Описательная функция – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни. Описательная функция политологии связана с поиском ответов на следующие вопросы бытия: в чем особенности того или иного политического явления? как реально происходило определенное событие местного, национального или международного характера? Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.
Объяснительная функция – это поиск ответов на следующие вопросы политической жизни: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли? Почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам.
Прогностическая функция – научное предсказание будущего развития определенных политических явлений, событий, процессов. Эта функция заключается в поиске ответов на такие вопросы: какой будет политическая действительность в будущем? когда может произойти определенное событие? каковы могут быть последствия тех или иных политических действий? Ответы на подобные вопросы являются предположениями, которые опираются на вскрытые тенденции изменения политического явления, на повторяемость некоторых политических событий, на моделирование развития определенных процессов и т. п.
Инструментальная функция – нахождение ответов на вопросы практической политики: какие следует предпринять действия, чтобы достигнуть желаемого политического результата? что надлежит сделать, чтобы предвидения, касающиеся проектов действительности, оказались возможными? Итогом данного вида политического исследования будут определенные принципы поведения – правильные, если они, согласно результатам исследования, должны привести к желаемому результату; неправильные, если они не могут дать искомого результата.
Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, о мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах.
Идеологическая функция – выработка, обоснование и защита определенного социально-политического устройства. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться или какие политические ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Однако, как будет показано далее, политическая наука может способствовать поиску целей политической деятельности только в той мере, в какой она обеспечивает объективно значимые знания о социальной действительности. Постановка целей политической деятельности есть дело не столько ученых, сколько самих участников политики.
Структура политической науки
Выше в общем виде определен предмет политологии. Всю совокупность политологического знания и исследовательской проблематики данной науки можно сгруппировать по отдельным направлениям, которые будут составлять структурные элементы политологии. С учетом номенклатуры политологических специальностей, принятой в Международной ассоциации политической науки, к основным структурным элементам или разделам политологии как таковой можно отнести следующие:
• методология политической науки – область исследования, в которой обосновываются объект и предмет данной науки, применяемые в ней методы познания, подходы к теоретическому истолкованию изучаемых явлений, рассматриваются особенности ее понятийно-категориального аппарата, а также ее место в системе наук об обществе и выполняемые ею общественные функции;
• история политических идей и теорий – изучает генезис и развитие политической науки, содержание политических идей, теорий, концепций и доктрин, разрабатывавшихся мыслителями и учеными в различные исторические периоды;
• теория политики – раздел политологии, включающий исследования политики как сложного социального явления, сущности политической власти, ее субъектов, функций, источников, механизмов, реализаций; здесь же дается интерпретация таких политических явлений, как политическая коммуникация, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическая социализация и др.;
• политические институты – раздел политологии, включающий в себя исследование институциональных форм проявления политики и власти, роли государства и его органов, политических партий и общественных объединений, социальных и правовых норм в выполнении политикой ее общественного предназначения;
• политические процессы – раздел политологии, предметом которого являются динамические аспекты функционирования политических институтов и систем, цели, задачи и способы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни;
• международные отношения – область политической науки, предметом которой являются межгосударственные аспекты проявления и реализации политико-властных отношений, деятельность международных организаций и объединений, процессы глобального развития.
В политической науке принято также выделять теоретический и прикладной исследовательские уровни и соответственно различать теоретическую и прикладную политологию.
Теоретическая политология ориентируется на познание сущностных сторон политических явлений и создание целостной научной картины политической действительности. Результатом такого вида исследований политической действительности являются различные политологические теории – власти, политики, государства, политической системы, демократии, элиты, лидерства, социального конфликта и др. В своей совокупности они образуют политическую теорию как целостное, логически непротиворечивое отражение политической действительности. Прикладная политология ориентируется на исследование различных аспектов практической деятельности участников политических отношений и выработку научных рекомендаций по достижению ими своих политических целей и устремлений. Прикладные исследования опираются на достижения всех политологических дисциплин и стремятся применять полученное знание для решения актуальных проблем политической жизни. Теоретическая и прикладная политологии взаимно дополняют друг друга, составляя единую политическую науку.
Особенностью генезиса политической науки является усиливающаяся тенденция дифференциации знаний о политической действительности. Постепенно на основе предмета отдельных исследовательских направлений стали складываться политические субдисциплины с присущими им концептуальными подходами к интерпретации политических явлений, с использованием специфических исследовательских методов, а также особого понятийно-категориального аппарата. Ныне политология фактически предстает как система политических наук, включающая в себя такие, например, дисциплины, как политическая философия, политическая социология, политическая психология, политическая антропология, сравнительная политология, политическая география, политическая экология, теория международных отношений, геополитика и др. Перечисленные дисциплины (их перечень может быть расширен) в своей совокупности образуют целостное политологическое знание. Однако за политологией сохраняется статус комплексной научной дисциплины, синтезирующей выводы всех политических субдисциплин. Таким образом, термины «политология», «политическая наука» и «политические науки» можно рассматривать как взаимозаменяемые.
Политология как наука имеет свой специфический предмет исследования, который не может быть исчерпан другими общественными науками. Благодаря этому обстоятельству она конституировалась в самостоятельную дисциплину. Однако политология продолжает развиваться в тесной взаимосвязи с рядом других общественных наук, в объект которых также входит политическая сфера общественной жизни. К их числу прежде всего относятся философия, социология, экономическая наука, правоведение, история, социальная психология, география и др. Выражением взаимосвязи между ними и политологией являются названия перечисленных выше политических субдисциплин – политическая философия, политическая социология, политическая психология и т. д. Интегрируя знания из отдельных предметных областей различных общественных дисциплин, политология представляет собой междисциплинарную науку. Это выражается и в том, что в политологии широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин.
1.2. Основные этапы становления и развития политической науки
Предыстория политической науки
Политические идеи мыслителей античности. Первые идеи о политике и власти были высказаны мыслителями Древнего мира, к которому принято относить период от III–II тыс. до н. э. по V в. н. э. На политические представления людей того времени сильное влияние оказывало религиозно-мифологическое мировоззрение, унаследованное от родового строя. Политические взгляды мыслителей древности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями.
Среди источников древневосточной политической мысли прежде всего следует назвать мифологию различных народов, пятикнижие Моисея и другие произведения ветхозаветной части Библии. Источниками нерелигиозного характера являются древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры (Зороастра), учение китайского мыслителя Конфуция (551–479 до. н. э.), древнекитайский философско-политический трактат IV в. до н. э. «Книга правителя области Шан», древнеиндийские трактат IV-III вв. до н. э. «Артхашастра» и политико-правовой памятник II в. до н. э. «Законы Ману», а также другие произведения.
К числу наиболее оформившихся в концептуальном отношении политических учений мыслителей Древнего Востока следует отнести взгляды Конфуция. Его идеи дошли до нас в виде книги «Изречения» (по-китайски Луньюй), которая представляет собой запись высказываний мыслителя, сделанную его последователями после смерти учителя. Согласно Конфуцию, главой государства может быть только благородный муж – «сын Неба». Таковым является тот, кто умен, справедлив, любит учиться, отличается скромностью и не стыдится спрашивать у нижестоящих о том, чего не знает. Конфуций отстаивает незыблемость установленных Небом, т. е. отождествляемой с Небом высшей божественной силы, общественных порядков, социального неравенства, требует выполнения обрядов. Учение Конфуция и поныне является важным фактором социально-политической и духовной жизни китайского общества.
Выдающимся памятником древнеиндийской политической мысли является трактат «Артхашастра», что в буквальном переводе означает «наука о государственном устройстве». Его авторство индийская традиция приписывает мудрому брахману Каутилье, известному также под именем Чанакья. По своему основному содержанию это произведение представляет собой руководство по управлению государством. Его исходная идея состоит в том, что для правителя политическая выгода превыше всего; ради нее он может пренебречь любыми моральными нормами. Цель политики определяется как расширение подвластной территории с податным населением. Поэтому соседи правителя являются его естественными врагами, а соседи соседей – союзниками. Трактат содержит также детальные описания методов политической интриги, военных хитростей, правил ведения судопроизводства и т. п.
Своего наивысшего развития политическая мысль европейской античности достигла в учениях древнегреческих мыслителей Платона (427–347 до. н. э.) и Аристотеля. Их литературное наследие огромно. Основными произведениями Платона о политике являются диалоги «Государство», «Законы», «Политик» и отчасти «Критий». Политическое учение Аристотеля изложено главным образом в уже упоминающейся работе «Политика», а также в «Афинской политий», «Никомаховой этике» и других сочинениях. Свои рассуждения о политике Платон и Аристотель строили на основе познания жизнедеятельности полиса, служившего для них и образцом, и естественной формой организации сообщества людей. Они ввели ряд относящихся к политике и власти понятий, разработали важные подходы к пониманию данных явлений, выдвинули немало идей и концепций, оказавших огромное влияние на все последующее развитие политической мысли. Отметим наиболее важные из них.
Платон, например, снискал себе непреходящую славу учением об идеальном государстве. Государство, как он считал, станет идеальным, если будет полностью соответствовать идее государства, которая сама по себе вечна, неизменна и абсолютно совершенна. В таком государстве свободные граждане должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Править в нем должны философы, поскольку только они способны своим внутренним взором познать сущность идеи государства и внести ее свойства в «частный и общественный быт людей» [5].
Аристотель, ученик Платона, подверг критике его учение об идеальном государстве. Его интересует не заранее заданная «абсолютно наилучшая» форма государства, а такое политическое устройство, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель подверг анализу государственное устройство 158 древнегреческих полисов. Результатом стало его учение о правильных и неправильных государственных формах, которое не утратило своего значения и по сей день. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит ли один, немногие или большинство; неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей.
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых прослеживаются оригинальные идеи о политике, прежде всего следует отметить поэму Тита Лукреция Кара (ок. 99–55 до. н. э.) «О природе вещей», работы Марка Туллия Цицерона (106-43 до. н. э.) «О государстве» и «О законах». Первый автор развивал мысли о договорном характере государства, второй стоял у истоков того понимания государства, которое впоследствии переросло в понятие «правового государства». В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что условием свободы является подчинение закону всех. Ему принадлежат следующие замечательные слова: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода».
Оценивая сложившиеся в античную эпоху представления о политике и власти, некоторые исследователи склонны связывать с ними начало становления политической науки, а Платона и Аристотеля считать ее основоположниками. Другие авторы (и мы с ними согласны) считают, что более правильным было бы относить к этому времени начало предыстории политической науки, что нисколько не умаляет вклада мыслителей Древнего Востока и особенно Древних Греции и Рима в развитие политических идей. Политические идеи и учения прошлого не следует отождествлять с содержанием политической науки в собственном смысле слова, хотя нельзя отрицать и наличия преемственной связи между тем и другим. Совокупность высказанных мыслителями античности идей и представлений относительно государства, политики и власти можно назвать протонаучным знанием. Однако оно все же еще не было вполне оформившейся областью научного знания.
Политические идеи мыслителей Средневековья. На протяжении всей истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно в центре внимания мыслителей той эпохи оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Конечно же, этот вопрос мыслителями Средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция, творцами которой стали отцы церкви Аврелий Августин (354–430), который известен также под именем Августин Блаженный, и ученый-богослов Фома Аквинский (1225/26-1274). Первый свое учение изложил в книге «О граде Божием» (420–426), второй – в работах «О правлении властителей» (1265–1266), «Сумма теологии» (1266–1274) и др.
Согласно Августину, вся история человечества является борьбой двух царств, или «града земного» и «града Божьего». Земное царство он связывает с государством, которое основано на любви человека к самому себе и в котором борются за материальные блага. Царство Божие – это церковь, которая основана на самоотверженной любви человека к Богу. В конечном счете, как полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «града Божиего» над «градом земным». С тех пор как эта идея была выдвинута, она стала служить теоретическим оправданием политики церкви, небезуспешно стремившейся подчинить себе государство.
Фома Аквинский продолжил развитие положения о верховенстве католической церкви по отношению к государству. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная, всеобъемлющая власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. С учетом данного положения Аквинский развил теократическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривал как результат воли Бога. Именно так, по его мнению, следует понимать слова апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Однако отсюда не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом же благословлено любое действие правителя. Он, как и каждый человек, имеет свободную волю и потому способен творить зло, т. е. отдавать противоречащие божественным установлениям приказы. В этих случаях суждения о законности происхождения и использования власти правителя принадлежат церкви. Вместе с тем мыслитель признавал право подданных на свержение главы государства, если тот явно творит зло. Судьей при этом призвана выступать церковь, что практически означает ограничение власти светского правителя волей католического духовенства.
Таким образом, политические идеи наиболее видных мыслителей Средневековья по сути своей укладываются в рамки предыстории политической науки. Хотя в это время представления о политике и получали названия «scientia politica» («политическая наука»), «doctrina politica» («политическое учение») и даже «santissima civilis stientia» («божественная гражданская наука»), пройдет еще немало времени, пока идеи мыслителей о политике и власти разовьются во вполне научную дисциплину.
Становление политической науки
Вклад мыслителей эпохи Возрождения. Период в культурном развитии стран Европы с XIV по XVI в. получил название эпохи Возрождения. С него начался новый этап в развитии представлений о политике и власти. Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики.
Наиболее ярким политическим мыслителем этого времени по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469–1527). Его знаменитая книга «Государь» (написана в 1513, но опубликована в 1531, спустя пять лет после смерти автора) по сей день остается одним из самых читаемых произведений в мировой политической литературе. Ее автор стремился не только вооружить государя знанием приемов политического действия, но и вдохновить его на объединение Италии и ее освобождение от иностранного господства.
Согласно Макиавелли, политика есть автономная сторона человеческой деятельности; она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют не Бог и не мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Макиавелли приходит к пониманию того, что в конечном счете в основе политической деятельности лежат реальные интересы. Здесь необходимо подчеркнуть, что главным в политических воззрениях мыслителя является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. По его убеждению, правитель может оказаться в таких условиях, когда ради интересов государства должен будет применять крайне жесткие и даже бесчеловечные меры.
Таким образом, в отличие от мыслителей Средневековья, которые все же не выделяли политические идеи из этики или теологии, Макиавелли рассматривал представления о политике в качестве самостоятельной области знания. И хотя ему были еще неведомы научные методы анализа политической действительности, тем не менее он уже уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Вычленив государство, политическую власть в качестве самостоятельного предмета изучения, Макиавелли фактически положил начало существованию новой научной дисциплины – политической науки, или политологии, здание которой затем возводили поколения мыслителей различных стран.
Еще одним видным политическим мыслителем эпохи Возрождения является француз Жан Воден (1530–1596). Свои представления о власти и политике он изложил в работе «Шесть книг о государстве» (1576). Ему принадлежит одна из самых значительных политических идей того времени – идея государственного суверенитета (от фр. souverain – носитель верховной власти). По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Высший характер государственной власти Воден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Абсолютность власти состоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями и, несмотря на свою сложную структуру, выступает как единое целое, является неделимой. Постоянство же означает, что государственная власть не установлена кем-либо и на какой-либо срок, а существует по собственному праву. Надо заметить, что понятие суверенитета стало одним из самых употребляемых не только в политической, но и в правовой науке.
Политические идеи и концепции западных мыслителей XVII – начала XX вв. В Новое время происходил процесс формирования представлений о государстве, власти, политических институтах и политической деятельности в современном их понимании. Политическая сфера становилась важнейшим объектом научного анализа, а знание о мире политики конституировалось в качестве самостоятельной научной дисциплины с ее собственными предметом, понятийно-категориальным аппаратом и методами исследования.
Вехами в этом процессе стали произведения крупнейших представителей Просвещения – идейно-политического течения XVII–XVIII вв. К ним прежде всего следует отнести работы Гуго Гроция (1583–1645) «О праве войны и мира» (1625), Баруха Спинозы (1632–1677) «Политический трактат» (1677), Томаса Гоббса «Левиафан» (1651), Джона Локка (1632–1704) «Два трактата о правлении» (1690), Шарля Монтескье (1689–1755) «О духе законов» (1748), Жан-Жака Руссо (1712–1778) «Об общественном договоре» (1762), Иммануила Канта «К вечному миру» (1795) и др. Авторами разработан ряд вошедших в содержание политической науки теоретических концепций относительно происхождения и сущности общества, государства и права. К таковым относятся теория договорного происхождения государства, теория разделения властей, концепция правового государства, идея народного суверенитета, идея неотчуждаемых прав и свобод человека, право народа на политическое самоопределение и независимое существование, идея абсолютной ценности человеческой личности и др.
В XIX – начале XX в. предметом политических исследований становятся различные аспекты поведения людей в связи с их участием в политике. В это время создаются труды, составляющие классический фонд политической науки. К ним относятся работы Алексиса де Токвиля (1805–1859) «О демократии в Америке» (1835–1840) и «Старый порядок и революция» (1856), Джона Стюарта Миля (1806–1873) «Соображения о представительном правлении» (1861), Карла Маркса (1818–1883) «Гражданская война во Франции» (1871), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (т. 1–3; том 1 опубликован в 1867, том 2 – в 1885, том 3 – в 1884), Фридриха Энгельса (1820–1895) «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), Герберта Спенсера (1820–1903) «Должная сфера деятельности правительства» (1843), Людвига Гумпловича (1838–1903) «Раса и государство» (1875), «Расовая борьба» (1883), Эмиля Дюркгейма (1858–1917) «О разделении общественного труда» (1893), Макса Вебера (1864–1920) «Политика как призвание и профессия» (1919), Роберто Михельса (1876–1936) «Социология политической партии в условиях демократии» (1911), Гаэтано Моска (1858–1941) «Теория правительств и парламентское правление» (1884), «Элементы политической науки» (1896), Вильфредо Парето (1848–1923) «Трактат по общей социологии» (1916) и «Трансформация демократии» (1926), Артура Бентли (1870–1957) «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений» (1908) и др.