banner banner banner
Азбука нашего питания
Азбука нашего питания
Оценить:
 Рейтинг: 0

Азбука нашего питания

Одновременно изучить процессы, происходящее при том внутри организма, например, переход потенциальной энергии, запасенной в мускулах, в виде некоторых химических соединений в механическую работу.

Изучение этих вопросов желательно не только в целях специальных интересов лаборатории, но в высшей степени важно и с чисто теоретической точки зрения, например, с точки зрения чистой физики.

Суммируем: одним из первых предметов изучения в данной лаборатории должно быть более точное определение минимальных изменений энергии, которые соответствуют средним, точно определенным, условиям животного тела вообще и в частности тела человека.

2) Уже установлено, что потенциальная энергия, расходуемая животным организмом, доставляется ему, при наименьшем изнашивании и напряжении организма, в виде безазотистых органических веществ пищи, принадлежащих к группам крахмалов, сахаров и жиров. Равным образом установлено, что для продолжительного существования организму требуется как необходимое условие, прибавления к пище белковых веществ в известной пропорции. Несмотря на наличие очень точных исследований этого предмета, в высшей степени необходимы еще более точные определения минимальных количеств белковых веществ, абсолютно необходимых и желательных при самых разнообразных условиях. Последнее особливо желательно в виду недавно удостоверенных фактов, о которых говорится в следующем пункте.

3) Наблюдения, произведенный господами Горацио Флетчером и фон Сомереном, показали, что если долго жевать и чрезвычайно насыщать пищу слюной, то уменьшается общее количество пищи, необходимой для поддержания тела в хорошем состоянии здоровья и, на сколько это удостоверено, замечательно улучшаются равно пищеварительные функции, как и общее здоровье индивидуума. В высшей степени важно тщательно исследовать эти замечательные явления, а равно определить, как далеко они могут изменить или улучшить диету здоровых и больных индивидуумов.

4) Можно сказать, что средняя диета человека, то есть, абсолютное и относительное количество известных веществ пищи, которой существует средний человек, до сих пор в значительной мере определяется только эмпирически. В высшей степени необходимо точно определить эти количества, ибо тогда может оказаться, что хорошее результаты, получаемые эмпирически, достигаются только преобладанием одного элемента, уравновешенного преобладанием другого элемента. Таким образом, может быть найден способ для получения весьма значительной экономии. Изменения, необходимые при отклонении от средних величин, для того, чтобы удовлетворить этим новым условиям, в настоящее время тоже в весьма большой мере определяются эмпирически. Эти изменения, равным образом, должны быть определены чрезвычайно точно.

5) Исследования профессора Павлова, произведенные для определения:

– условий, влияющих на деятельность желез пищеварительных органов;

– отношений между деятельностью этих желез и составом пищи, проходящей по пищеводу;

– влияния выделений желез, расположенных в одной части пищеварительного канала на деятельность желез, расположенных ниже по пищеварительному каналу.

Эти исследования намечают одно из направлений, в котором должна производиться наша работа, и, хотя направление это весьма новое, однако его важность в отношении изучения вопросов питания, по всей вероятности, велика.

6) Равным образом наряду с главными линиями исследований, намечаются побочные, вследствие недавно отрытых явлений влияния желез, не имеющих выводного протока, так называемых желез внутреннего выделения, на общее превращение веществ в энергию – общий метаболизм, в особенности интересна роль панкреатической железы в превращениях сахара.

Заключение: главной работой проектируемой лаборатории будет выяснение условий, при которых от механизма, человеческого тела будет возможно получить при средних условиях максимум работоспособности и наименьших расходах. Трудно преувеличить важность результатов таких исследований с точки зрения общественной, политической, административной экономии.

Предположения относительно личного состава проектируемой лаборатории

Для придания общего направления и для заведывания моими исследованиями, в высшей степени важно активное участие выдающегося физиологического химика, владеющего одними из главных европейских языков.

У такого директора должны быть по крайней мере два постоянных технических помощника, один для работы, по органической химии, другой – по физической. Может быть потребуется и еще несколько помощников. Весьма желательно, чтобы учреждение имело возможность субсидировать людей, которые взяли бы на себя специальные исследования в направлении, общем с задачами учреждения, и которые, тем самыми, являлись бы временными помощниками. Разумеется, это должно быть совершенно независимо от широкого гостеприимства лаборатории другим исследователям.

Сметные предположения лаборатории

Выбор места

Место, предназначаемое для устройства международного учреждения, должно быть легко доступно для исследователей различных национальностей. Оно не должно неприятно действовать на чью-либо национальную щекотливость. По возможности оно должно быть местом приятным для жизни, где можно было бы работать круглый год, где, как личные расходы исследователей, так и расходы самого учреждения, не были бы велики. Указывают на Венецию, как на место, удовлетворяющее вышеописанными требованиям: в нее легко попасть изо всех частей Европы, американцами в нее также легко приехать, как и в любой иной город Европы.

Жизнь в ней очень дешева, все расходы весьма умеренны. Находясь на уровне моря, она в то же время расположена не вдалеке от высоких гор, что представляет удобные условия для изучения действия влияния климата, на питание. Лаборатория королевы Маргариты на Мойте Роза дает возможность производить исследования, согласованные по общему плану, единовременно в двух местах. В довершение всего Венеция – это город с разноплеменным населением. В ней можно встретить людей самых различных народностей и рас, что удобно в смысле выбора субъектов для наблюдений и опытов.

С другой стороны, для полного успеха предполагаемого учреждения, необходимо, чтобы как директор, так и исследователи, могли часто и быстро сноситься с выдающимися физиками, химиками и представителями прочих ближних к данной работе наук. Помощь, получаемая от личных переговоров с людьми, стоящими во главе современного знания, не может быть получена какими-либо другими путем. Точно также необходимо иметь под рукой наилучшую научную библиотеку. Необходимо иметь возможность без промедления строить аппараты, необходимые для исследований. Такие удобства можно иметь только в больших центрах умственной деятельности. Маленький университетский город не в состоянии удовлетворить таким требованиям. Если настаивать на выполнении этих условий, то придется устроить учреждение только в столице, с большими и деятельными университетами.

В таком случае выбор сводится к Парижу, Берлину, Вене или Лондону. Лондон в международном отношении лучше прочих, но в нем слишком дорога жизнь. Правда, то же самое можно сказать про любую столицу. Кроме того, из Европы в Лондон можно попасть только морем. Выбор между Лондоном и Венецией зависит от того, чему будет придано большее значение: научными или иными соображениям.

Предположение об управлении проектируемого учреждения

Предположено, что: во-первых, должна существовать группа попечителей, которая несла бы денежную ответственность, во-вторых, должно быть правление, состоящее из ученых, представителей различных национальностей. Правление, совместно с директором, должно заведовать производством работ учреждения. Заседания правления могут быть только изредка, большая часть работы может быть сделана перепиской. Расходы членов правления в связи с предприятием должны быть относимы за счет учреждения. Нижеследующие лица изъявили желание быть членами учреждения. Вот национальность и ученые титулы наших членов правления:

Сэр Макл Фостер: доктор медицины, командор ордена бани, член королевского общества, член парламента, бывший профессор Кембриджского университета по кафедре физиологии. Секретарь королевского общества. Постоянный почетный председатель международного конгресса физиологов, и т. д.

Доктор, профессор Апджело Моссо, профессор Туринского университета по кафедре физиологии, директор физиологической станции королевы Маргариты на Мойте Роза и прочее.

Доктор, профессор Гуго Кронекер, профессор физиологии в Бернском университете.

Доктор, профессор Н. Цунтц, профессор физиологии в Берлине.

Доктор, профессор Поль Хегер, профессор физиологии в Брюсселе, директор Социологического института Сольвэй в Брюсселе.

Доктор, профессора А. Дастрэ, профессор физиологии в Сорбонне.

Доктор, профессора Генри Пиккеринг Баудич, профессор физиологии Гарвардской медицинской школы. Второй председатель американского физиологического общества. Председатель общества помощи детям, Бостон.

Профессор Рассел Генри Читтенден, директор Шеффилдской школы наук при Йельском университете, профессор физиологической химии в Йельском университете, председатель американского физиологического общества.

Доктор, профессор Уильям X. Уэлш, профессор патологии в университете Джона Гопкинса в Балтиморе, Мэриланд. Председатель Рокфеллеровского института предохранительной медицины.

Доктор, профессор И. П. Павлов, директор отделения экспериментальной физиологии в российской императорской военно-медицинской академии, и прочия.

Наука упорно сомневается

Несмотря на доклад о произведенных в Кембридже опытах экономного питания, американские физиологи все еще сомневались в возможности удостоверенной докладом экономии белковых веществ и меня пригласили для дальнейших испытаний в физиологической лаборатории Йельского университета. Испытания велись под руководством профессора Рассел Генри Читтендена (директора Шеффилдской научной школы при Йельском университете, председателя американского физиологического общества) и доктора Лафайета Б. Менделя.

Ниже помещаемая статья первоначально появилась в «Популярном научном ежемесячнике» за июнь 1903 г. Она представляет собой доклад об этом испытании, выражающий желание расширить исследования, поставив опыт над различными субъектами.

В ответе на заявление профессора Читтендена, попечители фонда, пожертвованного Бачем в Национальную академию наук, внесли 1000 долларов для продолженья исследований. Проект продолжения опытов был рассмотрен, когда были получены средства из других источников.

Одним из затруднений был контроль над испытуемыми субъектами в течение достаточно долгого времени, чтобы сделать возможными окончательные выводы относительно наименьшей потребности в азотосодержащей пище при обычном образе жизни. Нашлось только несколько добровольцев, располагающих свободными временем и заинтересованных в вопросе. Разумеется, неудобно было лаборантам быть вместе с тем и испытуемыми субъектами, чтобы они сами проверяли результаты, полученные на самим себе.

Из этого затруднения меня вывела удачная встреча с главным врачом армии Соединенных Штатов, господином О'Рейли и с генералом Леонардом Вудом. Первый ехал в Мадрид на медицинский конгресс, а второй был в пути на Филиппины, чтобы вступить там в исполнение своих обязанностей. Случилось так, что все мы попали на тот же пароход «Коммонуэлс», отправлявшийся в Италию в апреле 1903 г. Оба они военные люди и энтузиасты-исследователи. Оба боролись с желтой лихорадкой на остров Кубе, где мученической смертью умер их товарищи майор Уолтер Рид. Естественно, что мы много говорили об этой борьбе, как об одном из величайших триумфов патологии и гигиены.

На пароходе у нас было много времени чтобы детально обсудить и другой вопрос гигиены и патологии. Это правильное питание, вопрос огромного личного и общественного интереса. У обоих офицеров во время службы встретилось не мало случаев для наблюдений, заставивших их поверить, что результаты, достигнутые мной, достижимы для каждого при условии нормального питания.

Генерал О'Рейли был совершенно уверен, что в корпусе, которыми он командует, можно найти интеллигентных, старательных субъектов для постановки над ними опытов выяснения условий правильного питания, как можно было найти таких лиц для опытов с прививками желтой лихорадки. Во время изыскания средств борьбы с желтой лихорадкой множество нижних чинов и офицеров добровольно согласились быть субстратом для прививок болезнетворного начала желтой лихорадки, хотя они знали, что подвергают себя смертельной опасности. Многие погибли и все же находились новые и новые желающие отдать свой жизнь на пользу науки и человечества. Они даже отказывались брать предлагаемое денежное вознаграждение за риск. Вот из этого-то корпуса генерал О'Рейли и был уверен, что может достать способных помощников для постановки опытов питания, опытов неопасных и не неприятных.

Заручившись от генерала Вуда рекомендательными письмами к президенту Северо-Американских Соединенных Штатов и к господину Рууту, военному министру и получив приглашение от главного военного врача, генерала О'Рейли навестить его, если бы потребовалась его помощь, я вернулся в Америку и опросил профессоров Читтендена и Баудича, желательно ли участие армии в намеченных опытах На что они ответили, что именно это самое и требуется. Тогда я отправился в Вашингтон, чтобы устроить все, что требовалось. За это время генерал О'Рейли уже обдумали все дело и был готов составить проект для представления его военному министру, когда тот вернется из летнего отпуска. В результате всех наших хлопот 20 нижних чинов и 3 унтер-офицера госпитальной команды армии Соединенных Штатов под командой лейтенанта доктора Уоллеса де Уитта теперь расквартированы в Нью-Хейвене для совместной работы со штатом Шеффилдской научной школы. Мы желаем определить минимальное количество азотосодержащей пищи при наивысшей работоспособности, а также количественно измерить дурное действие избытка азота, а равно и вообще избыточного питания на работоспособность.

Я благодарю судьбу – случай за усиление общего интереса к вопросу, весьма существенному для человечества. На себе испытал благодетельное действие правильного питания и знаю, чего оно стоит.

Практическое доказательство может быть подчеркнуто только из личного опыта. Каждый должен быть своим собственным врачом и исследователем в вопросах питания, иначе он рискует быстро растратить свое здоровье. В вопросах правильного питания учиться почти что нечему. Очень немногое требуется, чтобы обеспечить себе правильное питание, совершенное пищеварение и постоянное здоровье, но это малое надо начать делать, не откладывая в долгий ящик.

    Горацио Флетчер

Физиологическая экономия питания

Доктор Читтенден, директор Шеффилдской научной школы при Йельском университете

Среди многих вопросов физиологии, пока ожидающее разрешение, не существует ни одного, который был бы важнее для индивидуума и для вида, как вопрос правильного питания тела. Человек ест, чтобы жить и получить силы для работы, а без достаточного питания машина человеческого тела не может работать правильно и иметь высокий коэффициент работоспособности. Чрезмерная еда вредна, как и недостаточное питание, вызывая не только бесполезную растрату питательных веществ, но, что гораздо важнее, растрату энергии самого организма, растрату, которая при продолжительном переедании может оказаться гибельной для организма. Хотя пища и снабжает организм материалом, из которого он черпает необходимую энергию для деятельности, однако, избыток пищи, остающийся по покрытию потерь, проистекающих от деятельности и жизненных процессов, непременно расстроит правильный ровный ход человеческого механизма и уменьшит его пригодность к выполнению его нормальных функций.

Нормальные физиологические условия влекут за собой образование нравственных, умственных и физических качеств, недостижимых ни каким иным путем. Далее необходимо припомнить, что неправильные физиологические условия более ответственны за нравственные, общественные, телесные и умственные уродства, чем любая иная причина. Очень часто можно видеть, что основанием нищеты и пороков послужило неправильное питание. Здоровое тело неразлучно сопутствует умственной, нравственной и физической силе.