Книга Основной ключ для решения проблем существования - читать онлайн бесплатно, автор Омраам Микаэль Айванхов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Основной ключ для решения проблем существования
Основной ключ для решения проблем существования
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Основной ключ для решения проблем существования

Молитвы, медитации и все практики, которым учат в Школе посвящения, для того и предназначены, чтобы установить контакты, связи между низшей и высшей натурами человека, чтобы его сознание возвышалось, расширялось и могло воспринимать истинную реальность.

Предположим, например, что вы рассматриваете призму с позиций сознания персональности: призма – ограниченный объект, прозрачный кристалл с тремя гранями. Проходящий через нее свет разлагается на семь цветов спектра – это красиво, это прекрасно; но вы, наблюдая этот феномен, останетесь на уровне ординарного сознания. Все могут это наблюдать. Но если вы начинаете развивать сознание индивидуальности, вы уже не смотрите на призму только как на кристалл, существующий отдельно от вас; вы помещаете себя внутри призмы, вы проникаете в суть и изнутри чувствуете и познаете ее природу. И в этот момент ваши представления о ней и восприятие ее оказываются совсем иными. И когда вы смотрите на растение, вы также входите в него, вы растворяетесь в его текущей жизни, как если бы вы могли быть этим растением. Таким образом, вы познаете его особенности, целебные свойства и возможности его использования. То же самое вы проводите и с животным, вы проникаете в него, как бы становитесь им самим и, не теряя, разумеется, сознания человека, вы чувствуете все, что чувствует животное.

Ни воспитание, ни образование, которые дают в настоящее время людям, не могут обеспечить им познание всех аспектов истинной жизни; их восприятия ограничены по форме, масштабам, по весу, по дистанции и по продолжительности действия. Все это пока очень ограничено. Люди должны учиться расширять свое сознание, войти в сознание индивидуальности. Там нет времени, нет пространства: всех созданий, всех существ, удаленных от вас на миллионы километров, вы чувствуете присутствующими, живущими в вас!.. Нет больше ни прошлого, ни будущего: все, что было в прошлом и будет в будущем, – теперь в вашей душе. Это настоящая вечность: все, что вы хотите познать, все события, прошлые и будущие существа, – вы можете их познать немедленно.

Если люди встречаются с множеством проблем в своей жизни, это потому что живут они исключительно в своей персональности. Только немногие из них делают усилия чтобы посмотреть более высоко, более далеко – глазами духа, через божественную часть своего существа, и результаты получаются совсем иными – появляются другие чувства, другое восприятие… Но мне очень трудно растолковать эти понятия. Все это очень ясно в моей голове, но мне не удается подобрать нужные слова, потому что речь идет о реалиях четвертого, пятого измерений, и так же как трудно существам, живущим в двухмерном пространстве, объяснить существование третьего измерения, я не могу вам, живущим в трехмерном пространстве, дать понятие четвертого измерения… Это необъяснимо!

И теперь, когда говорят, что персональность не божественной природы, это только так говорится, поскольку все происходит от Бога. Предположите, например, что вы ищете золото. У вас есть руда, и вы должны из нее извлечь золото. Хотя они и различны – золото и руда, со своей жильной структурой, – они имеют одно происхождение, так как вся материя имеет одно происхождение. И, возможно, если вы это умеете, вы не только извлечете золото из руды, но и саму руду обратите в золото… Почему бы и нет? Если вы знаете, как действовать… И наоборот, золото может стать неблагородной материей. Все эти преобразования мы встречаем в природе. Если вы расплавите свинец, он становится блестящим, как серебро, но очень скоро вы заметите, что поверхность свинца покрывается тонкой серой пленкой. Соскоблите ее, и вновь свинец заблестит, как серебро, а затем вновь потускнеет. Таким образом, на ваших глазах происходит «преобразование» свинца.

В действительности все происходит от Бога, и персональность тоже. «Но, – скажете вы, – как же Бог, природа которого столь отлична от материи, мог сформировать что-то столь плотное, тусклое, тяжелое?» Я могу вам это объяснить на очень простом примере. Он действовал, как действует паук, который ткет паутину. Паук показывает нам, как действовал Бог, когда создавал мир. Вы можете спросить: «Паук? Он настолько ученый?» Я не знаю, какие дипломы приобрел паук, но если вы за ним понаблюдаете, если вы хорошо поймете, что он делает, вы извлечете для себя громадные философские выводы! Посмотрите, как паук ткет свою паутину, – это вселенная. Это геометрическая, математически безукоризненно организованная конструкция. Как же паук ее сооружает? Прежде всего, он секретирует жидкость, которая, затвердевая, формирует очень тонкую, гибкую, эластичную нить, и затем он начинает конструировать свою паутину.

И улитки тоже меня кое-чему научили. Я однажды встретил улитку и задал ей вопрос: «Послушай, моя дорогая улитка, есть люди, которые вас собирают и едят, но я пришел поучиться около тебя. Расскажи, зачем ты носишь этот дом на своей спине?» – «Это более экономично», – ответила улитка. – «И ты не устаешь?» – «Нет, я привыкла». – «А как же у тебя возникла эта привычка?» – «Я осторожна, я боюсь других, я никому не доверяю. Если я покину даже ненадолго мой дом, то кто-нибудь придет, чтобы пролезть в него; и поскольку я не хочу драться, у меня даже нет оружия, я – нежная и деликатная, я не люблю ссор, то я предпочитаю носить всегда мой дом на спине: так я спокойна». – «О, – сказал я. – Это целая философия!.. Но скажи мне, как ты сформировала твой дом?» – «Из моей слюны. Я секретирую жидкость и она затвердевает на воздухе… Так я и создаю мой маленький дом».

Видите, какие беседы я вел с улитками. И я понял, как Господь создал мир: он выделял субтильную материю, которая потом затвердела. Вы скажете: «Это все сказки, чтобы спать стоя». Возможно, но однажды все люди, даже наиболее обученные, будут спать стоя, чтобы все эти истории познать. Кажется, улитка и ее раковина весьма различны, но в действительности они из одной и той же материи, так как улитка своей секрецией формирует свой дом… Вы будете удивлены, если я вам скажу, что то же самое происходит с персональностью и индивидуальностью: персональность – плотная, тяжелая, жесткая, как панцирь, тогда как индивидуальность – легкая, подвижная, живая. Они различны, но происхождение их одинаково. Эго – индивидуальность, – сформировало себе носитель – персональность, как улитка создает свою раковину. И мы носим наше физическое тело, как улитка носит свою раковину. Это наш дом, мы живем в нем. Но опасность в том, что человека научили отождествляться со своим панцирем, а не с тем, что является мощным фактором его формирования: с духом, с индивидуальностью. Вот почему человек слаб, ограничен, немощен, подвержен заблуждениям. Тело – не человек, это только его средство передвижения, лошадь, инструмент, дом. А человек – это дух, всемогущий, неограниченный, всезнающий дух. И только отождествляясь со своим духом, человек становится по настоящему сильным, освещенным, бессмертным, божественным.

Итак, знайте, что все вы боги… Да, боги, и вы живете в очень возвышенной сфере, где нет больше ни ограничений, ни темноты, ни страданий, ни печали, ни разочарований. Там все вам дано в полноте и в изобилии. Но эту жизнь, которой вы живете наверху, вы еще не можете ни заставить спуститься сюда, ни почувствовать, ни понять, ни проявить ее, потому что персональность вам не позволяет. Она – тупая, плотная, плохо приспособленная, или плохо управляемая, как радиоприемник, который не может поймать некоторые станции. Волны, которые распространяет Космический Разум, столь быстры, коротки, что плотная и тяжелая материя, сформировавшая персональность, не может вибрировать в унисон с божественными посланиями: они проскальзывают, они проходят, не оставляя следов, и человек не подозревает, что в действительности он переживает в наиболее высоких сферах своего существа.

Такое положение, конечно, можно улучшить. Если вы решаете следовать правилам чистой жизни, если у вас появилось желание стать, наконец, сыном Бога, то ваше сердце показывает себя благородным, ваш разум проясняется, ваша воля укрепляется. Ваша персональность становится также инструментом, способным все лучше и лучше выражать возвышенную жизнь индивидуальности, вплоть до того дня, когда они сольются воедино: персональность исчезнет, персональность и индивидуальность станут единым совершенным существом.

В ожидании этого дня время от времени вам являются некие откровения, звучит голос интуиции, как яркие вспышки, ослепляющие вас. Но это не продолжается долго и вновь вас окутывают облака. Через некоторое время, читая книгу, глядя на пейзаж, молясь, медитируя, вы вновь чувствуете, что переживаете блаженный момент. Но он опять непродолжителен… Вот такова жизнь человека: непрестанная смена света и тьмы, и так до того дня, когда человек, наконец, станет выражением Божества, и это будет новая жизнь – полное возрождение.

Некоторые скажут: «Все, что вы говорите, это ни с чем не согласуется, это – вздор, это неправда, и я не верю в это», и они продолжают жизнь персональности. Пусть они делают все, что хотят. Однажды они увидят, где была истина, но сколько будет потеряно бесславно времени! Предпочтительнее поверить сразу… Да, верить, пробовать управлять собой и двигаться вперед! Это не означает, что можно вдруг стать Божеством… Вы будете на этом пути падать и подниматься, вновь падать и подниматься, вам суждено много раз упасть и воспрянуть духом… до тех пор, пока, наконец, божественное сознание, сознание индивидуальности, утвердится в вас, займет свое место и приобретет устойчивость.

Иногда также люди чувствуют себя столь уставшими, что начинают сомневаться. Столько странных философий циркулирует в мире, столько появляется противоречивых идей по поводу всего того, что нам несет эта божественная традиция, что многие решают все забыть, отключиться от этого и вернуться к ординарному мышлению. Именно в этот момент надо быть внимательным. Надо знать, что нас ждет, если мы вернемся назад, и сказать себе: «Да, я немного устал, я не хочу ни читать, ни молиться, ни медитировать, я не хочу ничего… но это пройдет, это очень скоро пройдет». Посмотрите, как все происходит в жизни: после весны приходит лето, затем осень, зима, и после зимы опять приходит весна. Тогда почему бы тому же не произойти в вас? Скажите: «Хорошо, я позволю пройти этой зиме, но потом будет лучше». Вот как надо аргументировать. В такие моменты многие покидают, бросают все, и их ситуация становится совсем плохой, так как им придется очень трудно, чтобы вновь обрести эти состояния сознания, полные света и мира.

Надо учиться освобождаться от персональности, продолжать работу в этом направлении, потому что мы не можем поступить иначе, и никогда не забывать, что не за персональностью должно остаться последнее слово. Продолжайте путь к высокому идеалу, и через некоторое время вы увидите, как сами по себе изменяются обстоятельства, возобновляются силы, вы сами подзаряжаетесь и плохие дни забываются: начинают течь реки, петь птицы, цветы наполняют воздух ароматом – все вновь становится прекрасным…

Если вы будете применять все, о чем я вам говорю, даже когда вы устали, истощены, впали в отчаяние, то от вас будут исходить некоторые частицы, излучение, свечение, нечто мягкое, гармоничное. Иначе, если вы постоянно остаетесь со своей персональностью, то внутри себя, даже когда вы будете, так сказать, свежими, в силе, вы будете пылиться и плесневеть.

Виделината, Швейцария, 23 февраля 1966 г.

Глава II

Человек между персональностью и индивидуальностью. Джнани-йога

То, что человек обладает и персональностью, и индивидуальностью и постоянно колеблется между ними, это легко понять, но в повседневной жизни эта проблема не так быстро разрешима. Надо суметь расставить все по местам, обладать наукой, позволяющей все классифицировать, все различать, – вот тут и начинаются трудности! Так как, чтобы избежать персональности, или, вернее, заставить ее работать, нужны годы учебы и усилий.

Задача заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные, наиболее быстрые методы, чтобы работать с этими двумя натурами человека. Допустим, что не существует ни Неба, ни Ада, ни ангелов, ни демонов, но бесспорно то, что в нас существуют две натуры с противоположными тенденциями. Если хорошо изучить персональность, то конечно обнаружатся присущие ей некоторые положительные качества, но если принимают персональность за жизненного гида, то катастрофические результаты со всех сторон не заставят себя ждать, так как она эгоистична во всех своих решениях, жестка во всех своих суждениях, у нее нет любви и мудрости. Она протестует, требует, хочет надо всем доминировать, все поглотить. Более того, она уязвима, обидчива, мстительна. Ей присущи все недостатки! Она похожа на старую бабушку, которая держит в руках ключи от всех сундуков и шкафов: она богата, все должны склоняться перед ее капризами, и она всегда одерживает верх.

Да, к сожалению, человек скорее предпочитает быть рабом капризов низшей натуры, чем удовлетворять божественную натуру, которую он также носит в себе, но оставляет ее в стороне; он ее даже унижает, насмехается над ней. Мы все без исключения обладаем божественной натурой, но, поскольку ею всегда пренебрегают, топчут ее, затыкают ей рот, она теперь принижена и молчит. Время от времени она, бедная, с трудом пытается подать голос, чтобы мягко, бесшумно, беззлобно дать несколько советов. Но, поскольку люди любят только тех, кто шумлив, их уши открыты для персональности, они не отдают себе отчета в том, насколько ее советы вредны, потому что всегда подталкивают нас действовать во вред другим.

Я только что сравнил персональность со старой богатой бабушкой, хранящей у себя ключи от всех сундуков и шкафов… Почему? Потому что персональность обладает «подземными» богатствами, «сырьем», то есть инстинктами, аппетитами, страстями, желаниями; она, следовательно, сильна, мощна, но единственный ее недостаток – все тащить к себе. Иными словами, она очень способна, ловка, у нее в запасе не один трюк. Однако она не совсем уж плоха, ибо в своем эгоцентризме она сохраняет, поддерживает и увеличивает то, чем обладает человек; но ей недостает нравственности, честности, беспристрастности, добра, щедрости… Она еще очень близка к животному миру.

Индивидуальность характеризуется проявлениями всех добродетелей. Она вдохновляет на все щедрое, великое, благородное и истинно духовное. Она – пока непознанная и неиспользуемая реальность: не много существует исторических примеров, книг, произведений искусства на эту тему, ни живых моделей, чтобы подтолкнуть людей к индивидуальности. Она остается далекой для нас, человек не умеет приспособиться и понимать ее язык – вот почему эта натура, самая богатая и прекрасная из всех существующих, остается достоянием небольшого числа людей, которых толпа рассматривает как неприспособленных к жизни или простодушных.

В эпоху, когда трудно было дать людям понятия психологии, поскольку они оказались бы непонятыми, Посвященные представляли высшую и низшую натуру в виде ангелов и демонов. Что же, и теперь существуют в нас демоны и ангелы? Я думаю, что да, но в какой форме – вот в чем вопрос. Речь идет просто о двух натурах, существующих в нас, с той разницей, что некоторые больше, чем другие, дают возможностей для проявления своей божественной природе – получают хорошие советы, больше озарений, откровений и пребывают в свете, чистоте, что в громадной степени облегчает их существование: беспрестанно они освещены, ведомы, утешены, поддержаны, защищены. Тогда как другая категория людей, предпочитающих отдаться своим инстинктам, вожделениям, совершают действия с ужасными последствиями… Затем говорят, что они позволили демону соблазнить себя, тогда как в действительности речь идет о низших тенденциях, над которыми эти люди не способны властвовать.

Персональность всегда создает осложнения. Это так верно! Углубитесь немного в дела человеческие, и вы увидите, что трудности в любой сфере – эмоциональной, социальной, политической – происходят от того, что поведение большинства так или иначе оказывается в зависимости от персонального, эгоистического мышления. Их норма, правило, идеал – взять. Есть тысячи способов взять! Потребность брать – это причина всех запутанных ситуаций, в которых дерутся люди. Если бы они были лучше обучены, ведомы своей высшей натурой или хотя бы сознательными и разумными руководителями, они избежали бы некоторых ошибок и не оказались бы в таких потемках – всегда несчастные, неудовлетворенные, готовые к самоубийству, к разрушению всего мира – в единственной радости увидеть все разрушенным и развалившимся!

Если бы люди дали себе труд прислушаться к высшей природе, то лицо мира было бы изменено. Ни один человек на земле, если он согласится быть искренним, не откажется признать, что время от времени эта высшая натура говорит с ним, чтобы предупредить, что он находится на неверном пути, и посоветовать ему лучшее направление. Божественная природа нашептывает ему, она тонкая, деликатная, внимательная, уважающая нашу свободу. Она никогда не использует злобу, наговоры, она не настаивает, не форсирует; она очень тихо шепчет свое мнение – два раза, три раза… И чаще всего человек, которому недостает способности различать, даже не замечает, что высшая натура что-то ему советует.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Фрейд описывает уровни проявления психической энергии: в первую очередь – бессознательное, предсознательное и сознательное; во вторую – «это», как совокупность склонностей, подавленных в подсознание, «сверх-я» и «я», но ни в первом, ни во втором порядке нет места, предназначенного собственно для тенденции к сублимации психической энергии.

2

Юнг использовал выражение «принцип индивидуальности», чтобы обозначить финальный процесс интегрирования всех психических склонностей индивидуума, но он не дошел до открытия универсального, которое содержится в индивидуальности и является фундаментальной для понимания того, какие важные, гармоничные и глубокие обмены люди способны совершать не только между собой, но также с природой и Богом.

3

См. схему на стр. 23

4

Учитель указывает на своей схеме три концентрические окружности циркуляции – сверху вниз и снизу вверх – между двумя натурами.

5

В «Шести психологических этюдах» Пьяже подчеркивает тот факт, что планы жизни подростков «полны великодушных чувств, альтруистских проектов или мистического пыла, но также и тревожащей мании величия и сознательного эгоцентризма… Наиболее робких и наиболее серьезных мальчиков можно было бы заподозрить в паранойе…»

6

См. главу VI.

7

Читателям, мало знакомым с терминами «персональность» и «индивидуальность», которые использует Учитель Омраам Микаэль Айванхов, укажем вкратце, что персональность трактуется им как низшая природа, а индивидуальность – как высшая природа человека. В последующих главах этого тома читатель получит необходимые пояснения. (Примечание издателя.)

8

Смотри «Истинное супружество», том VIII.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги