Введение
В наше время многие предприятия испытывают трудности, связанные с невозможностью реализовать продукцию, которую они изготавливают. Ссылаются на то, что «на дворе – кризис» и у людей нет денег для приобретения товаров. Однако, тем не менее, люди приобретают, в том числе, и дорогие товары. Но, только те, которые им нравятся, которые кажутся им добротными, красивыми, практичными. Поэтому, если предприятие при изготовлении товаров ориентируется на потребности покупателя, то, оно не испытывает каких-либо трудностей. Реально – причина спада покупательского спроса – в отношении людей, работающих на предприятии, к своим обязанностям, в отношении руководителей к сотрудникам, в низком уровне развития руководителей отдельных подразделений, в нацеленности всех руководителей на удовлетворение своих личных, материальных, потребностей. На реализацию этой цели они ориентируют и своих сотрудников. Если понять, что человек – это неделимая целостность материального, энергетического, информационного (как души) и духовности (как проявления заботы о «других»), то, станет ясно, что, стремясь к реализации только своих личных, материальных потребностей, сотрудники предприятия живут в «расколотом» состоянии. Тем самым, они способствуют развитию у себя невроза, ведут и себя, и предприятие к гибели. Всё дело – именно в сотрудниках, которые в заботе о реализации своих материальных потребностей, готовы уничтожать всё, что мешает им этого достигать. Стремясь к выполнению плана, которое гарантированно обеспечит им получение материальной прибыли, не видя другого смысла в своей работе, многие рабочие допускают ошибки, что приводит к браку. Многие допускают брак, когда торопятся, стремятся быстрее закончить изготовление деталей. Для устранения брака предприятию приходится содержать целую бригаду рабочих. Для проверки качества исполнения своих обязанностей рабочими, предприятие, как правило, содержит огромный штат сотрудников. И все эти проблемы – результат ориентации и руководителей, и рабочих, и других сотрудников на получение материальной прибыли. На эту же цель ориентировано и предприятие, в целом. Ориентация на приобретение материальной прибыли для себя лично разобщает людей, порождает в среде сотрудников зависть. Сплетни являются основным методом взаимодействия людей. На таком предприятии не сформирован коллектив людей, которые сопереживали бы, старались помочь друг другу, задумывались бы над тем, что их изделиями будут пользоваться другие люди, которые должны быть довольны приобретённым товаром. Руководители отдельных подразделений не подготовлены к работе по формированию коллективных отношений, у многих руководителей даже нет в перечне должностных обязанностей этой функции, да и они сами не считают это необходимым. В коллективе, где люди объединены единой целью, предполагающей заботу о «других» (покупателях, своих товарищах), не может быть попустительского отношения к своей работе, не может быть зависти, подсиживания, сплетен. Многие руководители не понимают, что именно их неумение руководить и привело предприятие к тому положению, в котором оно в настоящее время находится. Ищут другие, внешние причины. Анализ материалов, полученных в исследованиях, проведённых на различных предприятиях, показал, что отношение к рабочим у руководителей пренебрежительное, порою – презрительное. Рабочие вынуждены терпеть такое положение дел, хотя, безусловно, не испытывают уважения к своим руководителям. Многие руководители не готовы на высоком профессиональном уровне выполнять свои должностные обязанности, чем вызывают ещё большее неуважение к себе у своих подчинённых. Уровень развития многих руководителей весьма низкий – слабо развито внимание, память, мышление, отсутствует умение осуществлять анализ возникающих на предприятии ситуаций. Многие руководители пытаются скрыть от вышестоящего руководства истинное положение дел, используют ложь, подсиживание друг друга, пытаются «свалить» вину за возникновение той или иной ситуации на других, безответственны, не трудолюбивы. Безусловно, многие руководители не имеют права находиться на должностях, которые реально занимают. Руководители – это люди, которые должны обеспечивать успех всем своим сотрудникам и предприятию, в целом. Если они реально не могут этого делать, то, предприятие, безусловно, закономерно, должно погибнуть.
Чтобы вывести предприятие из того положения, в котором оно находится, необходимо подобрать такой состав работников, которые могут, в состоянии добросовестно исполнять взятые на себя (по должности) обязательства. Для этого необходимо осуществить диагностику всех сотрудников, определить их адекватность занимаемой должности и предложить уйти с предприятия тем, кто не может быть средством реализации целей предприятия.
Любая система, чтобы жить, должна быть поставлена на солидную концептуальную основу. Анализ полученной в исследованиях информации, позволяет утверждать, что все предприятия построены на диалектической методологии, в которой все части единой системы разделены и отделены друг от друга, и главное, на что направляет всю свою энергию и знания система – это получение материального. Предприятие не может развиваться, если построено на стремлении «иметь как можно больше материальной прибыли». Как мы показали выше, выделение из целостной структуры любой системы материального начала и построение всей деятельности системы, как направленной на реализацию этой цели, закономерно, должно привести к гибели системы. Система, чтобы продолжать жить, должна сохранять целостной свою структуру: материальное, энергетическое, информационное начало плюс забота о «других». Именно «другие» обеспечивают систему, как средства, и энергией, и информацией, и материальными ценностями. Поэтому, если система будет иметь цель: забота о «других», то, тем самым, сама себе обеспечит высокий уровень удовлетворённости всех своих потребностей, в том числе, и материальных. Многие предприятия, озвучивают своё стремление развиваться. Но, говорить о развитии и реально развиваться – это разные вещи. Чтобы поставить предприятия на ПУТЬ РАЗВИТИЯ, необходимо опираться в своей деятельности на солидную концепцию. Такой концепцией является «Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития», которая апробирована нами в различных сферах человеческой жизни. Результаты применения знаний о сущности, механизмах, путях и средствах развития личности, а, также, организации образования, как одной из основных сфер жизнедеятельности людей, изложены нами в книгах, опубликованных в издательстве «Другое Решение». Мы применили теорию всеобъемлющего развития к организации деятельности одного из предприятий республики. Результаты нашей деятельности по разработке концепции развития предприятия изложены в данной книге, которую мы предлагаем для изучения и применения руководителям предприятий, а также руководителям проектов – сотрудникам предприятий, ответственным за подбор путей и средств оптимизации деятельности предприятий.
Глава 1. Теоретическое обоснование построения предприятия, как развивающейся системы. «Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития» – концептуальная основа построения предприятия, как развивающейся системы.
Люди все привыкли делить на части. И изучать, и рассматривать все по отдельности. Подход, который мы предлагаем – принципиально другой. Может показаться, что это – невозможно – разом, одним взглядом охватить весь мир – с самого начала его возникновения и до наших дней, мало того – суметь предвидеть, как он будет развиваться дальше. Однако, все возможно – именно потому, что человек рожден, как потенциально «высший разум и высший дух». Об этой своей потенциальной возможности люди часто забывают, именно потому, что забывают, что они – не сами по себе, а рождены Творцом. Не по своей воле появились на земле, а по воле Жизни, которая имела определенные цели, создавая человека, как новую форму Жизни. При этом, возникает необходимость понять, что такое бытие, что такое Жизнь.
Жизнь рассматривают, как биологическое (материальное) начало. В последнее время стали вносить в это понятие информационный аспект, хотя, о том, что «Без разума не может быть материи – без материи нет разума», – говорил еще Гете. Жизнь – это движение, изменение материи и разума. Жизнь состоит из отдельных форм, которые неразрывно связаны друг с другом. Целостность материи, энергии и информации всех, вместе взятых, форм Жизни, и есть Жизнь (Творец, Сущий, Свет). Именно, за счет целостности всех форм Жизни, она продолжает совершенствоваться, изменяться, развиваться.
Употребляя понятие «форма Жизни», мы вкладываем в это понятие все: и информацию, и сущность, и материю, и энергию, и неделимую целостность с «другими» формами Жизни. При этом, как форму Жизни, мы рассматриваем любое явление, любую систему, в том числе и человека, и считаем, что любая материя (она – не материя на самом деле, а неделимая материально – энергетически – информационная целостность с другими формами Жизни) – живая. Просто, уровень, степень, этап, на котором находится та или иная форма Жизни, как процесс развития – разные.
Чтобы понять, как достигается целостность Жизни, и как осуществляется процесс усложнения отдельных форм Жизни и Жизни, в целом, необходимо Жизнь рассмотреть, как ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ. Еще ученые древности понимали, что «человек вызван к жизни изначальной силой, которую он воспринимает как неиссякаемую потребность своего бытия и которая есть желание жить» (Фукидид, V в. До н.э.). Если внимательно вчитаться в эту фразу, то, можно будет понять, что автор рассматривает человека, как порождение некоей силы, которую человек воспринимает, как потребность (именно этой силы) бытия человека. Но, которая, одновременно, является и желанием (потребностью) самого человека жить. То есть, автор понимал, что человек – не сам по себе, а является порождением некоей силы, которой он принадлежит, и сам же ею является. Это – очень глубокая мысль, которая не нашла своего развития ни во времена Фукидида, ни позже.
Проблемой целостности человека с Творцом не занимались ни раньше, на заре становления науки (V11 – V1 вв. до н.э.), ни сейчас. Мало того, именно потому и отделились от религии, Бога, Творца, и создали науку, чтобы понять, что есть человек, независимо от библейских знаний. Хотя, до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Проблемой потребностей стали заниматься ученые, когда от философии отделилась психология. В жизни человека потребностям придается ведущее значение, однако, до сих пор не создана теория потребностей. Ученые не понимают, откуда у человека берутся потребности, нет единого подхода в понимании потребностей, разные авторы дают разное определение потребности, списки потребностей, составленные разными авторами, отличаются друг от друга, до сих пор нет описания потребностей, не понята связь потребностей и мотивов и т. Д. Такое положение имеет место потому, что делают попытку выделить потребности из «набора» других психических функций личности. Все попытки понять целого человека в отдельности от Творца, его создавшего, не могут увенчаться успехом. Тем более, неверен подход, предполагающий изучение отдельно взятой психической функции человека.
Разные авторы в понятие «потребность» вкладывают разное содержание, но, тем не менее, все они понимают «потребности», как нужду человека, личности, организма в чем-то, находящемся вне самого человека. То есть, потребности человека – это определённое отношение человека к чему-то, находящемуся вне его. Именно к тому, что находится вне его, человек и стремится. Предметы, к которым стремится человек, могут быть разными. И люди отличаются друг от друга именно тем, к каким предметам они стремятся. Одним людям нужны деньги, другим – положительные переживания, третьим – знания, четвёртым – различные предметы домашнего обихода.
В психологии существуют понятия «человек» и «личность». Отличаются эти люди своей сущностью: для «человека» смыслом жизни является приобретение для себя лично предметов, ценностей. «Личность» смыслом жизни имеет приобретение знаний, чтобы наилучшим образом уметь удовлетворить различные потребности «других», выполнять дела для «других».
Человека можно назвать «потребностью иметь», а личность – «потребностью быть». Человек, который смыслом жизни имеет приобретение (главным образом, материального), сам себе сокращает возможности жизни. Личность же, смыслом жизни которой является быть, то есть, жить, изменяться, двигаться, развиваться, делает свою жизнь разнообразной, счастливой. Самое большое счастье для человека – это быть нужным, востребованным «другими». Это и есть проявление любви к человеку «других», а стремление человека заботиться о «других» и есть проявление его любви к «другим». Чем больше человек отдаёт, тем больше любви от «других» он получает. Человек не может жить без любви. Но, любовь ему дают «другие», и заслужить её можно, только отдавая «другим» свои знания, дела. Это – не любовь, когда человека «любят» только тогда и за то, что он даёт «другим» деньги и другие материальные ценности. Как только у человека не будет денег, так и не будет рядом людей, которые его «любят». Деньги могут заканчиваться, а знания и дела имеют тенденцию только накапливаться.
Потребность – развивающийся феномен. И человек, как потребность – тоже – процесс развития. Схематично процесс развития потребности можно обозначить следующим образом: напряжение (Хаос) – осознание – постановка цели – поиск средств – овладение средствами – реальный процесс удовлетворения потребности – идеал. Как видно из схемы, начинается процесс развития (удовлетворения) потребности с Хаоса, «неразберихи», напряжения. Это – первый этап развития потребности, который завершается осознанием сущности потребности. Осознанная потребность (на втором этапе развития) начинает развиваться, как процесс и начинается это развитие с Хаоса, напряжения, в которое «впадает» осознанная потребность. От этапа «осознание» до этапа «постановка цели» осуществляется более углубленное осознание сущности потребности, что позволяет развивающейся потребности (к концу второго этапа) сформулировать цель, которую потребность предполагает реализовать. На протяжении третьего этапа, который – тоже процесс, начинающийся с «напряжения» и завершающийся «идеалом», осуществляется уточнение, более глубокое осознание, окончательное формулирование цели, к реализации которой потребность стремится. Четвертый этап – это процесс подбора средств, с помощью которых цель может быть реализована. Завершается этап окончательным осознанием, отбором средств, адекватных цели. На пятом этапе потребность овладевает средствами, с помощью которых намерена реализовать себя. Это – процесс, в ходе которого средства осознаются, ставится цель изучения их, средства применяются на практике, окончательно отбираются на уровне модели, снова применяются, уточняются, создается новое представление и видение этих средств. Когда средства окончательно подобраны (при этом, по ходу процесса развития потребности, возможно уточнение целей, окончательная их формулировка, более глубокое осознание), начинается, непосредственно, сам процесс удовлетворения потребности (шестой этап), в ходе которого вырабатывается, уточняется, окончательно формулируется идеал, который, в свою очередь, выступит побудителем нового витка развития потребности.
Из вышеизложенного видно, что потребность, в качестве структурных компонентов, имеет цели и средства. И, именно, процесс бесконечной смены целей и средств, удовлетворения целей, подбора средств, изменения целей и средств, создания новых целей и средств, и есть процесс развития потребности, процесс усложнения потребности. Развитие человека, как потребности – тоже процесс бесконечной смены целей и средств. И развитие предприятия – тоже процесс изменения, подбора новых целей и адекватных им средств.
Цель – это то, что планирует реализовать потребность. Но цель, сама по себе, без средства, не получает определения цели. Именно средство позволяет определить реальную цель, к реализации которой стремится потребность. Средство – это все то, что «служит цели». Средств, как таковых, в природе нет. Но, что – то может выступить средством той или иной цели. Причем, не той цели, которую планирует потребность, а которая заложена в возможностях тех предметов, явлений, форм Жизни, которые потребность избирает для реализации своей цели. Именно, это и способствует возникновению новых целей, новому видению, новому осознанию возможностей, содержания той или иной формы Жизни, явления. Речь идет об адекватности целей и средств. Каждая цель содержит в самой себе, предполагает, то или иное средство, которым она может быть реализована. Каждое средство «привязано» к своей цели. Именно, нерасторжимость целей и средств, и обеспечивает целостность потребности.
Но, если понять, что человек – неделимая целостность с Жизнью, форма Жизни, потребность быть, то, именно, как процесс развития потребности, по этапам, и необходимо классифицировать людей. Тогда, каждый человек отличается от другого (и имеет соответствующую характеристику) этапом развития, на котором он находится, как потребность быть. Бывают потребности (и соответственно – люди), развитые до определенного этапа: брать готовое; приобретать самостоятельно, что предполагает умение изучать, обобщать, анализировать, сравнивать, выбирать, сопоставлять, взаимодействовать с разными формами Жизни; применять на практике, в жизни; создавать; отдавать. Если человек развит до самого низкого уровня – умеет только брать готовое, то, остаётся только пожалеть такого человека – он и не живёт совсем. Если в семье или на предприятии подбирается группа людей, умеющих только брать, то, и семья, и предприятие, непременно, погибнут. Они – не развиваются, не живут. Очень многие люди этого не понимают, и даже и не ставят цель приобретать новые знания, чтобы что-то создавать и отдавать «другим». Они и не понимают, что могут оставаться в Жизни только вместе с «другими». А, уничтожая «других», они, тем самым, уничтожают сами себя.
Весьма важным является вопрос о взаимосвязи потребности и мотива. Мотив понимают, как внутреннее психическое образование, а также выносят мотив за рамки психического, рассматривая его, как внешнюю причину поведения и деятельности. Если понять, что нет у человека «внутреннего», точно так, как нет и «внешнего», поскольку, человек – неделимая целостность с «другими», если понять, что у человека вообще ничего нет, так как он – бытие, Жизнь, потребность быть, то, станет ясно, что человек – и есть мотив, который на разных этапах своего развития имеет разные характеристики и может быть обозначен, как мотив – «цель», мотив – «средство», мотив «знаемый», мотив «реальнодействующий», мотив – «идеал». Мотив – это цель плюс средство. Поэтому, и кажется, что мотивы бывают «внутренние» и «внешние». На самом деле – это все – единое, так как цель и средства – неделимы. Именно, целостность целей и средств обеспечивает вечность Жизни, поскольку, цели той или иной формы Жизни удовлетворяются «другими» формами Жизни, которые по отношению к данной форме Жизни, к ее целям, выступают средствами. Каждая форма Жизни, если она хочет быть, должна осознать себя, как потребность, как неделимость целей и средств, а сущность свою – как стремление к единству, целостности с «другими» формами Жизни. Каждая форма Жизни, чтобы оставаться в Жизни, должна планировать «другие» формы Жизни, как цель, и должна выступать в отношении них средством. Только при этом она может рассчитывать, что «другие» формы Жизни выступят в отношении нее, ее целей, средством их удовлетворения. Все формы Жизни связаны друг с другом, как цели и средства. И, ни одна форма Жизни (именно Жизни) не может существовать без «других» форм Жизни, поскольку, «другие» формы Жизни – средства ее жизни, развития, средства реализации ее целей. Без «других» форм Жизни каждая конкретная форма Жизни погибает.
Все разногласия авторов по поводу понимания потребностей, мотивов, идеалов, интересов и т.д. идут от неправильного понимания личности. Смирнов С.А. пишет: «Личность не существо, выражающее себя в словах, жестах, чувствах. Она сама – факт абсолютного бытия». Только понимание личности, как процесса развития потребности быть, все ставит на свои места. Становится ясно, как родители, учителя, воспитатели, понимая механизм развития личности, должны организовывать жизнь детей, чтобы из каждого из них формировать личность.
Глава 2. Р
азработка концепции построения предприятия, как развивающейся системы
.
Начиная работу на предприятии, мы понимали, что необходимо разработать конкретную модель предприятия, каким мы хотим видеть это предприятие в реальности. Как ориентир в построении конкретного предприятия, как развивающейся системы, мы имели разработанную нами ранее модель предприятия. Придя на предприятие, ознакомили с ней руководителя стратегической группы, созданной на предприятии после того, как учредители – поляки прислали «Брошюру ценностей», в которой предлагали предприятию поменять ведущие цели деятельности – с «иметь материальное» на «»удовлетворять наилучшим образом потребности покупателей», дали почитать текст предлагаемой модели предприятия заместителям директора, начальникам цехов. По сути дела, мы готовились к обсуждению модели, по которой предполагали построить предприятие.
Подглава 1.К вопросу о реформе предприятий
Модель развития любого предприятия должна строиться, как модель Жизни. Поэтому, она должна иметь сущность и структуру формы Жизни. Главное в такой модели – определение условий для формирования совершенного человека – личности, из каждого сотрудника предприятия и людей, на удовлетворение потребностей которых оно работает.
Каждое предприятие должно иметь следующие звенья: руководящий состав, отдел идеологической работы – он будет заниматься интеллектуальным и профессиональным совершенствованием сотрудников предприятия, отдел социальной защиты, отдел экономики, который должен иметь научную лабораторию, социологическую службу и работать с отдельными цехами, складом готовой продукции, с менеджерами – реализаторами продукции предприятия. Главные звенья отдела экономики – аналитический отдел при социологической службе и лаборатория, где осуществляется разработка, апробирование новых моделей, образцов – в лаборатории работают ученые и другие творческие люди. На предприятии должен быть создан отдел организации мероприятий по развитию культуры, здоровья людей и их отдыха.
Так как любое предприятие должно ставить своей целью не только создание условий для удовлетворения потребностей своих сотрудников, но и, главным образом – для удовлетворения потребностей «других», то, и качество изготавливаемой продукции должно быть проявлением заботы о «других». Именно, «другие», являясь потребителями продукции предприятия, и создают условия для наилучшего удовлетворения потребностей сотрудников предприятия.
Как мы уже отмечали, критерий назначения человека на ту или иную должность, должен быть единым: уровень развития человека, как личности, уровень его творческого развития, талантливости, гениальности. Соответствующим образом должна определяться и оплата труда сотрудников предприятия: платить надо не за должность, а, за реальную работу, за реальный уровень творчества, проявленного сотрудником, за реальную пользу сотрудника предприятию, государству, людям, Жизни, в целом.
Между отдельными звеньями предприятия, в том числе и между руководящим составом и сотрудниками предприятия, должно осуществляться постоянное взаимодействие, взаимный обмен информацией о том, кто как работает, чего достиг, на каком этапе Жизни находится, в чем нуждается, какой ожидает помощи от «других», каковы перспективы развития отношений с «другими» – в цехах предприятия, между отдельными сотрудниками предприятия, с государством, в целом, с партнерами из-за рубежа и т.д.
Только при соблюдении этих условий предприятие будет формироваться, как целое, единое, неделимое со всей Жизнью.
Необходимо, чтобы каждое предприятие имело план поэтапного развития – как каждого отдела, так и предприятия, в целом.
Стремление предприятия и каждого его сотрудника к совершенствованию – главное условие вывода любого предприятия из кризиса и развития предприятия. Предприятие и должно продумать конкретные мероприятия, способствующие постоянному развитию сотрудников предприятия – только это позволит изготавливать добротные, удовлетворяющие нужды «других» товары, что и будет способствовать постоянному развитию предприятия.
В настоящее время основной задачей предприятия является приобретение материальной прибыли. Это – цель предприятия, развивающегося, как потребность иметь материальное. Необходимо переосмыслить работу каждого предприятия, и организовать его как потребность быть, тогда и перестанут предприятия банкротиться и умирать.
Любое предприятие, как форма Жизни, может быть построена только людьми, развивающимися, как личность. Именно, поэтому, главное – руководителями предприятия могут быть только люди, развивающиеся, как личность. Многие предприятия потому и «умирают», что во главе их стоят люди, развивающиеся, как потребность иметь материальное. Они думают не о создании условий для развития каждого сотрудника, а о своем личном материальном обогащении. Или, в лучшем случае, об удовлетворении материальных потребностей своих сотрудников. Как мы уже не раз отмечали – это путь деградации, разрушения, гибели – как людей, предприятия, самих руководителей, так и государства, в целом.