q кредиты, депозиты и другие банковские вклады;
q драгоценные металлы и камни;
q материальные активы (земля, недвижимость и другие формы собственности);
q права пользования (аренда, лизинг);
q товары и продукты, а также многое другое.
Для полноценного понимания того, как осуществляется управление активами в повседневной практике, нам необходимо познакомится с таким понятием, как инструменты управления активами.
За длительный период становления международной финансовой системы человечество накопило огромный опыт в управлении активами, выработав целый комплекс специальных инструментов, позволяющих осуществлять эту деятельность в максимально удобной форме.
Таким образом, закрепленные в практике управления активами формы документов, регламентированные соответствующими законодательными актами, называются финансовыми инструментами.
Таких инструментов также насчитывается великое множество, и в данном спецкурсе, в качестве примера, будут названы только некоторые из них.
Самым известным финансовым инструментом являются сами деньги, выпущенные в металлической или бумажной форме. Наряду с денежными знаками или ассигнациями в практике управления активами широко применяются ценные бумаги: векселя, депозитные сертификаты, облигации, закладные, сертификаты об ответственном банковском хранении ценностей, банковские гарантии определенных форматов, государственные долговые обязательства, аккредитивы, акции, варранты, опционы, фьючерсы и т. п.
Использование каждого конкретного финансового инструмента в процессе управления активами производится в соответствии с тщательно регламентированными процедурами, согласованными на международном уровне.
В связи с особой важностью данного вопроса для организации практического управления активами компании или территории, выделим его в отдельную тему, а теперь, прежде чем перейти к рассмотрению следующего раздела нашего спецкурса, остановимся на том, какое место в настоящее время занимает проблема управления активами в нашей стране.
Для надлежащего выяснения данного вопроса мне пришлось изрядно покопаться практически во всех существующих сегодня информационных базах данных.
Прямое упоминание об управлении активами на законодательном уровне удалось найти лишь в Постановлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 1 апреля 1998 года № 2340-IIГД «О проекте Федерального закона «Об управлении государственными внешними и финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией»».
В проекте этого закона определялся порядок управления внешними активами страны:
«Глава II. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ АКТИВАМИ
Статья 8. Порядок управления внешними активами
1. Управление внешними активами включает деятельность по:
а) защите прав и интересов Российской Федерации в отношении внешних активов;
б) выявлению внешних активов;
в) государственному учету и регистрации внешних активов;
г) совершению сделок и принятию исполнения обязательств в отношении внешних активов;
д) принятии мер по возврату внешнего долга иностранными государствами в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона;
е) координации действий, предусмотренных подпунктами "а" – "г" настоящей статьи.
2. Управление внешними активами осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или специализированный государственный банк Российской Федерации.
В управлении внешними активами в установленном настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, российские и иностранные юридические лица.
3. Управление внешними активами осуществляется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.
4. Доходы от внешних активов направляются в федеральный бюджет».
Я специально привел один из разделов проекта Федерального закона полностью, чтобы было возможно увидеть, насколько расплывчатым и поверхностным выглядит предложенный в законе порядок управления государственными внешними активами.
Но даже этот закон так и не был принят Государственной думой и остался лишь в проекте.
К настоящему времени вопросы управления активами в неявном виде содержаться в законодательных актах, относящихся к деятельности негосударственных пенсионных фондов, организованного рынка ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов и страховых организаций.
Как можно видеть, все эти финансовые учреждения и компании, занимаются вопросами управления активами не для пользы производственных предприятий, а для специальных целей, прежде всего для целей извлечения собственной прибыли. Исключение составляют лишь паевые фонды, доля деятельности которых в стране сегодня весьма незначительна.
Среди множества финансовых компаний, зарегистрированных в стране, деятельность которых, так или иначе, сопряжена с управлением активами, было найдено меньше десятка, и то, исключительно привязанных к сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Но, несмотря на то, что пока еще управление активами не вошло широко в повседневную практику работы каждой компании, каждого акционерного общества, каждого региона, перейдем к вопросам систематизации и классификации активов, так как без этого, даже начать организацию деятельности по управления активами, весьма затруднительно.
Классификация активов
Организация деятельности, направленной на создание территориальных и корпоративных систем управления активами, а в последующем, на обеспечение их нормального, то есть надежного и устойчивого функционирования, предполагает необходимость понимания возможности структурирования и систематизации активов, основанных на выделении важнейших для этой деятельности признаков.
Прежде всего, остановимся на разграничении в понимании таких широко применяемых экономических терминов как ресурсы (запасы) и активы.
Где проходит граница, за которой ресурс становится активом, а актив не может считаться предметом финансового управления?
Эта граница пролегает в поле гносеологического понимания, а также в различиях сущности функционирования экономических и финансовых систем.
Вместе с этим, существо и практическое значение проблемы управления активами на корпоративном и на региональном уровнях, также как и понимание необходимости и экономической полезности осуществления данного вида деятельности в повседневной практике, в настоящее время, определяется и рядом факторов культурно-исторического порядка.
В качестве примера проблем такого рода, прежде всего, необходимо назвать процессы большевистской национализации, осуществленные в первые годы после 1917 года, после чего в государстве сформировались лишь формы и способы управления ресурсами и активами исключительно единым собственником – государством, формирование учетной политики на основе требований этого единого собственника, а также возникшая в связи с этим инерционность в системе государственной учетной политики, в полной мере ощущаемая ныне, отсутствие желания у субъектов экономической деятельности изменять привычные способы работы, как и незнание практических способов корректного изменения учетной политики в процессе происходящих рыночных преобразований, а также и в связи с реально принятым способом осуществления реформирования экономики.
В данном спецкурсе была сделана попытка учесть указанные обстоятельства и закономерности при формулировании принципов систематизации и классификации активов, применительно к целям и задачам, создаваемых корпоративных и территориальных систем управления активами.
Опираясь на выявленные существенные различия в понимании ресурсов и активов в экономическом и финансовом смыслах, предложено выделить ресурсы природного комплекса, принадлежащие государству (Российской Федерации или субъекту Российской Федерации), но не находящиеся в системе правопользования, и не включенные в финансовую отчетность в их реальной стоимости, в отдельную категорию. Подобно этому, активы, существующие реально, но не выявленные и не учтенные конкретным предприятием, компанией, также предложено относить к этой же группе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги