banner banner banner
История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий
История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий
Оценить:
 Рейтинг: 0

История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий


Многочисленные складки равномерно распределялись вокруг тела. Иногда его носили как фартук, и в этом случае полотно вообще не сшивали.

Длинный калазирис, закрывавший тело до шеи, делался из прямоугольного куска материи длиной в два раза большей длины готового изделия (рис. 4). Ткань складывали посередине и делали в ней прорезь для головы. Боковины прямоугольника сшивали до пройм.

Если калазирис носили без пояса, ткань по линии плеч немного срезали (см. внутреннюю линию кроя на рис. 4).

Рукава калазириса либо выкраивали отдельно и пришивали, либо делали цельнокроеными (рис. 5). Ширина ткани по обе стороны от прорези для головы равнялась длине рукавов.

Рис. 15. Статуэтка конца эпохи Нового царства. Около 1100 г. до н. э.

Сначала сшивали боковины калазириса, а затем рукава понизу. Одежда египтянок была более закрытой, чем у мужчин. Плотно облегающий эластичный калазирис – древний национальный костюм египтянок. Женские калазирисы немного различались по стилю, но всегда закрывали лодыжки. Калазирисы были либо без рукавов, оканчивались выше линии груди и удерживались на плече лентой, либо с рукавами и закрывали тело до шеи.

Одежда простолюдинов была похожей, однако для большей свободы передвижения ее иначе драпировали и делали намного короче, чем у знати.

Кроме того, знатные мужчины и женщины носили накидки. В эпоху Древнего царства их делали почти круглыми (рис. 6), либо цельнокроеными, либо с застежкой сзади. Они могли быть разными по ширине, но никогда не спускались ниже плеч. Шили их из льняного полотна различных цветов или очень дорогой сетки.

Накидки иного стиля делали только из прозрачных материалов, они ниспадали с плеч и опускались чуть ниже локтей. Были они почти круглыми, с прорезью в центре для головы (рис. 6) или прямоугольные (рис. 7). В последнем случае складки, формирующие накидку, лежали на плечах, собирались на груди и удерживались на месте застежкой так, чтобы концы свободно свисали.

Когда надевали почти круглую пелерину, ткань собиралась на груди и на спине, отчего образовывались диагональные складки.

Как и во всех древних костюмах, важнейшая особенность одеяний египтян – драпировка. Каждая народность носила одежду по-своему, но вся она была выдержана в одном стиле.

Эфиопы

Одежда эфиопских народов, которые жили на территории к югу от Египта, в общем была похожа на египетскую, хотя и имела отличия из-за расовой обособленности. Оригинальный костюм эфиопов – простая набедренная повязка из шерсти или кожи и некое подобие плаща. К этому костюму постепенно прибавились пояса и куртки из эластичной материи, о которой уже упоминалось.

Рис. 16. Поздний костюм эфиопской знати

Рис. 17. Знатная эфиопка

Таковой была повседневная одежда эфиопов, но, как и в Египте, знать одевалась иначе, особенно в более поздний период. С развитием цивилизации одежда эфиопов постепенно стала совершенно не похожа на египетскую. Она больше напоминала азиатскую или, если точнее, ассирийскую одежду. Знать носила набедренные повязки только как парадный костюм; в остальных случаях надевали длинную одежду из непрозрачных тканей, которая поначалу доходила только до груди. Ее носили и мужчины, и женщины. В ранний период одежда представляла собой вытянутый прямоугольный кусок ткани, достаточно широкий, чтобы закрыть тело от груди до ног. Ткань драпировали вокруг туловища и ног, закрепляли на плечах и вокруг бедер поясами или ремнями.

Постепенно одежду стали шить из двух полотнищ, причем передняя часть была длиннее задней[1 - Выкройка платья без рукавов приведена на рис. 18; показано переднее полотнище платья. Длина заднего полотнища, закрывающего щиколотки, очерчена линией аб; в остальном переднее и заднее полотнища выкраиваются одинаково. Двойные линии в верхней части выкройки показывают прорезь горловины и проймы.]. Дополнительная длина переда собиралась в широкие складки, фиксируемые так, чтобы придать платью изящный силуэт.

После пошива одежда не только становилась облегающей, но и приобретала многочисленные косые складки, изображаемые эфиопскими художниками параллельными линиями, напоминающими скорее узор на ткани, а не драпировку. Помимо этого, мужчины носили облегающие тело куртки с короткими рукавами. Многие, однако, главным образом знать, надевали одежду, закрывающую тело до шеи и с узкими рукавами длиной до запястий (рис. 16). Одежду шили из узорчатой ткани и носили без пояса; спереди она была длиннее, собиралась в складки и закреплялась уже описанным способом.

Рис. 18. Выкройка эфиопской одежды

Рис. 19. Выкройка рукава эфиопской одежды

Единственное различие между этой одеждой и описанной выше в большей длине. Два куска ткани сшивали сбоку и сверху, оставляя прорезь для головы (рис. 18). По бокам оставляли проймы для рукавов. Рукава выкраивали по прямым линиям, сужая к запястьям (рис. 19).

Нижний край длинной эфиопской одежды обшивали прочной тесьмой, с узорами и украшениями в виде небольших кисточек. Тесьмой обшивали и перед одеяния, дабы закрыть булавки и стежки, фиксирующие складки.

Такой длинный костюм со складками совсем не похож на египетский, особенно из-за широкого шарфа с кистями или кушака (рис. 17), который свешивался с плеча и проходил под противоположной рукой. Подобная отделка отличала платье эфиопской знати и от одежды знатных ассирийцев.

Сирийцы и финикийцы

Древнейшее известное разделение народов Западной Азии датируется примерно 2300 г. до н. э. – концом эпохи Старого египетского царства. Речь пойдет о племени или роде ааму, которое предположительно жило на территории Южной Сирии. Одежда племени была одинаковой для обоих полов и делалась из довольно большого прямоугольного куска ткани (рис. 20), которая дважды оборачивалась вокруг тела, закрывая его от подмышек до колен. Самый длинный конец ткани перебрасывался на спину через левое плечо и завязывался с другим концом материи (рис. 21, а).

Подобную одежду, но из почти квадратного куска ткани, носили мужчины. Он висел как мантия за спиной, а один из верхних концов ткани был переброшен на грудь через плечо. Вероятно, ткань, носимая таким образом, крепилась вокруг тела лентами. Несмотря на простоту покроя, для такой одежды брали очень красивую ткань с различными узорами – как правило, зелеными, синими и красными полосами на белом фоне.

На рисунке, сделанном пятьсот лет спустя, в эпоху Нового египетского царства, также изображены представители племени ааму. Очевидно, одежда племени мало изменилась за такой длинный период. Женщины носили практически такие же платья, но мужчины изменили форму только что описанного одеяния, которое закрывало все тело, оставляя открытыми руки. Они стали носить простую набедренную повязку и накидку до лодыжек, один конец которой протягивали под рукой и завязывали на противоположном плече (рис. 22). Эта накидка отличалась от более древней одежды ааму только тем, что выкраивалась в плечах уже, чем в нижней части, и, возможно, делалось некое подобие выреза горловины (рис. 23). На плечах накидка завязывалась широкими лентами, пришитыми к верхним углам полотнища.

Рис. 20. Мантия племени ааму

Рис. 21. Ааму в древнем костюме («); одежда племени рибу (б)

Рис. 22. Ааму в костюме поздней эпохи

Рис. 23. Выкройка мантии ааму

Рис. 24. Выкройка мантии племени шели

Рис. 25. Костюм шели

Рис. 26. Мужские костюмы ретену (каппадокийцев)

Очень похожее платье носили представители племени шели или шари, населявшего Сирию. Шели надевали только накидку, край которой пропускали под рукой и завязывали на груди с помощью лент. Для пройм оставляли прорези (рис. 24, 25), к накидке пришивали воротник, придавая одеянию значительность. Накидку выкраивали из ровного прямоугольного куска ткани; короткая ее сторона была такой же ширины, что и прямоугольный воротник. Воротник, пришиваемый к накидке, часто отличался рисунком и цветом; шов скрывался под широкой узорной тесьмой, длинные концы которой служили лентами. Ткани, из которых шили одежду в племени шели, не уступали по красоте тканям тех народов, о которых мы уже говорили, и даже превосходили их по качеству.

Рис. 27. Выкройка фартука ретену

Рис. 28. Выкройка пелерины ретену

К северу от шели, вероятно, в верхнем Евфрате, жили ретену-техену, разделенные на роды.

Каждый род ретену-техену одевался по-своему. Их платья были гораздо более закрытыми, чем у жителей Сирии, – можно предположить, что климат на территории проживания ретену был суровее. Судя по их одежде, существовало три рода. Представители первого рода носили одеяния в виде фартука; второго – оборачивали ткань вокруг тела; третьего – шили одежду. Однако о подобных различиях можно говорить применительно к мужской одежде. Женское платье почти всегда состояло из нескольких покровов, надеваемых друг поверх друга и закрепляемых поясом на бедрах. Помимо этого, женщины носили большие круглые накидки, застегивавшиеся спереди по всей длине. Под накидкой были темные ленты, скрещенные на груди, длинные концы которых свисали на спину.

Одежда в виде фартука у ретену делалась следующим образом: почти прямоугольный кусок ткани подходящего размера (рис. 27) оборачивали вокруг бедер и закрепляли поясом и, возможно, широкими лентами, скрещенными на груди и спине. Поверх надевалась довольно большая пелерина (рис. 28); при этом одна рука оставалась обнаженной, а другая закрытой до локтя. Верх пелерины доходил до шеи и, вероятно, закреплялся застежками на короткой стороне.

Рис. 29. Выкройка верхней одежды финикийцев

Рис. 30. Выкройка пелерины финикийцев

Судя по изобилующим рисунками тканям, накидки были привилегией богачей. Эти одеяния имели форму очень удлиненного треугольника, чей сужающийся конец закрепляли поясом (рис. 26, б). Помимо этого, ретену надевали нечто вроде плотного, но эластичного воротника, который, дабы не стеснял движений, сдвигали на плечо. Вероятно, они также носили накидки, похожие на уже упомянутые. Третий стиль платья настолько отличался от первых двух, что, должно быть, такую одежду надевали представители особого клана, возможно военные (рис. 26, а). Платье шилось из очень прочного материала (вероятно, кожи) и представляло собой некое подобие пальто с длинными, узкими рукавами, закрывающего тело от шеи до лодыжек. Его выкройка схожа с выкройкой египетского калазириса, с той лишь разницей, что по всем швам и спереди платье расшивали широкими цветными лентами, а подол отделывали шнуром с кистями.

Иудеи

Об одежде иудеев известно мало; найдено только несколько платьев в развалинах Ниневии. На основе сведений из Ветхого Завета, можно довольно четко описать иудейское платье. Самая ранняя одежда представляла собой рубаху и накидку. В царствование Давида, под влиянием ассирийской и финикийской культуры, иудеи стали шить одежду из более качественной ткани, однако создание ими самобытного костюма можно датировать 1000 г. до н. э.

Рис. 31. Выкройка верхней иудейской одежды из двух частей

Рис. 32. Иудейская знать

Мужское платье состояло из длинной рубахи с рукавами различной длины и прямоугольного куска ткани, который по желанию оборачивали вокруг тела. Иногда мужчины носили по две рубахи: нижнюю – льняную, которая была длиннее, а поверх нее шерстяную рубаху.

Весьма декоративным элементом иудейской одежды был пояс, закрепляющий платье на бедрах. Первоначально он был кожаным, но постепенно его стали делать из дорогой ткани, расшитой золотом, или металла, украшенного драгоценными камнями. Сверху надевали традиционную шерстяную мантию. В более поздние времена, незадолго до ассирийского вторжения и во время его, появился другой тип верхней одежды. Одно одеяние было в форме кафтана, а другое сшивалось из двух кусков ткани на плечах. Последнее имело ассирийское или вавилонское происхождение и обязательно присутствовало в гардеробе первосвященника; как и прямоугольная накидка, оно было украшено по углам фиолетовыми кистями в память о законах Иеговы. Позже эти кисти стали делать очень длинными – книжники и фарисеи стремились выделиться из толпы, как особо религиозные люди.

Рис. 33. Выкройка верхней одежды иудеев