banner banner banner
История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики
История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики
Оценить:
 Рейтинг: 0

История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики


Исследование Вэй Лянтао было переведено на уйгурский язык в Кашгаре в 2000 году и издано под названием «?орахонийлар тарихидан баён» («Из истории Караханидов»[12 - Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён. Кашгар, 2000. С. 4–5. Перевод с китайского на уйгурский язык осуществлён: Абдулахад Нуриддин, Мухаммаджон Ушур, Кутлук Имин, Аблимит Мухаммадлар.]. Объем работы составляет 378 стр. Работа написана как обобщение всех опубликованных в КНР исследований и научных статей на китайском языке. Вместе с этим автор ввел в научный оборот новые сведения, полученные из источников на китайском языке. Особое внимание им было уделено сведениям о взаимоотношениях между государством Караханидов и Китаем того времени. Исследование состоит из 13 глав, хронологии важных исторических событий, списка имен и периодов правления ханов, указанных в приложении.

Научное исследование Хаджи Нурхаджи под названием «?адим?и уй?урлар ва ?орахонийлар» («Древние уйгуры и Караханиды») было издано в Урумчи в 2001 году. Состоит из 6 глав, хронологии событий и списка использованной литературы. Этот труд автора является не первым, посвященным Караханидскому государству. В 1984 году была издана его первая книга «Краткая история Караханидов». Однако у нас в распоряжении ее нет. Согласно имеющимся данным об авторе, в 1986 году книга «Древние уйгуры и Караханиды», была награждена 3 местом на выставке, проведенной в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе. В отличие от других исследователей, Хаджи Нурхаджи уделил особое внимание стратегии государства Караханидов, его воруженным силам, вооружению, боеспособности, уставу и военным званиям.

Исследования Хаджи Нурхаджи отличаются тем, что автор использовал такие местные источники и сравнил их со сведениями китайских, как «Кутадгу билик» (на узбекском языке «?утад?у билиг» – «Благодатное знание») Юсуфа Хасс Хаджиба, «Дивaн лугaт ат-турк» («Свод тюркских слов») Махмуда Кашгари, «Жоми аттаварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина, «Ас-Сурах» («Ясность»)[13 - Сочинение «Ас-Сурах» написано в 1008 году жителем города Фароб (Отрар) по имени Абу Наср Исмаил ал-Джаухарий. На основе этого труда Жамол Карший написал работу под названием «Ас-Сура? мин ас-си?а?» и коментарии «Мул?а?от ас сура?» (“Дополнения к ясности языка»).] Джамаля Карши, «Та’рих-и Рашиди» («Рашидова история») Мирзы Мухаммада Хайдара, «Тарихи умумия» («Всеобщая история») Ибн Ал Атхири и «Худуд ал-‘алам» («Границы мира»)[14 - Полное название сочинения: «Худуд ал-‘алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» – «Границы мира с востока на запад». Самый ранний труд географического содержания.] неизвестного автора.

1.2. Обзор изучения истории государства Караханидов в Европе и России

Китайские ученые также провели глубокий анализ изучения истории Караханидского государства европейскими и русскими учеными. Особого внимания заслуживает работа Вэй Лянтао – профессора тюркологии Нанкинского университета[15 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 35.]. В первой главе своего труда «Калахан ванчао шигао» он дал периодизацию изучения истории правления династии Караханидов, разделив ее на три этапа[16 - Там же. С. 6–19.].

Первый этап характеризуется вообще вводом этой истории в научный оборот. Впервые начал изучать историю династии Карахонидов французский ученый Жозеф де Гуинес (Joseph Deguines) в середине XVIII века[17 - Joseph Deguines. Histoire Generale des Huns, dec Turcs, dec Mongols et futres Tartares jccidentaux, ouvrage tire dec livres chinois (Paris, 1756–1758).]. После этого династия Караханидов привлекала интерес многих ученых, среди которых можно отметить: Дж. П. A. Римусата (J.P.A. Remusat), Дж. Х. Клапрота (J. H. Klaproth), Дж. В. Химмер-Пургсталла (J.V. Hemmer-Purgstall), проф. Гарварда Прицак О.И. и проф. Санкт-Петербургского университета В. Григорьева.

По мнению китайских историков, одним из ученых, внесших значительный вклад в изучение истории династии Караханидов, был русский ученый В. В. Бартольд.

Важнейшей работой В. В. Бартольда является 2-х томное исследование «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», представляющее собой основу его докторской диссертации. Первый том был издан в Петербурге в 1898 г., а второй в 1900 г. Исследовательская часть работы была переведена на английский язык в 1928 г. и издана в Лондоне под названием «Turkistan Down to the Mongol Invasion».

В 1958 году увидело свет второе издание на английском языке, а в 1968 году под редакцией Г.Е. Бушуина было опубликовано третье английское издание. По мнению китайских ученых Джан Ситуна и Джан Куанда, второе русскоязычное издание работы В.В. Бартольда 1963 года считается самым лучшим. Сведения по истории Караханидов имеются также в следующих его известных работах: «Очерк истории Семиречья», «Киргизы. Исторический очерк», «Двенадцать лекций по истории тюркских народов».

В трудах В. В. Бартольда собраны письменные сообщения по истории Караханидского ханства, взятые из мусульманских источников и выдвинуты некоторые важные идеи. С тех пор ряды изучающих историю Караханидов пополнились новыми учеными, равно как и количество опубликованных статей и работ. Особенно рост интереса к изучению истории династии имел место в европейских странах. Термин «Караханидская династия» был впервые введен в научный оборот именно в европейских исследованиях.

На втором этапе формировалось общее представление по истории династии Караханидов. В частности, в 1936 г. по решению Академии наук бывшего СССР, труды В. В. Бартольда были изданы в 9 томах (2-й том состоит из 2 книг). Исследования Караханидов нашли отражение в его докторской диссертации «Туркестан в эпоху монгольского нашествия».

Этот большой труд состоит из двух частей. В первой, представляющей собой оригинальный текст, рассматриваются землевладение, налоговая система и этнические изменения в Туркестане, произошедшие в период Караханидов. По мнению Вэй Лянтао, В.В. Бартольд не мог в полной мере использовать китайские источники и нумизматические материалы по причине незнания китайского языка. В результате некоторые его выводы оказались ошибочными[18 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 24; Этот же автор. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 35.].

Вэй Лянтао также отметил, что статья, опубликованная в 1930 г. немецким ученым Р. Васмером как результат его исследований первоначального названия династии Караханидов и состава населения ханства, привлекла внимание многих ученых[19 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 24].

Третий этап характеризуется дальнейшей активизацией обобщенных исследований по истории династии Караханидов. Обнаружение различных артефактов и древних монет, в результате археологических раскопок осуществленных после Второй мировой войны, вывело на новый этап развития историческую науку в области изучения истории династии Караханидов. Одним из ученых, внесших значительный вклад в это развитие, был немецкий историк О. Прицак (O. Pritsak). По свидетельству Вэй Лянтао, он в полной мере использовал исторические, а позже и нумизматические материалы из опубликованных мусульманских источников, обобщил результаты своих предыдущих исследований по этому вопросу, и с 1950 года издал серию таких книг, как: «К некоторым вопросам по династии Караханидов», «От карлуков до династии Караханидов» и «Династия Караханидов». Эти книги были также изданы на турецком языке[20 - Энциклопедия Ислама. 6-том, 58-книга. Стамбул, 1953.]. Однако, в своих работах, автор не пользовался сведениями китайских источников, поэтому они не вошли в его работы во времена бывшего СССР[21 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 24.].

Исследования О. Прицака позволили систематизировать историю Караханидов. Однако, поскольку в период бывшего Советского Союза он не имел прямого доступа к китайским источникам и новым археологическим и нумизматическим материалам по династии Караханидов ученых России и Cреднеазиатских Республик, то допустил ошибки в описании истории возникновения ханства и определении годов правления ханов после его деления на две части – Восточную и Западную[22 - Там же. С. 24–25.].

Комментируя основные исследования российских ученых по истории Караханидов, Вэй Ляньтао отмечал:

Советский ученый Е. А. Давидович, опубликовавшая такие научные статьи, как: «Нумизматические материалы для хронологии и генеалогии Среднеазиатских Караханидов» и «О двух Караханидских каганатах» указала на эти ошибки, в определенной степени их исправила и дополнила некоторыми данными. Исследование Е.А. Давидович о Караханидах имеет важное значение.

Советский востоковед А. Ю. Якубовский провел исследование социально-экономического строя династии Караханидов и систематизировал их историю по периодам. Его основные научные взгляды и выводы изложены в исследовании «Вопросы периодизации истории Средней Азии в средние века – VI–XV вв». Содержание этого исследования отражено в книге «История народов Узбекистана», изданной в 1950 году.

Вей Лянтао упоминает работы А. А. Валитовой «К вопросу о классовом характере государства Караханидов» и «Совет иттифо?и фанлар академияси шар?шунослик институти жаво?ирлари» («Сокровища Института востоковедения АН СССР»). По его мнению, в этих трудах, в основном, раскрыты социально-экономические отношения в ханстве Восточных Караханидов, а также взаимоотношения династии с оседлым и скотоводческим населением[23 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 25.].

В исследованиях китайских ученых сообщается, что история Караханидов не осталась без внимания японских и тайваньских ученых.

В первую очередь следует отметить такие работы как: «Исследования по истории западно-уйгурского государства» («Си вэйвуэр-го яньцзю» ????????) японского ученого Абе Такеда (????), изданную в Киото в 1955 году и «Исследования об Уйгурах» («Вэйвуэр яньцзю» ?????) тайваньского ученого Лю Итана (???) опубликованную в 1975 году на Тайбэе.

Вэй Лянтао также отмечал, что истории династии Караханидов посвящены главы в «Истории Узбекской ССР», «Истории Казахской ССР» и «Истории таджикского народа», где системно рассматриваются такие вопросы, как политика, экономическая культура и общественная жизнь династии[24 - Там же. С. 26.]. Ученый справедливо отмечал, что упомянутые выше научные исследования и опубликованные работы не дают оснований говорить о том, что все источники по истории династии Караханидов полностью изучены и все вопросы, требующие ответа – освещены.

Кыргызский ученый Оманкул Караев защитил докторскую диссертацию по истории Караханидов в Ташкенте. Результатом его работы стало исследование в котором полностью раскрыта «История Караханидского каганата»[25 - Караев О. История караханидского каганата. Фрунзе, 1983.]. Значительным вкладом ученого в востоковедение стало обобщение и анализ сведений о Караханидах в трудах, написанных на русском языке. Однако это исследование не упоминается в работах китайских ученых. Соответственно эта работа им пока не известна.

По причине более позднего издания книги узбекистанского ученого Ирпана Тухтиева, написанной по результатам изучения серебряных монет, относящихся к периоду Караханидского государства и хранящихся в «Музее истории Узбекистана», материалы его исследования остались за пределами внимания ученных КНР[26 - Ирпан Тухтиев. Серебряные монеты Караханидской династии отчеканенные в первой четверти XI века. Ташкент, 2015.].

Очевидно, что труды упомянутых выше китайских и уйгурских ученых не содержат данных по истории Караханидов, содержащихся в манускриптах рукописного фонда Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Узбекистана. Однако в этом бесценном фонде хранятся источники, имеющие прямое отношение к их истории. Примером этому может служить труд молодой казахстанской ученой Э. М. Молотовой «Тазкира-и Бугра-хан: история и культура Караханидского государства», изданная в Алматы в 2016 году.

1.3. Различные взгляды на вопрос названия династии Караханидов

Согласно исследованиям ученых КНР, в состав племен Уйгурского Каганата входили 3 племени карлуков (сан гэлу ???)[27 - В Китайских источниках название карлуки встречается в формах гэлолу (geluolu???) ихалалу / (halalu???), а входящие в их состав 3 племени назывались: булок (моло / moluo ??), сабак (чжиси / zhisi ??) и ташли (ташили / tashili ???).]. Усилившись к 756–757 годам, они стали претендовать на трон каганата, однако потерпев неудачу в этой борьбе в 789 году, отделившись от уйгуров, откочевали в область Семиречья и обосновались в районах современных городов Токмак (Суййе / Suiye??)[28 - Синьцзян лиши цидян (Словарь истории Синьцзяна). Урумчи, 1996). С. 663.] и Талас (Данлоси / Danluosi???). В дальнейшем карлуки создали здесь каганат с центром в месте названном Караурда (Kalawoerduo ?????)[29 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 34–35.]. После поражения уйгурского каганата, 15 уйгурских племен переселились[30 - Названия этих 15 племен не указаны в китайских источниках.] на территорию Туркестана. Это привело к объдинению ряда тюркских племен и созданию на этой территории нового государства. В 840 году большая группа уйгурских племен прибыла с севера и, присоединившись к карлукам, создало новое государство со столицей в Баласагуне[31 - Там же. С. 51; Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 111–113.].

По мнению Вэй Лянтао, причина, по которой новое государство было названо государством Кахараханидов заключается в том, что в прошлом слово кара имело значение великий, большой, общий. Происходит эта традиция от того, что у древних тюрков стороны света обозначались как: восток – синий (кyк), запад – белый (о?), юг – красный (?изил) и север – черный (?ора). Северное направление было почитаемым, поскольку в этом направлении молились. Таким образом, правитель созданного карлуками и присоединившимися к ним уйгурскими племенами государства, назывался «карахан», то есть великий хан, великий каган[32 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 52.]. Согласно административному устройству ханства, трон правителя передавался по наследству. По этой причине правящая династия стала называться караханидской.[33 - Там же. С. 52–53.].

В опубликованных на западе исторических работах это государство называется по разному. Например, «династия Караханидов», «династия Хаканидов» «династия Афрасиаб», «династия Табгачханов».

По мнению немецкого ученого О. Притцака (Omeliam Pritsak), практика названия Караханидов «династией Иликханов» пришла из произведений Утби. В свою очередь, Утби ошибочно считал владетелей Мавераннахра Арслана илик Насир бинни Али и его старшего брата Арслана карахан Абу Насир Ахмад бинни Али одним человеком и, объединив два звания «илик» и «хан» в одно – использовал его как «иликхан»[34 - Там же.]. Названия «династия Хакания» и «Хакания» взяты из «Девону лугатит турк» Махмуда Кашгари и «Тарихи умумия» Ибн Атхири. «Династия Афрасиаб» названа в «Шахнаме» по имени легендарного героя Турана Афрасиаба.

В работах ученых КНР название династии Краханидов записывается как «Калахан ванчао» (?????) и «Хэйхан ванчао» (????). Калахан является транскрипцией слова «карахан», а ванчао есть перевод слова династия. Второе, из указанных названий, есть перевод слов «Династия Караханидов» взятое из раздела «Описание Удуна» («Описание Хотана») из «Истории династии Ляо» («Ляошу»). Однако при переводе было использовано значение слова «кара» в смысле черный цвет, а не великий. Поэтому утвердившееся в китайских источниках и литературе название «Хэйхан ванчао» является ошибочным переводом названия «династия караханидов»[35 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 53.].

Название «династия Караханидов» есть результат многолетних научных исследований за рубежом. Среди пишущих на китайском языке ученых КНР вопрос о названии этой династии, до сих пор является предметом обсуждений[36 - Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 83.]. Некоторые исследователи считают, что переводить нужно как «черная» в смысле цвета, а другие – как «большая, великая».

Профессор Нанкинского университета Вэй Лянтао считает второе мнение верным и в своих исследованиях не переводит слово «кара», а транскрибирует его на китайский язык как «кала». Согласно мнению Вэй Лянтао, в современных тюркских языках, в частности в уйгурском, слово кара имеет значение черного цвета, однако нельзя упускать из виду, что в прошлом это слово использовалось для обозначения чего-то «большого, великого». Например, былое значение слова кара (большой, великий) просматривается в тапонимах Кара карум, Кара денгиз, Кара уй.

Вэй Лянтао отмечал, что нельзя смешивать понятия «династия» и «государство». Караханидские правители также обращали на это внимание, что подтверждается надписями на монетах династии. Например, на монетах Али бинни Хасана (Али Тегина), расширившего границы караханидского каганата до Мавераннахра он именуется как «табгач буграхан». Ибрахим бинни, правивший после него Мавераннахром, также называл себя «табгач буграхан».

Комментируя значение слова «табгач», Вэй Лянтао писал, что «табгач (tabgach) в материалах исламской истории имеет смысл серединная земля (Zhongguo??)»[37 - Там же. С. 84.]. Согласно его мнению, первый раз Чжан Гуанда написал об этом в своей статье, посвященной очерченной кругом карте, приведенной в «Словаре тюркских наречий» Махмуда Кашгари.

Трудно считать это мнение обоснованным. В известном «Словаре тюркских наречий», пренадлежащему перу упомянутого Махмуда Кашгари, слову «Табгач» дано следующее пояснение:

«Табгач – это название Чин-Мачина. Мачин находится на расстоянии 4 месячного пути. В действительности Чин делится на 3 части: Верхний Чин на востоке называется Табгач; Средний Чин называется Хитай; Нижний Чин называется Бархон. Бархон суть есть Кашгар[38 - Кашгар пишется на современном уйгурском языке, как? "? ?"?.]. Однако в наши дни словом Табгач называется Мачин, а Китон Чин»[39 - Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 84; Абдухалик Абдурасул огли. Чин ва Мачин (Чин и Мачин). Ташкент, 2006. С. 8.].

Обращая внимание на это сообщение Махмуда Кашгарий, Вэй Лянтао безосновательно сопоставляет топонимы «Чин» и «Мачин» со своей родиной Китаем (Чжунго / Zhongguo?? – Срединное государство)[40 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 54.], поскольку, топоним «Чжунго» используется также как аббревиатура Китайской Народной Республики (Чжунхуа женьминь гунхэго ???????). В действительности этот топоним появился еще до нашей эры.

Бывший сторудник института Востоковедения А. Айтбаев, проводивший специальные исследования топонимов «Чин» и «Мачин», подчеркивает, что термин «Табгач», «Чин», «Мачин», «Хитай» и «Хита» нельзя переводить как «Китай» в современной рускояз?чной литературе «Китай» и «Чжунго» («Срединное государство»)[41 - Абдухалик Абдурасул огли. Чин ва Мачин (Чин и Мачин). С. 5.] в китайской. Причина этого заключается в том, что с территориальной точки зрения, древнее и современное значение топонимов «Китай» и «Чжунго» полностью отличаются.

В границы древнего Китая, называемого топонимом «Чжунго», не входили территории Восточного Туркистана (с 1 октября 1955 г. Синьцзян—Уйгурского автономного региона)[42 - Подробно см.: Ходжаев А. Великий шелковый путь: связи и судьбы. Второе издание. С. 133–142.], Тибета, Кукунора (Цинхай), Внутренней Монголии и Манчжурии (северо-восточная часть современной КНР). По мнению А. Айтбаева, топоним Манчжурия может быть производной от слова Мачин. Поэтому не верно считать, что слово табгач есть перевод топонима «Чжунго», а использовавшееся Караханидами слово табгачхан означает «Чжунго хан», то есть хан Китая.

Глава 2. Взгляды ученых КНР на возникновение, развитие и исчезновение каганата Караханидов

2.1. Возникновение каганата

В упомянутых выше работах, изданных на китайском и уйгурском языках, большое внимание уделяется исторической и этнической ситуации в Средней Азии накануне образования Караханидского ханства. Многие авторы указывают, что на протяжении предыдущих веков политическая карта Центрально-Азиатского региона претерпела многократные изменения. В результате внутренних конфликтов и грабительских войн одни страны исчезали, а другие процветали.

Народы и племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством на пастбищах в долинах, разделенных реками и огороженных такими естественными преградами, как горы – отчаянно враждовали чтобы не потерять право на свои земли. Это, в свою очередь, привело к тому, что регион попал в лапы могущественных держав, обосновавшихся в Восточной и Западной Азии.

С возникновением Тюркского каганата регион стал единым политическим и экономическим образованием, что создало основу для развития культуры. Однако, с разделением Тюркского каганата на Восточный и Западный в конце VI века, в экономическом и культурном развитии населения Большой Центральной Азии[43 - Традиционно в мировой литературе понятие Центральной Азии имеет широкое значение и включает: Туркестан (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), Восточный Туркестан (современный Синцзян-Уйгурский автономный регион), Тибет, Монголию, северный Афганистан и восточную часть Ирана. После упразднения СССР, с целью использования единого названия для всех республик региона, руководители Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана договорились вместо использовавшегося ранее термина «Средняя Азия и Казахстан» ввести в оборот название Центрально-Азиатские республики. [Ходжаев А. Китайский фактор в Центральной Азии. 2020. С. 11–12]. В дальнейшем в различной литературе регион стал называться Центральная Азия. Поэтому когда необходимо использовать значение термина Центральная Азия в широком смысле мы решили добавлять к нему слово «большая».] произошли изменения, а также поменялась география его расселения.

Западнотюркский каганат претерпел несколько периодов ослабления и усиления. Во времена Ябгу кагана (611–618 гг), племена сиртадуш, обитавшие на Джунгарской равнине, то есть на севере Восточного Туркистана, объединили соседние тюркские племена и расширили свои границы на северо-востоке до гор Алтая, а на юго-востоке до Юймэньгуаня[44 - Юймыньгуань – Пограничные ворота древнего Китая. Находятся на северо-западе современного города Дунхуан. В древности, все караваны, направлявшиеся в Китай, были обязаны проходить через эти ворота.], считавшегося пограничными воротами Китая, на севро-западе до Каспийского моря и на юго-западе до гор Гиндукуша у начала территории современного Афганистана.

В 618 году, когда на трон сел младший брат Ябгу кагана ?утлук Ябгу каган, тюркские племена, обитавшие на севере каганата, объединились, двинулись на юго-запад, переправились через Амударью и овладели Тохаристаном.

В середине VII века, правившая в Китае династия Тан (618–907), начала борьбу против тюрков. Длительные дипломатические и военные действия дали результат. В результате, Тюркский каганат был расколот на две части, которые затем были поочередно уничтожены.

Необходимо подчеркнуть, что в упомянутых выше работах о государстве Караханидов указывается, что в течение короткого времени после исчезновения Тюркского каганата, Танская империя начала военные действия в южном и северном направлениях от Тангритага (Тянь-Шаня).

В первой половине VII века империя Тан направила свои войска на Памир, затем в города Такмак, современного Кыргызстана (в китайских источниках Суййе) и Чач (Ташкент), и ввергла местное население в пучину разрухи. Китайские войска пленили правителя Чача и отправили его в свою столицу Чан’ань (современный Сиань). Правитель был казнен на площади столицы[45 - Ходжаев А. Китайский фактор в Центральной Азии. 2020. С. 64.].