Персы и византийцы были намного прогрессивнее народов соседних стран, но бремя продолжительных войн, с одной стороны, и набеги кочевых тюркских и хазарских племён, с другой – стали разрушительными для Персии и Византии. Это позволило мусульманам преуспеть в привлечении народов этих стран к исламу.
В шестом году хиджры, к концу 627-го – началу 628-го г. н. э., пророк Мухаммед (с) отправляет послов к правителям стран-соседей первого мусульманского государства, таким как Кобт (Египет), Шам, Йамама, Оман, Бахрейн, Абиссиния, Византия, Персия, чтобы призвать их принять ислам. Правитель Кобта (Египта) не принимает ислам, но отправляет Пророку (с) почтительное письмо и дары. Правитель Абиссинии принимает ислам. Правители Шама, Йамамы, Омана, Бахрейна не пожелали и оставили письмо безответным. Византийский император Ираклий отказался принять ислам и отправил гонца обратно с соответствующим письмом[18].
Персидский шахиншах Хусрав Парвиз, получив письмо посланника Аллаха (с), разрывает его на части и произносит: «Он мой подданный, как он посмел написать мне такое письмо?» После он отправляет письмо своему наместнику в Йемене Базану, чтобы тот отправил за «этим выходцем из Хиджаза» двух силачей «связать и привезти»[19] к нему (к Хусраву). По преданию, во время посещения йеменских гонцов пророка (с) архангел Джебраил оповещает посланника Аллаха (с) о смерти Хусрава Парвиза от рук его сына Шеруя. Пророк (с) сообщает об этом йеменским гонцам и наставляет их призвать Базана принять ислам: «Расскажите (т. е. оповестите правителя Йемена об убийстве Хусрава Парвиза. – Д. Д.). И передайте [ему] и другие слова, которые я скажу: “Если станешь мусульманином и присоединишься ко мне, оставлю Йемен тебе и сделаю тебя падишахом над теми высокочтимыми людьми Йемена, кто там находятся с тобой. А если откажешься, Всемогущий Бог даст земли Йемена и всего Аджама моим умматам (последователям. – А. Ш.), и моя религия одержит победу во всех этих краях”».[20] Гонцы, вернувшись к Базану, передают ему наставления пророка (с). И спустя некоторое время, получив письмо от Шеруя об убийстве Хусрава и восхождении на престол Шеруя, йеменский наместник Базан присягает Единому Богу и принимает ислам. Затем приверженцы ислама совершают походы в соседние страны, в том числе и в Персию. Мусульманские войска одерживают победу в сражении с Персией, и 400-летнему правлению Сасанидов приходит конец.
Ещё до полного завоевания Аравийского полуострова – Хиджаза, Неджда, Хадрамавта и Йемена военные силы общины единоверцев и примкнувшие к ним бедуинские племена совершали набеги на цивилизованные соседние страны. Процесс завоевания арабами широких простор Азии, Африки, Европы можно разделить на несколько циклов. Первый этап завоеваний происходил во времена правления первых трёх халифов – Абубакра Сиддика (632–634), Умара ибн Хаттаба (634–644) и Усмана ибн Аффана (644–656). А в середине VIII в., во время правления Омейядов (661–750) и Аббасидов (750–1258), территория исламского халифата уже простиралась от Андалусии до Центральной Азии и западной части Индии.
По мнению академика Б. Гафурова, причиной такого стремительного распространения ислама и распада Сасанидского государства стали гнёт и деспотизм правителей, чиновников и феодалов в отношении ремесленников, крестьян и простого народа, а также это был поникший духовный мир Персии, Хорасана, Вараруда (Мавераннахра), несправедливость зороастрийских священников и их недостаточный авторитет среди населения. Угнетённый народ надеялся на новую религию, которая гарантировала бы равные условия для всех мусульман, и был убеждён, что ислам улучшит их жизнь, их благополучие[21].
В период развития исламской цивилизации возникла ситуация, нарушившая стабильность в правлении халифов. Начиная с VIII в. исламская империя превратилась в многонациональное общество, где мусульмане неарабского происхождения имели преимущество и обладали большим влиянием. На территории халифата образовались страны с независимой политической деятельностью, но одновременно находящиеся в зависимости от исламской цивилизации. Серьёзный стимул этому процессу был дан движением шуубия, зародившимся в период правления Омейядов. Шуубия как движение неарабских народов было образовано с целью сохранения их языка и культуры и за короткий срок превратилось в большое общественно-политическое движение, которое в основном охватило Иран, Мавераннахр и Северную Африку. Главная цель этого движения заключалась в обеспечении равноправия неарабских мусульман, так как в Коране определённо указано равенство всех мусульманских народов и племён перед Творцом. Именно благодаря шуубие в Иране, Хорасане и Мавераннахре образовываются независимые государства, которые способствовали расширению сферы использования местных языков и их диалектов. В результате в этих регионах произошёл стремительный научный прогресс и был заложен фундамент великой исламской цивилизации. Во времена правления Харуна ар-Рашида (под влиянием Бармакидов) и ал-Мамуна халифат превратился в более светское государство.
При Аббасидах в некоторых регионах халифата на административные и военные должности руководителей в основном назначались персоязычные. Даже столица халифата – Багдад – в середине X в. находилась под властью ираноязычных Бувейхидов. Багдад в те времена отличался от других частей исламского мира разнообразием состава религиозного общества. Здесь находились представители всех религиозных групп и движений ислама. Все эти группы, секты и движения, в том числе сунниты со своими различными группировками и течениями (шафииты, ханафиты, ханбалиты, маликиты), а также шииты со своими многочисленными сектами (имамиты, исмаилиты, зейдиты, захидиты и т. д.), как внутренне, так и внешне отличались друг от друга политическим авторитетом и влиянием.
Позднее, начиная с XI в., с момента нахождения халифата под властью Бувейхидов, а затем Селджукидов фактическое управление административными и военными делами халифата перешло в руки эмиров и султанов, обязанности халифа заключались только в выполнении дворцовых формальностей. В то же время присутствие халифа во дворце как защитника предписаний Корана, заветов Мухаммада (с) и канонов религии считалось обязательным, так как это укрепляло власть фактических правителей. То есть халиф постепенно становился духовной главой мусульман.
Современные исследователи обнаружили признаки распространения ислама в западных странах в первые столетия его существования и отразили это в науке. В октябре 2017 г. профессор университета Швеции Анника Ларсон и его коллеги заявили, что основатели Скандинавии – викинги – в IX–X вв. были мусульманами. Шведские археологи пришли к такому заключению после глубокого исследования захоронений викингов. Во время исследований были обнаружены клочки шёлковой ткани, в которые были завёрнуты останки викингов. Викинги использовали шёлковую ткань как саван, что было присуще только мусульманам. Во время исследования было обнаружено, что на ткани куфийским письмом были написаны имена Аллаха и Али ибн Абуталиба (р). По мнению шведских учёных, эта шёлковая ткань была изготовлена в Центральной Азии (в Мавераннахре. – Д. Д.)[22]. Это не первое открытие современных исследователей о связи между викингами и исламом. Находка перстней с гравировкой имени Аллаха или других предметов, ассоциирующихся с исламом, могут послужить примерами подобных открытий.
Мусульманская Андалусия Омейядов, фатимидский Египет, Иран, Хорасан и Мавераннахр, находившиеся под властью Тахиридов, Саффаридов, Саманидов, а позднее Сельджукидов и Хорезмшахов, преобразуются в независимые активные центры исламской цивилизации. В конце XV в. укрепляется господство мусульман в странах Западной и Восточной Африки, Южной и Восточной Азии, на Кавказе, Балканах, побережье Волги.
В середине XVI в. значительная часть исламского мира одновременно переходит под контроль разных властвующих династий: Анатолия, Балканы, Ближний Восток и Северная Африка находились под властью Османской империи. В Иране и части Хорасана правили Сефевиды, Индия находилась под контролем Тимуридов. В то же время мусульмане Египта, Шама, Мекки и Медины признавали халифами османских султанов, начинали хутбу (проповедь) с произношения их имён и чеканили монеты с их именами. В этот период халифат переходит от Аббасидов к Османской династии.
В середине XVIII в. европейские державы начали кампанию по колонизации мусульманских стран. В результате уже в конце XIX в. многие мусульманские страны Ближнего Востока и Северной Африки, Индии, Юго-Восточной Азии были под контролем могущественных европейских держав, а мусульманские территории Кавказа, Поволжья, Средней Азии вошли в состав России. В итоге данный процесс, как бы парадоксально это не звучало, ограничивая свободу мусульманских народов, одновременно способствовал новому витку развития этих стран.
В конце XIX и начале ХХ вв. положение Османской империи ухудшилось, а могущество Османских султанов значительно ослабело. Османская империя пытается найти союзника в лице Германии, что приводит к присоединению Османского государства к странам-участницам Первой мировой войны. В этой войне османцы и их союзники терпят поражение, в результате чего положение империи ещё более ослабевает.
В августе 1920 г. в предместьях Парижа подписывается Севрский мирный договор. Согласно договору, азиатская часть Османской империи должна была сократиться до границ Западной Анатолии, Хиджаз приобретает независимость, Египет, Палестина, Сирия и Ирак входят под протекторат Великобритании и Франции. После султанское государство, или же Османская империя, прекращает своё существование, правила и законы халифата и султаната уходят с политической арены, а на основе этого государства 29 октября 1923 г. образовывается Турецкая Республика. Таким образом, в первой четверти ХХ в. на политической карте исламского мира происходят значительные изменения.
После Второй мировой войны мусульманские страны разделились на две группы: некоторые мусульманские страны становятся сторонниками применения опыта управления европейских стран в административных, военных и образовательных сферах. Другая часть мусульманского мира не поддерживала этот процесс, и поэтому между этими группами возникают разногласия и конфликты. В результате подобных конфликтов на базе мусульманских государств и европейских колониальных стран возникает множество независимых, национальных государств с различными системами управления. Границы между новыми странами определяли европейские колонизаторы.
С середины XX в. по настоящее время страницы политической истории исламского мира отображают разные судьбы десяток национальных государств, обладающих династической, президентской, парламентской и другими формами правления, а также борьбу между некоторыми из этих стран за место и авторитет в регионе. В то же время идеи единства мусульман, возрождения исламского халифата и возвращение к морально-этическим ценностям первичного исламского государства составляют основу деятельности некоторых религиозных и политических движений мусульманских стран. Однако эти группировки должны осознать, что время проходит, меняются эпохи, люди, весь мир. Каждая из стран имеет свои национальные и культурные ценности, обычаи, традиции, и возвращение в состояние Средневековья невозможно.
Мусульманские страны и народы, на протяжении веков подвергшись большим и серьёзным испытаниям судьбы, направленные на уничтожение основ исламской цивилизации, устояли перед ними. И, к счастью, те, которые позволяли себе такую подлость в отношении мусульман, не достигли своего, так как по сей день ислам жив и будет непоколебим, пока есть жизнь на земле. Хотя было немало народов, которые, столкнувшись с ужасающими событиями тех времен, не смогли выжить.
Сегодня мусульмане проживают на всех континентах Земли. Из года в год они достигают более прочных позиций и в Европе, и в Америке, в Африке, Азии. Большинство мусульман проживает в Азии (более 1 млрд человек), в Африке (около 0,5 млрд человек) и в Европе (более 50 млн человек).
Некоторые страны мира, где мусульмане составляют большинство населения, признаны исламскими организациями как мусульманские страны. В некоторых других государствах мусульмане, хоть и не составляют большинство, имеют большое влияние. Например, в Индии, где мусульмане занимают важное историческое место, их число составляет около 180 млн. Или же в России мусульмане составляют всего 15 % населения, но имеют широкий круг влияния и большой авторитет. В двух следующих таблицах мы представили список стран, где: а) мусульмане составляют большинство; б) имеют высокий авторитет и широкий круг влияния.
Список 50 стран, где численность мусульман составляет более 50 %[23]По данным на 2018 г.
Список 20 стран, где мусульмане имеют широкий круг влиянияКоран – путеводитель мусульман
Коран – это Послание Творца, обращенное человечеству через посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Коран – это олицетворение основ религии ислам, этических и моральных норм человечества, которые определяют социальную жизнь и статус мусульман.
Эта небесная Книга ниспослана Всевышним Его посланнику на протяжении 23 лет. Первое откровение Мухаммад (с) ибн Абдуллах ибн Абдулмуталлиб из бану (племени) Курайш получил в 610 г. н. э., в месяце рамадан, в ночь на понедельник, в Ляйлату-л-Кадр, на горе Хира.
(«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари»[24].
С тех пор ночь Ляйлату-л-Кадр почитается среди мусульман как судьбоносная, священная ночь. В эту ночь мусульмане поклоняются Аллаху, предаются молитвам, читают Коран, просят прощения за свои грехи. По поводу даты чествования этой ночи существуют различные мнения. По Имаму аль-Бухари, «передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ждите ночь предопределения в последние десять ночей рамадана (когда), останется девять, или семь, или пять (ночей до конца месяца)»[25].
Пророк (с) не раз заявлял, что он пришёл не за тем, чтобы создать новую религию, его миссия заключается в возрождении религии Ибрахима (а), Мусы (а) и Исы (а) и его побуждении на арабском языке. Это подробно описано в сурах Корана:
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему»[26].
Или же
«Тебе будет сказано только то, что было сказано посланникам до тебя. Воистину, твой Господь обладает прощением и обладает мучительным наказанием»[27].
Во времена Мухаммада (с) Коран ещё не был собран в виде единой книги. Так как с момента первого откровения до конца своих дней Пророк (с) непрерывно получал послания от Всевышнего, и особенно ниспослания новых сур участилось в последние годы жизни Пророка (с). Поэтому усилия по сбору всех частей посланий Аллаха в этот период были бы безрезультатными.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении 20 лет обучал людей дарованными ему знаниями. Окончательная форма Корана, хоть и была определена ещё при жизни Пророка (с), единого свода сур или частей Корана ещё не было. Но порядок сур и аятов Корана был обозначен при Мухаммаде (с). По свидетельству сподвижников, каждый год в месяц рамадан архангел Джебраил (а) читал пророку (с) Коран в порядке, в котором он существует в настоящее время.
Основным способом сохранения содержания Корана было выучить суры наизусть. Мусульмане учили Коран, отдельные его части грамотные люди писали на коре деревьев, пальмовых листьях, чертили на камнях. Имам аль-Бухари пишет, что при жизни Пророка (с) полный текст Корана был собран четырьмя его учениками – Убаем, Муъазом ибн Джабалем, Зайдом ибн Сабитом, которые были из ансаров[28]. Зайду ибн Сабиту было поручено собрать древнюю рукопись сур Корана в один свод.
Другой средневековый автор – Хамдуллах Муставфи – рассказывает, что «Усман ибн Аффан и Али Муртаза были писцами откровений и распространяли их. Если они отсутствовали, откровения записывали Аби ибн Кааб и Зайд ибн Сабит, если и они не присутствовали, записывали те, кто находился там из этого окружения: Халид ибн Са’ида, Ало Хазрами, Муавия ибн Абусуфян, Ханзала Асади, Абдуллах ибн Мас’уд, Абан ибн Саид, Абдуллах ибн Саад. И этот Абдуллах в конце был исключён»[29]. Другие соратники Пророка (с), знавшие части Корана наизусть, со временем уходили из жизни, и вместе с ними уходили и их толкования (Ибн Абудовуд, «Китаб аль-Масахиф»).
Абубакр (р) – сподвижник и преемник Пророка (с), с целью предотвращения исчезновения частей Корана поручает Зайду, чтобы тот нашёл и собрал все частицы Корана, упорядочил и составил из них полный текст. Поначалу Зайда пугает такая огромная ответственность, но позже, после убедительной просьбы Умара ибн Хаттаба (р), он принимается за эту важнейшую работу. Таким образом, во времена правления Абубакра (р) (632–634) по инициативе Умара (р) появляется первый письменный Коран. Но наравне с этим Кораном у некоторых сподвижников Пророка (с) были и другие экземпляры сводов сур Корана.
Имам Бухари приводит слова Зайда о том, как он собирал частицы Корана. Он собирает фрагменты из пальмовых листьев, белых камней, из уст людей, кто знал наизусть, и продолжает до тех пор, пока не находит суру «ат-Тауба» у Абу Хузайма Ансари. Зайд отмечает, что он не смог найти эту суру больше ни у одного другого человека.
По преданию, был ещё один человек из ранних чтецов, который первым собрал фрагменты Корана и записал их. «Записано… Со слов Ибн Бурайды, который говорил: “Первым из тех, кто собрал Коран в мусхаф, был Салим, освобождённый раб Абу Хузайфы” (Ас-Суйути, Ал-Иткан, с. 135). Салим был одним из тех четырёх учеников, признанных пророком (с) лучшими чтецами Корана. Он был одним из чтецов, убитых в сражении при Йамаме. По аль-Бухари, Абдуллах ибн Амр “слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Учитесь чтению Корана у четверых: у ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, у Салима, вольноотпущенника Абу Хузайфы, у Убаййа ибн Ка‘ба и у Му‘аза бин Джабаля”»[30].
В период правления третьего халифа – Усмана ибн Аффана (прим. в 651 г.) – был написан другой экземпляр Корана. Копий Корана по всему халифату было немало, особенно в формирующемся исламском мире были знамениты рукописи Абдуллаха ибн Мас’уда и других известных чтецов. Рукопись Абдуллаха ибн Мас’уда хранилась у одной из жён Пророка (р) Хафсы бинт Умар («Сахих» аль-Бухари, т. 6, ст. 448).
В некоторых регионах халифата возникают споры и разногласия по поводу правильного чтения Корана. Чтобы устранить подобные разногласия, по поручению Усмана (р) со всего халифата были собраны существующие фрагменты и рукописи Корана. Усман (р) просит Хафсу бинт Умар отправить рукопись Абдуллаха ибн Мас’уда для копирования. По поручению Усмана (р) эта рукопись переписывается группой писцов: Зайдом ибн Сабитом, Абдуллахом ибн Зубайром, Саидом ибн ал-Асом и Абдуррахманом ибн Харисом ибн Хишамом, и делаются совершенные копии. По приказу Усмана (р) рукопись отправляется обратно Хафсе, копии отправляются по всем провинциям халифата, а все остальные фрагменты и полные тексты Корана предаются огню («Сахих» Имама Бухари, т. 6, с. 479). Несомненно, это действие Усмана (р) вызывает недовольство отдельных групп мусульман, но это решение халифа было единственным путём предотвращения раскола, конфликтов и ереси среди мусульман.
Коран, дошедший до современных мусульман, это тот самый текст, написанный Зайдом ибн Сабитом по поручению Усмана (р) и отредактированный знатоками Корана из племени Курайш.
Коран для мусульман стал основной, самой читаемой книгой, которую переписывали больше всех. Во всех концах исламского мира были вручную переписаны десятки тысяч копий этой Священной Книги. Некоторые древнейшие копии Корана, написанные на шкуре животных, приписывают к началу VIII в. Существуют экземпляры, дата издания которых неизвестна. Некоторые рукописи, дошедшие до наших дней, написаны примерно через 150 лет после кончины Пророка (с), однако назвать их текст целым и совершенным было бы не совсем верно.
Даже после расстановки огласовок в тексте Корана его иногда копировали как раньше, т. е. без огласовок. Одна из таких копий Корана, написанная золотыми буквами на голубом пергаменте, сегодня хранится в Национальной Библиотеке Туниса. Эта копия Корана была предназначена в дар халифу ал-Мамуну для могилы его отца Харуна ар-Рашида в Мешхеде.
Другая древнейшая копия Корана, написанная в Багдаде Ибн Баввабом шрифтом насх в 1001 г., в настоящее время находится в Ирландии, в Дублине, в библиотеке «Честер». Есть информация, что копии, сделанные Зайдом и отправленные в провинции халифата, дошли до нас в своём первозданном виде. Две такие копии, написанные шрифтом куфи и дошедшие до наших дней, представляются как оригинальные рукописи Зайда. Одна из них находится в Ташкентской Государственной Библиотеке. Первоначально эта копия в 1485 г. была привезена в Самарканд, поэтому она называется «Самаркандским Кодексом». В 1868 г. её отправляют в Санкт-Петербург. По приказу императора Николая II в 1905 г. с этого Корана делают 50 факсимильных копий. Позже, в 1917 г., «Самаркандский Кодекс» привозят в Ташкент, где он находится по сей день. Вторая древняя, дошедшая до нас копия, которая известна как «Кодекс Топкапы», хранится в музее Топкапы в Стамбуле. Судя по её куфическому шрифту, есть мнение, что она написана в конце VIII в.[31]
Коран представляет собой однотомную книгу, объем которой зависит от её оформления. С целью упрощения выучивания и кираата – чтения нараспев, текста Корана его разделили на 30 равных джузвов (частей). Иногда эти части комплектовали в отдельные тома, что привело к появлению выражения «Сипора Корана»[32].
Коран состоит из сур и аятов. Сур в Коране 114. Каждая сура состоит из нескольких аятов, другими словами, суры – это как главы Священного Корана. Суры Корана делятся на две группы. Первая группа – это суры, ниспосланные Пророку во время его пребывания в Мекке (с 610 по 622 гг.). Вторую же группу составляют суры, ниспосланные Пророку (с) в Медине (с 622 по 630 гг.).
Аяты[33] – это откровения, которые Посланник Аллаха (с) передавал людям. Аяты состоят из предложений. По некоторым подсчётам, количество аятов Корана составляет с 6204 до 6236 аятов. В некоторых экземплярах Корана нумерации аятов могут отличаться друг от друга, так как в некоторых из них «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» считаются аятом, а в других – нет. Все аяты Корана по содержанию делятся на несколько групп: мухкам, муташаббих, муджмал, мубайан. Факихи (специалисты по мусульманскому законоведению – шариату) ислама уверены, что порядок расстановки аятов в Коране был установлен Пророком (с) согласно предначертанию Аллаха. И аяты Корана следует читать в порядке, расположенном во всех копиях Корана.
Священный Коран в Средние века интерпретировался многими средневековыми мыслителями. Самыми выдающимися из них были Имам Бухари, Абдуллах ибн Аббас, Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, Муслим ибн Хаджадж, Абубакр Мухаммад ал-Удфави, ал-Байзави, ас-Суюти, Ибн Абу Довуд, Молик ибн Анас и др.
Краткое жизнеописание Пророка (с)
Пророк Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдулмуталлиб (да благословит его Аллах и приветствует) родился в ночь на понедельник, двенадцатого числа месяца раби ул-авваля первого года Ому-л-фил[34], соответствующего 570-му г. от Рождества Христова, в Мекке, в семье из влиятельного арабского племени Курайш. Его мать Омина бинт Вахб ибн Абдулузза была из Бану Зухра[35]. Отец Мухаммада (с) Абдуллах ибн Абдулмуталлиб из бану Хашим ушёл из жизни ещё до рождения Мухаммада (с), и опеку над Мухаммадом берёт на себя его дед Абдулмуталлиб.