«была земля – осталась ля…»
была земля – осталась ляи ту – в трубу…зачем себя же представлякогда меня не бу ? щая тоска берет за грудья сам за гло себя беру:зачем стоит земля и некогда меня на свете не ?такое здесь противорене развязать и не разрея – смы Творца – сам бог и цасебя же отрицаБУШЛАТ
вспенилась – плеснула лначеловек идет хромаон – в ушанке и бушлаа на дереве – хурмамо – пятнистый малахизимы теплые в Колхитемный лик – больной старизябко что ни говоригреет стеганная вав русской печке – головагде-то в прошлом за Урапродувает снег бараслышу крики лай собавижу юного себяволны ходят по толпе:– На дороге… – Где?.. – ЧП!..вся колонна в снег леглана ветру они лежаткак Малевича квадрат —эти черные бушлаи бросаясь рвут овчаи ругаясь бьет начаи орет над головокак взбесившийся конвочем бушлаты недовочто им надо? надо вотесно – узкие дома —а над ними тороплиоблака бегут с проли —европейская зима(человек идет хрома)я почти сошел с ума! —жить и чувствовать спешана бульваре пил с клошавесь Пари на рождество таны осыпа листвои сквозь дождь лучились фавозле Арки Триумфавот – смотрю – в толпе прошламанекенщица в бушласолнце в горнице – зимаприехали я и мав ссылку – к солнцу и зиме лица – сотни киломебурки – кожаные пятвкусно по снегу скрипятзапах сена хруст овсауколол щекой отеусадил уютно в са(ах как грели зимы те!)хорошо бежит лошад —на отце-то был бушлатпотерял я зимам счегде-то спит зима еще —гда не знаю только бувижу ус и нос в гробупро который говорят:деревянный шит бушлат цатый век – зима вездемятый век – зека – и с денам знакомая одена экране шути шута в цеху бушлаты шьют<НА ПУТИ К «ДЕТЯМ В САДУ»>4
АПОФЕОЗ ФЕТА
(остальные стихи читать неслышным шопотом, артикулируя губами)
Шопот, робкое дыхаТр (ели соловья),Серебро и колыха(Сонного ручья)Све ночн чные теТе (ни без конца)РядМилого ли(В дымных тучках розы(Отблеск янтаря),И лобзание и сле(И заря, заря)!..ЖАЛОСТЛИВЫЕ ЛЮДИ
Строкитакая жалостивица —разлилась по талому снегусница*чуть не наступилозвини конечно – и прошелуздил воршечерездбылоо что? – волосырость?ладкое в слезонах глицо?голая ногания или ек-селезенки?что-то скользкоея и ам акй – вспои и потеклчувотв-тыв: текусь по собств-тыв спинепо звонкам – позвонкам взахлебрастекаюсь по сизам по лужасам**до до не додо и себя жалкашица***гребята оберите еня овками и опатамионесите еня до дов едрузиях и тазариях:а уж тем я сам ак-нибудьГДЕ-ТО В ПОДНЕБЕСНОЙ
(стихи под барабан)БОГОМОЛ
высокона балкосерой стекак на стемеднолицсловно рыцвесь в хитивосхитикак стручоотвлечёты расцвёлБогомоли застылБогу миллапки слокак Числоистина —и стенаПОРЯДКОВЫЙ ПЕРЕУЛОК
Этюды
ВЕСНА В ПОРЯДКОВОМ
змеин трубы на мерзл землеребристой корой хмотья резиныспевшимся снегом блитая чем-то горалошадиных ошметвсе это утромразмывчато нежных облаакварель нцемсветом растерт в пудру – и переулМАРТ
замком капелью скорлупой или фольгой от шоколадане щелкайзамк кап скорл или льгой от шокпрошелестпересв сини ст ст цыптич сердечко пуст в солнци столько в солнце пустотыдля птичьего сердечкачто замираешь чувствуя себяв замира чувст явВО ДВОРЕ БАНКА
щицы в синих халачего только ниобрыв зеленые чуть ли но день кникой пахнут дель поднял ногжелтые подтеки на бумаг – все слипстуч телетайпы – старатам за двойной рап снова несут бум! – дождь пирапод утро въезжа обвалом под окнамигул по сейфам и подва лишь почесывает за ухом мысль не до до Бо чувст мыс! доВОЗНЕСЕНИЕ
лько вскрик не навылета из кнане усп она мамадвора кры сква норамаи не пад в глу в облсква накр обл опрсебя догоня проле насквсветонос в стыне сание ласков леко оставилмок света себя расплавилни зем ни вселен ни бя нетсв вса в светНА ЦЕНТРАЛЬНОМ РЫНКЕ
Диска пуста зелень ски мястьяне глазаста зубаста румя скве стоянно кое чудоснова крест неве откуданеужто еще родит эти щи чва?на всю ленную жется одна сплошь сквана голом фальте клянные кубыи растут одни новинки как гриили в стериль мосфере следятпробирки из дырки кают лдатлишь на площ – на пла – три рышка леного укаи очере мимо – прощаются пла – про без звукаЛОЛИТА
сняла коф трит в логолу ски тенью обвелогруб пряжа лок лентомлен изнутр тру коленсоскуч по солнцу белые но в чулпесок вет кам тень огулру гладили выше и выно до не а лова ниже травы дростки смо усмеш не смоеще на усах не высох мо дет тяж – трет чулоквойд – разв – и ах! – деть в потолокАВТОПОРТРЕТ
в клянной полутьме среда фарфоотража лова живоводит бритвой по щев полированной пове жу егорасплы в возникая изкак-то глупо и смешно отдувая уси там на чет горизо где здапузыри глаз-водаи в том что про и в том что бу вное что эту черную лезную бу глядеть себя обще мешаетУЧУ АНГЛИЙСКИЙ
майским утр давно так не чувствсолн и вет и ленные кустпомню в готич кни Ганс илитак же гуля размышля и люощущ само или добная тематень удаля от ени дома стаю карт из кармаучу англ дость ума«спик ингл инг ейшон вис плеже»с удово распах а вет свежене мо бы чтобы лыко это —не сам пред а свет метаУГЛОВОЙ ПЕРЕУЛОК
стоянно – и опятьбля бля – у помойки постоятьтемнота дляу дростков – ни рубля блажит никто?в ляпе – в кожаном пальто лужам крутясь блескивает грязь баки черные как звери гареты е по крайней мерескрип – шистый кот на одеяле экране отра Страдивари пка!ВЕЧЕРА, КОТОРЫЕ БЫЛИ
Мир торый надеется на чувстви настр листая эту книгбросила гляд свет на дорогот костра листва глина в отвасилуэт и запах экскава винкой луны лодком потянуло рожкой лодкасеребрист ну нуЖЕНЩИНА С РЕБЕНКОМ
из трубкимолча – меня! строение сразу изменя глаза – в зеркале свенерешительно – не отвеи малыш требук маме к маме ПОЕДУгде раскачивают деревья небо залаяла виляя хвостомхлопну дверь – по снегу проваоблегченно: права!и теперь – и потом – и всегдаОДНОЙ ЛИНИЕЙ
необяза набросс точностью до чки робышекштрихом в возд хвост призной линиейСразу дом – и сад – и шляпа с кробосая но рискуя покачи дрявым кустом сморо бус остано возле дачиприе закрича ра линией – ма и шля и чемодв веран – и шампан – и ура – и вчераТОМЛЕНИЕ ДУХА
все обесце сам не ты ли? опять сомнечто ни по оно придет – а мне нечто ни засмотришь – а на ули уж леиспыта долготерпе – только отсвет высокого пеМы возника лысо с той стороныУ ПОМОЙКИ
леный бак кут ссакирыж с пяти две бакипринюх рой леных мух хмотья кеты моло чудо бутылвсе это выва на стол тюрморт краси блево тренностейурч тыч все льше стейгал воро клю и шестне пуга не деру – сморщ и зубаст вонное тесто все кло и расталоне бой всем хва – и жителям артала водчик и есарь хмелья с утравизг! брвзг! дра ! – отогн от драМОСКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ
проходя по Новослобод еловека иловый носушеобразен – и рыдаходя из Лялина ловека рщенное лицоладкий лоб и большвыходя из проходя по опять того же векана этот раз не больше чем у всехникуда не вообще тот же еккто кого преслекто за кем гони а?ЛУБОК
(1990)
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР
1. т е к с т : навык тексты компьютер работать приобретать вы быстро необходимый персональный (см).2. работая с текстами на персональном компьютере вы быстро приобретаете необходимый навык (см. № 1)3. работая с вами персональный компьютер быстро приобретает необходимый навык (см. текст)4. вас быстро приобретает персональный компьютер и работает на вашем навыке (необходимо см. текст)5. необходимый навык приобретает персонально вас. вы быстро работаете на компьютер (см. текст)6. вы – компьютер. приобретаете необходимый персональный навык. быстро работаете с текстами (см. № 1)7. вы – текст. вы – текст. вы – текст.к о м п ь ю т е р : работать! быстро!т е к с т : необходим персональный навык (см. № 1)8. вы – навык. вы – навык. вы – навык.т е к с т : вы приобретаете персональный компьютер.работать быстро необходимо (см. № 1)н а в ы к : вы при пер комп ра бы необх (см. № 1)9. ЗАПОМНИТЕ! РАБОТАЯ БЫСТРО, ВЫ ПРИОБРЕТАЕТЕ! ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР С ТЕКСТАМИ НЕОБХОДИМ. (см. № 1)СОВРЕМЕННЫЙ ЛУБОК
1. АЛКАШ
алкаш обнимал у помойки зеленую женщину-рыбу и запрокинувшись пил из бутылкиалкаш запрокинувшись пил из зеленой бутылки – красивая женщина-рыба его обнималазеленый алкаш и красивая женщина-рыба пили вдвоем из помойки запрокинувшись обнимаясьалкаш запрокинувшись пил зеленую женщину-рыбу – помойка его обнималабутылка пила из помойки зеленого алкаша – красивая женщина-рыба обнимала ее запрокинувшисьпомойка пила из бутылки зеленого алкаша и красивую женщину-рыбу запрокинувшись обнимая2. ХМЫРЬ
лиловый хмырь – видали в темном переулке? – баюкал мертвое дитявидали? – темный переулок баюкал мертвое дитя и лилового хмыряв темном переулке незрячие окошки при луне видали: мертвое дитя несет лилового хмырялиловый хмырь смотрел на мертвое дитя – и видел темный переулок – незрячие окошки при лунелюбило мертвое дитя наш темный бледный переулок и длинного лилового хмырялиловое дитя и бледный переулок – и в небесах висит незрячий хмырьнас мертвое баюкает3. СЕРЖАНТ
сержант схватил автомат Калашникова упер в синий живот и с наслаждением стал стрелять в толпутолпа уперла автомат схватила Калашникова – сержанта и стала стрелять с наслаждением в синий животКалашников-автомат с наслаждением стал стрелять в толпу… в сержанта… в живот… в синие…в Калашникове толпа с наслаждением стала стрелять в синий автомат что стоял на углусинее схватило толпу и стало стрелять как автоматнаслаждение стало стрелятьНАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ
на мотив рисунка В. Сысоевавышли из автобуса туристы – удивляются церковкам и колоннам нарисованным на листах фанерывышли церкви и колонны на площадь – удивляются заморским туристам нарисованным на листах фанерывышла из автобуса фанера – удивляется церковкам и колоннам нарисованным на заморских туристахвышел из туриста автобус, из другого выперла колонна, а из третьего вылезла церковь – нарисовано на листах фанерынарисовано удивительное: вышли разом, строятся в колонны церкви храмы автобусы туристы – а над ними плавает фанерани бумаги, ни листа фанеры – на автобусе нарисовано: туристы удивляются на церковки колонныничего – ни церквей, ни храмов, ни автобусов, ни туристов – одна фанерада и та нарисованаПРИВЕРЕДЛИВЫЙ АРХАНГЕЛ
(танец памяти Высоцкого)Михаил Барышников танцевал Высоцкого в крови и грязи – зеленой бархатной тряпкой ехал на коленях по гладкой сцене гениально! – «только кони мне попались привередливые» – в окна зала смотрел Лос-Анджелес – конская морда – японский богВысоцкий танцевал как всегда на коленях – задыхаясь в крови и грязи – в окна зала смотрел привередливый Миша Барышников конской мордой своей гениальной – бог и тряпка танцевали на сцене – день Лос-Анджелеса бархатный зеленыйконская морда танцевала на сцене – гениально! – в окна зала смотрел день тряпкой – зеленым Высоцким: «Михаил Барышников!.. А? Михаил…» – бархатным-бархатным…сцена крутясь ехала по гладкому Лос-Анджелесу – за ней бежал Михаил Барышников тряпкой и Высоцкий японской конской мордой – зеленый бархатный заржал гениально в крови и грязи – привередливый архангелокна зала смотрели в окна зала – где Михаилом Барышниковым – где Высоцким – где зеленым бархатом – где тряпкой в крови и грязи – где конской мордой – где Лос-Анджелесом – где японским богом – и все это ехало по гладкой сценеи все-таки лошадиная морда – Барышников и тряпка – Высоцкий – московским поэтом предсказанный танец – гениально! – где и когда ты узрел Владислав – японский бог? – ведь тогда еще он еще жил – это столоверчение сцены – этот бархат в крови и грязи – в окна зала смотрящие мы – и зеленый Лос-Анджелес…СТОЯЩАЯ ПОСТЕЛЬ
«Зверь о двух спинах»
(В. Шекспир)он сжал ее смуглую сиську, она поймала его стоящий – зверь о двух спинах в постелигеральдический зверь о двух спинах сжал ее смуглую сиську, поймал его за стоящий – опрокинул на них постельона поймала его за смуглую сиську, он сжал ее стоящий – зверь о двух спинах рычитстоящий и сиська – сжал их в когтях геральдический смуглый зверь о двух спинахпостель двуединого зверя поймала, ухватила за смуглую сиську за стоящий – прыгает и рычитстоящий – зверь – смуглые сиськи ему постель – сжали поймали – прыгают и рычатстоящий зверь о двух спинах, смуглый (луна в окно) стоящая постельИЗРЕЧЕНИЯ РЕЧЕЙ
1
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: «Товарищи! мы сегодня переживаем историческое событие исключительной важности»
товарищи! нас сегодня переживает историческое событиенас сегодня пережевывает историческое событиетоварищи! мы сегодня – товарищимы сегодня – исторические товарищиисключительной важности событие – мынаше историческое событие сегодня нас…историческое событие нас исключит…товарищи! переживаем переживаемразрешите считать сегодняразрешите считать событиеразрешите нас считать товарищиразрешите нас! разрешите…2
…валят в одну кучу и пищевые отходы и пластмассу и металл устраивая на свалках огромные геростратовы костры. Ряд ученых обсуждает всерьез…
Из речи директора Фирмы «Эй Би-Эф-Ай» на симпозиуме по вопросам экологииученых валят в одну кучуученых валят в пищевые отходыученых валят в огромные геростратовы кострыогромные геростратовы костры где ряд ученых обсуждают —ряд ученых ищет пластмассу и металл —пищевую пластмассу и пищевой металлустраивая кучу пищевые отходы ищут ученых…кучу на свалке где пищевые отходыкучу устраивая огромные кострыряд ученых и пищевые отходы – это уже всерьез!пищевые отходы всерьез обсуждают ученыхпищевые отходы уже валят в одну кучу ученыхкуча ученыхотходы ученыхотходы огромных ученыхотходы огромных геростратовых ученыхученых уже всерьезряд ученых устраивая на свалке симпозиумы уже всерьезобсуждает одну огромную геростратову кучувалят уже всерьезряд ученых валит других ученых – ряд ученых это устраиваетгеростратовы костры3
…войска конечно товарищи хорошо видят и понимают где причина а где следствие —
сказал на партийном съезде генерал с трибунывойска – причина товарищи – следствиепричина видит, следствие понимаетгде войска – хорошогде хорошо, там товарищитоварищи видят: следствие хорошотоварищи понимают: войска хорошовойска конечно – товарищигде товарищи, там и войскагде товарищи, там и следствиеконечно войска, а причина – товарищигде видят, а где понимаютгде видят – понимают, а где понимают – видяттоварищи войска! конечно хорошовойска конечно – все4
…гений умирает, посредственность благоденствует —
Из юбилейной речи о Моцартегений – гений умирает, гений – посредственность благоденствуетгений умирает, но благоденствуетпосредственность благоденствует, но умираетумирает благоденствует умирает благоденствует умираетгений посредственность умирает благоденствуетгений благоденствует, а посредственность – посредственность5
…не я выбирал эту систему эту страну… —
не сказал я на сборище русских поэтов, которое не состоялосьменя выбирала эта система эта странаэта страна выбирала эту системусистема сама выбирала эту странувыбрала – стала системой странывыбрала – стала страной системыстранная странабессистемная системасистематический сбойне я выбирал эту странуно я выбираю эту странуэта страна – не страна, но странастрана как страна и не как странастрана: за страною – страна и страна…РАЗВИТИЕ МЕТОДА
(1991)
МЕТОД
Случайные слова возьми и пропустиВозьми случайные и пропусти словаВозьми слова и пропусти случайныеВозьми «слова, слова, слова»Возьми слова и пропусти словаВозьми и пропусти «возьми» —и слова пропусти.ДЕРЕВО НАД ОВРАГОМ
Над оврагом небо падаетдерево ящером в снегу изогнулосьсерый снег падает в небоизогнулось небо серым ящеромдерево падает ящером в снеговраг изогнулся серым ящеромящер изогнулся оврагомовраг падает деревом в снегснег изогнулся небомнебо падает в овраговраг изогнулся деревомдерево падает в небоовраг падает в серое небосерый снег падает ящеромнебо овраг дерево снегизогнулся серыйСКАМЬЯ В СУГРОБЕ
снежной подушкой скамейка оранжево под фонаремв темноту деревья – живоеприжать ладонь – холодок – отпечатокприжать – живое оранжевоживой отпечаток на снежной подушкеснежной подушкой живое – ладоньпод фонарем прижать ладонь – в темноту оранжевоживой отпечаток – ладоньладонь – в темноту деревьямиладонь – фонарем оранжеволадонь – оранжево живое в темнотуоранжево-темна ладоньДВОЙНАЯ ТЕНЬ
вздрогнул – моя двойная тень на снегувысоко двоится белая лунана двойной луне – двойное неботри звезды – алмазная стрелана снегу – алмазная стрелавздрогнула двойная лунавысоко двоится белая теньвздрогнуло мое двойное небоалмазная стрела пронзила тень —мою двойную тень на снегуМОРОЗ
скрипят деревья в лазури – Божья Радостьскрипит Божья Радость – в деревьях лазурькрепка Божья Радость – сильней человекащиплет за уши обжигает скулы Божья Радостьна ресницах намораживает слезы Радостькак в пустыне восхищает в небо духМАРТ В ЛЕСУ
там сейчас весна очевидносинеет лес дорога – развезлоочевидно в лес не войтитам сейчас развезло – лесдорога в зябкий лес синеетда очевидно там сейчас —весна: дорога – не дорогаи зябкий лес еще не лесв зябкий лес не войти – развезлосинеет – не войтидорога – развезлои зябко – развезло там очевиднодорога лес сейчас – и не войтиВЕСНА
скелет ползал и собирал подснежники на лугу – весна!подснежники ползали по лугу – скелет их собиралвесна собирала скелеты на лугувесна собирала скелет подснежникаподснежники ползали ползали… да подснежники ли это?луга ползали по лугам – весна!скелет весь в подснежниках – это веснаИГРА В БИСЕР
1страх рождает ненавистьненависть рождает страхлюбовь рождает пониманиепонимание рождает любовь2любовь рождает ненавистьненависть рождает пониманиепонимание рождает страхстрах рождает любовьлюбовь рождает страхстрах рождает пониманиепонимание рождает ненавистьненависть рождает любовь3любовь понимание ненависть страхстрах любовь понимание ненавистьненависть страх любовь пониманиепонимание ненависть страх любовьМАШИНА ВРЕМЕНИ
он сидел спиной к морю на солнце и слышал как накатывались волныон размышлял о машине времени как она устроенаи машинально сдвигал серые камешки в пирамидкусидел и слышал как сидел и слышалон размышлял: она устроена как машинаслышал спиной; на солнце накатывались волны —она устроена как пирамиданакатывались волны – спиной к морю —она устроена как серые камешкимашинально она устроена или как?солнце накатывалось на солнцеразмышлял и двигал машину времени машинальносолнце-солнце накатывалось на спину-спинусерые камешки двигали пирамидкуон спиной слышал какдвигали во времени —размышляли серые камешки или —волны солнца накатывались накамешки машины временисколько их спиной к морю сидело?ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
а ведь это действительно происходило со многими жившими тогда она писала мне письма не думая хорошо ли они написаны или плохо
а ведь это происходило – она писаладействительно происходилохорошо она писала – писала письма не думаяпроисходило в ту пору со многимиписала письма не думая мне ли они написаныведь это со многими жившимиони хорошо написаны – эти письмав ту пору действительно жившимиили плохо они написаны не думаяведь это в ту пору в ту порухорошо или плохо мне они написаныдействительно происходилодумая хорошо писала плохописала плохо написаны хорошоведь это в ту пору действительнописала написаны – она мне – хорошо плохо – а ведь происходилоРЕБЕНОК
облако – дерево небаоблако тает – это болезньв небе – больное деревов небе дерево болеет облакомпотому и белоеоттого и таетБОЛЬ
это она всегда понимала хорошо: нельзя причинять боль другому
«нельзя причинять боль другому? другому это хорошо»(нельзя другому причинять – боль)«боль – это хорошо, это другому»(боль понимала хорошо: нельзя)она не понимала: «боль нельзя?»(боль – это всегда нельзя)она всегда понимала: причинять боль – это хорошо, это другому нельзяона хорошо понимала: боль – это всегда хорошо, но всегда причинять нельзяГОРЫ
в горах сияли враги – и всегдаони находили друг друга в горахнаходили причину – друг другасияла причина которая их убивалаих всегда находил Богдрузья в себе находили причинуубивая друг друга в горахвернее причина друзей находиладруг друга они убивали сияяих всегда находил Богдрузья и враги словно горы в горахгоры всегда находили друг другаи причину причин находилиубивая друг друга горы сияли —нас всегда находил БогНА ЭКРАНЕ TV
На экране вспоминал старик – палачвспоминал и мучился старик – жертварассуждал благообразный комментаторна голой земле валялись клубки ржавой проволокиржавый старик – палач вспоминал как докладывалблагообразный старик – жертва мучился на голой землерассуждал комментатор о голой землеклубки ржавой проволоки вспоминали на голой землеголая земля мучилась на голой землена экране комментатор мучился когда ржавый и благообразный вспоминали о страшных временахстарик-палач и жертва мучился клубком ржавой проволокиэкран мучился клубком проволокистрашные времена – о страшных временахЛЕТУЧАЯ ФРАЗА
любит русский писатель как русский (это известно)любит русский писатель как никто (это возможно)любит русский писатель: никто я! никто (это слыхали)никто не любит как русский писатель (это уже перебор)есть русский писатель и русский никтолюбит русский никто как русскийлюбит русский никто как русский писательлюбит русский никто как никтоникто не любит чтобы ему – писательлюбит никто чтобы ему – писатель! —чтобы русский писатель ему как никто!..а русский писатель не любит не любитписатель не любит как русский писателькак русский не любит и как писательписатель любит чтобы ему – никто! —чтобы никто: «писатель! не любит!» —ни писатель ни русский – никто и никтоБЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И РАЗУМ
какой разум может охватить беспредельность
какой разум может охватить Разум?Разум – Беспредельностькакая Беспредельность – Разум!какая Беспредельность может охватить Разум:Разум может охватить БеспредельностьБеспредельность – какой Разум!какая Беспредельность – Беспредельность!какая Беспредельность?какая Беспредельность может охватить Беспредельность?может какая может?..может Беспредельность – Разум?может Разум какая?..может какая…УЧЕНИК
…постоянно я чувствую потребность разрушать то, что строю с таким трудом
Пабло Пикассопостоянно чувствую потребностьразрушать что строю постояннопостоянно разрушать что строюразрушать потребность разрушатьпостоянно чувствую что строючувствую потребность в том что строючувствую что строю потребностьчувствую что строю – разрушать«разрушать потребность» – потребностьразрушая строю постояннопостоянно строю – постоянночувствую потребность разрушатьто что чувствую я – постоянно…разрушаю – и с таким трудом! —но потребность строю постояннопостоянно строя разрушать