Мигель Severo
Планета Афон. Восхождение
«Всё тайное рано или поздно становится явным».
[Сократ, V век до Р. Х.]Дай, Бог, друзьям моим здоровья,От зла и боли сохрани.И самой искренней любовьюИ добротой наполни дни.Для сердца дружбы нет дороже,В ней свет надежды как броня.Дай, Бог, друзьям моим хорошимДрузей таких, как у меня.«Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ста-вит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».[Евангелие от Луки, гл. 8; 16–17].Да, трудно избежать для множества людейВлиянья творчеством отмеченных идей,Влиянья Рудиных, Раскольниковых, Чацких,Обломовых!Гнетут!..Не тот же ль гнёт цепей,Но только умственных, совсем не тяжких, братских…Художник выкроил из жизни силуэт;Он, собственно, ничто, —Его в природе нет!Но слабый человек, без долгих размышлений,Берёт готовыми итоги чуждых мнений.А мнениям своим нет места прорасти, —Как паутиною все затканы путиПростых, не ломаных, здоровых заключений.И над умом его —Что день, то гуще тьмаСозданий мощного, не своего ума…[Константин Случевский]Светлой памяти протоиерея Всеволода /Чаплина/, моего друга, идейного вдохновителя, духовного наставника и соавтора; и моих предков, прошедших горнила Крымской, Русско-Турецкой, Русско-Японской, Первой Гражданской, Халхин-гола, Корейской, Афганской, Первой и Второй Мiровых войн, а также нацистские и сталинские истребительно-трудовые лагеря, посвящаю.
Автор выражает искреннюю благодарность доктору исторических наук Винокурову Николаю Игоревичу, кандидату исторических наук Косоруковой Марии Ивановне и Стрижову Юрию Васильевичу за предоставленный обширный материал по истории государства Российского.
Также автор сердечно благодарит фотохудожника Георгия Елади, Владимира Хохлова и Татьяну Воронину за любезно предоставленный фотоматериал и увлекательные рассказы о зарубежных вояжах, используемые в книге.
* * *© Мигель Severo, 2022
© ООО «ТД Алгоритм», 2022
Глава I. «Сожжённые хижины»
– Матушка, меня поручили некоему Иисусу, и когда мы вошли в Иерусалим, толпы народа говорили мне, восклицая: «Хвала, хвала, благословен Грядущий во имя Господа, Хвала Господу на небесах!». И они устилали своими одеждами и ветвями дорогу передо мной!
Тогда мать сказала ему:
– Вернись в город, но на этот раз один.
На следующий день ослёнок отправился в город один и когда он вернулся домой, он был очень печален.
– Мама, этого не может быть! Меня никто не заметил, а когда обратили на меня внимание, просто выгнали из города!
Его мать посмотрела на него и сказала:
– Сынок, без Господа – ты всего лишь осёл.
Мораль: Иисус – это путь, истина и жизнь. Путь, поскольку через Него мы приходим к Отцу и обращаемся к Нему в молитве. Истина, понеже Он открыл нам истину и исполнил множество пророчеств. Жизнь, потому что мы можем жить вечно благодаря тому, что Он пожертвовал своей жизнью за нас.
* * *Святая Гора Афон – один из четырёх уделов Богородицы, представляет собой полуостров в северо-восточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики, далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря, где-то на 80 километров в длину и около 12-ти в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами.
В настоящее время Афон населён исключительно монахами и священнослужителями. На полуострове располагаются 20 монастырей и некоторое количество разнообразных монашеских поселений: скитов, келий и калив. Исторически на Афон ни под каким предлогом не допускаются женщины, а мужчинам нужно получить специальное разрешение, поэтому большинство туристов осматривают полуостров с воды.
Самая высокая точка, собственно гора Афон, возвышается в южной части Святой Горы на высоту 2033 метра над уровнем океана. Только взойдя на вершину, можно оценить захватывающую панораму всего полуострова.
В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался по-гречески Άθως (Афон).
Церковное предание повествует, что Матерь Божия, «приняв благодать Духа Святаго в огненных языках», готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что апостольская миссия предстоит Ей на другой земле. Корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю Четверодневному, попал в бурю и, гонимый волнами, причалил к Афонскому берегу.
Народ языческий с благоговением принял Царицу Небесную и слушал Ея проповеди, затем уверовал и крестился.
Многие чудеса совершила на Афоне Дева Мария, прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: «Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего». Потом, благословив народ, присовокупила:
«Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь Небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нём ходатаица пред Богом».
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.
Существует предание, что в 422 году было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Святую Гору лицам (и даже животным) женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.
В VII веке завоевание арабами-мусульманами Египта, Палестины и Сирии вынудило иноков этих стран и христиан-клириков покинуть свои земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора, определились в монастыри Византии, в том числе и на Афоне.
К IX веку царская грамота даровала инокам право преимущественно владеть Святой Горой. Численность монахов и отшельников многократно увеличивается; появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское.
Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204-61) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом. XIV столетие – время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан.
С крушения Византии в 1453 году наступает период турецкого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени афонским обителям материально помогает Русь, освободившаяся от ордынского ига.
В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжёлый период с лишением монастырей всех имений; положение усугубляли последующие восстания в 1770 и в 1821 годах. Только в 1832 году Греция становится независимой.
И только тогда для Афона наступает мирный период…
Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, являясь частью Греческого государства, где государственный язык – греческий. Карея – монашеский городок, как бы столица Святого Афона, расположена в самом центре полуострова на северо-восточном склоне Святой Горы. Слово это переводится как «орех», что подтверждается самой местностью, где произрастает много орешника.
Афон является монашеской республикой, причём в каждом монастыре свой устав. В Карее находится Протат, сиречь Кинот и выборный из Кинота совет – Эпистасия, и там осуществляется верховное самоуправление и суд. Кинот составляют антипросопы – доверенные лица, по одному из всех двадцати монастырей Святой Горы. В столице также находится и губернатор.
Карейский Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы – древнейший, по преданию основан в 335 году Константином Великим. В Х веке пострадал от пожара, но был восстановлен усердием императора Никифора Фоки. В XIII веке Собор был разоряем каталанцами и снова восстановлен ходатайством болгарских царей. Здесь сохранились фрески XIV века.
Афон передал свои уставы и заветы, свой дух и чин святым обителям христолюбивого отечества нашего. Дух и чин, правила и уставы Святой Горы пронизали всё церковное чинопоследование всех церквей святой православной Руси как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал, к осуществлению которого все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающего мiра.
Вся история человечества – сплошная иллюстрация того, что общество может благоденствовать лишь в ограде Заповедей Божиих. Преступая эту незримую ограду, общество сбивается с пути и пожинает катастрофические последствия. Парадокс: чем лучше наше настоящее, тем меньше думаем о прошлом.
Когда человечество в целом или отдельный народ удаляется от Бога, в это общество посылается вестник, который предостерегает его, сигналя о нависшей над обществом опасности.
В прежние эпохи, этих вестников называли Пророками. Сложилось определённое убеждение, что пророки – это некие медиумы, предсказывающие будущее. На самом деле – это обыкновенные люди, не облечённые ни внешней формой, ни полномочиями. Истинного пророка отличает мужество и великая жертвенность в отстаивании высшей Правды. Им дано предсказывать будущее, потому что они прозревают его в настоящем. Просто они хорошо познали человеческую натуру.
Известно, что Пророк и Креститель Господень Иоанн не предсказывал будущего, а только призывал народ к покаянию, сиречь изменению. На вопрос: Бог выступает за или против какого-то конкретного индивидуума? Ответ очевиден: принцип Божественной педагогики заключается в том, что если человек всегда сочетает свою волю с законом Божиим, то выбирает путь Благословения; если противится, то избирает путь проклятия и в конечном итоге страдания.
«Что смотреть вы ходили в пустыню? Трость ли ветром колеблемую?» [Лк. 7:24] – вопрошает Своих учеников Господь наш Иисус Христос, говоря об Иоанне Крестителе.
Бог не выступает против личности, как не выступал отец в притче «О блудном сыне» против сына, промотавшего часть имения; который заблудился, погряз в пороках, обнищал и сам осознал глубину своего падения. На вернувшемся сыне Отец не поставил вечного клейма, не наказал его, а возвысил.
Люди же в массе своей, единожды заклеймив, уже не готовы изменить своего мнения, независимо от того, какова дальнейшая линия поведения человека. Для них, как правило, по конкретному человеку вопрос решён окончательно и бесповоротно…
Вскоре после смерти царя Соломона, когда его царство разделилось на Израиль и Иудею, было положено начало распространению культа Ваала. Цари Израиля, боясь утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Это вело к забвению Единого Бога и замене Его языческими идолами. Уничтожалось богоучреждённое священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки.
Из Священного Писания известно, что во времена распространения в Израиле бесовщины при царе Ахаве «восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник» [Сир. 48: 1]. Пророк Илия бесстрашно обличал царя-идолопоклонника и вышел победителем. Слово Божие – это оружие против химер в борьбе, которая ведётся за человеческие души. Пророки отвращают от идолопоклонства и призывают к покаянию.
Но как сказано – «что было, то и будет» [Еккл. 1:9]. Надо помнить, что всякий плод на земле вынашивается терпением.
Размышляя о судьбах богохранимого отечества нашего, народ которого столетие назад отверг Бога истинного и ударился в ересь идолопоклонства и атеизма, Иван Ильин, в своей книге «Три речи о России», предвидя её будущее возрождение, отмечал:
«Никакой правитель, какой бы полнотой власти он ни обладал, каким бы верным сторонником национально-цветущей державной России он ни был, не вытянет тяжкий груз национально-государственных проблем, если не встретит внутреннего отклика от своего народа. Человек должен понять, что его судьба зависит от того, что он сам излучает в мiръ и притом во всех сферах жизни. Речь идёт об очищении, об оживлении его сердца, о его творческой самоотдаче. Только излучающее сердце способно обновить культуру; только в нём зарождаются новые творческие идеи.
Когда Россия „выйдет из-под развалин“, необходимо чтобы „каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости; и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мiрового соблазна и привели наш народ на гноище мiровой истории; и те несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не перестроить России – ни нам, ни нашим детям и внукам“».
И здесь мы снова и снова возвращаемся к вопросу о том, почему идёт такая ожесточённая борьба за прошлое России, вокруг исторических оценок? А всё потому, что это борьба вовсе не за прошлое – это борьба за будущее!
Историкам известно всё, но вопрос веры – уже к нам. Каких героев общество назначает себе в прошлом, таким оно и мыслит себе желаемое будущее. Или у нас в каждом городе будет стоять памятник супостату Владимиру Ульянову, или равноапостольному князю Владимиру. А вместе нельзя, не получается. Страна и народ до сих пор не сделали этот выбор. И поэтому Гражданская война в России (или Великая Отечественная, назовите, как хотите), начавшаяся в год крещения Руси, не закончилась до сих пор, потому что граждане страны не договорились о базовых ценностях – для чего они вообще существуют в её составе. Для спасения и созидательной жизни или для того чтобы покорить весь мiръ и установить комунизтический режим?
Учёные-историки много чего знают наверняка. В общих чертах они историю России познали. Любой учёный-историк занимается поисками ответов на вопросы «да» или «нет» – истинно или ложно некое высказывание о прошлом. И как только он получает этот ответ, его работа закончена. Однако общество, как правило, больше интересует хорошо это или плохо, а на эти вопросы отвечает уже само общество в своей совокупности, исходя из каких-то своих ценностных ориентиров на будущее.
К сожалению, люди живут не в объективной реальности, а в своих представлениях о ней. Так же и в отношении истории – они хотят не объективно знать о прошлом, а как оно сформулировано в общественной повестке и что считается правильным в данный момент. И в этом смысле гомо советикус не только никуда не уходит, но и воспроизводится, поскольку воспроизводится именно сталинская оптика взглядов на прошлое.
Что остаётся в голове у человека, не занимавшегося историей специально, а закончившего (весьма) среднюю советскую школу и прочитавшего, как подобает «культурной личности», определённое количество художественной литературы?
Была великая и могучая Киевская Русь, в которой всем заправлял всемогущий и единый киевский князь. Вся власть была в его руках, всё было отлично: государство расширялось, врагов регулярно побивали. Но потом князей стало много, и эти дураки разнесли великую державу на удельные лоскутья.
И стал народ до того хиреть, что пришли ордынцы и поработили его, а потом четверть тысячелетия помыкали им как хотели. Вот тогда уже собрали московские князья железной рукой это русское племя в свои ежовые рукавицы под своей вертикалью власти, и русский народ стал на эту вертикаль молиться, потому что без неё ему однозначно погибель.
Референдум о сохранении Советского Союза показал, что у четверых из пяти граждан «великого и могучего» после прочтения советского учебника именно это и остаётся в голове, если она вообще имеет месть быть. Но это мiровоззрение сталинское.
Киевская Русь не была единой монархической конструкцией – там не было даже монархического наследования власти. Огромную роль играли городовые общины, специфическую роль играло боярство. И это не было периодом упадка – это был период великого культурного расцвета, когда опробовались разные политические системы и юридические конструкции.
Сталинская система создана только для того, чтобы доказать необходимость для русского и сопряжённых с ним народов, что в такой исторической оптике великими историческими персонажами неизбежно оказываются Иван Грозный, Пётр I и Сталин. Причём малые народы появляются лишь в тот момент, когда Русь начинает ими интересоваться, а другой истории у них якобы не существует. В этой связи сильным понимается государство, способное творить насилие по произволу, а не по праву. Отсюда и нынешнее заискивание и раболепство перед США.
И пока не будет придумана новая трактовка истории России, а будет из всех щелей воспроизводиться эта сталинская оптика, аналогично будет воспроизводиться – в значительной степени и поэтому – безбожное сознание советскосоюзника.
Россия сегодня расплачивается за ту серьёзную ошибку, которую совершило советское руководство после Второй мiровой войны. Время показало во что вылилось сокрытие Советским Союзом правды об участии целого ряда европейских стран, и в первую очередь Україны, во Второй мiровой войне в составе нацистского блока. Многие из этих стран стали членами Варшавского договора о взаимопомощи, поэтому правда о бандеровцах и им подобных умалчивалась якобы во избежание разжигания межнациональной вражды. Вот почему сегодня весь мiръ наблюдает, как не выкорчеванные до конца семена нацизма, русофобии и ненависти ко всему русскому буйным цветом расцвели в европейских странах, в том числе и на Україне.
И здесь как раз необходимо отметить, что те самые «… несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не перестроить России – ни нам, ни нашим детям и внукам», играют немаловажную, если не главенствующую роль; что антисоветизм и антикомунизм плавно переродился в русофобию и ненависть ко всему русскому.
Военные победы составляют основу исторического самосознания любого народа и всегда овеяны романтическим флёром, а также идеологическим грузом. С точки зрения обывателя, сомневаться в реальности «великой победы» нет никаких оснований. Но идеологическое значение стало причиной того, что в околоисторической литературе вокруг неё началась весьма энергичная возня. Этим обусловлена необходимость разобраться, на чём основано наше знание о войне. Чтó добросовестный историк может утверждать совершенно точно, а что остаётся до сегодняшнего дня всего лишь мифом и почему.
Можно без преувеличения утверждать, что это было поистине эпохальное событие в советском периоде существования нашей страны. О ней слышали даже те, кто мирно дремал или резался в карты на уроках истории в окончательно средней школе. Советский народ под руководством комунизтической партии во главе с её мудрым руководителем разгромил гитлеровскую Германию. Это была «великая» победа советского оружия над «фашистской силой тёмной», полная, хотя не окончательная. Ибо как можно «ружьём победить идею»? Бред собачий.
Бывшие республики после обретения ими независимости одна за другой перестали праздновать навязанный советским режимом День Победы. Они прямо заявляют, что это была не их война, однако миллионы армян, узбеков, киргизов, українцев и других погибли, отстаивая имперские интересы Сталина в его схватке с бывшими приятелями – нацистской Германией.
Большинству советскосоюзников «великая победа» рисуется как безоговорочное превосходство комунизтического строя перед «загнивающим» капитализмом. Равно как и разбазаривание наворованных денег из казны на всевозможные «бесплатные» услуги производило впечатление неоценимой «заботы» комунизтической партии о благополучии советских людей.
Пока золотой запас в казне не иссяк… После чего началось самое интересное. Стали распродавать исконно русские земли за кредиты. За $30 сребренников. За чечевичную похлёбку.
Сколько сломано копий по поводу Крыма, который после Второй мiровой войны был передан в состав Україны, а затем вернулся на историческую родину. Однако мало кому известно, что ещё «великий Ленин» получил кредит от соединённоштатников под залог Таврии для закупки паровозов и тракторов. Уже тогда замышлялось уничтожение крестьянства как класса так называемой коллективизацией сельского хозяйства.
Во время войны долг по кредиту вырос за счёт ленд-лиза, но бывший уголовник товарищ Сталин хорошо усвоил в Туруханской ссылке, как можно «кидать» доверчивых кредиторов.
После большевистского переворота Российская империя получила официальное наименование РСФСР. Поэтому и Крым был заложен в банк Рокфеллера от имени правительства как раз этого псевдогосударства. После образования Союза Советских Социалистических Республик, юридически РСФСР стала всего лишь его частью, равно как и Українская ССР. И появилась правовая возможность «забыть» о долге.
Как известно, в римском праве существует положение «Cessante causa, cessat effectus» – с прекращением причины прекращается действие. Поэтому и состоялась передача Крыма в состав Україны, так как она не подписывала никаких договоров и никому ничем не обязана. Но, как оказалось, до тех пор, пока не объявила о своей незалэжности.
Оборвав все связи с Россией, прежде всего экономические, Україна стала, по сути, пустышкой, живущей за счёт иностранных кредитов. Поначалу содержание «братского» народа легло на плечи Российской Федерации. Но когда это потянуло российский корабль ко дну, от балласта решили избавиться. Камнем преткновения оставался Крым, и была придумана очередная «рокировка» в полном соответствии с международным правом.
Таким образом, и овцы сыты, и волки целы.
А вот заокеанским ястребам подобный ход не пришёлся по душе – оставаться в дураках они не привыкли. Против России фактически развязана Третья мiровая война, только не горячая, а холодная. Что ж, нашему народу к войнам не привыкать. Гитлер даже сумел объединить народы нашей страны под сталинскими знамёнами.
Божиим промыслом Таврия не стала Новой Калифорнией. Как и Южные Курилы не стали японскими северными территориями, хотя вполне могли ими стать всего лишь за $28 миллиардов. А там, глядишь, и карелы за $15 миллиардов воссоединилась бы с «братским» финским народом. Россия ба-а-а-альшая, от неё не убудет. Зато овцы сыты… вернее сказать бараны…
Про американскую «лунную эпопею», снятую в Голливуде, говорено-переговорено и опубликовано столько, что Вавилонская башня отошла на третий план в сравнении с ней. Ядерная афёра в «лихие 90-е» из этой же серии – накормить овец. Уже трудно представить, что столетие назад Россия кормила всю Европу и за каких-то полвека «комунизтического рая» стала закупать продовольствие, продавая национальное достояние…
Должен заявить со всей ответственностью, что нет лучшего лекарства для того, чтобы избавиться от «сталинской оптики», чем паломничество на Святую Гору Афон. Если сравнить его территорию [335 км²] с территорией даже нынешней «урезанной» России [17 125 191 км²], то возникает резонный вопрос: «Почему же монахи-святогорцы не распродают свою территорию на прокорм души и тела?» Уступая России по территории более чем в пятьдесят тысяч крат, в отличие от «дарагих расеян» они вполне обеспечивают себя всем необходимым. Парадокс!
Человек никогда не должен стыдиться признаваться в своих ошибках. Ибо, признаваясь в них, он признаётся в том, что сегодня стал мудрее, чем был вчера. К сожалению, о советско-союзниках этого сказать нельзя, даже с большой натяжкой. Столетие воинствующего атеизма не прошло даром, а когда Всевышний Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.