banner banner banner
Инновационные технологии в современном спорте
Инновационные технологии в современном спорте
Оценить:
 Рейтинг: 0

Инновационные технологии в современном спорте


При исследовании возрастной динамики отдельных показателей физического развития (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, кистевая динамометрия, ЖЕЛ) у школьников 7-17 лет России установлено, что во всех возрастах средний уровень развития как морфологических, так и функциональных признаков преобладает над низким и высоким; доля низкого уровня при этом больше, чем высокого. Процент детей со средней массой тела практически постоянен с 7 до 17 лет и составляет около 50% выборки; среднему уровню остальных признаков свойственны возрастные колебания различной интенсивности, более выраженные у девочек. Функциональные параметры физического развития в возрастном аспекте более изменчивы, чем морфологические. Возрастную изменчивость соотношения уровней физического развития в целом можно отнести а) за счет гетерохронии процессов роста морфологических признаков (длиннотных и широтных) и б) значительной вариабельности функциональных параметров.

Учитывая этнические и эколого-географические различия исследуемых контингентов детей представляет интерес изучение региональных особенностей соотношения уровней отдельных параметров их физического развития (ФР).

Результаты исследования показали, что интегральные, а также отдельные показатели ФР школьников во всех исследованных городах обнаруживают значительные не однотипные возрастные колебания и разную степень гендерных различий (рис. 1.1.– 1.19.). У школьников гг. Москвы и Иркутска во всех возрастах средний уровень ФР преобладает над остальными, хотя и в разной степени.

В г. Екатеринбурге как у мальчиков, так и у девочек примерно в половине возрастов низкий уровень ФР преобладает над остальными: у мальчиков эта тенденция проявляется в 7 лет (количество детей с низким уровнем развития достигает 70%), в 8 лет (65%), 9 лет (60%), 10 лет (45.9%), 13 лет (50%) и 17 лет (47.8%), у девочек – в 8 лет (67%), 9 лет (57.9%), 10 лет (51.8%), 11 лет (52.4%), 12 лет (46.8%), 13 лет (55.1%) и 14 лет (40.8%). Доля мальчиков (юношей) в выборке со средним уровнем ФР изменяется волнообразно, периоды увеличения этого показателя сменяются периодами уменьшения: в 7-11 лет – с 70% до 36.63%, в 11-13 лет – с 36.63% до 50%, в 13-15 лет – с 50% до 32.6%, в 15-17 лет – с 32.6% до 47.9%. В группе девочек (девушек) существенные изменения среднего уровня обследованных наблюдаются в период 7-8 лет (с 61% до 24%) и 16-17 лет (с 47.7% до 63%). В обследованном регионе отмечается также наименьшее количество обследованных с высоким уровнем ФР: у лиц мужского пола этот показатель колеблется от 2.4% в 8 лет до 17.1% – в 15 лет, у лиц женского пола он достигает 21.4% в 14 лет.

В г. Санкт-Петербурге и г. Нальчике возрастно-половая изменчивость соотношения уровней ФР более значительна.

В Нальчике наблюдается увеличение доли школьников со средним ФР с 8 до 9 лет , а затем плавное снижение их к 13 годам и новое увеличение в 14 лет. Анализ возрастной изменчивости двух остальных уровней показывает, что колебание доли среднего уровня происходит в основном за счет "зеркального" изменения доли мальчиков с низким ФР. Наполняемость группы мальчиков с высоким ФР во всех возрастах, кроме 8 лет, не превышает 10% и возрастные колебания этого уровня ФР повторяют тенденцию изменения среднего уровня. У школьниц Нальчика иная динамика ФР: у его среднего уровня прослеживается два пика в 8 и 11-12 лет и два спада – резкий в 9-10 лет и более плавный – в 13-14 лет. Также как и у мальчиков эти колебания более согласованы с "зеркальными" изменениями доли девочек с низким уровнем ФР. Доля девочек с высоким уровнем ФР в отдельных возрастах несколько больше, чем у мальчиков: в 11 лет она превышает 20% выборки, а в 14 лет приближается к 45%. Возрастные колебания этого уровня ФР у девочек также более сходны с изменениями среднего уровня ФР.

В г. Санкт-Петербурге у мальчиков с 8 до 13 лет (за исключением 9 лет) средний уровень ФР резко преобладает над остальными. Из двух прочих уровней лидирует низкий, хотя и с большим отрывом от среднего. С 14 до 16 лет картина резко меняется: низкий уровень доминирует над прочими, превосходя средний в 1.5-2 раза. В 17 лет на первое место вновь выходит средний уровень при одинаковой численности низкого и высокого. У девочек отмечаются пики численности среднего ФР в 13 и 17 лет. В остальных возрастах, кроме 8 лет, наблюдаются небольшие колебания среднего уровня ФР в пределах от 40 до 60%. В 7 лет доли девочек с низким и средним уровнями ФР равны, в 8 лет низкий уровень ФР лидирует, в 9 лет – отстает не только от среднего, но и от высокого, а в последующие годы незначительно отстает от среднего и заметно превосходит высокий. Таким образом, в младших возрастах (до 13 лет) в целом ФР мальчиков лучше, чем девочек, а в старших – хуже.

Анализ возрастной динамики отдельных показателей ФР позволяет судить о гармонии физического развития школьников и ее изменении с возрастом. ФР московских мальчиков в большинстве возрастов можно оценить как дисгармоничное лептосомное вследствие того, что доля высокого уровня длины тела преобладает над низким, а массы тела – наоборот. Соотношения высокого и низкого уровня значений окружности грудной клетки с 8 до 10 лет совпадает с показателями длины тела, а с 11 до 16 лет – с показателями массы тела. У девочек в 8 – 10 лет закономерности соотношения длины и массы тела те же, что и у мальчиков, причем в 10 лет доли малой и средней длины тела одинаковы, а доля низкой массы даже несколько больше, чем средний. С 11 до 16 лет большая масса тела начинает преобладать над малой. Подобное преобладание характерно и для длины тела, но выражено резче. У окружности грудной клетки низкий уровень постоянно преобладает над высоким, а в отдельных возрастах – и над средним. Таким образом, и для женской выборки школьников г. Москвы характерна лептоморфия ФР, что подтверждают и данные других исследователей.

У школьников г. Иркутска по соотношению низкого и высокого уровней длины и массы тела ФР более гармонично, чем у московских мальчиков, хотя доля высокорослых детей больше, чем детей с высокой массой тела. Однако при этом низкие значения окружности грудной клетки в большинстве возрастов преобладают над высокими. Это позволяет предположить, что повышение значений массы тела связано с жироотложением. Распределение длины и массы тела школьниц г. Иркутска по уровням развития также как и в г. Москве позволяет сделать вывод об их лептоморфном телосложении. Соотношение уровней окружности грудной клетки также подтверждает этот вывод.

Екатеринбургских школьников при общем низком уровне ФР по сравнению с детьми других регионов отличает большая его гармония, особенно у девочек. При этом окружность грудной клетки характеризуется средними значениями много чаще, чем длина и масса тела, что может свидетельствовать о крепком телосложении детей.

У мальчиков школьного возраста г. Нальчика длина и масса тела изменяются с возрастом более согласованно, чем в других исследованных регионах, тогда как окружность грудной клетки с 10 лет отстает в развитии от двух других показателей ФР. У девочек с 8 до 10 лет наблюдается значительное отставание уровня развития массы тела от его длины, с 11 до 14 лет эти различия сглаживаются за счет увеличения массы тела. Параллельно увеличивается и доля высоких значений окружности грудной клетки.

У мальчиков г. Санкт-Петербурга длина и масса тела изменяются с возрастом согласованно, тогда как окружность грудной клетки, особенно в старших возрастах, отстает от них. У девочек в младших возрастах прослеживается некоторое отставание уровней массы тела и окружности грудной клетки от длины тела; в старших – наоборот.

Заключение о физическом развитии школьников

1. При оценке физического развития школьников по единым стандартам обнаруживаются региональные различия по соотношению низкого, среднего и высокого его уровней. У детей гг. Москвы и Иркутска физическое развитие может быть оценено как преимущественно среднее, г. Екатеринбурга – как низкое, гг. Нальчика и Санкт-Петербурга – как не стабильное с попеременным повышением доли среднего и низкого уровней.

2. Гендерные (половые) различия физического развития школьников не одинаковы в различных регионах. В г. Екатеринбурге в значительной степени совпадают возрастные колебания высокого уровня физического развития у мальчиков и девочек. В г. Нальчике сходна возрастная динамика взаимосвязи в колебаниях низкого и среднего уровней физического развития. В гг. Москва, Санкт-Петербург и Иркутск гендерные различия в возрастной динамике соотношения трех уровней физического развития значительны.

3. Вклад отдельных показателей физического развития в его интегральную характеристику не одинаков у школьников различного возраста, пола и региона. Физическое развитие школьников г. Екатеринбурга более низкое, но более гармоничное, чем в других регионах. В гг. Москва, Санкт-Петербург и Иркутск показатели массы тела и окружности груди отстают от уровня развития длины тела, что позволяет охарактеризовать физическое развитие детей в этих городах как дисгармонично лептоморфное.

4. Так у московских школьников мужского пола соотношения высокого и низкого уровня значений окружности грудной клетки с 8 до 10 лет совпадает с показателями длины тела, а с 11 до 16 лет – с показателями массы тела. У девочек г. Санкт-Петербурга в младших возрастах прослеживается некоторое отставание уровней массы тела и окружности грудной клетки от длины тела; в старших – наоборот.

5. Для разработки программ коррекции физического развития не достаточно анализа его интегральных показателей, а необходимо детальное исследование всех входящих в него параметров, поскольку низкие значения массы тела могут иметь генетическую природу, тогда как дефицит массы тела и малая окружность грудной клетки чаще обусловлены неблагоприятными природными или социальными условиями среды обитания.

2. Региональные особенности соотношения параметров физической подготовленности школьников

Одно из приоритетных направлений спортивной политики России в современных социально-экономических условиях – формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышения уровня образованности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни. Один из главных факторов в управлении физическим состоянием школьников на учебных занятиях оздоровительной направленности – определение у занимающихся уровня физической подготовленности (ФП) с целью осуществления индивидуального подхода и эффективного оценивания тренировочных воздействий.

В результате исследования ФП 21.5 тысячи школьников по 4 тестам моторного развития, характеризующим скорость, скоростно-силовые качества, силу и выносливость были обнаружены региональные различия общей характеристики ФП, не одинаковые у мальчиков и девочек (рис. 2.1.– 2.20.). Анализ отдельных показателей моторного развития также выявил региональные и гендерные особенности их вклада в общий показатель ФП, позволившие дать рекомендации по оптимизации физического воспитания школьников.

Так, у мальчиков г. Иркутска на протяжении всего школьного возраста преобладает средний уровень ФП (около 50% выборки). Доля детей с низким уровнем ФП снижается с 30 до 15%, а с высоким – повышается с 10 до 30% к 10 годам, а с 11 до 17 лет доля этих двух уровней колеблется волнообразно в противоположных направлениях не более чем на 10 %.

В г. Екатеринбурге с 7 до 11 лет у мальчиков низкий уровень ФП преобладает над остальными, приближаясь к 50 %, с 12 до 17 лет на первое место выходит средний уровень и повышается доля высокого с 5% в 8 лет до 25% – в 17 лет. В г. Москва и г. Санкт-Петербурге возрастная динамика соотношения трех уровней ФП значительно более изменчива, хотя в большинстве возрастов доля среднего уровня ФП превосходит остальные, но во многих случаев это превосходство незначительно. Для г. Москва, кроме того, характерно резкое преобладание доли низкого уровня ФП над высоким, исключая 16 и 17 лет. В г. Санкт-Петербурге с 9 до 13 и в 17 лет эти два уровня встречаются со сходной частотой. В г. Нальчик ФП была исследована с 8 до 14 лет. При этом с 10 до 14 лет у мальчиков резко преобладает ее средний уровень.

ФП девочек г. Иркутска лучше, чем у мальчиков: ее средний уровень в большинстве возрастов составляет несколько меньше 50% выборки, а высокий равен ему по численности, а иногда и превосходит его, а низкий – заметно отстает. В г. Екатеринбурге низкий уровень ФП преобладает над остальными лишь в 7-8 лет, а затем на первое место выходит средний, а доля высокого увеличивается примерно до 20% и остается стабильной до 14 лет, несколько уменьшаясь впоследствии в пользу низкого уровня. В г. Москве преобладает средний уровень ФП со значительным уменьшением доли низкого с 8 до 17 лет и волнообразным повышением доли высокого с 8 до 12 и повторно с 13 до 16 лет. В г. Санкт-Петербурге соотношение уровней ФП очень изменчиво: отмечается резкое увеличение высокой ФП и уменьшение низкой ФП в 9-13 лет. Возрастные колебания ФП школьниц г. Нальчика не позволяют установить какие-либо закономерности.

Анализ отдельных показателей моторного развития выявил региональные и гендерные особенности их вклада в общий показатель ФП. У иркутских школьников обоего пола наибольший вклад в ФП вносят показатели скорости,

для которой у мальчиков с 9 до 17, а у девочек в 7 и затем с 10 до 17 лет, преобладает высокий уровень развития. У девочек также во всех возрастах, а у мальчиков в 15 и 16 лет преобладает высокий уровень развития силы; в прочих возрастах у мальчиков низкий уровень развития силы преобладает над высоким, а доля среднего отстает от них обоих. У скоростно-силовых качеств преобладает средний уровень развития: у мальчиков – постоянно, у девочек – с 10 лет (до 10 лет – низкий уровень). Соотношение среднего и высокого уровня выносливости колеблется по возрастам, но в совокупности они преобладают над низким у школьников обоего пола.

Низкий уровень ФП у екатеринбургских школьников обусловлен в основном недостаточным развитием силы, особенно у мальчиков, и, частично, от низких скоростных качеств у всех младших школьников и низких скоростно-силовых качеств у младших школьниц. В развитии выносливости средний уровень резко преобладает над остальными, а у мальчиков с 13 лет высокий уровень встречается чаще низкого.

В г. Москва возрастные колебания ФП в равной степени обусловлены изменчивостью скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. В отношении силы отмечается четкий половой диморфизм: у мальчиков с 8 до 14 лет преобладает ее низкий уровень, а у девочек с 11 до 17 лет – высокий.

В г. Санкт-Петербург общий показатель ФП – результат суммации разнонаправленных вкладов отдельных двигательных качеств, поскольку, например, мальчики с 7 до 11 лет отличаются низким уровнем выносливости, высоким – силы и скоростно-силовых качеств, и средним – скорости. Увеличение доли высокого уровня ФП в среднем школьном возрасте у девочек также обусловлено выносливостью и скоростно-силовыми признаками.

В г. Нальчик низкий уровень характерен для выносливости у мальчиков в 11-14 лет, у девочек – в 13-14 лет, а также для скорости у девочек 10-13 лет; высокий уровень преобладает в развитии силы почти во всех возрастах, как у мальчиков, так и у девочек. Для скоростно-силовых качеств у девочек с 8 до 12 лет, а у мальчиков – постоянно, хотя с 11 лет это преобладание над средним уровнем выражено незначительно.

Заключениео физической подготовленности школьников

1. При оценке физической подготовленности школьников по единым стандартам обнаруживаются региональные различия по соотношению низкого, среднего и высокого ее уровней. У детей гг. Москвы, Иркутска, Санкт-Петербурга и Нальчика физическая подготовленность в целом выше, чем в г. Екатеринбурге. При этом в г. Екатеринбурге и г. Иркутске физическая подготовленность с возрастом улучшается.

2. Гендерные различия физической подготовленности школьников в исследованных регионах не одинаковы и изменяются с возрастом. Так, в г. Иркутске у девочек она лучше, чем у мальчиков. В г. Екатеринбурге у девочек она не только выше, но и с возрастом улучшается заметно быстрее, чем у мальчиков.

3. Вклад отдельных двигательных качеств в общую оценку физической подготовленности школьников имеет региональные и гендерные особенности, поэтому в г. Иркутске особое внимание необходимо обращать на развитие скоростно-силовых качеств, а у мальчиков до 16 лет – и силы. В г. Екатеринбурге необходимо особо развивать скоростные и силовые качества. В г. Москве необходимо уделять равное внимание развитию всех двигательных качеств с особым вниманием к развитию силы у мальчиков до 14 лет. В г. Санкт-Петербурге физическое воспитание должно быть направлено на гармонизацию двигательного развития с выявлением в каждой возрастно-половой группе лучше и хуже развитых двигательных качеств и коррекции последних. В г. Нальчике наибольшее внимание надо обращать на развитие выносливости.

Эффективному решению социально-экономических задач, связанных с отслеживанием состояния физического развития и физической подготовленности молодого поколения России, способствует разработанная нами технология популяционного мониторинга (8). Эта технология обеспечивает создание механизма и организационных структур для сбора, обработки и анализа информации о состоянии физического развития и физической подготовленности с целью принятия решений на различных уровнях управления (районном, региональном, федеральном). Разработанная технология популяционного мониторинга, позволяющая изучить состояние физического развития и физической подготовленности детей, подростков, молодежи, может быть рекомендована для внедрения в субъектах Российской Федерации.

Ухудшение состояния физического здоровья подрастающего поколения и существенная его дифференциация в регионах, снижение рождаемости, увеличение смертности, ухудшение качества жизни, а также реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, диктуют необходимость совершенствования системы управления человеческими ресурсами, в том числе и технологии популяционного мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи к современным социально-экономическим условиям.

Рассмотрены на заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту Протокол № 8 от 24 апреля 2007 года, одобрены решением Комиссии № 3.15-03/361 от 24 апреля 2007 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» на тему «О ходе проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодёжи в субъектах Российской Федерации»

г. Москва                                                       23 марта 2007 г.

Заслушав и обсудив доклады и выступления членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, общественных физкультурно-спортивных объединений и организаций, участники «круглого стола» отмечают.

Оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость выработки эффективной политики государства по формированию здоровой нации, способной обеспечить сохранение суверенитета России и дальнейшее развитие государства и общества.

Эта цель достижима только при условии массового привлечения детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом.

Вместе с тем общая ситуация с физическим воспитанием детей и молодежи в стране вызывает тревогу.

Практически не уменьшается количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Из-за слабого здоровья и низкого уровня физической подготовки многие призывники не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовленности.

В поручениях Президента России В.В.Путина по итогам заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшегося 7 марта 2007 года, отмечается необходимость подготовки дополнительных предложений по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, разработки мер по развитию государственной статистики в демографической сфере и обеспечению их реализации.

Именно поэтому особое значение приобретает осуществление системы мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, и, в первую очередь, детей и учащейся молодежи.

В соответствии с Положением "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916, мониторинг должен обеспечивать проведение анализа состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности населения, выявление причинно-следственных связей между физическим состоянием детей, подростков и молодежи, факторами среды обитания человека и социально-экономическими условиями жизни населения, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федераций