banner banner banner
Душа бизнесмена
Душа бизнесмена
Оценить:
 Рейтинг: 0

Душа бизнесмена


На глаза Семеныча навернулись слезы, и мое сердце сжалось. Я знал, что в эту минуту он думает о своей любимой жене Надежде. Их до сих по связывала невидимая нить согласия и взаимопонимания. В современном мире такое редко встретишь.

– Люди раньше войну могли пережить и только ближе от этого стать. А вы, молодые, сейчас сильно избалованы. Нужно вам учиться заботиться друг о друге и любить.

Семеныч был прав. Мои отношения с Наташей давно обрели форму делового партнерства, где каждый выполнял свои функции и не было места искреннему интересу к тому, что происходит друг у друга в душе.

Время пролетело быстро, я должен был отправляться к адвокату. Я вернулся к машине и снял листовку с лобового стекла.

– А это еще что? На рекламу пиццы не похоже.

На брошюре был нарисован фотоаппарат с большим глазом посередине. Надпись гласила: «Если ваша жизнь стала бесцветной и вы чувствуете безысходность, отправляйтесь на поиск своего Пути, вспомните свое Предназначение и откройте Дар вашего сердца. Фотомастерская “Улыбка души”. Фотосопровождение на пути вашей трансформации».

Ниже был указан адрес и телефон.

– Чушь какая-то. Эти кришнаиты уже чего только не придумают, чтобы к себе заманить.

Я смял листовку, по инерции засунул в карман, чтобы выкинуть в ближайшей урне, и отправился разбираться с проблемами.

* * *

Доехал я быстро. Адвокат Андрей Снежный ждал меня в кабинете.

– Новости у меня для тебя не очень хорошие…

Андрей достал из барного шкафчика бутылку японского виски и разлил в два хайбола. Это действительно не предвещало ничего хорошего.

– Главой той компании, по которой ты сделал запрос, действительно является Игорь. – Адвокат сделал глоток и протянул мне второй бокал. – Ты понимаешь, что это значит?

– Понимаю. Пока я пытался спасти компанию и разрабатывал новые направления в сфере цифрового маркетинга, он…

Андрей прервал меня:

– Максим, все это готовилось задолго до пандемии. План был приведен в исполнение давно.

Снежный начал долгий неприятный рассказ.

– Компанию, которая тебя интересует, Игорь купил несколько лет назад, до начала локдауна. И у него был заготовлен надежный план действий. Если бы эта компания была основана года два назад, сейчас у него не было бы возможности работать с клиентами твоего уровня.

Ты прекрасно знаешь сам: нельзя создать юрлицо вчера, а сегодня прийти в крупную корпорацию с предложением заключить контракт. Нет, сейчас нужны имя, репутация, клиентская база, портфолио проектов, рекомендации, в конце концов. Нужно быть на рынке не один год. Игорь все это просчитал. Открывать свое с нуля не стал. Это было бы невыгодно, и пришлось бы долго раскачивать процесс. Когда бы он успел и с тобой работать, и свое дело развивать? Даже если увести у тебя часть базы напрямую. Поэтому он и решил купить уже действующую компанию с нормальной обороткой и чистеньким бухгалтерским балансом.

Ты сам знаешь, как я отношусь к твоему партнеру. Он всегда завидовал тебе, а успехи последних лет его совершенно взбесили. Вчера мы перекинулись с твоим финдиректором парой фраз. Оказывается, еще несколько лет назад Игорь регулярно злобно шипел в ее присутствии что-то вроде: «Опять все лавры Максу! А за что? Витает там в облаках со своей автоматизацией! Всех клиентов забросил! А кто приводит новых? Кто продает? Кто делает презентации? Кто?» Игорь резко вскакивал, словно задавая вопрос Господу Богу, но рядом была только Екатерина. Она смотрела с непониманием, и тот внезапно замолкал, не обнаружив союзника в ее лице. Потом и вовсе прекратил эти разговоры, возможно, уже воплощая свой план.

Я вспомнил. Несколько лет назад, когда компания стала приносить стабильный доход, я действительно увлекся автоматизацией внутренних процессов. Просто ушел в это с головой! Будущее мне виделось за техническим усовершенствованием процесса продаж. Все, что можно было упростить и позволить сделать программам, сохранив надежность проверенных сервисов, автоматизировано. Это касалось заказов, формирования отчетов, учета монтажа, материалов, демонтажа – в общем, всех сервисов и направлений деятельности. Да, в то время все общение с клиентами я прекратил, доверив эту сферу своему компаньону и помощнику. И пока он курировал текущую работу, я трудился над новыми проектами. Такое распределение обязанностей казалось мне рациональным. Теперь же мне вспомнилось, что он был тогда каким-то особенно тихим и даже смиренным. Да уж… затишье перед бурей.

Снежный продолжал:

– Игорь приобрел небольшую компанию, которая имеет хорошо укомплектованный штат и спокойно пройдет проверку служб безопасности в любой корпорации. Да, в последнее время в плане прибыли дела там шли не очень, обороты упали, поэтому бывшие собственники и решили продать ее.

Поставив управляющим директором своего человека, Игорь залег на дно и ждал. Убедившись, что никто на работе не отслеживает его шаги, не задает вопросы и вообще не знает, что он собственник небольшой конторы, стал медленно и аккуратно действовать.

Вчера мы просмотрели с Екатериной документы и клиентскую базу последних лет и обнаружили, что Игорь не просто уводил контракты, а делал это искусно, напрямую заявляя клиентам, что в вашей компании просто проходит определенная диверсификация рисков и бизнеса, поэтому контракты заключаются на новое юрлицо. Клиенты, естественно, не спрашивали подробности, потому что чаще общались с самим Игорем, а не с тобой, и полностью доверяли ему. Он же постарался найти тех, кто не станет задавать лишние вопросы. Но этого было мало.

Год назад в состав учредителей компании, принадлежащей Игорю, вошла Елена – твой директор департамента интегрированных коммуникаций. Мне пока неясно, на каких условиях, но обязательно выясню и этот момент. Сейчас видно, что ей предложили 30% доли компании. Понимаешь, Макс? Ближайшие исполнители за твоей спиной давно обзавелись собственной компанией!

Я хлебнул виски залпом (чего никогда не делал, но стресс дал о себе знать).

Андрей продолжил:

– Как директору департамента, Елене не составило труда переговорить с каждым менеджером, объяснив, чтобы те донесли до клиентов: целый объем контрактов они переводят на другое юрлицо в связи с перераспределением бизнес-потоков. Ивенты и промо станут отдельной частью общего бизнеса для удобства самих клиентов. Менеджеров, получивших прямое указание от руководства, естественно, не встревожила эта ситуация – кто их знает, что там наверху придумали. Со многими клиентами были организованы встречи и очень тихо и спокойно запущен процесс «перевода на новое юрлицо». За несколько месяцев этой возни у тебя за спиной выросла целая тайная сеть, в которую осознанно или совсем без понимания вошли сотрудники юридического департамента, департамента интегрированных коммуникаций, менеджеры, фрилансеры и еще бог знает кто.

Помнишь, ты приходил ко мне с просьбой проверить ряд подозрительных контрактов, рамочных договоров, пустых соглашений, расторжений? Как-то у тебя была целая волна подобных документов на фоне падения прибыли. Затем дошли слухи, что все эти клиенты не исчезли и не испарились, просто работают с новым юрлицом.

– Твой ушлый Игорек, – Снежный редко позволял называть вещи своими именами, но тут даже он не сдержался, – подготовил себе отличную почву. Действовал тайно, где-то даже нагло, используя доступ к твоей подписи как руководителя компании. Таким образом он вывел приличную долю клиентов, в основном иностранные компании. Урвал крупный куш, увел самый костяк. Работал четко, грамотно собирая нужных сотрудников на мероприятия, выдавая четкие инструкции на случай, если у тебя вдруг возникнут вопросы. Игорь явно знал, что большинство сотрудников к тебе лояльны и восхищаются твоими именем и репутацией. Поэтому выбирал самых гнилых, ведущихся на шантаж, щедрые обещания или трясущихся за свое место. Талантливый игрок, браво

Мы замолчали. Я был ошарашен тем, что даже не представлял, как глубоко все зашло и как давно это началось. Воистину, наша жизнь – накатывающие одна за другой волны океана, то разрушительные, то мягкие… И когда накрывает ощущение, что все разрушено и выхода нет, – это, вполне возможно, «самое темное время суток перед рассветом». Мне очень хотелось надеяться, что сейчас как раз такой момент.

– Какие у меня варианты?

– Есть варианты, – Снежный сурово посмотрел на меня. – Дай мне время, еще денек-два. Нужно подумать, просчитать, как действовать и есть ли шанс их обыграть. Но точно знаю, будут нужны деньги.

– Какая примерно сумма?

Андрей обозначил на листе цифру с шестью нулями (в евро).

– Тебе надо до конца месяца найти эту сумму. Ее придется вложить в компанию, либо придумаем другой ход. Но без вложений тебе не выплыть – все твои основные клиенты в руках у Игоря. Если будем бездействовать, можешь помахать им рукой навсегда.

Как бизнесмен, я твердо следовал правилу «нельзя класть все яйца в одну корзину». Иными словами – нельзя весь свой капитал вкладывать в одно дело. Нужно всегда диверсифицировать риски и разделять капитал на разные векторы. Параллельно с компанией у меня было еще несколько мелких направлений. Но после локдауна дела там шли не очень. «Мне остается только одно – Италия!» – подумал я.

Перед локдауном я вложил крупную сумму в постройку недвижимости под гостиничный комплекс на средиземноморском побережье. По моим подсчетам, бизнес был беспроигрышным. Но эпидемия перетасовала все рыночные карты. Италия вот уже два года как была закрыта для туристов. Доходов оттуда не было, поэтому недвижимость готовили к продаже. Конечно, с потерями. Но это был единственный шанс спасти компанию и показать этому оборотню Игорю, кто здесь настоящий хозяин. Это уже выходило за рамки бизнеса. Мне хотелось свести с ним личные счеты.

– Да, думаю, тебе нужно вылетать.

Андрей открыл одну из толстых папок на столе.

– Я подготовил для тебя пакет документов на продажу недвижимости. Здесь есть все переводы и апостили. Тебе нужно только сделать фото для документов. Пусть Алина займется бизнес-визой. И мой тебе совет – не мешкай, действуй мудро, но быстро! Я позвоню через пару дней, когда точно буду уверен в наилучшем решении, которое тебе можно предложить.

Я вышел от адвоката, полный решимости. Накрапывал мелкий дождь. «Фото… Мне нужно сделать фото…» – подумал я. Я начал искать копицентр. Google показал ближайший в торговом комплексе «Император» на третьем этаже. Я не раздумывая поехал. Дождь становился все тяжелее. Поднявшись на третий этаж, я обнаружил, что фотосалона там больше нет, а на его месте вырос магазин чехлов для смартфонов.

Никому нельзя доверять: ни друзьям-партнерам, ни Google!

На парковку я вернулся уже до ниточки промокшим. Стал доставать из кармана ключ от машины, и на пол вывалилась скомканная бумажка. Я поднял ее, расправил и прочитал: «Фотомастерская “Улыбка души”. Фотосопровождение на пути вашей трансформации». «Чушь какая-то!» – снова подумал я. Какая улыбка души, когда твоя правая рука решила тебя же и придушить?

Игорь, Игорек! Хлебнул я с тобой горя, чуть не захлебнулся. Как же раньше я тебя не раскусил? В тебе всегда чувствовалась какая-то гниль, словно ты чего-то не договариваешь, и вот результат. А ведь я знал, что так будет, но до конца верил тебе, все надеялся, что выровняешься и станешь достойным человеком! Я бы никогда так не поступил, но… По себе людей не судят – верно в народе говорят.

* * *

Мы были знакомы давно, вместе учились на экономическом факультете. Он был на год старше, но на третьем курсе вылетел, не сдав сессию, а потом восстановился, попав в мою группу. Помню, все еще удивлялись, как это Игорек не выкрутился, не подмазал вовремя? Действительно, на него было не похоже: он же всегда был на шаг впереди. Но как-то попался одному профессору старой закалки, который таких хитрецов на раз щелкал. Пару раз он Игоря со шпаргалками за руку поймал, а тот, вместо того чтобы чистосердечно сознаться, стал выкручиваться, что листики подбросили и он даже не знает, что написано на них, думал, записка любовная!

– Открывайте ваши записи с лекциями, – процедил профессор.