1.Структура предприятия должна быть построена, как система, предполагающая создание условий для реализации одной и другой цели. Одна группа отделов (структурных подразделений) должна работать на удовлетворение целей покупателей, вторая группа – на создание условий для жизни, развития сотрудникам предприятия.
2.Должно быть два заместителя директора предприятия: один – по организации деятельности для наилучшего удовлетворения потребностей покупателей, второй – по организации деятельности предприятия, для наилучшего удовлетворения потребностей сотрудников.
Вся информация о взаимодействии покупателей с предприятием должна поступать первому заместителю директора, именно, он должен будет, совместно с директором и руководителями отдельных подразделений, анализировать положение дел на предприятии, именно он должен будет, совместно с директором и руководителями отдельных подразделений, разрабатывать и воплощать в жизнь меры по устранению причин, мешающих предприятию получать большую прибыль. Требования к зам. директору по удовлетворению потребностей покупателей: он должен знать все участки предприятия, иметь значительный опыт работы на предприятии, должен быть глубоко эрудированным, интеллектуально развитым, с потребностью в постоянном совершенствовании, трудолюбивым, ответственным, добропорядочным, организованным, с развитым мышлением, умением осуществлять анализ, творческим, высоко нравственным, духовно богатым человеком.
3.Отдел по работе с персоналом необходимо устранить, а, всю работу по наилучшему удовлетворению потребностей сотрудников, должен взять на себя второй заместитель директора.
4.Предприятие с покупателями работает на разных этапах: на этапе знакомства с покупателями (на этапе изучения интересов, потребностей, возможностей покупателей), на этапе предложения покупателям того или иного ассортимента, на этапе заключения с покупателями договоров, на этапе отгрузки им приобретённого товара. Кроме того, сотрудники предприятия потенциально «встречаются» с покупателями на этапах подбора ассортимента, разработки новых моделей, изготовления мебели. Если рассмотреть взаимодействие сотрудников предприятия с покупателями, как процесс, то станет ясно, какие подразделения на предприятии нужны, сколько в них должно работать сотрудников, какие это должны быть сотрудники. Структура самих подразделений будет ясна, если представить каждое подразделение, как процесс развития материально-энергетически-информационной плюс «другие» данности. По этапам, как процесс развития.
На каждом этапе этого процесса (в отдельных звеньях подразделений) должны работать разные сотрудники. Требования к сотрудникам выявятся в процессе назначения их на ту или иную должность того или иного участка подразделения (это должны быть либо «исполнители», либо – думающие, самостоятельно изучающие, либо – экспериментирующие, либо создающие новые идеи, новые средства выполнения той или иной деятельности). Заработная плата у сотрудников разного уровня развития должна быть разной, ту или иную должность может занимать только человек, развитый до определённого уровня. Должностные обязанности необходимо определить по этапам процесса развития (на одной должности сотрудник должен только уметь исполнять, на другой должен уметь создавать). Критерий назначения на ту или иную должность – един для всех: умение быть средством реализации целей предприятия, отдела, подразделения, звена. Этот критерий необходимо применять как при приёме человека на работу, так и при передвижении его на ту или иную должность. Необходимо помнить: любая должность может быть «исполнена» только человеком, развитым до уровня, адекватного той цели, выполнение которой предполагается этой должностью. Критерии уровня развития человека, как личности, разработаны, их необходимо применить для определения адекватности сотрудников, занимающих те или иные должности. При этом, безусловно, необходимо учитывать специализацию, наличие соответствующего образования. Аттестацию (с точки зрения уровня развитости, как личность) необходимо провести как среди руководителей, так и среди рабочих, других сотрудников всех подразделений предприятия. Это позволит обосновать назначение сотруднику той или иной зарплаты, назначение его на ту или иную должность.
Руководить отделами, различными подразделениями может только человек, развитый до этапа «творческий» или «талантливый», или – «вышедший за пределы» – гениальный. К руководителю предъявляются определённые требования: он должен знать все этапы процесса развития участка, которым он руководит. Он должен уметь сформулировать цель деятельности для каждого сотрудника (каждый из которых имеет свою обязанность, должность, развит до того или иного уровня, как личность), должен уметь помочь каждому сотруднику достичь успеха. Цели деятельности каждого подразделения должны соотноситься с целями предприятия, в целом. Выстроить цепочку целей и проследить их реализацию предстоит первому заместителю директора.
Зарплату руководителя необходимо поставить в зависимость от реализации целей каждым сотрудником руководимого им участка. Если тот или иной сотрудник не выполнил цели (дел, которые он запланировал), то, в этом – вина, главным образом – руководителя. Поскольку, главная функция руководителя – создавать условия для сотрудников, чтобы они могли наилучшим образом реализовать поставленные перед ними цели. Если сотрудник не справляется с реализацией поставленных перед ним (в соответствии с должностными его обязанностями) целями, следовательно, его надо с этой должности увольнять – и сделать это должен руководитель. Если же руководитель не нашёл времени, не смог помочь (в силу своего незнания) своему сотруднику реализовать поставленные перед ним должностными обязанностями целей, следовательно, руководитель должен задуматься о своём соответствии занимаемой должности. В любом случае, руководитель, как и любой сотрудник, должен получать зарплату только за пользу, которая заложена в целях его деятельности, в должностных обязанностях. И если кто-то из сотрудников не реализовал поставленные перед ним цели, недополучает зарплату как сам сотрудник, так и его руководитель. Такой подход заставит руководителя работать вместе со своими сотрудниками. Руководитель, поставленный, с точки зрения получения зарплаты, в зависимость от своих сотрудников, будет заинтересован в развитии сотрудников, будет создавать им условия для развития (оказание помощи друг другу, обсуждение проблемы, с которой столкнулся тот или иной сотрудник, совместный анализ сложившейся ситуации, обмен знаниями и т.п. Это же и есть путь создания коллектива, что, в свою очередь, является условием перехода предприятия, в целом, и подразделения, на другой уровень развития). Если какой-либо сотрудник что-то создал (новую идею, новый метод изготовления, новую модель, новую деталь и т.д.), то, руководитель вместе с сотрудником получает премию. Премию получает и коллектив, который помог одному сотруднику разработать что-то новое (разработать рационализаторское предложение). При таком подходе все сотрудники подразделения будут заинтересованы в развитии каждого сотрудника, будут радоваться успеху каждого, будут помогать друг другу достигать успеха. От таких отношений будет, безусловно, выигрывать и предприятие, в целом.
Зарплата сотрудникам и руководителю того или иного отдела, подразделения определяется по пользе, которую приносит отдел предприятию, в целом. Видимо, зарплату сотрудникам (всем) необходимо будет поставить в зависимость от реализации товара. Сколько реализовали, сколько получили прибыли – столько и будет выделено денег на зарплату. Все сотрудники предприятия должны знать: их зарплата зависит от того, как справятся с работой другие сотрудники подразделения, где он работает, а также другие подразделения. Это создаст атмосферу сопереживания, заинтересованности в успехе сотрудников не только своего подразделения, но и сотрудников других подразделений.
Информацию о проблемах, которые могут помешать реализовать план предприятия за месяц, например, должен иметь директор, его заместители, руководители и сотрудники других подразделений. На совещаниях, которые должны проходить при директоре, должны присутствовать представители (и не только руководители) всех подразделений. Нельзя, чтобы руководители скрывали друг от друга свои проблемы или «сбрасывали» ответственность за возникновение проблем на другие подразделения, других людей. Необходимо, чтобы все сотрудники предприятия осознали: это – их общее дело, это – их общая радость и общая беда. Совещания и должны проходить с целью выявления проблем и определения той помощи, которую каждое из подразделений может оказать другим.
С чего начать внедрение концепции развития в деятельность предприятия?
1.Провести диагностику всех сотрудников. Определить, кто на каком этапе развития, как личность, находится (руководителей, сотрудников, рабочих).
2.Произвести «рокировку» (перемещение): кого-то – выше, кого – то – ниже, кому-то предложить трудоустроиться в другом месте.
3.С оставшимися сотрудниками надо будет начать просветительскую деятельность. Всем сотрудникам надо дать информацию о целях предприятия, о средствах, которыми эти цели могут быть реализованы. Надо сделать всех сотрудников участниками преобразований, поскольку, именно они и будут эти преобразования осуществлять. Надо убедить всех сотрудников принять цели предприятия (это – главное условие, и если кто-то не захочет эти цели принять, ему необходимо будет предложить поискать работу на другом предприятии. Нельзя оставлять на предприятии человека, который не захочет принять новые цели предприятия – он будет всячески мешать их реализации).
4.Для руководителей необходимо будет начать читать курс «Социально-психологические основы управленческой деятельности». Это должен будет быть постоянно действующий семинар. На тренинговых занятиях, при проигрывании ролевых игр, анализе ситуаций, с которыми руководители могут встретиться на предприятии, их необходимо будет обучать умению руководить в новых для них условиях.
5.Для всех сотрудников и рабочих, в том числе, необходимо будет начать читать лекции о культуре, смысле жизни, умении общаться, умении не конфликтовать в семье, на работе, достигать успеха в воспитании детей.
6.Начать организовывать совместный досуг – для всех сотрудников.
7.Открыть дискуссионный клуб – для умных, которые хотят поумнеть ещё. Создать семейный (досуговый) клуб.
С идеями, изложенными в тезисах, мы выступили на совещании стратегической группы. По лицам некоторых руководителей подразделений было видно, что они перепугались такой перестройки предприятия. Почему у них была такая реакция – стало ясно чуть позже, когда я провела диагностику уровня развития сотрудников, как личностей. Высказывались сомнения, что удастся воплотить в реальность идеи, с которыми я выступила. Некоторые предлагали начать работу с какого-то одного цеха. Некоторые сомневались, что рабочие цехов согласятся участвовать в перестройке, которая планировалась на предприятии. Для меня было важным, чтобы руководство предприятием приняло идеи перестройки, которые я изложила на совещании. Когда завершилось обсуждение, директор поблагодарил меня за «интересное выступление», предложил начать работать на предприятии, пригласил на завтра прийти для заключения договора.
Так началось моё взаимодействие с предприятием. Я была уверена в своих силах и возможностях. Но, и не предполагала, какая меня ждёт сложная работа: наряду с разработкой материалов, необходимых для реализации Проекта построения предприятия, как развивающейся системы, мне необходимо было постепенно добиваться осознания руководителями отдельных структурных единиц необходимости перевода предприятия на «новые рельсы». По сути дела, я предлагала всем начать заново учиться. И, это оказалось самым сложным в моей работе: все руководители считали себя «асами», а, в реальности, многие из них оказались неспособными думать, анализировать. По сути дела, именно это и являлось причиной деградации предприятия, в целом. Но, руководители признать это не хотели. К тому же, как выяснилось уже потом, многие из них были «пристроены» на предприятие, это были сваты, кумовья, подруги, друзья детства, и, как показали исследования, которые я провела на предприятии позже, и, чего боялись некоторые руководители, они не были готовы к выполнению своих функций, как руководители.
После того, как был заключён договор, я подготовила несколько документов, в которых определила этапы работы на предприятии, определила перечень документов, которые необходимо было разработать, перечень дел, которые необходимо было выполнить.
Подглава 5.Этапы построения предприятия, как развивающейся системы
Процесс формирования человека, как личности, может осуществляться всю жизнь, и человек может, путём взаимодействия с «другими» формами Жизни, постоянно приобретать новые знания. Ставя цель использовать эти знания для создания новых предметов, знаний, направленных на удовлетворение потребностей «других», человек может постоянно ЖИТЬ. Всё зависит от самого человека. В наше время многие люди предпочитают вместо жизни создавать себе возможность брать. Чем это всё заканчивается, мы показали выше. Многие предприятия в наше время «умирают» именно потому, что не понимают сущности Жизни, не рассматривают человека, как процесс развития потребности быть, имеют цели на предприятии: как можно больше материальной прибыли для себя лично. При этом, изыскивают способы уничтожения других предприятий, людей, которые мешают им реализовать потребность «иметь материальное». Такие предприятия и себя рассматривают, как потребность брать. Немудрено, что погибают.
Построение любого предприятия, как развивающейся системы, должно осуществляться по этапам. На первом этапе необходимо ознакомить руководство предприятия с концепцией развития. Только при условии, что руководство предприятия принимает концептуальные основы построения предприятия, как развивающейся системы, можно начинать работу по разработке Проекта построения предприятия, как развивающейся системы. Любая система начинается с цели. Именно, постановка в качестве целей предприятия целей развивающейся системы, формы Жизни, и может привести к тому, что предприятие начнёт новую, истинную жизнь. Целями любого предприятия должны быть:
1.Определение потребностей общества, которые предприятие сможет удовлетворять (эта цель связана с развитием общества, формированием культуры региона, формирование интересов и потребностей жителей региона).
2.Изучение потребностей потенциальных покупателей предприятия, определение условий наилучшего удовлетворения потребностей покупателей.
3.Развитие культуры, тенденций, моды потенциальных покупателей.
4.Создание условий для жизни, удовлетворения разнообразных потребностей сотрудников предприятия.
Если выше обозначенные цели приняты руководителями в качестве целей дальнейшей жизни предприятия, то, руководитель проекта может переходить на второй этап своей деятельности. Он должен подобрать методы изучения состояния дел на предприятии. Это могут быть наблюдение за деятельностью сотрудников, беседы, анкетирование, вывешивание ящиков, в которые все сотрудники будут опускать свои пожелания по улучшению деятельности предприятия, будут давать информацию о тех или иных проблемах, имеющих место на предприятии. Большое значение для получения информации о том, как обстоят дела на предприятии, имеет знакомство и изучение Инструкций, Положений, Должностных обязанностей руководителей отдельных подразделений, сотрудников, рабочих. Необходимо познакомиться с Миссией, как концепцией, на основе которой предприятие строит свою работу. По итогам работы на первых двух этапах подготавливается «Справка о состоянии дел на предприятии», в которой чётко определяются и прописываются проблемы, имеющие место на предприятии.
В процесс изучения состояния дел на предприятии, то есть, на втором этапе работы руководителя проекта, «выплывают» документы, которых либо вообще нет в природе (на данном предприятии), либо они устарели настолько, что ими невозможно пользоваться. Разработать все необходимые для реализации проекта документы должен руководитель проекта. В условиях нашей работы нам предстояло разработать такие материалы, как «Критерии оценки результативности деятельности сотрудников», «Положение о премировании», «Положение о заработной плате руководителей», «Модель структуры предприятия, как развивающейся системы», «Методика проведения социологического исследования», «Методика проведения совещания руководителями», «Методика изучения уровня развитости сотрудников, как личностей», «Памятка для руководителя», «Памятка для сотрудников отдела по работе с персоналом» и др.
Третий этап работы руководителя проекта на предприятии можно рассматривать, как начальный этап внедрения концепции развития в жизнь предприятия. На третьем этапе вносятся коррективы в изученные Положения, Инструкции и другие нормативные документы, то есть, по сути дела, готовятся новые нормативные документы (поскольку, прежние отражали цель: иметь материальную прибыль и в них были прописаны средства реализации прежних целей). Этот этап длится достаточно много времени. Но, он – неизбежен, поскольку, именно в нормативных документах отражаются цели и средства деятельности сотрудников на различных рабочих местах. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить вопросу изучения Положений и других нормативных документов, касающихся деятельности руководителей отдельных подразделений. Всё начинается с целей руководителей. А, целями руководителей должно быть: создание условий для жизни, для развития своих подчинённых. Именно, руководитель должен обеспечить условия для развития, как личности, каждому сотруднику, должен ставить цель и подбирать адекватные средства формирования коллективистских отношений. Итогом работы руководителя проекта на третьем этапе являются разработанные для всех отделов и участков работы нормативные документы, а, также, материалы, необходимые для работы по построению предприятия, как развивающейся системы.
Четвёртый этап работы руководителя проекта – это обсуждение подготовленных, разработанных материалов (Положений, Инструкций, Памяток, Критериев, других материалов) с руководителями отдельных структурных подразделений, с заместителями директора и директором предприятия. Прежде, чем начать что-либо внедрять, необходимо разработать, уточнить, доработать всю документацию, по которой предприятие начнёт работать.
Пятый этап – это этап создания Проекта работы предприятия, как развивающейся системы. Этот проект должен включать теоретическое, концептуальное обоснование построения предприятия, как развивающейся системы, результаты проведённого исследования, все исправленные, подкорректированные и созданные заново нормативные документы. Это будет пакет документов, по которому предприятие начнёт путь в новую жизнь.
На шестом этапе руководитель проекта должен начать читать лекции, проводить семинарские занятия, тренинги. Все службы и все подразделения, все руководители и сотрудники должны начать знакомиться с Проектом, осознавать основные положения Проекта, учиться постепенно внедрять эти положения в жизнь предприятия.
Подглава 6. План работы по разработке инновационного проекта (организации предприятия, как развивающейся системы)
«План любых изменений в организации
всегда должен базироваться на солидной
концептуальной основе»
(У.Беннис)
1.Собрать информацию о том, что представляет из себя предприятие на современном этапе его жизни.
2.Проанализировать собранную информацию, определить причины возникшего положения.
3.Разработать рекомендации по устранению причин, изменению того положения, в котором в настоящее время находится предприятие.
4.Определить модель, как конечный результат того, куда предприятие хочет прийти.
5.Определить «древо» целей, на реализацию которых должна быть направлена деятельность всех подразделений.
6.Определить организационную структуру предприятия, обеспечивающую наилучшие возможности для реализации инновационных преобразований.
7.Определить компоненты инновационного проекта, определить связи и отношения между всеми элементами, механизм их взаимодействия, как предпосылку для изменения состояния предприятия.
8.Определить способы кооперации и взаимозаменяемости специалистов.
9.Определить методы стимулирования сотрудников на овладение новыми специальностями.
10.Отразить эти параметры в соответствующих нормативных документах.
11.Разработать комплекс мер по преобразованию отношений между органами управления и его объектами.
12.Оформить эти меры в виде программ инновационного развития всех подразделений и предприятия в целом.
13.Организовать обучение, переподготовку и повышение квалификации сотрудников всех подразделений (в том числе и рабочих) , ориентированные на новые цели, новый статус, обновлённые структуры, содержание, методы, стиль, технологии (составить обучающие программы для всех категорий сотрудников и начать внедрять их в жизнь).
14.Продумать систему мер по формированию психологического единства отдельных структурных подразделений и предприятия, в целом.
Разработка инновационных программ и их внедрение в жизнь предприятия будет основываться на «Теории Жизни, как всеобъемлющей теории развития», как методологии формирования нового человека и построения нового предприятия.
Подглава 7. Работа, которую необходимо провести на предприятии, прежде, чем оно перейдёт в статус развивающейся системы
Выстроить модель предприятия (как материально-энергетически-информационная плюс «другие» система). Необходимо обозначить, чем занимается предприятие, что это за предметы, которые изготавливает предприятие, для кого и каких целей предназначены.
В содержание модели необходимо будет включить все виды работ, которые осуществляются на предприятии (может быть, они сами изготавливают какие-то материалы, которые используют в изготовлении предметов). Содержательная сторона модели предприятия и будет целью деятельности предприятия (изготовление тех или иных предметов и её реализация покупателям). Модель предприятия должны составить руководители предприятия с привлечением к этому обсуждению руководителей отдельных структурных подразделений, возможно, и сотрудников. Наличие модели предприятия позволит предприятию чётко определить направления деятельности, спланировать количество, качество моделей того, что оно будет производить.
Необходимо будет осознать пути, методы, средства реализации этой цели. Каждое структурное подразделение имеет свою цель, вытекающую из общей цели предприятия. Именно цель отдела определит, сколько нужно сотрудников для её реализации, какие сотрудники нужны. Чем будет заниматься каждый сотрудник – (это будет заложено в должностных обязанностях каждого сотрудника определённого отдела). Всё начинается с руководителя. Руководитель сам должен осознать место своего отдела (как средства) в структуре предприятия, должен понять, средством реализации каких целей его отдел является, как результаты труда его отдела влияют на реализацию целей других подразделений, на реализацию целей предприятия, в целом. Именно, руководитель должен озвучить цели отдела, должен понять, сколько ему надо работников для реализации этих целей, распределить цели между отдельными сотрудниками, должен понимать, какие сотрудники ему нужны для реализации тех или иных целей, стоящих перед отделом. Руководитель должен определить условия, при которых его отдел может достичь успеха. По сути дела – это проблема построения своего взаимодействия с сотрудниками отдела, а также – с другими отделами. В связи с выше изложенным, каждый руководитель должен иметь бизнес план на год, декаду, квартал, месяц, неделю, день. Руководитель должен сам понимать и должен суметь довести до сознания своих сотрудников цели и средства деятельности отдела. Он должен знать все операции (должностные обязанности всех своих сотрудников и как их исполнять), должен уметь помочь каждому сотруднику достичь успеха (сам или, привлекая к реализации этой цели сотрудников своего отдела или сотрудников другого подразделения). При этом, средства взаимодействия с сотрудниками будут: уважение, обсуждение, организация взаимопомощи. Руководитель должен быть не только образованным, развитым, но и культурным человеком.
У директора предприятия должно быть два заместителя: один – по работе, связанной с реализацией потребностей покупателей, второй – по работе, связанной с созданием условий для жизни, развития сотрудников. Первый зам. директора должен понять (осознать), как должны взаимодействовать отделы друг с другом, чтобы успешно реализовать цели предприятия. Именно, он должен получать информацию о том, как идёт процесс реализации целей в каждом отделе на протяжении каждого дня. Ежедневное поступление информации в директорат – весьма важное условие достижения успеха в реализации целей предприятия. Как первый заместитель директора будет получать информацию? Есть разные способы: «летучки», совещания, личные беседы, селекторная связь. Надо, чтобы заместитель директора был постоянно на предприятии и мог бы в любой момент, получив информацию о проблеме, начать её решать.