banner banner banner
История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики
История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики
Оценить:
 Рейтинг: 0

История государства Караханидов в исследованиях ученых Китайской Народной Республики


Однако в 751 году на берегу реки Талас (Тараз), в сражении с арабскими войсками, китайцы потерпели полное поражение и были вынуждены уйти из Центральной Азии[46 - Там же. С. 58–65.]. Несмотря на это, китайские ученые оправдывают акты насилия империи Тан в отношении местных государств и считают, что большая часть территории Туркестана должна пренадлежать Китаю. На исторических картах изданных в 1994 году, территория Танской империи включает озеро Балхаш, Аральское море и земли южнее от них, междуречье Сырдарьи и Амударьи, северный Афганистан[47 - Лю Чжисяо. Уйгурлар тарихи (История Уйгуров). В 2-х томах. Пекин, 1988. Т. 1. С. 288; Цзянмин Чжунго лиши диту цзи (Сборник карт по краткой истории Китая). Пекин 1996. С. 39–40.].

Согласно сведениям указанным в Китайской литературе, в течение 2-х веков после исчезновения Тюркского каганата в Центральной Азии происходили активные миграционные процессы, которые особенно услились после уничтожения в 840 году Уйгурского каганта, возникшего на территории современной Монголи в 744 году.

К исчезновению этого государства привела совокупность нескольких событий. В 830 г. в Уйгурском каганате ухудшилась внутреняя обстановка: с одной стороны – обострилась борьба за власть, а с другой – повсеместно началась сильная засуха и из-за вызванных ею болезней начался падеж скота. Последовавшая затем зима, принесла сильные холода, усугубившие обстановку. В результате экономическая основа государства была подорвана. В этой ситуации недовольные властью чиновники вступили в сговор с киргизами, напали на дворец и убили кагана. В результате каганат распался, а уйгуры рассеялись повсюду[48 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 72.].

Большая часть уйгуров покинула свои земли и двинулась на запад, обосновавшись на пастбищах Семиречья[49 - Там же. С. 66, 73.].

Когда началась борьба за власть в Уйгурском каганате, первыми вышли из подданства карлуки, откочевавшие в западном направлении и осевшие в современной Семиреченской области Казахстана.

Согласно сообщениям Китайских ученых, изначально карлуки входили в состав союза уйгурских племен называвшегося «токуз огуз» («цзю син уху», «цзю син ухэ» или «цзю син угэ» ????, ????) и составляли основную часть жителей каганата[50 - Ходжаев К.А. О этнонимах «цзюсин угу», «цзюсин теле» и «цзюсин хуэйхэ» в Китайских источниках // Востоковедение. № 12, Ташкент, 2004. С. 223–228.]. В Китайских источниках встречаются также названия «токуз огузов» в форме «цзю син угэ» (токуз уйгур), «цзю син теле» (токуз турклик или токуз турк). Они состояли из союза следующих 9 племен: уйгур, буку, хун, байиргу, тунгра, изгил, чибни, басмил, карлук.

Как было указано выше, в IX веке карлуки имели большое население состоящее из 3-х племен: булок (моло ??), сабак (чиси ??) и ташли (ташили ???).

Согласно Вэй Лянтао, карлуки (гэлолу ???) были одними»[51 - Ходжаев А. Сведения древнекитайских источников по этнической истории Центральной Азии. Ташкент, 2017. С. 239–252, 356].] из «одиннадцати [племен] уйгур»[52 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 72.]. На протяжении длительного времени они занимались скотоводством на джайляо между предгорьями гор Бешбалык и Алтай на севере Тангритага (Тян-шаня).

Этноним «одиннадцать уйгур» (на китайском «ши и син хуэйхэ» ?????) встречается в сборнике династических историй «Эршиси ши» (????— «24 истории»). Перед возникновением «Уйгурского каганата» (744–842), когда число тюркских племен, объединившихся в Монголии и называвших себя уйгурами, достигло 11, китайские историки стали назвать их «шиси син хуэйхэ». После возникновения каганата количество племен, называвшихся уйгуры, достигло 30.

Сведения об этом приводятся в истории династий «Эршиси ши» («24 истории») в «Синь Таншу» в («Новой истории [династии] Тан»). Так, там указано, что карлуки изначально жили к северу от Бейтина (??— Северный дворец) и к западу от Цзиньшаня (??— Алтай)[53 - Оу Янгшю Сунг Чи. Шин Тангшу // Эршиси ши (24 тарих). Т. 13. С. 16943(1529).]. В некоторых китайских источниках, упоминаемый Бэйтин, называется как Футу-чэн (???— крепость с изображениями будды)[54 - Сиюй димин каолу (Выдержки из исследований по тапонимики западных стран). Пекин, 2008. С. 115, 288.]. На языке местных жителей город назывался Бешбалык.

В 756–757 годах карлуки усилились, предприняли попытку захватить власть и подчинили себе города: Токмак (Суййе ??) и Тараз (Далоси???). В 789 году они вышли из состава уйгурского племенного союза и основали свое государство[55 - Вэй Лянгтао. Калахан вангчао шигао. С. 73.].

Здесь необходимо упомянуть два события имевших отношение к судьбе карлуков: 1) После переселения в Семиречье карлуки разделились на 3 ветви из которых одна расселилась в районе Аксу, вторая в Тохаристане, а третья осталась в Семиречье[56 - Там же. С. 66.]. 2) Приблизительно в 1164 году правитель западных караханидов Али бинни Хасан (в китайских источниках Qiagelei-han????) переселил в область Кашгар карлуков, проживавших в Самарканде и Бухаре[57 - Там же. С. 67.]. Нахождение, в настоящее время, городка Калук (Карлук) рядом с городом Кашгар может быть подтверждением этого события.

По мнению Вэй Лянтао, задолго до этих событий, в 1141 году, битва на Катванской равнине (Katewan???)[58 - Хитван (Катван / Катеван) – название степи на севере от Самарканда [Там же. С. 8]] произошла по причине разлада произошедшего между предводителем карлуков и правителем[59 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 66.].

Согласно Лю Чжисяо, Карлуки, после выхода из состава Уйгуров и переселения в Семиречье, быстро окрепли и усилили основанное ими государство. Причиной тому послужили два исторических события: Первое, правившая в Китае в это время империя Тан была занята подавлением восстания Аньлушаня, восстановлением экономических, социальных его последствий и не имела возможности вмешиваться в политические процессы в Центральной Азии[60 - Лю Чжисяо. Уй?урлар тарихи (Истрия Уйгуров). Т. 1. С. 294.]. Второе – в район Семиречья, куда прежде переселились карлуки после уничтожения Уйгурского каганата, пришла большая группа уйгурских племен[61 - Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 112–113.]. После это карлуки усилились и установили свой контроль над племенем тюргешей ранее влаладевших Семиречьем[62 - Этноним тюргеш в китайских источниках и литературе приводится в форме tuqishi (???).]. Эта ситуация повлияла на еще большее усиление государства Карлуков[63 - Лю Чжисяо. Уй?урлар тарихи (История уйгуров). Т. 1. С. 293.].

Присоединившиеся к карлукам уйгуры, в составе 15 племен, имели большое население и возглавлялись Пантегином[64 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 33; Тот же автор. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С 112.].

Здесь необходимо отметить, что во времена расцвета уйгурского каганата в его состав входило 30 племен[65 - Названия этих племен, встречающиеся в китайских источниках, приведены в качестве приложения в конце этой книги.]. Переселение уйгуров, возглавляемых Пантегином, на запад, в область Семиречья, было связано с более ранним приходом и обитанием здесь карлуков.

Согласно Лю Чжисяо, в 40-х годах IХ века племена переселившихся на запад уйгуров усилились и власть в свои руки взяли карлуки. После этого название династии или государства Карлук перестало употребляться и вместо появилась династия Караханидов (Великих ханов)[66 - Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 294.].

Изначально, династия Караханидов и входившие в состав каганата племена, в основном жили на территориях вокруг озера Балхаш. В дальнейшем они расширили свои владения в южном направлении и достигли берегов Амударьи, столкнувшись при этом, в первую очередь, с государством Саманидов. В те времена столицей Караханидов был город Баласагун (Balashagun????) находившийся недалеко от современной столицы Кыргызстана – Бишкека[67 - Лю Чжисяо. Уй?урлар тарихи (История уйгуров). Т. 1. С. 297–298; Чжан Гуанда. Сиюй шиди цунгао чубан (Первое издание статей по истории географии Западных стран). Шанхай, 1995. С. 16; Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. Карты, приведенные в приложении.]. Правитель, взошедший на престол, назывался Арслан-ханом. Крепость Талас была второй столицей каганата и в ней базировался помощник кагана, которого называли Бугра-ханом. Из этого видно, что ранг Арслан-хан был высшим, а Бугра-хан второстепенным. Путать эти два ранга не следует во избежание ошибки.

Согласно сообщению Вэй Лянтао, в указанном выше исследовании «Калахан ванчао шигао» («Краткая история Караханидов»), в создании и развитии государства Караханидов значительное участие приняли такие тюркские племена как ягма (янмо ??), тюргеш (тучиши ???) и чигил (чуюэ ??). Известно, что племя ягма, до возникновения этого государства, направилось и осело в области Кашгар и состояло из множества различных племен. Разместившиеся вдоль рек ягма начали заниматься сельским хозяйством и ремесленным производством. Вэй Лянтао пишет, что «в последние годы правления династии Караханидов ягма полностью перемешались с уйгурами»[68 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 67.]. Однако согласиться с этим мнением трудно, так как если посмотреть на состав племен времен Уйгурского каганата, то мы видим, что ягма в начале VII века входили в состав северных уйгуров «токуз уйгуров» (в китайских источниках «цзюсин хуэхэ» ????)[69 - Ходжаев А. Сведения древнекитайских источников по этнической истории Центральной Азии. С. 239, 356.].

В энциклопедическом словаре «Цихай» («Море слов») указано, что тюргеши в 628–700 годах переселились с побережьев реки Или на побережья современной реки Чу (Chuhe??), осели здесь и сделали город Суйе (Suiye ??)[70 - Соответствует современному городу Токмак, расположенному недалеко от города Бишкек.] своим центром[71 - Цихай. С. 1794–1795.]. По сообщению Вэй Лянтао, в середине VIII века они подчинялись карлукам и после возникновения Караханидского каганата переселились в область Семиречья.

Согласно китайским источникам, чигилы жили смешанно с тюркскими племенами, входившими в состав Западно-тюркского каганата. В то время они имели большое население, в основном занимались скотоводством и отчасти земледелием на землях вокруг озера Иссык-Куль, и занимали видное место в войсках Караханидов. В 1089 году, после вторжения сельджуков, чигилы были частями расселены в других местах[72 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 66–68.].

В опубликованных нами работах отмечается, что в VII–VIII вв чигил было одним из 30 уйгурских племен, которое в китайских первоисточниках, составленных до X века, например, в «Синь Таншу» («Новая история Тан [династии]»)[73 - Оу Янсю, Сун Чи. Синь Таншу // Эршиси ши. С. 16934(1520).], указано под названием сицзие (xijie??)[74 - Ходжаев А. Марказий Осиё хал?лари тарихига оид маълумотлар (?адимий ?амда илк yрта аср Хитой манбаларидан таржималар ва тад?и?отлар). Ташкент, 2015. С. 264–266.].

Вопрос об этническом составе населения Караханидского государства не ускользнул от внимания упомянутых выше китайских ученых. Например, Вэй Лянтао так комментировал этот вопрос:

«Население земель Караханидов состояло в основном из тюркских и ираноязычных этносов… Древний этнос, именуемый уйгурами, разросся и сформировался новый этнос, именуемый таджиками. Некоторые этнические группы вступили в период своего становления»[75 - Вэй Лянтао. Калахан ванчао шигао. С. 66.].

2.2. Расширение территории Караханидского каганата

В работах, изученных в рамках нашего исследования, большое внимание уделено вопросу территориальной экспансии Караханидского государства. Согласно имеющимся данным, войска Саманидского ханства приблизительно в 893 г. разгромили вооруженные отряды Караханидов в низовьях Сырдарьи, завоевали территорию Таласской области и захватили в плен более десяти тысяч человек, возглавляемых женой наместника кагана Караханидского государства, Угульчака.

Часть уйгуров, испытавших на себе натиск Саманидов, переселилась на юго-восток, пройдя через Илийскую долину и Иссык-Кульскую область, преодолела Тангритаг и расселилась в западной части Таримского оазиса.

В конце IX – начале X веков произошло усиление тибетцев, которые взяли под свой контроль западную и южную части Таримского оазиса и создали там свою администрацию. Переселившиеся сюда из Туркестана и названные китайскими учеными «западно-памирские уйгуры» свергли тибетское господство, установившееся в Таримском оазисе. Победив на юге оазиса, династия Караханидов удовлетворилась землями между современными городами Аксу и Кашгар. В дальнейшем эта ситуация изменилась.

После того, как Караханиды основательно обосновались в этом районе, они совершили несколько походов на север и распространили свое влияние на Кучар. Однако в окрестностях Кучара их продвижение на восток было остановлено вышеупомянутым, называемым в китайских источниках уйгурским ханством «Сичжоу Хуэйгу» (????)[76 - После поражения уйгурского каганата в 840 году из Монголии в долину Турфана переселилась группа северных племен уйгуров. Объединившись с местными уйгурами, они создали новое ханство. Именно этих уйгуров китайцы называли «Сичжоу хуэйгу» [Оу Янсю Сун Чи. Синь Таншу // Эршиси ши. С. 15355(1455)].], которое после исчезновения с исторической сцены Уйгурского каганата, блокировало движение караванов в страны Дальнего Востока через Урумчи, Турфан, Кумул, вокруг озера Лобнор и юго-восточную часть Джунгарской равнины.

Караханиды перенесли свой политический центр, то есть столицу, из Баласагуна в Кашгар. Причина заключалась в том, что в то время, во-первых, город был одним из крупных развитых торговых центров на Великом шелковом пути, а во-вторых, караванные пути в китайскую столицу Чанъань, через города Яркенд и Хотан на юге пустыни Такла-Макан[77 - Будучи самой большой пустыней на Шелковом пути, находится на юге Восточного Туркистана. Общая площадь составляет 530 кв. км. В прошлом веке вокруг этой пустыни среди развалин, поглощенных песками городов, было найдено множество мумифицированных захоронений людей с высокоразвитой культурой, живших 5–6 тысяч лет тому назад [Подробнее см.: Ходжаев А. Шелковый путь: связи и судьбы. Первое издание. С. 118–120].] были свободно проходимы.

После перселения в Кашгар, Сатук Бугра-хан (920–956), правильно оценив ситуацию, принял ислам и назвал себя Абдулкаримом. В период его правления государство Караханидов получило большое развитие.

Согласно легенде, после смерти отца Сатука Бугра-хана престол временно перешел к его дяде (младшему брату отца). Согласно дворцовому договору, после совершеннолетия Сатук Бугра-хана, дядя должен был уступить ему трон. В действительности этого не произошло. Единственным выходом стал силовой метод возвращения трона. Чтобы собрать необходимые силы, Сатук Бугра-хан тайно принял ислам и, тем самым, получил поддержку верующих.

Темной ночью Сатук Бугра-хан, которому только исполнилось 16 лет, с помощью 40 своих сподвижников напал на ставку, убил дядю и его людей, и занял ханский престол. После этого Сатук Бугра-хан начал войну сначала против Хотана, религиозного центра поклонников Будды, и, затем, против владычества уйгуров (Сичжоу Хуэйгу), живших в восточных провинциях Восточного Туркестана. Однако его усилия не дали ожидаемого результата. В итоге Сатук Бугра-хан направил свои политические усилия на запад. Так, он направил свои войска через Илийскую долину на Джунгарскую равнину для подавления восстания племен ягма (в китайских источниках яовугэ ???)[78 - Ягма – одно из 30 уйгурских племен VIII века (см. приложение к этой книге о составе уйгурских племен).], живших в районах Семиречья и озера Балхаш[79 - Лю Чжисяо. Уй?урлар тарихи (История уйгуров). Т. 1. С. 300–301.].

По мнению ученых КНР, многие дела и достижения, совершенные Сатук Бугра-ханом в своей жизни, были связаны с принятием, распространением и укреплением ислама.

Сатук Бугра-хан распространил ислам не только в районах Кашгара и Аксу, где правил сам,[80 - Район Аксу (в современной исторической литературе Китая Акэсу ???,в прошлом – Вэнсу??)находится по середине между городами Кучар и Кашгар, на западном берегу реки Тарим.] но и среди жителей всех мест, куда ступила нога караханидского воина, например в Семиречье, вокруг озера Балхаш и на Джунгарской равнине[81 - Лю Чжисяо. Уй?урлар тарихи (История уйгуров). Т. 1. С. 300.]. По его приказу воины караханидов разрушали буддийские храмы и постройки приверженцев других религий, поклоняющихся различным статуям[82 - Там же. С. 300–301.]. Поэтому в произведениях, проповедующих ислам, например, в уйгурских, арабских и персидских книгах, усилиям Бугра-хана по распространению религии ислама дается очень высокая оценка.

Сатук Бугра-хан умер в 955 г. (в некоторых произведениях указано, что в 956 г.) и был похоронен на кладбище в городе Артуш, в 32–35 км от Кашгара[83 - Там же. Со временем в народе это захоронение стало называться «Султон Суту? ?абристони» (могила Султана Сатука).]. После этого, по существующей традиции, ему наследовал его старший сын Муса Бугра-хан (Муса бинни Абдукарим) и был назван Арслан-ханом.

По мнению ученых КНР, Муса Бугра-хан не добился при своем правлении значимых военных успехов, за исключением незначительных походов против буддийских правителей в Хотане и уйгурских в Cичжоу (Западная провинция). По этой причине современники и авторы более поздних исторических сочинений не придали большого внимания деятельности Мусы Бугра-хана. Однако, будет справедливым назвать его одним из самых грамотных правителей династии Караханидов. Так, во время его правления, активно развивались отношения Кашгара с другими регионами. Вдоль реки Кашгар были построены новые водные сооружения, в каганате открывались новые медресе и библиотеки. Город Кашгар превратился в большой экономический и культурный центр.

Правление Мусы Бугра-хана длилось недолго. После его смерти в 958 году престол унаследовал его старший сын Абу Хасан (Абу Хасан Бугра-хан). Именно под командованием Абу Хасан Бугра-хана Караханиды совершили масштабные военные походы на Мавераннахр.

Согласно сообщению Лю Чжисяо, Абу Хасан Бугра-хан продолжил политику своего деда Сатук Бугра-хана и стал предпринимать попытки по расширению территории государства. В связи с этим он начал военные действия против буддийского государства в Хотане. Абу Хасан Бугра-хан проявил храбрость в военном походе на Хотан, но не добился значимых результатов[84 - Лю Чжисяо. Уй?урлар тарихи (История уйгуров). Т. 1. С. 301.].

В процессе завоевания Кашгара и в результате военных действий в регионе, династия Караханидов столкнулась с интересами трех крупных соседних государств. Одним из них было Хотанское ханство на юго-востоке Кашгара, другим – Турфанское уйгурское государство на востоке (Сичжоу Хуэйгу было уйгурским ханством в западном регионе) и третьим было Саманидское ханство на западе.

Если бы эти силы объединились и действовали одновременно, положение Караханидского государства могло бы сильно осложниться. Династия Караханидов пыталась не допустить подобной ситуации и преуспела в этом. Способности Абу Хасана Бугра-хана, правильная политика, которую он проводил, улучшение внутренней ситуации привели к развитию экономики страны.

По мнению китайских ученых, после правления Мусы Бугра-хана, экономика Караханидского каганата стала быстро развиваться и крепнуть. Это дало возможность Абу Хасану Бугра-хану активизировать свою внешнюю политику. Не добившись намеченных результатов в борьбе против Хотана, он переключил свое внимание в другую сторону – на Саманидское ханство и сделал его своей главной целью.

По мнению Лю Чжисяо, государство Саманидов в истории Средней Азии, отличается тем, что уделяло серьезное внимание вопросу централизации власти. Эта политика сыграла положительную роль в противодействии внешним угрозам, однако вызвала противодействие внутренних оппонентов и представителей местного самоуправления.

Так, в начале X века, Хорезм отделился от Саманидского ханства, отказался платить налоги в центральную государственную казну, сдавать зерно и пшеницу.

После этого, в 902 году в Хоросане и в 909 году в Герате имели место восстания против Саманидов. Одно за другим эти восстания подорвали могущество государства, что привело к распаду Саманидского ханства во второй половине Х века[85 - Лю Чжишяо. Уй?урлар тарихи (История Уйгуров). Т. 1. С. 30.].

В 977 году полководец Сабук Тегин захватил на западе страны крепость и прилегающие области, образовав независимое от Саманидов ханство Газневидов, которое со времнем расширило свои территории на восток от современной провинции Пешавар в Пакистане до Хорасана на западе, от Амударьи на севере до Персидского залива на юге. После отделения Газневидов государство Саманидов сильно ослабло и уже не смогло конкурировать с другими ханствами этой части Азии. Все это создало условия для успеха Абу Хасана Бугра-хана в Мавераннахре[86 - Там же. С. 303–304.]. Некоторые правители и знать в Мавераннахре встали на сторону династии Караханидов и с их помощью пытались избавиться от подчинения Саманидам.

Согласно Вэй Лянтао, воспользовавшись ситуацией, возникшей в 991 г., династия Караханидов совершила военный поход на Мавераннахр с востока и севера. Восточной армией руководил сам Абу Хасан Бугра-хан, а его внучатый племянник Харун (Килич Бугра-хан) командовал армией, наступающей с севера.

Войско Абу Хасана Бугра-хана вошло в Ферганскую долину, преодолев горы Памира, а армия под командованием Харуна подошла к Ферганской долине через Иссык-Куль. Обе армии атаковали Фергану с двух сторон. Измотанные междоусобицей Саманиды не выдержали такого удара Караханидов[87 - Вэй Лянтао. ?орахонийлар тарихидан баён (Из истории Караханидов). С. 121–125.]


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)