11. Совместные конкурсы и аукционы
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же ТРУ такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон.
Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их соответствующими полномочиями либо один из заказчиков.
Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле НМЦК каждого заказчика в общей сумме НМЦК.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 «Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов».
12. Централизованные закупки
В целях централизации закупок создаются УО (государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение).
Закон выделяет 2 вида УО:
1) органы, учреждения, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков. В обязанности таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений не входят функции по:
– обоснованию закупок;
– определению условий контракта;
– определению НМЦК;
– подписанию контракта.
Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
2) органы, учреждения, уполномоченные на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов их исполнение, в том числе прием поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.
УО, на которые возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд субъектов РФ, на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями вправе осуществлять полномочия УО муниципальных образований на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
13. Предоставление преимуществ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
В соответствии с Законом при осуществлении закупок предоставляются преимущества:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (до +15 % к цене контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки). Порядок предоставления преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и перечень ТРУ установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»;
2) организациям инвалидов (до +15 % к цене контракта, но не выше НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки). Порядок предоставления преимущества организациям инвалидов и перечень ТРУ установлен Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта»);
3) СМП;
4) СОНКО.
14. Участие СМП, СОНКО в закупках
Заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 15% СГОЗ.
К СМП относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К СОНКО относятся некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
CГОЗ определяется как общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок по Закону, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в этом году (пункт 16 части 1 статьи 3 Закона). Неправомерно рассчитывать его с учетом денежных средств, фактически затраченных на оплату контрактов в текущем финансовом году (пункт 1 Письма МЭР РФ от 31.12.2014 № Д28и-2898). При определении объема закупок у СМП, СОНКО в СГОЗ не учитываются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 1 части 1.1 статьи 30 Закона);
2) услуг по предоставлению кредитов (пункт 2 части 1.1 статьи 30 Закона);
3) у ЕП в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона (пункт 3 части 1.1 статьи 30 Закона);
4) работ в области использования атомной энергии (пункт 4 части 1.1 статьи 30 Закона);
5) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 5 части 1.1 статьи 30 Закона).
Требование об осуществлении закупок у СМП, СОНКО может быть выполнено двумя способами:
1. Заказчик может ограничить участие в закупке, указав в извещении, что ее участниками могут выступать только указанные субъекты (част 3 статьи 30 Закона). При этом НМЦК не должна превышать двадцать миллионов рублей.
2. Заказчик может установить в извещении об осуществлении закупки требование к участникам, не являющимися СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта таких субъектов в качестве субподрядчиков (соисполнителей) (часть 5 статьи 30 Закона). Условие о привлечении этих субподрядчиков (соисполнителей) должно быть включено в контракт с указанием объема привлечения в процентах от цены контракта (часть 6 статьи 30 Закона).
Примечание: если в закупке победителем становится лицо, являющееся СМП или СОНКО, то к нему не применяется требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП или СОНКО (Письмо МЭР РФ от 28.04.2017 №Д28и-1929).
В Законе не ограничена НМЦК для закупок, в отношении которых заказчиком установлено указанное требование, и объем привлечения СМП, СОНКО. НМЦК в таких случаях может превышать 20 млн руб. Аналогичный вывод содержится в Письме МЭР РФ от 09.12.2014 № Д28и-2740.
Согласно Типовым условиям контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466, объем привлечения СМП, СОНКО не должен быть менее 5 % от цены контракта.
Примечание: согласно письму МЭР РФ от 22.06.2015 № Д28и-1714 в объем привлекаемых к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО можно также включить издержки подрядчика на приобретение у СМП и СОНКО строительных материалов, необходимых, для исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ.
15. Требования к участникам закупки
К участникам закупки заказчик обязан установить следующие единые требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Например, наличие лицензии на осуществление определённого вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
2) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1) участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией;
9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Также заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица.
Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов ТРУ, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов ТРУ, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона.
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
16. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Сумма величин значимости всех критериев, должна составлять сто процентов. При этом величина критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование работ» не должна превышать величину критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085.
17. Правила описания объекта закупки
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке является надлежащим исполнением требований пунктов 1 – 3 части 1 статьи 33 Закона.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ потребностям заказчика. В ней указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее – гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Наиболее распространенные ошибки при описании объекта закупки:
отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;
использование при описании объекта закупки слов «не хуже», «лучше», «аналогично»;
неясность документации в том, является ли установленное заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности в отношении диапазонных значений;
запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;
ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;
использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/»);
слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;
установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСТами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.
Пример: средство чистящее с активным хлором. Массовая концентрация или массовая доля щелочных компонентов не более 75% или 220 г/дм3. Соответствует «ГОСТ 32478-2013 Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования».
Вместе с тем, в соответствии с «ГОСТ 32478-2013 Межгосударственный стандарт. Товары бытовой химии. Общие технические требования» массовая концентрация или массовая доля щелочных компонентов не более 75% или 220 г/дм3;
при описании требований к товарам используются нестандартные единицы измерения значений показателей товаров.
Пример: в техническом задании температура размягчения указана в градусах Кельвина, в то время как в «ГОСТ 32997-2014. Межгосударственный стандарт. Стекло листовое, окрашенное в массе. Общие технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 15.04.2015 № 258-ст температура размягчения указана в градусах Цельсия, что вводит участника закупки в заблуждение;
указание нескольких значений в отношении одной характеристики;
неполное описание объекта закупки, требование от исполнителя изготовления оригинал-макетов, не являющихся предметом контракта;
указание в техническом задании характеристик, подходящих только под конкретный товар;
закупка несуществующего в действительности товара.
18. Контракт
Контракт заключается на объявленных условиях закупки, на условиях заявки, окончательного предложения участника закупки, с которым заключается контракт.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта. Правительством РФ могут быть предусмотрены случаи, когда в контракте указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. Формула цены и максимальное значение цены контракта указывается в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом:
– основная форма ответственности неустойка в виде пени и (или) штрафа;
– пени начисляются за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом. Размер пени определяется Законом (одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, отдельного этапа контракта);
– штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств. Размер штрафа определяется в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042;
– сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Обязательные условия контракта:
– источник финансирования;
– идентификационный код закупки в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона;
– о порядке и сроках оплаты ТРУ, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона (по общему правилу, не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона, то не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке). В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;