Книга Сотворение России. Национальная идея и стратегия общественного созидания - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Борисович Заремба. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сотворение России. Национальная идея и стратегия общественного созидания
Сотворение России. Национальная идея и стратегия общественного созидания
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сотворение России. Национальная идея и стратегия общественного созидания

Банки, как правило, не придавали необходимого приоритета кредитной и инвестиционной деятельности в промышленности, в сельско-хозяйственной отрасли, а сосредоточили свое внимание на краткосрочных высокодоходных операциях фондового рынка (КО, ГКО, ОФСЗ и т. п.), приносящих им необходимую прибыль и средства, прежде всего, для своего существования и собственного развития.

В практике банковской деятельности не планировалось, и не задавалось, создание условий, необходимых для эффективного воспроизводства капитала и сбережений населения, вопросы совершенствования форм и способов управления активами в реальном секторе экономики банками, как правило, не решались, а банковский персонал к такой работе не готовился. При этом, возможности финансирования приоритетных программ развития в регионах (а также и на любом другом уровне управления активами) планомерно сужались и скукоживались.

Новая финансово-экономическая система страны развивалась ненормально, однобоко, что закономерно привело к резкому падению производства продукции практически во всех экономических сферах.

Разрушение промышленности и аграрной сферы резко усугубилось за счет неисполнения государством своих обязательств по оплате ранее заказанной продукции, что привело к уничтожению производственных фондов и сформировало в большинстве предприятий огромный дефицит оборотных средств, прежде всего в тех, деятельность которых была сопряжена с обслуживанием стратегических интересов государства.

Среди факторов и условий, возникших, и проявившихся самым негативным образом в переходный период, последовательно разрушающих научно-производственную базу страны, а также, сдерживающих сбалансированное развитие финансово-экономической системы, следует выделить следующие:

M недостаточный объем золото-валютных резервов страны, в том числе из-за резкого снижения добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также из-за неумения эффективно управлять валютными средствами на мировых финансовых рынках;

M неиспользование активов госрезерва для эмиссии ценных бумаг и их размещения (без переуступки прав собственности) на международном финансовом рынке;

M несоразмерное расширение импорта в сфере поставок продовольствия и товаров народного потребления с одновременной привязкой российского рубля к доллару, что создало возможность искусственного манипулирования инфляционными процессами со стороны владельцев больших долларовых масс;

M чрезмерная инфляция а, в соответствии с этим, высокая ставка рефинансирования и непомерно высокая ставка банковского кредитного процента;

M короткий срок инвестиционных кредитов при искусственно сформированном (и последовательно поддерживаемом сегодня) мнении о низкой ликвидности большинства возможных видов залогов (недвижимости, производственных активов и т. п.);

M огромный дисбаланс между оборотом в спекулятивном рынке и в реальном секторе;

M расширяющийся рынок денежных суррогатов;

M использование векселей, облигаций и других финансовых инструментов по вторичным свойствам;

M замедляющееся денежное обращение и увеличивающийся натуральный товарный обмен;

M отсутствие системы учета и способов перевода реальных активов регионов, юридических и физических лиц, из экономического в финансовый формат, для последующего включения во внутренний и международный межбанковский оборот;

M практическое отсутствие деятельности по управлению активами на всех уровнях собственности: федеральной, региональной, муниципальной, корпоративной, частной.

M несформированность рынка банковских и финансовых инструментов, системы их эмиссии и обращения;

M неориентированность создающейся финансовой системы на интересы предпринимателей и российских граждан;

M увеличивающийся внешний и внутренний государственный долг;

M сужение налогооблагаемой базы;

M приоритет фискальной налоговой политики перед экономическо и социально-психологическо обоснованными закономерностями и критериями создания системы налогообложения, развивающей экономику.

M массовое использование задержек заработной платы для снижения инфляции и себестоимости производимой предприятиями продукции и услуг;

M разрушение кадрового потенциала страны, особенно в наукоемких и технологически передовых областях;

M утрата доверия к любым действиям государства и банков со стороны подавляющей части населения из-за явной двуличности политиков, возникшие в связи с этим уныние, нервозность, тревожность, социальная депрессия, повлекшие за собой снижение трудовой, творческой и социальной активности граждан.

Описанная ситуация дает достаточно отчетливое представление о том, что решение задач создания в регионах, компаниях и других субъектах экономической деятельности, организационно-управленческих, финансово-экономических, законодательных, мотивационных и других условий, обеспечивающих возможности построения социально-экономических систем, направленных на развитие, а не на деградацию, в существенной мере обусловлено и сопряжено с организацией деятельности по эффективному управлению активами на всех уровнях собственности: международном, федеральном, региональном, муниципальном, корпоративном и частном.

Рассмотрим теперь еще один комплекс проблем, проявившихся в последнее десятилетие прошлого века, связанный с деятельностью компаний и предприятий, производящих продукцию и услуги в реальном секторе российской экономики.

Так в Российской Федерации до настоящего времени существуют явные, а также пока еще не выявленные условия, способствующие разрушению предприятий, организаций, акционерных обществ и других структур, выполняющих государственный оборонный заказ, а также работы, имеющие стратегическое значение для государства.

Многие из проблем возникли в период реформирования экономики, породив у руководителей и трудовых коллективов устойчивые установочные взгляды и стереотипы, а также создав условия, приводящие, в конечном счете, к значительному ущербу для самих предприятий, а также для страны в целом.

Среди них особо вредное влияние на предприятия и организации с участием государства, имеют государственные приватизационные планы, касающиеся этих субъектов экономической деятельности, необдуманно и преждевременно доведенные до внимания неограниченного числа лиц.

При утечках информации о предполагаемой или планируемой в будущем приватизации предприятий, организаций и акционерных обществ с участием государства, особенно, при попадании такой информации в массмедийные каналы, со стороны многих заинтересованных лиц незамедлительно начинается активная работа по завладению активами указанных выше предприятий. В частности, одним из способов этого, является организация преднамеренных и фиктивных банкротств.

С другой стороны, с получением управленческим персоналом, работниками и трудовыми коллективами информации о предполагаемой в обозримом будущем приватизации предприятий, непременно и неизбежно начинается неконтролируемый процесс разрушения производственно-технологической базы за счет простого воровства, осуществляемого практически всеми категориями работников.

При наличии заинтересованности в приватизации крупного государственного предприятия у какой-либо мощной коммерческой структуры, процессы выведения активов из предприятия начинают финансироваться и организуются с применением всех возможных способов быстрейшего завладения его имущественным комплексом, в том числе и с использованием существующих «прорех» в федеральном законодательстве, и даже, с грубым (вплоть до уголовного) нарушением закона.

Следует заметить, что предприятия, компании и организации, выполняющие государственный оборонный заказ либо подобную этому деятельность, финансируемую государством, как правило, пренебрегают возможностями организации производства продукции и услуг для населения на имеющихся производственно-технологических мощностях, считая такую деятельность дискредитирующей, несоответствующей уровню, целям и предназначению предприятия.

В лучшем случае, высший уровень менеджмента предприятия старается извлекать возможную дополнительную прибыль лично для себя, либо сдавая высвободившиеся помещения в аренду (обычно с получением дохода в теневом секторе), либо используя отдельные производственные мощности для собственного обогащения, передавая их коммерческим структурам с прямым или косвенным собственным участием.

Еще одной проблемой в осуществлении созидательного и эффективного реформирования российской экономической системы является то, что созданная либеральными реформаторами и существующая в последнее десятилетие лет система налогообложения, наряду с неустойчивостью финансирования стратегических программ со стороны государства, преднамеренно формировали у руководителей предприятий и организаций с государственным участием стойкое намерение к неадекватному занижению балансовой стоимости активов предприятия, особенно зданий, сооружений, технологических комплексов и земельных участков.

Такое положение с неизбежностью привело к тому, что в настоящее время учетная стоимость долгосрочных и стратегически ценных активов предприятий в десятки, а в некоторых случаях даже в сотни раз, занижена в отношении их фактической ценности.

Указанное обстоятельство, с одной стороны, приводит к формированию у менеджмента пренебрежительного мнения о стоимостных характеристиках предприятия, что позволяет продавать долгосрочные федеральные активы по несоразмерно низким ценам, а с другой, – создает ситуацию, когда наличие дешевых, но чрезвычайно перспективных для развития бизнеса активов провоцирует у коммерческих структур ажиотажный спрос и желание завладеть такими активами любым способом.

Примерно таким же образом, на деятельности промышленных предприятий, сказывается сегодня, мягко говоря, некорректно проведенная в стране приватизация вместе с последующей налоговой и финансовой политикой безумного либерального реформирования.

Вследствие этого, еще одной проблемой, может быть, даже, наиболее серьезной для достижения поступательного и устойчивого экономического развития страны, является неадекватное представление данных в балансовой и статистической отчетности практически всех предприятий и организаций с государственным участием, неизбежно приводящее к грубейшим искажениям планов и прогнозов при бюджетном планировании, сначала на уровне органов муниципальной и региональной власти, а затем уже, и на федеральном уровне, то есть, в правительстве и законодательных органах Российской Федерации.

Представим себе на минуту, какие последствия в контексте обеспечения национальной безопасности страны могут быть вызваны таким фактом, что все планы и прогнозы государства уже более десяти лет принимаются на необъективной, чаще всего, на неадекватно и непропорционально заниженной основе? Постараемся хорошенько это запомнить.

Но двинемся далее. Всем нам хорошо известно, что переход Российской Федерации к открытой рыночной экономике, со всей остротой ставит перед промышленностью и всеми другими производительными сферами задачу производства конкурентоспособной продукции.

С одной стороны это относится к качественным характеристикам предлагаемой на рынке продукции, товаров и услуг, а с другой – к их себестоимости, как к фактору, в существенной мере определяющему цену предложения на мировом рынке.

При равном качестве продукции, конкурентоспособная цена является главным условием продажи конкретного товара или конкретной услуги, а вследствие этого и главным фактором, обеспечивающим эффективную и устойчивую экономическую деятельность компании (предприятия).

Однако структура формирования себестоимости промышленной продукции и услуг, особенно в науко- и ресурсоемкой сферах, в Российской Федерации и в странах с развитой экономикой – качественно различны.

С одной стороны, в экономически развитых странах гораздо больший процент в себестоимости занимает заработная плата персонала, увеличивая производственные издержки. Но с другой, в структуру себестоимости не включены такие валютоемкие и затратные позиции, как капитальные фонды модернизации, реконструкции и развития, а также фонды поддержания социальной сферы, обозначенные в балансах компаний и предприятий.

Сегодня, по причине глубинного отличия, длительное время существовавшей раньше в СССР финансово-экономической системы, от правил, принятых в международном сообществе, в Российской Федерации, также как и в других государствах СНГ, активное управление собственностью компании на фондовых рынках, как правило, не осуществляется, что, с одной стороны не приносит компании дополнительных доходов, а с другой вынуждает их относить на себестоимость расходы будущих периодов: амортизационные фонды, фонды реконструкции и развития.

Такое положение приводит к тому, что при равном качестве продукции и услуг, производимых российскими предприятиями и компаниями, из-за чрезмерных издержек, продажная цена вынужденно завышается, конкурентоспособность падает и, в худших случаях, продукция и услуги вообще не продаются со всеми вытекающими из-за этого последствиями.

Как уже отмечалось нами выше, такое положение, прежде всего, существует в высокотехнологичных, ресурсодобывающих и ресурсоперерабатывающих предприятиях, а также в строительстве, машиностроении и тяжелой промышленности. Между тем в экономически развитых странах за счет управления собственностью предприятий и компаний, т. е. за счет эффективного управления активами, получается до 80–85 процентов дохода и только 15–20 процентов приносит продажа продукции и услуг.

Имея очень большие непроизводственные доходы, собственники зарубежных компаний, особенно крупных и крупнейших, позволяют себе резко снизить себестоимость производимой продукции, устанавливать цены продаж, лишь на несколько процентов превышающие себестоимость, практически достигая теоретически минимальной цены для выигрыша в конкуренции.

Но, а проблемы модернизации, реконструкции и развития производств, при этом, решаются за счет доходов от управления активами (собственностью), и не отягощают дополнительными издержками прямые производственные затраты.

Думаю, что нам уже предостаточно изложенных выше проблем и примеров, однако кратко остановимся еще на одном, важнейшем для эффективной экономической деятельности и развития компаний, обстоятельстве.

Всем нам хорошо известно, что в период перехода к рыночной экономике, в российской банковской сфере были установлены высокие процентные ставки выдаваемых кредитов наряду с их коротким сроком. Не трудно понять, что такое положение еще более увеличивает издержки при производстве продукции, товаров и услуг.

Поэтому вполне естественным является то, что при таких общих экономических условиях, достижение высокой конкурентоспособности предложений со стороны российских предприятий и компаний на международном рынке становится практически неосуществимым.

Сталкиваясь с указанной проблемой, руководители российских предприятий и компаний начинают искать резервы экономии в снижении себестоимости и, как правило, не находят ничего лучшего, чем уменьшение или задержки выплат заработной платы персонала. Этим наносится огромный вред экономике в целом, так как разрушается кадровый потенциал, а вместе с ним, и деятельность многих предприятий, даже отраслей промышленности.

Изложенных фактов вполне достаточно для того, чтобы понять, что задача эффективного управления активами, как на корпоративном уровне, так и на территориальном, теснейшим образом, можно сказать, неразрывно, сопряжена с самой жизнеспособностью любых субъектов экономической деятельности, и непременно должна входить в систему обеспечения комплексной безопасности каждой территории, каждой компании и каждого предприятия.

Однако, научно-методическая работа, также как и обучение современным финансовым технологиям управления активами и инвестициями в изложенном выше контексте, в стране еще только началась, в результате чего описанная выше ситуация в промышленности Российской Федерации консервируется, не приводя к возможным качественным положительным сдвигам в развитии производительной сферы общества.

Между тем деятельность по управлению активами является сложной и многосторонней, предполагает подготовку и реализацию целого комплекса разноуровневых задач, начиная с задачи формирования у руководителей и персонала управления всех уровней представлений и понимания существа проблемы, знания форм, способов, методов и технологий управления активами на различных уровнях собственности и в различных рыночных секторах, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Активы: основные понятия и терминология

Уяснив в целом, какие проблемы развития российской экономики теснейшим образом сопряжены с вопросами управления активами предприятий, компаний и территорий, уместно было бы побольше и поподробнее узнать о содержании понятия активов, об их месте в экономической деятельности, о свойствах и качествах активов, о видах, формах и классификации активов, о предмете и субъектах управления активами, о других важных аспектах, рассматриваемой нами, сферы экономической практики.

Экономическая система Советского Союза, более чем за семьдесят лет своего существования, привела к тому, что понятие активов, чаще всего, упоминалось исключительно в контексте терминологии бухгалтерского учета.

Более того, в некоторых толковых экономических словарях понятие «активы» вообще не выделялось в отдельный термин.

В качестве примера приведу ряд определений.

Большая Советская Энциклопедия: «Активы – одна из сторон бухгалтерского баланса. Средства по их функциональной роли».

Толковый словарь Ожегова: «Актив – часть бухгалтерского баланса, отражающая все принадлежащие организации ценности».

Несколько более содержательным является толкование термина активы в старинной энциклопедии Брокгауза и Эфрона: Активы – совокупность наличного (движимого и недвижимого, а также долговых требований к третьим лицам) имущества, в противоположность пассивам.

В одном из наиболее полных, профессиональных и популярных современных толковых словарей Т.Ф.Ефремовой появляется кое-что новое:

АКТИВ:

1. м.

1) Наиболее деятельная группа лиц какой-л. общественной организации, какого-л. коллектива.

2) разг. Заседание такой группы.

2. м.

1) Часть баланса банка, предприятия и т. п., включающая все виды материальных ценностей, денежных ресурсов и долговых требований; платежные поступления, доходы (противоп.: пассив).

2) перен. разг. Успехи, достижения чьи-л., чего-л.

В толковом словаре одной из современных компьютерных баз данных «Законодательство России» мы уже можем найти несколько более развернутое содержание понятия активы:

1. Часть баланса предприятия, включающая все виды материальных ценностей (товары, денежные средства, средства на счетах и т. п.), а также требования по отношению к третьим лицам.

2. По российскому праву. Имущество юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (основные и оборотные средства). Бывают – капитальные, оборотные, финансовые, нематериальные.

3. В бухгалтерском балансе – все, что не относится к долгам и долговым обязательствам.

И всё же ми видим, что даже в одном из современных словарей, с бухгалтерии всё началось, бухгалтерией и кончилось.

Но в чем же суть понятия активов? Какова их роль и смысл в экономической деятельности? Из приведенных выше толкований понять это окажется не просто.

Именно поэтому, и не отрицая, что в бухгалтерском балансе понятие активов является одним из основных, мы все же попытаемся рассмотреть и раскрыть содержание понятия активы несколько иным способом:

«Активы это имущество, экономические ресурсы и нематериальные ценности, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении, распоряжении, доверительном управлении) правопользователя, способные принести в будущем полезный эффект».

Особо подчеркну, что главнейшим значением активов в экономической деятельности является то, что они, имея латентный потенциал в настоящем, могут принести в будущем полезный эффект.

Мы видим, что в таком контексте, это уже не бухгалтерское определение, а полноценное экономическое. Остановимся на таком понимании активов и двинемся в нашем изложении дальше.

Какими же свойствами и качествами в экономической деятельности обладают активы? Ряд авторов в качестве главных свойств активов выделяют их ценность, контролируемость и стоимость. Согласимся с этим, но добавим еще кое-что к такому пониманию свойств активов.

По своим свойствам активы могут иметь способность к убыванию, износу, истощению, то есть быть убывающими, а могут быть способными к возрастанию, воспроизводству, умножению, то есть, быть возрастающими, воспроизводимыми.

В результате способности к убыванию или к возрастанию, соответственно могут изменяться и основные свойства активов, убывать либо возрастать их ценность и стоимость, ухудшаться или улучшаться их качество или контролируемость.

К качественным характеристикам активов, как правило, относят стабильно присущие активам свойства, определяющие специфику проявления различных активов при их использовании в процессе финансового управления: доходность, ликвидность, длительность использования в экономическом процессе; риск.

Свойство доходности характеризует тот процент прибыли от существующей стоимости активов, который они могут принести за конечный отрезок времени (день, неделя, месяц, квартал, год).

Под ликвидностью понимается та скорость и легкость, которые позволяют перевести неденежные активы в деньги.

Длительность использования характеризует время использования конкретного актива без его качественного изменения и преобразования.

Такое свойство как риск обозначает то, насколько надежно может использоваться конкретная форма активов в течение периода конечного экономического цикла. Свойством, обратным риску, является надежность активов.

Теперь перейдем к раскрытию содержания понятия «управление активами». Управление активами в экономической деятельности может осуществляться весьма различными способами.

Правомерно сделать обобщение, что всё существующее многообразие форм и видов экономической и финансовой деятельности, все многообразие существующих на земном шаре профессий может быть рассмотрено как многообразие способов управления активами:

Непосредственного, либо опосредованного инструментами, станками, приспособлениями, машинами, механизмами, оборудованием, способами, специальными процедурами, операциями, технологическими процессами, организацией, информационными и коммуникационными технологиями и тому подобное.

В оперировании с активами нам придется опираться и на такие понятия как предмет, субъект и инструменты управления активами.

В настоящее время принято считать, что субъектами управления активами в осуществляемой экономической или финансовой деятельности могут выступать:

1. Физические лица: работники, предприниматели, ученые.

2. Юридические лица:

q предприятия, кооперативы, общества, компании, организации, учреждения;

q финансовые учреждения (банки, инвестиционные и страховые компании, трасты, фонды и прочие);

q муниципальные территориальные организационные структуры;

q государственные организационные структуры (региональные и федеральные);

q международные (производственные и финансовые корпорации).

В народно-хозяйственной деятельности условились разделять субъекты управления активами в соответствии с предметом осуществляемой ими экономической деятельности:

промышленной или сельскохозяйственной, ресурсодобывающей или перерабатывающей, машиностроительной, металлургической, химической, нефтегазовой, лесной, лесоперерабатывающей, жилищно-коммунальной и других, а также инвестиционной, трастовой, страховой и т. п.

При этом субъектами, осуществляющими управление активами, в чистом виде, выступают различного рода финансовые учреждения, банки и компании.

Целями нашего спецкурса, в конечном счете, является изложение форм и способов взаимодействия деятельностей производственного и финансового характера для достижения более высокой эффективности, надежности и устойчивости работы промышленных предприятий и экономического развития территорий.

Предметом управления активами являются сами активы, проявляющиеся в различных видах и формах. Таких форм и видов активов имеется великое множество, и в нашем изложении будут представлены лишь некоторые из них. Так в практической деятельности в качестве предмета управления активами обычно выступают:

q авуары и банковские активы;

q денежные средства и валюта;