Книга Вы Боги - читать онлайн бесплатно, автор Омраам Микаэль Айванхов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вы Боги
Вы Боги
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вы Боги

О.М. Айванхов

Вы Боги

© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издательства «Просвета».


Издательство «Просвета», Франция, 2021 г.

«Издательство ПРОСВЕТА», Россия, Москва, 2021 г.

* * *

Просим читателя быть снисходительным к шероховатостям перевода. Мы старались сохранить, следуя замыслу оригuнала, жuвой, образный язык импровизированных бесед Учителя Омраама Микаэля Айванхова, с присущими ему оборотами речи.

Данная книга является первой книгой двухтомника, составленного как синтез всего его Учения.

Издатель

Часть I

«Вы боги»

1. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»

В течение многих веков Церковь не переставала повторять христианам, что человек слаб, ничтожен, грешен… Первородный грех, который совершили прародители, окончательно приговорил человека к жизни в невежестве, к жизни ошибок и страданий. Человек получает зачатие во грехе, он рождается во грехе и не может вырваться из этих греховных условий… А я вам скажу, что когда подчёркивают и распространяют подобную идею, то таким образом у людей отнимают надежду и желание вырваться из своих ограничений.

Больше не надо принимать эти концепции, которые держат людей внизу, в их слабостях. Согласен, что человек грешен, он зол, но нигде не написано, что он должен оставаться таким навечно. Вы скажете: «А первородный грех? Никакой человек не может избежать последствий первородного греха!» Но где вы вычитали подобное? Во всяком случае, не в Евангелии! Разве Иисус говорил о первородном грехе? Нет. И Он не только не говорил об этом, но Он произнёс такие неслыханные слова: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». А разве падшие существа могли бы осуществить этот идеал божественного совершенства?

Моисей своим утверждением о существовании Единого для всех Бога принёс нечто фундаментальное для религиозного сознания и, более того, для понимания человека и вселенной. Но его Бог был беспощадным властелином, всепожирающим огнём: люди в Его глазах являлись только напуганными и дрожащими созданиями, рабами, обязанными под страхом смерти исполнять все его приказания. Потом пришёл Иисус, и Он учил, что этот Единый для всех Бог является нашим Отцом, а мы – Его дети. Следовательно, расстояние, которое нас от Него отделяет, сократилось, потому что мы связаны с Ним родственными узами. Всё изменилось. А в действительности, где же произошло это изменение? Оно произошло в сознании людей. Но многие ли христиане по-настоящему поняли, что означает быть сыном Божьим? Как они представляют себе своего Отца Небесного? Как старца с длинной бородой, занятого тем, чтобы наблюдать за ними и отмечать их добрые или злые поступки, или же как снисходительного добрячка, на колени которого они могут взобраться, чтобы подёргать Его за бороду и волосы… Даже если веками христиане повторяют: «Отче Наш, сущий на Небесах»[1], они недостаточно глубоко осознали все последствия этого божественного родства. Если человек является сыном Божьим – это значит, что он имеет ту же самую природу, что и Бог (ребёнок не может быть иной природы, чем отец), и не надо больше ссылаться на первородный грех, чтобы объяснить жалкое состояние, в котором человек должен или должен был бы обязательно пребывать!

Вы скажете, что эта мысль о первородном грехе, из-за которого наши прародители Адам и Ева были изгнаны из Рая, упоминается в Ветхом Завете и не Церковь это придумала. Да, это так, и это наказание сопровождалось грозными словами, с которыми Бог обратился к Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». (Бытие 3:17–19). Затем Бог поставил у входа в сад ангелов, вооружённых пламенным мечом, чтобы отныне закрыть в него вход.

Означает ли это, что человечество навсегда было отвергнуто? Нет, такая Божья кара, данная людям за непослушание их прародителей, соответствует образу беспощадного и мстительного Бога из Ветхого Завета. Иисус же, говоря, что Бог является Отцом, не только привёл нас к лучшему пониманию Бога, но также способствовал развитию нашего понимания человека и его предназначения. Даже если Он прямо не говорил о первородном грехе, Он разъяснял этот вопрос в притче о блудном сыне, показывая, что сын, покинувший отчий дом, может туда снова вернуться. Если бы он осознал ошибку, которую он совершил, то его отец принял бы его и не только принял, но и устроил бы пиршество, чтобы отпраздновать его возвращение и вернуть ему первородное достоинство.

Все, кто не осознает своего достоинства сына Божьего, претерпевают все заблуждения и отчаяния, так как они никогда не найдут того, что они ищут в самой глубине своей души. Каким образом человек может по-настоящему расцвести, если он проходит мимо своей истинной природы, своей божественной природы, с которой он должен отождествляться? Именно это имел в виду Иисус, когда сказал: «Я и Отец – одно» (Иоанн 10:30)

Естественно, вы возразите: «Да, но мы не Иисус. Он, действительно, – Сын Божий, тогда как мы…» Итак, послушайте меня внимательно. Если Церковь захотела сделать Иисуса подобным Самому Богу, второму лицу Троицы, – Христу, то есть космическому началу, проводя таким образом между ним и людьми бесконечную дистанцию, это её дело, но она здесь допустила большую ошибку, и эта ошибка имела негативные последствия[2]. Сам Иисус никогда не говорил подобных вещей, Он никогда не утверждал, что Он был иной природы по сравнению с другими людьми. Когда он сказал, что Он был Сыном Бога, то это не означало, что Он был более высшей природы по сравнению с остальным человеческим родом. Наоборот, говоря, что Он был Сыном Божьим, Он таким образом подчёркивал божественную природу всех людей. Иначе, что могли бы означать эти слова Нагорной Проповеди: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матфей 5:48), а также: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоанн 14:12). Но для того, чтобы их правильно истолковать, нужно сначала принять реальность существования реинкарнации[3]. Если Иисус сказал, что мы можем творить те же самые дела, что и Он, то это означает; что мы той же самой природы, той же сущности, что и Он. Почему христиане пренебрегают этой стороной Учения? Прежде всего потому, что они ленивые, они не хотят делать никакого усилия, чтобы идти по следам Иисуса. Они говорят: «Раз Он был Сыном Бога, Он был совершенен и, следовательно, нет ничего удивительного в том, что он проявлял исключительные знания, добродетели и возможности. Тогда как мы – бедные жалкие грешники, и, естественно, что мы слабые, эгоистичные и злые, и, следовательно, такими мы и останемся». Нет и нет! Это неправильно, мы – дети Бога, точно так же, как и Иисус был Сыном Божьим. Единственное различие в том, что Иисус осознавал свою природу и своё божественное предназначение и что Он уже работал в этом направлении в своих предыдущих воплощениях. Он приходил на Землю, обладая огромными возможностями и очень ясным пониманием своего назначения, но и Он тоже должен был провести огромную внутреннюю работу, противостоять искушениям, поститься, молиться. Вы читали Евангелие?.. Почему Он должен был ждать тридцать лет, чтобы на Него сошел Святой Дух? И почему дьявол пытался Его искушать?

Своими словами, своей жизнью Иисус не переставал постоянно подчёркивать своё божественное родство, которое также является нашим родством. До тех пор, пока мы этого не осознаем, мы не сможем узнать, кто мы, и не сможем также проявить себя истинно свободными существами. Да, ибо самое худшее рабство, которое можно применить по отношению к человеку, – это держать его в невежестве, в неосознаваемости его достоинства сына Божьего. И именно за то, что Иисус хотел открыть эту великую истину толпе, Он и был распят. Ибо сказать, что каждый человек является сыном Божьим – означало то же самое, что сказать, что все люди равны. Это было равносильно тому, чтобы у небольшого меньшинства привилегированных людей отнять право считать себя выше других, то есть отнять у них власть и преимущества, а этого фарисеи и саддукеи принять не могли. Среди посланцев Бога Иисус произвел самый большой переворот. Он первым нарушил все прежние обычаи и заплатил распятием за смелость сказать, что Он – Сын Бога и что все люди также являются Божьими сыновьями и дочерьми. Настойчивость, с которой Иисус подчёркивал божественное родство человека, вызывала скандал и до такой степени возмущала книжников и фарисеев, что однажды они попытались забросать Его камнями. Но Иисус им сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». (Иоанн 10:32). И тогда Иисус напомнил им стих Псалма: «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги?» (Иоанн 10:34).

Значит, настаивая на божественности человека, Иисус взял только истину, записанную уже в Ветхом Завете. Эта истина умышленно была оставлена без внимания, и некоторым образом она остаётся таковой и сейчас. Даже Церковь, предназначением которой является передавать учение Иисуса, не очень стремится передать это знание, благодаря которому люди смогли бы понять и почувствовать, что они являются братьями, потому что у них одно и то же божественное происхождение. Да, все люди братья, потому что они все имеют одно и то же божественное начало. И Иисус раскрыл это не только словами, но и своими действиями. Он посещал не богатых, важных и образованных людей, а униженных, бедных, невежественных и даже людей, ведущих распутную жизнь. Он их принимал, разговаривал с ними, обедал с ними, и такое поведение раздражало фарисеев.

Вы знаете эпизод из Евангелия от Святого Иоанна о самарянке у колодца: «Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу; Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: «Если бы знала дар Божий, и кто говорит тебе: «Дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять; А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Иисус говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего и прийди сюда». Женщина сказала в ответ: У меня нет мужа. Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Женщина говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк; Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе; Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе u истине». Женщина говорит Ему: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё». Иисус говорит ей: «Это Я, Который говорю с тобою». (Иоанн 4:4-26).

Итак, эти откровения, дающие ключи духовной жизни, Иисус открывал не какому-то важному человеку, ни даже человеку образованному, а простой женщине, которая задавала Ему наивные вопросы, женщине, которая с точки зрения обыденной морали, вела беспутную жизнь и, наконец, женщине, которая принадлежала самарянам – народу, враждебному иудеям. И именно с ней Он говорит о воде, которая даёт вечную жизнь, именно ей Он раскрывает, как мало значит место, гора или храм, где поклоняются Господу, так как Богу можно поклоняться только в духе и истине, вне зависимости от всякой материальной формы[4], то есть в том, что в человевсякой материальной формы ке есть самого священного и самого сокровенного. И, наконец, именно, ей Он раскрывает, что является Мессией: «Это Я, Который говорю с тобою».

Как объяснить такое поведение Иисуса? Это означает, что истины, которые Он принёс, предназначались не для каких-то влиятельных персон или законодателей.

Они предназначались для каждого человека, для самого главного в нём, что может быть затронуто, независимо от его образования, общественного положения, пола или национальности. Своим поведением Иисус бросил вызов духовным и политическим властям своего времени, поскольку Он подрывал устои их власти.

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». О чём думал Иисус, когда говорил эти слова?

Разве Он так плохо знал человеческую природу? Как получилось, что Он дал людям такой недоступный на первый взгляд идеал? Потому что Он знал, что истинной природой человека является его божественная природа, и в каждом человеке Он видел то вечное и всемогущее, которым тот обладает, то есть его дух, искру, явившуюся из лона Творца.

В таком случае, почему христианство представляет такое грустное зрелище? Две тысячи лет тому назад Иисус сказал: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», а повсюду – во всём мире мы видим, как христиане сражаются друг с другом и поедают друг друга, подобно животным, всеми возможными способами.

Они продолжают оставаться слабыми, жалкими, эгоистичными, злыми. Это подтверждает, что знание и методы, которые им даются, недостаточны, недейственны, им необходимо дать что-то большее. Всё заключено в Евангелии. Евангелие хранит сокровища, но эти сокровища люди ещё не сумели открыть и ещё менее сумели их применить на практике. Да, в Евангелии есть всё, а вот в голове у христиан – не очень-то много.

Ни одна книга не сможет нас обучить более великим[5]. Бы скажете, что вы Его читали истинам, чем Евангелие и что вы не очень много там нашли, поэтому теперь вы ищете свой путь в восточных религиях или философиях… Что ж, вы просто ничего не поняли в безмерной мудрости, заключённой в Евангелии. Конечно, я знаю, что вы уже пресытились знакомыми текстами, что у вас появилось желание немного изменить пищу. Но опасно идти искать её в учениях, которых вы не поймёте, так как они не приспособлены к вашему строению и вашему способу мышления. Некоторые жители Запада их изучали и с пользой применяли на практике, но такие люди встречаются редко. Учение Евангелия именно для нас, людей Запада. Вы его серьёзно не читали, не медитировали, вы ищете что-то другое, но с какой целью? Очень часто люди следуют восточному учению, чтобы похвастаться перед другими или просто отличиться в своих собственных глазах. Но это ни к чему не ведёт и только подтверждает, что люди любят экзотику, а не простую истину. Уходят от Иисуса, а за кем идут?..[6]

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Учение Христа ведёт человека к осуществлению самого высокого из всех идеалов – быть подобным тому божественному образу, который он носит в себе самом. Что найдёте вы выше этого?

2. «Я и Отец – одно»

Когда Моисей представил Яхве как Единого для всех Бога, он тем самым внёс поистине революционную идею. Но его Властелин вселенной был грозным и Он мог внушать людям только чувство страха. Вот почему сказано: «Страх Господень есть истинная премудрость» (Иов 28:28). Однако страх является чувством отрицательным.

Тот, кто действует всегда под влиянием страха, не может по-настоящему свободно развиваться, и со временем этот страх будет оказывать разрушительное действие на его психическую жизнь. А любовь, наоборот, помогает человеку полностью раскрыться, вот почему пришёл Иисус, чтобы сказать, что Бог является нашим Отцом. Конечно, ребёнок тоже боится немного своего отца, и это хорошо, потому что он должен чувствовать, что есть правила, которые он не должен нарушать, и что если он их нарушит, он будет наказан. Но, как правило, дети любят своего отца, и не только потому, что он им дал жизнь, но и потому, что он делится с ними всеми своими богатствами, благодаря чему его дети всесторонне развиваются. Однако Иисус нам показал, что мы можем пойти ещё дальше. До тех пор, пока мы будем думать, что Господь находится где-то далеко от нас, с Ангелами и Архангелами, в той сфере вселенной, которую называют Небом, то даже если мы будем считать себя Его детьми, мы будем чувствовать себя оторванными от Него. Если мы думаем, что Бог вне нас, а мы – вне Его, мы вынуждены претерпевать всё то, что находится в этом промежутке, то есть мы лишаемся Его света, мира и любви. Поэтому мы должны достигнуть такого состояния сознания, когда мы будем ощущать, что мы – в Нём, а Он – в нас.

Это как раз то, что Иисус выразил в словах: «Я и Отец – одно».

Вы скажете: «Но даже если Бог является нашим Отцом, не будет ли более почтительным считать его царём, трон которого находится на Небе, и которого мы должны почитать, которому должны поклоняться?

Именно этому нас учили». Как вам будет угодно. Но у истины есть много ступеней и истина о Боге должна развиваться в человеке по мере его эволюции, то есть по мере того, как он будет осознавать богатство и сложность своей внутренней жизни. Пусть вас не шокирует, если я вам скажу, что нет единой и абсолютной истины о Боге. Человек открывает Бога по мере того, как он открывает самого себя. Поэтому в Посвящениях древней Греции наставляли: «Познай самого себя и ты познаешь вселенную и богов».

Существа, у которых ещё не развито осознание своей психической жизни, особенно чувствительны к явлениям физического мира: к свету и тьме, теплу и холоду, удовольствию и страданию, и они могут постигать того Бога, проявления которого соответствуют проявлениям сил природы, которым они подчиняются. Но теперь, когда человек достиг больших успехов в осознании и познании самого себя, можно ему открыть, что этот Бог, которого он чувствовал всегда вне себя, на самом деле находится внутри него. Бог бесконечен, необъятен, он охватывает своим присутствием всю вселенную. Мы являемся частью Его, бесконечно малой частичкой, и в то же время Он – в нас. Две тысячи лет тому назад Иисус сказал: «Я и Отец – одно», но люди ещё не научились по-настоящему осознавать Бога, чувствовать Его в себе как жизнь, силу, свет, от которых ничто не может их отделить. Время от времени эта мысль встречается у мистиков, поэтов, философов, и тогда люди говорят: «О, как это поэтично, как это глубоко!» Но они не останавливаются на том, чтобы работать над этой идеей, чтобы ею жить. Люди продолжают воспринимать Бога вне себя, и поэтому они будут продолжать чувствовать себя ограниченными, неудовлетворёнными. Сколько препятствий отделяют нас от Него! Невозможно с Ним соединиться!..

Следовательно, не надо удивляться, что в настоящее время столько людей заявляют о том, что они больше не верят в Бога и даже отвергают Его существование.

Это естественно, они не могут больше принимать внешний, застывший образ Его, который им дают, а поскольку они также не знают, где Его искать, то они задают себе бесполезные вопросы о Его существовании. Но ответы они получат не путём постановки вопросов. Они получат ответы, работая над углублением в самих себе осознания жизни, божественного присутствия. Только в самих себе люди откроют реальность Бога, когда они, как и Иисус, сумеют сказать: «Я и Отец – одно». В религиозных взглядах людей скоро произойдут изменения, иначе и быть не может. Был Ветхий Завет, потом – Новый Завет, а теперь будет Третий Завет, который дополнит два предыдущих{1}. В этом Третьем Завете люди найдут эту основополагающую, главную истину, подчёркивающую, что человек должен приблизиться к Богу до такой степени, чтобы почувствовать, что Бог живёт внутри него самого. С этого времени он не будет больше задавать вопросов о Его существовании и перестанет чувствовать, что Бог покинул его. Сколько мистиков жалуются на то, что Бог их оставил! Нет, Бог их не оставил, это они не сумели осознать Его присутствия в себе. Бог никогда нас не покидает. Это в нашем сознании происходят какие-то изменения: наша душа то становится более рецептивной и мы чувствуем, как в нас проникает божественный свет и тепло, то, наоборот, она закрывается и мы лишаемся этого света и этого тепла. Кто виноват?

Я приведу вам образный пример. Стоит прекрасная погода, сияет солнце – но вот начинают появляться облака, они закрывают солнце, небо становится хмурым, и вам становится холодно. Вы зависите от облаков. Что в таком случае делать? Вы можете ждать и ожидая жаловаться: «Солнце покинуло меня». Это неверно: Солнце никогда никого не покидает. Это просто вы оказались под облаками. В таком случае нужно подняться над ними, и тогда ничто не сможет встать между Солнцем и вами. И вот уже Солнце снова здесь, оно сияет, оно вас не покинуло. Когда вы чувствуете себя покинутым, то это просто означает, что вы оказались слишком низко – под облаками. Для того, кто внутренне прошёл сферу облаков, Солнце сияет постоянно, он чувствует себя пропитанным его светом и теплом, и между ним и Солнцем больше нет экрана. То же самое происходит с нами и по отношению к Господу. Если мы пребываем слишком низко, то всегда будут появляться тучи, отделяющие нас от Него. Мы должны подниматься, подниматься всё время выше, чтобы приблизиться к Господу и приблизиться настолько, чтобы мы сумели поместить Его в себя, ощущать Его внутри себя, чтобы постоянно наполняться Его присутствием. До тех пор, пока мы будем воспринимать Бога вне нас, мы тоже будем оставаться вне Его. А если мы будем находиться вне Его, мы будем являться для Него просто предметами. Кстати, что такое предмет? Это что-то такое, что находится перед нами, вне нас. Возьмём к примеру землепашца, ремесленника или рабочего: им необходимы предметы, инструменты, которые, естественно, находятся на каком-то расстоянии от них. Они какое-то время ими пользуются, а затем после окончания работы, откладывают в сторону, и на следующий день снова пользуются ими. Также, если мы думаем, что существуем вне Бога, у нас такое ощущение, что Он берёт нас как предметы, а потом откладывает в сторону. Да, посмотрите на гончара с его горшками или повариху с её кастрюлями. Если бы кастрюли обладали сознанием, они бы жаловались: «Почему наша хозяйка забывает о нас? Когда она пользуется нами, мы согреваемся, еда, которая варится в нас, звучит как музыка, а она слегка скребёт нас своей ложкой. Но всегда всё кончается тем, что хозяйка о нас забывает. Какая жестокость!» Да, такова судьба кастрюль: они должны быть поставлены на кухонную полку и на какое-то время забыты. То же самое происходит и с нами. Если мы с точки зрения Господа являемся кастрюлями, то естественно, что Он о нас также время от времени забывает, и мы не можем в этом Его упрекать. Что сказали бы вы какой-нибудь кастрюле, если бы она пришла к вам жаловаться, что вы её покинули?

До тех пор, пока вы будете считать, что Бог вне вас, вы должны ожидать, что время от времени вас будут отставлять в сторону и вы не имеете права жаловаться. И если вы молясь Ему, думаете, что Он находится где-то за пределами звёзд, то как вы хотите, чтобы эта молитва дошла до Него? Тогда как если вы чувствуете, что Он здесь, совсем рядом, в вас, то вы сразу же устанавливаете с Ним связь и наполняетесь Его присутствием. Если же вы не научитесь находить Бога в себе, вы постоянно будете проходить через взлёты и падения, то есть в какой-то момент будете испытывать радость, вдохновение, а затем наступит страшная засуха, бесплодность, пустыня, и вы скажете: «Бог покинул меня». Нет, это заблуждение. Бог находится в нас и Он не может нас покинуть. Но, безусловно, это очень трудно, постоянно осознавать в себе присутствие Бога. Даже самые великие святые, несмотря на свою любовь, несмотря на свой подъём, испытали в тот или иной момент это ощущение покинутости Богом. Даже маленькая святая Тереза жаловалась, говоря: