Владимир Андреевич Мельник
Политология
© Мельник В.А., 2014
© УП «Издательство "Вышэйшая школа"», 2014
* * *Предисловие
Трудно переоценить значение политики, а значит, и науки о политике в жизнедеятельности современного общества и каждого отдельного человека. Политика активно влияет на процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни: экономике, социальных отношениях, культуре, науке, образовании. В сегодняшнем мире оставаться вне политики невозможно кому бы то ни было. Знания о ней в равной мере необходимы и тем, кто профессионально занимается политикой, и тем, кто участвует в ней лишь в периоды избирательных кампаний. Формирование политологических компетенций является непременным условием успешной деятельности человека на любом поприще. Именно поэтому важнейшей стороной подготовки современного специалиста является освоение им достижений политической науки, формирование у него способности понимать и оценивать социально-политические явления и пользоваться такой способностью в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Предлагаемое учебное пособие призвано помочь будущим специалистам приобрести необходимые им политологические знания, сформировать политическое сознание и политическую культуру, адекватные современным социально-политическим реалиям и потребностям общественного развития. Пособие соответствует типовой учебной программе по обязательному модулю «Политология» для учреждений высшего образования Республики Беларусь. Слова «обязательный модуль» в названии программы отражают тот факт, что в ней объединены в единое целое учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», которые в обязательном порядке изучаются всеми студентами первой ступени высшего образования. Пособие содержит также ряд политологических тем, которые могут составить основу специализированных модулей.
Структурная особенность учебного пособия, как и типовой учебной программы, состоит в том, что изложение собственно политологической его части предшествует изложению содержания идеологии белорусского государства. Очевидно, что понятия и категории политической науки используются в любой идеологии и особенно в государственной идеологии, в которых им придается индивидуальная специфика. Этим обстоятельством и обусловлена последовательность изложения тем интегрированного модуля.
В собственно политологической части учебного пособия излагаются вопросы методологии, становления и развития политической науки и основные темы ее содержания.
Концептуальный ряд, представленный в пособии, образуют следующие определяющие предмет политологии понятия и категории: политика-политическая наука-политическое сообщество-политические отношения-субъекты политики-политическая власть-политический институт-политическая система-политическое сознание-политическая идеология-политическая культура-политическая социализация-политический процесс. Отсюда вытекает и разбивка текста по главам, параграфам и абзацам как простейшим структурным элементам содержания пособия. Продвигаясь по данным «смысловым единицам», читатель получит возможность последовательного освоения предмета, основного круга проблематики и системы фундаментальных понятий и категорий политической науки.
Изложение содержания идеологии белорусского государства также производится согласно определенной логике. Раскрытие сути составляющих ее идей, ценностей и представлений потребовало предварительного рассмотрения положений теории идеологии, феномена государственной идеологии, основных идейно-политических доктрин современности. За этим последовало раскрытие культурно-исторической (цивилизационной), политической, социогуманитарной и экономической составляющих идеологии белорусского государства.
Учебное пособие предназначено прежде всего студентам учреждений высшего образования Республики Беларусь. Автор, однако, надеется, что оно заинтересует и всех тех, кому небезразличны политическая жизнь современного общества и содержание белорусской государственной идеологии.
Глава 1
Методология и история политической науки
1.1. Политология как научная дисциплина
Смысл и происхождение термина «политология»
Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logos – слово, смысл, учение. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.
Происхождение термина «политика» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Слово «полис» (polis) в переводе с греческого буквально означает «место» и одновременно «множество». Для древних греков оно имело и специфический смысл, а именно – место совместной жизнедеятельности определенного множества людей, объединенных единой властью. Численность жителей каждого такого полиса была невелика: в период расцвета Афин, например, там насчитывалось примерно 150 тыс. свободных граждан, включая членов их семей, 125 тыс. рабов и примерно 40 тыс. лично свободных, но не обладавших гражданскими правами переселенцев [1][1]. Древнегреческие полисы представляли собой, выражаясь современным языком, города и в то же время государства, включающие в себя прилегающие к городу сельские территории. Поэтому «полис» обычно переводится как «город-государство».
Полисное устройство предполагало для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего голосованием в народном собрании – участвовать в решении вопросов его жизнедеятельности. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым и стал термин «политика». Он утвердился после написания Аристотелем (384–322 до. н. э.) трактата под таким же названием, которое дословно переводится как «то, что относится к полису».
Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому понятию «полис» и изначально он означал учение о политике, т. е. совокупность знаний о полисе, об управлении его жизнедеятельностью. И хотя древнегреческий полис как форма организации сообщества людей уже давно стал достоянием истории, понятие «политика» из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину «политология», которым принято называть науку, изучающую политически, или государственно, организованное сообщество людей и процессы управления таковым.
Объект и предмет политической науки
Как наука политология имеет свой объект и предмет познания. Напомним, что в теории познания в качестве объекта понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения реальных объектов, которые подвергаются анализу или подлежат познанию.
Разумеется, во вводной теме объект и предмет научной дисциплины можно определить лишь в самом общем виде, поскольку понятие политики охватывает большой круг явлений. Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений, или, иными словами, политическая сфера жизнедеятельности общества. В самом широком смысле слова – это область общественных отношений, связанная с взаимодействием людей, их групп, объединений и общностей по поводу управления государством. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.
Как известно, эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, культурология, правоведение и другие социально-гуманитарные дисциплины. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в политической сфере общества, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Предметом политологии являются главным образом политика как особый вид деятельности людей и политическая власть как средство политики. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политики и власти, их институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. С таким определением предмета политической науки согласно большинство авторитетных исследователей. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Лассуэлла (1902 1978): «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти» [2]. Политическая наука призвана исследовать также те социально-политические явления, которые составляют часть предмета смежных с ней научных дисциплин, но которые обычно остаются вне поля зрения их представителей. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни и др.
Понятия и категории политической науки
Общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упоминание о системе ее понятий и категорий. Научные понятия есть слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных признаков, свойств, связей и отношений, присущих изучаемым явлениям. Категориями называются понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, закономерные связи и отношения, присущие объекту определенной науки. Понятия и категории есть главный конструкционный элемент любой научной дисциплины; в них концентрируются и в языковой форме закрепляется содержание накопленных знаний о познаваемых объектах. Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие вместе составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки.
Политология как особая научная дисциплина также вырабатывает собственный понятийно-категориальный аппарат. К ее собственным категориям относятся, например, политика, политическая власть, политическая система, политический институт, государство, политическая партия, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическое решение, политический процесс, политический кризис, политическая социализация и многие другие.
В политической науке широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин – философии, социологии, экономической теории, социальной психологии и др. К таковым относятся, например, философские категории – объект, сознание, субъект, явление, форма, развитие, и др.; категории социологии – элемент, структура, функция, процесс, социальный слой, социальная роль и др. Многие категории собственно политологии являются производными либо от общенаучных понятий, либо от категорий смежных с нею социально-гуманитарных дисциплин. Разумеется, политология, как и любая другая наука, включает в себя слова обиходного языка, без которых просто невозможно создать связный научный текст.
Более или менее устоявшиеся значения системы фундаментальных понятий и категорий политической науки будут даны в ходе рассмотрения последующих тем курса. Уяснение их научного содержания и будет означать овладение политологическим знанием.
Методы политологии
В политической науке используются самые различные методы познания изучаемых явлений. Осознанное применение тех или иных методов, основанное на понимании их возможностей и пределов применимости, делает познавательную деятельность более эффективной. Каждое конкретное политическое исследование предполагает использование как общелогических, так и специальных научных методов.
Как и любая наука, политология немыслима без соблюдения прежде всего формально-логических правил определения понятий, норм суждений, умозаключений и доказательств. В политической науке используются также такие общелогические методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, аналогия и экстраполяция, ограничение и обобщение, типологизация и идеализация, исторический и логический анализ. Суть данных приемов и методов познания постигается обучаемыми в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, а также в учебных курсах по философии. Из научных методов исследования в политологии наиболее часто применяются следующие: диалектико-исторический, эмпирико-социологический, сравнительный (или компаративный), системный, институциональный, бихевиоральный и др. Кратко рассмотрим суть каждого из них.
Диалектическо-исторический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей в становлении и развитии явлений социально-политической действительности.
Эмпирико-социологический метод представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований политических явлений и процессов. К таким методам относятся прежде всего наблюдение происходящих событий, анкетные опросы, анализ статистики, изучение различного рода документов, проведение деловых игр, биографический анализ и др. Полученные при этом эмпирические данные используются не только для теоретической интерпретации изучаемых явлений, но и в практической деятельности участников политики.
Сравнительный, или компаративный, метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия, но относящихся к различным обществам. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений, выявить тенденции в изменении социально-политической реальности. Применение сравнительного метода предполагает правильный выбор явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию. В настоящее время сложилось и динамично развивается особое направление политической науки, которое так и называется – сравнительная политология.
Системный метод, или, что практически одно и то же, структурно-функциональный анализ, заключается в подходе к политической сфере общества как к сложноорганизованной целостности или как к политической системе, состоящей из некоторой совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Содержание аналитических действий при этом составляют выявление элементов системы, определение отношений между ними, или структуры системы, и выяснение роли системы в выполнении своего общественного предназначения, или функций системы. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках более широкого целого. Системный анализ в познавательном отношении считается особенно ценным.
Институциональный метод состоит в рассмотрении политики как упорядоченной деятельности членов политического сообщества, осуществляемой ими в рамках разнообразных государственных (глава государства, парламент, правительство, суды, выборы и т. п.) и негосударственных (политические партии, группы интересов, общественные движения, средства массовой информации, гражданские инициативы, лидерство и т. п.) организационно оформленных институтов. В качестве политических институтов рассматриваются также устойчивые комплексы формальных и неформальных норм, правил, установок и культурных образцов, очерчивающих пределы допустимого поведения в той или иной социально-политической ситуации, не предписываемого, но и не запрещенного. Под таким углом зрения данный метод предполагает рассмотрение самых разнообразных политических явлений.
Бихевиоралъный метод (от англ. behaviour – поведение, поступок) состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются мотивы, которыми руководствуются участники политических действий. При этом особое внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений.
К числу специфических методов исследования политических явлений относятся политико-культурный – анализ ориентации различных элитарных и массовых субъектов политики на определенные политические объекты; информационно-кибернетический – анализ взаимодействий субъектов политики на принципах прямой и обратной связи; коммуникативный – раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом сообществе способов общения людей; психологический – изучение субъективных механизмов политического поведения людей, выяснение влияния на политические события эмоционально-чувственных особенностей индивидов; моделирование – создание и изучение лабораторной модели определенной политической ситуации с целью разработки наиболее вероятных сценариев будущих действий; практический эксперимент – принятие и реализация политического решения, посредством которого предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов исследования. Методы политических исследований чрезвычайно разнообразны, их арсенал постоянно пополняется, и поэтому дать их исчерпывающий перечень практически невозможно. Каждый метод предполагает применение определенных приемов, техник та процедур познания, выбор которых зависит от характера изучаемых политических явлений, целей и условий исследования.
Парадигмы политологии
Наряду с методами исследования в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1995) предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма – это признанные на данном этапе научным сообществом ведущие представления об определенной области действительности, служащие основой объяснения новых данных о ней. Понятие парадигмы отражает связь указанных представлений с общими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Смена одной научной парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция [3].
Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. В их основе лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестественного начала, либо через влияние природных, социальных или собственно политических факторов. Соответствующие подходы в литературе условно именуются теологической, натуралистической, социо-центристской и рационально-критической парадигмами политологии [4].
Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Боге, объясняли политические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений, а это и есть не что иное, как признак парадигматического мышления.
Натуралистическая парадигма – это способ объяснения природы политики исходя из определяющего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов в жизнедеятельности людей. Несмотря на то что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций – натуралистической парадигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.
Социоцентристскую парадигму представляет группа концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие разного рода социальных, но внешних по отношению к ней факторов. В такого рода концепциях в качестве порождающих политику причин называют экономические, классовые, правовые, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие социальные факторы.
Рационально-критическая парадигма природу политического взаимодействия людей связывает не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами. Данный концептуальный подход исходит из того положения, что политика есть полностью или относительно самостоятельное общественное явление, которое возникает и развивается по своим собственным, внутренним законам и правилам, которые могут быть познаны. В соответствии с данным представлением задачей политической науки являются исследование и раскрытие внутренней природы политики, ее составных элементов и взаимодействия между ними.
Выделение основных парадигм политологии дает возможность увидеть связь политической науки с более общими научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особенности различных парадигм, можно более полно уяснить специфику тех или иных познавательных методов политологии и более глубоко проникнуть во внутреннюю логику формирования политической науки.
Функции политологии
Вопрос о функциях политологии не является формальным. Речь идет о выяснении ее социальной роли, основных обязанностей перед обществом, важнейших направлений и круга деятельности представителей данной науки.
Если говорить в самом общем виде, политология выполняет две основные функции:
• познавательную, служащую решению задач исследования политической действительности. Результатом выполнения политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, выраженные в различных формах – от простого описания наблюдаемых политических явлений до их логического объяснения и теоретического истолкования;
• прикладную, которая находит свое выражение в практическом применении политологического знания, в поиске ответов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конкретных политических задач.
Однако выделение указанных функций хотя и полезно с дидактической точки зрения, но недостаточно для полного и детального выяснения социальной роли политологии и ее отличия от других обществоведческих дисциплин. В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи. Перечни таких частных функций, приводимых различными авторами, как правило, не совпадают. По нашему мнению, в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологическая функции (рис. 1). Поясним суть каждой из них.
Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа и интерпретации политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности. Важнейшие исследовательские методы политической науки мы рассмотрели выше.
Рис. 1. Функции политологии
Теоретическая функция – это концентрация, объяснение, пополнение и обновление имеющегося политологического знания. Результатом этой функции выступает политическая теория – целостное, с высокой степенью достоверности, систематически развиваемое знание о существенных связях и отношениях, присущих явлениям и процессам политической сферы общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности.