banner banner banner
Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта
Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта
Оценить:
 Рейтинг: 0

Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта

Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта
Ирина Станиславовна Пигулевская

Наш мозг способен работать намного эффективнее, чем мы можем себе представить. Благодаря скрытым возможностям разума мы совершаем открытия, добиваемся поставленных целей, воплощаем самые заветные мечты. Активизация умственной деятельности необходима сегодня всё большему числу людей – прогресс не стоит на месте, и для многих учебных или рабочих процессов требуется высокий уровень интеллекта. Хотите сохранить на долгие годы ясный ум и твёрдую память? Читайте книгу! Из неё вы узнаете, какие отделы мозга связаны с памятью, какие нарушения памяти выделяют, как можно укрепить и тренировать память. Также автор рассказывает, какие лекарственные травы и упражнения помогут. Вы получите информацию, какие заболевания снижают умственные способности, ведь гипертония и сахарный диабет нарушают обмен веществ и ухудшают работу мозга! Вы прочтёте, почему происходят нарушения мозговой деятельности, что можно и нужно сделать для профилактики нарушений памяти, получите список полезных и вредных для мозга продуктов и множество рецептов блюд и напитков, которые взбодрят ваш разум.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Ирина Станиславовна Пигулевская

Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор!

Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2024

© «Центрполиграф», 2024

Мозг человека как механизм противостояния негативным вызовам окружающей действительности

[Мозг] создан так, что я не могу себе даже представить, какие требования жизни могли обусловить появление такого совершенного аппарата. Мозг может настолько многое, что этому не перестаёшь удивляться.

    Н.П. Бехтерева

Учёные ещё очень мало знают о мозге. Тем не менее в последние десятилетия они сильно продвинулись. «В настоящее время, иначе как революцией в области наших знаний о мозге назвать нельзя», – считает академик М.А. Пирадов.

Мозг – это не только «серое вещество», принимающее решения. Это центр управления всем телом – сердцебиением, функционированием ЖКТ, положением тела в пространстве и так далее. Мозг и тело нужно рассматривать в системе. Есть вещи, которые мы можем контролировать сознательно – это процессы, в которых задействована поперечно-полосатая мускулатура. Другие – нет, например, давление, температуру.

Многие наши решения зависят от наследственных данных – склонности к риску, склонности к контролю, ригидности и так далее. Под влиянием внешней среды поведение адаптируется: мозг задаёт ритм, но сознание – это «вторая скрипка», которая может его корректировать.

Страх смерти

Мозг делает всё возможное, чтобы защитить психику от мыслей о смерти. Мозг человека классифицирует смерть как несчастный случай, который может произойти только с другими людьми. То есть мы понимаем, что умрём, но одновременно мозг вынуждает конкретного человека верить, что смерть не связана именно с ним.

В.М. Бехтерев разработал теорию бессмертия человеческой личности. В 1916 году на научной конференции академик Бехтерев заявил следующее: «Бессмертие человеческой личности – это научная проблема! Смерти нет, господа! Смерти нет! Это можно доказать. И доказать строго логически. Человеческая личность бессмертна!»

Академик пишет, что существует единая энергия во Вселенной, которая включает в себя материю, все известные физические энергии и «нервный ток», то есть человеческий дух, внутренние психические переживания. Все явления мира как духовные, так и физические – есть проявление этой единой энергии. После смерти физическое тело распадается и превращается в другие формы энергии. Люди находятся в постоянном взаимодействии между собой через взаимодействие энергии.

«Ни один вздох и ни одна улыбка не пропадают в мире бесследно», – пишет академик. Мы находимся в единой связке, и являемся собирательной человеческой личностью. Это кругообращение энергии создаёт общую духовную личность народа, народностей и так до общечеловеческой личности. И энергия личности является вечно двигающимся импульсом, проявляющимся в умах и сердцах людей, в потомках, переходя от человека к человеку, из рода в род. Таким образом идёт непрерывная передача энергии сквозь века, совершенствующая духовное наследие человечества.

Тревожность

Главная задача мозга – не развитие, не поиск оптимальных решений, не обдумывание ситуаций. Мозг заинтересован в том, чтобы сохранить жизнеспособность организма, добиться этого простейшим способом и потратить минимум энергии. Поэтому часто начало любого нового дела сопровождается состоянием тревожности, появлением страхов и сомнений. Это мозг саботирует задачу, которая вынуждает его покинуть зону комфорта.

Наш мозг эволюционировал, чтобы быстро приходить в состояние боевой готовности перед угрозами. Поэтому сейчас, когда существует так много всего, что вызывает наше беспокойство, мы постоянно беспокоимся.

Мозг эволюционировал миллионы лет. Склонность к боязни всего необычного по нашим современным понятиям кажется паранойей, но очень полезна в эволюционном смысле.

Треск ломающейся ветки в лесах или тень для более простого существа могли означать настоящего хищника или угрозу. Поэтому сознание или бессознательная система, которая постоянно говорит: «Что это? Это опасно?», является очень хорошей стратегией выживания.

Со временем мозг эволюционировал до поддержания этого уровня опасения и насторожённости. У нас есть система обнаружения угроз, воспринимающая данные о внешнем мире, которые мы получаем благодаря зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию информацию и отмечающая всё необычное, неизвестное или потенциально опасное как страшное, основываясь на воспоминаниях и биологическом инстинкте. Именно это сохраняло нам жизнь миллионы лет. Тревожность возникает чаще у жителей крупных городов.

Медитация

Во время медитации человек сосредотачивается на определённом объекте или идее, достигая при этом успокоения разума и тела. Мозг приучается «отключаться» от негатива.

Ковид

Каждый раз, когда мы о чем-нибудь думаем или реагируем на окружающую действительность, в мозге работают миллиарды нервных клеток, причём каждая связывается с другими через тысячи различных соединений. Пока мы очень ограничены в наших знаниях, но, когда происходят поломки, например из-за инсульта или травмы, некоторые участки мозга перестают работать. Если мы видим, что при этом пропадает какая-то функция, можем понять, за что отвечает нарушенный регион. За каждый процесс отвечает не одна конкретная клетка, а сотни и тысячи. Они посылают друг другу сигналы сложным, непонятным для нас образом. Даже в таких простых чувствах, как обоняние, зрение, слух, участвуют целые группы регионов, которые вместе, по цепочке, анализируют эти сигналы. Что говорить о более сложной деятельности – мышлении, принятии решений, самоосознании.

Сигналы от органов чувств поступают в определённые отделы мозга. Если повреждена точка ввода, сигнал дальше уже никуда не пойдёт, как в случае с коронавирусной инфекцией. Там потеря обоняния связана не с мозгом, а именно с точкой входа. К счастью, всё не так плохо. Никаких необратимых изменений мозга при ковиде быть не должно, поскольку сами нервные клетки не гибнут. У нейронов нашего обонятельного эпителия есть отростки, на которых находятся белки-рецепторы, улавливающие молекулы ароматических веществ из воздуха. Чтобы эти рецепторы хорошо работали, обычные клетки эпителия должны их подпитывать. А они при ковиде сами страдают, их сил уже не хватает. Отростки «скукоживаются», и мы перестаём ощущать запах, а после выздоровления они опять распрямляются и обоняние восстанавливается.

Ковид поражает не только дыхательные пути и лёгкие, но и центральную нервную систему. Это называется нейротропность – способность инфекции поражать клетки этой системы. Исследователи считают, что вирус размножается внутри нервных клеток головного мозга.

В систематическом обзоре исследователи сообщают, что у 20–40 % больных коронавирусом наблюдаются психиатрические нарушения: бессонница – у 42 % больных, нарушение внимания и концентрации – у 38 %, тревога – у 36 %, ухудшение памяти – у 34 %, депрессивное состояние – у 33 %, нарушение сознания – у 21 %, посттравматическое стрессовое расстройство – у 4–7 %.

Коронавирус приводит к воспалению мозговой ткани, микроинсультам и лейкоэнцефалопатии.

Ковид влияет не только на самого больного. Сообщают, что у половины членов семей, где есть больной коронавирусом, наблюдаются симптомы депрессии.

Стресс

Стресс обычно воспринимают как что-то плохое и вредное для психики. Но на самом деле в небольшом количестве он может сделать нас более эмоционально устойчивыми и продуктивными.

Сегодня психологи выделяют краткосрочный (острый) стресс и хронический. В 2013 году исследователи показали, что кратковременный стресс благотворно влияет на мозг и организм в целом. Происходит активизация сил, чтобы справиться с раздражителем и собственной реакцией на него.

Академик Н.П. Бехтерева отмечала в середине 2000-ых годов: «Сегодня многие люди испытывают продолжительный стресс, связанный, прежде всего с неуверенностью в завтрашнем дне, с национальными, мировоззренческими, политическими, экономическими, личными проблемами. А это нередко приводит к патологическим реакциям, которые могут развиваться в двух направлениях. Либо человек пребывает в перевозбуждённом состоянии, на грани нервного срыва. Либо развивается другая крайность – состояние психического отупения в результате активности защитных механизмов организма, пытающегося противостоять эмоциональному стрессу».

Короткий умеренный стресс положительно влияет на мышление. В этот период повышается скорость реакций и концентрация внимания.

Головной мозг, определяя угрозу, запускает стрессовую реакцию. Её задача – защитить организм от неблагоприятного эмоционального или физического воздействия. Реакцию мозга определяет предыдущий опыт, поэтому восприятие стресса субъективно и во многом зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека. Но звенья стрессовой цепи остаются неизменными:

• Симпатическая вегетативная нервная система приводит в «боевую готовность» сердечно-сосудистую систему, лёгкие, мышцы, запускает активный синтез гормонов стресса – катехоламинов (адреналин, норадреналин), в мозговом веществе надпочечников.

• Гипоталамо-гипофизарная ось мозга даёт сигнал коре надпочечников, которые отвечают выбросом другой группы гормонов стресса – глюкокортикоидов (кортизол), регулирующих дальнейшие изменения.

• Гормоны стресса распространяются с кровотоком по всему организму и в том числе попадают в мозг.

На этом третьем этапе может начаться негативное воздействие стресса на мозг, связанное с избытком кортизола. Этот гормон отвечает за «энергоснабжение» и повышает высвобождение глюкозы, что стимулирует в том числе и мозговую активность.

* * *

Жизнь возможна только в рамках узкого диапазона температуры тела, кислотности и уровня сахара в крови, давления в сосудах и многих других параметров, мозг первым реагирует на малейшие колебания и регулирует процессы адаптации к новым условиям.

Развитие мозга

У ребёнка есть мозги, но он мало что знает. Опыт – это единственное, что приносит знания, и чем дольше вы находитесь на земле, тем больше опыта вы обязательно получите.

    Л. Фрэнк Баум

Основные периоды