Память – 1/ 14 марта.
Агапий Газский Кесарийский (Палестинский), с ним Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий св. мчч.
пострадали при имп. Диоклетиане[13] в городе Кесарии Палестинской (ныне Газа). Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву языческим богам, начали публично истязать и казнить. В это время мч. Тимофей (см.) был осужден на сожжение, а Агапий и Фекла (см.)были отданы на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил связали себе руки и явились к правителю Урбану. Видя их молодость, правитель пробовал уговорить их отказаться от своего решения, но тщетно. Тогда он вверг их в темницу, где уже находились двое христиан – Агапий, перенесший муки за веру, и его слуга Дионисий. Все они были преданы страшным мукам и обезглавлены († в 303 г.).
Память – 15/28 марта.
Агапий Кесарийский (Палестинский)
Пострадал в Кесарии Палестинской в гонение имп. Диоклетиана († ок. 304 г.). Память – 19 августа /1 сентября, в Католической 20 ноября.
Агапий Римский
Сын вмч. Евстафия Плакиды (см.), пострадавший в Риме в гонение имп. Адриана († ок. 118 г.). Память – 20 сентября /3 октября.
Агапий Севастийский
Мученик-воин, пострадавший в Севастии в гонение имп. Лициния († ок. 320 г.). Память —3 /16 ноября.
Агапий Сицилийский препмч.
Ученик свщмч. Вавилы (см.), подвизался и был убит вместе с ним и св. Тимофеем (см.) на о. Сицилия († в конце III в.). Память – 24 января /6 февраля.
Агапий Эдесский мч.
Сын мц. Вассы (см.), пострадавший в Эдессе в гонение имп. Максимиана († в 305 или 311 гг.). Память – 21 августа (3 сентября).
Агапит
Агапит свт., папа Римский – был возведен на папский престол в 535 г. Готский король Теодорих Великий направил его в Константинополь для переговоров о мире. По дороге прославился целительством. Агапит принял участие в проходившем в то время в Константинополе Поместном Соборе и ревностно отстаивал православное учение против еретика Севера. † в 536 г. В Константинополе. Память – 17/30 апреля.
Агапит мч. Пренестийский был родом из городка Палестрина близ Рима (ныне Пренесте) и принял мученическую кончину в возрасте 15 лет, при имп. Аврелиане в 270 г. н э. На его могиле в местечке Ле-Квадрелле папа Феликс III (483–492) построил небольшую базилику, позже украшенную надписью в честь святого. Считается покровителем г. Пренесте. Память – 18/31 августа.
Агапит Маркушевский препмч. основатель Маркушевского Николаевского монастыря. Был сподвижником прп. Лонгина Коряжемского. Находясь в Сольвычегодской Борисоглебской обители, он во время болезни удостоился явления ему иконы свт. Николая, от которой исцелился. Отправившись на место, указанное в видении, он построил там сначала часовню, а когда возникла обитель, в 1578 г. соорудил две церкви – во имя свт. Николая и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Местные жители задумали уничтожить обитель. 21 мая 1584 г. они убили прп. Агапита и бросили его в реку. Иноки нашли тело и предали погребению между храмами, поставив на месте погребения часовню, а на гробницу положили вериги святого. Впоследствии мощи были перенесены и находились под спудом в монастырском храме. В 1712 г. Холмогорский еп. Варнава благословил братию собирать сведения о жизни прп. Агапита и о чудесах от Великорецкой иконы.
Память – 21 мая / 3 июня.
Агапит Печерский прп., врач безмездный — род. в Киеве, был учеником св. прп. Антония Печерского. Безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. После многих трудов и подвигов прп. Агапит мирно почил. † ок. 1095 г. Был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Память – 1/14 июня, 28 сентября/11 октября (Печер. Б.)[14]
Агапит-исповедник свт., еп. Синадский — род. в Каппадокии в правление имп. Диоклетиана и Максимиана (284–305). Родители его были христиане. С молодых лет он стремился к иноческой жизни и поступил в монастырь, где подвизался в посте, молитвах и служении всем братьям обители.
Рассказывают, что св. Агапит обладал даром чудотворений. Имп. Лицинию (307–324) стало известно, что инок обладает большой физической силой, и он распорядился вопреки желанию святого определить его на военную службу.
Во время гонения на христиан, произведенного имп. Лицинием, св. Агапит присоединился к мчч. Виктору, Дорофею, Феодуле и Агриппе, был ранен копьем, но остался жив. После смерти Лициния имп. Константину Великому[15] (306–337) стало известно, что по молитве св. Агапита совершаются исцеления. Он послал к нему своего больного слугу, который был исцелен. Император хотел щедро наградить Агапита, но тот просил только одного, чтобы ему было разрешено оставить военную службу и вернуться в свой монастырь. Разрешение было получено, и он с радостью вернулся в обитель.
Вскоре после этого еп. Синадский призвал к себе Агапита и рукоположил в сан пресвитера. После смерти епископа духовенством и всем народом св. Агапит был единодушно избран на кафедру еп. Синадского. Новый святитель мудро управлял своей паствой, наставляя ее в вере и добродетельной жизни. По его молитвам совершались многочисленные чудеса. Скончался святитель мирно.
Память – 18 февраля/3 марта.
Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские мцц.
Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами, жившими около города Аквилеи в северной Италии в конце III века. Осиротев еще в юном возрасте, они решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни. Когда имп. Диоклетиан посетил Аквилею, он предпринял жестокие гонения против христиан, так что в скором времени все тюрьмы здесь оказались переполненными.
Тогда и были схвачены эти три сестры-девушки и преданы истязаниям. В богослужении св. мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток.
Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами. Произошло это в 304 г. Тела мучениц были похоронены св. Анастасией, прозванной Узорешительницей за то, что она облегчала «узы» – трудности христиан, заключенных в тюрьмы.
Память – 16/29 апреля.
Агафангел свт. – исп., митр. Ярославский
Александр Лаврентьевич Преображенский (18541928) родился в селе Могилы Тульской губ., в семье священника. В 1881 г. успешно окончил Московскую Духовную Академию. Преподавал в духовных училищах.
10 сентября 1889 г. он принимает хиротонию в Иркутском Вознесенском монастыре во еп. Киренского, с 1893 по 1897 годы управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 г. становится еп. Рижским и Митавским, а с 1910 г. занимает кафедру Виленскую и Литовскую. В 1904 г. возводится в сан архиепископа.
С 1918 г. он – член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
12 мая 1922 г. Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев[16] о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения, 5 июня 1922 г. издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью. В своём завещании от 25 декабря 1925 г. патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность местоблюстителя патриаршего престола.
Переживания за судьбу РПЦ сильно подорвали здоровье вл. Агафангела. Сердечные приступы участились и в середине сентября он слёг в постель. 16 октября 1928 г. митр. Агафангел скончался.
Канонизирован в августе 2000 г.
Память – 29 января / 11 февраля, 3/16 октября.
Агафангел Ефсигменский препмч.
В миру Афанасий, родом из города Эны, Фракийской области, был воспитан в строго православной семье. После кончины родителей он поступил на морскую службу (в начале XIX в.). Турки решили обратить умного и умелого юношу в ислам. Они знали, что по доброй воле он не отречется, и в городе Смирна напали на юношу, нанесли ему рану и, угрожая смертью, заставляли принять ислам. Тот растерялся и пообещал назваться мусульманином в надежде скоро избавиться от насильников и отречься от этого обещания. Но ему это долго не удавалось сделать, он мучился угрызениями совести и наконец изыскал возможность покинуть город и отправился искать пристанища на Афонской Горе. В Есфигменской обители игумен Евфимий исповедал его и благословил на послушание, которое Афанасий проходил с величайшим усердием.
Но и самые трудные подвиги святой считал недостаточными, чтобы покаяться в грехе отречения. Он чувствовал, что ему необходимо отдать жизнь за веру, и стал усердно молиться об этом. В четвертое воскресение Великого поста 19-летний юноша был пострижен в монашество с именем Агафангел.
Во сне новопостриженному иноку явился Николай Чудотворец и обещал свою помощь. Игумен обители увидел в том особое знамение и благословил Агафангела исповедать в Смирне веру Христову перед теми, кто заставил его от нее отречься.
В Оттоманском суде исповедник рассказал, как его насильственно заставили принять чуждую веру, публично отрекся от ислама и исповедал себя христианином. Агафангела стали уговаривать и увещевать. Но юноша был непреклонен. Его связали, сковали тяжелой цепью, ноги забили в деревянные колодки и бросили в темницу. Вместе с ним там находились еще два невинно осужденных христианина. Один из них, Николай, после смерти Агафангела засвидетельствовал его мучения.
Он был обезглавлен около пяти часов утра. † 19 апреля 1819 г. Христиане выкупили святые мощи мученика и погребли их в городе Смирне, в храме великомученика Георгия.
В 1844 г. часть святых останков мученика была перенесена на Афонскую гору в Есфигменскую обитель, отчего святой также часто называется Агафангелом Ефсигменским.
Память – 19 апреля / 2 мая.
Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, св. мц.
Эту святую высоко чтят в южной Италии, в особенности на Сицилии, как заступницу против извержений Этны. По рассказам, Агафия не поддалась соблазнам римского наместника Кинтиана, заключившего ее в доме терпимости.
Затем ее подвергли пыткам. В это время в городе началось землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила ближайших друзей Кинтиана. Перепуганные жители прибежали к наместнику, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, Кинтиан отослал святую обратно в темницу. Агафия † в темнице после жестоких мук 5 февраля 251 г.; в этот день чтится ее память.
Память – 5/18 февраля.
Агафоклия мц.
Даты ее жизни точно не установлены, это была одна из мучениц первых веков христианской эры. Агафоклия была рабыней в доме некоего христианина Николая. Его жена Павлина была язычницей. Восемь лет Агафоклия терпела преследования от хозяйки за свою веру. Павлина жестоко била рабыню, заставляла ее ходить босиком по острым камням. Как-то в ярости Павлина ударом молотка переломила страдалице ребра, а затем отрезала ей язык. Однако ничто не могло заставить христианку уступить требованию госпожи – поклониться языческим богам. Тогда Павлина заключила мученицу в темницу и морила ее голодом. Но Агафоклия не умирала: пищу каждый день ей приносили птицы. Обезумев от злобы, Павлина однажды вошла в темницу и убила святую мученицу.
Память – 17/30 сентября.
Агафон Печерский прп.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Был целителем болезней и имел дар пророчества. Предузнал день своей кончины. Мощи его почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря.
Память – 20 февраля / 4 марта, 28 августа/ 10 сентября (Печер. Д.)[17].
Агафон Египетский прп.
Современник прп. Макария Великого (см.), подвизался в Скитской пустыне в Египте. Отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды к нему издалека пришли иноки для духовной беседы и обратились к нему: «Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», – ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», – продолжали иноки. «Совершенная правда», – согласился святой. – «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», – подтвердил св. Агафон. «Сверх того говорят, что ты еретик?» – не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». Когда же спросили его, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, Агафон объяснил: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
† около 435 г.
Память – 2/15 марта.
Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и проч. мчч.
Пострадали во время правления имп. Максимиана (284–305). Агафоник происходил из знатного рода Гиппасия, жил в Никомидии. Сведущий в Св. Писании, он обратил к христианству многих язычников, в том числе и самого предводителя Сената (принцепса). Комит[18] Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву языческим богам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а Агафоник с другими по приказу императора были казнены мечом, в Силиврии.
Мощи Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 г. в Константинополе видел русский паломник Антоний. В XIV веке архиеп. Силиврийский Филофей посвятил Агафонику похвальное слово.
Память – 22 августа/ 4 сентября
Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и проч. мчч.
Пострадали во время правления имп. Максимиана (284–305). Агафоник происходил из знатного рода Гиппасия, жил в Никомидии. Сведущий в Св. Писании, он обратил к христианству многих язычников, в том числе и самого предводителя Сената (принцепса). Комит[19] Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву языческим богам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а Агафоник с другими по приказу императора были казнены мечом, в Силиврии.
Мощи Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 г. в Константинополе видел русский паломник Антоний. В XIV веке архиеп. Силиврийский Филофей посвятил Агафонику похвальное слово.
Память – 22 августа/ 4 сентября
Аггей пророк
Десятый из 12 малых пророков. Происходил из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до н. э.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит «Слову Безначальному в последних временах явитися».
Память – декабрь 16.
Агния (Анна) Римская мц.
Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области Симфрония и за то, что она отказалась принести жертву богине Весте, была нагой отправлена в публичный дом. Но по пути у нее на голове выросли такие длинные волосы, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме стало исходить такое сияние, что от этого блеска мужчины не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел было совершить над ней насилие, но пал бездыханным. По просьбе отца юноши святая воскресила умершего своей молитвой, и тот, ожив, принял христианство. Вследствие этого 160 человек уверовали в Христа, крестились, но спустя некоторое время во время гонений были казнены и они, и воскрешенный юноша.
По требованию жрецов тогда же св. Агния была предана жестоким мучениям – ее пытались сжечь на костре, как колдунью, но девушка осталась невредимой, после чего ей воткнули в горло меч, отчего она и скончалась (ок. 304 г. н. э.). Дева-мученица была похоронена родителями недалеко от города Рима по Номентанской дороге. На могиле св. Агнии совершалось много чудес. Спустя много лет у гроба св. Агнии дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни. После этого она в благодарность на месте погребения поставила церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь. В храме ее имени находятся и мощи святой.
Память – январь 21/февраль 3, июль 5/18.
Агриппина Римляныня мц.
Юная Агриппина жила в Риме во времена имп. Валериана (253259). Она не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Во время гонений на христиан девушка предстала перед судом и мужественно исповедала свою веру, за что была предана пыткам. Ее били палками так, что кости ломались. От перенесенных мучений святая скончалась. Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело погибшей и увезли в Сицилию, где у ее гроба совершались многочисленные исцеления. Около XI века мощи св. Агриппины были перенесены в Константинополь.
На Руси эта святая очень почитается; в народе ее прозвали Аграфеной Купальницей. В день ее памяти совершались различные народные обряды: варилась мирская каша для нищих. В этот же день умывались утренней росой.
Память – 23 июня / 6 июля.
Адам Ветхий
Адам (ивр. אָדָם, букв. человек; однокоренное со словами ивр. אדמה, земля и אדום, красный; греч. Ἀδάμ, араб. آدم), в Пятикнижии и Коране – первый человек, сотворённый Богом из праха и прародитель человеческого рода (Деян. XVII, 26). Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа.
Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле (Быт. I, 26, 30).
Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.
В христианской теологии Адам – символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.
Библейское повествование об Адаме ввело в мировое искусство и культуру большое число символов, таких как: Эдем, Дерево познания Добра и Зла, Дерево Жизни, запретный плод, змей-искуситель, изгнание из рая.
Адриан Коринфский мч.
Пострадал за веру в Христа во времена имп. Деция[20] (249–251), во время гонений на христиан, произошедших в 251 г. Предварительно Адриана заточили в темницу. Во время языческого праздника всех заключенных христиан выпустили с тем, чтобы они принесли жертву языческим богам. Адриану приказали бросить на жертвенник благовонную смолу. Но мученик сбросил лежавшие на жертвеннике приношения, разбросал огонь и разрушил жертвенник. Язычники с яростью набросились на него, били палками, железными прутьями, забрасывали камнями, а затем бросили в огромную раскаленную печь.
Память – 17/30 апреля.
Адриан и Еввул мчч.
Евсевий Кесарийский рассказывает, что Адриан и Еввул происходили из городка Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской (в 308 г.), они пришли в этот город, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, их схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. Им предложили отречься от Христа. После их отказа Адриана и Еввула били по спине и ребрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились им, оба были усечены мечом.
Память – 3/16, 4/17 или 7/20 февраля, 5/18 или 7/20 марта.
Адриан Монзенский прп.
Жил в XVI и начале XVII века, был уроженцем города Костромы. В миру носил имя Амос. По исполнении совершеннолетия должен был по желанию родителей вступить в брак, но тяжело заболел. Во время болезни ему виделся одинокий храм между двух рек и послышался голос: «Здесь твое место». Приняв пострижение в Геннадиевом монастыре, подвижник отправился на север искать храм между двух рек. Он подвизался в Спасо-Каменном, затем в Павловом Обнорском монастыре. Наконец, нашел в глухом месте запустелый храм, расположенный так, как представилось ему в видении. Однако полая вода затопляла весной это место, поэтому Адриан и пришедшие с ним несколько иноков решили переселиться. В 1590 г. в обитель пришел неизвестный старец и посоветовал инокам перейти к прп. Ферапонту Монзенскому (см.), что они и исполнили. Здесь, в пустынном месте, при впадении реки Монзы в Кострому, Адриан прожил год под руководством прп. Ферапонта, затем основал на реке Монзе, близ Костромы, Благовещенскую обитель. Братия кормилась земледелием, прп. Адриан был первым в работах. † в 1610 г. в основанной им обители. Мощи его были положены вместе с мощами прп. Ферапонта под спудом в Благовещенской церкви. Житие написано около 1645 г.
Память – 5/18 мая.
Адриан и Наталия мчч. Никомидийские
Жили в Никомидии Вифинской при имп. Максимиане (305–311). Вступили в брак молодыми, всего за год до страданий. Адриан был начальником судебной палаты. Начав гонение, император обещал награды тем, кто будет указывать на христиан и приводить их на суд. Начались доносы, и по одному из них были взяты 23 христианина, скрывавшихся в пещере близ Никомидии. Их мучили, принуждали поклониться языческим богам, а потом привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Видя с каким мужеством переносят люди страдания за веру, как твердо и неустрашимо исповедуют свою веру, Адриан уверовал в истинность христианства и открыто объявил об этом. Тогда Максимиан приказал посадить Адриана в темницу. Его жена, Наталия, узнав, что муж страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайной христианкой. Она поспешила в темницу и укрепляла мужа, говоря: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище». Когда за порукой других мучеников Адриана отпустили из темницы сообщить супруге о дне казни, Наталия подумала, что он отрекся от Христа и его отпустили на свободу, и не хотела впускать его домой. Адриан убедил жену, что он не бежал от мучений, а пришел известить ее о дне своей кончины.
Перед смертью Адриана жестоко мучили. Мучитель приказал перебить святым руки и ноги на наковальне. Наталия, опасаясь, чтобы муж, видя страдания других мучеников, не поколебался, просила мучителей начать казнь с него и сама помогала класть его руки и ноги на наковальню. Тела мучеников хотели сжечь, но поднялась сильная гроза, и печь погасла. Многие палачи были убиты молнией. Наталия взяла себе руку своего супруга и хранила в доме. Вскоре тысяченачальник армии просил у императора разрешения жениться на Наталии, которая была молода и богата. Но она скрылась в Византию. Здесь ей явился во сне св. Адриан и сказал, что она будет скоро упокоена Господом. Бескровная мученица, изнуренная предшествовавшими страданиями, действительно, вскоре скончалась.
Память – 26 августа / 8 сентября.
Адриан Ондрусовский препмч.
Однажды в 1493 г. богатый дворянин Андрей Завалишин в 9 верстах от монастыря во время охоты на оленя встретил прп. Александра Свирского (см.). После этого Завалишин часто приходил к нему слушать наставления. Впоследствии он доставлял хлеб его сподвижникам. Затем, оставив имение, он постригся в Валаамской обители под именем Адриан. Через несколько лет он поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера. Там был построен храм в честь свт. Николая Чудотворца. Напротив храма в дремучем лесу острова Сала (дебрь) укрывалась шайка разбойников под предводительством некоего Ондруса. Встретившись с преподобным, атаман потребовал, чтобы иноки покинули свое место. Прп. Адриан, не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом. Разбойник посмеялся над монахом, но тот так долго и смиренно умолял его, что атаман смягчился и сказал: «Живите».