Так в 1117 г. Мономах женил своего сына Андрея, на дочери Турк-хана, а Рюрик Ростиславович получил от отца в жены дочь половецкого хана Беглюка.
В 1205 г. Всеволод суздальский сосватал для своего сына Ярослава-дочь половецкого хана Юрия Кончаковича…
Таким образом, как бы Суздальская земля была совершенно закрыта от половецких набегов…
«На примере Игоря Святославовича видно, как радушно держали половецкие ханы русских князей в своих кочевьях.
Заметим, что Игорь был пленник. Они для безопасности только окружили его почетной стражей из 20 человек, в числе которых было 5 из высшего сословия, но эта стража беспрекословно исполняла все приказания Игоря.
Ему позволялось иметь при себе 5 или 6 русских слуг. С ними и своей стражей он ездил свободно куда хотел, тешась охотой. Ему разрешено было иметь при себе священника со всем необходимым для службы.
Тем больше радушия и гостеприимства должны были оказывать Половцы князьям, являвшимся к ним добровольно…
Уже из того обстоятельства, что Половцы были в родственных связях со всеми почти княжескими родами Руси, можно видеть, что в истории Русской земли они играют роль СИЛЫ УРАВНОВЕШИВАЮЩЕЙ, которая не дает возможность вполне восторжествовать какому ни будь одному стремлению, проводимому какой-либо из княжеских семей.
Такова в действительности и была роль кочевников в политических событиях Древней Руси…
Ну а закачивает П. Глубоковский свою книгу разделом о жини и быте половцев:
Кочевники у себя
«Мы видим, что народ печенежский распадается на несколько колен, над которыми стоял князь. Константин Багрянородный называет нам таких 8 колен, их которых каждый делился на 40 частей.
Но в 11 веке мы видим, что Печенеги распадался уже на 13 колен…
Это же деление мы находим и у Половцев.
Историки насчитали 11 таких колен у половцев. Их названия постоянно менялись вместе с князем.
После смерти князя власть получают их двоюродные братья, потому что у них (печенегов) издревле имеет силу такой закон и обычай- не передавать достоинство сыновьям или братьям!
Чтобы князья довольствовались властью при жизни, а избирать детей их дядей или двоюродных братьев., чтобы власть не навсегда оставалась в одном роде, но почесть передавать и боковым линиям, их чужого же рода никто в это не входит и не делается князем….
Постоянная войны с соседями, борьба дома, делала кочевника с малолетства лихим воином! Византийские авторы писали:
«Кочевник как бы родился на лошади. Лошадь возит тюрка на войну и кормит его.
Она приучена к разным неожиданным движениям…
С криком и воем бросались тюрки в атаку.
Регулярная неприятельская конница двигается на них.
Тюрки точась поворачивать конец, несутся назад, осыпая стрелами неприятеля.
Неприятель расстроивший погоней свои ряды, продолжает их преследование.
Вдруг с боков и с тыла бросаются свежие отряды тюрков и сабли и арканы свистят над шеями неприятелей.
Засада готовилась заранее. Иногда она состояла из двух отрядов расположен по обеим сторонам дороги по которой и заманивали кожевники своих неприятелей.
Все приходило в смятение, все сбивалось в мяч, кк выражается наша летопись.
Кочевники имели свой особый строй.
Наученные не из книг, а по обычаям своих отцов, они сзади первого строя ставили резервы. Первый строй состоял из отрядов, построенных клиньями. Между ними ставились телеги, занятые женами и детьми
Когда сражение не удавалось или перед тюрками была большая неприятельская сила, которую они не надеялись одолеть, они устраивали подвижные укрепления.
Они ставили в круг свои теологи, прокрывали их бычьими шкурами, сажали в них жен и детей и потом отбывали приступы.
Трудно было разбить эти преграды, страшных потерь стоило рабзить телеги и проникнуть в середину этого оригинального укрепления….
Вооружение степняка состояло из лука, колчана стрел, висящего на плече, сабли и аркана. Некоторые половцы употребляли и копья.
Луком они владели превосходно, убивая любую птицу на лету.
Еще в 10 веке Печенеги, а затем и Половцы были посредниками в торговле с Греками с Русью, Хазарией и Хихией.
Вообще-то быт в жизни кочевников был неприхотлив.
Главным образом его пища состояла из мяса, молока, проса.
Сделав удачный набег, нагрузив добычу на лошадь, степняк возвращался в свою ставку т и праздновал удачу предприятия.
В этом случае первое место занимал- кумыс. Любили кочевники выпить и кумыс действовал на них опьяняюще.
Пили огни кумыс, раздавались это время их незамысловатые муз. Инструменты и пелись песни прославляющие их героев, их знаменитых ханов.
И сильно действовали эти песни на тюрков, возбуждали его на новые подвиги, воспламеняли его любовью к свободным безграничным степям….
..Постоянные вонные предприятия, а вместе с ними и опасности, заставляют искать себе верных друзей. Для взаимной помощи заключалось побратимство.
Оно заключалось не только среди степняков, но вероятно побратимами являлись степняк и иностранец, какой-нибудь гость, бравший себе проводников из Половцев.
Особенно часто должны были случатся побратимства между Половцами и Русскими.
Вот как совершался самый обряд заключения побратимства.
Половец прокалывал себе палец иглой и выступавшую кровь дает сосать тому, кого он избирает себе в постоянные спутники и друзья., после чего сосавший кровь товарища становится для него какбы собственной его кровью и телом.
Иногда применяли и другой обряд. Желающие вступить в побратимство наполняли напитков медный сосуд, имеющий подобия человеческого лица, пили из него оба, собирающийся в путь и его спутник, и после этого уже и никогда не изменили друг другу.
В конце 12 и особенно в началеи13 веков отношения между Русскими и Половцами принимают более-менее мирный характер. Борьба продолжается, но количество набегов становится меньше и перевес в этой борьбе переходит на сторону Руси. Культурное влияние соседей делало свое дело.
Среди половецких степей чувствуется какой лито переворот в самом политическом строе.
Нашествие Татар и выселение половецкого народа.
В то время, когда Русь и Половцы боролись между собой, роднились и грабили друг друга, далеко в степях Азии собиралась гроза, которая должна была бы сокрушить силы обоих народов.
Поработить на некотрое время Русь и стереть с лица земли тия Половцев.
Во второй половине 11 века среди монгольских племен явился человек, сумевший уничтожить их разрозненность, двинувший массы кочевников на завоевания. Это былд известный Темучин принявший потом на себя имя Чингиз. Когда сделался ханом…
А тдалее П. Голубовский описывает нам причины по котрым татаро-монголы преследловали Половцев. И тут дело в том, что половецкое наемное воско служило и у султана Хорезма, и печенежская элита тоже породнилась с султаном женив своих сыновей на его дочерях.
А когд на Хорезм надвинулись монголы то султан Джелал-Эддин послал к себе на помощь наших кочевников.
За этот то собюз и пресдледловали Монголы половцев.
После падения Хорезма Половцы заключили собх з кавказскими аланами. И тут монголы путем дипломатических усилий хотели разорвать этот союз и в дествительноти монголы планировали завоевать оба наорода. Поэтому подговорив половцев разовать собз с Аланами и разбив Аланов монголы уже напали и на смаых Половцев!
После первой битвы монголы потеснили пололвцев и остались змовать на их территории и вот тогла половцы под руководством заня Котяна бросились искать помощи и защиты в Древней Руси.
Татарские послы заявили в Киеве, что мод монголы сегодня нас изрубили, а завтра вас изрубят.
Но и Татары со своей стороны прислали к русским князьям предложение оставить Половцев на произволд судьбы.
Однако русските не согласились и вступили в бой в 1223 г.. Однако сражение на р.Калкебыло корайне неудачным для Русичей
Впродолжение нескольких лет по ом ничего небыло слыщно о Татарах. Все начинало идти по-прежнему….
Но в 1237 г. начался разгром Русской земли. Громить ее уже явился не один отдельный татарский отряд, а огромные силы под начальством Батыя. А разорив Северную Русь Монголо-Татары запалили и степи порловецкие
Началась последняя борьба Половецкого нароолда за свою свободу. Один из половецких князей Бачман, долго беспокоил монголов своими нападениями.
Но силы были неравные и Половцев оттеснили в пределы Византийской империи в Болгарию. Потом часть Половцев мигрировала в Венгрию, а очевидно самая боеспособная добралась до Египта и там стала гвардией у египетского султана т.е. половцы стали служить наемными войсками в египетских султанов.
Половцы в Венгрии
Конспект книги П. Голубовского «Половцы в Венгрии» книга издана в 1889 г. в Москве.
Однако не смотря на давность своего появления она по сути является первым и единственным научным трудом, изданным на русском языке о сошествии с мировой исторической сцены половецкого народа.
А трагизм этой истории заключается еще в том, что половцы вытеснили их южнорусских степей печенегов, те же отступая на запад вытеснили туда в район Панонии – венгров.
А затем, когда венгры сумели укрепится, создать сильное христианское государство то те же кочевые народы печенеги, разбитые греками, а затем и половцы, разбитые и преследуемые татарами из завоевателей и гонителей венгров, превратились с просителей политичного убежища у венгров. для сбережения от полного уничтожения остатков своего народа…
И им это удавалось сделать на протяжении трех веков. Однако в дальнейшем половцы были окончательно ассимилированы венграми и растворились в венгерском национальном «плавильном котле»!
Сам же П. Голубовкий так начинает свою книгу так?
«Столкновения Венгров с Половцами или как их называют венгерские источники с Куманами началось конечно раньше их поселения в Венгрии.
Первое упоминание о набеге их в пределы этого государства мы находим у венгерского питстеля Туроца.
Тогда Половцы через узкий проход Мезес, ведущий из Трансильвании в Венгрию ворвались в провинцию Нур, разорили ее до г. Бигора, захватили в полон множество мужчин и женщин, забрали огромное количество скота.
Но вот на обратном пути они были разбиты королем Ладиславом.
Второе вторжение половцев в Венгрию состоялось в 1091 г. и опять половцы были отбыты, а взятых в плен половцев король окрестил в христиан и оставил в своем подчинении, поселив на своей территории.
Но настало такое время, что половцы теснимых с Востока татаро-монголами стали сами и уже добровольно просится в подданство к венгерским королям!
Так король Стефан II принял несколько орд половцев во главе с ханом Татаром в 1124 г., а в 1223 г. уде к королю Гейзе обратились половцы с просьбой политического убежища. Это были остатки половецких орд, разбитых в 1223 г. после битвы на р.Калке.
Процесс этот стал массовым уже в 1237 г. когда в Венгрию прибыл с остатками своей орды сам хан Котян!
Он сообщал королю. Беле IV что долго боролся с татарами, но наконец потерпел от них поражение и теперь просит позволения переселится в пределы Венгрии, он готов признать над собой королевскую власть и прейти в Венгрию со всеми своими родственниками и друзьями…
Так в Венгрию приселись остатки некогда знаменитых половецких орд общим число 40 000 человек!
Переселившиеся половецкие орды были расселены на границах Венгрии с Польшей. Галицкой Русью и Австрией и использовались венгерскими королями как пограничная стража и передовых разведывательно-диверсионных отрядов.
Прошло время. Половцы обжились в Венгрии и попытались пробиться к верховному правлению.
Благо что и сам венгерский король благоволил к Половцам и сам частично даже перенял половецкие нравы и обычаи!
Все это не понравилось ни коренным венграм и руководству риской католической церкви.
И вот тогда начался процесс ассимиляции половцев. В первую очередь через их массовое
крещение и наделения из зем. наделами с целью прекращения кочевого образа жизни.
Процесс происходил очень сложно, долго и кроваво. Ибо в конце концов половецкие ханы составили в отношении короля Лалислава заговор, и он был убит.
Эта смерть уже позволила самим верграм приступить к активной фазе ассимиляции половцев.
Причем все было оформлено документально путем издания особой Конституции короля Ладислава для Половцев, что случилось в 1278 г.
И вот как эту ситуацию с ассимиляцией венгров описывает П.Голубовский
«Из дошедших до нас документов видно, что бароны Венгрии были едва ли не главной пружиной в этой междоусобной войне.
Обвинения против короля, приведенные Рогерием, показывают, что переселение Котягнаь в Венгрию, …лишь усилило натянутость отношений между королем и аристократией. Вместе с этим, конечно росло значение Половцев.
Они быстро завоевали себе видное место и наследника престола. Стеван Пятый женился на одной из дочерей половецкого хана Котяна.
Половцы окончательно оттесняют вергерских вельмож от двора и участвуют в решении государственных дел, состоят ближайшими советниками короля.
Но возвышение Котяна породнившегося с королевским домом, погубило его. Он был обвинен в измене, св сговоре с Татарами и Русскими.
Король, испугавшись поднявшегося восстания собрал совет из духовенства и баронов у Буды.
Они решили, как и надо было ожидать, посадить Котяна с женой, с сыновьями и дочерями в тюрьму. Половецкий хан хотел видеть самого короля и лично оправдаться в возводимых на него обвинениях, но его допустили до объяснения. Народ желал его смерти!
Венгры, Немцы ворвались в тюрьму и после упорной самозащиты со стороны Половцев, схватили всю семью князя, тотчас отрубили им головы и выбросили их через окошко народу!
Жестоко отомстили половцы за смерть Котяна.
Они массой стали опустошать деревни, наголову разбили высланные против них войска, затем разорили Мархзию и разрушили многие города.
Убивая они всякому говорили «это тебе за Котяна»!
А отомстившись ушли в пределы Болгарии.
Но ушли не все половцы и тогда король приказал изгнать всех половцев, не принявших христианство.
Однако половцев не хотели принимать христианство и вели себя как обычная азиатская орда при вторжении на чужие территории.
Затем король Бела IV умирает и власть переходит к королю Стефану, а затем к королю Ладиславу IV который был сыном половчанки Елизаветы, дочери хана Контяна!
И тут для половцев вновь как бы настали хорошие времена, и они вновь усилили свое влияние на венгров и их короля!
Так и родилась на крови выше упоминавшая Конституция 1279 г. о правах и обязанностях половцев в венгерском королевстве. И вот с этого момента начитался основной процесс половецкой ассимиляции. Половцы получают земли не отдельно, а в соседстве с венгерскими помещиками и баронами.
Половца под страхом смерти запрещено вторгаться в чужие владения и вообще претендовать на чужое имущество.
Получившие же землю половцы становились обязанными выполнять военную службу в регулярно венгерской армии!
Был для половцев создан и особый суд и адаптировано к ним и уже сложившееся на то время венгерское законодательство.
У половцев были отобраны из собственности все крепостные-рабы из числа христиан!
Для крестьян обрабатывавших землю половцев было закреплено право перехода от одного помещика к другому!
После принятия Конституции по половцам на местах проживания половцев были направлены спец. Комиссии для приведения и положения дел согласно нормам Конституции.
Но в то же время половцы по этой Конституции сравнивались во всех правах и преимуществах с остальными венграми!
И так медленно и зачастую через отрытое вооруженное сопротивление как были в битве с половцами в 1282 г. венгры постепенно обуздали половецкую орду и как теперь пишут привели половцев « в правовое поле»!
Но вот далее процесс ассимиляции половцев был прерван, ибо в 1285 г. в Венгрию вторглись воска татаро-монгол и половцы тут же перешли на их- сторону и уже совместно с ними разорили всю страну до г. Пешта!
Ну и закончилась истории последней битва венгров с половцами только в 1290 г. когда половецкими ханами был убит король Лалислав IV.
Окончательно же христианская вера и венгерские законы среди половцев утвердись к 140 года, ибо именно с этого времени половцы обратились в оседлых земледельцев.
Далее они стали менять свои племенные имена и фамилии, на венгерские и христианские имена.
Далее мало по малу стал забываться и сам половецкий язык.
А последний половец, знавший половецкий язык был некто Стефан Варро, и умер он в 1770 году.
От него остался только письменная молитва Господня «Отче наш»
записана на половецком языке. Так же от половецкого языка в венгерских док. анналах сохранись несколько выражений, коротких приветствий и просьб!
И далее процесс ассимиляции только ускорялся.
Так по прописи 1828 г. в двух районах Венгрии Вернем и Нижнем Команах проживало 32 624 и 41.346 потомков половцев, которые совершенно забыли свой родной язык и говорили только по-венгерски
Так половцы и были окончательно ассимилированы венграми…
На этом я заканчиваю цитирование трудов проф. П. Голубовского и перехожу к работаем еще одного дореволюционного россикого историка-Веселовского
Но вначале я хочу познакомить с биографией этого увы забытого в РФ историка:
Василий Григорьевич Васильевский (21 января [2 февраля] 1838, село Ильинское, Любимский уезд, Ярославская губерния – 13 [25] мая 1899, Флоренция) – российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник.
Источник данных о фото В.Васильевского)https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильевский, _Василий_Григорьевич#/media/Файл:VasilyVasilievsky.jpg
Биография
Родился 21 января (2 февраля) 1838 года в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте.
До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене – Адольфа Шмидта.
По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка».
Испытывая сильную материальную нужду, он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 сентября) и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем – учителя истории в Виленской.
Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны – результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874).
Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории.
Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Из этих трудов, в качестве важнейших, следует отметить опубликованные в «Журнале Министерства народного просвещения»:
Законодательство иконоборцев. – 1878.
Материалы для внутренней истории Византийского государства. – 1879—1880.
Советы и рассказы византийского боярина XI века. – 1881 (см. Советы Кекавмена).
Византия и печенеги. – 1872.
Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веках. – 1874—1875.
Русско-византийские отрывки. – 1875—1876.
Житие Георгия Амастридского. – 1878.
Житие св. Стефана Сурожского.
Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890).
В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876).
В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов.
С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения.
Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори[
Ну, а теперь открываем его труд о печенегах и внимательно читаем, удерживая в уме все прежнюю вам уже известную. Информацию о печенегах.
Византия и печенеги (1048—1094) (Труды В. Г. Васильевского. Том I. СПб., 1908 г.
http://annales.info/byzant/vasiljevsk/1_01.htm
Половцы или Куманы наследовали в XII веке имя Скифов, которое в XI веке исключительно принадлежало Печенегам. /120/ Все то, что Феофилакт Болгарский говорил о Скифах XI столетия, все это Евстафий Солунский мог сказать о Скифах XII века.
«Это народ, не имеющий прочного постоянного пребывания, не знающий оседлой жизни и потому не гражданственный.
Всякою землей он стремится завладеть, но ни одной не может заселить, и посему – это народ многоблуждающий (πολυπλάνητον). Это летучие люди, и поэтому их нельзя поймать. Они не имеют ни городов, ни сел, оттого за ними следует зверство (τὸ θηριῶδες). Не таковы даже коршуны, плотоядный род и всем ненавистный; таковы разве грифы, которых благодетельная природа удалила в места необитаемые, точно так, как и Скифов. [6]
Волчьи обычаи воспитали таких людей: дерзкий и прожорливый, волк легко обращается в бегство, когда появится что-нибудь страшное. Точно таков и народ скифский; если он встретит мужественное сопротивление, он озирается назад и обращается в бегство. В одно и то же время он близок и уже далеко отступил. Его еще не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз».5)
В обеих характеристиках, в сущности, конечно, правдивых, не мало византийской риторики. Не лишнее, поэтому, познакомиться с более точными замечаниями о быте этих народов менее притязательного в литературном отношении еврейского путешественника.
Рабби Петахия видел Половцев во время своего путешествия из Регенсбурга в Азию через Польшу, Киевскую Русь, Крым и т. д. около 1170 года. То, что он говорит о Половцах (жителях страны Кедар), во многом относится и к Печенегам, единоплеменным с ними.
«Они (Половцы) не имеют кораблей, но сшивают вместе десять растянутых лошадиных кож и веревку, которая прикрепляется по краям кругом; они садятся на кожи, помещая тут же свои телеги и весь багаж.
Потом они привязывают веревку на краю кож к хвостам своих лошадей, которых пускают вплавь, и таким образом переправляются на другой берег». Византийский писатель, который также говорит об этом способе скифской переправы, замечает, что кожаные /121/ мешки, наполненные соломою, были всегда так хорошо сшиты, что в них не проникала ни малейшая капля воды.6)
«Хлеба не употребляют в пищу в земле Кедар, но едят рис и просо, сваренное в молоке, а также молоко и сыр. Они кладут, сверх того, куски мяса под седло лошади, на которой едут, и потом гонят ее, пока она не вспотеет.
Мясо делается теплым, и они едят его». «Печенеги и Куманы – [7] это народ нечистый, который употребляет почти сырое мясо вместо пищи и кобылье молоко вместо питья, который ест кошек и всякую нечистоту» – говорят западные источники, почти с таким же чувством брезгливости и отвращения, какое выражается на страницах нашей первоначальной летописи.7)
«В земле Кедар можно путешествовать только под охраною (under escort). Вот способ, которым сыны Кедара заключают взаимное обязательство верности.
Путешественник прокалывает иглой свой палец и приглашает предполагаемого спутника сосать кровь израненного пальца.
Он делается таким образом, как бы одной плоти и крови со своим спутником. Есть еще другой способ брать клятву. Медный сосуд, имеющий форму человеческого лица, наполняется молоком; путешественник и его спутник пьют из него и после этого никогда не бывает измены.
«Куманы не имеют общего властителя (king), но только князей и благородные фамилии. Они живут в палатках, чрезвычайно дальнозорки, обладая прекрасными глазами, потому что они не едят соли и употребляют известные растения. Они – отличные стрелки из лука и убивают птиц на лету. Они замечают и узнают предметы более чем на один день расстояния».