Книга Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Иванович Моргун. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью
Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью

Память – 25 октября/7 ноября, 5/18 декабря.


Анастасий Персиянин прпмч.

Анастасий родился в Персии в селении Раснуни, в области Разы, и при рождении получил имя Магундат. Отец его, Вав, был магом, знаменитым учителем чародейства. Своему мастерству он обучил и сына. Между тем юноша, повзрослев, вступил в армию персидского царя Хосрова II[61], который в 614 г. в победоносной войне против византийцев, разграбил Иерусалим и увез оттуда древнюю реликвию – крест, на котором был распят Спаситель. Рассказывали, что крест этот, даже находясь на чужбине, творил чудеса. Это пробудило в молодом маге интерес.

Между тем войско Хосрова устремилось в Малую Азию и, дойдя до города Халкидона, встало на постой. Магундат поселился в доме у перса, серебряных дел мастера, христианина, который объяснил ему основы христианской веры. Магундат стал посещать богослужения и возымел желание креститься. Однако местная община опасалась крестить его, т. к. подобный поступок мог бы навлечь на местных христиан гонения.

Магундат решил покинуть армию и направиться в Иерусалим. Там он знакомится с Илией, пресвитером храма Вознесения Господня. Тот крестил молодого человека и нарек его именем Анастасий. Затем бывший маг поступил в монастырь, где подвизался в течение семи лет, изучая Св. Писание и укрепляя в себе веру. Авторы житий сообщают, что в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина. Получив благословение от настоятеля, Анастасий отправился в Кесарию. Там он увидел мага, производящего перед толпой различные фокусы и стал обличать его, утверждая, что истинные чудеса творит только Спаситель. Обиженные маги донесли солдатам, что он вражеский лазутчик. Воины схватили Анастасия и привели к военачальнику князю Марзавану. Анастасий не стал скрывать своего прошлого. Тяжесть его вины усугублялась обвинением в дезертирстве.

Не решаясь ни казнить его, ни отпустить, ни далее содержать под стражей, Марзаван отправил Анастасия в Персию, к царю Хосрову.

Но и пред лицом царя святой мученик держался гордо, указывая ему на всю тленность его царства, земного, и величие царства небесного. По велению царя мученик был жестоко избит, а затем удавлен веревкой на берегу реки в числе 70 других христиан. Перед смертью Анастасий возблагодарил Бога за легкую смерть. † в 628 г. Тела казненных были брошены у реки на съедение собакам, а голову Анастасия отправили царю. Местные христиане за большие деньги выкупили тело мученика, оказалось, что оно не было тронуто собаками. Его похоронили в близлежащем монастыре. Через 10 лет после кончины Анастасия Персиянина его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, а затем – в Константинополь, где в его честь императрицей Ириной и ее сыном имп. Константином VI был выстроен небольшой храм. Голова святого позднее хранилась в Риме.

Житие св. Анастасия Персиянина изобилует такими подробностями, поскольку было написано сразу после его смерти неким монахом, очевидцем всех этих событий. Оно получило широкое распространение, как на Западе, так и в Византии и на Руси.

Память – 22 января/4 февраля, 24 января/6 февраля.


Анастасий, диакон Печерский препмч.

Подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом прп. пресвитера Тита († не ранее 1190). В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о прпмч. Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал всё просимое. Подробностями мы нее располагаем, однако в тропаре, кондаке и стихире, ему посвященных, отмечается его постничество и мученическая кончина.

Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Память – 22 января/4 февраля, 28 сентября/11 февраля (Печер. Б.)


Анастасий Римский, Константинопольский, прп. исповедник

О нем известно, что он был учеником прп. Максима-исповедника(см.), вместе с ним терпел гонения от монофелитов[62]. Он описал жизнь своего учителя. Вместе с учителем разделил его страдания. † в 662 г. на пути в изгнание.

Память – 21 января/3 февраля.


Анастасий Апокрисиарий св. мч.

Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в Константинополе. Был учеником прп. Максима-исповедника (см.). За отказ принять «Типос»[63] имп. Константа[64] он был сослан в Трапезунд (648), а затем в Месемврию (655). В 662 г. вместе с прпп. Максимом и Анастасием Константинопольским отозван в Константинополь, вновь осужден и сослан на Кавказ (в р-не Кодорского ущелья), где его содержали в различных крепостях. Там он скончался спустя 4 года после смерти своего учителя († в 666 г.).

Память – 20 сентября/3 октября.


Анастасия Узорешительница вмч. Хрисогон, Феодотия, Евод, Евтихиан и иные мчч.

Анастасия родилась в Риме. Отцом ее был римский аристократ, сенатор и придерживался официальной религии, а мать ее, Фавста, была тайной христианкой и воспитала дочь в этой вере. Учителем девочки был ученый христианин Хрисогон (см.). После смерти Фавсты отец выдал дочь за некоего Помплия, однако Анастасия под предлогом болезни отказалась от близости с ним и сохранила девственность. Поставив своей целью служение страдающим и обездоленным, она в одежде нищенки посещала тюрьмы, кормила, лечила, а порой и выкупала узников. Когда служанка проговорилась об этом ее мужу, Помплий избил Анастасию и посадил дома под замок.

Тогда Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал ее вооружиться терпением и приготовлять себя к служению Господу.

К тому времени скончался и отец Анастасии, так что к ней перешло богатое наследство. Помплий задумал убить жену и завладеть ее богатством. Он стал морить ее голодом, подвергать пыткам и истязаниям. Об этом стало известно из одного из ее писем Хрисогону. Учитель утешил ее и предсказал скорую гибель Помплия от воды. Через некоторое время, отправившись с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим.

Между тем недавно закончились гонения против христиан. Тюрьмы были переполнены невинно страдающими узниками. Имп. Диоклетиану доносили, что заключенных подбадривает некий вероучитель Хрисогон. Тогда император приказал казнить всех заключенных-христиан и велел доставить к себе Хрисогона.

На допросе Хрисогон проявил невиданную стойкость и обличил императора, как недостойного и беззаконного правителя. Диоклетиан велел обезглавить святого и останки выбросить в море. Однако тело и голову мученика волна вынесла на берег, где их подобрал и спрятал пресвитер Зоил.

Ночью во сне Хрисогон явился к Анастасии и велел ей отправляться к юным сестрам: Агапии, Хионии и Ирины (см.), которым уготована мученическая кончина и укрепить их дух перед будущими мучениями. Так Анастасия и поступила, а после кончины мучениц сама же и похоронила их. Затем она отправилась в странствия. К тому времени она овладела врачебным искусством и была в силах освобождать многих больных от уз болезней. За это она и была людьми прозвана Узорешительницей (по-греч. Фармаколитрией).

В странствиях ее сопровождала молодая вдова Феодотия и трое ее сыновей (см.). Однажды они направились в одну из иллирийских[65] тюрем, в которой содержались христиане. Однако обнаружив тюрьму опустевшей, поскольку все узники были казнены по приказу императора, Анастасия начала громко стенать и рыдать.

Стражники поняли, что перед ними тайная христианка, схватили ее и доставили к правителю области – игемону[66]. Тот вначале сам пытался склонить Анастасию к отречению от веры, а затем передал ее в руки жреца храма Юпитера Капитолийского Ульпиана. Жрец предложил женщине выбор между богатством и муками, положив перед нею с одной стороны золото и богатые наряды, а с другой орудия пытки. Однако Анастасия выбрала второе. Тогда похотливый жрец попытался осквернить ее, однако лишь только он прикоснулся к ней, как ослеп. С воплями он кинулся бежать, взывая к своим богам, но не долго пробежал, упал и умер.

Анастасия беспрепятственно вышла и вновь продолжила свое служение людям. Вскоре власти схватили Феодотию и трех ее сыновей. Всех их ждала страшная, мученическая кончина.

И саму Анастасию спустя несколько дней вновь схватили и бросили в тюрьму. Ее приговорили к голодной смерти. Два месяца она провела в тюрьме, не получая ни крошки пищи. Но голод не причинил ей вреда, поскольку в видениях ей часто являлась Феодотия и духовно укрепляла ее.

Между тем тюрьма была переполнена уголовниками, подлежащими казни. Игемон распорядился погрузить их на старое судно и утопить. Обнаружив, что Анастасия не только не умерла, но еще и пребывает в здравии, он распорядился отправить ее на то же судно. Там ей встретился христианский подвижник Евтихиан. Солдаты вывели корабль в открытое море, пробили днище, а сами пересели в лодку и отплыли. Однако на обреченное судно явилась Феодотия и корабль заскользил за ней к берегу. Выйдя на сушу, 120 человек уверовали в Христа и были крещены Анастасией и Евтихианом.

Но вскоре все они были схвачены и казнены. Убедившись, что Анастасию не берет ни голод, ни вода, палачи растянул ее между четырьмя столбами и развели под ней костер.

Так погибла святая мученица, но ее тело, не поврежденное огнем, благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. В V веке мощи св. Анастасии были перенесены в Константинополь, где в ее честь был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный неподалеку от горы Афон монастырь св. Анастасии Узорешительницы.

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля.

Анастасия на Руси. В русских народных преданиях св. Анастасия является олицетворением воскресного дня, к чему повод подало греческое название воскресения Άναστάσιμος ήμέρα, которое употребляется наравне с другим названием, Κυριακή η'μέρα, т. е. «Господень день». Культ воскресения получил особенное развитие в апокрифических легендах и в их многочисленных отражениях в быте и представлениях народа. В некоторых преданиях св. Анастасия также является бабкой Христа вместо маловерной Саломеи.

Память – 29 июля/11 августа, 22 декабря/4 января.


Анастасия Патрикия (Анастасий-скопец) прп.

Патрицианка Анастасия жила в Константинополе в царствование имп. Юстиниана (527–565) и происходила из аристократической семьи. Для многих она служила образцом добродетели и пользовалась большим уважением окружающих. Она была вхожа во дворец и пользовалась расположением императора. Однако императрица Феодора (очевидно возревновав к императору) возненавидела ее и стала строить против девушки козни. Анастасия решила покинуть столицу и, прихватив принадлежащую ей часть семейных денег, села на корабль и отправилась в Египет, в Александрию. Она основала небольшой монастырь неподалеку[67]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Мантия – длинное монашеское одеяние без рукавов. «Пострижение в мантию» собственно означает пострижение в монахи.

2

Хиротония (от χείρ – «рука» и τέινω – «протягиваю») – на церковном языке возведение лица в ту или иную степень духовного служения, посредством установленного таинства или церковного обряда.

3

Собор святых новомучеников и исповедников российских – празднование в честь российских святых, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; названия праздника в их честь. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Церкви 13–16 августа 2000 г. постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)». Таким образом, в 2009 г. Собор Новомучеников празднуется 26 января ст. ст. (8 февраля по нов. стилю).

4

Ездигерд I Предатель – шахиншах Персии из династии Сасанидов, сын Шапура III, правил с 399 по 420/421 годы. Персы называют его Bezehkar, арабы – El-athim, т. е. «злодей», и характеризуют как правителя безбожного, жестокого и развратного. Известен как соратник сближения иранско-римских отношений.

5

Спуд – древнерусская мера объема, равная примерно одному др. греч. медимну (52,5 л). Таким образом, выражение «почивают под спудом» букв. означает «лежат нераскрываемые, в раке».

6

Феодосий II Младший (401–450 гг.) – император Восточной Римской империи на протяжении 48 лет, с 402 г., когда он стал соправителем своего отца Аркадия, а в 408 г. после его смерти занял престол единолично. Питал подлинную склонность к занятию науками. При нём в 425 г. открылся Константинопольский университет. Христианскую церковь в его правление потрясали смуты.

7

Церковными соборами называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.

8

Шапур II (Сопар, Сапор) шах Ирана из династии Сасанидов с 309 г. При Шапуре претерпели гонение многие христиане, в том числе, согласно христианскому преданию, и его родная дочь. Завоевания в Армении сопровождались массовыми казнями христиан († в 379 г.).

9

Волжско-Камская Булгария (Болгария) – государство в Ср. Поволжье и Прикамье в Х— нач. XV вв. Сыграло важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми. Впоследствии булгары постепенно утратили свою народность и смешались с победившими их татарами. Государство было покорено монголо-татарами к 1240. Ко 2-й пол. XIV в. распалась на Болгарское и Жукотинское княжества.

10

Феодосий II Младший (401 – 450), император Восточной Римской империи (408 – 450), святой благоверный. Память 29 июля

11

Собор Ростово-Ярославских святых.

12

Ватопед или Ватопеди – один из значительных афонских монастырей.

13

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245–313) – римский император в 284–305 (с 286 соправитель), создатель тетрархической системы управления Римской империей и основатель домината. (т. е. неограниченной монархии). Примечательно, что на следующий год после устроенных им гонений на христиан Диоклетиан тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 он отказался от власти и заставил сделать то же самое своего соправителя Максимиана. С той поры он жил в уединении.

14

Собор прп. отцев Киево-Печерских, в Ближних (прп. Антония) пещерах почивающих, празднуется 28 сентября/11 октября.

15

Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) – римский император (288 337). После победы над Максенцием в 312 г. в битве у Мильвийского моста и над Лицинием в 323 стал единодержавцем римского государства, христианскую религию сделал господствующей, в 330 г. перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Эпоха правления Константина – время подъёма империи и её последнего расцвета.

16

Обновленчество (также Обновленческий раскол, Живая Церковь, живоцерковничество) – раскольническое движение в Российской православной церкви, возникшее после Февральской революции 1917. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. С 1922 по 1927 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией, пользовалось признанием других поместных Церквей. В период наибольшего влияния – в средине 1920-х годов – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. К 1946 г. движение самоликвидировалось, влившись в состав легализованного Московского Патриархата.

17

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих. Празднование совершается 28 августа / 10 сентября.

18

Комит – титул многих византийских должностных лиц. Его часто носили высшие офицерские чины.

19

Комит – титул многих византийских должностных лиц. Его часто носили высшие офицерские чины.

20

Гай Мессий Квинт Траян Деций (201–251) – римский император в 248–251. Захватил Рим в 249 г. Вел жестокие гонения против христиан. Погиб, отражая нападение готов.

21

Келейник – название слуги при должностных и сановных лицах монашеского звания. К монашеству он, большей частью, не причисляется, хотя и носит одежду монастырского послушника.

22

Епарх – провинции в Греко-Римской импекрии назывались по-гречески епархиями (έπαρχία), а управлявшие ими лица – епархами.

23

Прмч. Игнатий Старозагорский и Евфимий в 1814 г. в Константинополе, исповедали христианство в турецком суде и приняли смерть через повешение

24

С Собором святителей сербских, который празднует память пастыреначальников Церкви Сербской XIII-XVII веков. Празднование совершается 30 августа/12 сентября. Помимо единой даты собора, большинство из святителей имеет отдельные дни празднования: свт. Савва I, архиеп. – 12 января; свт. Арсений I, архиеп. – 28 октября; свт. Савва II, архиеп. – 8 февраля; свт. Евстафий I, архиеп. – 4 января; свт. Никодим, архиеп. – 11 мая; свт. Даниил, архиеп. – 20 декабря; свт. Иоанникий II, патриарх – 3 сентября; свт. Ефрем II, патриарх – 15 июня.

25

Иоанн (Молчальник, Савваит), прп. (454–558). После смерти богатых родителей (472) все свое богатство частью роздал бедным, частью употребил на постройку храмов и удалился в монастырь. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482 по 491 г.; последнюю часть жизни провел в пещере. Память 3 декабря и 30 марта. Самый древний перевод жития Иоанна на славянском языке – в супрасальской Минее XI века.

26

Псаломщик – церковнослужитель, на которого возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения треб. Кроме этих обязанностей на псаломщика дореволюционной России также возлагалось все письмоводство по церкви и приходу.

27

Собор Санкт-Петербургских святых – празднование Русской Православной Церкви. Празднуется в третью неделю (воскресенье) по Пятидесятнице. Установлено Священным Синодом РПЦ по благословению патриарха Алексия II 19 апреля 2000 года. Синодальным решением от 22 октября 2015 года была утверждена служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим.

28

Собор Московских святых – празднование Русской Православной Церкви… Празднуется в воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю), то есть в первое воскресенье сентября. Празднование Собора было установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

29

Ориген – знаменитый христианский богослов и философ, филолог, представитель ранней патристики. Жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543) к осуждению идей Оригена как еретических.

30

Септимий Север (Lucius Septimius Severus, 146–211 гг.) – римский император (с 193 г.). Основатель династии Северов.

31

Арий (256–336) – один из известнейших ересиархов. Воспитание получил под руководством Лукиана; был пресвитером в александрийской церкви. Учил о неравенстве Сына Божия с Богом-Отцом. После долгих споров на вселенском соборе в Никее (325 г.) и в Константинополе (381) был установлен церковный догмат о единосущии Бога-Отца и Сына и составлен символ веры.

32

Собор Ростово-Ярославских святых – празднуется Русской Православной Церковью 23 мая/5 июня.

33

Развалины основанного им монастыря до сих пор можно видеть в окрестностях села Ошевенское – в 45 км севернее Каргополя.

34

Гай Галерий Валерий Максимиан (242–311 гг.) римский император с 305; известен как особо жестокий гонитель христиан.

35

Марк Аврелий Антонин (121–180 гг.) – римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

36

Максимиан Марк Аврелий Валерий (Марк-Аврелий-Валерий), по прозванию Геркулий (Herculius) – римский император (285–310), происходил из низших классов и возвысился на военной службе. Диоклетиан при вступлении на престол сделал его цезарем, а после его победы над восставшими крестьянами (багаудами) в Галлии дал ему титул августа (286).

37

Сиде – старинный город на территории Турции, расположенный на полуострове, в 68 км к юго-востоку от Анталии.

38

Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний (лат. Flavius Galerius Valerius Licinian Licinius; около 250–325) – римский император в 308–324. В 314 г. Константин начал военные действия против Лициния, разбил его у Цибала, и захватил у него провинции Далмацию, Мезию и Македонию, а спустя 10 лет окончательно лишил его власти и предал гибели.

39

Гонорий (384–423) император Западной Римской империи с 395 г. Фактически империей управляли полководец Стилихон до 408, затем придворные. При Гонории в 410 г. Рим был взят вестготами во главе с Аларихом I, в 407–410 происходили восстания в провинциях.

40

Лолларды (Lollards) – название религиозных обществ, сначала имевших в виду лишь благотворительность, но позже, особенно в Англии, восстававших против иерархии, монашества и учения о таинствах католической церкви. Впервые с этим названием мы встречаемся около 1300 г., когда в Антверпене явилось общество лоллардов для ухода за больными и погребения умерших во время моровой язвы. Члены общества ввиду их умеренной жизни и бедной внешности назывались Matemans – «бедняками», по патрону своему, св. Алексию (см.), – алексианцами или братьями св. Алексия, по житию в кельях – целлитами (fratres cellitae), по заунывному пению над покойниками – лоллардами.

41

Память свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев празднуется 5/18 октября.

42

Юродство о Христе – один из подвигов христианского благочестия. Люди, себя из любви к Богу и ближним принимавшие на себя этот подвиг, не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных.

43

Схима – первоначально так называлось монашеское облачение, затем так стала именоваться торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. При пострижении в схиму монах получает новое имя.

44

Готия (Готфия или Готфика) – название области, лежавшей к северу и востоку от византийского Херсона и охватывавшей в ранее средневековье значительную часть Юго-Западного, Горного и Южного Крыма. Страну населяла этническая группа готов, одного из германских племён, откочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья, а затем в Крым. Центром ее являлось укрепленное городище Дорос (Дарас), называемое в византийских источниках термином «кастрон» или «фрура». Большинство исследователей отождествляет его с Мангупом (в 50 км от Херсона), хотя есть мнение, что оно могло находится на Эски-Кермене и даже в Инкермане.