banner banner banner
Производственный менеджмент
Производственный менеджмент
Оценить:
 Рейтинг: 0

Производственный менеджмент

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования организации. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры организации.

Внешняя среда включает все силы, с которыми организация сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Она никогда не бывает стабильной. Каждая организация должна не только знать свою среду обитания и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес вообще.

По характеристике широты и периодичности (частоты) воздействия на организацию внешняя среда разделяется на ближнюю и дальнюю среду.

Поскольку производственная организация определяется как ресурсоперерабатывающая система, где ресурсы объединяются вместе для получения продукта, ближнее окружение организации состоит из потребителей, поставщиков, рынка рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с организацией непосредственно и наиболее часто.

Внутренняя среда организации, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, объединяет все функциональные среды внутрипроизводственной системы. Она состоит из различных компонентов в соответствии с функциональными признаками, общими для всех типов организаций:

• обеспечение производственной рабочей силой и другими людскими ресурсами (кадровая функция);

• финансы и бухгалтерский учет, связанные с денежными аспектами бизнеса;

• обеспечение поставками, т. е. организация процесса обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских;

• исследование и развитие производственной системы изобретения – функция, связанная с развитием продукта и процесса производства (в динамичном и конкурентном рынке – наиболее важный фактор выживания организации в долгосрочном периоде);

• распространение продукции, т. е. доведение товаров и услуг до потребителей;

• обеспечение процесса изготовления товара (предоставления услуг), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества;

• маркетинг – особый вид деятельности, не отождествляемый со сбытом или торговлей (а точнее, выявление и удовлетворение потребностей, желаний потребителя). В ориентированных на рынок производственных организациях он обеспечивает интеграцию всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно-ориентированных решений.

Факторами, влияющими на производственную структуру и инфраструктуру, которые относятся к внутренней среде организации, являются следующие:

• вид выпускаемой продукции и методы ее изготовления;

• масштаб производства;

• трудоемкость;

• конструктивно-технологическая однородность изделий;

• формы специализации и уровень межзаводской кооперации;

• условия выполнения работ и формы организации коллективного (бригадного) труда;

• нормативы численности рабочих и управляемости производственных подразделений;

• тип производства;

• степень развития информационных систем и т. д.

Производственную структуру организации не следует смешивать с ее составом. В состав организации (объединения) кроме цехов и обслуживающих хозяйств производственного назначения входят службы и учреждения по обслуживанию работающих (жилищно-коммунальная служба, клубы, спорткомплексы, детские сады и т. д.), а также службы управления и охраны (заводоуправление, пожарное депо, бюро пропусков и т. д.).

Основные закономерности управления организацией. Управление производством эффективно лишь тогда, когда оно базируется на осмысленном применении объективных законов. Производство функционирует и развивается на основе комплекса законов экономики, социально-общественного устройства, научно-технического прогресса.

Основным звеном в системе управления являются объективные экономические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях, позволяющие определять существующие зависимости между отдельными процессами и явлениями в экономике. Система управления реализует эти связи и зависимости в различных сферах общественной жизни и является в то же время средством реализации экономических законов.

Освоение экономических законов позволяет научно и обоснованно выявлять основные принципы, методы и способы управления производством, распределением и обменом материальных благ в соответствии с потребностями и интересами организации и ее отдельных работников.

Закономерности управления производством можно с определенными допущениями разделить на две группы:

• общие, характеризующие процесс управления в целом;

• локальные, проявляющиеся в отдельных элементах системы управления (в методике принятия управленческих решений, формирования организационных структур управления, в отдельных функциях управления, условиях их реализации и т. д.). К некоторым общим закономерностям управления производством следует отнести:

• единство главной цели управления на всех ступенях производства;

• единство системы и принципов управления на всех уровнях производства;

• достижение и сохранение пропорциональности во всех частях и на всех ступенях управляемой и управляющей систем, а также между ними;

• соблюдение баланса централизации и децентрализации управления на различных иерархических уровнях производства. К общим законам управления следует отнести: закон специализации управления, закон интеграции управления, закон необходимой и достаточной централизации управления, закон демократизации управления, закон рационального использования времени.

Закон специализации управления заключается в том, что управление в организации, как правило, осуществляется по широкому спектру видов выполняемых работ, зависящих:

• от функций управления (планирование и прогнозирование, организация, координация, мотивация, контроль);

• средств труда (информационные и технические средства обработки информации, исследовательские и статистические методы и пр.);

• сложности выполнения функций (руководители, подчиненные и пр.);

• различных полномочий (уровни управления, права, обязанности, ответственность).

Следовательно, при многофункциональной системе управления возникает необходимость в разделении многочисленных функций и полномочий, осуществляемых отдельными людьми и трудовым коллективом.

Закон интеграции управления, как и предыдущий, носит объективный характер, так как в практической работе управление не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности многих работников. Само понятие интеграции изначально заложено в сути управления. Интеграция – это объединение разрозненных, специализированных действий в общий процесс функционирования и развития управления.

Закон необходимой и достаточной централизации управления на практике проявляется как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации. С одной стороны, он предполагает централизованное, сконцентрированное управление, т. е. реализацию процесса управления по вертикали (сверху вниз), с другой – предусматривает необходимость передачи определенных полномочий управления на более низкие ступени иерархии.

Закон демократизации управления предполагает, что управление эффективно только в том случае, если оно удовлетворяет потребности конкретных людей. Для достижения этого важно, чтобы управление было не только профессиональным, но и демократичным.

Демократизация управления предусматривает решение ряда важных задач: участие значительного числа работников в процессе управления, например путем передачи им собственности (в виде акций или других ценных бумаг); применение закона децентрализации управления; нововведения в структуре управления и т. д. Демократизация управления базируется на построении таких взаимоотношений руководителя и подчиненных, когда действия руководителя стимулируют положительную ответную реакцию, когда в общей системе управления практически исключается пассивное поведение.

Закон рационального использования времени, или закон управления временем, является одним из важнейших законов рыночной экономики. По сути, время трансформировалось в экономическую категорию, ценность которой обусловливает все стороны деятельности организации (длительность производства, быстроту оборота капитала, адаптацию к изменяющимся условиям и т. д.).

В теории и практике управления время постоянно находится в центре внимания менеджеров. При рыночной системе хозяйствования важно определить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки сбыта, раньше других приступить к выпуску новой продукции, своевременно преобразовать управленческие структуры и т. д.

Несомненно, эффективность труда снижается, если система управления вступает в противоречия с законами других наук, например социологии, психологи, физиологии, кибернетики; наоборот, широкое использование законов позволяет эффективнее решать задачи управления фирмой в целом.

Общие закономерности управления производством в сочетании с более частными локальными являются той объективной основой, которая способствует формированию и функционированию высокоэффективных экономических систем.

1.4. Характеристика целевой подсистемы производственного менеджмента

1.4.1. Целевая концепция производства

Высокие темпы развития экономики страны в последние годы, обеспечивающие выполнение важнейших задач макроэкономической политики (устойчивый экономический рост, увеличение заработной платы и доходов населения, снижение уровня инфляции и обеспечение стабильности валютного рынка, улучшение финансового состояния реального сектора экономики, расширение налогооблагаемой базы и поступлений в бюджет, увеличение инвестиций в основной капитал, улучшение внешнеторгового баланса), позволили укрепить состояние экономической безопасности Республики Беларусь как в целом по народному хозяйству, так и по отдельным составляющим. Большинство индикаторов экономической безопасности, отражающих уровень защищенности национальных экономических интересов, не превышает пороговых значений.