У любой сущности, вступающей во взаимодействие с «другими», наряду с правами, должны быть и обязанности.
А вот, по поводу обязанностей людей, берущих на себя власть над «другими», ни в одном словаре, энциклопедии, ничего не говорится. Власть имущие имеют только права, а, вот, обязанности достаются «другим», которые должны эти права реализовать. То есть, «другие» должны подчиняться, выполнять распоряжения, исходящие от власть имущих.
Именно, такой подход к пониманию власти, и порождает коррупцию. Имея только права и не имея никаких обязанностей, чиновники от власти стараются не подчиняться законам. Закон – это – обязанность каждого члена общества исполнять что-то. И, если на словах – закон писан для всех, в том числе, и для власть имущих, то, реально, на деле – чиновники закона не исполняют. Это – одна из причин антагонизма, который существует между властью и людьми.
Понятие «власть» необходимо употреблять вместе с понятием «человек». Поскольку, именно человек выполняет определённые действия, относится определённым образом к «другим», в том числе, и к людям, что позволяет понять, каков он – человек, какова его сущность, каковы цели его жизни.
По сути дела, власть – это средства взаимодействия человека с «другими». И, проявлять власть человек может по-разному, и разные люди по-разному могут проявлять власть. И всё зависит от того, какие жизненные цели для человека являются главными.
Коррупция – это средства жизни людей, главными целями которых являются материальные блага. Понятно, что, если власть позволяет себе распоряжаться жизнью «других», без учёта целей «других», то, люди, обременённые материальными целями, рвутся к власти, чтобы беспрепятственно, на «законных» основаниях, иметь возможность реализовать свои личные, материальные цели.
Вся борьба с коррупцией, которая ведётся во всём мире, не даст эффекта, пока люди не поймут истинную сущность Жизни, не поймут, для чего человек – на земле, в чём смысл жизни человека, кто он – истинный человек, как личность. Пока не научатся формировать истинного человека. Только личность – истинный человек, сможет использовать власть по её истинному назначению. Только личности во власти смогут построить на земле истинную Жизнь. Только личности смогут обеспечить на земле счастливую жизнь, поскольку, истинно счастливым может быть только человек, который может создавать и отдавать созданное «другим».
То, что ни власть, ни люди не понимают своей целостности с Жизнью (и друг с другом), способствует деградации общества, в целом. Как мы уже отмечали, развитые материальные потребности и стремление, главным образом, к их удовлетворению, приводит к расколу личности, к раздвоению, к развитию невроза. Поэтому, можно утверждать, что, в наше время, больно всё человеческое общество.
Науке и учёным отводится ведущая роль в жизни общества. Поскольку, именно учёные разрабатывают теоретические основы различных сфер жизни людей, строят модели, которые люди потом внедряют в жизнь. По «правильному» – именно учёные должны стоять во главе государства. Об этом говорил ещё Сократ. Но, во времена Сократа учёные были философами, людьми широкой эрудиции, глубоких знаний. В наше время наука (в том числе и философия) настолько измельчали, раздробились, что, найти человека, который был бы сведущ и имел глубокие знания в разных областях человеческой жизни, практически, невозможно. К такому состоянию науку привели люди, которые и себя раздробили, и людей разделили на отдельные группы, и разделили человека на части, что не позволяет создать на земле счастливую жизнь.
Работая много (тридцать) лет над проблемами потребностей, развития, формирования личности, как отдельными научными проблемами, мы, вроде бы, совершенно случайно, а, на самом деле – закономерно, познакомились с Библией, и, начав изучать её, поняли, что в Библии изложены все научные знания, в том числе, и знания по тем научным проблемам, которыми мы занимались. Но, мы поняли и другое: эти знания смогут увидеть и вычитать только люди, подготовленные к этому.
Это произошло более пятнадцати лет назад. Тогда мы создали «Теорию Жизни, как всеобъемлющую теорию развития». Именно, эта теория позволяет понять и ответить на многие вопросы, связанные с глубоким кризисом, в котором уже длительное время пребывает человечество. Эта теория также даёт выход из кризиса. Поэтому, её изучение всеми людьми необходимо, чтобы помочь людям, живущим на земле, начать жить счастливо.
К вопросу о видах власти
Говоря о власти, мы имеем в виду всех людей, берущих на себя функцию управления развитием «других». При этом, человек может быть назначен на ту или иную должность, где предполагается осуществлять управление жизнью, развитием «других». И – тогда, он должен взять на себя ответственность за осуществление процесса развития и получения эффекта развития.
Человек может стать родителем, и, именно, поэтому, должен взять на себя право управлять процессом развития ребёнка. Власть и «другие» – это две стороны одного и того же. Если речь идёт об управлении развитием детей – тогда, понятно, что необходимо говорить о родителях и детях, о воспитании детей, о взаимодействии родителей и детей, целью которого будет достижение наивысшего эффекта развития одной и другой стороны. И, этот эффект развития должен обеспечить тот, кто берёт на себя власть, право управлять этим процессом. Есть люди, которые «родительство» понимают, как унижение ребёнка. Их цель – заставить ребёнка подчиняться. Послушный ребёнок – мечта многих родителей. При этом, они не понимают, что не создают ребёнку условий для развития у ребёнка самостоятельности, инициативности, активности. Такие родители тормозят развитие ребёнка.
Послушный ребёнок – в будущем – несчастный человек. Потому, что он не умеет самостоятельно принимать решения, не может мыслить, анализировать, привык, что за него, вместо него это делают «другие».
Если говорить о семье, то, и здесь достаточно часто идёт спор между мужем и женой – кто будет «главным», то есть, кто будет управлять развитием всех членов семьи. Все попытки обосновать необходимость подчинения кому-то заканчиваются ничем, поскольку, понять, кто будет в семье лидером, можно только в том случае, если знать цели, которые ставят люди, создавая семью. И, чтобы ответить на вопрос о лидере в семье, надо понять, сможет ли человек, претендующий на лидерскую позицию, создать условия для реализации целей, стоящих перед семьёй. К сожалению, люди не ставят так вопрос. И, идут не от сущности власти, как управлении развитием, а, от понятий «мужчина» и «женщина», и спорят, кто – главнее, важнее, кто без кого не сможет обойтись.
При этом, потому и стремятся к лидерской позиции, чтобы иметь возможность подавлять «других», заставлять «других» выполнять их волю, желания, распоряжения. При этом, и не думают об ответственности, которая на них налагается функцией власти. Если в семье встречается человек, который привык, что им управляют, ему приказывают, тогда, это облегчает стремление другого супруга взять «власть» в свои руки. И, если это – мужчина, то, жена, которая управляет мужем, его не уважает, называет «тряпкой». К тому же, такой человек, став мужем, продолжает подчиняться своим родителям, и это вызывает дополнительные конфликты и неуважение к нему, потому, что жена считает его «маменькиным сынком».
Есть много людей, которые целенаправленно стремятся к власти. Их называют карьеристами. Такие люди имеют цель получение власти над «другими». При этом, можно смело утверждать, что, такие люди имеют, в качестве смысла жизни, стремление удовлетворять свои личные, главным образом, материальные потребности.
Люди, стремящиеся к власти, не воспринимают себя, как неделимую целостность с «другими», и не рассматривают власть, как способ создать условия для жизни, развития «другим». И, безусловно, они не предполагают ответственности, которую берут на себя вместе с властью.
При этом – к власти могут стремиться люди, имеющие разный возраст, разное социальное положение, образование, разный социальный статус, разные должности, разный реальный уровень интеллектуального развития.
Но, стремление отвоевать у «других» право командовать, повелевать, унижать, уничтожать развивается только у людей, стремящихся к приобретению материального лично для себя. Тогда, только унижая, уничтожая «других», человек приобретает ощущение своего величия, значимости. Пусть, реально это – не так. Но, человек не видит, не понимает этого. Он становится «правым», «умным», «значимым», «великим» в своём собственном сознании – и ему этого достаточно для жизни.
Кто попадает под влияние власти? Люди, удовлетворение потребностей которых зависит от того, кто наделён (или – имеет, взял самостоятельно) властью. Люди попадают под влияние власти, которую представляют государственные чиновники – ведь, государство (то есть, чиновники) создаёт людям условия для жизни. Государство предоставляет людям возможность работать, получать зарплату, пенсию. Если условия жизни, которые создает людям власть, их не удовлетворяют, приходят в противоречие с их представлениями о жизни, люди «бунтуют». «Бунты» власть стремится «подавить» – для этого использует разные средства. Бунты надо было бы не подавлять, а проанализировать причины их возникновения. В наше время люди недовольны тем, как удовлетворяются их материальные цели. Власть должна разъяснять людям, что не может быть смыслом жизни человека стремление к материальным ценностям, должна создавать условия для всестороннего развития человека, формирования личности из каждого. Но, для этого, у самой власти должно быть, в качестве смысла жизни, стремление обеспечить условия для развития каждого. В наши дни, к сожалению, у власти в качестве смысла жизни сформировано стремление иметь как можно больше денег. Деньги и другие материальные ценности порабощают людей, вынуждают их пресмыкаться перед тем, кто их обеспечивает деньгами, вынуждают подчиняться тем правилам, которые им навязывают люди, дающие им деньги, формируют ненависть, жадность, зависть и другие безнравственные качества.
Безусловно, понятно, что люди, выделяющие, в качестве смысла жизни, материальное начало – «расколотые» личности. Потеряв целостность с «другими», люди начинают использовать, в качестве средств жизни, неуважение к «другим», пренебрежение ими, унижение «других», что приводит к развитию невроза.
Невроз рассматривают, как заболевание. Но, это – не так. Невроз – это способ жизни человека. При этом, в зависимости от того, какие способы жизни использует человек, как долго он ими пользуется, у него развиваются разные виды невроза, и он, как невротик, находится на разных стадиях развития. Но, стремление унижать «других», приказывать, кричать, сплетничать о «других», завидовать «другим» – это средства, которыми пользуются люди, находящиеся у власти, имеющие, в качестве смысла жизни, удовлетворение своих личных, материальных потребностей.
В зависимость от власти многие люди попадают сами, сознательно. Они начинают желать того, удовлетворение чего зависит от «других». Под власть родителей попадает ребёнок, который хочет иметь те или иные материальные ценности, приобрести для него которые могут родители. При этом, родители, удовлетворяя материальные потребности ребёнка, считают, что приобретают право командовать, кричать на него, унижать, оскорблять, расстраивать его нервную систему.
В зависимость от мужа попадает жена, которая имеет развитые материальные потребности, удовлетворяет которые муж. Или – наоборот, жена получает власть над мужем, который зависим от неё в удовлетворении тех или иных его потребностей. Можно сказать, что к унижению «других» прибегают люди убогие, недостаточно развитые, безнравственные. Только унижая «других», они возвышаются в своём собственном сознании, реально оставаясь «деградантами». И, не понимают, что, унижая «других», человек, прежде всего, унижает сам себя, поскольку, он – по структуре – неделимая целостность «Я» с «другими».
Потребность во власти может начать развиваться у ребёнка, который испытывает на себе влияние средств, используемых родителями с «расколотой» личностью. Как было показано выше, человек – это потребность, которая развивается, живёт, формируется путём взаимодействия с «другими». Стремясь реализовать свои материально-энергетически-информационные цели, человек, в качестве средств, использует «других» – различные формы Жизни. Развитие маленького ребёнка осуществляется в процессе взаимодействия с родителями, использующими по отношению к нему те или иные средства. Именно, эти средства и приводят к развитию у ребёнка тех или иных целей. Именно, во взаимодействии с родителями ребёнок черпает представления о средствах реализации своих целей.
Цели: унизить «другого», отобрать у «другого», уничтожить «другого» появляются у ребёнка в результате взаимодействия с людьми, которые используют эти средства во взаимодействии с «другими», и, в частности, с самим ребёнком. И, тогда, его отношение к «другим» выступает, как месть, за те унижения, которые он испытывает во взаимодействии с «другими». Ребёнок начинает применять в своей жизни те средства, знания о которых получил от «других» – родителей, других взрослых людей или детей. Их применение приводит к развитию, формированию целей, адекватных этим средствам. Они становятся сущностью ребёнка, которую он стремится проявлять всякий раз, вступая во взаимодействие с «другими». Поэтому, нередко можно наблюдать ребёнка, у которого сформирована потребность во власти. Естественно, со временем, она развивается и определяет всю дальнейшую жизнь ребёнка. Смыслом его жизни становится приобретение власти над «другими». Опасность этих людей в том, что, достигнув власти над небольшим количество людей, они изыскивают способ найти место во власти, которое позволяло бы им командовать, «управлять» ещё большим количеством людей. Прорываясь к власти, они на своём пути уничтожают всех, кто им мешает. Дорвавшись до власти, они уничтожают всех, кто более талантлив, умён, нежели они. Тем самым, они провоцируют застой в развитии всего общества, в целом.
Власть бывает официальная, которую человеку даёт общество, государство. Людей, находящихся в этом статусе, называют чиновниками. Многие люди с расколотой личностью рвутся занять чиновничьи места. Места чиновников дают человеку много привилегий – эти привилегии придумали сами себе чиновники. Как люди попадают в чиновники – известно. Как правило, нечестными путями – путём подкупа, взяток, шантажа, уничтожения конкурентов и т. п.
Властью наделяются руководители различных рангов – им власть полагается в связи с занимаемой должностью.
Власть, как мы уже говорили, берут на себя родители – в связи с социальным статусом.
При создании семьи, нередко, кто-то из супругов или – оба – стремятся взять власть в свои руки.
Реальную власть над каждым человеком, над обстоятельствами, над всеми людьми планеты, имеет Жизнь – и люди об этом, нередко, забывают.
Кроме того, сами не желая того (не ставя это в качестве цели), реальную власть над людьми, обстоятельствами, обществами, всем человечеством имеют люди, развивающиеся, как личность, дошедшие в своём развитии до уровней творческих, талантливых, гениальных. Они приняли цели и смысл Жизни, они становятся средствами Жизни, Жизнь помогает им реализовать поставленные ею же цели.
Поэтому, именно формирование каждого человека, как личности, создаст условия для реализации цели иметь власть над «другими». Но, это уже будет стремление человека создать условия для развития «других», которые – неделимая целостность с ним, и, следовательно – это будет стремление к самосовершенствованию, к постоянному развитию, чтобы сделать свою жизнь и жизнь на земле счастливой.
Люди, реализующие власть
Наш опыт общения с различными людьми на протяжении всей жизни, позволяет описать, как проявляют власть разные люди во взаимодействии с различными «другими».
Как мы показали выше, бывают различные категории людей, получающих (берущих на себя, отвоёвывающих и т. п.) власть. Это – родители, супруги, другие люди, руководители, чиновники. В этой главе мы опишем, как проявляют власть разные люди, которые по той или иной причине оказываются во власти.
Как проявляют власть родители, супруги и дети
Когда деньги становятся смыслом жизни
Эти братья переняли способы взаимодействия с «другими» у мамы. Мама – сельская девушка, которая рано уехала в город, чтобы приобрести какую-нибудь профессию. После окончания училища стала работать на тяжёлой физической работе – она хорошо оплачивалась. Вышла замуж за односельчанина, который тоже перебрался в город. Но, они прожили недолго. А, когда родился ребёнок, мама отдала его на воспитание бабушке, которая продолжала жить в деревне. Сама Надежда жила в общежитии. Копила деньги на приобретение квартиры. Сына навещала время от времени. А, когда пришла пора идти ему в школу, она забрала его в город. Так как, жить с ребёнком было негде, она вернулась к мужу – за ребёнком там присматривала мать мужа. Плохо воспитанные родители общались друг с другом с помощью криков, «матов», унижений и оскорблений. В этой семье ни у кого не было уважения друг к другу. Зато, Надежда обнаружила, что, возникающие у ребёнка в школе проблемы, она может решать с помощью подачек учительнице, директору школы. Так как, развитием ребёнка никто не занимался, учился он очень плохо. Зато, уяснил: если мама «откупается», то, и он может относиться к учительнице и к другим детям «свысока».
У него были постоянные конфликты с одноклассниками. Он стал заниматься спортом, и теперь уже, физически, мог одолеть каждого. Однако, это не прибавляло ума. Он, так, до конца обучения в школе, и не научился приобретать знания, а стремился занять определённый статус путём унижения «других».
Когда ему было шесть лет, родился Тихон. Он с самого начала не принял его – с рождением младшего брата родители стали уделять ему меньше времени.
Мы встретились с этой семьёй, когда Тихон должен был пойти в школу. Нас поразил низкий уровень развития интеллекта Тихона. Он совершенно не был подготовлен к обучению. Мама и привела его к нам, чтобы мы «подготовили его к обучению в школе» – за полмесяца до начала сентября!
Уже тогда, в первую встречу с Тихоном, можно было предвидеть, какие трудности возникнут у него в школе. Однако, мама имела опыт взаимодействия с воспитателями, думала, что сможет «подкупить» учительницу, руководство школы. Как и мама, Тихон считал, что «мама всё уладит».
Братья почти не знали друг друга, но, и мать почти не знала своих детей. В то лето, когда она обратилась к нам за советом, старший сын отдыхал в Болгарии. Когда вернулся из поездки и пришёл ко мне, я поняла: ребёнок неуважительно относится к людям, считает, что всё можно «купить», всех можно «купить» – так же рассуждала и мама.
Отношения между братьями были ужасными: старший избивал Тихона до крови. Однако, именно, Тихон его и провоцировал на такое к себе отношение. Оба ребёнка были жестокими. Не умели поставить себя в позицию «другого», посочувствовать, не умели сопереживать. Но, где они могли этому научиться? Мать бросала их, как кутят, когда они ей мешали. Они и сейчас ей мешали. К тому же, она не знала, как их развивать, она не могла научить их жить – понимала, что так, как живёт она – это не лучший способ прожить свою жизнь.
Она продолжала «бросать» младшего ребёнка то к своей матери, то к родителям мужа. Но, что могли дать ему два пожилых сельчанина? А, папа их работал, продолжал пить, как и раньше. Тихон, в то лето, когда мы встретились с ним, почти три месяца жил у отца. Развитием ребёнка никто не занимался. Забота бабушки – накормить ребёнка. Чем он занимается целый день, проводя время на улице, никого не интересует. Мама продолжает зарабатывать деньги – надо купить мебель. Она ездит на машине – нужны деньги и на бензин. Мне казалось, что Тихона не должны были, исходя из его уровня развития, принять в школу. Однако, в наше время в школу принимают без диагностики уровня развития – по возрасту, физическим показателям – росту, весу. Не подготовленный к обучению в школе – ни по интеллекту, ни по волевым, нравственным качествам, Тихон стал учиться в школе.
Что тут началось! Ребёнок не захотел учиться. Поскольку, учиться – это значит – подчиняться требованиям учителя, это значит – заставлять себя трудиться. Ребёнок, привыкший к безделью, привыкший самостоятельно распоряжаться своим временем, не умеющий подчинять свои потребности потребностям окружающих людей, требующий от родителей, других родственников игрушек, мороженого, и не отдающий ничего взамен, не захотел утруждать себя какими-то, «нужными учительнице», делами. Он стал во время уроков «уползать» из класса. Гулял по коридору, пока, однажды, его там не обнаружила директор школы. Вернула в класс. Учительнице сделала замечание. Не стала выяснять, почему ребёнок, вместо обучения, развлекается. Учительница пригласила маму в школу, дала ей информацию, что ребёнок не хочет учиться. Мама это знала сама. Но, поняла, что упустила время в развитии ребёнка, когда ему надо было давать готовые знания о Жизни, об отношениях с различными «другими», о предметах, с которыми он встречается. Как родитель, она должна была подготовить ребёнка к школе. Должна были сформировать у него представление, что учительница – тот человек, который научит читать, писать, общаться. Всего этого мама не знала, не задумывалась о последствиях, к которым может привести отсутствие у ребёнка элементарных знаний, которые именно родители и должны были ему дать.
Уже к концу второй четверти Тихон попал в больницу со «срывом» нервной системы. В школе теперь уже начались настоящие «баталии» – как с одноклассниками, так и с учительницей. От отчаяния учительница била Тихона головой об дверь, чтобы он не выходил из класса во время уроков. Во время перемен, между уроками, Тихон избивал более слабых детей. Сам он был физически крепким ребёнком: мама, посещая два раза в неделю бассейн, брала его с собой. Он научился плавать. Она записала («устроила») его в группу, где он занимался дзю-до (чтобы его приняли в секцию, она подключила своих знакомых – здесь, как и в других «делах», она продолжала использовать «связи» – это позволяло ей в своём сознании быть особенной, необычной).
В больнице, куда она «устроила» Тихона «по блату», его продержали пять дней. Вместо лечения, он бегал по коридорам, навещал в других палатах детей, дрался, кричал. На все замечания персонала не реагировал – ведь, его мама «не позволит, чтобы ему мешали делать то, что он хочет». Мама даже не навещала Тихона в больнице – видимо, понимала, что его могут выписать сразу же, как только она там появится. В конце концов, ей позвонил главврач – знакомый, который, извинившись, что не может продолжить лечение Тихона, просил маму забрать его из больницы. Стал вопрос о том, чтобы обучать ребёнка на дому. Однако, учительница, которая стала приходить к Тихону, выдержала общение с ним всего в течение двух дней. Он не хотел учиться, и категорически отказывался выполнять её задания. Он «нырял» под стол за кошкой, и оставался там, начиная играть с машинками, другими игрушками, которые туда заранее складывал. То же самое происходило и в школе. Но, надо было отдать должное Тихону: он умело лгал матери, настраивал её против учительницы, говорил, что она его бьёт. Мать начала выяснять отношения с учительницей, обвиняя её в грубом обращении с сыном. Учительница отказалась обучать Тихона. То же произошло и со второй учительницей. Когда мать поняла «хитрости» и «подлости» своего сына, она начала его избивать. Вызвать у ребёнка потребность учиться эти средства не могли. Через какое-то время ребёнок снова попал в больницу.
Мать обратилась к нам за помощью. Но, чем мы могли помочь маме и сыну? Предложили продолжить лечение, только, теперь уже не в больнице, а дома. В школу ходить Тихон отказывался – не помогали уговоры, побои. Мама заходила в школу, брала программные материалы, наняла учительницу, которая была на пенсии, чтобы та пыталась обучать ребёнка на дому. Учительнице мама платила деньги, поэтому, та уделяла общению с ребёнком два-три часа в день. В конце концов, и она отказалась от взаимодействия с ним. Сослалась на «слабое здоровье». Подошли летние каникулы. В школе поставили вопрос о том, чтобы мама перевела ребёнка в другую школу – или они будут собирать документы, чтобы поставить Тихона на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних. Мама и сама понимала, что Тихон не сможет учиться дальше у этой учительницы. При этом, обвиняла учительницу в плохой профессиональной подготовке. Хотя, безусловно, именно она и была виновата в том, что происходило с её ребёнком. Мы ещё раз убедились, что, прежде, чем родить ребёнка, супруги должны создать семью, и подготовиться к развитию своего будущего ребёнка.