banner banner banner
Учение о Десяти Сфирот. Часть 2
Учение о Десяти Сфирот. Часть 2
Оценить:
 Рейтинг: 0

Учение о Десяти Сфирот. Часть 2


5) И этот игуль, первый и наиболее слитый с Бесконечностью, называется Кэтэром80 Адама Кадмон. И затем распространяется ещё этот кав, протягивается немного90 и снова округляется и возникает 2-й игуль внутри 1-го100. Это называется ?игуль Хохма200 Адама Кадмон?. И ещё немного вниз распространяется и снова закругляется, и возникает 3-й игуль внутри 2-го, который называется ?игуль Бины300 Адама Кадмон?. И таким же образом продолжал, распространялся и округлялся до 10-го игуля, который называется ?игуль Малхут Адама Кадмон400?. Итак, мы выяснили понятие десяти сфирот1, которые возникли в виде десяти Игулим, один внутри другого2.

Бааль Сулам

80. Следует правильно понимать те отличия, которые имеются в именах десяти сфирот. Поскольку иногда мы называем их 4 стадии, а иногда мы называем их Йехида, Хая, Нешама, Руах, Нэфеш, а иногда называем их Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин (который сам содержит 6 сфирот), Малхут. И смысл в том, что когда мы говорим о только келим, т. е. только о материале творения, мы определяем имена 10 сфирот, что в них, соответственно именам 4 стадий, что в желании получать. А когда мы говорим исключительно со стороны света, облачённого в эти келим, мы называем их: Нэфеш, Руах, Нешама, Хая, Йехида. Когда мы говорим только о келим, но должны подчеркнуть решимот светов, которые имеются в них в то время, когда они свободны от светов, относящихся к ним, то называем их по именам: Кэтэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин, Малхут.

И источники этих 10 сфирот, которые называются Кэтэр, Хохма и т. д. , определяются сразу в мире Сокращения, прежде появления Кава, после исторжения света Бесконечности из 10 сфирот, когда эти келим остались пусты от света, и они называются 10 Игулим. И знай, что несмотря на то что свет исчез из них, он все же оставил в каждом из Игулим решимо от света, бывшего в нем. То есть очень маленькое свечение от общего предыдущего света, которое остаётся в каждом кли. И это свечение вызывает стремление в этом кли, чтобы не успокаивалось и не утихало до тех пор, пока не возвратится к получению всего света, что был в нем прежде, – количественно и качественно. И это свечение называется ?решимо? (досл. запись, память о чем-либо). И знай, что суть имен 10 сфирот: Кэтэр, Хохма и т. д. , в том, что они определяют в основном решимот тех светов, которые остались в 10 келим.

И отсюда можем мы знать, что нет ни одного желания ни в одном из миров, ни даже лёгкого пробуждения желания, ни в высших, ни в низших, ни даже в неживой, растительной, животной или человеческой природе материального мира, которые корнями не уходили бы в эти 10 сфирот Игулим. И одновременно с этим ясно также, что невозможно совершенно, чтобы пробудилось какое-либо желание в реальности, если прежде того хоть раз не раскроется наполнение, достаточное для этого желания.

И дело в том, как мы уже выяснили подробно в первой части книги, что желание получать не является исконной причиной для света или для его наполнения, как это принято обычно думать. А точно наоборот, что свет и наполнение являются причиной для желания, таким образом, что желание отдачи, входящее неотъемлемо в высший свет, порождает соответственно желание получать в творениях. Поскольку то, что у высшего является желанием, для низшего является обязательным, см. там подробнее. Итак, высший свет стал причиной раскрытия 4 стадий в желании у творений, и они являются корнями всех желаний, раскрывающихся в мирах. И потому не представляется возможным, чтобы появилось какое-либо желание без его причины, т. е. без высшего света, порождающего его. Как если бы, например, сказали, что имеется некое существо в мире, не имеющее родителей, которые породили его.

И уже известно, что в мире Бесконечности уже определены и существуют вся реальность и все творения, которые должны появиться в мирах, во всем разнообразии, великолепии и совершенстве, которым ещё предстоит раскрыться для них в мирах (см. подробнее во Внутр. соз. , ч. 1, п. 11, см. там все). И действительно: мы выяснили, что ещё в мире Бесконечности уже вышли и раскрылись все желания, которым предстоит раскрыться, и также заполнились полностью, в конечном наполнении. Это совершенство и наполнение, т. е. высший свет, он породил и раскрыл эти желания таким образом, что наполнение желания предшествует и является причиной этого желания, относящегося к данному наполнению, как мы выяснили.

И теперь можем мы лучше понять, что такое решимот, оставшиеся в 10 сфирот Игулим, после сокращения и исторжения всего совершенства и наполнения, которые имелись в 4 этих стадиях, называющихся 10 Игулим. И смысл этих решимот (досл. записи), которые ?записаны?, высечены в них (в Игулим), очень прочно. Это проявляется в том, что эти разнообразные желания, которыми они были полны, когда находились в Бесконечности, и утратили их теперь и потому вынужденно остались страстно желающими и стремящимися ко всем этим наполнениям и совершенству, которые имелись в них. И это называется решимот.

И, как сказано выше, нет ни одного раскрытия желания в каком-либо объекте, ни в высших мирах, ни в мире материальном, которое бы не имело корней в этих 10 сфирот, относящихся к Игулим. Имеются 2 вида корней, предшествующих реальности всех миров после сокращения:

– 1-й – когда каждое желание уже находится наполненным, во всем его величии и наполнении. И эта реальность существует в мире Бесконечности;

– 2-й – когда все желания находятся совершенно пустыми от наполнения, относящегося к ним ранее в мире Бесконечности, и это называется миром Сокращения.

И все келим со всем материалом творений исходят из мира Сокращения. Конечно, только пустые келим и желания, потерявшие все их наполнение. А все наполнение для этих желаний исходит из мира Бесконечности. И необходимо помнить два этих факта, которые относятся к числу самых важных, на протяжении всех твоих занятий наукой Каббала.

90. Не ошибись в толковании того, что кав протянулся в каком-либо месте или площади: когда какой-либо объект становится более грубым, добавляется его авиют, то этот говорится о нем, что процесс протянулся сверху вниз. Поскольку более тонкий считается находящимся выше, а более грубый считается находящимся ниже. И это выражается в близости свойств к стадии Далет, т. к. тот, кто ближе к стадии Далет, считается более грубый, а тот, кто более удалён от неё, считается более тонким. ?Протянулся немного? – означает, что он стал более грубый. А слово ?протянулся? указывает на свет линии.

И это понятие протяжённости означает, что в каждой сфире есть 10 сфирот, и это относится и к сфире из числа 10 сфирот Игулим, и к сфире из числа 10 сфирот Ёшер. И когда вышли 10 сфирот сфиры Кэтэр, вышел сначала кав в виде трёх его первых сфирот, что называется рош сфиры Кэтэр дэ-Ёшер. И это свечение распространилось на сфиру Кэтэр дэ-Игулим, которая также содержит 10 сфирот, как сказано выше. И эти 10 сфирот сфиры Кэтэр дэ-Игулим окружают только три первые сфиры из 10 сфирот сфиры Кэтэр Кава. И после этого, т. е. после того, как полностью завершились 10 сфирот сфиры Кэтэр дэ-Игулим, тогда ?распространился ещё кав?и ?протянулся немного?, т. е. вышли его 7 нижних сфирот, чтобы дополнить сфиру Кэтэр до 10 сфирот дэ-Ёшер. Таким образом, что эти 7 нижних сфирот сфиры Кэтэр Кава протянулись вниз, т. е. стали более грубыми, чем все 10 сфирот сфиры Кэтэр дэ-Игулим, и потому эти 7 нижних сфирот не окружают более никакие сфирот дэ-Игулим, поскольку Игулим выше них, т. е. более тонкие, чем они. И, как известно, выражение ?выше другого? означает, что он тоньше другого.

И смысл сказанного, в соответствии с изученным выше (см. п. 30) в том, что сфирот дэ-Игулим предшествуют и являются гораздо более важными, чем сфирот, относящиеся к кав, поскольку в Игулим вообще нет экрана. И этот экран, находящийся в сфирот Кава, расположен посреди сфиры, т. е. в последней из сфирот дэ-рош, т. е. в конце трёх первых сфирот из числа 10 сфирот дэ-Ёшер, которые имеются в каждой сфире дэ-Ёшер, и называются также рош (досл. голова) этой сфиры. То, что сказано, что экран входит, включён внутрь сфирот кав, относится к 7 нижним сфирот каждой сфиры, находящимся ниже экрана. В то время как в 3 первых сфиротах, которые называются рош, ещё не проявлено действие экрана, т. к. они находятся выше экрана. И потому эти 3 первые сфиры полностью подобны всем 10 сфирот дэ-Игулим, т. к. ни в тех, ни в других нет ещё экрана и потому они находятся в единстве свойств. И называется, что 10 сфирот каждой сфиры дэ-Игулим окружают 3 первые сфиры из каждой сфиры Кава. Однако 7 нижних сфирот из каждой сфиры Кава находятся уже ниже экрана, и экран уже входит, включён в них, и они гораздо грубее, чем Игулим. И известно, что тот, кто грубее, считается ниже, поэтому считается, что они находятся ниже, чем все 10 сфирот дэ-Игулим. И ни одна сфира из Игулим не способна находиться на месте 7 этих сфирот, т. к. Игулим выше и важнее их, как сказано.

И вот мы разобрали подробно, что имеется пустое место между всеми сфирот дэ-Игулим, соответствующее величине 7 сфирот той сфиры дэ-Ёшер, которая находится там. Потому что все 10 сфирот дэ-Игулим сфиры Кэтэр окружают только 3 первые сфиры из сфиры Кэтэр Кава, а 7 нижних сфирот из сфиры Кэтэр Кава протянулись ниже всех 10 сфирот сфиры Кэтэр дэ-Игулим. И когда завершились эти 7 сфирот сфиры Кэтэр Кава, начинают выходить 3 первых сфиры из сфиры Хохма Кава, и их окружают все 10 сфирот из сфиры Хохма дэ-Игулим. И от последней из сфирот Кэтэр дэ-Игулим до первой сфиры из Хохмы дэ-Игулим имеется между ними пустое место, в котором находятся 7 нижних сфирот из сфиры Кэтэр Кава, и сфирот дэ-Игулим не окружают их. И таким же образом между Хохмой и Бина, и между всеми остальными сфиротами.

100. И следует здесь очень остерегаться, чтобы не запутаться в образных определениях площадей и мест в Ёшер и Игулим – прямых и окружностях, что весьма возможно из-за краткости и несовершенства языка. И необходимо помнить на всем протяжении далее, что прямое свечение означает, что свет приходит в келим, в которых имеется экран на стадию Далет. А свечение, принимающее форму округлого, означает, что свет приходит в келим, в которых нет экрана на стадию Далет.

Однако помни, что хотя в келим дэ-Игулим нет никакого экрана на стадию Далет, но все же эта стадия Далет не способна получить никакого свечения после первого сокращения по причине того, что весь свет, который имеется в Игулим, должны получать от свечения Кава, т. е. от прямого свечения (см. п. 30). А свет Кава не светит в стадии Далет нисколько, т. к. исходит из-за экрана, как изучали. И потребность в свете в стадии Далет в Игулим исходит не из келим, т. к. нет в них никакого экрана, а из первого сокращения, которое действует на них. А поскольку Ц?А не определяется как потребность (см. выше, ч. 1, гл. 3), то все 4 стадии в келим дэ-Игулим равны по высоте, без различия вообще между большим и малым (см. выше, ч. 1, п. 30). И причиной всей темноты, что имеется в стадии Далет, является свет, который получают от Кава и который не светит там, как уже изучали.

И при этом пойми, что вслед за тем, как Игулим получили свет посредством Кава, в них вследствие этого также и в 10 сфирот дэ-Игулим создалось разделение ступеней на малые и большие. И Зеир Анпин важнее и больше, чем стадия Далет – Малхут, т. к. в Малхут нет света, а в Зеир Анпине свет есть. Ведь он является третьей стадией, а в сфире Бина дэ-Игулим свет ещё больше, чем в Зеир Анпине, т. к. она удалена от стадии Далет ещё дальше, чем он, потому что Бина является второй стадией, и т. д. Однако все эти ступени (выстроились) не по причине келим, а вследствие света Кава, который они получают, и помни это.

200-300. Уже изучали мы, что этими именами называются 4 стадии: корень их – желание отдачи, включённое в высший свет, – называется Кэтэр. Первичное распространение к творению, т. е. стадия Алеф, первая, называется Хохма. Стадия Бэт, вторая, называется Бина. Стадия Гимэль, третья, называется Зеир Анпин, или шесть сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нецах, Ход, Есод. Стадия Далет – четвертая, называется Малхут. И только когда мы говорим о первичном материале, заключённом в них, то мы называем их по именам четырёх стадий и корня. Однако если 4 эти стадии уже содержат свои решимот, как это было в мире сокращения, то называют их по именам: Кэтэр, Хохма, и т. д. , как подробно рассмотрено выше.

Теперь рассмотрим, в чем смысл того, что их называют этими именами: корень называется Кэтэр (досл. корона), т. к. он не облачен внутрь келим творения, а окружает и венчает келим извне. И Кэтэром он также назван как предваряющий (все).

Стадия Алеф называется Хохма (досл. мудрость), поскольку из неё исходят Каббала, имеющиеся в мире, в их конечном, завершённом виде. И мудрецы уже точно определили это имя и сказали: ?Настолько он мудр, что видит рождающееся?(Масехет Тамид, стр. 32). Смысл сказанного в том, что он сразу, когда смотрит на что-либо, видит порождения и следствия из неё, т. е. видит все результаты, которые последуют из этого, до самого последнего, окончательного результата.

Например, когда говорят, что этот врач – великий мудрец, имеют в виду, что в каждой болезни, которую он рассматривает, он предвидит до мельчайших подробностей все последствия, которые могут последовать и появиться от этой болезни, до самого окончательного результата. И также когда он рассматривает какой-либо метод лечения, он предусматривает полностью все последствия, которые этот метод лечения может вызвать в теле больного, и т. п. И таким же образом учёный-естествоиспытатель, когда он рассматривает, изучает некий объект в природе, он предвидит до мелочей все те результаты, которые вызывает включение этого объекта в общую реальность. И то же – в прочих науках. Все определение названия ?мудрец? или ?совершенная мудрость?, только в свойстве ?видения рождающегося?в каждой частности, в деталях, реально, до самых окончательных результатов.

И из этого узнай также верное определение имени ?Бина? (досл. ум, разум, созерцание), что это составляет всю ?силу всматривания, созерцания?, чтобы увидеть рождающееся от каждой детали в реальности. Как в Каббале, так и во внешних науках, она исходит из сфиры ?Бина? и потому называется ?Бина?. И из сфиры Малхут (досл. царство) исходит свойство абсолютного правления силой и принуждением, по примеру страха перед царской властью, и поэтому называется ?Малхут?. Прочие сфирот рассматриваются далее в соответствующих им местах.

И не следует затрудняться сказанным, что если так, то сфира Бина должна была бы предшествовать Хохме. Что стремление и всматривание, чтобы увидеть рождающееся, предшествуют и вызывают конечное совершенство, т. е. видение рождающегося, которое называется Хохма, мудрость. Но мы уже разъясняли, что порядок создания миров противоположен нашему пониманию, и наполнение желания предшествует и вызывает раскрытие желания (см. выше, п. 80, со слов ?и дело?). А совершенство предшествует и вызывает проявление несовершенного, т. к. именно таким образом распространяются ступени и спускаются из Бесконечности, сокращение за сокращением, вплоть до этого мира – ?Олам аЗэ?, испорченного более прочих.

400. Первый мир, который был создан после сокращения, называется мир Адам Кадмон, и называется также мир Кэтэр. Четыре мира: Ацилут, Брия, Ецира, Асия – облачаются на этот мир Адам Кадмон.

1. И несмотря на то что имеется не более чем 4 ступени, т. е. 4 известные стадии, в них все же имеется 10 сфирот, и это потому, что стадия Гимэль, которая называется Зеир Анпин или Тифэрэт, имеет 6 сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нецах, Ход, Есод. А смысл этого мы выясним в соответствующем месте.

И здесь следует понять точность, с которой в книге ?Ецира? (гл. 1, мишна 4) говорится: ?десять, а не девять?, и это очень важная мысль, поскольку мы уже выяснили, что все свечение сфирот – от высшего света. И даже в Игулим, которые находятся в едином подобии, не высвечивают стадию Далет, которая называется Малхут. А имя ?сфира?указывает только на свет и кли вместе, т. е. на то, что высший свет облачен в кли, но кли без света не называется этим именем, т. к. сфира означает свечение и ясность.

Потому могла бы появиться такая мысль, что Малхут будто бы не является сфирой, т. к. высший свет не светит в ней, как мы выяснили. И потому уточняет автор книги ?Ецира?и говорит, что это 10 сфирот, а не 9, потому что Малхут тоже называется сфирой. Это потому, что вся связь высшего света с 10 сфирот заключается в единении, основанном на отражённом свете, который Малхут поднимает с помощью экрана, стоящего в ней, снизу вверх (см. выше, п. 20). И потому, конечно, она – самая важная сфира из 10 сфирот, т. к. без неё не было бы связи у высшего света с 9 высшими сфирот. И считается поэтому, как если бы вся она была светом. Пойми это, а далее будет ещё выяснено в соответствующем месте.

2. См. часть 1, Ор Пними, гл. 1, п. 100.

Кав соединяет все Игулим вместе

Ари

6) И свойство, которое объединяет все Игулим вместе, это тонкая линия – кав, нисходящий из Бесконечности3, который проходит4, спускается5 и распространяется6 от одного игуля до другого, до полного окончания всех их7. И по этому каву нисходит свет и наслаждение, необходимое для каждого из них.

Бааль Сулам

3. Пояснение. В 10 сфирот дэ-Игулим, как известно, имеется прерывание и пустое место от сфиры до сфиры, а именно в мере 7 сфирот прямого свечения, имеющихся в данной сфире (см. выше, п. 100, со слов ?и вот?). Однако в 10 сфирот Кава нет между ними прерываний вообще – они начинаются от света Бесконечности и распространяются до центральной точки, т. е. до стадии Далет, которая называется Малхут, ниже которой нет никакой сфиры. Т. е. в 10 первых сфирот, которые распространились от Бесконечности в виде прямой линии – кав, и называются также 10 сфирот Адама Кадмон, нет между ними никаких прерываний вообще.

И потому Ари говорит, что сфирот Кава соединяют также 10 сфирот Игулим. Потому что 7 нижних сфирот из каждой сфиры дэ-Ёшер соединяют 10 сфирот верхней сфиры дэ-Игулим с 10 сфирот нижней сфиры дэ-Игулим. Вследствие того что имеется свечение в 10 сфирот сфиры Хохма дэ-Игулим, которые получают от 3 первых сфирот сфиры Хохма дэ-Ёшер, то обязательно этот свет проходит через 7 нижних сфирот сфиры Кэтэр дэ-Ёшер. Так как 3 первые сфиры из сфиры Хохма дэ-Ёшер обязаны получить от 7 нижних сфирот сфиры Кэтэр дэ-Ёшер и передать в 10 сфирот сфиры Хохма дэ-Игулим. Получается, таким образом, что 7 нижних сфирот сфиры Кэтэр дэ-Ёшер соединяют 10 сфирот сфиры Кэтэр дэ-Игулим с 10 сфирот сфиры Хохма дэ-Игулим. И то же – между Хохмой и Бина, и то же – далее.

4. Пояснение. Кав, который являет собой свет Ёшер, словно пробивает верхние части Игулим и проходит сквозь Игулим, спускается и протягивается до Сиюм, т. е. до центральной точки. Но, безусловно, не говорится тут о местах или площадях. И чтобы понять это, следует знать, что нет никакого раскрытия света в мирах, ни в высших, ни в низших, который бы не протянулся из Бесконечности, находящейся выше сокращения. И свет обязан распространиться и пройти через все те ступени и миры, которые находятся между миром, который получает это раскрытие света в себе, и миром Бесконечности, который выше сокращения.

И уже известно нам, что не существует исчезновения в духовном, и потому невозможно сказать, что это раскрытие – дополнительный свет, распространяющийся по ступеням, исчезает с первой ступени в момент прихода на вторую, и исчезает со второй в момент прихода на третью. По примеру материального объекта, переходящего с места на место, чего не бывает в духовном вообще. Поскольку не действует в нем исчезновение, и он обязан остаться на каждой ступени, через которую проходит по пути. А его приход на вторую ступень подобен зажиганию свечи от свечи, и первая при этом не теряет ничего. Т. е. при раскрытии света, пришедшего на некую ступень в мире Асия, его удостаиваются прежде все ступени в мирах: от мира Бесконечности, находящегося над сокращением, и до получающего, который находится в мире Асия.

В связи с этим находим, что свечение прямого Кава обязано пройти через келим дэ-Игулим. Иными словами, келим дэ-Игулим предшествуют каву, потому что келим дэ-Игулим родились сразу при сокращении. А келим дэ-Ёшер вышли затем с кавом, и потому это свечение, проходящее между ними, не исчезает оттуда никогда, т. к. нет исчезновения в духовном.

И ещё следует знать, что при распространении света с места на место, о котором мы говорим, есть два способа остаться в том месте, через которое проходят. Один способ – это ?остаться постоянно?, что означает, что он смешивается и объединяется со светом, уже находящимся там, и они соединяются в одно целое, как если бы всегда были едины. И второй способ – когда он ?остаётся временно?, т. е. он не смешивается и не объединяется со светом этой ступени в одно целое, а находится там обособленно, сам по себе. И это то, что говорит Ари, что ?этот свет Кава, который проходит через ступени Игулим, не ?остаётся постоянно?там, а только ?остаётся временно?. Чтобы объяснить нам, что он не смешивается со светом Игулим в одно целое, а находится там обособленно. И это то, что уточняет Ари в словах ?и проходит?.

Смысл в том, что свет в каве предшествует свету в Игулим, т. к. Игулим получают свой свет только от света Кава. И потому свет Кава гораздо важнее, чем свет Игулим, и поэтому он не смешивается со светом Игулим. Свет Кава называется свет Руах, а свет Игулим называется свет Нэфеш.

5. Всякое распространение высшего света к творениям называется спуском. Это означает, что при распространении он приобретает дополнительную авиют, огрубляется. И как уже известно, самый чистый, тонкий означает ?верх?, а самый грубый, с наибольшей авиют называется ?низ?. Но поскольку свет при распространении приобретает дополнительную авиют, поэтому он ?спускается сверху вниз?.

И смысл того, что свет при распространении становится более грубым, заключается в том, что он распространяется в последовательности 4 стадий. Начиная со стадии Алеф, до прихода и ударения в экран, находящийся в стадии Далет, и потому он становится более ав – грубее. Потому что стадия Алеф самая чистая, тонкая из всех, за ней стадия Бэт и т. д. до стадии Далет, самой грубой из всех (см. ч. 1, гл. 1, п. 50, со слов ?и смысл?).

6. Свечение Ёшер выражается словом ?протянулся?, а свечение Игулим – словом ?округлился?(см. выше, п. 100).

7. То есть до стадии Далет в Игулим, которая называется ?центральная точка?. И она является тем материальным шаром, который находится в Олам аЗэ – в этом мире. Созидательное свойство, присущее миру Адам Кадмон, изначально распространялось до Олам аЗэ. Но после того как произошло второе сокращение, называемое миром Некудим, поднялось окончание созидательного этого свойства мира Адам Кадмон в точку Олам аБа – будущего мира, место которой – выше мира Брия, как будет рассмотрено в соответствующем месте.

Каждый мир и каждая сфира состоят из 10 частных сфирот, состоящих, в свою очередь, из 10, и т. д. до бесконечности. Сфирот дэ-Игулим окружают одна другую подобно кольцам в луковице

Ари

7) В каждом мире есть свои частные 10 сфирот, и каждая частная сфира, что в каждом мире, состоит из 10 частных подсфирот8, и все они – словно кольца луковицы9, одна внутри другой. Подобно изображению небесных сфер.

Бааль Сулам

8. Смысл взаимовключения сфирот можно понять в соответствии с известным законом, что нет исчезновения в духовном. А каждый свет, переходящий с места на место, приобретает своё место навеки во всех тех свойствах, через которые проходит (см. выше п. 4, со слова ?пояснение?). И поскольку каждая нижняя сфира создаётся из высшей сфиры, как причина и следствие, то считается нижняя проходящей через высшую.