ сижу в кувшине полном солнцаКак оно проникает сюда не знаюА во мне простирается солнечная долинаГде желтее поле сурепкиИ две пятнистых коровыИ всё это солнце как ветерИ весь этот ветер как солнцеВ кувшине солнечный ветерВ долине ветренное солнцеИ всё это наверное я сидящий на корточкахИ обнимающий сам себя за плечи«Воробей на перилах балкона вертит головкой…»
Воробей на перилах балкона вертит головкойИ я невольно повторяю все его движенияКто из нас улетел – воробей или я?Кто из нас улетел – небо или перила балкона?«Круглобедрый смуглоколенный кувшин…»
Круглобедрый смуглоколенный кувшинПолногрудый кувшинКувшин с двумя маленькими пяткамиКувшин с прохладными гладкими ляжкамиКувшин с божественным пахомПоросшим курчавыми волосамиРоза твоя полураскрыта кувшинИз тебя можно пить по два нет по три раза в день«Я сердцем ощутил тяжесть розы…»
Я сердцем ощутил тяжесть розыКолыхающейся под ветром с моряТень белесого облакаПоселила во всем неуверенность и смятениеОсколок бутылки блеснувший на берегуЗажегся во мне ослепительным светом истины«Если бы всё…»
Если бы всёБыло ничемЭто ничтоБыло бы всем«Со всей своей зеленой тенью…»
Со всей своей зеленой теньюС поросшими мохом голыми стволамиСо всеми своими гладкими листочками и птицамиСо всеми капельками росыС мужчиной который забрался в ее глубинуИ приспустив штаны сидит на корточкахМожет быть вся эта самшитовая роща —Одна вечно зеленая трель соловья«Я сижу в комнате за пишущей машинкой…»
Я сижу в комнате за пишущей машинкойИ гляжу на меня который сидит на балконеСпиной к окнуИ глядит на людей которые неторопливо бредутК полуденному морюЯ сижу откинувшись в кресле самолетаИ гляжу на меня который сидит за пишущей машинкойИ глядит на меня сидящего на балконеСпиной к окнуИ глядящего на людей которые неторопливо бредутК полуденному морюИ множество я в равных частях светаЗатерянные во времениГлядят на меня сидящего откинувшись в кресле самолетаИ глядящего на меня за пишущей машинкойКоторый глядит на меня сидящего на балконеСпиной к окнуИ глядящего на людей которые неторопливо бредутК полуденному морю«В четыре утра меня разбудил соловей…»
В четыре утра меня разбудил соловейСоловьиный Паганини – сказала женаМой слух раскрылся – действительноВ мире птиц музицировал МоцартЯ лежал откинув одеялоСонно плавая в воздухеИ соловьиные трели омывали холодомЕе ставшее легким телоТак с четырех до половины шестогоМы купались в соловьином пенииА потом повернулись друг к другуИ предались утренней любви«Как ни странно не этот кувшин…»
Юрию Соболеву
Как ни странно не этот кувшинКоторый стоит на столеЯ сначала увидел в себеЯ хотел поставить его на столНе выронил – и он разлетелсяНа тысячу мелких черепков!«Я прохожу сквозь свое незримое Я…»
Я прохожу сквозь свое незримое ЯКоторое стоит посередине комнатыКак манекенДва невидимых ЯСтоят на фоне большого окнаКак будто беседуяМне надо выйти на балконИ я прохожу насквозьТри прозрачных ЯТеперь я стараюсь их не задетьВ комнате становится тесноТри Я – посерединеИ два – по угламИх контуры угадываются не зрениемИ вдруг я почувствовалСколько Я наслоенных во времениОни переполняют комнатуИ землю и небо за окномХорошо что Вселенная это не просто орех«Блаженное существо…»
Блаженное существо —Из одних раздутых ноздрейВпивает летящую влагу и сольКлубок рук и копытКатается по серому пескуОставляя дорожку взрыхленных следовНо вот развернулосьОдной ушной раковинойИ слушает нарастающий грохот волнМножество лошадиных глазУставились в до того ослепительное —Просто бесцветное небоНеужели это богоподобное существо – я?«Раскатываясь постепенно…»
Раскатываясь постепенноВсё шире на гальку ложится пенаА там вдали всё солнечно – туманноТревожно и неопределенноСловно все знойно – пустые дниПереслоились с ветреными и дождливымиМай 1974 – ПицундаДОПОЛНЕНИЯ К «КИПАРИСАМ ВО ДВОРЕ»1
«Так расходились круги на воде…»
Так расходились круги на водеГде плавали листья ивыФорели как серые стрелыПод ними ходили в фонтанеМы пили вино МукузаниСмотрели на серый и белыйМы были кажется счастливыМы были и здесь – и нигде«Одни грустят у сосен объятых солнцем…»
Одни грустят у сосен объятых солнцемДругие кидают камешки в мореТретьи уже искупалисьИ растираются мохнатым полотенцемТак на всем пути от самшитовой рощиДо бетонных коробок пансионатаЯ встречаю множество ЯЗагорелых дочерна и бледнотелыхИ еще забытых у причалаСиняя рубашка и джинсыС прошлогоднего моего приездаБЫТЬ – МОЖЕТ! ПОЭМА-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ С ТВОИМ УЧАСТИЕМ (1981)
МОЖЕТ БЫТЬ
(ду́хи)
БЫТЬ МОЖЕТ
(духи́)
…Жизнь на земле перестанет развиваться свободно и погрузится в великую мглу…
И настанет наивеличайшее бедствие: злые силы сокрушат две трети мира; одна треть сохранится, но никто уже не сможет установить, сколько на свете осталось подлинных хозяев полей и домов…
И так много зла придет от принца ада – Сатаны, что мир еще долго будет лежать в запустении и разрухе. Но прежде, чем это случится, многие необычного вида птицы будут взрывать воздух криком: «хей! хей!»…
…Есть вещи, которые нельзя назвать предсказаниями в строгом смысле слова. Но здесь, Ваше Величество, мы пронизаны предчувствием великих и чудесных событий, которые узрят те, что придут после нас.
Послание Нострадамуса Генриху II27 июня 1557 годаЭни-бени рики паки,
Буболяки рики-шмаки,
Эус Деус Космодеус,
БАЦ!
(считалка, записанная 13 апреля 1981 года)I. ОТ АВТОРА:
1За два тысячелетия бледных РыбМы всеми измами переболеемУмрем и возродимся с ВодолеемИ новый Феникс к звездам воспарит2Рыжая оранжевая the red RatБегала по набережной – ты мой бредФукнула горелка точно примусЗакричал от боли Нострадамус3Топчи песок ракушками хрусти —И чаек взлет и море будто брага…Но стоит только спичку поднести —И все заполыхает как бумага4 Ученые политики погоны пентагоныDer Groβe Krieg давай давай скорей набить вагоны!А демоны сидя на крышах теплушекПоделят заранее туши и душиII. ЧИТАТЕЛЬ СОЧИНЯЕТ РИСУЕТ КЛЕИТ
1(набор стереотипных фраз)2(слепое фото из газеты)3(наклейки: водка сигареты)4 (спонтанно: какой-нибудь глупый вопрос)III. ОТ АВТОРА:
1В нестерпимом блеске блицаГолографией застылиХрамы люди автомобили —Сейчас все это в солнце растворится2На теле – огненная пленкаВ кудрях – искусственный венокИ чистое как сны ребенкаСтруится пламя между ног3В огне она пляшетРукой помаваетИ холодом ляжкиОгонь обдувает4Свальный блуд! – откуда что беретсяЛезет бес сквозь щели и пазыЛопается огненный пузырьСкручивается небо как берестаIV. ВСЕ ПОЮТ ХОРОМ:
1ПРОПОГОДУИПРОБОМБУПРОПАГАНДА!!!ДАМБАЛУЛУМБАБАМПЕРБАБААМПЕР!!!АМБААМБААМБАГАНДИ!!!ГАМБЕРТГУМБЕРТРУМПЕЛЬВЫМПЕЛКУНИГУНДА!!!2КРЕЩЕНДО ЯЩЕР ИЩЕТ РУХИНА!БУМТЫЛКНУЛ ПО БУТЫЛКУ БАМА БОМ!ПО БАНКЕ! ПО БАНКЕ! УБЬЕМ БОБРА!АБРОКАДАБРОЙ БАБРИ БРАКОНЬЕРОВ!3А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-АО-О-О-О-О-О-О-О-О-ОИ-И-И-И-И-И-И-И-И-И-И-ИИ-И-И-Я-Я-Я-А-A-A-A-A-A4Разлезающееся расползающееся разъедающеесяРастрескивающееся распузыривающееся разволдыривающеесяРаздувающееся разгноевающееся разгангренивающеесяРазистлевающееся разистончающееся развеивающеесяV. ОТ АВТОРА:
1И время потекло наоборот:Мужчина взмыл из пламени пожараКрик лез назад в разверстый ротВ разбитую трубу вода бежала2То что было куклой тряпичнойГоловешкой – черной головойСтало мертвой девушкой… живой —Жизнь старалась выглядеть обычной3Огромные как ангелы обломкиС земли взлетают складываясь в зданиеСтеклянного почтамта – и девчонкиУже колдуют там за телетайпами4Из ничего – лохмотьев сажиЦветы выходят – и телаЦелы дома и зеркалаРеальность будто бы все та жеVI. ЧИТАЙ В ЗЕРКАЛО:
VII. ОТ АВТОРА:
1Город как стоячая водаЛюди как обтаявшее мылоВчера была обычная средаСегодня четверга не наступило2Где был когда-то шумный центрВсе спекшееся – эпицентрГде белая окраинаТам уцелевшие случайно3Город под луной – морское дноВплавлены в асфальт как живые рельсыВывески ВЕРСУМ ГИСТР БРИНОВсе дымится – подходи и грейся4Здесь были новые кварталыЗдесь – сквер похожий на лесок…Лохмотья гари и металлаЧье-то сердце еще вздрагивает – осыпается песокVIII. СДЕЛАЙ САМ:
1(Здесь – обрывок обгорелой тряпки)2(волос человеческий живой)3(сажа – отпечаток детской лапки)4(дактилоскопия – палец твой)IX. ОТ АВТОРА:
1Они и ахнуть не успели —Планета окунулась в солнце…Пустые щели и тоннелиВонючий страх на дне колодца2Сколько их блуждающих во мраке —Воспаленных глаз озябших рук и ног!Светы отсветы на мокрых стенах знаки —Каждый одинок!3Поблескивает влажный антрацитКоптит фитиль… развернутый Тацит…И сны – за ночь насмотришься их на год:Дождь хвоя пальцы синие от ягод…4– Мы в метро в тоннелеСорок дней не ели– Мы в подземном складеСпим на шоколадеХ. СЕБЯ ИЗОБРАЗИ:
1(красный треугольник – крик)2(несколько капель воска)3(черный квадрат или круг)4(крысиный хвост – дрожащая полоска)XI. ОТ АВТОРА:
1Если заглянуть ночью за домМертвые стоят у стен тамТак и застрял – во двор задомГрузовик накрытый брезентом2Когда грызет как яблоко тоска меняПолзу на угол – хоть кино смотри:Оплавленный янтарь стекла и камняС застывшими фигурками внутри3Здесь был музей – давно или недавно? —Обломки фресок полая трубаРебенок вылез – птичья худобаАх! – испугалась бронзового фавна4Не утро не пожар – но что-то рассветалоКак будто чье-то здесь присутствие виталоНашел! Из-под рогожного мешкаБлестят глаза – два черных камешкаХII. НАРИСУЙ НА РИСОВОЙ БУМАГЕ:
1(то чего нельзя нарисовать)2(то о чем нельзя сказать ни слова)3(то чего нигде и нет такого)4(то что некому адресовать)ХIII. ОТ АВТОРА:
1Раздвинулись траурные кулисыТорчат декорации – дыры картоныСквозь всё наводнением рушатся крысы!Шуршит и шевелится всё – тараканы!2Человек на крыс охотится– Самому приманкой быть приходитсяЛежишь как падаль – час… другой…Приходят… Бью железной кочергой3Поразвешены банки консервныеНе задеть бы – убьют – люди нервныеНо дополз добрался – свои вокруг– С чем пришел? Дай! Дай! – прямо рвут из рук4Жену Мариной звали… дочку – АстаТряпье и мусор… но не в этом сутьРазговаривает с ними частоМолча… чтобы криком не спугнутьХIV. НАРИСУЙ НА РИСОВОЙ БУМАГЕ:
1(тонкую и голубую с о н г у)2(красного клыкастого к о д р а)3(м е л у н г у вьющуюся по горизонту)4(и множество с в и с т я г мореющих с утра)ХV. ОТ АВТОРА:
1Где храма толстые руиныЗашевелилось. Черный рынок– Продам з и г з о р … – Купи б л и с т е ц– Хороший д р ы ч бери отец!2Руины – даже плеши зарослиКрапивный м о н г – подстерегают зарослиА между тем л е т а н т ы вырослиНа плечах у вас в ы р о с л и выросли3Х о ч у ш к а пряталась в к р и о д а х и диодахБ ы х в о й хочушке тоже нужен отдыхА м и с к в а слезной ртутью капалаИ все криоды дура схряпала4За в и г з а его схвативПо команде раз! два!С м и г и в а е м пространствоНаши лица – негативХVI. (ПОПРОБУЙ СОЧИНИТЬ ЧТО-НИБУДЬ В ЭТОМ РОДЕ И НА ТЕБЯ ПОВЕЕТ МАГИЕЙ ЯЗЫКА БУДУЩЕГО, МОЖЕТ БЫТЬ СОВСЕМ ИНОГО ПЛАНА, БЫТИЯ ИНЫХ СУЩЕСТВ)
1Мигряне веденхузы иронеиДревовды мерлуны и хамцы —А вы гидровсасующие цыц! —Вся веденхузия дырявится волнея2Динуна дынно накамалась надВенуной где свекал и горбытьёГде шую шиманует шиманадИ корчает шималу от неё3Меринонги меринангиПриманают приманутМеринонги трамят лангиМеринанги крамят луд4Сверкаловир сквозь эосс сквитИ вся векала сиявиритНо почему чурда чурдит?И отчего сверкочет вирик?ХVII. ОТ АВТОРА:
1Ляжет – как тесто ползет по дивануУсядется – до полу свесит губуА сегодня принимая ваннуВместе с водой чуть не вытек в трубу2В небе ощутил себя – пролилсяЛужицей собрался и зашевелилсяВ почву внедрился и ждал затаясь– Ну и липкая сегодня на дороге грязь!3Он пребывал в состоянии жутком:Быть не предметами а промежуткомСтрашно. Такое дается не всякомуХ-факультет. Обучение вакууму4Не хочу быть ни телом ни плазмой ни газомПустота – чистый разумЧувствую я свои мощные мускулы —Это летящие света корпускулыХVIII. (ЧТО И КОГО БЫ ТЫ НИ ИЗОБРАЗИЛ, НИ НАРИСОВАЛ БЕССМЫСЛЕННО НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ, ВСЕ БЫЛО, ЕСТЬ ИЛИ БУДЕТ В РЕАЛЬНОСТИ НЕВЕДОМОЙ НАМ. ПУСТЬ ПОСЛУЖАТ ЭТОМУ КАТРЕНЫ №№ 1, 2, 3, 4)
XIX. ОТ АВТОРА:
1Так или нет – но человек исчезИ море и земля глядят недоуменно:На берегу античная колонна —Одна. Без кровли. Без небес2Скорей профессор чем директор трестаПрихрамывает бледен лысоват– Крысята жмурики – всю землю тащат в ад!Спешат – зачем? – для всех найдется место3Розовеет фарфор миндаляИ дрозды из‐за моря летелиНе во имя какой-то идеи…Сатанизма не хочет земля!4Как духи в космосе – светилаКак звезды во вселенной – духи…А всё что – мы, что есть и было —Неужто просто – след от мухи? – МКХXX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ:
1(напиши ЛЮБОВЬ – 20 раз)-–-–-–-–2(напиши ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬ ЛЮБОВЬ – еще 20 раз)-–-–-–-–3(напиши – еще сколько хочешь раз)-–-–-–-–4(напиши КРЫСА)-–ПОСЛЕСЛОВИЕ
Поэма эта – скорее заклинание. Чтоб не произошло, о чем говорится. Назвать страшное, чтобы дом обошло. В деревнях матери детей своих так баюкали когда-то. «Бай да побай, хошь сегодня помри…» Хотели этой жуткой наоборотностью от дитяти беду отвести. Вот и мне пришло это на сердце, может быть, несказанную беду как-нибудь отведет. Хотя… пожалуй, мало сказать, наивно, по-детски.
И все же… «Будьте, как дети». Хотя бы в кавычках. Забудьте всю свою серьезность, где-нибудь за углом оставьте весь свой багаж. Предлагается игра. Поэма приглашает клеить, рисовать, сочинять, петь, выкрикивать! Вот когда мы почувствуем весь ужас, всю невозможность и фатальность нашего падения туда. Когда откроется нам ад до самых своих глубоких щелей. Прямое участие есть прямое участие.
Но прямого сюжета в поэме нет. Она смонтирована по-ки-ношному из отдельных эпизодов. В этих быстро сменяющихся эпизодах есть своя последовательность, хотя их герои из разных кинофильмов. Основной герой, апокалиптический Дракон разевает свой дымный кратер и не вмещается в кадр. Зато хорошо различимы шныряющие всюду крысы. Его разведчики, войско Его. В конце МКХ – мушиный знак.
Во второй части автор пытается проследить, как в результате непоправимого исчезает человеческое и пышным уродливым (для нас) цветом расцветает вне- и не-человеческое. Автор близких своих любит, к уюту земному привык – и надеется, читатель – тоже. Будет, как говорят, «просто по-человечески жаль» (хотя кому?).