banner banner banner
Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта
Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта
Оценить:
 Рейтинг: 0

Умная книга для развития мозга. Плохая память не приговор! Простые упражнения для «прокачки» мозга. Эффективные способы улучшения мышления и интеллекта


Главное, чем отличается человек от других живых существ, – это умственные качества. Без сомнения, другие животные испытывают боль, страх, половое влечение и даже радость. Однако они исходно ограничены сиюминутностью этих состояний. Люди же имеют не только более богатый репертуар субъективных ощущений, но и способность представлять эти чувства абстрактно. Это даёт людям возможность, например, обдумать негативные переживания, случившиеся месяцы или годы назад, или предвкушать удовольствие, которое мы получим от события, ожидаемого в будущем. Когнитивные способности – уметь пользоваться информацией, которую люди получают из окружающей среды. Сюда относятся все виды мыслительной деятельности: запоминание, обработка, анализ данных. Это психические процессы, во время которых вся информация, поступающая сейчас или полученная ранее, обрабатывается и становится пригодной для её дальнейшего применения в жизни.

Период развития мозга условно можно разделить на 4 этапа:

– внутриутробный период;

– младенчество;

– детство;

– подростковый период.

Все они имеют свои особенности. Для успешного прохождения каждой из этих стадий требуется определённый набор условий. Если они не будут соблюдены, то может возникнуть ряд серьёзных проблем.

Всё начинается через три недели после зачатия, когда зародыш формируется в виде трех лепестков различных клеток, один из которых приступит к созданию намётки нервного канала. Этот примитивный канал будет усложняться, что даст в конце концов потрясающий инструмент – мозг, способный учиться, принимать решения, размышлять, творить, любить… Мозг «в матке» не слеп, не глух к внешнему миру. Зародышевый мозг меняется не в наглухо закрытом пространстве.

Любой внешний фактор, действующий на зародыш, может иметь прямое воздействие на развитие его мозга.

Первое обязательное условие для будущей матери: приём фолиевой кислоты (витамин В9) даже до зачатия. Её надо принимать между 24 и 26 днём беременности.

Между 10 и 20 неделями беременности происходит нейрогенез: стволовые клетки, расположенные в нервном канале, размножаются и дифференцируются, образуя запас в 100 миллиардов нейронов. Затем происходит миграция между 12 и 24 неделями. Эти новые нейроны собираются в шесть расположенных друг над другом слоёв. Это будущая кора головного мозга, слой извилин, который покрывает оба полушария мозга, вместилища всех развитых мозговых функций. Каждый нейрон запрограммирован на занятие определённого места и создания синапсов (зоны связей) с остальными нейронами.

Потом в один прекрасный день пробегает искра. Электрический поток впервые пробегает по этим цепям. Мозг становится функциональным.

Все эти этапы крайне уязвимы. Нужно внимательно относиться ко всему, что поглощается.

Алкоголь – наихудшее вещество. Он отрицательно действует на все этапы развития мозга и все типы клеток.

Ещё одна опасность – стресс. Он делает хрупким мозг зародыша. И увеличивает риск преждевременных родов. А преждевременные роды – не идеальное решение для хорошего развития мозга. Родившиеся ранее 28 недель рискуют столкнуться с моторными, познавательными, поведенческими проблемами. Из детей, родившихся на 24–25 неделе, за которыми велось наблюдение до шести лет, у половины наблюдались серьёзные отставания развития, у четверти – среднее.

Мозг младенца, только что появившегося на свет, очень недоразвит. Если детёныши большинства млекопитающих с первых дней способны передвигаться, то детёныш человека совсем ничего не умеет. На момент рождения у человека имеются только первичные корковые поля, нет ни памяти – вторичной коры, ни умения обобщать и анализировать информацию – третичной коры. Но, что очень интересно, все нейроны у малыша уже есть. На самом деле примерно к концу II триместра беременности все нейроны будущей коры головного мозга уже на месте, а после рождения нервные клетки не делятся и не поднимают свою численность.

Более того, учёные полагают, что во внутриутробном периоде нейронов закладывается слишком много, про запас, и перед родами приличная часть из них погибает за ненадобностью. Нейроны, полученные от рождения, стремятся установить связи: начинается великое обучение через слово, родительскую заботу.

У ребёнка двух с половиной лет словарный запас равен 200 словам. Он уже говорит, задаёт родителям вопросы. Он исследует окружающий мир, до всего дотрагивается, не осознавая опасности.

В его черепе идёт настоящее вулканическое извержение! В его возрасте в строящейся коре головного мозга ежесекундно возникают сотни миллионов синапсов. Синапс – зона функционального контакта, которая устанавливается между двумя нейронами или нейроном и клеткой (к примеру, мускульной). Благодаря синапсу, проходит нервный импульс.

100 миллиардов нейронов, данных при рождении, не делятся, но выбрасывают аксонные ответвления (передатчики), как щупальца в поиске многочисленных контактов для передачи нервных сигналов. Качество мозга определяется богатством связей.

После рождения реакция некоторых генов усиливается на изменения внешнего мира. И здесь важнейшую роль играют родительские заботы. Действительно важно для формирования мозга ребёнка положительное эмоциональное подкрепление: любовь, похвалы, привязанность и чувство безопасности. Любовь ребёнку нужна как воздух, малыша нельзя «залюбить».

Однако надо знать: нет никакой положительной зависимости между сидением перед телевизором и обучением языку. Надо избегать телевизора с его программами для детей. Те дети, кто смотрел «бэби-программы», на 17 % медленнее обучались языку, чем те, кто не смотрел.

Чтобы стимулировать развитие мозга ребёнка, следует разговаривать с ним. Даже когда он ещё не может говорить, он картографирует язык по звукам, которые слышит. Младенцы не могут воспроизвести то, что складируют в голове. Ранние разговоры с младенцами являются подготовкой в их будущем развитии способностей к чтению. Наука предписывает разговаривать, играть с детьми, строить гримасы, интересоваться ими. Только надо найти время делать это.

Ребёнок с сотней ненужных в его нежном возрасте навыков вроде беглого чтения в 3–4 года и верховой езды и дефицитом родительской любви будет развиваться хуже и менее гармонично, нежели малыш залюбленный, но не умеющий делать тройной тулуп на льду. Объясняется это все довольно просто. Когда малыш растёт в стрессе, нехватке любви и заботы, постоянно переживает о том, придёт ли мама с работы, ударит ли папа за разбитую тарелку, будут ли наконец совместные выходные или опять няня, включающая мультики и запрещающая хулиганить, то в его небольшом организме вырабатывается много гормона – кортизола. Длительное повышение уровня кортизола в крови замедляет процессы развития мозга. У детей, растущих в условиях стресса, замедлены процессы формирования новых синапсов, снижается познавательная активность и когнитивные функции.

Весь процесс созревания мозга ребёнка, освоение двигательных навыков, обучение и интеллектуальное развитие – это постоянное образование новых клеточных отростков и новых межнейронных взаимодействий. За первые 5–6 лет мозг ребёнка увеличивается в размерах в четыре раза, и все это за счёт ветвления нейронов. В этот период уровень межклеточного взаимодействия максимально высок и превышает таковой взрослого человека. Мозг находится под воздействием последовательных волн производства и удаления синапсов. Каждая волна соответствует критическому периоду развития, когда облегчаются разные типы обучения – ходьба, язык, чтение, подвижность и т. д. Это продолжается до завершения подросткового периода. Как только критический период завершается, индивидууму уже труднее обучаться.

Первостепенная задача – стимуляция ребёнка в эти критические периоды. Надо подвигнуть родителей на тренировку своих детей путём музыкальных уроков, чтения вслух и многочисленных контактов.

С 10 до 18 лет – нервный поток набирает наивысшую скорость. Возраст, когда все ускоряется: формируется личность, и мозг принимает окончательную форму, отбирая нужные нейроны и связи. Эта фаза обычно совпадает с высокой уязвимостью индивидуума. Громадное большинство молодёжи (80 %) чувствуют себя хорошо и удовлетворены своим взрослением.

Половая зрелость является двигателем. Это возраст интенсивного творчества, размышления, ума, даже гениальности. Возраст, когда формируется личность, а мозг мало-помалу обретает свою окончательную форму. И это происходит благодаря двум параллельным явлениям: устранению и миелинизации. До начала половой зрелости плотность синапсов поддерживается на самом высоком уровне. Более никогда у индивидуума не бывает такого количества синапсов. С момента половой зрелости начинается великое устранение синапсов.

Мозг подростка отбирает наиболее полезные нейроны и связи. Учёные вывели гипотезу, что незрелость предлобной коры у подростка может объяснять характерные импульсивное и рисковое поведение. Не следует ожидать, что подросток проявит организационные данные или умение принимать решения на уровне взрослого человека, пока его мозг не сформируется окончательно.

К 25 годам развитие мозга заканчивается. Основные цепи выстроились и стабилизировались, а предлобная доля, вместилище высших познавательных действий, окончательно созрела. В этом возрасте мозг выходит на пик своего могущества. Затем идёт спокойное угасание.

После 30–40 лет при активной жизни наш мозг беспрестанно работает с утра до вечера, получает информацию, запоминает, анализирует, решает и обеспечивает все ментальные функции: речь, мышление или память, а также занимается регулировкой жизненных функций (сердцебиение, дыхание кишечный транзит) и осуществляет сенситивные функции.

Мозгом надо заниматься постоянно, если мы хотим сохранить его эффективность и помешать его разрушению.

Самое главное – мозг не теряет своей удивительной способности изменять и создавать новые синапсы. Синаптическая пластичность, столь явная в детстве, покидает нас не полностью. У взрослого человека до самой смерти существует синаптогенез. Он позволяет постоянно прогрессировать и почти точно приспосабливаться к жизненным изменениям. Именно связи обеспечивают функционирование мозга.

Чтобы эти новые связи состоялись, мозг надо поддерживать, кормить, тренировать, даже стимулировать. Установка новых связей требует энергии, кислорода и главных питательных веществ. Лучше жить в интеллектуально богатой среде. Профессиональная жизнь, если она обеспечивает достаточное количество стимулов, также даёт немало ингредиентов для поддержания мозга на уровне максимального функционирования.

После 60 лет становится более активной работа обоих полушарий. В этом возрасте мозг становится менее реактивным. Но он сохраняет «познавательные резервы». И они должны стимулироваться для выполнения интеллектуальной активности.

Если человек уходит на пенсию, продолжая вести активную жизнь, у него все шансы избежать нейродегенеративных изменений.

Мозг становится менее гибким, менее реактивным. Он хуже обрабатывает информацию и плохо адаптируется к изменениям. Нужно бороться с помощью питания и интеллектуальной деятельности.

Ещё одна обязательная вещь: поддерживать в порядке свои чувства. Старение чувств не облегчает дела. Когда ухудшается зрение, слух, человек самоизолируется и слабеет.

Как стимулировать свои способности

Хорошо спать, чтобы пребывать в бодром состоянии

Обязательное условие хорошего функционирования мозга – сон. Ибо для улучшения познавательных способностей надо быть в бодром состоянии. Это позволяет возвращать синапсы в состояние покоя. Есть люди, спящие мало и спящие много. Это генетика. Но если вы спите менее семи часов, вы рискуете потерять в эффективности. Кривая достижений мозга имеет два пика: два часа после пробуждения и период с 14 до 18 часов, когда центральная температура тела достигает максимума. В остальное время у каждого могут быть потери бдительности, сонливое состояние в разгар дня. Для борьбы с этим состоянием можно выпить до двух чашек кофе в зависимости от веса и скорости пищеварения. Плазматический коэффициент быстро поднимается и остаётся максимальным 30–45 минут, но пробуждающий эффект ощущается через 10–15 минут. Стоит прибавить пятнадцатиминутную сиесту. И у вас на будущие 4–5 часов будет максимальная бдительность.

Избегать стресса, чтобы не было атрофии

Стресс высвобождает кортизол. Было доказано, что в избыточном окружении кортикоидов нейрон слабеет и даже дегенерирует. Поэтому при повторных воздействиях стресса некоторые зоны мозга повреждаются. Основное последствие – депрессия. Гиппокамп, связанный с запоминанием, атрофируется, а миндалина, ответственная за реакции страха, становится сверхактивной. Связи между орбитофронтальной зоной коры (цепь вознаграждения) и лимбические зоны (цепь эмоций) нарушаются, предлобная кора (размышление, организация) замедляет свою работу. Отсюда нехватка желания, неуверенность, гипермотивация. Лучше лечить депрессию заранее, чтобы избежать повторных кризисов. Чем больше у человека депрессивных эпизодов, тем меньший стресс приводит к новой депрессии. В мозгу пожилого человека две зоны действительно теряют свои нейроны: гиппокамп и чёрное вещество (контроль движений). Это дегенеративное явление присутствует у всех. Для большинства людей существует вероятный познавательный резерв (вспомогательные нейроны). Но зачастую нейродегенерация нарастает, вызывая болезнь Паркинсона, телесное сумасшествие Леви или Альцгеймер. Стресс ускоряет эту дегенерацию на два-три года.

Не употреблять психостимулянты

Использовать не по назначению некоторые лекарства для увеличения уровня результатов – слишком большой риск, начиная с метилфенидата хлоргидрата – риталин. Он используется для увеличения уровня концентрации внимания. При типичном воздействии амфетаминов мозг выделяет допамин – нейропередатчик, играющий ключевую роль в «системе вознаграждения», но побочным эффектом будет бессонница, расстройства настроения, тоска и повышенный риск фармакологической зависимости. Ещё одна удача психостимулянтов – модафинил. Его дают большим «соням», но его неправомерно используют для борьбы с недостатком сна, что приводит к мозговым расстройствам, бессоннице, головокружению, анорексии. Новые вещества – ампакины. Это семейство, находящееся в стадии клинических испытаний, способствует лучшему прохождению нервного импульса путём активации рецепторов АМРА, присутствующих в нейронах. «СХ717» создано для поддержания бодрствующего состояния у солдат, лишённых сна. Среди накротиков кокаин и амфетамины увеличивают уровень бодрствования, усиливая выброс допамина в мозг. Но ведут к сильнейшему привыканию, зависимости и серьёзным последствиям в долгосрочном периоде.

Выбирайте необходимое меню

Богатое жирными кислотами. Мозг потребляет 20 % энергии организма. Нейрон требует постоянной подачи кислорода (окислитель), глюкозы (горючее) и различных питательных веществ. Передача нервного импульса обеспечивается биологической мембраной нейрона, которая обволакивает клеточное тело и его разветвления, состоящие, в основном, из жирных кислот. Следовательно, режим питания, богатый жирными кислотами, поддерживает структуру мембран и передачу нервного импульса. Но нужны не любые жирные кислоты. Только основные жирные кислоты, альфа-линоленовая и линолиевая из семейства омега-3 и омега-6 (рыбий жир, кольза, орех), являются эффективными.

Богатое сложными глюцидами. В отличие от «быстрых» сахаров (сладости) сложные глюциды, содержащиеся в зерновых, прежде всего – в хлебе и тесте, а также в белой фасоли и зелёном горошке, разлагаются медленно и поддерживают нормальный уровень глюкозы в крови в течение нескольких часов. Они должны входить в три еды ежедневно.

Чуть-чуть витамина С. Находящийся на кончиках нервных окончаний витамин С усиливает общение между нейронами. Рекомендуемая ежедневная доза содержится примерно в 100 г сырой брокколи (при варке половина разрушается) или в 160 г апельсина.

Много воды. Вода улучшает орошение мозга. Чтобы избежать усталости мозга, надо в день выпивать 1,5 л воды, адаптируясь к жаре и физическим занятиям. Вместо кофе лучше выпить два больших стакана воды, и через десять минут наступит улучшение.