Книга Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Иванович Моргун. Cтраница 10
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью
Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью

45

Валентиниан I (321375) – римский император (с 26 февраля 364 г.). Был способный правитель, одинаково заботившийся о внутренних и внешних делах, в религиозных вопросах обнаруживавший необыкновенную терпимость, несмотря на свою приверженность к учению церкви, и вообще был человек справедливый, хотя нередко, под влиянием вспыльчивости, доходил до жестокости.

46

«Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

47

Собор преподобных Оптинских старцев.

48

Эта безводная, каменистая пустыня, лежащая в северо-западной части Египта, была излюбленным местом египетских отшельников, прославившихся аскетическими подвигами.

49

Авва (Abba, т. е. отец, отче) – иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ. В западной церкви латинская форма этого слова «Abbas» (отсюда франц. Abbé, англ. Abbot, итальянск. Abbate, нем. Abt) обозначает настоятеля монастыря, тогда как на востоке, а именно в коптских и сирийских церквах, оно сохранилось как название, даваемое епископам и пастырям церкви.

50

Икония – ныне турецкий город Конья, в центральной части Анатолии. Население 742 690 (в 2000 г.), центр одноимённой провинции Конья.

51

Евномиане – последователи ереси Евномия († в 398 г.) – ересиарха IV века, представителя крайнего арианства. Единственной связью между нами и Богом Евномий считал разум или веру, основанную на рассуждении. Этому взгляду соответствует известие, что при крещении евномиане окунали лишь верхнюю часть тела, полагая, что нижняя не подлежит спасению и должна быть предоставлена диаволу – черта сходства с манихейским дуализмом, не случайная, а вытекающая из односторонне отрицательного понятия о божестве, общего обеим ересям.

52

Македоний – еп. константинопольский (около 342 г.). Своей жестокостью навлек на себя ненависть имп. Констанция. Низверженный с константинопольской кафедры Македоний перешел на сторону полуариан и стал учить, что в. Дух не имеет участия в Божестве и славе Отца и Сына. Многие, особенно из строгих ариан, присоединились к Македонию. По главным пунктам своей ереси последователи Македония называются также духоборцами. Православное учение о Св. Духе против них защищали Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Ересь Македония осуждена на втором Вселенском соборе.

53

Палаты пошлин, т. е. таможни.

54

Акефалы (от греч., «без головы») – в древней христианской церкви секта монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса как принявшего в 482 г. «генатикон» (т. е. присоединительный эдикт) византийского имп. Зенона.

55

Юстиниан I, известный как Юстиниан Великий (482 565, Константинополь), император Византии (Восточной Римской империи) с 527 по 565 гг. При нём была произведена знаменитая кодификация римского права и отвоевана у остготов Италия.

56

Монофизиты (единоестественники – от μόνη и φύσις) – христологическая ересь, основанная Константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом (Ευτιχιής), поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четвертом Вселенском) соборе (451 г.).

57

Юстин II (Флавий Юстин Младший Август (ок. 520— 4 октября 578) – византийский император (565–578), племянник Юстиниана I и муж племянницы его жены.

58

Маврикий – восточно-римский император (ок. 539–602), родом из Каппадокии; в 579 г. был главным военачальником в азиатских провинциях империи; в 582 г. сделался зятем императора Тиверия II и вслед за тем его преемником.

59

Фока – византийский император (602–610), человек отвратительной наружности и жестокого нрава, сотник византийской армии, который поднял восстание против императора Маврикия, захватил его в плен и безжалостно умертвил со всей его семьей. Разорил страну и был растерзан народом.

60

Римская провинция на побережье Адриатического моря, на территории современных Хорватии (в основном) и Черногории.

61

Хосров II Парвиз (?—628), царь Ирана с 591; из династии Сасанидов. Присоединил к Ирану восточные и южные провинции Византии.

62

Монофелитство (от греч. μόνος +греч. θέλημα – воля) – христологическая ересь, получившая развитие и широкое распространение в VII в Византии, а также в Римской Церкви; осуждена Церковью.

63

«Типос» (τύπος) – образец веры, изданный Константином II в 648 г. по совету константинопольского патриарха Павла. Заставляя всех веровать согласно с бывшими пятью вселенскими соборами, император в «Типосе» запрещал говорить как об одной, так и о двух волях. Православные видели в «Типосе» покровительство монофелитству, так как, с одной стороны, эта ересь не осуждалась, а с другой – запрещалось учить о двух волях в Иисусе Христе. Поэтому они продолжали борьбу.

64

Конста́нт (лат. Flavius Iulius Constans, 323–350) – третий сын Константина Великого и Фавсты. Когда его брат Константин II, император Запада, в результате спора о границах в 340 объявил ему войну и погиб при Аквилее, Констант получил весь Запад (Британию, Галлию и Испанию). Ревностный сторонник никейского символа, он был нетерпим по отношению к последователям других христианских учений. Вызывал в народе ненависть своими пороками, погиб в результате солдатского мятежа.

65

Иллирия – римская провинция, образованная во II веке до н. э. на территории расселения остальных иллирийских племён, завоёванных римлянами к концу I века до н. э. Область, протянувшаяся вдоль северо-восточного берега Адриатического моря, от полуострова Истрия на севере до Эпира на юге, на юго-востоке граничила с Македонией.

66

Игемон (греч. igemon) прокуратор, римский начальник завоеванной области; вообще предводитель; начальник в чем-либо, областной начальник.

67

Дм. Ростовский уточняет, что монастырь, основанный Анастасией располагался «в 5 поприщах» от города, т. е. в 7 километрах, и что спустя столетия после смерти Анастасии этот монастырь еще существовал и назывался Патрикийским.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги