Книга Учебное пособие по Закону № 44-ФЗ от 01.07.2020 - читать онлайн бесплатно, автор Наиля Мансуровна Володина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Учебное пособие по Закону № 44-ФЗ от 01.07.2020
Учебное пособие по Закону № 44-ФЗ от 01.07.2020
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Учебное пособие по Закону № 44-ФЗ от 01.07.2020

Введение

В качестве методической помощи для заказчиков и участников закупочных процедур разработано учебное пособие для работы в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В таблице использованы следующие сокращения:

Закон – Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

ЕИС – единая информационная система в сфере закупок;

ТРУ – товары, работы, услуги;

ОИК – обеспечение исполнения контракта;

НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;

УО – уполномоченный орган, уполномоченное учреждение;

МЭР РФ – Министерство экономического развития Российской Федерации;

Минфин РФ – Министерство финансов Российской Федерации;

ЕП – единственный поставщик (подрядчик, исполнитель);

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации;

СГОЗ – совокупный годовой объем закупок;

День – календарный день, за исключением случаев, когда срок устанавливается в рабочих днях;

СОНКО – социально-ориентированная некоммерческая организация;

СМП – субъект малого предпринимательства;

РФ – Российская Федерация;

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации;

КМ РТ – Кабинет Министров Республики Татарстан.

Раздел I разъяснения основных положений федерального закона № 44-фз от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

1. Сфера применения закона

Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок ТРУ, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения предусмотренных Законом контрактов;

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

2. Принципы контрактной системы

– открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок;

– обеспечение конкуренции;

– профессионализм заказчиков;

– стимулирование инноваций;

– единство контрактной системы в сфере закупок;

– ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

3. Информационное обеспечение

ЕИС – совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств и включающей:

1) планы-графики;

2) информацию о реализации планов-графиков;

3) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

4) информацию о закупках, предусмотренную Законом, об исполнении контрактов;

5) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

6) единый реестр участников закупок;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации;

12) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

13) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

14) отчеты заказчиков, предусмотренные Законом;

15) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

16) нормативные правовые акты в сфере закупок;

17) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах ТРУ, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен ТРУ;

18) иные информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено Законом, Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе:

1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);

2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;

3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено Законом.

4. Электронный документооборот поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Между участниками контрактной системы в сфере закупок допускается обмен электронными документами, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки.

Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года №N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в ЕИС, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных Законом.

5. Планирование закупок

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В планы-графики включаются:

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23 Закона;

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 Закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 16 Закона.

Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации», которым установлены:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в ЕИС.

Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 Закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 Закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных Правительством:

а) уточнение информации об объекте закупки;

б) исполнение предписания органов контроля, указанных в части 1 статьи 99 Закона;

в) признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся;

г) расторжение контракта;

д) возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые при утверждении плана-графика было невозможно.

Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона – не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта.

Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты необходимо заключать в соответствии с планом-графиком.

6. Обоснование закупок

Обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

7. Нормирование закупок

Нормирование – установление требований к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд:

1) общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок ТРУ для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее – правила нормирования).

В соответствии с правилами нормирования государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с БК РФ наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в ЕИС.

Правовые акты, регулирующие отношения в сфере нормирования:

1. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 «Об общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения».

2. Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения». Письмо Министерства финансов РФ от 23.04.2015 № 02-02-06/23321 «О применении Постановления Правительства России от 20.10.2014 № 1084».

3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

4. Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

5. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».

6. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».

7. Постановление КМ РТ от 28.06.2017 № 442 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Республики Татарстан, органов управления государственными внебюджетными фондами Республики Татарстан и их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений и внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2016 № 242 «Об утверждении Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Татарстан, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

8. Постановление КМ РТ от 28.06.2017 № 443 «Об утверждении Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг, перечней и нормативов количества товаров, работ, услуг, их потребительских свойств и иных характеристик, применяемых при расчете нормативных затрат на обеспечение функций органов государственной власти Республики Татарстан, органов управления государственными внебюджетными фондами Республики Татарстан и их территориальных органов, подведомственных казенных и бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий при закупке ими отдельных видов товаров, работ и услуг».

8. Обязательное общественное обсуждение закупок

Случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок устанавливаются Правительством РФ.

Согласно Правилам проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 года № 835, обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при НМЦК, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Закона без изменения объекта закупки), запроса предложений;

г) путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Закона.

Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

В связи с принятием постановления КМ РТ от 24.03.2015 года № 184 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан» на уровне Республики Татарстан принято решение «не устанавливать региональные особенности, касающиеся порядка и случаев общественного обсуждения закупок».

9. Обоснование нмцк

НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод;

6) иные методы в случае невозможности применения вышеуказанных.

Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации.

МЭР РФ издан приказ от 2 октября 2013 года № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии со статьей 22 Закона цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона, касающиеся применения НМЦК, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом не установлено иное.

10. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами являются:

– конкурсы (открытый конкурс, открытый конкурс в электронной форме, конкурс с ограниченным участием, конкурс с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс, двухэтапный конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);

– аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион);

– запрос котировок, запрос котировок в электронной форме;

– запрос предложений, запрос предложений в электронной форме.

С 1 января 2019 года заказчик обязан проводить только электронные процедуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 44 статьи 112 Закона.

В электронной форме также проводится закупка товара у ЕП на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, в соответствии с требованиями статьи 93 Закона (с 01.10.2020г.).

С учетом особенностей, установленных Законом, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион проводятся в электронной форме (далее – закрытые электронные процедуры).

Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур регламентированы статьей 24.1 Закона. Проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено Законом. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.