Книга Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Иванович Моргун. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью
Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия святых, почитаемых Православной церковью

Анастасий II-й свт., патриарх Антиохийский

Свт. Анастасий II-й, патриарх Антиохийский, вступил на престол после св. патриарха Анастасия Синаита I-го (561–572; 593–599). Он управлял церковью 10 лет и в 609 г. был убит иудеями, когда имп. Фока[59] (602–610) издал указ, обязывавший их всех принимать крещение.

Память – 20 апреля/3 мая.

Анастасий Салонский, св. мч

Родился в Италии в III веке, в г. Аквилея, от отца унаследовал профессию сукновала; достигнув зрелого возраста, переселился в Салону (Далмация[60]).

Когда начались Диоклетиановы гонения на христиан, Анастасий не стал скрывать своей веры и нарисовал крест на входной двери дома (по другим данным, он скрывал свою веру, но увидев, каким ужасным пыткам подвергают его единоверцев, решил и сам пострадать за Христа). За это он был схвачен и приведен к судье. За то, что Анастасий не пожелал отказываться от своей веры, он по распоряжению судьи был обезглавлен, а останки его были брошены в море. Богатая горожанка Асклепия, также исповедовавшая христианство, пообещала награду тому, что сможет найти тело. На это решились только африканские моряки, которые часть останков взяли с собой для захоронения, а часть Асклепия с почетом похоронила в своем саду. Рассказывают, что место упокоения мощей святого мученика было ознаменовано многими чудесами. Затем над этим местом была выстроена базилика. После разрушения города аварами, мощи были перенесены в Рим.

Память – 25 октября/7 ноября, 5/18 декабря.

Анастасий Персиянин прпмч

Анастасий родился в Персии в селении Раснуни, в области Разы, и при рождении получил имя Магундат. Отец его, Вав, был магом, знаменитым учителем чародейства. Своему мастерству он обучил и сына. Между тем юноша, повзрослев, вступил в армию персидского царя Хосрова II[61], который в 614 г. в победоносной войне против византийцев, разграбил Иерусалим и увез оттуда древнюю реликвию – крест, на котором был распят Спаситель. Рассказывали, что крест этот, даже находясь на чужбине, творил чудеса. Это пробудило в молодом маге интерес.

Между тем войско Хосрова устремилось в Малую Азию и, дойдя до города Халкидона, встало на постой. Магундат поселился в доме у перса, серебряных дел мастера, христианина, который объяснил ему основы христианской веры. Магундат стал посещать богослужения и возымел желание креститься. Однако местная община опасалась крестить его, т. к. подобный поступок мог бы навлечь на местных христиан гонения.

Магундат решил покинуть армию и направиться в Иерусалим. Там он знакомится с Илией, пресвитером храма Вознесения Господня. Тот крестил молодого человека и нарек его именем Анастасий. Затем бывший маг поступил в монастырь, где подвизался в течение семи лет, изучая Св. Писание и укрепляя в себе веру. Авторы житий сообщают, что в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина. Получив благословение от настоятеля, Анастасий отправился в Кесарию. Там он увидел мага, производящего перед толпой различные фокусы и стал обличать его, утверждая, что истинные чудеса творит только Спаситель. Обиженные маги донесли солдатам, что он вражеский лазутчик. Воины схватили Анастасия и привели к военачальнику князю Марзавану. Анастасий не стал скрывать своего прошлого. Тяжесть его вины усугублялась обвинением в дезертирстве.

Не решаясь ни казнить его, ни отпустить, ни далее содержать под стражей, Марзаван отправил Анастасия в Персию, к царю Хосрову.

Но и пред лицом царя святой мученик держался гордо, указывая ему на всю тленность его царства, земного, и величие царства небесного. По велению царя мученик был жестоко избит, а затем удавлен веревкой на берегу реки в числе 70 других христиан. Перед смертью Анастасий возблагодарил Бога за легкую смерть. † в 628 г. Тела казненных были брошены у реки на съедение собакам, а голову Анастасия отправили царю. Местные христиане за большие деньги выкупили тело мученика, оказалось, что оно не было тронуто собаками. Его похоронили в близлежащем монастыре. Через 10 лет после кончины Анастасия Персиянина его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, а затем – в Константинополь, где в его честь императрицей Ириной и ее сыном имп. Константином VI был выстроен небольшой храм. Голова святого позднее хранилась в Риме.

Житие св. Анастасия Персиянина изобилует такими подробностями, поскольку было написано сразу после его смерти неким монахом, очевидцем всех этих событий. Оно получило широкое распространение, как на Западе, так и в Византии и на Руси.

Память – 22 января/4 февраля, 24 января/6 февраля.

Анастасий, диакон Печерский препмч

Подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом прп. пресвитера Тита († не ранее 1190). В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о прпмч. Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал всё просимое. Подробностями мы нее располагаем, однако в тропаре, кондаке и стихире, ему посвященных, отмечается его постничество и мученическая кончина.

Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Память – 22 января/4 февраля, 28 сентября/11 февраля (Печер. Б.)

Анастасий Римский, Константинопольский, прп. исповедник

О нем известно, что он был учеником прп. Максима-исповедника (см.), вместе с ним терпел гонения от монофелитов[62]. Он описал жизнь своего учителя. Вместе с учителем разделил его страдания. † в 662 г. на пути в изгнание.

Память – 21 января/3 февраля.

Анастасий Апокрисиарий св. мч

Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в Константинополе. Был учеником прп. Максима-исповедника (см.). За отказ принять «Типос»[63] имп. Константа[64] он был сослан в Трапезунд (648), а затем в Месемврию (655). В 662 г. вместе с прпп. Максимом и Анастасием Константинопольским отозван в Константинополь, вновь осужден и сослан на Кавказ (в р-не Кодорского ущелья), где его содержали в различных крепостях. Там он скончался спустя 4 года после смерти своего учителя († в 666 г.).

Память – 20 сентября/3 октября.

Анастасия Узорешительница вмч. Хрисогон, Феодотия, Евод, Евтихиан и иные мчч

Анастасия родилась в Риме. Отцом ее был римский аристократ, сенатор и придерживался официальной религии, а мать ее, Фавста, была тайной христианкой и воспитала дочь в этой вере. Учителем девочки был ученый христианин Хрисогон (см.). После смерти Фавсты отец выдал дочь за некоего Помплия, однако Анастасия под предлогом болезни отказалась от близости с ним и сохранила девственность. Поставив своей целью служение страдающим и обездоленным, она в одежде нищенки посещала тюрьмы, кормила, лечила, а порой и выкупала узников. Когда служанка проговорилась об этом ее мужу, Помплий избил Анастасию и посадил дома под замок.

Тогда Анастасия стала тайно переписываться с Хрисогоном, который призывал ее вооружиться терпением и приготовлять себя к служению Господу.

К тому времени скончался и отец Анастасии, так что к ней перешло богатое наследство. Помплий задумал убить жену и завладеть ее богатством. Он стал морить ее голодом, подвергать пыткам и истязаниям. Об этом стало известно из одного из ее писем Хрисогону. Учитель утешил ее и предсказал скорую гибель Помплия от воды. Через некоторое время, отправившись с посольством в Персию, Помплий действительно утонул. После смерти мужа Анастасия стала щедро раздавать свое имущество нищим и страждущим.

Между тем недавно закончились гонения против христиан. Тюрьмы были переполнены невинно страдающими узниками. Имп. Диоклетиану доносили, что заключенных подбадривает некий вероучитель Хрисогон. Тогда император приказал казнить всех заключенных-христиан и велел доставить к себе Хрисогона.

На допросе Хрисогон проявил невиданную стойкость и обличил императора, как недостойного и беззаконного правителя. Диоклетиан велел обезглавить святого и останки выбросить в море. Однако тело и голову мученика волна вынесла на берег, где их подобрал и спрятал пресвитер Зоил.

Ночью во сне Хрисогон явился к Анастасии и велел ей отправляться к юным сестрам: Агапии, Хионии и Ирины (см.), которым уготована мученическая кончина и укрепить их дух перед будущими мучениями. Так Анастасия и поступила, а после кончины мучениц сама же и похоронила их. Затем она отправилась в странствия. К тому времени она овладела врачебным искусством и была в силах осбобождать многих больных от уз болезней. За это она и была людьми прозвана Узорешительницей (по-греч. Фармаколитрией).

В странствиях ее сопровождала молодая вдова Феодотия и трое ее сыновей (см.). Однажды они направились в одну из иллирийских[65] тюрем, в которой содержались христиане. Однако обнаружив тюрьму опустевшей, поскольку все узники были казнены по приказу императора, Анастасия начала громко стенать и рыдать.

Стражники поняли, что перед ними тайная христианка, схватили ее и доставили к правителю области – игемону[66]. Тот вначале сам пытался склонить Анастасию к отречению от веры, а затем передал ее в руки жреца храма Юпитера Капитолийского Ульпиана. Жрец предложил женщине выбор между богатством и муками, положив перед нею с одной стороны золото и богатые наряды, а с другой орудия пытки. Однако Анастасия выбрала второе. Тогда похотливый жрец попытался осквернить ее, однако лишь только он прикоснулся к ней, как ослеп. С воплями он кинулся бежать, взывая к своим богам, но не долго пробежал, упал и умер.

Анастасия беспрепятственно вышла и вновь продолжила свое служение людям. Вскоре власти схватили Феодотию и трех ее сыновей. Всех их ждала страшная, мученическая кончина.

И саму Анастасию спустя несколько дней вновь схватили и бросили в тюрьму. Ее приговорили к голодной смерти. Два месяца она провела в тюрьме, не получая ни крошки пищи. Но голод не причинил ей вреда, поскольку в видениях ей часто являлась Феодотия и духовно укрепляла ее.

Между тем тюрьма была переполнена уголовниками, подлежащими казни. Игемон распорядился погрузить их на старое судно и утопить. Обнаружив, что Анастасия не только не умерла, но еще и пребывает в здравии, он распорядился отправить ее на то же судно. Там ей встретился христианский подвижник Евтихиан. Солдаты вывели корабль в открытое море, пробили днище, а сами пересели в лодку и отплыли. Однако на обреченное судно явилась Феодотия и корабль заскользил за ней к берегу. Выйдя на сушу, 120 человек уверовали в Христа и были крещены Анастасией и Евтихианом.

Но вскоре все они были схвачены и казнены. Убедившись, что Анастасию не берет ни голод, ни вода, палачи растянул ее между четырьмя столбами и развели под ней костер.

Так погибла святая мученица, но ее тело, не поврежденное огнем, благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. В V веке мощи св. Анастасии были перенесены в Константинополь, где в ее честь был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный неподалеку от горы Афон монастырь св. Анастасии Узорешительницы.

Частица мощей св. Анастасии имеется в ковчеге-мощевике кн. Марии, 1409/10 гг., из Благовещенского собора Московского Кремля.

Анастасия на Руси. В русских народных преданиях св. Анастасия является олицетворением воскресного дня, к чему повод подало греческое название воскресения Άναστάσιµος ήµέρα, которое употребляется наравне с другим названием, Κυριακή η'µέρα, т. е. «Господень день». Культ воскресения получил особенное развитие в апокрифических легендах и в их многочисленных отражениях в быте и представлениях народа. В некоторых преданиях св. Анастасия также является бабкой Христа вместо маловерной Саломеи.

Память – 29 июля/11 августа, 22 декабря/4 января.

Анастасия Патрикия (Анастасий-скопец) прп

Патрицианка Анастасия жила в Константинополе в царствование имп. Юстиниана (527–565) и происходила из аристократической семьи. Для многих она служила образцом добродетели и пользовалась большим уважением окружающих. Она была вхожа во дворец и пользовалась расположением императора. Однако императрица Феодора (очевидно возревновав к императору) возненавидела ее и стала строить против девушки козни. Анастасия решила покинуть столицу и, прихватив принадлежащую ей часть семейных денег, села на корабль и отправилась в Египет, в Александрию. Она основала небольшой монастырь неподалеку[67] от города и предалась молитвам.

Однако несколько лет спустя овдовевший император вспомнил о ней и решил разыскать беглянку и жениться на ней. Он повсюду разослал своих гонцов. Узнав об этом Анастасия обеспокоилась и отправилась за помощью к авве Даниилу (см.), проживавшему в далеком скиту. Авва предложил ей переодеться в мужскую монашескую одежду и назваться Анастасием-скопцом (т. е. евнухом).

Он поселил ее в одной из отделенных пещер и повелел ей никогда не выходить из пещеры, ни с кем не видеться и ни с кем неговорить. О месте пребывания нового послушника знал лишь один инок, который ежедневно приносил к этой пещере кусок хлеба и кувшин воды и оставлял их у входа.

В таком добровольном заточении Анастасия провела 28 лет. Почувствовав, что приближается ее последний день, она написала авве Даниилу несколько слов на черепке. Авва пришел и принес с собой все необходимое для погребения. Анастасия уже была при смерти. Он исповедал и причастил ее. Затем по просьбе аввы подвижница благословила его и сопровождавшего его инока и испустила дух.

Инок записал рассказ о ней аввы Даниила, который с тех пор получил широкую огласку и на Западе и на Руси.

В 1200 г. мощи прп. Анастасии были перенесены в Константинополь и положены недалеко от храма Св. Софии. Память – 10/23 марта.

Анастасия Римляныня препмч

Анастасия Римляныня жила во времена правления имп. Деция[68]. В трехлетнем возрасте лишившись родителей, она была взята на воспитание христианкой Софией, настоятельницей тайного монастыря, расположенного в окрестностях Рима. В обители она выросла; в обстановке молитв и благочестия она достигла двадцати лет. И хотя из обители она почти не выходила, слава ее красоте разнеслась по окрестностям. Женихи толпами сходились, прося ее руки. Но хотя София ничего ей не запрещала, девушка на все предложения отвечала отказом, говоря, что уже выбрала себе жениха небесного.

Обиженные на это женихи и их родные явились к префекту (градоначальнику) Прову с жалобой на гордую христианку. Как раз в то время Деций начал гонения на христиан. Пров велел привести к себе девицу. Отыскав обитель, воины начали высаживать двери. Напуганные послушницы кинулись бежать через другие двери, но Анастасию мать-настоятельница уговорила остаться, объяснив ей, что сейчас ей выпала возможность пострадать за своего небесного жениха и благословила ее на подвиг. Солдаты захватили девушку и доставили ее к Прову. Пораженный ее красотой, Пров стал уговаривать ее отречься от веры, которая обрекала ее на страдания, но девушка оказалась непреклонной и отказалась приносить жертвы языческим богам.

Пров повелел предать ее жестоким пыткам, но девушка и под пытками славила Господа. Все это происходило при большом стечении народа. Ей вырвали ногти из пальцев, потом отрубили ей руки и ноги. Но и тогда она не отреклась и продолжала славить Христа. Разъяренные ее стойкостью, палачи длинными щипцами раздвинули ей рот, вытянули ей язык и отрезали его. Даже народ зароптал, видя подобную жестокость. Тогда Пров повелел отсечь ей голову. Останки он велел выбросить за городскую стену.

Ночью Софии было видение ангела, который указал ей место, где лежали останки несчастной мученицы. Настоятельница пошла на это место и отыскала останки. Она долго рыдала, не зная, как ей унести эту непосильную ношу, но какие-то двое прохожих помогли ей, завернули их в чистое полотно и помогли Софии унести их себе для почетного захоронения.

Память – 29 октября, 30 октября. Вторично воспоминается в Субботу сырную.

Анастасия Римская и Василисса, мчч

Анастасия и Василисса жили в Риме и были просвещены светом христианской веры св. апостолами Петром и Павлом. Обе посвятили себя служению Господу. Когда имп. Нерон (54–68) преследовал христиан и предавал их на мучения и казни, св. Василисса и Анастасия безбоязненно подбирали тела мучеников и предавали их честному погребению. Об этом донесли Нерону. Св. Василисса и Анастасия были заключены в темницу. Их подвергали жестоким пыткам: били кнутом, строгали железными крючьями, опаляли огнем. Но святые мученицы оставались непреклонны и мужественно исповедовали свою веру в Христа. По повелению Нерона они были усечены мечом († ок. 68 г.).

Память – 15 апреля.

Анастасия прп., мать свт. Саввы I Сербского

В миру ее звали Анной. Она стала супругой великого жупана Рашского Стефана Немани, в иночестве Симеона и матерью трех сыновей – Вукана, Стефана и Растка, будущего великого Сербского свт. Саввы.

В 1196 г. Анна приняла монашеский постриг с именем Анастасии. † 21 июня 1200 г. Прп. Анастасия была похоронена в притворе монастыря Студеница. Через несколько лет диакон Воислав Билбия изготовил искусный саркофаг куда были переложены ее мощи, которые покоятся в монастыре и ныне.

Память – 22 июня.

Анастасия Степановна Бобкова, послушница, препмч

Родилась 16 декабря 1890 г. в деревне Кузяево Волоколамского уезда Московской губ. в семье крестьянина. В 1920 г. после смерти родителей поступила в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, находившийся вблизи деревни Акатово Клинского уезда Московской губернии. В монастыре она жила до 1927 г., т. е. до времени его закрытия. После этого переехала в деревню Занино Волоколамского района. Там она прислуживала при храме в селе Шестаково, а также по приглашению верующих ходила читать Псалтирь по умершим.

В 1930 г. ее приговорили к 3 месяцам исправительно-трудовых работ за попытку протеста против закрытия местного храма. По возвращению из заключения поселилась в той же деревне, но в 1938 г. вновь была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ей вменили в вину» контрреволюционную клеветническую агитацию» † 5 апреля 1938 г. – была расстреляна и погребена в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Мантия – длинное монашеское одеяние без руковов. «Пострижение в мантию» собственно означает пострижение в монахи.

2

Хиротония (от χείρ – «рука» и τέινω – «протягиваю») – на церковном языке возведение лица в ту или иную степень духовного служения, посредством установленного таинства или церковного обряда.

3

Собор святых новомучеников и исповедников российских – празднование в честь российских святых, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; названия праздника в их честь. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Церкви 13–16 августа 2000 г. постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)». Таким образом, в 2009 г. Собор Новомучеников празднуется 26 января ст. ст. (8 февраля по нов. стилю).

4

Ездигерд I Предатель – шахиншах Персии из династии Сасанидов, сын Шапура III, правил с 399 по 420/421 годы. Персы называют его Bezehkar, арабы – El-athim, т. е. «злодей», и характеризуют как правителя безбожного, жестокого и развратного. Известен как соратник сближения иранско-римских отношений.

5

Спуд – древнерусская мера объема, равная примерно одному др. греч. медимну (52,5 л). Таким образом, выражение «почивают под спудом» букв. означает «лежат нераскрываемые, в раке».

6

Феодосий II Младший (401–450 гг.) – император Восточной Римской империи на протяжении 48 лет, с 402 г., когда он стал соправителем своего отца Аркадия, а в 408 г. после его смерти занял престол единолично. Питал подлинную склонность к занятию науками. При нём в 425 г. открылся Константинопольский университет. Христианскую церковь в его правление потрясали смуты.

7

Церковными соборами называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ.

8

Шапур II (Сопар, Сапор) – шах Ирана из династии Сасанидов с 309 г. При Шапуре претерпели гонение многие христиане, в том числе, согласно христианскому преданию, и его родная дочь. Завоевания в Армении сопровождались массовыми казнями христиан († в 379 г.).

9

Волжско-Камская Булгария (Болгария) – государство в Ср. Поволжье и Прикамье в Х— нач. ХV вв. Сыграло важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми. Впоследствии булгары постепенно утратили свою народность и смешались с победившими их татарами. Государство было покорено монголо-татарами к 1240. Ко 2-й пол. ХIV в. распалась на Болгарское и Жукотинское княжества.

10

Феодосий II Младший (401 – 450), император Восточной Римской империи (408 – 450), святой благоверный. Память 29 июля

11

Собор Ростово-Ярославских святых.

12

Ватопед или Ватопеди – один из значительных афонских монастырей.

13

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245–313) – римский император в 284–305 (с 286 соправитель), создатель тетрархической системы управления Римской империей и основатель домината. (т. е. неограниченной монархии). Примечательно, что на следующий год после устроенных им гонений на христиан Диоклетиан тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 он отказался от власти и заставил сделать то же самое своего соправителя Максимиана. С той поры он жил в уединении.

14

Собор прп. отцев Киево-Печерских, в Ближних (прп. Антония) пещерах почивающих, празднуется 28 сентября/11 октября.

15

Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) – римский император (288–337). После победы над Максенцием в 312 г. в битве у Мильвийского моста и над Лицинием в 323 стал единодержавцем римского государства, христианскую религию сделал господствующей, в 330 г. перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Эпоха правления Константина – время подъёма империи и её последнего расцвета.

16

Обновленчество (также Обновленческий раскол, Живая Церковь, живоцерковничество) – раскольническое движение в Российской православной церкви, возникшее после Февральской революции 1917.

Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований. С 1922 по 1927 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями

РСФСР православной церковной организацией, пользовалось признанием других поместных Церквей. В период наибольшего влияния – в средине 1920-х годов – более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур. К 1946 г. движение самоликвидировалось, влившись в состав легализованного Московского Патриархата.

17

Монофелиты (от моно… и греч. thelema – воля), сторонники христианского учения, сложившегося в VII в. в Византии как официальный компромисс между ортодоксальной догмой и монофиситами; согласно монофелитам, Христос обладал двумя природами, но одной волей и «энергией» (богочеловеческой). Осуждены как еретики на VI Вселенском соборе 680–681 гг.

18

Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) пещерах почивающих. Празднование совершается 28 августа / 10 сентября.

19

Комит – титул многих византийских должностных лиц. Его часто носили высшие офицерские чины.

20

Гай Мессий Квинт Траян Деций (201–251) – римский император в 248–251. Захватил Рим в 249 г. Вел жестокие гонения против христиан. Погиб, отражая нападение готов.