– Во-первых, у него отец был военным, а затем работал в советской милиции. Во-вторых, этот Даутов с нефтяного и денежного края Атырау, ни с того ни с сего переезжает жить к нам в Уральск, когда наоборот, многие уральцы хотят обосноваться в Атырау. В-третьих, он не пьёт и не курит, аморальный образ жизни не ведёт, нигде не светится, а я за ним давно слежу! – закончил свою речь Морозов.
Морозов был хитрым и искусным политиканом, имелся большой опыт его в политических интригах на протяжении работы в партийных ячейках как советского периода, так и в нынешнее время.
Видя надвигающуюся угрозу в виде более сильного соперника рядом и угрожающего его карьере, он всегда работал на предупреждение. Таких людей он старался подставить, замарать его имя или оклеветать его в глазах других людей. Открыто он никогда не действовал, старался при всём этом использовать других людей, а сам старался оставаться как бы ни при чём, в сторонке.
Термин «засланный казачок» он позаимствовал из кинофильма «Неуловимые мстители», снятого режиссёром Эдмондом Кеосаяном в 1967 году. Это выражение сложилось на основе двух фраз из фильма «Засланный у тебя казачок… лазутчик» и «Батьков казачок, а выходит дело – засланный». О неожиданно открывшемся предательстве, измене. Что характеризовало человека как стукача, тайного агента и шпиона, двойного агента.
Морозов был человеком мстительным и злопамятным. Алибеку он не мог простить того, что на прошлогодних выборах в маслихаты и Мажилис он писал плохо о нём на местных и республиканских интернет-ресурсах. Поэтому любыми путями Морозову надо было на предстоящих президентских выборах неугодных ему лиц устранить при помощи дезинформации и клеветы. А такими политическими интригами Морозов владел в совершенстве.
Сисенгали Нигметович на взгляд Морозова был человеком слабохарактерным и ведомым, так что им на его взгляд можно было управлять в свою пользу.
– И что вы предлагаете, Виктор Николаевич? – после некоторого затишья спросил Гизатов.
– Надо его убрать и выгнать из партии! – твёрдо ответил Морозов.
– Я не смогу этого сделать. У него мощная поддержка со стороны руководителя аппарата Серика Уразбаевича и он имеет авторитет среди молодёжного крыла нашей партии. К тому же он лично знаком с Булатом Абиловым, лидером нашей партии.
– А мы его дискредитируем в их глазах!
– Как? – удивлённо спросил Сисенгали Нигметович.
–Настанет удобный случай и момент, а там дело техники! – со злобной ухмылкой на лице проговорил Морозов.
Алибек проснулся рано, хоть и был субботний день, но он по привычке вставал рано утром в 8 часов утра. Редко удавалось спать до 10-11 часов дня, так как он раньше ложился спать, ещё до полуночи. Впереди были два выходных дня и он хотел бы с пользой провести эти выходные. Обычно в тёплое время года – весной и летом он любил с друзьями выезжать за город на природу, ближе к воде. В Уральске у него было несколько таких мест за городом. Одно находилось рядом с новым мостом через реку Урал, которое находилось возле посёлка Меловые горки. Второе находилось в посёлке Коминтерн, где река Чаган впадала в реку Урал. Третье место, где ему нравилось проводить время – это было место возле кафе «Акжол», на трассе республиканского значения Самара – Шымкент, недалеко от посёлка Подстёпное. Все эти места были уединенными и тихими, в отличие от городского парка культуры и отдыха в Уральске, где ему нравилось просто прогуливаться, но не купаться. Ведь в реке Чаган была стоячая вода и летом была с совершенно непроточной водой, сильно «цветущей» к концу лета.
Река Чаган – это правый приток реки Урал, впадающий в него в Уральске. Обычно река Чаган многоводной бывала только в весеннее время,
Рядом с городом проходят три реки. Сам город Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана – река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом – посёлком Деркул.
Так как уже на дворе был конец сентября и было прохладно на улице, выездки на природу уже прекратились. Да и на эти выходные у Алибека были планы пригласить в театр Назгуль.
Алибек надел на себя спортивный костюм, обул в прихожей спортивные кроссовки, вышел из дома для пробежки на улицу. Бег трусцой по выходным помогал ему поддерживать физическую форму в норме. Обычно он пробегался по улице Мира до парка культуры и отдыха, бегал по парку два-три круга и возвращался обратно. Польза бега трусцой для него лично была очень велика. Это был способ не только держать себя в форме, увеличивая свою физическую выносливость, но и возможность иметь крепкое здоровье, преодолевать психологический барьер для себя. Длительный бег развивал выносливость, а также помогал организму обновиться и почувствовать себя гораздо лучше. Вдобавок ко всему во время бега для Алибека была отличная возможность отвлечься от насущных проблем и полностью погрузится в атмосферу спокойствия и равновесия.
Врачи ведь часто заявляют о пользе бега для сердца, ведь пробежка разгоняет кровь, не дает ей застаиваться, в результате чего кровь хорошо циркулирует, заставляя каждую клеточку организма работать.
Алибек в юности активно занимался спортом, а именно рукопашным боем. После того как он поступил в институт, время для занятий спортом становилось всё меньше и меньше, и со временем он начал замечать, что у него появилась одышка и он начал набирать лишний вес. Тем более что у него была работа в последние годы, связанная с тем, что много приходилось сидеть в офисе за рабочим столом. И лишь буквально год назад он начал бегать по утрам в выходные дни, по будням бегать у него получалось изредка, только в летние дни, когда сумерки наступали поздно и световой день длился долго.
Пробежав пару кругов по парку, Алибек не спеша направился по направлению к дому. При выходе из парка, местность вокруг него была почти как за городом. Хоть парк культуры и отдыха находился в центре города, но при выходе из него парк окружали со всех сторон частный жилой сектор с построенными ещё в советскую эпоху одноэтажными кирпичными и деревянными домишками.
Из парка домой Алибек возвращался обычно по улице Железнодорожной мимо Телецентра, на территории которого возвышалась башня в виде огромной антенны из металла, огни на которой загорались когда темнело на улице, и ее было видно почти с любой части города Уральска. Телебашня словно новогодняя ёлка в темноте светила разноцветными огнями как гирлянды. Телецентр заработал в Уральске в 60-е годы прошлого столетия.
Чуть далее Телецентра находилось старое городское кладбище, возле которого Алибек старался не проходить, а поворачивал направо и выходил на улицу Мира, по которой прямиком добирался до дома.
До самого проспекта Достык, начиная от парка культуры и отдыха, в этой части города был расположен частный сектор в виде домиков одноэтажной застройки. И если бы не иногда попадавшие на глаза отстроенные недавно двухэтажные коттеджи, которые посреди этих старых и покосивших от времени домов выглядели чуть ли не дворцами, можно было подумать, что находишься в каком-то удалённом от города посёлке. Так было здесь непривычно тихо и спокойно, хотя до центра города было всего несколько кварталов.
Алибек зашёл домой, переоделся в домашнюю одежду и прилёг на диван, чтобы немного отдохнуть. Лёжа на диване он начал обдумывать, как начать разговор по телефону с Назгуль. Взяв в руки сотовый телефон, он начал искать в телефонной книге ее номер, а затем набрал его. Послышались долгожданные гудки, и Алибек взволнованно стал ждать ответа. После продолжительных гудков наконец-то трубку подняли.
– Назгуль! Здравствуйте! Как вы? – волнуясь спросил он.
– Здравствуйте! Хорошо! А кто это? – удивлённо спросила она.
– Это я, Алибек из партии «Азат», мы вчера с вами познакомились благодаря вашей подруге, – немного смущаясь, ответил Алибек.
– Ааа. Помню, помню! – смеясь, ответила она. – А что уже известны время и дата поездки? – спросила Назгуль с удивлением.
– Нет, нет! – запинаясь, ответил Алибек. – Я просто хотел бы вас пригласить в казахский драмтеатр на спектакль. Как вы на это смотрите?
– Даже и не знаю что ответить вам. Посещать театр я люблю, но вы первый парень, кто меня туда приглашает! – смеясь, ответила она.
– Да вы что?! – с возгласом сказал Алибек. – Неужели я первый?!
– Да, да! – утвердительно ответила она.
В это время Алибек почувствовал себя окрылённым и куда-то ушло волнение от общения с ней, и он почувствовал доверие с ее стороны и не теряя момента решил тут же спросить у неё:
– Назгуль! А вам что больше нравится смотреть, драму или комедию?
– И то, и другое! Ну, для начала я думаю нам стоит посмотреть комедию! Просто я сентиментальна и когда смотрю драму, могу и расплакаться и незнакомый человек может не то понять, – уже грустным голосом ответила Назгуль.
– Всё! Понял вас, Назгуль! Возьму два билета на комедию! – радостно ответил Алибек. – До свидания!
– Пока! – ответила Назгуль.
Алибек, окрылённый встречей и свиданием с Назгуль, вышел из дома и направился пешком в сторону каздрамтеатра по проспекту Достык. На автобусе если ехать от остановки «Юбилейная» до остановки «Облисполком», то это всего было три остановки по прямой. Но Алибек решил прогуляться пешком, тем более свободного времени у него было достаточно.
Дойдя до здания каздрамтеатра и подойдя к афише, Алибек начал просматривать репертуар театра на ближайшие дни, на сегодня и завтра. Так как уже был конец сентября, в репертуаре театра были обозначены премьера исторической эпопеи «Хан Жангир» и драмы «Джут». Так как Назгуль сразу сказала, что хотела бы пойти на комедию, то Алибек решил сходить в рядом стоящий русский драматический театр имени Островского. Подойдя к афише, Алибек жадно впился в репертуар театра на эти выходные, ища глазами комедии на сегодня и завтра. И тут он увидел, что на завтра в воскресенье вечером будет премьера Островского комедия «Правда хорошо, а счастье – лучше», как раз то, что ему надо. Алибек тут же направился к кассе, которая находилась внутри театра, и купил два билета.
Надо сказать отдельно об этом театре. Так драматический театр имени Александра Николаевича Островского был старейший в Казахстане театр, носящий имя великого русского драматурга. Впервые распахнул свой занавес ещё в 1859 году в специально построенном для него здании. Первый театр был деревянный и не сохранился. Второе здание через 10 лет преобразовалось в клубное учреждение – Пушкинский Дом, названный в честь великого поэта в память о его пребывании в Уральске. В 1884 году купец-меценат Макаров Ф. И. построил третье в Уральске театральное здание. Театр купца Макарова получил начальную известность по воспоминаниям Федора Шаляпина, который тоже бывал в Уральске.
В конце 20-х годов прошлого столетия Макаровский театр снесли, а к началу 1940 года Пушкинский Дом реконструировали и он вновь стал театром.
В годы ВОВ на его сцене выступали эвакуированные с тех территорий СССР, на которых шли военные действия – Белорусский драматический театр и Карело-финский театр оперетты.
Совсем недавно два-три года назад была произведена реконструкция в этом театре. Зрительный зал увеличили до 305 мест.
Открытие каждого театрального сезона начиналось пьесой великого Островского и это не случайно. Самой первой пьесой ещё в далеком 1859 году было его представление «Бедность не порок».
Выйдя из театра, Алибек направился по улице Дины Нурпеисовой в сторону центрального рынка. Проходя мимо ТРЦ «Атриум» Алибек вспоминал, что буквально год-полтора на том месте, где стоял торгово-развлекательный центр был расположен Фурмановский сквер, названный в честь улицы Фурманова, проходящей рядом. В этом сквере росли деревья и была детская площадка, а сейчас на этом месте стояло огромное здание ТРЦ «Атриум» с боулинг-центром внутри, ресторанами, кафе, интернет-кафе и ночным клубом, а также отделениями коммерческих банков и салонов сотовой связи.
Впрочем, и улицу Фурманова сейчас переименовали в улицу Курмангазы Сабырбайулы – легендарного казахского народного музыканта, композитора, домбриста и автора кюев и пьес для домбры, который оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры.
В довершении ко всему этому стоит отметить, что бывшую улицу Театральную назвали в честь Дины Нурпеисовой – ученицы Курмангазы, которая тоже являлась уроженкой здешних мест. Теперь улицы Курмангазы и Дины Нурпеисовой пересекались между собой в Уральске, как когда-то их судьбы переплетались между ними.
Алибек дошёл до рынка «Мирлан», накупил себе продуктов на неделю вперёд. Здесь продукты питания были гораздо дешевле чем в магазинах рядом с домом. И ещё ему нравилась рыба всех видов, и только здесь в городе можно было купить свежую рыбу – от карася до красной рыбы. Рыбу он предпочитал есть больше чем мясо и это немудрено, ведь он родом был из рыбной столицы Казахстана Атырау, где даже бешбармак делали из рыбы.
Когда наступили тяжелые 90-е годы прошлого столетия многим атыраусцам рыба помогала выживать и не умереть с голоду круглый год, подаваемая на стол и это не случайно, ведь почти все жители Атырау от мала до велика ловили её в реке Урал. В отличие от мяса, рыба менее калорийна, но в то же время по содержанию белков рыба не уступала мясу. Кроме того, рыба богаче по содержанию витаминов и минеральных солей. Вкусная жареная рыба являлась ценнейшим источником фосфора и легкоусваиваемых протеинов. Помимо фосфора, обеспечивающего крепость зубов и костей, в ней можно было найти и другие ценные микроэлементы, жизненно необходимые для нормального функционирования организма.
Благодаря тому, что соединительная ткань в рыбе занимает лишь незначительную часть, рыба легче переваривается, чем мясо. Морская рыба к тому же содержит йод, без которого невозможно нормальное функционирование щитовидной железы.
В рыбе также много полезных полиненасыщенных жирных кислот Омега 3, которые снижают риск инфаркта.
Алибек любил покупать здесь не только свежую рыбу, но и рыбу всех видов – солёную, копчёную, вяленую и малосольную.
Купив на базаре рыбу, Алибек поехал обратно домой уже на автобусе. Пакеты с продуктами и рыбой были тяжелыми, а пешком домой добираться уже не хотелось.
Придя домой, он тут же начал очищать от чешуи купленного на базаре сазана и так как уже было время ближе к обеду, жарить его на сковороде. Поставив на медленный огонь сковороду, чтобы рыба как следует протушилась, Алибек взяв в руки сотовый телефон, стал набирать номер Назгуль.
– Назгуль! Здравствуйте! – как только подняла она трубку телефона, не дожидаясь ответа, произнёс радостно Алибек.
– Здравствуйте, Алибек! – ответила она.
– Как у вас дела? Как проводите выходные дни? Чем занимаетесь?
– Я убираюсь по дому, помогаю татешке. Стирка, уборка и другие домашние дела. А вы чем занимаетесь?
– А я готовлю рыбу, только что ее буквально купил
– Ооо! Вы умеете готовить? – воскликнула Назгуль.
– Да! – утвердительно ответил Алибек. – Холостяцкая жизнь обязывает! Могу и вас пригласить!
– Ой, нет! Спасибо! – замешкалась Назгуль.
На короткое время возникла пауза в разговоре, которую Алибек создал своим предложением и чтобы выйти из неловкого положения, тут же решил спросить у неё.
– Назгуль! Я ходил в театр и купил два билета на театр! К сожалению, в каздрамтеатре на эти выходные не было комедии, пришлось взять билеты в драматический театр имени Островского. Там как раз завтра будет комедия по его пьесе, – выпалил быстро Алибек.
– А как называется спектакль? – спросила тут же Назгуль.
– «Правда – хорошо, а счастье – лучше».
– Не слышала даже про неё, – немножко с грустью ответила она.
– Тем более хорошо! – взял инициативу в свои руки Алибек. – Завтра вечером в 18:00 начнётся. Где встретимся Назгуль?
– Можно там же возле театра и встретиться, – ответила она недолго думая.
– Хорошо Назгуль! Буду ждать вас там за 10-15 минут до начала спектакля! – радостно воскликнул Алибек. – До свидания!
– До свидания! – ответила Назгуль и положила трубку телефона.
Субботний день прошёл быстро. На утро в воскресенье Алибек начал с утра готовиться к первому свиданию с Назгуль этим вечером.
Прежде всего надо было выбрать из гардероба ту одежду, в которой не стыдно было появится на свидании. Алибек любил повседневно носить одежду свободного стиля – джинсы и футболку, но посчитал, что лучше для свидания подойдёт костюм. Алибек любил одевать строгие костюмы, но предпочитал при этом не надевать галстук. И вместо рубашки под пиджак предпочитал одевать однотонную футболку, используя красивый и добрый стиль «бизнес-кэжуал». Этот способ одевания пиджака показывало окружающим вашу раскованность, смелость в выборе и креативность мышления. И ещё иногда если он и одевал рубашку под пиджак, то расстёгивал верхние пуговицы. Выглядел при этом он по-деловому и в то же время расслаблено. Данный подход как раз больше сегодня подходил для похода на свидание.
Алибек любил одевать костюмы серого цвета повседневно. Говорят, что серый цвет присущ людям, стремящимся к самостоятельности, готовым собственными силами решать свои проблемы. Те, кто носил одежду серого цвета – люди очень собранные и рассудительные. Они часто остаются в стороне от всего происходящего и наблюдают со стороны. Спокойствие и уравновешенность – вот чем можно охарактеризовать серый цвет. Люди, выбирающие в одежде серый цвет, не любят быть в центре внимания. Так же и Алибек, особо не любил светиться, быть у всех на виду, избегал шумные компании.
В том, что на себя одеть вечером на свидание Алибек определился. Надо было ещё сходить в район магазина «Дом быта» в цветочный магазин и купить в цветочном магазине букет живых роз. Почти невозможно найти ни одну нормальную девушку, которой не нравились бы цветы, особенно розы. Для Алибека это была возможность как наилучший способ выразить девушке свою к ней симпатию. Да, были моменты в его жизни, когда он девушке преподносил цветы в конфетно-букетный период, но по прошествии третьего вручения ей живых роз, она ему сказала, чтобы он лучше подарил ей колготки!
Но этот случай был единичным в его жизни и никак не отбил у него желание дарить девушкам живые цветы, особенно при первом свидании.
Время до вечера пролетело быстро, и ближе к пяти вечера Алибек уже выходил из дома. Зайдя в цветочный магазин и купив букет алых роз, он не спеша пешком пошёл по улице Курмангазы в сторону театра.
Улица Курмангазы проходило параллельно главному проспекту города Достык и так же, начинаясь от набережной реки Урал, с юга на север проходила через весь центр города до железнодорожного вокзала, а проспект Достык заканчивался возле путепровода – автомобильного моста в сторону Омеги. В отличие от проспекта Достык, на улице Курмангазы не было расположено исторических зданий прошлого времени. Сразу было видно, что эту улицу прокладывали параллельно главному проспекту в советское время.
В отличие от главной магистрали города проспекта Достык, который был застроен на протяжении от улицы Пугачева до площади Абая преимущественно двухэтажными кирпичными домами, улица Курмангазы была застроена одноэтажными домами из кирпича и кое-где даже из деревянных брусьев, начиная от набережной реки Урал вплоть до улицы Ихсанова. И лишь в районе Зигзаг (остановка Льва Толстого) были построены в 70-е годы прошлого столетия панельные пятиэтажки, а также в районе общежития «Энергетик», рядом с областной больницей было построено само 9-ти этажное общежитие и несколько пятиэтажек. Никаких достопримечательностей в виде архитектурных зданий на этой улице не было. Здание гостиницы «Урал» и то было построено в советское время. И ещё, что отличало эту улицу от проспекта Достык, это то, что она была не так многолюдна, за исключением конечно же района центрального рынка и района магазина «Школьник». То что на этой улице гуляло меньше прохожих сказывалось скорее всего отсутствием административных зданий и офисов за исключением конечно же здания Налогового комитета и областной больницы.
Алибек за полчаса добрался до здания театра и держа в руках букет роз, начал ждать Назгуль возле входа. Алибек был пунктуальным во всём, и даже на приглашение на свадьбу или юбилей, предпочитал приходить в назначенное время. Хотя «казахская пунктуальность» не совместима вовсе с «немецкой педантичностью»: ведь у нас принято приходить на всякие мероприятия на час с опозданием. На этот счёт Алибек часто слышал такие высказывания, как «казахи не опаздывают, они задерживаются» или «самые пунктуальные это немцы, которые приходят в ровно назначенное время и казахи, которые постоянно на один час опаздывают».
Почему непунктуальность становилось нашей отличительной особенностью? Одни считают, что причиной опаздывания в сельской местности является то, что до сих пор в аулах и сёлах пока не придёт скот и не подоят коров, на торжество не идут, и поэтому люди опаздывают. Но сейчас опаздывать принято не только в аулах, а также в городе, где скота не держат вовсе.
Другие считают, что привычка опаздывать это «казахские понты», когда опаздывающие стремятся показать свою значимость и важность перед другими людьми тем, что их ждут и без них не начинают мероприятие. Такие люди опаздывают специально, чтобы их ждали, как дорогих гостей.
Так уж повелось в силу наших культурных особенностей, что большое мероприятие не может начаться без присутствия самого уважаемого гостя. Как бы там не было, но Алибеку не нравилось это. Он сам предпочитал не опаздывать на всякие встречи и мероприятия и требовал того же самого от других. Но он считал простительным лично для девушки опаздывание на свидание не более 10-15 минут, но не на целый час.
Алибек посмотрел на часы в сотовом телефоне, время показывало уже без пяти минут шесть. Людей, заходящих в театр, становилось всё меньше. Зрители усаживались удобно в свои места в зрительном зале. Премьера спектакля как правило начиналась вовремя в театре и Алибек уже начал немножко нервничать. Алибек уже потянулся в карман, чтобы позвонить Назгуль, как увидел ее издалека махающую рукой ему возле здания института АТИСО. На ней был одет легкий осенний плащ голубого цвета, который очень подходил ей по фигуре и лицу, подчеркивая ее стройную фигуру и девичий стан.
– Здравствуйте, Алибек! – первой поприветствовала Назгуль. – Надеюсь, не слишком опоздала?
– Нет, конечно! – улыбнулся в приветствии Алибек. – Но спектакль уже скоро начнётся, Назгуль! Так что нам стоит поторопиться! Это вам! – Алибек вручил Назгуль букет с цветами. – В честь нашего знакомства!
– Ооо! Мои любимые цветы – это розы! – воскликнула Назгуль. – Вы их специально, наверное, подобрали под моё имя? – спросила Назгуль, принюхиваясь к цветам. – Спасибо большое!
– Рад делать приятное такой красивой девушке, как Вы! – с умилением ответил Алибек.
– Ну, нам пора входить уже на спектакль, а то вот та билетёрша возле входа на нас уже посматривает! – улыбнулась Назгуль в ответ и, взяв Алибека за локоть, направилась к входу в театр.
– Верхнюю одежду можете не снимать, – отрывая контрольную полоску на билете, предупредила билетёрша. – В зале немного прохладно.
Назгуль молча, кивнула в ответ и они оба зашли в зрительный зал, где уже все зрители сидели на своих местах и как будто ждали только их. Когда они только уселись на свои места, тут же погасили свет в зале.
Занавес сцены открылся, и на сцене появились две женщины в возрасте в окружении яблок. И это, наверное, не случайно. Ведь первоначальное название этой комедии было «Наливные яблоки».
Алибек всё время, пока длился спектакль, поглядывал украдкой на Назгуль, которая была увлечена просмотром спектакля. Если вкратце описать словами спектакль – то это весёлая и в то же время сентиментальная история о яблоневом саде и правде. Богатая и властная купчиха Мавра хотела выдать свою внучку Поликсену замуж за генерала. Но девушка была влюблена в бедного приказчика Платона, правдолюба. Неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы старая нянька Филицата не привела бы в дом отставного офицера Грознова, в котором купчиха узнала любовь своей молодости. В пьесе присутствовала и юношеская сентиментальность, и многолетняя мудрость, и тонкий юмористический подтекст.
Девушка в итоге остается верна своему избраннику – бедному приказчику, у которого ни гроша за спиной, и всё, что он может предложить ей – это своё большое и чистое сердце. И сама купчиха Мавра Тарасовна в своё время отказавшаяся от счастья ради денег, в конце пьесы всё-таки даёт своё согласие на союз внучки с бедным приказчиком. В итоге справедливость торжествует и молодые готовятся к свадьбе.
Уже при выходе из театра, Алибек обратился к Назгуль:
– Ну как, Назгуль, пьеса вам понравилась?
– Да! В то же время и комедия, и немножко сентиментальна! – ответила с грустью Назгуль.