Священноиспове́дник – исповедник, принадлежащий к священному чину.
Священному́ченик (греч. άγιοµάρτυς, лат. sanctus martyr) – мученик, принадлежавший к священному чину (священническому, а чаще епископальному), пострадавший за своё исповедание Иисуса Христа. Отличие священномученика а от мученика состоит в наличии священного чина. Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками. Так же как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной просфоры.
Страстоте́рпец – так в православной церкви называются вообще все христианские мученики, которые претерпели страдания (страсть, греч. πάθος, πάθηµα, лат. passio) во имя Иисуса Христа. Преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за веру, возможно даже от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам. Так, в частности, нередко именуются святые мученики Борис и Глеб, св. Димитрий Угличский, прп. Дула, живший в V веке. В 2000 г. последний русский царь Николай II и его семья, убитые большевиками в 1918 г., были канонизированы в качестве страстотерпцев.
Список сокращений
В православной литературе принято употреблять нижеследующие сокращения:
Апостол – ап., в мн числе – апп.
Архиеп. – архиеп.
Блаженный (ая) – блаж.
Великий – вел.
Владыка – вл.
Еп. – еп.
Князь, княгиня – кн.
Митрополит – митр.
Мученик, мученики – мч., мчч.
Мученица, мученицы – мц., мцц.
Праведный – прав.
Преподобный – прп., в мн числе – прпп.
Преподобномученик – прпмч.(мц)
Пресвитер – пресв.
Святой – св.
Святой праведный – св. прав.
Святой равноапостольный – св. равноап.
Святитель – свт., в мн числе – свтт.
Святой мученик – св. мч.
Священномученик – свщмч.
Память
В датах памяти везде вначале указано число по старому стилю (Юлианский календарь), а после дроби (/) – по новому (Григорианскому календарю).
А
Аарон
Старший брат пророка Моисея, первый ветхозаветный первосвященник. Родился незадолго до издания указа фараона об избиении всех еврейских детей мужского пола, и потому остался жив. † 123 лет от роду на горе Ор.
Память – 20 июля/3августа. Вторично вспоминается в неделю св. праотец 11 декабря.
Або
Або Тбилисский (757-758-786) – мученик Грузинской и Русской православных церквей; почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Будучи арабом по происхождению, жил в Багдаде и занимался парфюмерией. В 775 г. поступил на службу к правителю Картли. В Тбилиси он быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и изучать Св. Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в итоге отверг ислам и принял христианство. За проповедничество был заключен в тюрьму. Представ на суде эмира 27 декабря 785 г., Або подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. Был обезглавлен и сожжен. Позже на месте сожжения св. Або на скале над р. Курой был воздвигнут храм Метехи, где хранилась чудотворная икона святого.
Память – 8/21 января.
Аввакум
Пророк Аввакум – один из 12 т. наз. малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 г. до Р. X. Предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился ангел и мгновенно перенес его в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и † в глубокой старости. При имп. Феодосии Младшем (408–450) были обретены его мощи.
Память – 2/15 декабря.
Августин
Августин Блаженный – родился в городе Тагасте (Африка) в 354 г. Образование он получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики он прибыл в Медиолан (Милан) в период епископства свт. Амвросия (см.). Под руководством Амвросия изучил Св. Писание, которое произвело в его душе коренной перелом – он крестился, раздал все свое имение бедным и постригся в монахи. В 391 г. был посвящен в сан пресвитера, а в 395 г. – в сан епископа и назначен викарием Иппонийской кафедры. После смерти еп. Валериана свт. Августин занял его место. 35 лет своего епископства Августин посвятил борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан, Им написано много творений (ок. 1030), из которых наиболее известны: «О граде Божием», «Исповедь», 17 книг против пелагиан и «Христианская наука». Бл. Августин заботился прежде всего о том, чтобы его сочинения были понятны и назидательны. «Пусть лучше, – говорил он, – порицают нас грамматики, чем не понимает народ». † 28 августа 430 г.
Память – 15/28 июня.
Августин (Беляев) свщмч., архиеп. Калужский и Боровский ‐ Александр Александрович Беляев (1886–1937) род. в городе Камышин Саратовской губ. в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской духовной семинарии. В 1911 г. окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. В 1920 г. был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в «агитации против сов. власти» и «сопротивлении изъятию церковных ценностей». Был пострижен в мантию[1] с именем Августин и рукоположен в иеромонаха. В 1923 г. хиротонисан[2]в еп. Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Неоднократно арестовывался и высылался.
После освобождения с 1934 по 1937-й годы являлся еп. Калужским и Боровским. В 1936 г. возводится в сан архиепископа. В сентябре 1937 г. он был арестован в городе Калуге и через месяц приговорён к расстрелу. Для того, чтобы раздуть дело, по процессу о. Августина вместе с ним проходили 86 человек, из которых он и еще 10 человек были приговорены к смертной казни. 23 н. ноября 1937 г. был расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в Калуге. Канонизирован в августе 2000 г.
Память – в воскр. после 25 января/7 февраля (Новомуч.[3]) или 1-е воскр. после, ноябрь 10/23.
Авда
Св. мчч. Авда, еп. Авдиисус и с ними 16 иереев, 9 диаконов, 6 монахов и 7 дев – все они родом из Персии; пострадали за исповедание христианства при царе Ездигерде I[4](ок. 418 г.).
Память – 16/29 мая.
Свщмч. Авда был епископом в Персии (ок. 418–424 гг).. За разрушение храма огнепоклонников он был приведен на суд к персидскому царю Ездигерду I, который повелел ему восстановить храм. Когда еп. Авда отказался, царь велел воинам разрушить все христианские храмы, преследовать христиан и предавать их мучениям. Первым мучеником стал св. Авда, который после долгих истязаний был обезглавлен. Через тридцать дней были казнены и другие мученики. В их числе находился диакон Вениамин, претерпевший особенно страшные истязания: под ногти страдальца воткнули острые спицы и посадили его на кол. Это произошло в 418 (или 424) гг. в древнем персидском городе Сузе.
Память – 31 марта/13 апреля, 13/26 октября.
Авдий
Авдий – св. пророк из 12-ти (IX век до н. э.) был родом из селения Вифарама, близ Сихема, и служил домоправителем у израильского царя Ахава. В то время весь Израиль отвратился от истинного Бога и стал приносить жертвы Ваалу. Но Авдий втайне неизменно служил Богу Авраама, Исаака и Иакова. Когда нечестивая и беспутная Иезавель, жена Ахава, истребляла всех пророков Господних, Авдий давал им приют и кормил. Наследник Ахава царь Охозия послал 3 отряда, чтобы схватить св. пророка Илию. Один из этих отрядов возглавлял св. Авдий. По молитве св. Илии, два отряда были пожраны небесным огнем. Св. Авдия и его отряд Господь пощадил (4 Цар. 1). С этого времени св. Авдий оставил воинскую службу и последовал за пророком Илией. Впоследствии он и сам получил дар пророчества. Боговдохновенное творение св. Авдия – «Книга пророчеств» содержит предсказания о Новозаветной Церкви и занимает 4-е место в ряду книг Малых пророков. Авдий погребен в Самарии.
Память – 19 ноября/2 декабря.
Авдий (Авид) мч. – пострадал в Персии при царе Ездигерде I за отказ отречься от Христа и поклониться солнцу и огню. Скончался после мучительных пыток.
Память – 5/18 сентября.
Аверкий
Св. равноап. Аверкий, еп. Иерапольский, – жил во II веке во Фригии в городе Иераполе и прославился как чудотворец. По преданию, явившийся ему во сне ангел повелел ему сокрушить идолов в языческом храме. Святой исполнил повеление. Услышав, что язычники хотят умертвить его, он пришел на место народных собраний и открыто обличил их заблуждения. Те попытались схватить святителя, но в это время в толпе закричали трое бесноватых юношей. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя научить их христианской вере, а потом приняли св. крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и проповедуя. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал в христианство множество людей. Поэтому за свои труды свт. Аверкий назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных.
Память – 22 октября/4 ноября.
Авив
Свщмч. Авив, еп. Некресский – один из 13 св. сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке. По просьбе грузинского царя Парсмана VI (542–557) и католикоса Евлавия (552–560) Авив принял сан епископа и Некресскую кафедру. Обратил в христианство грузинские племена и многих персов из числа завоевателей. Представ перед персидским сатрапом, свт. Авив отказался принять зороастризм, страстно обличая язычество. По приказанию сатрапа его подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в стенах своей обители. Мощи святого, прославленные исцелениями, позднее, при правителе Картли Степанозе (639–663) были перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор и положены под престолом, где и поныне почивают под спудом[5].
Память – 7/20 мая, 29 ноября /12 декабря.
Авксентий прп
Прп. Авксентий, по происхождению сириец, служил при дворе имп. Феодосия Младшего[6](418–450) был известен как добродетельный, ученый и мудрый человек. Однако тяготясь мирской суетой, он принял сан пресвитера, а потом и иноческий постриг. После этого, удалившись в Вифинию, он нашел уединенное место на горе Оксия, недалеко от Халкидона, и стал там вести отшельническую жизнь. (Гора эта впоследствии названа была Авксентьевой.) Место подвигов святого было обнаружено пастухами, искавшими заблудившихся овец. Молва о нем разнеслась, и к нему стали приходить люди за исцелением. Св. Авксентий исцелил множество больных и недужных. В 451 г. св. Авксентий был призван на IV Вселенский cобор[7]в Халкидоне, где и прославился как обличитель Евтихиевой и Несторианской ересей. Великий знаток Свящ. Писания, св. Авксентий легко посрамлял вступавших с ним в спор противников. По окончании cобора св. Авксентий снова вернулся в свою уединенную келью на горе. Духовным взором он на большом расстоянии увидел кончину св. Симеона Столпника (459 г.). † ок. 470 г., оставив после себя учеников и устроив многие монастыри в Вифинской области.
Память – 14/27 февраля.
Авксивий
Авксивий свт., еп. Солона Кипрского ‐ родился в Риме в богатой семье. Воспитывался он вместе со своим братом Темпстагором. С раннего возраста его отличали незаурядные способности. В школах Рима он легко изучил светские науки. Узнав, что родители хотят его женить, юноша тайно покинул Рим и отправился на Восток. Достигнув острова Кипр, он поселился в местечке Лимнитис, недалеко от города Солона. Там он встретился со св. ап. и евангелистом Марком (см). Ап. Марк поставил Авксивия епископом в городе Солоне, а сам отправился для благовестия в Александрию. Авксивий поселился около языческого храма Зевса у западных ворот города. Постепенно он обратил в христианство местного жреца и других жителей.
Авксивий управлял епархией 50 лет. † в 102 г.
Память – 17 февраля / 1 марта.
Авкт
Фессалоникия была дочерью языческого жреца в городе Амфиполе в Македонии. Когда отец узнал, что его дочь стала христианкой, он безжалостно избил ее и выгнал из дома, лишив всяких средств к пропитанию. Св. Авкт и Таврион пытались заступиться за нее и вразумить ожесточившегося отца, но тот донес на них, и они были схвачены. Исповедав перед мучителями свою веру и претерпев жестокие пытки, оба были обезглавлены. Вскоре после их кончины † и св. Фессалоникия. Тело ее было с честью погребено вместе со св. мучениками Авктом и Таврионом.
Память – 7/20 ноября.
Авраам
Авраам (первоначально Аврам) – ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа, род. в г. Ур, в Северной Месопотамии, за 2040 л. д. Р. Х. Живя среди языческого мира, он первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Преследуемый за то своими языческими соотечественниками, Авраам на 75-м году жизни оставляет родину и переправляется через Евфрат в землю Ханаанскую, обетованную Богом ему и его потомству, отчего и был прозван Авраам «га-иври», что значит «прибывший с той стороны реки», откуда и пошло слово еврей. С ним переселились жена его Сара и племянник Лот. Затем дядя с племянником рассорились и Лот поселился в городе Содоме. Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву сына Исаака на горе Мории. Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, ангел приостановил его и спас отрока. Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечной темой воспоминаний в их молитвах, а в прежние века изображение жертвования Исаака было и в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников.
Вскоре после события с Исааком † и Сара, в возрасте 127 лет. Авраам женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самой Библией (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама как «отца множества племен».
Память – 9/22 октября.
Аврамий
Аврамий, еп. Арвильский свщмч. – пострадал во время гонения на христиан в Персии при царе Шапуре II[8]. Когда святого принуждали отречься от веры и поклониться солнцу, он ответил: «Какое безумие оставить Творца и поклоняться твари! Солнце не есть ли творение Бога моего?» После этого его жестоко били и истязали. Во время мучений святой молился, повторяя слова Спасителя: «Господи, не вмени им греха, ибо не знают, что делают!» Был обезглавлен мечом в селении Фелман.
Память – 4/17 февраля.
Авраамий Болгарский мч., Владимирский чудотворец – род. в ХIII в. в Камской Булгарии[9]и был воспитан в исламской вере, которую исповедовали его соотечественники. Будучи человеком со средствами, он занимался торговлей, был пристрастен к суетным благам и чувственным удовольствиям, оказывал гостеприимство странникам и нищим.
Но однажды Аврамий убедился в истинности христианской веры и стал христианином. Исповедуя христианство, он был непоколебим в правилах учения и за это пострадал от рук своих соотечественников. Когда он приехал для торговли в их столицу «великий град Болгары», его склоняли и потом принуждали отречься от Христа. На эти угрозы Аврамий отвечал отказом. Тогда болгары, рассвирепев, заточили его в темницу дней, а затем, видя его непреклонность в вере, отсекли ему сперва руки, потом ноги и голову. † 1 апреля 1229 г.
Вскоре после кончины Аврамия город Болгары почти весь выгорел. Русские летописцы говорят, что эти пожары Господь посылал в наказание за неповинную кровь святого.
Память – 1/14 и 16/19 апреля.
Авраамий прп. Галичский, Чухломской ‐ жил и подвизался в ХIV веке в обители прп. Сергия Радонежского. После долгих лет искуса он был удостоен священного сана. В 1350 г. удалился в Галичскую страну, населенную чудскими племенами. Поселившись в пустынном месте, Авраамий по откровению перешел на гору, где обрел сиявшую неизреченным светом икону Божьей Матери. О явлении иконы стало известно галичскому князю Димитрию, который и просил преподобного принести ее в город. В Галиче Авраамий был встречен князем и сонмом духовенства. От этой иконы совершились многочисленные исцеления. Князь Димитрий дал Авраамию средства на сооружение храма и Покровского монастыря близ Чухломского озера, на месте явления иконы. † в 1375 г., за год до кончины передав настоятельство своему ученику Иннокентию. Прп. Авраамий считается просветителем Галичской страны.
Память – 20 июля / 2 августа.
Аврамий затворник прп. и Мария блаж. ‐ Аврамий и его племянница блаж. Мария, подвизавшиеся в селении Хидана, близ города Эдессы, были современниками и соотечественниками прп. Ефрема Сирина (см), который впоследствии написал об их жизни. Аврамий в расцвете лет покинул родительский дом и поселился в пустынном месте, вдали от мирских соблазнов, проводя дни свои в беспрестанной молитве. Вскоре вера его подверглась серьезному испытанию: он был назначен пресвитером в одно из языческих селений Месопотамии. Три года, не жалея сил, трудился он над просвещением язычников. Он разрушил языческий храм и построил храм Божий. Смиренно переносил поругания и даже тяжкие побои от сопротивлявшихся идолопоклонников. Результатом этих трудов было то, что язычники приняли христианство и прп. сам крестил их. Выполнив этот долг, Аврамий вновь удалился в свою пустынь. † ок. 360 г. после 50 лет подвижнической жизни.
Его племянница прп. Мария, выросла, назидаемая его духовными наставлениями. Но на 27 году жизни она, оставив свою келью, ушла в другой город и начала распутную жизнь.
Узнав об этом, прп. Аврамий оделся в воинские доспехи, чтобы не быть узнанным, и отправился в город. Он разыскал племянницу и привел ее к покаянию. Прп. Мария вернулась в свою келью и всю дальнейшую жизнь провела в молитвах и слезах раскаяния. Была удостоена даром исцеления болезней. Она скончалась через пять лет после прп. Аврамия.
Память – 29 октября /11 ноября.
Авраамий, еп. Каррийский‐ жил в сер. IV и нач. V вв., был родом из города Кира. В молодые годы поступил в монастырь. Затем он избрал для своих подвигов Ливанские горы, где и жил отшельником. Претерпел много нападок от язычников, хотевших изгнать его из своих мест. Христиане – жители этого селения построили церковь и усердно просили св. Авраамия принять священство и стать их пастырем. Утвердив в вере свою паству, Авраамий оставил им вместо себя другого иерея, а сам вновь ушел в монастырь. За высокое благочестие он был поставлен еп. Каррийским. Он непрестанно учил своих подопечных праведной жизни, подавая им пример воздержания. Имп. Феодосий Младший[10]пожелал видеть его и пригласил к себе. Прибыв в Константинополь, св. Авраамий вскоре †. Останки его были торжественно перенесены в город Карр и там преданы погребению.
Память – февраль 14/27.
Авраамий Мирожский прп.‐ строитель и первый игумен Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Мирожская обитель была основана около 1156 г., в княжение Святополка Мстиславича, родного брата св. благоверного князя Всеволода-Гавриила. Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. † 24 сентября 1158 г. Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре.
Память – 24 сентября / 7 октября.
Авраамий и Коприй Печенгские прп. ‐ в 1492 г. основали Спасскую пустынь на реке Печенге (в Грязовецком уезде, в 21-й версте от Вологды). Им пришлось перенести много нужды и трудов, чтобы на пустом месте, не имея средств, устроить монастырь и привести его к должному порядку. Ревностно подвизаясь на праведном пути до самой кончины.
Память – 4/17 февраля.
Аврамий прп., архимандрит Ростовский ‐ в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился в Ростове на берегу озера Неро. Тогда на Ростовской земле было много язычников, и прп. усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от его кельи было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. В видении перед Аврамием предстал св. апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым прп. сокрушил идола. На месте капища Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления он воздвиг храм во имя ап. Иоанна Богослова. Убежденные его проповедью, многие язычники крестились. † в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления (ХI в.).
Память Ƞ 23 мая / 5 июня (Ростов.)[11], 29 октября / 11 ноябрь.
Авраамий Смоленский прп. – род. в Смоленске в 1172 г. По смерти своих родителей поступил иноком в обитель Богоматери, в 6 верстах от Смоленска.
Более 30 лет подвизался в обители, когда игумен убедил его принять сан пресвитера (в 1198 г.). Когда в результате клеветнического доноса еп. Игнатий запретил ему священнодействовать, в городе начались разные беды: засуха и болезни. Но в результате усердной молитвы Авраамия за город и жителей пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились в его праведности и стали высоко почитать и уважать его. † в 1224 г., прожив в иночестве 50 лет.
Память – 21 августа / 3 сентября.
Автоном свщмч
Был епископом в Италии. Во время гонения на христиан имп. Диоклетиана (284–305) переселился в Вифинию и жил в местечке Сорея у единоверца Корнилия. Автоном с обратил в христианство столько язычников, что образовалась большая церковь, для которой он освятил храм. К этой церкви святитель рукоположил Корнилия вначале в сан диакона, а затем в пресвитера. С проповедью христианства святитель посетил также Ликаонию и Исаврию. † от руки язычников.
Память – 12/25 сентября.
Агав, св. ап. от 70-ти, пророк, свщмч
Агав проповедовал христианство в разных странах и обратил к вере многих язычников. Предсказал великий голод в г. Антиохии, а также заключение в узы св. ап. Павла и его страдания в Иерусалиме.
Память – 4/17 января (70 ап.), 8/21 апреля.
Агавва
Прп. Агавва был арабом, подвизался в Сирии. Был послушником у прп. Евсевия, у которого научился внутренней молитве и безмолвию, и 38 лет жил отшельником. Он никогда не надевал обуви, на чреслах своих носил вериги, никогда не сидел и не лежал. День и ночь прп. Агавва проводил стоя или преклонив колени, непрестанно творя молитву. Его жизнь завершилась мирно.
Память – 22 ноября / 5 декабря.
Агапий
Агапий Ватопедский прп. ‐ в ХIII в. подвизался в бывшем Ватопедском[12]скиту (Калице) у некоего старца-безмолвника. Однажды он был захвачен в плен высадившимися на берег Афона турками, переправлен в Магнезию и работал там в оковах 12 лет. Но он не терял надежды на освобождение и горячо молился Богоматери. Однажды во сне Она повелела ему «без страха идти к своему старцу». Обнаружив, что он и наяву был свободен от оков. Агапий бежал из неволи и возвратился на Афон. Но его требовательный наставник, испытывая смирение послушника, удостоившегося столь чудесного освобождения, и желая еще более укрепить в нем веру, велел ему вернуться и служить турку до тех пор, пока Бог Сам не вразумит хозяина отпустить пленника. Агапий безропотно возвратился в неволю. Пораженный таким смирением христианина и его великой верой, хозяин не только с радостью отпустил его на волю, но и сам с двумя сыновьями ушел с ним на Афон, крестился, принял иночество и подвизался там до самой своей кончины.