banner banner banner
Инновации в торговле
Инновации в торговле
Оценить:
 Рейтинг: 0

Инновации в торговле


– сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий;

– проанализировал подходы к классификации нововведений;

– в 1911 г. ввел понятие инновации как «новой комбинации факторов производства», т. е. любое новшество им рассматривается как уникальная выборка ресурсов из уже имеющихся – знаний, материальных, финансовых и других ресурсов;

– обосновал необходимость особой предпринимательской функции, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственных инноваций, т. е. инновационной деятельности;

– охарактеризовал предпринимателя как новатора, который реформирует и революционизирует производство путем внедрения изобретений, использования инновационных технологий;

– впервые подчеркнул процессный характер инновационной деятельности и обозначил необходимость изучения различных аспектов инновационной деятельности.

Большой вклад в развитие теории инноваций внесли современные ученые:

– западноевропейские исследователи Г. Менш, К. Фримен, Я. Ван Дейн, А. Клайнкнехт и др.;

– российские исследователи В. Ю. Котельников, А. А. Бовин, И. Б. Гурков, А. Н. Фоломьев, М. В. Грачев и др.;

– белорусские ученые А. А. Слонимский, В. С. Рубашный, Т. Н. Соколова, Н. И. Богдан, А. В. Марков, Л. Н. Нехорошева, Н. И. Иванова, П. Г. Никитенко и др.

В Республике Беларусь проводится большая работа по регламентации инновационной деятельности, в частности в сфере стандартизации инновационной терминологии. Основные понятия, термины и определения в области инновационной деятельности, обязательные для применения в технических нормативных актах всех видов, установлены в межгосударственном стандарте ГОСТ 31279–2004 «Инновационная деятельность», введенном в действие в Республике Беларусь в 2005 г.

Согласно данному стандарту, инновации, нововведения – это новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Существующее многообразие инноваций побудило ученых экономистов классифицировать инновации. Современные классификации имеют теоретическую и практическую значимость.

Исходя из результатов изучения видов инноваций, можно выделить следующие их основные типы:

– технологические и нетехнологические;

– базисные, улучшающие и псевдоинновации;

– продуктовые и процессные;

– радикальные и эволюционные;

– организационно-управленческие, маркетинговые и коммерческие;

– социальные, информационные;

– производственные, торговые, в сфере услуг;

– устойчивые и неустойчивые.

Классификацию инноваций можно осуществлять по ряду системообразующих признаков: степени радикальности; значимости в экономическом развитии страны; наличию инноваций в продукте или процессе, в различных сферах деятельности; глубине вносимых изменений; степени новизны; отраслевой принадлежности.

Современные клсификации инноваций имеют теоретическую и практическую значимость. Так, осмысленное понимание сущности и классификации инноваций позволяет руководителям организаций, структурных подразделений и ведущим специалистам разработать и воплотить в жизнь инновационную стратегию субъекта хозяйствования, например в области менеджмента логистических потоков. Чтобы добиться максимального эффекта от данной инновации, необходимо ее осуществлять в рамках общей инновационной стратегии организации, т. е. только в этом случае инновации будут иметь системный характер и охватывать (реально или предполагаемо) все функции хозяйствующего субъекта. В этом случае разработчики принимают решение о проведении кардинальных (революционных) или эволюционных изменений в области АСУ. При эволюционных изменениях первоначальные затраты на автоматизацию будут значительно более низкими. Однако можно предположить, что совокупные затраты эволюционного варианта могут существенно превысить затраты на разовые кардинальные изменения. Выбор того или иного варианта зависит от общей стратегии деятельности организации на рынке и наличия необходимых ресурсов.

Перечень наглядных материалов

1. Сущность понятия «инновация» (рис. 2.1).

2. Вклад крупнейших ученых в разработку теории инноваций (табл. 2.1).

3. Основные характеристики, определяющие сущность инноваций (табл. 2.2).

4. Классификация инноваций (табл. 2.3).

5. Пример характеристики типа продукт – инновации (табл. 2.4).

6. Пример процесс-инновации в инновационных системах при переходе от линейных к системным инновациям (табл. 2.5).

7. Пример инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой (табл. 2.6).

8. Пример инновации с технологической доминантой (табл. 2.7).

9. Пример информационной инновации (табл. 2.8).

10. Три мифа об инновационных стратегиях (приложение А).

Рис. 2.1. Сущность понятия «инновация»

Таблица 2.1.Вклад крупнейших ученых в разработку теории инноваций

Таблица 2.2.Основные характеристики, определяющие сущность инноваций

Таблица 2.3.Классификация инноваций

Примеры инноваций

1. Продукт-инновации

Таблица 2.4.Пример характеристики инновации типа продукт-инновации

2. Процесс-инновации в инновационных системах

Таблица 2.5.Пример процесс-инновации в инновационных системах при переходе от линейных к системным инновациям

3. Инновации с коммерче ской или маркетинговой доминантой

Таблица 2.6.Пример инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой

4. Инновации с технологиче ской доминантой

Таблица 2.7.Пример инновации с технологической доминантой

5. Информационные инновации

Таблица 2.8.Пример информационной инновации