banner banner banner
Инновационные технологии в современном спорте
Инновационные технологии в современном спорте
Оценить:
 Рейтинг: 0

Инновационные технологии в современном спорте

Инновационные технологии в современном спорте
Захир Бутаев

Монография посвящена рассмотрению основных направлений совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов с использованием инновационных технологий в современном спорте. Изложены как теоретические основы и предпосылки результата экспериментальных и морфофункциональных исследований, педагогических наблюдений, так и данные по их использованию в учебно-тренировочном процессе. Данные материалы подготовлены к проведению Международного научно-практического семинара "Инновационные процессы в современном спорте". Администрация сайта Литрес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста.

Захир Бутаев

Инновационные технологии в современном спорте

Введение

В настоящее время разработка научных основ подготовки спортивного резерва является одной из ключевых проблем спорта высших достижений. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факторами:

– организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процесса практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информационных технологий;

– построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учитывающего генетические психофизические особенности юных спортсменов;

– недостаточен по качеству и оперативности контроль за психофизическим состоянием юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья и прекращению роста спортивных результатов.

Вышеуказанные факторы, снижающие качество подготовки спортивного резерва и негативно влияющие на здоровье и результативность юных спортсменов, могут быть во многом преодолены  за счёт применения современных компьютерных технологий.

Целью разработки инновационных технологий спортивной подготовки является обоснование такой стратегии развития спорта высших достижений, которая позволит на ближайшие годы  и отдалённую перспективу обеспечить лидерство нашей страны в мировом спорте на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить:

– непрерывный контроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок;

– оптимизацию объёмов, интенсивностей тренирующих нагрузок и динамики их ритмов в процессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий;

– профилактику срыва адаптации на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях;

– поиск новых нетрадиционных технологий и альтернативных подходов к совершенствованию структуры и повышению эффективности спортивной подготовки;

– формирование эффективной системы информационно-аналитического обеспечения процессов развития спорта высших достижений;

– создание инфраструктуры научно-технологического обеспечения подготовки сборных команд и их резерва на базе многоцелевых и специализированных по видам спорта центров и мобильных групп НТО.

Предлагаемая монография посвящена анализу и рассмотрению пяти основных направлений совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов с использованием инновационных технологий в современном спорте:

– ГРВ биоэлектрография и её программное обеспечение для спорта;

– современные методы функциональной диагностики – «Омега-спорт-2»;

– комплексный контроль функционального состояния организма спортсменов с использованием телеметрической системы;

– мониторинг физического здоровья различных групп населения как основа совершенствования системы физического воспитания и спорта;

– внедрение рассмотренных методов в практику физической культуры и спорта.

Развитие и внедрение этих подходов в практику спорта имеет принципиальное значение для повышения эффективности системы спортивного отбора, надёжности прогноза успешности соревновательной деятельности и синтеза «здоровьесбрегающих» технологий в спорте высших достижений.

Раздел 1. Мониторинг физического здоровья различных групп населения как основа совершенствования системы физического воспитания и спорта

Состояние физического здоровья школьников России

Демографическое положение России в настоящее время и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны. В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года среди приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также развития физической культуры, спорта и организации досуга.

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется идивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных привычек. В связи с этим, очевидно, что организация регулярного контроля динамики состояния физического здоровья детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодежи, оптимизация содержания этой деятельности являются важной государственной задачей.

Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года среди целей, задач и принципов содержит направление повышения качества физического воспитания, проведение мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи” также указывается на необходимость систематического проведения оценки физического развития и состояния физического здоровья подрастающего поколения.

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется – мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

Цель: получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Задачи: а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;

б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;

г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);

д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;

е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;

ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

Проведение мероприятий по созданию базы данных состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи на федеральном уровне включала следующие направления [1-7]:

1. Организация деятельности центров мониторинга и создание базы данных состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи в соответствии с общероссийской системой социально-гигиенического мониторинга в пилотных территориях шести федеральных округов.

2. Анализ и прогнозирование состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи в Российской Федерации в соответствии требованиями реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916 “ Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи”, в том числе:

3. Обучение кадров к созданию базы данных состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи на федеральном уровне, а также местах центров мониторинга федеральных округов в г.г. Москва, Иркутск, Самара, Нальчик, Санкт-Петербург, Екатеринбург; разработка и практическая реализация системы кадрового обеспечения в г. Екатеринбурге.

4. Разработка и совершенствование комплекса программных средств и единых технологий приема и передачи данных, обеспечивающих поддержку Федерального фонда данных мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи, в том числе:

5. Разработка и издание методических рекомендаций, общеобразовательных программ и информационно-аналитических материалов по осуществлению общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения в федеральных округах, в Российской Федерации в целом.

6. Создание геоинформационной системы и подготовка картографической информации на основе данных федерального информационного фонда.

7. Осуществление информационной поддержки федерального фонда данных с использованием средств электронной коммуникации.

В соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии и Порядка проведения мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи, утвержденном Госкомспортом России, Минобразованием России и Минздравом России, обследование проводилось по перечню показателей физического развития и тестов физической подготовленности у более чем 20 тысячи детей, подростков, молодежи в возрасте 7-17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях.

Обследование проводилось по перечню показателей физического развития: длина тела (см) и масса тела (кг) и окружность грудной клетки (см), а также тестов физической подготовленности: бег на короткую дистанцию (30 метров) в секундах (для оценки быстроты и скорости движений), бег на длинную дистанцию (1000 метров) в мин.сек. (для оценки выносливости), подтягивание на перекладине (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса) для мальчиков (юношей), подъем туловища за 30 секунд (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища) для девочек (девушек), прыжок в длину с места (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Результаты оценивали по 5-уровневой шкале: “высокий”, “выше среднего”, “средний”, “ниже среднего” и “низкий” с расчетом интегрального показателя физического развития, оцененного по трехбалльной системе (низкий, средний, высокий уровень). Оценка параметров физического развития и показателей физической подготовленности осуществлялась по методике, разработанной и рекомендованной для проведения общероссийского мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи.

1. Региональные особенности соотношения отдельных морфологических параметров физического развития школьников

Физическое развитие ребенка принято оценивать по совокупности нескольких как морфологических, так и функциональных параметров организма. В настоящее время батарея этих параметров включает длину и массу тела, окружность грудной клетки и такие функциональные показатели, как жизненная емкость легких и кистевая динамометрия. Индивидуальные значения длины тела связаны со значениями остальных признаков корреляционной зависимостью, величина которой колеблется от 0.3 до 0.8, причем в различных популяциях величина этой связи неодинакова и зависит как от генетических особенностей популяции, так и от условий среды обитания.