banner banner banner
Производственный менеджмент
Производственный менеджмент
Оценить:
 Рейтинг: 0

Производственный менеджмент

• социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.

В целом стратегическая и тактическая реализация всех компонентов целевой подсистемы оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ:

• ресурсное обеспечение;

• информационное обеспечение;

• правовое обеспечение.

Содержание функциональной подсистемы СПМ:

• планирование деятельности организации;

• НИОКР;

• организационно-технологическая подготовка производства;

• организация производства;

• тактический маркетинг;

• сервис товаров у потребителей и регулирование.

Содержание управляющей подсистемы СПМ:

• управление персоналом;

• социология и психология менеджмента;

• разработка и реализация управленческих решений;

• анализ в принятии решений;

• прогнозирование в принятии решений.

1.2. Развитие теории и практики производственного менеджмента за рубежом

Важность менеджмента была осознана уже в 30-е гг. XX в. Именно тогда стало очевидно, что эта деятельность трансформировалась в профессию, в отдельную дисциплину, а менеджеры – в довольно влиятельную общественную силу.

На современном этапе в американском и западноевропейском менеджменте отмечают четыре подхода с позиций различных школ в управлении:

• школы научного управления;

• классической школы управления;

• школы человеческих отношений и поведенческих наук;

• школы науки управления, или количественных методов.

Вклад этих школ в развитие теории и практики менеджмента нижеследующий.

Школа научного управления:

– использование научного анализа для оптимизации способов решения задачи;

– подбор исполнителей, наиболее подходящих для достижения целей, и создание условий для повышения их квалификации;

– обеспечение работников ресурсами, необходимыми для достижения поставленных целей;

– использование разнообразных видов поощрения для повышения эффективности труда;

– классификация процесса труда.

Классическая школа управления:

• определение принципов управления;

• формирование функций управления;

• системный подход к управлению организацией.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук:

• выработка системы управления межличностными отношениями в целях повышения производительности труда;

• исследование роли человеческого поведения в управлении с целью самореализации работника в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления:

• решение комплексных управленческих проблем благодаря построению и применению математических моделей;

• использование руководителями количественных методов при принятии решений в сложных ситуациях.

Американская школа менеджмента, ее специфика и особенности. Американский менеджмент уже длительное время занимает ведущее место в мире. Рассмотренные выше школы в управлении характеризуют основные этапы именно в его развитии, так как западноевропейские менеджеры в основном лишь развивали идеи, зарождавшиеся за океаном.

Первый прорыв в управленческой мысли, происшедший в начале XX в. и связанный с тейлоризмом, был основан на научной теории управления. Данное открытие, по сути, состояло в перенесении идей инженерных наук на управление производством. Однако вскоре в мире управления ощутили существенную ограниченность этой теории.

Следующий шаг в развитии западной управленческой мысли состоял в появлении теории принципов управления, что можно признать первым результатом администрирования в ее теперь уже классическом варианте, направленном в первую очередь на построение организационных структур и систем. По окончании Второй мировой войны американская экономическая мощь стала бесспорной. Сложилась ситуация, когда любая попытка предпринимательской деятельности приводила к успеху.

Американские методы управления постепенно распространялись по всему миру не только менеджерами, но и преподавателями, обучающими пользованию компьютерами, принятию решений, целевым методам управления, стратегическому планированию. Американские специалисты Маслоу, Херцберг, Друкер, Лайкерт, Фейкенбаум стали основателями методов управления и считались авторитетами.

В западных школах бизнеса и университетах сформировались два крупнейших направления. Одно из них было ориентировано на владение количественными методами управления организацией каждым квалифицированным менеджером и быстро развивалось в связи с внедрением средств вычислительной техники. Другое искало решение проблем не в цифрах, а в людях, труд которых лежит в основе всех результатов. Центральным понятием поведенческой школы стала мотивация труда. Представленная Маслоу классификация целей отдельных людей и ранжирования их по степени важности (иерархия потребностей) принесла ему известность. МакГрегор выдвинул две теории, характеризующие представление управляющих об отношении работников к труду, – так называемые теории Х и Y.

На рубеже 1970-х гг. XX в. переломной для всей управленческой мысли явилась идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к существующим многообразным внешним и внутренним средам, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать также и вне ее.

Для 70–80-х гг. характерны интенсивные поиски связей между видами среды и различными методами управления, т. е. произошел переход от универсализма к ситуационному подходу. Мировой энергетический кризис 70-х гг. XX в. ознаменовался новым прорывом в 80-х гг. – открытием значения организационной культуры как важного инструмента управления, особенно интенсивно и эффективно используемого японцами.